Глазовская Основана 04.03.1889. Именование – по г. Глазов (Вятская губерния; Удмуртская АССР). Вятское (Кировское) викариатство. Викариатство упразднено постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода 737 от 23.08(05.09)1918 (РГИА ф. 831, оп. 1, д. 44, л. 2); вместо него основана Слободская кафедра. Возобновлена в 1919 г. Упразднена в 1937 г. 04.03.1889 21.08.1893 Никон Богоявленский 31.10.1893 12.11.1894 Симеон Покровский 10.12.1894 08.01.1904 30.01.1904 27.11.1904 Филарет Никольский 17.01.1905 25.05 (07.06) 1918 Павел Поспелов Николай Покровский 01(14)08.1921 30.07(12.08)1922 сщмч. Виктор Островидов 30.07(12.08)1922 в/у сщмч. Виктор Островидов 09(22)12.1925 10.1926 Мелхиседек Аверченко 02(15)11.1928 02.1929 09(22).02.1929 09(22)05.1935 25.12.1936(07.01.1937) Авраамий Дернов, паки Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так на отношение Глазовского Духовного Управления от 22 января епископ Алексий 28 января 1927 г. ответил пространной резолюцией: «Возвратить обратно по принадлежности, с просьбою к Преосвященному Виктору — не вторгаться в пределы Сарапульской епархии явочным порядком, без предварительного сношения с местным Епархиальным Архиереем, согласно правил 8-го 3-го Всел. Соб., 9-го Антиох., Карф. 64 и 67 и не вносить этим разделения в Сарапульской Епархии, тем более потому, что целые благочиннические округа (2, 3, 4) не желают входить в состав Ижевской Епархии и просят меня быть их духовным руководителем; село же С. Зятцы находится в пределах Сарапульской Епархии и перечислять его в Ижевскую, не объяснившись с Сарапульским Епископом, неканонично; кроме того, Епископом Ижевским считается Симеон (Михайлов), с назначением которого полномочия епископа Виктора по отношению Ижевской кафедры ликвидировались, и если Епископ Симеон теперь не состоит Ижевским Епископом, и если Епископ Виктор не имеет вторичного поручения управлять Ижевской кафедрой, то, значит, Епископу Виктору не принадлежит право вмешиваться в дела Ижевской кафедры; а посему, просил бы Преосвященного Виктора Епископа Глазовского, Викария Вятской Епархии, предоставить мне письменное подтверждение того, что ему, Епископу Виктору, Заместителем Патриаршего Местоблюстителя М. Сергием, предоставлено письменно вновь управлять Ижевской кафедрой; если же Преосвященный Виктор такого письменного подтверждения не представит, то управление им Ижевской кафедрой с канонической точки зрения будет самочинным церковным деянием; а так как Епископу Виктору, вероятно, не безызвестно то, что на местах многие Ижевские приходы не желают самостоятельности Ижевской Епархии и просятся обратно в состав Сарапульской Епархии, и что в настоящее время Заместитель Патриаршего Местоблюстителя отсутствует, а ему только принадлежит возможность, как открывшему Ижевскую кафедру, вновь рассмотреть этот вопрос, в виду новых протестов с мест, то я полагал бы, что Викарий Вятской Епархии, вторично вступивший в управление Ижевской кафедрой, неизвестно на основании каких письменных распоряжений (в Ижевской Епархии нет распоряжения о вторичном управлении ею Еп. Виктором, если Еп. Симеон освобожден от данного ему назначения на Ижевскую кафедру, о чем в Ижевске нет никаких письменных распоряжений М. Сергия), превышает свои полномочия, с канонической стороны, чем вносит нежелательное церковное разделение в чуждой ему Епархии (Сарапульской) и вызывает недоумение и смущение среди духовенства Селтинского Благочиннического Округа, в составе которого находится Старо-Зятцинский приход, о чем и считаю долгом сообщить Глазовскому Духовному Управлению, с просьбой, чтобы оно по всем церковным вопросам, касающимся Сарапульской Епархии, в случае потребности в этом, непременно бы сносилось предварительно с сарапульским Епархиальным Архиереем» [lxxxviii] .

http://bogoslov.ru/article/1295104

24 .08(06.09).1923–26.12(08.01).1923: Ярославская (обн.) 26 .12(08.01).1923–06(19).05.1927: Ленинградская 1 (обн.) 06(19).05.1927–23.04(06.05).1930: Московская (обн.) Вениамин Новицкий 02(15).06.1941–08.1942: Новоград-Волынская 02(15).06.1941–08.1942: Пинская, в. у. 08 .1942–09.1944: Полтавская Вениамин Тихоницкий 14(27).12.1942–07(20).03.1957: Кировская 1945–1945: Ижевская, в. у. Вениамин Троицкий Стерлитамакская Вениамин Федченков 10(23).02.1919–1920: Севастопольская 22 .03(04.04).1933–08(21).08.1947: Американская Вениамин Фролов 02(15).11.1923–: Байкинская Вениамин 1924–1926: Богодуховская (обн.) 1926–1929: Луганская (обн.) Викентий Никипорчук 03(16).02.1930–07.1931: Нижне-Ломовская (обн.) 07 .1931–02.1932: Белгородская (обн.) 02 .1932–17(30).03.1932: Острогожская (обн.) 11 .1934–10(23).01.1935: Алатырская (обн.) Виктор Богоявленский 1919–1923: Барнаульская 1924–1924: Нижне-Удинская 03 .1925–20.10(02.11).1928: Омская Виктор Ельцов 11(24).10.1934–25.05(07.06).1938: Семипалатинская (обн.) Виктор Островидов 26 .12(08.01).1919–1923: Уржумская –1922: Томская, в. у. 1923–1927: Глазовская 1923–1924: Кировская, в. у. 1925–04.1928: Омская, в. у. 1926–: Воткинская, в. у. 1927–1927: Шадринская, в. у. 1927–1927: Свердловская, в. у. 1927–1927: Ижевская, в. у. Виктор Путята 22 .11(05.12).1926–17(30).03.1927: Юхновская (обн.) 17(30).03.1927–1928: Петровская (обн.) 04 .1928–19.08(01.09).1929: Уральская (обн.) 19 .08(01.09).1929–03.1930: Костромская (обн.) 03 .1930–09.1930: Павлодарская (обн.) 12 .1930–16(29).04.1931: Семипалатинская (обн.) 09 .1931–10.1931: Корельская (обн.) 10 .1931–21.06(04.07) .1936; Череповецкая (обн.) 1936–1936: Петрозаводская (обн.) 23 .07(05.08).1936–08(21).04.1937: Тамбовская (обн) Виктор Святин 08(21).10.1932–1937: Шанхайская (заруб.) 1937–18(31).05.1956: Пекинская Виктор 1926–: Каменская (обн.) Виссарион Зорнин (Зорин) 17(30).09.1924–09(22).12.1925: Ульяновская 1924–1924: Омская 09(22).12.1925–1927(?): Ульяновская (григ.) 1927(?)–: Саратовская (григ.) –1933: Воронежская (григ.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Допрашивали его так. Восемь суток менялись следователи и не давали никакой передышки, ни малейшей возможности хоть чуть задремать. И каждый настойчиво предлагал одно и то же: подпиши! подпиши! подпиши! Силы в этом поединке казались неравны. Против него — могучая репрессивная машина. На его стороне — только вера. Но сильнее оказался он, святитель Виктор, епископ Глазовский (1875-1934)/ Допрашивали его так. Восемь суток менялись следователи и не давали никакой передышки, ни малейшей возможности хоть чуть задремать. И каждый настойчиво предлагал одно и то же: подпиши! подпиши! подпиши! Протокол допроса, который они передавали друг другу и подсовывали ему, был составлен заранее. В нем — их нелепые обвинения и его лживые показания. Они добивались, чтобы он оговорил не только себя самого, но и других арестованных. И надеялись, что вот-вот он сломается. Сломался не он, а очередной следователь. Случилось это неожиданно. Перед началом нового раунда допроса измученный епископ коротко помолился и вдруг перекрестил следователя. А того будто током ударило. Он подскочил на месте, затрясся, стал нелепо дергаться из стороны в сторону. А на губах выступила пена. Припадок? Епископ еще раз помолился и попросил Господа, чтобы несчастному следователю не случилось какого вреда. И припадок прекратился так же внезапно, как начался. Допрос епископа Виктора продолжился. Его взаимоотношения с гонителями иногда оборачивались еще более неожиданно. Когда епископа Виктора судили в Вятке, один из высокопоставленных судебных чиновников Александр Ельчугин так проникся речами священника во время процесса, что коренным образом пересмотрел свои жизненные позиции и стал тайным союзником подсудимого. Ельчугин навещал епископа в тюрьме, показывал ему секретные судебные документы и приказы ВЧК о репрессиях против Церкви, предупреждал о действиях властей. Когда епископ Виктор оказался на свободе, Ельчугин стал тайно помогать владыке в богослужебной практике. В следующий раз арестовали их вместе. Очередным местом заключения епископа стал концлагерь на Соловках. Здесь было много и ученых, и литераторов, которые становились духовными детьми святителя. Один из них профессор Андреев вспоминал: «Владыка Виктор приходил к нам довольно часто вечерами, и мы подолгу беседовали по душам. Для отвода глаз начальства роты обычно мы инсценировали игру в домино за чашкой чая…

http://pravmir.ru/kupolom-sobora-bylo-ne...

Вскоре оказалось, что Виктор Вятский, обыкновенный русский епископ, с внешностью, как писал Д.С. Лихачев, «сельского попика», своей готовностью пострадать за Христа, представлял для советской власти угрозу большую, нежели сотни пропагандистов-антисоветчиков. Епископ-контрреволюционер Коммунисты начали преследовать новопоставленного епископа уже в 1920 году, вскоре после приезда владыки на место служения. Первый арест большевики мотивировали тем, что владыка «агитировал против медицины» (!), так как во время эпидемии тифа он призывал верующих усилить молитву об избавлении от болезни и чаще кропить свои жилища Крещенской водой. В результате по постановлению Вятского губревтрибунала пять месяцев епископа продержали в заключении. Епископ Виктор (Островидов) в заключении Снова владыка оказался за решеткой в следующем 1921 году – как и многих архиереев, большевики арестовали его за осуждение обновленческого раскола. В связи с арестом вятского правящего архиерея епископа Павла, епископ Виктор (тогда он был епископом Глазовским, викарием Вятской епархии) временно исполнял обязанности управляющего епархии, и в этом качестве опубликовал и распространил по приходам свое воззвание к пастве. В тексте воззвания владыка убеждал верующих не уклоняться в обновленчество: «..Умоляю вас, возлюбленные во Христе братья и сестры, а наипаче вас, пастыри и соработники на ниве Господней, отнюдь не следовать сему самозванному раскольническому соборищу, именующему себя “церковью живой”, а в действительности “трупу смердящему”, и не иметь какого-либо духовного общения со всеми безблагодатными лжеепископами и лжепресвитерами, от сих самозванцев поставленными…» Наблюдая, как под влиянием воззвания владыки стремительно тают позиции «живоцерковников» в Вятской епархии, 25 августа 1922 года местные чекисты арестовали как епископа Виктора, так и недавно освободившегося епископа Павла, и переправили их из Вятки в Москву, в Бутырскую тюрьму. На вопрос следователя, как он относится к обновленцам, владыка ответил: «Признать ВЦУ я не могу по каноническим основаниям…»

http://pravmir.ru/soprotivlyalsya-nash-v...

В Ижевске состоялся региональный этап Международных Рождественских чтений 13 декабря 2015 г. 10:07 10 декабря 2015 года в Государственном национальном театре Удмуртской Республики в городе  Ижевске состоялось пленарное заседание регионального эmana XXIV Meждyhapoдhыx Рождественских образовательных чтений «Традиция и новации: культура, общество, личность». В работе приняли участие митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин , епископ Глазовский и Игринский Виктор , заместитель министра образования и науки Удмуртской Республики И.Н. Белозеров, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Ижевской епархии протоиерей Андрей Петров, сотрудник Синодального отдела религиозного образования и катехизации Е.Г. Балашова, а также преподаватели воскресных школ митрополии, учителя Основ православной культуры, педагоги общеобразовательных учреждений, сотрудники епархиальных отделов и священнослужители Удмуртской митрополии . Открыл пленарное заседание руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Андрей Петров. Священник напомнил, что в Удмуртии региональный этап Чтений проводится уже в 19-й раз и в настоящий момент является «крупнейшим церковно-общественным образовательным форумом». «С сентября по декабрь текущего года в рамках регионального этапа Рождественских чтений на площадках образовательных учреждений Удмуртской республики прошли различные конференции, семинары, круглые столы и конкурсы», — рассказал отец Андрей. «Сегодня можно с уверенностью сказать, что Рождественские чтения стали площадкой для обсуждения актуальных вопросов духовно-нравственного воспитания детей и образования молодежи», — заключил свое выступление руководитель отдела. Гость форума, сотрудник Синодального отдела религиозного образования и катехизации Е.Г. Балашова зачитала приветственное послание участникам пленарного заседания председателя Синодального отдела митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия . Доклад на тему «Традиции и новации: духовно-нравственное образование и воспитание» представил митрополит Викторин. Епископ Виктор рассказал, какие мероприятия в сфере православного образования проводятся в Глазовской епархии . «Это мероприятие, объединяющее представителей Русской Православной Церкви, а также ученых, педагогов и родителей, безусловно, стало значимым событием не только в церковной жизни, но и в системе образования и общественной жизни республики», — отметил в своем выступлении И.Н. Белозеров. Чиновник также поблагодарил владыку Викторина и всех священнослужителей за продолжающееся сотрудничество с министерством в деле воспитания и образования молодежи.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Конференция и практикум «Традиции и современность архитектурно-строительных решений храмов» состоялись в Москве 30 января 2020 г. 11:26 28 января 2020 года в Гильдии храмоздателей в Москве в рамках работы направления «Традиции православного храмостроительства» XXVIII Международных Рождественских чтений состоялись конференция и практикум «Традиции и современность архитектурно-строительных решений храмов» для епархиальных практикующих церковных архитекторов, настоятелей и старост строящихся храмов, строителей и попечителей. Организаторами мероприятий выступили Совет по церковной архитектуре при Союзе архитекторов России, Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата и Гильдия храмоздателей. Конференцию и практикум возглавили председатель правления Гильдии храмоздателей, заслуженный архитектор России, академик Академии архитектурного наследия, академик Международной академии архитектуры А.А. Анисимов и руководитель Архитектурного отдела Финансово-хозяйственного управления, руководитель Рабочей группы по храмоздательству Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Андрей Юревич. Среди участников были  епископ Глазовский и Игринский Виктор , председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации  протоиерей Леонид Калинин , вице-президент Российской академии художеств Е.Н. Максимов, председатель Комиссии по архитектуре культовых зданий Союза архитекторов России, автор нормативов СП по храмам М.Ю. Кеслер, профессор, член Союза архитекторов России Д.В. Пшеничников, архитектурный руководитель мастерской «Прохрам» в г. Минске (Белоруссия) Д.А. Остроумов, епархиальный архитектор Санкт-Петербургской епархии Д.А. Борунов и др. В ходе конференции обсуждались вопросы современного храмостроительства, архитектуры храма XXI века, конструктивных особенностей, каноничности в храмовой архитектуре и искусстве, современного подхода к иконографии и росписи храмов и другие актуальные проблемы церковного зодчества нового времени.

http://patriarchia.ru/db/text/5583497.ht...

Несмотря на это, в 2019 году наметилась отрицательная тенденция: по данным соцопросов, по сравнению с предыдущим годом сократилось число людей, которые не употребляет алкогольные напитки. На это обратил внимание руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности Валерий Доронкин. Он призвал подумать над новыми мерами в сфере снижения употребления алкоголя и привел в пример шведскую практику ограничения спонтанных покупок спиртного: в частности, там в продаже нет холодного пива. «Подобные меры, так же, как и повышение возраста продажи крепкого алкоголя — это не какие-то ограничения или запреты, а вопрос защиты и безопасности населения», — отметил Валерий Доронкин. За последние 20 лет значительно возросло число церковных проектов помощи алкоголезависимым. «В 2009 году было порядка 20 инициатив церковных, которые действовали в этой области, теперь их более 600. Это и общества трезвости, и реабилитационные центры, и другие проекты», — сказал Валерий Доронкин. В пресс-конференции также приняли участие епископ Глазовский и Игринский Виктор, российская писательница Дарья Донцова, а также по онлайн-связи из США выступила эксперт по фетоалкогольному синдрому, представитель организации Proof Alliance Лаура Блох. В современной России День трезвости отмечается ежегодно с 2014 года. Впервые праздник был установлен Святейшим Правительствующим Синодом в 1913 году, а в 1914 году было принято решение проводить его ежегодно. В России в этот день закрывались винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков. В советское время традиция отмечать День трезвости была прервана, но в 2014 году Священный Синод Русской Православной Церкви восстановил традицию празднования. Всего в России действуют более 600 православных организаций и проектов помощи алкоголезависимым. В Синодальном отделе по благотворительности с 2011 года работает Координационный центр по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости.

http://patriarchia.ru/db/text/5498273.ht...

В Санкт-Петербурге состоялся круглый стол, посвященный подготовке будущих пастырей к социальному служению в сфере утверждения трезвости 19 июля 2017 г. 19:39 13 и 14 июля 2017 года в Русской христианской гуманитарной академии в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол, посвященный подготовке будущих пастырей к социальному служению в сфере утверждения трезвости. На круглом столе обсудили содержание учебного пособия для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви по проведению Дня трезвости. Пособие разрабатывается в рамках реализации Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма и «Методических рекомендаций по проведению Дня трезвости в духовных учебных заведениях». Эти рекомендации были разработаны Учебным комитетом Русской Православной Церкви совместно с Синодальным отделом по благотворительности . Пособие должно быть выпущено к концу 2017 года. В круглом столе и в обсуждении содержания будущего учебника приняли участие: епископ Глазовский и Игринский Виктор , проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Владимир Хулап, декан факультета психологии Русской христианской гуманитарной академии, доктор медицинских наук протоиерей Григорий Григорьев, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» протоиерей Игорь Бачинин, руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности Валерий Доронкин и другие эксперты. По словам Валерия Доронкина, несмотря на небольшой объем каждый год курсу будет посвящаться всего один учебный день полученных знаний выпускникам хватит для того, чтобы, как минимум, подсказать человеку, страдающему от зависимости, где ему смогут помочь. «Очень важно начать такое обучение с первого курса и давать знания постепенно, с каждым годом привлекая студентов ко все более и более сложным практическим мероприятиям. Наша задача объяснить будущим священнослужителям, что работа по утверждению трезвости является одним из важнейших видов социального служения, особенно когда речь идет о профилактике зависимостей у молодых людей», подчеркнул Валерий Доронкин.

http://patriarchia.ru/db/text/4964826.ht...

Он не умер. И хотя родственники, которых он повидал проездом в Москве, даже годы спустя с ужасом вспоминали, как он выглядел после лагеря («живой скелет!»), дистрофия постепенно отступила. В Кировабаде, куда он был сослан, вновь выручили иностранные языки — в местном вузе преподавать их было почти некому, и скоро Волков стал незаменимым специалистом. В 1951 году — пятый, последний арест. В обвинительном заключении написали попросту «СОЭ» («социально опасный элемент») — и сослали на 10 лет в глухое село Ярцево Красноярского края. Но весной 1953-го умер Сталин, началась реабилитация невинно осужденных. До Волкова очередь дошла в 1955 году. Его реабилитировали по всем пяти делам, и он смог, наконец, вернуться в Москву. Позади было почти тридцать лет лагерей, тюрем, ссылок. Однажды его спросили: как выжить в лагере, что нужно делать, чтобы в нечеловеческих условиях оставаться человеком? Он ответил без пафоса: «Мыть руки и не ругаться матом». И, видимо, заметив удивление вопрошавшего (только-то?), добавил: «А вы думаете, это так просто — мыть руки, когда их никто не моет?». О.В.Волков. 1941 год. Фото из архивно-следственного дела Оставаться человеком помогала вера. Волков вспоминал, что по-настоящему ощутил это при отъезде с Соловков после первого срока. Его напутствовал священноисповедник епископ Глазовский Виктор (Островидов). Владыка наказал молодому человеку помнить о тех, кто на Соловках претерпевает мучения за Христа, и, если доведется, когда-нибудь рассказать о них. Сам Волков, покидая остров, чувствовал «обновляющее, очищающее душу воздействие соловецкой святыни . Именно тогда я полнее всего ощутил и уразумел значение веры. За нее и пострадать можно!» (С. 119). Потом, в особенно тяжкие дни, пришло ощущение «полной безнаказанности зла», был период сомнений, отчаяния, завершившийся возвращением к Богу. Писатель вспоминал, что, отправляясь в последнюю, красноярскую ссылку — уже на шестом десятке, с язвой желудка и туберкулезом гортани, — он не испытывал тревоги: «…во мне тогда стали снова оживать надежды на одолимость зла. И было ощущение, что вопреки всему обо мне печется Благая Сила» (С. 504). Кстати, туберкулез гортани, который не смогли вылечить в специализированной столичной больнице (куда Волкова поместили «по блату» — ссыльным запрещалось находиться в Москве), в северной ссылке удивительным образом прошел сам собой…

http://pravoslavie.ru/55912.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010