Алтарь (священник) А. Ritus initiales [Начальные обряды] Вход священнослужителей Благословение собравшихся Confiteor [обряд покаяния]: «Исповедаюсь перед Богом Всемогущим,.. что я много грешил...» Kyrie eleison [«Господи помилуй»] Примечание: В воскресные дни покаянный чин заменяется благословением воды и окроплением ею. Introit (Входная песнь) Gloria in excelsis Deo Коллекта дня (вступительная молитва) I. Liturgia verbi [Литургия Слова] чтец: I чтение (пророческое) Псалом с рефреном диак: 2 чтение (апостольское) Градуал (прокимен) с аллилуйа свящ: 3 чтение (евангельское) Проповедь Credo in unum Deum Общая молитва верных. 2. Liturgia eucharistica [Евхаристическая] 1. Offertorium [Приношение] (Проскомидия) Приношение хлеба: «Благословен Ты, Господи...» Приношение чаши: «Благословен Ты, Господи...» Омовение рук: «Омой меня, Господи, от беззакония моего...» «Молитесь, братья и сестры, дабы моя и ваша жертва была угодна Богу Отцу Всемогущему» Молитва над Дарами. 2. Seu canon [Евхаристический канон] «Господь с вами» – «И со духом твоим» «Ввысь сердца» – «Возносим ко Господу» «Возблагодарим Господа» – «Достойно и праведно» Praefatio (Благодарственная часть) «Vere dignum et justum est...» [Воистину достойно и справедливо... благодарить Тебя...] Consecratio [Пресуществление] (Anamnesis Epiclesis) «Te igitur, clementissime Ратег...»[Тебя, всемилостивый Отче...] или другой чин. «Примите и вкусите от него все: ибо это есть Тело Мое, которое за вас будет предано» «Примите и пейте от нее все: ибо это есть чаша Крови Моей, Нового и вечного Завета, которая за вас и за многих прольется во отпущение грехов...» Intercessio (Ходатайственные молитвы) «...через Христа, со Христом и во Христе...» Sanctus [Свят, Свят, Свят] Pater noster 3. Communio [Причащение] свящ: «Избавь нас, Господи, от всякого зла...» Благословение. Приветствие мира. все: «Agnus Dei» [Агнец Божий] свящ: «Вот Агнец Божий, берущий на Себя...» все: «Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и исцелится душа моя». Причащение священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Аминь. 14-й день 323. О соблюдении постов (Из жизни преподобного Еллия монаха. Чет. Мин. июля 14) Во время постов большей частью бывает так, что когда мы сидим дома, то соблюдаем пост, а когда выйдем из дома, то то и дело нарушаем его. Например, великим постом мы не едим рыбы, а позовут на поминки или на какой-нибудь общественный обед, мы вкушаем оную, и через это грешим. Что же делать нам на будущее время, для того чтобы и вне домов соблюдать посты и не нарушать оных? Да должно делать то же, что в этом случае делали святые, и все будет хорошо. Что же делали они, скажете. Что делали они в этом случае, то сейчас откроет вам повествование следующее. Однажды во время поста преподобный Еллий, ходя один по пустыне, пожелал вкусить меда и в это время увидел прекрасный медовый сот, который лежал на камне. Еллий уразумел в этом вражье коварство и сказал самому себе: «Отойди от меня, греховное желание, ведь написано: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти " » ( Гал.5:16 ). И с этими словами Еллий тотчас же отошел от меда в глубочайшую пустыню и там, как бы за невоздержание, наложил на себя суровейший пост, покоряя духу плоть свою и алчбою и жаждою. В третью неделю своего поста Еллий опять встретился с искушением. Он увидел в пустыне на земле лежащие красные спелые яблоки и другие самые лучшие садовые плоды. Познав и тут прелесть вражью, преподобный сказал: «Нет, не только не вкушу, но и не дотронусь я до всего того, что вижу, не стану соблазнять души моей! Буду помнить слова Господа моего: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих " » ( Мф.4:4 ). И, сказав это, Еллий отошел от плодов, не дотронувшись до них так же, как не дотронулся и до меда. Из этого повествования видно, что святые, когда им постом представлялся соблазн вскусить то, чего по их убеждению не должно было вкушать, тогда они признавали этот соблазн за коварство вражье, это коварство побеждали силой воли и всегда выходили из борьбы и с самими собой, и с диаволом победителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

апр. 5) Не без того, конечно, бывает, молодые иноки, что вы нет-нет, да и вспомните о мире, который оставили Христа ради. Что же, как вы думаете, при воспоминании о нем радоваться вам нужно или печалиться о том, что вы оставили его? Не знаем вполне этого, но думаем, что скорее же радоваться должны; а почему, то сейчас откроем вам. Когда авва Серапион пришел к преподобному Марку Фраческому, который провел в пустыне девяносто пять лет; тогда, остановившись у входа в пещеру, где жил Марк, Серапион услышал, что преподобный стихословил Псалтирь и говорил из псалма 89-го: «пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» ( Пс.89:5 ) и прочее псалма того. Затем, окончивши чтение Псалтири, Марк стал говорить самому себе так: «Блаженна душа твоя, Марк, потому что она не осквернилась нечистотами мира сего и потому что ум твой не был пленен скверными помыслами. Блаженно тело твое, ибо не увязло оно в похотях и страстях греховных. Блаженны очи твои, которых дьявол не мог прельстить зрением чужой красоты. Блаженны уши твои, поскольку не услышали ни голоса, ни вопля женского в суетном мире. Блаженны органы обоняния твоего, ибо не обоняли неприязненного смрада греховного. Блаженны руки твои, поскольку не прикоснулись ни к одной из чужих вещей. Блаженны ноги твои, ибо не ходили по путям, ведущим к смерти, и стопы твои, ибо не подвигались на грех. Блажен ты, Марк, потому что душа твоя и плоть твоя исполнились духовной жизни и освятились чистотою ангельскою». И затем преподобный уже начал восклицать: «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – святое имя Его! Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его!» ( Пс.102:1–2 ). Зачем скорбишь, душа? Не бойся, не будешь удержана в темницах адовых, и бесы не посмеют оклеветать тебя, ибо, по милости благодати Божией, нет в тебе порока греховного. «Ополчится, – сказано, – Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их Господь». Блажен раб, сотворивый волю Господа Своего!» Из этих слов преподобного Марка очевидным становится, что и вы, молодые иноки, при воспоминании о мире не печалиться, а радоваться должны тому, что его оставили.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Библия повествует о том, как войско израильского вождя Иисуса Навина осадило Иерихон, жители которого укрылись за стенами города. «Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, и находящихся в нем людей сильных… Обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и весь народ пойдет в город, устремившись каждый со своей стороны». Божий наказ был исполнен, «и обрушилась вся стена города до своего основания, и весь народ пошел в город каждый с своей стороны и взяли город». Руины древнего города издавна привлекали исследователей, правда, раскопки, произведенные в Иерихоне, в основном были организованы иностранными археологическими Обществами. Но картина будет неполной, если не упомянуть и о трудах Православного Палестинского Общества. Начало раскопкам на русском участке положил в 1875 году начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) . В 1886 году Палестинское Общество ассигновало на раскопки 1500 рублей, и к делу приступил Д.Д.Смышляев. В саду, расположенном на русском участке в Иерихоне, издавна замечали остатки мозаичных полов. Археолог Я.И.Смирнов исследовал их в 1891 году и установил, что они являются остатками частного дома. «На значительном пространстве обнаруживаются следы разрушенных домов: на пустырях видны небольшие холмики, образовавшиеся от развалившихся зданий, на одном из них лежит база колонны; в садах при работах находят стены, иногда сложенные из больших, хорошо отесанных камней», — писал об этих раскопках церковный искусствовед Н.П.Кондаков. Раскопки в Иерихоне продолжались, и каждый день приносил русским исследователям радость открытий, «…постоянно открываются новые предметы вследствие расчистки почвы… — сообщалось в журнале «Известия Русского археологического института в Константинополе», — очень интересны во многих отношениях пещеры, находящиеся в близости монастыря Иоанна Хозевита. Но проникнуть в них не оказалось возможным, так как доступ к пещерам соединен с невероятными затруднениями». Однако не все результаты раскопок были доступны для дальнейших исследований. В Палестине в те годы для археологов не было никаких гарантий со стороны турецких властей, и неудивительным кажется сообщение, сделанное в тех же «Известиях…» вскоре после завершения раскопок: «Часть мозаик, открытых архимандритом Антонином, была им сфотографирована, часть камней с надписями приобретена им, другая часть хранится в благонадежном месте. Но есть мозаики и надписи, которые снова зарыты и место нахождения которых знает только драгоман Русской Духовной Миссии, при посредстве которого и сфотографированы Институтом несколько мозаик и надписей».

http://azbyka.ru/fiction/k-svyatoj-zemle...

Блаженный Иероним пишет об этом так: «Евангельская проповедь меньшее из всех учений. В самом начале оно кажется неправдоподобным: оно проповедует человека и Бога, Бога умирающего, и соблазн креста. Сравни это учение с догматами философов, с их книгами, блистательным красноречием, со сложением их речей, – пишет Иероним, – и увидишь, как семя Евангелия меньше всех этих семян. Но то (учение философов – В.П.), при своем начале, проникая глубоко, не животворит, напротив того, оно слабеет, истощается и, подобно злакам, иссыхает. Благовестие же с виду малое, будучи посеяно в душе верующего или целом мире, укореняется подобно сильному дереву». Царство Божие, Царство Христа на земле, или Церковь Христова, сначала совсем малое, едва приметное, как горчичное зерно, разрослось. Церковь Христова всегда современна и вмещает в себя множество народов, подобно тому, как в ветвях горчичного дерева укрываются стаи птиц. В таких жарких странах, как Иудея, горчичное дерево достигает громадных размеров. Оно сильно отличается от горчичных растений в других странах мира, достигающих только роста обычного куста. Под его ветвями может проехать человек на коне; его сучьями топят большие печи; на его ветвях садятся огромные стаи птиц, и ветви его не ломаются даже под тяжестью человека. Семена горчичного дерева считались целебными, и потому само растение было широко известно. Христос Сам есть и горчичное семя и сеятель. В Нем одном, как в самом семени, заключалась первоначально вся Церковь Его, и от Него она распространилась по всей вселенной. Христос – единый, вечный Глава Церкви; без Него Церкви не было бы. Христос же есть и сеятель, добровольно предавший Себя на смерть и через эту смерть даровавший жизнь Своей Церкви – всем верующим в Него. Он Сам говорит о Себе: «Если пшеничное зерно, падши на землю, не умрет, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода» ( Ин.12: 24 ). Действительно, Христос был малым зерном в глазах людей. Родился Он в отдаленной, в политическом отношении незначительной стране Иудейской; тридцать лет жил в безвестном Назарете, в презираемой Галилее, в доме плотника; Своим учением привлёк к Себе немногих учеников из простых рыбаков и мытарей и, наконец, предав Себя в руки врагов, умер на кресте позорной смертью . Но вот Он воскрес, вознесся к Отцу, и Его Церковь распространилась по всей земле, подобно великому дереву. На Нем сбылось древнее пророчество Иезекииля: «И возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль и посажу на высокой и величественной горе. На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесёт плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его» ( Иез. 17:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

Бог. Народ. Писание В Священном Писании дважды описывается довольно странная и таинственная картина: Господь вручает Своему проповеднику книжку и повелевает ее съесть. В первый раз такой эпизод встречается в книге Иезекииля. Пророк видит перед собой книжный свиток, исписанный внутри и снаружи, и написано на нем: " плач, и стон, и горе " (Иез. 2, 10). Далее он слышит повеление: съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву… напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе (Иез. 3, 1-3). А затем прибавляет: и я съел, и было в устах моих сладко, как мед (Иез. 3, 3). Второй раз мы встречаем подобный образ в Откровении Иоанна Богослова. Ангел подает тайнозрителю некую раскрытую книжку и говорит: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед (Отк. 10, 9). Пророк съедает книжку и действительно чувствует сладость на устах, но горечь во чреве. Что все это означает? Конечно же, вкушение книжки в общем символизирует призвание к пророческому служению. Отныне пророк будет говорить не свои слова, но Божии. Причем для Иоанна с этого момента начинается новый этап служения. Раньше он только записывал видения (см. Отк. 1, 11), а теперь соединяется со словом Божиим всем своим существом. Толкователи дают и другое осмысление вкушения книги: принять разумение увиденного (свт. Андрей Кесарийский), запомнить то, что было показано (свщмч. Викторин Петавийский), переработать в себе содержание книжки и усвоить его. ВЫПУСК 2 (361), 2024 Редакционный комментарий «Самый короткий месяц». Протоиерей Димитрий Смирнов «Великий Канон Андрея Критского». Протоиерей Михаил Дудко «Вся ли вода становится Святой на Крещение?». Виктор Саулкин «Молитва о Святой Руси». Протоиерей Александр Шаргунов «Время богословских споров закончилось». Сергей Худиев «Ученые и историчность Иисуса». Владимир Романович Легойда «Идентичность в камне». Протоиерей Александр Новопашин «За тех ли беспокоятся европарламентарии?». Юрий Вадимович Тавровский «Социализм китайских цветов». Протоиерей Александр Авдюгин «Прикосновение святости». Протопресвитер Владимир Диваков «Нам говорили, что с Церковью скоро будет покончено». Андрей Полонский «Звездная тусовка отстала от страны». Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/Авторская ...

Более того, в Бытии говорится не об изнасилования или потворстве необузданной похоти, а о браке: «и брали их себе в жены, какую кто избрал». Грех заключается не в сексуальном насилии, а в установлении недозволенных супружеских отношений, в которых оба партнера не могут стать одной плотью. И Иисус напоминает нам, что ангелы не женятся ( Мк.12:25 ). Некоторые предполагают, что наиболее серьезным недостатком этого толкования является то, что виновники этого преступления – нечеловеческие существа, а суду подвергаются люди: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет». И хотя я не согласен, что в этом отрывке говорится об ангелах или божественных существах, я также не считаю предшествующую критику такой уж убедительной. Если кто-то готов установить несовместимость и непоследовательность здесь, то что говорить о следующих стихах в 6-й главе Книги Бытие: «Велико развращение человеков на земле... И раскаялся Господь, что создал человека на земле... истреблю с лица земли человеков... от человека до скотов, и гадов, и птиц небесных истреблю» (6:5–7)? Преступником является человек. Жертвами являются и люди, и животные. Слышится ли здесь голос благодати, каким бы слабым он ни был? Я считаю – да, и на это указывает Бытие (6:3): «И пусть будут дни их сто двадцать лет». И вновь истолкование этой части 3-го стиха является далеко не однозначным. Существуют два варианта. Сто двадцать лет могут означать либо сократившийся промежуток жизни, который Бог теперь предоставит человечеству, либо период благодати (предшествующий потопу), на который Божья рука суда будет удержана. В любом случае, мне кажется, это примечание предполагает благодать. А если первое – сократившийся промежуток жизни, тогда очевидно, что это принуждение является не немедленным, а долгосрочным. Ной, представленный еще до этого эпизода, живет 950 лет. Отец Авраама, Фарра, живет 205 лет, а сам Авраам живет 175 лет. В Книге Бытие только Иосифу не удается достичь 120-летнего максимума. Бог сказал Адаму, что если он будет есть запретный плод, то умрет. Он съел, но не умер тотчас же.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

«Братия, – говорит Апостол Иаков, – если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ). А обратить его, как вы видели, можно и тем, когда мы будем являть перед ним и во внешнем нашем поведении благопристойность, при молитве внутренней и благоговение внешнее, порядок и стройность в Богослужении общественном, и будем заботиться о благолепии дома Божия. Аминь. 328. Должно любить ближних не словом, а делом Господь велит нам любить ближних не словом, а делом, как и указал в притче о благодетельном Самарянине и как говорит возлюбленный ученик Его: «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин.3:18 ). Но любить ближних делом есть для нас заповедь трудная. Попал человек в беду или погибает душевно и телесно, мы не поскупимся на слова сострадания и любви к нему, но самым делом войти в его положение, явить ему истинную помощь, соединенную для нас с самораспятием, есть подвиг, весьма редко встречающийся со стороны нашей. А между тем, если, как знаете, без любви делом спастись нельзя, то мы и должны учиться ей. У кого? Конечно у тех, которые в продолжение своей жизни являли деятельную любовь к своим братьям и оставили нам достоподражательные примеры ее. К нашему счастью, таких примеров мы не лишены. Их много можно найти и в жизни святых, и в истории нашего отечества. В наше назидание возьмем пример сего дня из последней: пример, который представляет собой Греческая царевна Анна, впоследствии супруга св. Равноапостольного князя Владимира. Когда посланные Владимиром узнать, где какая вера лучше, возвратились к нему и сказали, что лучше Греческой веры нет, то Владимир и решился принять ее, но, как человек непросвещенный еще светом этой веры и будучи как язычник горд, он не захотел снизойти до просьбы перед царями Василием и Константином и, собрав войско, пошел против них войной. Дойдя до Таврического полуострова, он осадил тут город Корсунь и после шестимесячной осады взял его.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

В Антиохии был разбойник по имени Ионафан. Многих он убивал на путях и в домах, грабил селения и окраины городов. Выведенные из терпения его разбоями Антиохияне выслали против него войско, разбили и рассеяли его шайку, и сам Ионафан был окружен со всех сторон. Находясь в от­чаянном положении, он прибежал к столпу, на котором спасался преподобный Симеон, ухватился за столп и горько зарыдал. Симеон спросил его: «Кто ты, и откуда, и зачем пришел сюда?» – «Я Иона­фан, разбойник, – отвечал прибегший, – сотворивший множество зол, и пришел сюда раскаяться в грехах моих». Когда разбойник говорил это, в это время приблизились к столпу преследовавшие Иоанафана воины и сказали преподобному: «Отдай нам, отче, нашего врага-разбойника. В городе нашем уже и звери готовы, чтобы растерзать его». Симеон отвечал: «Дети мои, не я преследуемого вами привел сюда, но привел его Сам Бог , Который восхотел при­нять покаяние от него. И потому дать вам позво­ление взять его я не могу, ибо боюсь Бога; но если решитесь взять без моего позволения – берите». Пи­тая великое уважение к преподобному, воины не взяли разбойника, и он остался при Симеоне и семь дней провел в пламенной молитве к Богу и в плаче, как сказано, великом о своих грехах. По прошествии семи дней Ионафан сказал Симеону: «Отче, не время ли мне уйти от тебя?» Преподобный отвечал: «Уж не собираешься ли опять за прежние дела приняться?» – «Нет, отче, – сказал бывший разбойник, – но время исхода моего настало». И ска­зав это, умер. Когда ученики Симеона стали после этого готовить умершего к погребению, тут пришли из Антиохии начальники и стали кричать преподоб­ному: «Отдай нам, отче, скорее нашего врага, ибо из-за него весь город пришел в смятение!» Симеон сказал им: «Знайте, что Тот, Который привел разбойника ко мне, Тот приходил сюда со множеством воинств небесных и взял к Себе его душу, покаянием очищенную. И потому я прошу вас более не беспокоить меня». Услышав это и увидев разбойника мертвым, начальники пришли в ужас, прославили Бога, не хотящего смерти грешников, и, возвратившись в город, рассказали жителям о всем, что они видели и слышали.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

В Библии эта община иногда прямо называется «семьей», а ее члены – «домочадцами» 994 . Отмечая тот эффект, который благая весть оказала на язычников, открывая им путь к новым отношениям с Богом, апостол написал: А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш… дабы из двух [иудеев и язычников] создать в Себе Самом одного нового человека… и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста… Потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом 995 . Действительно, они называются не только «своими» Богу, но и «согражданами» и «народом святым» 996 . И может показаться, что эти описания говорят о строгом «организационном» укладе в собрании. Однако, хотя христиане и сравниваются с «народом», никакого акцента на идее земной, видимой организации не делается. Им напоминается, что их «гражданство на небесах », и что им нужно быть подобными людям прошлых времен, которые ожидали «города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» и стремились к «лучшему (отечеству), то есть к небесному» 997 . Все они равные по положению «сограждане», («равноправные граждане», Кузнецова ), и у каждого из них единственный правитель – небесный. Они становятся согражданами благодаря тому, что Христос – их Царь. Они не ищут себе какого–либо земного правителя; за законами и указаниями им не нужно обращаться в какой–нибудь руководящий совет, служащий в земной столице – в Иерусалиме, Риме, Бруклине или где–то еще. Канал, который использует Царь – это святой Дух, который направляет, ведет, дает указания. Если бы апостолы хотели особо подчеркнуть организационный аспект, то для этого аналогия с народом подошла бы идеально. Однако в своих писаниях они лишь изредка используют это сравнение, и даже тогда идея организации не является доминирующей.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010