242. Урок от первенствующих христиан (Из жизни св. апостола и евангелиста Марка. Чет. Мин. апр. 25) Иные говорят: «Вот ныне люди стали так жить, что мало у кого и добродетельному житию поучиться можно». Что на это сказать так говорящим? Скажем вот что: если ныне мало людей, у которых добродетельному житию поучиться можно, то почему же ему не учиться от людей, прежде живших? Слово Божие говорит нам, что добродетельному житию мы должны учиться не у одних живых, но и у умерших. «Поминайте, – учит оно, – наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ). Поэтому будем учиться добродетельному житию не у одних живых, но и у умерших. А учиться будем и не потому одному, что так заповедует слово Божие, но и потому еще, что умершие древние христиане очень часто представляют нам собою примеры благочестия замечательные. Вы скажете: откуда это видно? На это ответим вам, что сие видно из следующего. Филон Иудеянин, о христианах, живших в его время в Египте и просвещенных в вере евангелистом Марком, говорит: «Они временные богатства и все свои имения оставляют и ничего земного своим назвать не хотят. Везде, где живут, они имеют особые места для молитвы и освященные храмы, в которых благоговейно совершают свои Таинства, слушают пророческие чтения и, по своему обыкновению, пением славят Бога. Некоторые из них, отлагая всякое житейское попечение, уходят из городов и поселяются в пустынях для того, чтобы дальше быть от людей, которые могут в соблазн их приводить. Они держатся воздержания и умерщвляют плоть свою, думая, что без этих добродетелей спастись нельзя. Все они до вечера ничего не вкушают, а иные ничего не едят и в продолжение трех дней. Иные же из них, искусные в толковании Божественных Писаний, за чтением оных часто даже вовсе забывают о пище. Все христиане вина не пьют, мяса не едят, и даже и хлеб с водою нередко служат для них лакомством. Многие из них девственники. Все любят слушать толкование Святого Писания. Все рано встают на славословие Божие и молитву, на пение и слушание слова Божия, и становятся особо мужи и особо жены. Посты у них иногда продолжаются семь недель. Седьмой день недели они почитают особенно. Священники и дьяконы у них совершают службу Божию, а начальствует над всеми епископ».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

249. К живущим в услужении у других (Из жизни св. мучеников Еспера, Зои и прочих. Чет. Мин. мая 2) К вам будет слово наше, живущие в услужении у других, и вот что мы скажем вам. Не всем, как видите, приводит Господь быть богатыми и знатными в жизни сей, но многим и очень многим приводит, а в том числе и вам привел жить в услужении у других и тяжелым трудом пропитание себе снискивать. Как же теперь вам вести жизнь свою для того, чтобы ею и Богу угодить, и тем, у которых вы служите? На эти вопросы лучше всего ответы дадут вам те из святых, которые сами, при жизни, в услужении у других были. Поэтому, для того чтобы и вам свое спасение соделать, у таких святых тому, как жить, и учитесь; а примеры из жизни их мы уже сами представим вам. Вот, на первый раз, перед вами святые мученики Эспер и Зоя с детьми своими. Что же про них сказано? Сказано следующее: «Во втором веке при императоре Адриане богатый римлянин по имени Катал купил себе в рабство христианское семейство. Состояние рабов у римлян было очень тяжко: господа имели неограниченную власть над рабами своими и могли даже лишить их жизни; они почти не считали их за людей и обращались с ними чрезвычайно жестоко, ибо не имели понятия о законе любви к ближнему, который заповедал нам Христос. Христианам быть рабами у язычников было еще тем труднее, что в домашней жизни их господ встречались часто обычаи и обряды, совершенно противные христианской вере, и в которых их принуждали участвовать. Но пока от них не требовалось что-либо противное их закону, христианские рабы во всем повиновались воле господ своих и служили им со всевозможным усердием, стараясь тем угодить Богу; они с терпением переносили жестокое с ними обращение и в скорби уповали на Господа, Который искупил нас всех и даровал духовную свободу верным служителям Своим. Они в точности исполняли слова апостола: «Рабы, во всем будьте послушны господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу» ( Кол.3:22–24 ). Так поступали рабы, купленные Каталом, – Еспер и жена его Зоя. Находясь между язычниками, они жили по заповедям Иисуса Христа, воспитывали в благочестии сыновей своих Кириака и Феодула и служили усердно господам своим. Господа их... были ими очень довольны, потому что они честно выполняли свои обязанности. Зоя имела уход за домашними животными, а Еспер с сыновьями работали то в поле, то в доме. Целый день они трудились и находили отдых и отраду в теплой молитве к Отцу Небесному (Избр. жит. святых Бахметевой. Изд. 1875 г. май, стр. 28–30).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

24:24. И будет для вас Иезекииль знамением: все, что он делал, и вы будете делать; и когда это сбудется, узнаете, что Я Господь Бог . – Так тихая печаль в сердце пастора Расселла должна стать знамением для христианского мира. Эта скорбь Пастора Расселла впоследствии будет скорбью всего христианского мира; «и когда это сбудется», то узнают, что Иегова Бог есть Всевышний, выносящий все судебные решения в неспокойное время. ПАстор Расселл умер – но вновь говорит 24:25, 26. А что до тебя, сын человеческий, то в тот день, когда Я возьму у них украшение славы их, утеху очей их и отраду души их, сыновей их и дочерей их, – в тот день придет к тебе спасшийся оттуда , чтобы подать весть в уши твои . – Также в 1918 году, когда Бог разом уничтожит все церкви и миллионы их членов, произойдет то, что все, кто избежит уничтожения, придут к работам пастора Расселла, чтобы познать, что означает падение «христианства» . 35:14. Так говорит Господь Бог: когда вся земля будет радоваться, Я сделаю тебя пустынею . – Когда придут Времена Восстановления всего, то среди того, что не будет восстановлено, окажется социалистическое, лейбористское движение. Когда все общество будет радоваться новому порядку вещей, устроенному от Бога, социалистическое государство останется в полном и вечном запустении. 35:15. Как ты радовалась тому, что удел дома Израилева опустел, так сделаю Я и с тобою: опустошена будешь, гора Сеир, и вся Идумея вместе, – и узнают, что Я – Господь. – Как все христианские отступники, погрязшие в плотских помыслах, солидарные с радикалами и революционерами, возрадуются тому наследию опустошения, которое достанется христианскому миру после 1918 года, так и Бог поступит с победным революционным движением; оно будет полностью опустошено, «всё вместе». Все его следы исчезнут в ярости всемирной всепоглощающей анархии осенью 1920 года ( Отк. 11:7–13 ) 164 . Книга была посвящена толкованию книги Откровения и пророчеств Иезекииля. Все, сказанное о самом Иезекииле, истолковывалось как описание пастора Расселла, современного Иезекииля. Помимо неисполнившихся предсказаний о 1918 и 1920 годах, посмотрите, насколько качественной была «пища», объясняющая значение стиха из Откровения 14:20. В этом месте Писания говорится:

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

257. Пророки возвещали людям не свою волю, но волю Божию (Из жизни св. пророка Исаии. Чет. Мин. мая 9) Св. апостол Петр о пророках говорит: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет.1:21 ). Как понимать эти слова апостола? Нужно понимать в смысле, что пророки не по своей воле ходили с проповедью к людям, но посылаемы были к ним Богом; не от себя пророчествовали, но от Бога; не свою волю, наконец, возвещали людям, но волю Божию. Из чего же, скажете, это видно? На это ответим вам, что сие видно из следующего. Пророк Исаия был призван к пророческому служению так. Господь явился Исаии на высоком и превознесенном Престоле, окруженный Серафимами, которые пели: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его». Исаия воскликнул: «Горе мне! погиб я! ...Я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». Тогда один из Серафимов, по повелению Божию, взял клещами горящий уголь с небесного жертвенника, прикоснулся углем к устам Исаии и сказал: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». Затем Исаия услышал голос Господа: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» Исаия ответил: «Вот я, пошли меня». Господь сказал ему: «Пойди». Призвание пророка Иезекииля произошло при следующих обстоятельствах. Однажды Господь показал ему славу Свою в видении, которое Иезекииль описывает следующими словами: «Я видел, – говорит он, – от севера [шло] великое облако... и сияние вокруг него; ...и из средины его было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица: [человека, льва, тельца и орла], и у каждого из них четыре крыла. Животные горели, как лампады. Внизу у этих животных по одному колесу, ободья которых полны очей. И животные, и колеса согласно двигались туда, куда Дух влек их. Над головами животных свод; над сводом престол, а на престоле Кто-то с виду как бы человек. Таков был вид славы Иеговы. И сказал мне Сидящий на престоле: «Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным... Ты не бойся их... но говори им слова Мои, будут ли... не будут ли слушать».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

26. Призывание имени Спасителя в опасностях имеет великую силу (Аф. Пат. ч. I, стр. 440–441–416. 311–312). Пред вознесением на небо Господь говорил ученикам: уверовавших будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов.. будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы ( Мр. 16, 17:18 ). Что значат эти слова Господа? То, что верующие в Него, и одним призыванием имени Его, могут спасать себя от бед, опасностей и несчастий. Вышеприведенные слова Господа оправдывались еще при жизни Его. Так, когда во время бури на озере, Апостолы возопили к Нему: „Господи! спаси нас погибаем«, то Господь запретил ветру и сказал морю: „молчи, утихни» И ветер утих и настала великая тишина ( Мф. 8, 23:27 ). И в другой раз, когда Апостол Петр, во время бури, пошел ко Господу по водам и стал тонуть, то ему достаточно было сказать: „Господи, спаси меня!» И Господь простёр к нему руку и спас его. Такую имело силу призывание имени Спасителя при жизни Его! Но имеет ли оно ту же силу и по вознесении Его? И оправдывались ли вышеприведенные слова Спасителя в последующее время? Несомненно, братья; ибо Господь есть вчера и днесь, Той же и во веки; а во-вторых эту истину можно доказать примерами. Близ Есфигменского монастыря на Афон, на горе называемой Самария, уединялся инок Дамиан, между прочим имевший заповедь от своего духовного старца–никогда не оставаться на ночь и не спать в чужой келье. Случилось, что однажды он отправился к соседнему брату, и так как тот был в отсутствии, то Дамиан должен был дожидаться его до самого вечера. Наконец является брат, и Дамиан, исполнив свою надобность, торопился на ночь в свою пустынную келью. Напрасно друг его просил остаться у него на ночь, представляя ему опасность ночного пути и начинавшегося дождя. Дамиан, верный старческой заповеди, остался непреклонен. Опасения его друга не прошли даром. Дамиан, по причине чрезвычайной темноты и проливного дождя, действительно сбился с дороги и не знал, где он находится, куда он идет. В этой крайности, воззвал он ко Господу: „Господи! спаси меня, я погибаю!» И вдруг видит, что он стоит у своей кельи (Аф. Пат. ч. 1, стр. 311–312).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

4 Некоторые люди, называющие себя христианами и утверждающие, что Бог является их Отцом, хвалятся, что они ходят только с Богом, что он направляет их стопы лично. Такие лица не только забывают наставление или закон матери, они буквально выбросили жену Бога на улицу ! У них нет света Божьей истины. Иегова повелел, чтобы в израильском народе послушание родителям было обязательным. Пятой заповедью из десяти были слова: «Почитай отца твоего и мать твою» ( Исх. 20:2–17 ; Втор. 5:16 , НМ ). Наградой за послушание была долгая жизнь, возмездием за неповиновение – смерть. «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали [исправляли, НМ ] его, но он не слушает их,… тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти» ( Втор. 21:18–21 ). Такое почитание и послушание требовалось проявлять не только по отношению к родителям по плоти, но и по справедливости к влиятельным старшим мужчинам Израиля . За то, что банда бесчинных подростков проявила неуважение к пророку Иеговы Елисею, их ждало справедливое и быстрое возмездие (4 Цв. 2:24). Также и сегодня, Бог настоятельно требует от своих детей послушания, почитания и уважения, которые нужно проявлять не только к самому живому Богу, но и к его жене–организации. В этом материале множество бездоказательных утверждений. Рисуется картина, совершенно непохожая на те взаимоотношения, которые, по свидетельству христианских Писаний, действительно были в христианском собрании. В Писании показано, что одни христиане могут помогать другим расти в знании и понимании, но нигде не говорится, что без кого–либо из людей, или без какой–нибудь группы людей, знания и понимания получить невозможно . Это противоречит учению о том, что Иисус Христос – и он один – является незаменимым Учителем. 122 Отраженная в «Сторожевой башне» позиция соответствует скорее не Писанию, а словам жившего в третьем веке Киприана, который о «матери Церкви» написал следующее: …От нее рождаемся мы, питаемся ее млеком, одушевляемся ее духом… Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

5. К детям учащимся. О любви к Богу (Из жизни св. священномученика Вавилы. Чет. Мин. сент. 4) Вы знаете, дети, что благодеяния Божии к нам велики и неисчислимы. Вы знаете, что Бог даёт нам жизнь; посылает святых Ангелов для хранения нас; даёт землю в жилище нам; солнце, луну, звёзды – для освещения нас; воздух, воду, растения, животных, чтобы мы имели все удобства для жизни; что Он открыл нам Свою волю, чтобы мы исполняли её и благоугождали Ему; даровал спасительные таинства, чтобы пользуясь ими мы очищались от грехов, приближались к Нему и в Нём получали спасение и вечную жизнь. Вы знаете, что всё, что имеем доброго, начиная с самой жизни, всё мы имеем от Бога и что «Им лишь, – как говорит Слово Божие, – и живем и движемся и существуем» ( Деян.17:28 ). Так, вы знаете всё это. Но для чего же, спрошу, это вам дано знать? Не забывайте, что дано для того, чтобы вы, видя и зная беспредельную любовь Божию к вам, и сами платили Богу любовью и благодарностью. К такой любви призывает вас и наш Спаситель. Он говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь!» ( Мк.12:30 ) Да, не забывайте, дети, что первая заповедь для вас, первая обязанность ваша должна состоять в том, чтобы вы любили Бога Творца и благодетеля вашего; и, как видите, не просто любили, но любили бы, по слову Спасителя, всем сердцем вашим, и всею душею, и всем разумением, и всею крепостью вашей. Но, что же, спросите, значит последнее? Что значит любить Бога всем сердцем, всею душою, всем разумением, всею крепостью? Что это значит, на это даст вам ответ следующий пример. Святой священномученик Вавила, епископ Антиохийский, при жизни своей однажды сжалился над троими лишившимися отца сиротами – мальчиками, заступил для них место последнего и воспитал их в вере и благочестии. И дети настолько привязались к нему, что не оставили его и в то время, когда он мучителем Нумерианом предан был на страдания за Христа, и ходили за Вавилою и в то время, когда он в цепях с позором водим был по городу.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

5) Кто имеет право совершать св. Елеосвящение? 5) Законно рукоположенные епископы и пресвитеры Церкви, «как служители Христовы и домостроители Таин Божьих» ( 1Кор. 4:1 ), поставленные для этого Самим Христом в основанной Им Церкви через преемственно идущее от Апостолов рукоположение ( Еф. 4:11–13 ). У католиков это таинство совершают одни только епископы, но и это они делают вопреки слову Божию, что ясно видно из слов ап. Иакова: «пусть призовет, говорит он о больном, пресвитеров Церкви». Об Елеосвящении, как святом таинстве, врачующем и тело, и душу больного христианина, учили отцы и учители Церкви первых ее веков. Особенно ясно учат о нем отцы Церкви пятого века: Виктор, пресвитер антиохийский, Кесарий, писатель церковный, Иннокентий, папа римский и другие. Ориген, говоря о таинствах Покаяния и Елеосвящения, пишет: «есть еще и седьмой род отпущения грехов через покаяние, способ трудный и тяжкий, когда грешник омывает ложе свое слезами и слезы делаются для него хлебом день и ночь, и когда он не стыдится открыть свой грех священнику Божию и просить у него врачевства... причем исполняется и то, что сказал ап. Иаков: «болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Св. Иоанн Златоуст говорит о священнослужителях Церкви: «они имеют власть отпускать грехи не только тогда, когда возрождают нас (в крещении), но и после, как сказано: «болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Папа Иннокентий I, современник Златоуста решая вопрос, кто может совершать таинство Елеосвящения и над кем, пишет: «нет сомнения, что те слова (ап. Иакова) надо разуметь в отношении к одним верующим больным, которые могут быть помазуемы святым елеем помазания; не подлежит также сомнению, что для епископа возможно совершать то, что несомненно может совершать пресвитер. О пресвитерах у Апостола сказано потому, что епископы, будучи удерживаемы занятиями, не ко всем больным могут ходить... Проходящим же (церковное) покаяние нельзя сообщать этого помазания, потому что оно есть таинство».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

6:7: «И вы (Израиль) узнаете, что Я Господь, Бог ваш». 7:5: «Тогда узнают Египтяне, что Я Господь». 7:17: «Из сего узнаешь (фараон), что Я Господь» (первая казнь). 8:10: «Дабы ты (фараон) узнал, что нет никого, как Господь Бог наш» (вторая казнь). 8:22: «Дабы ты (фараон) знал, что Я Господь среди земли», (четвертая казнь). 9:14: «Я пошлю все язвы Мои ... дабы ты (фараон) узнал, что нет подобного Мне на всей земле» (седьмая казнь). 9:29: «Я... (Моисей) простру руки мои к Господу ... града более не будет, дабы ты узнал, что Господня земля» (также седьмая казнь). 10:2: « ... о знамениях Моих, которые Я (Господь) показал в нем (в Египте), и чтобы вы (Моисей и Израиль) знали, что Я Господь» (восьмая казнь). 11:7: «Дабы вы (Моисей и Израиль) знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами» (десятая казнь). 14:4: «И покажу славу Мою на фараоне ... и познают Египтяне, что Я Господь» (переход через море). 14:18: «И узнают Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его». Употребление этого слова продолжается в Книге Исход и дальше, как указывает Исход (16:6:12). В пустыне Израиль «узнает», что Он является Господом Богом благодаря Его чудесной заботе. Назначение казней Преобладание темы знания Господа поднимает назначение казней выше наказания. Казни не являются Божьим возмездием фараону. Намерение Господа состоит не в том, чтобы оставить в Египте побитого и окровавленного фараона, и не в том, чтобы впечатлить его невероятными чудесами. Божье намерение заключалось в том, чтобы фараон и его народ – не говоря уже об израильтянах – действительно приобрели познание об истинном Боге. Это будет знанием, основанным на наблюдении и сопоставлении, а не на слухах. Знать Господа – значит признавать Его власть и подчиняться ей. Такой выбор стоит перед фараоном, и он призван его сделать. Написано о следующих десяти казнях: 1 . 7:14–25 – превращение воды в кровь; 2 . 8:1–15 – множество жаб; 3 . 8:16–19 – мошки (или вши);

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

(7:13) каль (7:22) каль (8:19(15)) каль (9:35) каль В результате этого анализа можно сделать, по крайней мере, несколько замечаний. Конечно, Моисей получает слово от Господа в 4:21 и 7:3: «Я ожесточу сердце фараоново». Моисей слышит это дважды перед началом казней. Но эти слова не выражают, ни времени, ни возражений или требования объяснений со стороны Моисея. А мы уже видели в повествовании об исходе, что Моисей иногда возражает или добивается у Господа дополнительных фактов. Здесь, однако, он податлив. Свидетельствует ли это о том, что Моисей согласился со своими обязанностями и чувствует себя достаточно уверенно, так что не задает вопросов Богу? Или о том, что, получив такое загадочное слово от Господа, Моисей стал и дальше уговаривать Бога? Разве нельзя считать подобные слова провозглашением Богом результатов? Исследуя описание казней, мы замечаем, что ожесточение Богом сердца фараона упоминается в повествовании только позднее. А именно: «Упорно сердце фараоново» (7:14) «Фараон ... и ожесточил сердце свое» (8:15(11)) «Сердце фараоново ожесточилось» (8:19(15)) «Но фараон ожесточил сердце свое» (8:32(28)) «Но сердце фараоново ожесточилось» (9:7) «Но Господь ожесточил сердце фараона» (9:12) «И ожесточилось сердце фараона» (9:35) «Я отягчил сердце его» (10:1) «Но Господь ожесточил сердце фараона» (10:20) «И ожесточил Господь сердце фараона» (10:27) «Господь ожесточил сердце фараона» (11:10) Примечательно, что ожесточение Господом сердца фараона упоминается только после того, как шестая казнь уже набрала размах. И есть только одно упоминание (9:34) о том, что фараон ожесточил свое собственное сердце после того, как Бог ожесточал его сердце. Может ли это быть случайным? Или же Писание намекает, что фараон, теперь настолько невосприимчивый к Богу, утратил свое право принимать решения сознательно и независимо? Может ли свобода быть аннулирована? По крайней мере, какое-то время фараон мог управлять своими решениями, но он никогда не управлял последствиями своего выбора. При всей нашей сосредоточенности на ожесточении сердца фараона мы можем упустить несколько ясных способов, которыми Бог пытался смягчить его сердце:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010