Памяти протоиерея Виктора Шиповальникова Протоиерей Виктор Шиповальников 27 декабря 2007 года отошел ко Господу один из старейших и уважаемых клириков Русской Православной Церкви, усердный служитель у Престола Божьего протоиерей Виктор Шиповальников. Отец Виктор родился 28 января (ст.ст.) 1915 г . в г. Архангельске, в благочестивой христианской семье. Отец — Шиповальников Георгий Алексеевич, моряк-механик, умер в 1938 г., мать — домашняя хозяйка, погибла в блокаду в Ленинграде в 1942 г. В 1930 г . окончил в г. Архангельске школу 2-й ступени. По 1936 г. получал высшее техническое образование, окончив ВТУЗ в г. Ленинграде. Одновременно работал на заводе «Марти» мастером и инженером. С малых лет Виктор полюбил храм и богослужение, с 7 лет начал прислуживать в алтаре. Архангельский край при советской власти был превращен в место всесоюзной ссылки. На всю жизнь юный Виктор запомнил, как в алтаре церкви св. Иоанна Рыльского ему доводилось прислуживать ссыльным архиереям. В 20-е, 30-е годы архангельскую ссылку прошли митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Иларион (Троицкий), архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)… Промысл Божий готовил исповеднический путь и юному Виктору. По окончании школы Виктор уезжает учиться в Ленинград, где в 1936 г. заканчивает Ленинградский техникум холодильной промышленности. В Ленинграде он знакомится с митрополитом Николаем (Ярушевичем), в то время епископом Петергофским. С группой верующих молодых людей Виктор посещает его богослужения, бывает у владыки дома, обращается за советом, как к духовному отцу. В 1939 г . Виктора призывают в армию. В 1941-м война застала его в Кишиневе. Вместе с отступающими частями Советской армии Виктор оказался в оккупированной Одессе. Чудом ему удалось бежать из плена. Дорога, по которой пленных вели в лагеря, проходила мимо кладбищенской церкви. Виктор перекрестился и прыгнул в канаву. Конвой ничего не заметил. Когда опасность миновала, Виктор дошел до храма, где его спрятали жившие при церкви монахини. Хозяевами в Одессе стали румыны. Они начали открывать церкви, организовали в Одессе двухгодичную семинарию. В 1941 г . Виктор поступил в Одесскую духовную семинарию, которую в 1943 г. успешно окончил. В том же году Виктор вступил в брак с девицей Марией Борисовной Александровой: в то время она училась на дирижерско-хоровом отделении Одесского музыкального училища, пела в хоре известного церковного дирижера профессора Пигрова, выпускника Придворной певческой капеллы. Венчание совершил священник Федор Флоря. Матушка Мария на протяжении всего многотрудного священнического пути отца Виктора была ему верной спутницей и помощницей.

http://pravoslavie.ru/5060.html

Настоятель Сретенского монастыря архимандрит Вениамин (Петухов). Часть 1 Архимандрит Вениамин (Петухов) Архимандрит Вениамин (Петухов) – один из замечательных церковных деятелей XIX века. Он был ближайшим помощником Московского митрополита Филарета (Дроздова), наместником кафедрального Чудова монастыря и одновременно настоятелем сначала Сретенского – в 1859–1872 годах, а затем Покровского и Высокопетровского монастырей в Москве. Архимандрит Вениамин (в миру Виктор Фортунатович Петухов) родился 20 мая 1818 года, в день памяти московского святителя Алексия, в городе Тобольске, в семье священника. Его отец служил в тобольской церкви Рождества Христова. Первые годы жизни Виктор сопутствовал отцу во всех его переходах по Сибири – из Тобольска в Красноярск, Ачинск и Канск. К 10 годам, благодаря заботам своих родителей, он уже хорошо читал по-гречески. В это время, когда они жили в городе Канске, Виктор обратил на себя особое внимание архиепископа Иркутского Михаила (Бурдукова) и получил от него в подарок «Канон святой Пасхи»на греческом языке . Виктор учился сначала в духовном училище, затем поступил в тобольскую семинарию. В 1839 году, когда его отец был кафедральным протоиереем в Иркутске, в связи с тяжелой болезнью матери Виктор перевелся из тобольской семинарии в иркутскую, которую окончил в 1840 году со степенью студента. Впечатления детства часто имеют глубокое значение на всю жизнь человека. С ранних лет Виктор был свидетелем неутомимых трудов своего отца, с 1832 года занимавшегося в том числе и миссионерской деятельностью среди язычников, раскольников и сектантов, которыми так богата Сибирь. После окончания курса богословских наук, по благословению архиепископа Иркутского, Нерчинского и Якутского Нила (Исаковича), 15 июля 1840 года Виктор Фортунатович Петухов был определен на должность учителя в иркутское приходское училище, во 2-й класс, и назначен на священническое место к Воскресенской церкви. Получив назначение в священство, Виктор должен был вступить в брак. В скромной купеческой семье Котельниковых он нашел себе спутницу жизни – Александру Семеновну Котельникову.

http://pravoslavie.ru/33131.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Он был лидером православного возрождения Петербурга» Слово Николая Симакова на кончину Виктора Антонова, выдающегося церковного историка и православного деятеля 15.05.2014 797 Время на чтение 6 минут 14 мая на 76-м году жизни скончался известный русский историк, искусствовед и общественный деятель Виктор Васильевич Антонов. Редакция «Русской народной линии» выражает искренние соболезнования родным и близким покойного. Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего Виктора! О личности покойного рассказал в интервью «Русской народной линии» известный церковный историк Николай Кузьмич Симаков . Я знаю Виктора Васильевича Антонова 34 года. Мы были близкими друзьями. В диссидентские 80-ые годы мы являлись создателями подпольного православного ленинг радского семинара. Виктор Васильевич издавал журнал самиздат, где публиковал свои статьи. Он был разносторонним, глубоко образованным человеком, устно и письменно владел многими европейскими языками, был истинным знатоком русской и европейской культуры. Таких эрудированных людей, как Виктор Васильевич, осталось немного. На заре перестройки Виктор Васильевич был одним из создателей Общества русской православной культуры имени свт. Игнатия Брянчанинова, целью которого было просвещение и наставление ленинградцев в православной вере. Также он принимал участие в создании Общества русской мысли имени Ивана Ильина и в формировании монархического, патриотического движения. Я его именовал «Лев патриотизма». Мой товарищ изучал догматическое Богословие, занимался историей Русской Церкви. Я имел честь трудиться вместе с ним в редакции Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей, где он публиковал свои многочисленные статьи. Виктор Васильевич был для меня старшим товарищем и даже братом. По благословению митрополита Иоанна (Снычева) Виктор Васильевич посвятил себя изучению истории петербургских храмов и монастырей, новомучеников и исповедников российских. Он первый человек, кто стал заниматься этой тематикой, проведя долгие 90-ые годы в архивах. Многие его статьи были посвящены этой теме. Виктор Васильевич выпустил одну за другой книгу о петербургских храмах и монастырях, удостоившись нескольких различных премий, в том числе завоевав литературную награду. Мой близкий товарищ и соратник был известным человеком в Санкт-Петербурге, его энциклопедические труды до сих пор не превзойдены. Этот автор ни с кем не сравним.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/05/15/on...

Разделы портала «Азбука веры» Виктор Яковлев " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Виктор Яковлев: «Нельзя Христу верить отчасти – в чем-то верить, а в чем-то нет» Виктор Яковлев В Избранное Виктор Яковлев для «Азбуки веры» Виктор Яковлев Родился 25 июля 1951 года в Уфе. Окончил ГИТИС в 1975 году. С 1979 года артист Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина. В 2006 году присвоено почетное звание «Заслуженный артист Российской Федерации». Виктор Николаевич, Вы родились и выросли в Уфе. В детстве с мусульманами встречались или тогда все вокруг были атеистами? Конечно, все тогда были обыкновенными советскими людьми, атеистами. Если же говорить о национальном составе, то башкир и татар в Башкирии было примерно поровну, процента по 23, а русских около пятидесяти процентов. Со мной в классе учились и татары, и башкиры, но тогда нас всех мало интересовало, кто какой национальности, и не помню, чтобы кто-то тогда интересовался религией. Уже потом некоторые мои друзья детства стали мусульманами. Может, не очень строгими, но мусульманские праздники чтут, что-то соблюдают. Меня крестили в младенчестве, верующей была бабушка, но в церковь меня не водили, о вере не рассказывали, и о Боге я «знал» только то, что Его нет. Родители мои совсем простые люди, деревенские, в город переехали уже после войны. У нас в доме даже книг не было. Но вы, наверное, еще в школе полюбили читать, раз решили поступать в театральный?  Да. Учился я хорошо, и читать любил, и в школьном театре занимался. Так этим увлекся, что после школы поехал в Москву поступать в театральный институт. Отец благословил, но с условием, что если не поступлю, пойду, как все нормальные люди, в Уфимский авиационный институт – он был тогда в Уфе очень популярен. Поступал, как принято, во все театральные вузы, никуда не поступил, и, как обещал, вернулся и поступил в авиационный. С математикой и техникой у меня всё было нормально, и вообще я всегда, где бы ни учился, был отличником, но есть же призвание – от слова «зов». Не выдержал я, через полгода ушел из института, пошел на завод и стал уже готовиться к поступлению в театральный серьезно. В Москве опять не поступил, но у нас в Уфе открылся Институт искусств, и как раз в тот год там был первый набор на актерское отделение. Поступил и проучился два года. Учиться было интересно, на каникулы мы часто ездили в Москву и Петербург (тогда Ленинград) и пересмотрели там очень много спектаклей – больше, чем когда учился в ГИТИСе, потому что тогда приезжали в Москву и Петербург именно с этой целью.

http://azbyka.ru/way/viktor-jakovlev-nel...

Разделы портала «Азбука веры» Протоиерей Виктор Поляков " decoding="" title="" Почти четверть века назад началась его педагогическая деятельность, двадцать лет назад батюшка стал окормлять военных. Первое десятилетие из этих двух он провел на авиабазе в Саваслейке Кулебакского района, второе в Ближнем Борисове, недалеко от Нижнего, где стоит авиаполк. Сейчас под его опекой девять подразделений ГУВД, и (снова юбилейная дата) вот уже 10 лет отец Виктор настоятель храма в честь великомученика Георгия Победоносца при Нижегородской академии МВД. Ошибка партии Родился Виктор Поляков в Кулебаках. Его отец был членом партии, и при этом очень верующим человеком. В райцентре был действующий Никольский храм, чудом уцелевший в 1930е годы. Но туда Николаю Полякову дорога была, понятное дело, заказана. На службы он ходил… в Днепропетровске. В этот город отец будущего батюшки часто ездил в командировки. Я спрашивал его: «Почему ты в церковь ходишь, ты же член партии?» вспоминает отец Виктор. А он мне говорил, что это единственная ее ошибка то, что она идет против Церкви. Классе в девятом Виктор стал задумываться о смысле жизни, о том, есть ли вечная жизнь. Но в школьные годы ответы на эти вопросы не нашел. Уверовал же он в армии. А сначала пытался поступить на истфак нижегородского университета. Но не прошел по конкурсу и был призван в ряды Вооруженных сил, на Черноморский флот. И вот там я почувствовал присутствие Промысла Божия , просто реально ощутил, что Он меня по жизни ведет, вспоминает священник. Словами описать трудно, но настолько было очевидно это водительство! Севастополь, Киев, Москва, потом самолетом Ирландия Канада Гавана. Затем опять на корабль: Атлантика, Азорские острова, Норвежское и Баренцево море, поселок Полярный, Мурманск, и только оттуда домой. Когда после армии Виктор пришел в храм святителя Николая, то оказался единственным молодым прихожанином. Не было духовных книг, даже Евангелия , и молодой моряк из-за этого информационного вакуума решил идти в университет, но не на истфак, а на биологический факультет.

http://azbyka.ru/way/protoierej-viktor-p...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 17 (30) марта Священномученик Виктор Киранов Священномученик Виктор родился 8 марта 1881 года в селе Мануиловка Бердянского уезда Таврической губернии в семье священника Михаила Киранова; его предки были болгарами, спасаясь от турок, они приехали в Россию в 1830 году. Родоначальник семьи Кирановых, священник Протасий, скончавшийся в 1773 году в Турции и много претерпевший от гонителей-турок, завещал своим сыновьям, чтобы они, несмотря на тяжелое положение православных в Болгарии, не уклонялись от священства, если будут призываемы к рукоположению. Виктор Михайлович окончил Таврическую Духовную семинарию и в 1903 году, избрав светскую карьеру, поступил в Юрьевский университет, однако через год все же оставил университет и по назначению епископа Таврического Николая (Зиорова) стал служить псаломщиком в Свято-Троицком храме в селе Новопрокофьевка Бердянского уезда. Виктор Михайлович женился на девице Антонине, выпускнице Симферопольского женского духовного училища, дочери священника Петра Троицкого. 30 октября 1905 года епископ Таврический Алексий (Молчанов) рукоположил Виктора Михайловича во священника к Покровской церкви села Большая Благовещенка Днепровского уезда. В 1906 году отец Виктор был назначен законоучителем в Нововасильевскую земскую школу. В начале двадцатых годов он был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Вознесенского собора в Бердянске, а после его закрытия в 1928 году – настоятелем Покровской церкви и благочинным Бердянского округа. Покровская церковь в те годы была единственной в городе, и протоиерей Виктор дал в ней приют всем тем священникам, которые остались без приходов, но хотели служить Господу. Он завел кассу для поддержки малоимущего духовенства, откуда регулярно выдавались небольшие суммы денег, что спасало от голода семьи преследуемого духовенства. Несколько раз в Бердянск приезжал архиепископ Днепропетровский Георгий (Делиев), к которому и отец Виктор ездил с докладами по делам благочиния. В 1936 году архиепископ Георгий был арестован и по малодушию оговорил собратьев-епископов и подчиненное ему духовенство, показав о протоиерее Викторе и других священниках Бердянска, что все они были им завербованы во время «архиерейских поездок для шпионской и диверсионной работы» .

http://fond.ru/kalendar/340/viktor/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 8 (21) января Священномученик Виктор Усов Священномученик Виктор родился 19 марта 1876 года в селе Всехсвятско-Орловский Погост Великоустюжского уезда Воло­годской губернии в семье диакона Симеона Васильевича Усова и жены его Агнии. У супругов было пятеро сыновей и одна дочь, и все сыновья стали священнослужителями. В 1900 году Виктор окончил Вологодскую Духовную семина­рию и был назначен учителем в Илезскую Воскресенскую цер­ковноприходскую школу. В 1903 году он был учителем в Тотемской Спасо-Суморинской и в Угрюминской церковноприход­ских школах. Он женился на девице Марии, дочери священника Димитрия Рябинина, служившего в Георгиевской Заднесельской церкви. 8 сентября 1904 года епископ Вологодский и Тотемский Алексий (Соболев) рукоположил Виктора Семеновича во диако­на к Благовещенской Томашской церкви Кадниковского уезда, а 4 марта 1907 года епископ Вологодский и Тотемский Никон (Рождественский) рукоположил его во священника к Успенской Подольской церкви того же уезда. В 1908 году отец Виктор был назначен законоучителем Успенской церковноприходской шко­лы. В 1913 году отец Виктор был переведен в Богородице-Рождественскую церковь в селе Леваш, которое находилось в самом отдаленном и глухом углу Тотемского уезда Вологодской губер­нии. Каменный храм здесь был возведен в 1822 году, а колоколь­ня – в 1872м. Отец Виктор прослужил в этом селе до дня своего ареста. Во время гонений на Русскую Православную Церковь от без­божных властей в 20-х и 30-х годах ХХ века отец Виктор ни в малой мере не сократил своей проповеднической и пастырской деятельности. В середине тридцатых годов власти решили храм закрыть, а священника арестовать. В начале мая 1935 года стали вызываться свидетели, которые должны были дать показания против священника. Некая женщина показала, что священник приходил к ней в дом для причащения и посоветовал ее дочери в этот день, в субботу, не ходить в школу. Увидев в переднем углу комнаты «уголок Ленина», он предложил перенести его в другой угол, а также снять со стены плакат «Попы – враги рабочих и кре­стьян!» и заменить его надписью: «Где совет – тут и свет, где лю­бовь – тут и Бог».

http://fond.ru/kalendar/53/viktor/

Священномученик Виктор Киранов: Путь ко спасению проходит нормально Перед Богом же виноват за многие и многие грехи, за что и несу это ужасное наказание как заслуженное… 30 июля, 2014 Перед Богом же виноват за многие и многие грехи, за что и несу это ужасное наказание как заслуженное… В дни братоубийственной войны на Украине мы вспоминаем жития украинских новомучеников, прося их о заступничестве и умирениии враждующих. Священномученик Виктор родился 8 марта 1881 года в селе Мануиловка Бердянского уезда Таврической губернии в семье священника Михаила Киранова; его предки были болгарами, спасаясь от турок, они приехали в Россию в 1830 году. Родоначальник семьи Кирановых, священник Протасий, скончавшийся в 1773 году в Турции и много претерпевший от гонителей-турок, завещал своим сыновьям, чтобы они, несмотря на тяжелое положение православных в Болгарии, не уклонялись от священства, если будут призываемы к рукоположению. Виктор Михайлович окончил Таврическую Духовную семинарию и в 1903 году, избрав светскую карьеру, поступил в Юрьевский университет, однако через год все же оставил университет и по назначению епископа Таврического Николая (Зиорова) стал служить псаломщиком в Свято-Троицком храме в селе Новопрокофьевка Бердянского уезда. Виктор Михайлович женился на девице Антонине, выпускнице Симферопольского женского духовного училища, дочери священника Петра Троицкого. 30 октября 1905 года епископ Таврический Алексий (Молчанов) рукоположил Виктора Михайловича во священника к Покровской церкви села Большая Благовещенка Днепровского уезда. В 1906 году отец Виктор был назначен законоучителем в Нововасильевскую земскую школу. В начале двадцатых годов он был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Вознесенского собора в Бердянске, а после его закрытия в 1928 году – настоятелем Покровской церкви и благочинным Бердянского округа. Покровская церковь в те годы была единственной в городе, и протоиерей Виктор дал в ней приют всем тем священникам, которые остались без приходов, но хотели служить Господу. Он завел кассу для поддержки малоимущего духовенства, откуда регулярно выдавались небольшие суммы денег, что спасало от голода семьи преследуемого духовенства.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-vi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Он погиб на войне духовной А мы лишь смотрим, как умирают наши лучшие батюшки 20.10.2020 2726 Время на чтение 4 минуты 20 октября скончался протоиерей Виктор Жильцов. Царствие Небесное, дорогому батюшке, ключарю Никольского собора города Владивостока! Пастырь добрый, воин Христов и истинный морской офицер, капитан 1 ранга. Отец Виктор вырос в Подмосковье под Волоколамском, в маленьком поселке Ярополец, где русский дух и Русью пахнет… Отец Виктор крепкий батюшка, духоносный. Как пастырь возрастал под окормлением митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря). С Владыкой Вениамином отец Виктор много служил и ходил в дальние морские походы на современном военном крейсере «Варяг». В походах крестили моряков и служили панихиды по нашим героям-морякам, погибшим в Русско-японскую войну. Батюшка возглавлял епархиальный отдел по работе с Вооруженными силами, окормлял в Приморье Армию и Тихоокеанский флот. К сожалению, новый архиерей снял отца Виктора с должности и поставил на его место малоопытного молодого священника. И это негативно отразилось особенно на отношениях Епархии с ТОФ. У отца Виктора был очень высокий авторитет среди моряков, ведь он сам военный моряк, честно послуживший нашему родному Отечеству на боевых кораблях Военно-морского флота. Как добрый и надёжный капитан относится к своему кораблю, так отец Виктор относился к вверенному ему Богом храму и его приходу. Никольский собор Владивостока он содержал в образцовом порядке. Всего себя отдавал служению Богу, окормлению своей паствы и заботе о храме. Владыка Вениамин всегда ставил в пример другим священникам то, как относился к храму отец Виктор. И сейчас, когда нам удалось связаться с митрополитом Вениамином (Пушкарем), Владыка вновь вспомнил, как заботился батюшка о своем храме: «До него такого образцового порядка не было, он привёл храм в прекрасный вид, как с внутренней, так и с внешней стороны. А когда наметал снег, отца Виктора можно было видеть с лопатой в руках». Владыка рассказал, что рукополагал отца Виктора. «Батюшка служил офицером на Флоте, ходил стармехом на эсминцах к берегам Африки, бывал в Йемене в напряженное время», – вспоминает Владыка.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/20/on...

протоиерей Виктор Гурьев (1842–14.01.1912) Нравственно-аскетические труды протоиерей Виктор Гурьев Пастырь, духовный писатель. Сотрудничал в «Душеполезном чтении» и в «Кормчем». Автор сборников по Прологу, Четьям-Минеям, патерикам. Биография   1. Биографические сведения Протоиерей Виктор Петрович Гурьев о своем происхождении оставил следующую собственноручную запись в перешедшей к нему по наследству родовой Библии Елизаветинского издания. «Я, протоиерей, Московского уезда, Покровской, села Покровского, на Филях, церкви, Виктор Гурьев, от покойной моей бабушки, вдовы протоиерея Хотькова монастыря, Пелагеи Ивановны Гурьевой, умершей в 1862 году 86 лет, о начале рода моего и происхождении фамилии Гурьевых слышал следующее: Мой прапрадед, родоначальник фамилии Гурьевых, был сельский священник Владимирской епархии (уезда и села не помню) Гурий Дмитрич: от него и пошла, по его имени фамилия Гурьевых. У Гурия Дмитрича был сын Дмитрий Гурыч, также сельский священник Владимирской епархии. У Дмитрия Гурыча был сын Лев Дмитрич, тоже сельский священник Владимирской епархии. У Льва Дмитрича был сын Иоанн Львович Гурьев, мой родной дед, умерший 80 лет от роду, в 1850 году, заштатным протоиереем Хотькова монастыря. У Иоанна Львовича был сын Петр Иванович Гурьев, родившийся в 1813 году и умерший в 1869 году 18 декабря, священником Московской, Иоанна-Предтеченской, на Земляном Валу, церкви. От Петра Ивановича родился я, Виктор Гурьев, 1842 года ноября 9 дня. Отец Виктора Петровича был человеком крупных от природы способностей и с философским направлением мышления. Он прекрасно знал немецкий, латинский, греческий и еврейский языки и был лектором греческого языка в духовной семинарии «с особенным усердием и благопоспешностью», как сказано в его аттестате. Петр Иванович был близок с ученым богословским миром и в его доме постоянно бывали выдающиеся ученые богословы, которые весьма уважали его. Как человек, он был очень простой и добрый, как отец – крайне строгий. После Петра Ивановича осталась солидная библиотека из книг преимущественно на немецком языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010