Христос говорит притчами, потому что Царствие Небесное сложно понять строгими умозаключениями. Оно открывается уму и сердцу. А примеры из жизни становятся красочной иллюстрацией и комментарием. Вот, к примеру, притча о потерянной драхме… Вспомним эти слова Христа, утешающие грешников: «Какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжёт свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдёт, а нашедши, созовёт подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15, 4–10). С женщиной все понятно, и с радостью ангелов понятно. А вот драхма… лежала она где-то – в углу или в щели, а может, среди камней, и ждала своего времени. И помнила, что драхма она, а не стеклышко и не камушек. На эти размышления навел меня рассказ секретаря епархиального управления Покровской епархии священника Виктора Тихонова. По делам храма заходил он довольно часто в мебельный магазин и общался там с сотрудниками. По-разному общался. Удивительно служение священника – когда его видят люди, они реагируют сначала на воспоминание о Боге, на факт существования Церкви, а уже потом – на личные качества конкретного пастыря. Вот и в этом магазине кто-то встречал отца Виктора приветливо-нейтрально, кто-то – сухо-напряженно. А Жанна всегда была рада батюшке помочь. Жанна пропала. Отец Виктор поинтересовался, что с ней. Оказалось, всё просто и страшно – онкология Через некоторое время Жанна пропала. Не встретив ее в очередной раз, отец Виктор поинтересовался, что с ней. Оказалось, всё просто и страшно – онкология. Женщина, которой не было еще и 55 лет, лежала в больнице, и шансов выздороветь, судя по всему, было немного. Батюшка навестил ее в больнице, пособоровал, причастил: «Беседуя с Жанной, я был поражен – эта нецерковная женщина, казалось, всю жизнь провела в храме. Мы говорили с ней абсолютно на одном языке. Она слушала о Христе, о Его заповедях и полностью меня понимала. Сердце ее отзывалось на сказанное. Она как та самая драхма, которую обрел теперь Господь».

http://pravoslavie.ru/148075.html

14. Окно, которое, вероятно, находилось над дверью, было прикрыто, ибо сказано, что Ной по окончанию дождя, выпуская ворона и голубя, открыл окно. Из этих слов также видно, что к окну из жилья был проделан коридор, по которому он мог проходить отворять и затворять окно для очистки воздуха в Ковчеге. Так как крупные животные были по середине Ковчега и тяжесть равномерно распределялась по обеим сторонам, а самый Ковчег имел форму лодки, то он мог спокойно плавать даже при сильном ветре и дожде; но Библия не указывает на то, что во время сорокадневного дождя был ветер; он был послан Богом после, для просушки земли, через 150 дней. «И вспомнил Бог о Ное и о всех зверях и о всех скотах и о всех птицах и о всех гадах пресмыкающихся, бывших с ним в Ковчеге, и навел Бог ветер на земле, и воды остановились». «Этот стих ясно указывает на то, что при всемирном потопе не было бурно бушующей воды; если бы был ветер, то он не дал бы равномерно покрыть землю воде, которая поднялась на 15 локтей выше самых высоких гор. Проверив по атласу породы всех зверей и животных и сопоставив количество этих пород с размерами Ковчега и раздельных помещений в нем, я нахожу, что помещения в Ковчеге для животных было вполне достаточно и тесноты в нем не ощущалось. Описание модели Скинии, построенной пророком Моисеем Модель Моисеевой Скинии составлена мной на основании сказания книги Исход, гл. 26 и следующих. Из этого сказания видно, что Скиния имела вид очень большой палатки, весьма богато и роскошно украшенной и удобно собираемой и разбираемой для переноски с места на место. Вся собранная Скиния имела в длину 60 локтей, а в ширину 20 локтей и разделялась внутри на две части: 1. Первая часть – Святое Святых – представляла из себя квадрат в 20 локтей; здесь находилась главнейшая святыня Скинии – 2 Кивот Завета, данный Богом еврейскому народу через пророка Моисея. Вторая часть – 3 Святилище – имела в длину 40 локтей, а в ширину 20. Собираться Скиния могла таким образом. Выбирали ровное и возвышенное место, на котором на известном расстоянии друг от друга ставили подставы 4 под столбы и притом так, что каждая подстава с одной стороны Скинии была против соответствующей ей подставы с другой стороны. На южной и северной стороне Скинии полагалось по 20 подстав, на западной стороне по две подставы по углам, как основания углов и между ними 6 подстав. На восточной стороне не было столбов, потому не было и подстав. В этих подставах, в середине их, были устроены углубления, в которые вставлялись 5 столбы своими, подрезанными в нижней части, шипами. Эти подставы были вылиты из серебра.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Fartuso...

165. Нет такого несчастья, от которого бы Бог не мог избавить нас (Из жизни св. великомученика Феодора Стратилата. Чет. Мин. февр. 8) Когда нас постигает несчастье, в котором мы можем найти помощь или утешение от людей или от которого надеемся со временем так или иначе избавиться и сами, то таковое еще мы нередко переносим и с терпением, и с покорностью воле Божией. А когда постигает несчастье тяжкое-великое, где уже помощь людей немыслима, и от которого и собственными силами избавиться надежды нет; то тогда в большинстве мы становимся и нетерпеливыми, ропщем на Бога и говорим, что Он оставил нас, и предаемся малодушию и унынию, а иногда, что и хуже всего, и безнадежному отчаянию. А между тем так ли нужно поступать христианам в скорбях тяжких, в несчастьях великих, в страданиях жестоких? Нет, тут вот и нужно не роптать на Бога, не говорить, что Он оставил нас, а с крепкою верою, с несомненною надеждою и с пламенною любовью прибегать к Нему; ибо есть ли несчастье, от которого не мог бы избавить нас Бог ? Есть ли скорбь, в которой бы Он не мог утешить нас? Есть ли горе, которого бы Он не мог предотвратить? Нет, не может быть, и нет таких несчастий и таких скорбей, и такого горя. Почему, скажете. Потому, во-первых, отвечаем, что Бог Всемогущ; а во-вторых, и потому еще, что, кроме всемогущества, как мы сейчас укажем вам, есть еще у Него любовь и сострадание к тем, которые во время скорбей и страданий за помощью обращаются к Нему. Когда после долгих и ужасных истязаний мучитель Ликиний заключил святого великомученика Феодора Стратилата в темницу, то в это время велел приготовить крест и, по прошествии пяти дней, вывел святого из темницы, чтобы распять его. И вот пригвоздили руки и ноги великомученика ко кресту, воины еще вбили гвоздь во внутренности его и бритвами резали тело его, а юноши и отроки стреляли из лука в лицо его и выкололи ему глаза. В таких ужасных страданиях Феодор, взывая к Господу, воскликнул: «Господи, Ты обещал мне быть со мною; зачем же Ты ныне оставил меня! Смотри, Господи! Лютые звери растерзали меня Тебя ради; выколоты зрачки глаз моих, ранами покрыто тело мое; лице мое изъязвлено; зубы сокрушены. Вся плоть моя раздробилась, и одни кости висят на кресте сем! Помяни меня, Господи, претерпевающего страдания Тебя ради! Всё: и железо, и огонь, и гвозди принял я! Прими же дух мой, ибо отхожу из жизни сей!» Сказав это, мученик умолк, а Ликиний, полагая, что он умер, велел оставить тело до утра на кресте. Но мученик не умер. Ночью Ангел Божий явился ему; сняв с креста, исцелил раны его и сказал ему: «Радуйся и укрепляйся благодатью Господа нашего Иисуса Христа, ибо с тобою Господь Бог; и зачем сказал ты, что Он оставил тебя? Соверши подвиг твой, и придешь к Господу принять уготованный тебе венец бессмертия!» Сказав это, Ангел стал невидим, а мученик, исцеленный и укрепленный благодатью Божией, стал громко славить Господа и говорил: «Буду превозносить тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твое во веки и веки!» ( Пс.144:1 )

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

193 ЭРАСТИАНСТВО – направление церковно-богословской мысли в Англии и Шотландии XVI-XVII веков, согласно которому церковные организации не должны были иметь никакой дисциплинарной власти над своими сочленами и должны были состоять в полном подчинении у государственной власти. Направление названо по имени Томаса Эраста, немецко-швейцарского протестантского богослова, естествоиспытателя и врача. Под флагом Эрастианства часть мелкого дворянства боролась и против пуританской, и против католической аристократии. 195 Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. ( Лк. 5:4–6 ) 196 СОЛЛЕРТИНСКИЙ (Сергий Александрович) – духовный писатель, протоиерей Богоявленского Никольского собора в Санкт-Петербурге, ординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии. В 1883 г. С. защитил магистерскую диссертацию «Дидактическое значение священной истории в круге элементарного образования» (Санкт-Петербург, 1883). В 1884 г. С. было поручено чтение лекций по кафедре пастырского богословия. В 1899 г. С. утвержден Святейшим Синодом в степени доктора богословия. Кроме магистерской диссертации С. написал: «Пастырство Христа Спасителя. Часть основоположительная: Иисус Христос , основатель христианского пастырства» (Санкт-Петербург, 1888; 2 изд., ib., 1896), «Пособие к преподаванию Пространного христианского катехизиса православные кафолические восточные церкви. Вып. I. Введение в символ веры » (Санкт-Петербург, 1884), «Объяснение Mф. V, 22; 38 – 42; VII, 1 . Лyk. VI, 37 у графа Л. Толстого» (Санкт-Петербург, 1887), «Учебник практической дидактики в вопросах и ответах» (ib., 1892), а также ряд статей в «Христианском Чтении» и «Церковном Вестнике». Его новейшие труды: «О происхождении воспитательного дела и об основных опорах его существования в человеческой истории» (М., 1899); «Проповеди на некоторые праздничные и воскресные дни» (СПб., 1903).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

195. Если хочешь получить венец, то все терпи до конца (Из страдания четыредесяти мучеников Севастийских. Чет. Мин. марта 9) Господь говорит: «Претерпевший же до конца спасется» ( Мф.10:22 ). Что это значит? Это значит, что если хочешь получить венец, то все терпи до конца. Взялся, например, за доброе дело, кончай его; взялся вообще за дело своего спасения, и тут не оглядывайся назад, но и оное доводи до конца; стал терпеть все ради Господа, опять все и терпи, и терпи опять до конца. Если же поступать будешь иначе, если терпение потеряешь, если за одно дело примешься да, оставив его, за другое возьмешься, то потеряешь и венец. Из чего это видно? Это видно из следующего. Игемон Агриколай, для того чтобы заставить сорок Севастийских мучеников отречься от Христа и поклониться идолам, придумал для них следующую пытку. В зимнее время, при сильном холоде и ветре, он велел поставить их в воду, посреди озера, которое было близ Севастии; а на берегу озера велел поставить баню и натопить оную для того, чтобы захотевший отречься от Христа мог выйти из озера, войти в нее и согреться. И поставлены были мученики посреди озера, и «телеса их, – сказано, – мразу лютейшему возмогающу, ледом померзаемая, распадахуся от мраза люта». Наступила ночь. Тридцать девять мучеников выносили пытку мужественно, но сороковой потерял терпение, отрекся от Христа, вышел из озера и поспешил к бане. Но лишь только он ногою коснулся порога бани и почувствовал теплоту, тотчас растаял как воск и упал мертвым. Между тем остальных мучеников облистал свет небесный, и страж темничный увидел этот свет, а вместе с ним и тридцать девять венцов, сходящих с неба на главы страдальцев. «Да ведь их сорок, – подумал страж, – почему же венцов-то только тридцать девять?» Но он скоро же и понял, что сороковой из мучеников, отрекшийся от Христа, потерял свою награду и лишен венца мученического. Из этого повествования ясным становится, что не претерпевший сколько-нибудь, а претерпевший до конца, только тот спасен будет. Что оставалось отрекшемуся от Христа мученику Севастийскому до венца? Один шаг, но потерял терпение, и венец пропал. Так бывает и со всяким, терпения не имеющим; ибо кому уподобляет Господь таких людей? Уподобляет «человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» ( Мф.7:26–27 ). Еще что Господь говорит про нетерпеливых? Говорит, что «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» ( Лк.9:62 ). Ввиду этого и потщитесь, братие, по апостолу, стяжать терпение совершенное, «чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» ( Иак.1:4 ). Если же иначе будете поступать и терпение потеряете, то знайте, что дело спасения вашего пропало; ибо без терпения значит одною рукою совершать оное, а другою разрушать. Аминь. 10-й день

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

19 . И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, еже за вы даемое сие творите в Мое воспоминание. 20 . Также и чашу после вечери , говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, яже за вы проливается». Первая чаша здесь – чаша Ветхозаветная, а вторая – чаша Евхаристическая. Следовательно, Христос преподал Евхаристическую чашу после Вечери, что подтверждает ап. Павел в 1Кор.11:25  «Также и чашу после вечери и сказал: Сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите... в Мое воспоминание». Но это, конечно, не просто воспоминание (как считают баптисты). Вернемся к нашему первому фрагменту ап. Павла: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? ...» и т.д. Чаша с вином не только напоминает о пролитой крови Христа, но и приобщает к Нему. Так же и хлеб дает нам «приобщение Тела Христова» (там же). И это «тело» – то самое, которое было предано за нас на кресте. Но Павел тут же добавляет, что «Тело Христово» одновременно является всеми присутствующими, т.е. той самой «Церковью», «которая есть Тело Его» (Эфес. 1:23). Поэтому он и говорит: «Один хлеб и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор.10:17 ). В таинстве причащения для Павла особенно важно, что оно объединяет нас, многих, в одно Тело Христово и таким образом создает церковную общину. Поэтому Павел следил за тем, чтобы для причащения брался один хлеб и разламывался на куски по числу присутствующих. Т.е. это не символ, а реальное приобщение многих к единому и т.о. – друг к другу. Эту реальность Павел подчеркивает в последних стихах, говоря о реальности языческих культов. Ибо хотя сам «идол – ничто», но есть «так называемые боги» (т.е. демоны) и «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу»( Там же, 20). Это многих может покоробить, потому что мы привыкли находить в греческих мифах красоту и глубину. И мы в прошлом году говорили о них как о предощущении христианства. Однако, мы говорили также о том, что все это античное язычество было пронизано колдовством и магией, теургией и оккультизмом. Но «не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую» ( Там же, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1 . Братоубийство, порожденное завистью (4:8), – Каин убивает Авеля; 2 . Полигамия и возмездие (4:23:24) – Ламех; 3 . Похоть исполинов (6:1–4) – сыны Божьи и дочери человеческие; 4 . Развращенность и насилие на земле (6:5; 11:12); 5 . Кровосмешение (?) (9:20–27) – проклятие Ханаана; 6 . Башня высотою до небес (11:1–9) – Вавилон. Несомненно, в этих главах описано распространение греха, о чем свидетельствуют перечисленные шесть событий. Но в 3-й главе мы видим смешение греха и благодати, божественное слово как суда, так и обетования. Я предполагаю, что это же сочетание проявляется на протяжении 4–11-й глав. Мы увидим в действии как грех и суд, так и благодать и обетование. Ни грех отдельных личностей (Каин, Ламех и Хам), ни грех групп людей (сыны Божии и дочери человеческие, вся земля и строители башни) не заслоняет полностью милость и всемогущество Бога. Здесь также справедливо наблюдение: где изобилует грех , там гораздо больше изобилует благодать. Братоубийство (4:8) Очевидно, что между 3-й и 4-й главами Бытия нет перерыва. Повествование нужно читать как непрерывное целое. Непрерывность подчеркивается посредством повторения в двух главах ключевых слов, например: «и узнали они, что наги» (3:7) и «Адам познал Еву» (4:1); «и к мужу твоему влечение твое» (3:16) и «у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе» (4:7); «и он будет господствовать над тобою» (3:16) и «но ты господствуй над ним» (4:7); «и изгнал Адама» (3:24) и «вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли» (4:14); «и поставил на востоке у сада Едемского херувима» (3:24) и «и поселился в земле Нод, на восток от Едема» (4:16). Интересен тот факт (который повторится и в дальнейшем), что первое запечатленное в истории преступление, отражающее человеческую жестокость по отношению к другому человеку, было совершено в контексте поклонения. Два брата, очевидно добровольно, приносят Господу жертву. Каин предлагает часть своего урожая. Авель, рожденный вторым, приносит одного из первенцев своего стада. Хорошо известно, что произошло дальше. Бог принимает жертву Авеля, а жертву Каина отвергает. Не способный согласиться с Божьим решением, Каин поддается обиде и гневу и убивает собственного брата.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

1 . Молитвами Моисея: (8:8(4), 28(24); 9:28; 10:17); «Помолитесь Господу». 2 . Свидетельством волхвов фараона: «Это перст Божий» (8:19(15)). 3 . Частичное повиновение: «Я отпущу народ Израильский принести жертву Господу» (8:8(4)); «пойдите, принесите жертву Богу вашему в сей земле ... я отпущу вас ... только не уходите далеко» (8:25–28 (21–24)); «пойдите ... пусть только останется мелкий и крупный скот ваш» (10:24). 4 . Частичное раскаяние: «На этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны» (9:27); «согрешил я пред Господом, Богом вашим, и пред вами; Теперь простите грех мой ...» (10:16). Составив вместе «я согрешил» в 9:27 и «продолжал грешить» в 9:34, Моше Гринберг делает вывод: «Он признал свою вину, но все равно продолжал быть виновным» 73 . Фараону очень кстати были бы слова из Евангелия от Матфея (3:8): «Сотворите же достойный плод покаяния». 5 . Предоставляя фараону другой шанс: Бог так же долготерпелив с фараоном, как с Моисеем после эпизода у горящего куста. Многократное Моисеево «Я не пойду» под стать фразе фараона «Я не отпущу вас». То, что Богу пришлось вмешиваться десять раз перед тем, как фараон неохотно согласился, не является чем-то неожиданным или удивительным. В конце концов, с точки зрения долгосрочной эффективности или даже для первых нескольких поколений после потопа, насколько успешен был потоп, другой акт Божьего суда? Толкования относительно ожесточения сердца фараона Обращаясь к вопросу ожесточения сердца фараона и похожим случаям, Вальтер Айхродт пишет: Во все времена упорно сохранялось право человека на свободное волеизъявление. Все этическое наставление пророков базируется на убеждении, что решение отдано в руки людей. И закон также ... опирается на эту исходную предпосылку. Фундаментальный постулат моральной свободы, таким образом, обладает такой же силой, как религиозное убеждение в действенном присутствии Бога во всем; и не делается никакой попытки привести эти два убеждения к гармонии. Это свидетельствует о непреодолимой силе ветхозаветного общения с Богом, которое было способно одновременно утверждать обе эти реальности, примирять противоречие между ними, не умаляя при этом их безусловной законности 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

208. К прихожанам, живущим среди раскольников (Из жизни святого священномученика Василия, пресвитера Анкирского. Чет. Мин. марта 22) Некоторые из вас, братие, уходят в раскол и думают, что это ничего. Но так ли это на самом деле? Нет, далеко не так; ибо пусть знают отступники, что Господь не только взыскивает с таковых за их отступление в будущей жизни, но иногда страшно наказывает их и в настоящей. Отступники хотят на сие доказательства? Не отказываемся представить им таковое, и представляем сейчас же. Когда император Иулиан оставил христианскую веру и сделался отступником от нее; тогда святой Василий, пресвитер Анкирский, сказал ему: «Заблудился ты, царь, сделавшись отступником и лишившись Небесного Царствия. И знай, что и земное царство вскоре будет отнято от тебя, чтобы ты познал, Какового прогневал ты Бога. Ты забыл о тех радостях, которые уготованы любящим Его; ты не устыдился алтаря, в котором, будучи восьмилетним отроком, ты сокрыт был и спасен от лютой смерти; ты забыл закон Господень, который сам же своими устами проповедовал, состоя в церковном клире! И вот за это и Господь не помянет тебя в Своем Небесном Царстве, и временное царство, повторяю, вскоре отнимет от тебя; и в лютых муках душу свою извергнешь, и тело твое лишено будет и погребения!» Слова Василия подлинно вскоре сбылись. В сражении с персами стрела неприятельская поразила Иулиана 3 . Изнемогая в смертных муках, он взял кусок запекшейся своей крови и, бросив ее вверх, вскричал: «Ты победил меня, Галилеянин!» И с этими словами умер. Итак, пусть не утешают себя отступники тем, что отступление их даром пройдет им и что все для них ничего. Нет, «Бог поругаем не бывает», и казни отступникам не миновать; ибо Сам Господь говорит: «Неверующий уже осужден» ( Ин.3:18 ). И апостол к сему прибавляет: «тем, которые упорствуют и не покоряются истине... ярость и гнев» ( Рим.2:8 ); и «в пламенеющем огне [Бог] совершит отмщение... не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, [и они] подвергнутся наказанию и вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он придет прославиться во святых Своих...» ( 2Фес.1:8–10 ). Слышите ли же, что ожидает отступников? Их ожидают: ярость и гнев, огонь пламенеющий и вечная погибель. Пусть же, повторяем, они не утешают себя тем, что все ничего и все пройдет; но да убоятся Страшного Суда Божия, ожидающего их, и, убоявшись, пусть оплачут и оставят свои заблуждения и скорее в лоно бывшей своей матери – Церкви Православной – возвратятся. Аминь. 23-й день

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

230. К прихожанам, живущим среди раскольников-беспоповцев, об антихристе (Из жизни св. священномученика Артемона. Чет. Мин. апр. 13) Однажды, как пишется в житии св. священномученика Артемона, епископ Сисиний говорил лаодикийским христианам: «Чада моя, слышим грядущего антихриста во град, хотящего убивать христиан; да ничтоже убо отлучит вас от любви Христовы, ни огнь, ни меч, ни звери, ни какие-либо лютейшие смерти». О каком же антихристе говорил так Сисиний? О настоящем, о котором говорит слово Божие и учат святые отцы, или о каком-нибудь другом? Нет, он говорил не о настоящем, а просто назвал антихристом некоего мучителя Патрикия, который шел в Лаодикию гнать христиан. Но тут вот и является вопрос: кто же будет настоящий антихрист и когда придет? Что на это ответить? Вот живущие между вами беспоповцы учат, что под антихристом должно разуметь не человека, а антихриста мысленного, т. е. отступление от веры, и что этот мысленный антихрист уже воцарился в мире со времен патриарха Никона . Как же тут быть? Согласиться ли с беспоповцами, как они говорят об антихристе, или смотреть на него по-другому? Погодим соглашаться; а сначала вникнем в то, как учат об антихристе слово Божие и святые отцы. Как же они учат? 1) Св. апостол Павел во втором послании к Солунянам, во 2-й главе, в 3-м и 4-м стихах говорит так: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он как Бог , выдавая себя за Бога». Здесь апостол Павел под человеком беззакония разумеет антихриста. Это подтверждает и св. Златоуст, когда, в объяснение слов Павловых, говорит: «Что есть отступление? Того самого антихриста нарицает отступление, яко многих имущего погубити и отставити». Далее св. Златоуст говорит, что апостол называет антихриста человеком греха, и опять показывает причину, ради чего так называет: «Яко бесчисленная соделает лютая и приготовит иных да делают лютая». Называет и сыном погибели, зане и той погибнет. Наконец, св. Златоуст вопрошает: «Кто убо сей, сатана ли? – и отвечает, – никакоже: но человек некий всяко его [сатаны] приемляй действо». (Злат. 3-я бес. на 2-е посл. к Солунянам древн. изд. См. о сем инока Павла об антихристе. Душ. Чт. стр. 125 и 126, 1871 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010