Закрыть Посвящается великому русскому царю В Белграде по случаю 350-летия со дня рождения Петра Первого открылась выставка 10.06.2022 973 Фото: предоставлено автором К 350-летию со дню рождения русского царя Петра Великого в «Русском доме» в Белграде организована выставка, посвящённая первому русскому императору. В это же время организована  и выставка Захария Орфелина, написавшего 250 лет назад очень ценную книгу «Жизнь Петра Великого». Захарий Стефанович Орфелин (Вуковар, 1726 г. – Нови-Сад, 19 января 1785 г.) был сербским поэтом, историком, гравёром по меди, педагогом в стиле барокко, каллиграфом, энологом, автором учебников и православным богословом. На открытии выставки выступил Зоран Колунджия, директор и владелец издательства «Прометей» из города  Нови-Сад, недавно напечатавший бесценную книгу «Орфелин» с элементами каллиграфии. Он рассказал, что дружба между сербским и русским народами нерушима и пронизывает все поры жизни обоих народов. Профессор, кандидат наук, Никола Грдинич из Университета Нови-Сада рассказал о том, насколько мы связаны языком и письменностью. В конце 18 и начале 19 века сербы и русские писали и говорили почти на одном языке. Присутствующие на выставке имели возможность увидеть художественные картины, связанные с жизнью царя Петра Великого и писателя Орфелина, прославлявшего русского царя в Сербии. Также, можно было увидеть историографически и художественно ценное новое издание книги о Петре Великом. Биляна Живкович , писатель, журналист,   председатель Общества православных женщин Сербии,   Белград Фотографии автора Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/10/po...

Глава IV Теперь посмотрим, как трудился над унией пр.Смарагд. Обращать в православие униатские приходы он начал тотчас же по своем приезде в Полоцк. He успел он прибыть сюда, как пришло донесение протоиерея Витебского собора Стефановича от 7-го июля, что помещик Велижского уезда Кавецкий хочет обратить своих крестьян-униатов в православие. Стефанович был немедленно отправлен в имение Кавецкого с наказом присоединить его крестьян. От 15-го и 24-го июля пр.Смарагд уже доносил обер-прокурору Св.Синод Нечаеву, что в имении кн.Щербатова, Городецкого уезда, Чурилове присоединено до 600 душ и в имении помещика Кавецкого, в Велижском уезде 1284 душ обоего пола униатов с находящейся в с.Узком униатской церковью. Пр.Смарагд тем больше был польщен этим первым успехом, что «Его Императорское Величеетво соизволил принять таковые донесения с особенным порадованием, написав на всеподданнейшем докладе Нечаева сии слова: «Слава Богу» 369 . Скоро присоединены были еще тем же Стефановичем, при содействии советника губернского правления Рикмана, крестьяне брата Кавецкого, Антония (528 д.), а также крестьяне соседних помещиков, ген.майора Альбрехта и Шембеля (777 д.) и 523 д. – капитана Ребиндера, с Зайковской, Городецкого уезда, церковью, да еще свящ.Гнедовским в им.Чурилове – 292 души. Государь Император приказал привести обе новообращенные церкви, Узковскую и Зайковскую, в должный вид и послать туда двух благонадежных православных священников 370 . Таким образом, менее чем в течение одного месяца было воссоединено четыре тысячи униатов. Чтобы определить настоящую цену, по-видимому, очень большого успеха – обращения в короткий срок этих тысяч, надо принять во внимание, что воссоединенные были крестьяне помещиков или православных, или лютеран и принадлежали к униатским приходам, расположенным среди православного населения и потому не враждебно относившимся к православию, – словом, это были те, сравнительно немногие униаты Белорусской епархии, обратить которых при содействии помещиков не стоило никакого труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

«Программа не готова, поэтому говорить не о чем, ничего не будет в ближайшее время. Никаких решений не будет принято 30-го», — сказала президент РАО 29 ноября. ПРАВМИР. Президент Российской академии образования (РАО) Людмила Вербицкая заявила, что голосование методистов по введению в школы предмета «Православная культура» не является правомерным и произошло по вине ее заместителя. Людмила Вербицкая рассказала, что эта программа действительно была представлена на учебно-методическом объединении, но в академии поняли, что она должна быть очень серьезно доработана. «Но дальше — не сказав мне ни о чем, не показав мне ничего, мой заместитель Виктор Стефанович Басюк вдруг разослал анкету на голосование (проекта школьного курса) в учебные объединения», — объяснила она ситуацию (цитата по ТАСС). Президент РАО подчеркнула, что он не имел на это никакого права. «Программа не готова, поэтому говорить не о чем, ничего не будет в ближайшее время. Никаких решений не будет принято 30-го (ноября — прим. ред.). Это большая ошибка моего заместителя, и я буду с ним разбираться», — сказала собеседница агентства. Она добавила, что никакие решения РАО не принимает без серьезного и всестороннего обсуждения. Руководитель информационной службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви иеромонах Геннадий (Войтишко), в свою очередь, заявил, что в любом случае преподавание курса «Православная культура» в российских школах не будет обязательным. «Хочу особо подчеркнуть: речь идет о примерной образовательной программе, поэтому обязательного преподавания «Православной культуры» в рамках предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКР) не предполагается. Программа должна ориентировать образовательные организации там, где в этом есть потребность, как преподавать предметы в той части учебного плана, которая формируется школой, исходя из потребностей законных представителей детей», — говорит иеромонах Геннадий (Войтишко). Глава информационной службы Синодального отдела уточнил, что этот эксперимент уже несколько лет проводится на базе десятка школ Москвы. В других регионах вместо курса о православии преподается курс социокультурного содержания «Истоки», который рассказывает о региональных особенностях и традициях. «Подготовка подобных программ по другим религиозным культурам — дело представителей соответствующих традиционных религиозных организаций. С ними мы сотрудничаем в рамках методического объединения по ОРКСЭ (Основы православной культуры и светской этики) и готовы оказать помощь и поддержку»,— пояснил иеромонах Геннадий.

http://pravmir.ru/verbitskaya-pravoslavn...

В нач. 1136 г. Н., приехавший в Киев с «лучьшими мужи» (представителями новгородской знати), вместе с митрополитом принял деятельное участие в успешном примирении противоборствующих князей Мономашичей и Ольговичей во главе соответственно с кн. Киевским Ярополком Владимировичем и кн. Черниговским Всеволодом Ольговичем (впосл., в 1139-1146, кн. Киевский) (НПЛ. С. 23-24, 208-209; см. также: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 298-300; Т. 1. Стб. 303-304). В том же 1136 г. новгородцы, призвав в Новгород псковичей и ладожан, выдвинули ряд обвинений против блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича; 28 мая он был посажен под стражу в епископский двор и отпущен только 15 июля; 19 июля прибыл призванный новгородцами на княжение из Черниговской земли кн. Святослав (Николай) Ольгович (НПЛ. С. 24, 209). Владычный летописец новгородцев не только не осуждает, но и, напротив, указывает перечень вин князя перед ними и не пытается оправдать Всеволода. Из этого с большой степенью вероятности следует, что Н. не возражал против антикняжеских действий вечников. В 1136/37 г. Уставная грамота, выданная Новгородской епископии кн. Святославом Ольговичем (вскоре после того, как он стал местным князем), определила новый порядок получения финансирования домом Св. Софии, к-рое осуществлялось путем сбора доходов с погостов в Заволочье (Подвинье). Вместо традиц. десятины Святославом Ольговичем была установлена точная сумма выплат епископу от даней, собранных княжеским служилым человеком (домажиричем) в Заонежье,- 100 гривен (в случае невозможности выплаты всей суммы княжеский домажирич должен был выделить 80 гривен, а князь - восполнить эту сумму 20 гривнами из своей «клети») (ДРКУ. С. 147-148). Можно предположить, что устав был составлен по просьбе Н., к-рый упоминается 1-м среди потенциально заинтересованных лиц («нужа же бяше пискупу, нужа же князю в томь, в десятои части Божии») (Там же. С. 148) и, т. о., больше нуждался в твердо установленных выплатах из княжеской казны («клети»), откуда прежние князья выделяли епископам десятину «от дании, и вир, и продажь, что входить в княжий двор всего» (Там же. С. 147). Кроме того, указание на Св. Софию (т. е. на Самого Христа) как гаранта исполнения устава («оже ли кто в которое время а то рюшить или отиметь, что я урядил князь Никола Святослав с владыкою Нифонтомь, князь ли, или ин кто сильных новогородець, а будеть Богу противен и Святеи Софии») (ДРКУ. С. 148) демонстрирует, что устав Святослава Ольговича составлен в епископской канцелярии и «должен, очевидно, считаться одним из завоеваний епископа в перевороте 1136 г.» ( Лихачёв. 1986. С. 159. Ср.: Никитский. С. 25-27; см. также: Щапов. 1972. С. 150-164; Стефанович П. С. Княжеские доходы и церковная десятина по грамотам XII в.//ДРВМ. 2015. 3(61). С. 155-156).

http://pravenc.ru/text/2577705.html

В день 70-летия В.И. Белова, 23 октября 2002 года, в областной научной библиотеке, которая сейчас носит его имя, состоялся юбилейный вечер. Два вологодских критика: Василий Оботуров и я, не сговариваясь, выступили с одним и тем же обоснованием жанра великой книги классика: «Час шестый» - это роман-эпопея». На этот раз Василий Иванович был доволен, - Сергей Бабурин, сидевший в президиуме рядом с ним, подошел в перерыве ко мне и Оботурову с благодарностью. В гостях у Василия Ивановича я был всего два раза, и в обоих случаях не один, а в компании писателей. 26 февраля 2006-го Ольга Сергеевна Белова, жена Василия Ивановича, принимала нас со Станиславом Лесневским. В просторной прихожей мы разделись и потом расположились в гостиной, заполненной книгами. Разглядеть все это богатство мы не успели - Василий Иванович позвал нас на кухню. Двигался он медленно, с трудом переставляя ноги, но выглядел бодро. Мы поздоровались, сели за стол, и Станислав Стефанович достал, наконец, новинку - рассказы Белова для детей, выпущенные его издательством «Прогресс-Плеяда». Василий Иванович предложил «обмыть» книгу, но выпил буквально каплю - только чтобы не обидеть гостей. Я в очередной раз подивился цепкой памяти Белова - он, оказывается, знал, что я с семьей переезжаю из общежития в новую квартиру. « - Вот теперь работа пойдет веселее, надо писать больше, правильно?» - он вопросительно посмотрел на меня. Я поневоле с ним согласился, хотя не совсем был уверен в собственных силах. Василий Иванович решил сделать мне подарок - он подписал две свои книги: «Пьесы» и публицистические «Раздумья о дне сегодняшнем». « - А ты знаком с моей публицистикой?» - спросил меня Белов, вручая два белых томика. « - Конечно, Василий Иванович! - удивленно ответил я, - в обоих университетах, педагогическом и техническом, читаю лекции и провожу практические занятия по Вашим произведениям». « - Хорошо, хорошо», - успокоил он меня, но поглядывал все-таки недоверчиво. Пауза оказалась короткой: Белов достал из кармана листок и стал читать свое новое стихотворение. « - Вот, решил вспомнить молодость», - сказал он, закончив чтение. Было видно, что Белов ждал нашей оценки. Маститый литературовед Лесневский все сделал за меня - я лишь кивал головой и улыбался.

http://ruskline.ru/analitika/2013/12/4/p...

Это у них в крови. Так испокон веков было на гористых Балканах. Достаточно вспомнить сербский героический эпос, а также – поэмы великого Негоша, крупнейшего сербского и южнославянского поэта всех времён. “Бог удачу даёт отважному”, – говорит он в «Горном венце» не только своему, но и последующим поколениям. “Сокол любит высоту полёта – не возьмёт он жабу из болота” – в этом ответе турецким сватам (западной демократии и т.д.) мы слышим голос сегодняшней Сербии, по-прежнему, несмотря на видимую “надстройку”, не признающей современного мира иллюзий». Илья Числов ехал на Балканы в самые грозовые годы, в 1992-м, в 1999-м, готов был умереть за братский сербский народ. (После МГУ Числов отслужил срочную службу в войсках ПВО, хотя в университете у него была военная кафедра. «А как бы я, – говорил он, – переводил героический эпос, не будучи воином?»). Тогда, в 1999 г. шла настоящая война, но могла быть и настоящая победа. Если бы не предательская роль «голубя мира» Черномырдина и козыревского МИДа! Русский учёный, переводчик был только ранен на той войне. А сегодня его сердце не выдержало лжи мира сего, размывания славянских традиций, предательства прежде верных соратников. Илья Михайлович десять лет вместе с послом Сербии в России господином Славенко Терзичем организовывали в Сербском посольстве музыкальный и поэтический конкурс «Сербия в сердце моём». Школьники со всей России приезжали на этот конкурс и читали наряду с русской классикой произведения Петра Негоша, Йована Дучича, Милана Ракича, Владислава Петковича Диса, Светислава Стефановича. Если бы по нашему ТВ показали хоть на пять минут эту мощную славянскую стихию, так естественно воспринимаемую детьми, мы бы увидели бездну извращённого сатириками-русофобами, пластмассового мира, в которую мы все опрокинуты. А И.М. Числов был совестью нации, возвращая нам понятие «русская интеллигенция», которое и произносить мы давно уже не имеем права. Он – высокий, суровый, с внимательным прищуром – говорил, и с научной кафедры, и в телефонном разговоре – одинаково победно: «С ербская традиция воскрешает былой героизм индоевропейского мира, преодолевая “онтологический” пессимизм обмирщённого бытия».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/17/so...

— Битва за Балканы между Западом и Россией входит в решающую фазу. В предыдущие годы нас пытались вытеснить из этого региона разными средствами: через управляемые СМИ, через деятельность неправительственных организаций в Сербии, работающих на западные деньги, через кабальные условия, которые следовали за инвестициями или денежными вливаниями Запада и т. д. Но этого оказалось мало. Истерия по поводу усиления присутствия России на Балканах требовала новых попыток дискредитировать её. И здесь все средства хороши — от подготовки балканских «майданов» до шпионских скандалов. Например, журналист и депутат Думы Евгений Примаков послужил в прозападных сербских СМИ примером вмешательства России во внутренние дела Сербии, когда брал интервью у президента Александра Вучича. Сам Евгений назвал выпады сербских СМИ полной выдумкой. Но почему-то те же газеты не удосужились написать, что Примаков возил в Косово гуманитарную медицинскую помощь, которая была остановлена на косовско-сербской границе… Но если говорить о появлении видео, на котором якобы вербуют сербского пенсионера, бывшего военного, то в пользу нашей версии о замешанности США в подготовку скандала говорит следующее. Во-первых, источник появления видео неясен (то ли Болгария, то ли Румыния), во-вторых, никто не может подтвердить время снимка и его идентичность, но все однозначно трактовали содержание как передачу денег сербскому агенту. Позже стали говорить не о сербском офицере, а о бизнесмене, о снимке годичной давности и т. д. Но здесь важно другое — Западу не удалось скрыть ту задачу, которую он ставил перед собой, — внести разлад между Россией и Сербией накануне подписания соглашения о сотрудничестве в области борьбы с терроризмом и организованной преступностью министром внутренних дел Сербии Небойшей Стефановичем и секретарём российского Совета безопасности Николаем Патрушевым, а также встречи Вучича и Путина, подорвать доверие двух стран друг к другу, остановить военное сотрудничество. Следует, однако, заметить, что западные спецслужбы, готовя этот вброс, плохо знали сербский менталитет. Так исторически сложилось, что у сербов сотрудничество с Россией и даже с её спецслужбами считается не предательством национальных интересов, а работой на пользу Родины.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/23/bitva_...

— Все обеспечиваю сам и работаю без гонорара, использую свой автомобиль и камеру. В моей теперешней работе была получена поддержка, прежде всего это осуществилось благодаря священнику Радивою Паничу и господину Светомиру Стефановичу из Сербского национального собора Метохии. Государственная организация, которая помогла и поддержала некоторые из моих проектов – Координационный центр Косово и Метохии. В феврале прошлого года благодаря ее поддержке вышло в свет издание на DVD с двумя моими фильмами:  «Косово и Метохия 1998-2003» и «Дни страха» тиражом 3000 экземпляров. Остальное находится в некоммерческом распространении, расходится через наши дипломатические представительства и поступает на адреса соответствующих ведомств, политических и административных организаций мира. К сожалению, у меня нет впечатления, что все это выполняется так, как задумано, потому что я и поныне получаю письма от соотечественников за рубежом, которые расспрашивают о материале и сетуют, что, по их сведениям, не факт, что этот DVD вообще существует. Очевидно, люди, которые возглавляют Министерство иностранных дел, Министерство по делам культуры и массовых коммуникаций и Министерство по делам соотечественников за рубежом не думают о том, что этому DVD-uздahuю следовало бы уделить время. Тем самым, цель проекта не может осуществиться. Это еще удивительнее потому, что проблема Косова и Метохии обозначается как проблема «жизненно важного», национального значения, и одна страна контролирует все три вышеупомянутых министерства.   НАГРАДЫ И ПОМОЩЬ В мае прошлого года Нинослав Ранджелович был приглашен в Россию, чтобы представить материал о мартовском погроме 2005-го года. Министерство культуры и массовых коммуникаций Сербии не оплатило ему проезд до Москвы. Во время этих встреч он получил награду фестиваля «Золотой Витязь» за фильм о страдании детей в Косово и Метохии «Школа нашего недовольства». Тогда же материал о мартовском погроме был продемонстрирован в Московском университете, Институте Толерантности, агентстве «РИА Новости»...

http://pravoslavie.ru/4633.html

Литература Идейной основой культурной – и в более узком смысле – литературной – миссии в Сербии той поры был национализм. Под национализмом в данном случае стоит понимать не высокомерное отношение к соседям (о каком высокомерии может идти речь в оккупированной стране), но «стремление возвратиться к незагрязнённому чуждыми явлениями источнику сербской духовности». От литературы требовалось взращивать косовский дух. Немудрено, что такой настрой был органичен ораторам и эссеистам. Однако, ситуация была двусмысленной: как пропитать жертвенным духом новую национальную словесность – и не выглядеть теми, кто разжигает национально-освободительные идеи? Куда нужно направить спровоцированную подобного рода произведениями энергию? Против хорватов, болгар, венгров, албанцев и немцев с итальянцами нельзя. Против русских? Нет, выбор тех, против кого следовало дружить был невелик. «Плутократы» и коммунисты. а также их идейная прислуга, сформировавшая югославскую культуру в том виде, в котором она существовала вплоть до «апрельской катастрофы». Всё это совершенно логично. Идейная задача ясна. Но, если мы говорим об искусстве, а не о пропаганде, то возникает немалая проблема постановки художественной задачи. Поиска метода. Как всё это преподнести и при этом не сорваться на уровень плаката? Тогдашний председатель Союза писателей Сербии Светислав Стефанович писал: «В начале этого века, а особенно во время Первой мировой и после неё под действием интеллигентов, прошедших французскую школу, началось сознательное и планомерное сворачивание нашей культуры с доселе близких нам и узких европейских путей в сторону культуры европейского запада, пропитанной уже тогда разными интернациональными стремлениями, часто искусно замаскированными пацифистскими, панъевропейскими тенденциями, в основе своей масонскими и демократически-большевицкими». Момент войны и оккупации представлялся Стефановичу идеальным временем для переориентации сербской культуры с Франции на Германию. «Вместо туманного космополитического идеала нужно поставить на первый план национальный идеал в литературе. Нужно отказаться от устарелого понимания того, что литература – лишь инструмент оформления эстетических идей. Нужно обернуться к реальным проблемам сербского народа».

http://ruskline.ru/opp/2024/04/13/kultur...

Сплачиваться для сербов - самая трудная задача. Такова их национальная особенность. Однако небольшие объединения всё-таки получились. В конце 2014 г. о своём предвыборном союзе заявили ДПС и " Двери " , создав «Патриотический блок». Недолго оставался вне политики Воислав Коштуница. Два года назад оставивший свою Демократическую партию Сербии, он решил вновь появиться на политической сцене и поддержать часть своей распавшейся партии в лице Слободана Самарджича и его «Государственного движения». В декабре 2015 г. смогли скрепить свой союз подписями руководителей «Восточная альтернатива», «Народная мрежа», «Сербская лига», «Сербская вертикаль» и «Движение за Сербию». Сошлись эти партии и движения на двух идеях: сильная Сербия и союз с Россией. Однако этот блок просуществовал недолго. В марте 2016 г. часть этой группы - «Восточная альтернатива» и «Сербская лига» - примкнула к «Сербско-русскому движению» как партии национального русского меньшинства. Вместе с движением ветеранов, Сербским Отечественным фронтом и рядом других организаций договорились выступать на выборах единым списком под лозунгом «Хотим союз с Россией!». Учитывая, что ценз прохождения в парламент у национальных меньшинств отсутствует, они надеются пройти в скупщину. Неожиданно на выборах появляются новые левые в лице Борко Стефановича, который сменил мундир заместителя председателя ДП на сюртук простого левого, создав в январе 2016 г. партию «Левица Сербии». В избирательном списке под названием «Борко Стефанович - Сербия для всех нас» будут также представители «Движения за перемены», Новое объединение пенсионеров Сербии, Социал-демократическая уния. Они все за ЕС (хотя против неолиберализма), однако против НАТО. Этот список можно продолжить. Однако все эти партии и блоки имеют мало шансов пройти в скупщину. Единственная оппозиционная партия, которая сможет противостоять прозападной правящей элите - это радикалы. Их шансы особенно возросли после возвращения из Гаагского трибунала Воислава Шешеля. Ещё совсем недавно партия была расколота, местные отделения распадались, часть радикалов потянулась за ушедшими из партии Вучичем и Николичем. Однако на фоне серьёзной деградации политической системы Сербии, когда партии перестали декларировать свои идеологические ценности и платформы, а партийцы постоянно меняли партии, стремясь занять позицию поближе к правящей элите, радикалы смогли сохранить свои убеждения и сплотить ряды.

http://ruskline.ru/opp/2016/aprel/04/ser...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010