В 1946 году начались попытки вывода Белградского богословского факультета из состава Белградского университета. Священный Синод СПЦ во главе с митрополитом Скопленским Иосифом решительно воспротивился этому процессу. Однако 15 февраля 1952 года правительство Народной Республики Сербии по предложению министра-председателя Совета по образованию, науке и культуре М. Митровича приняло решение об упразднении Белградского богословского факультета как государственного учебного заведения, и уже на следующий день университетский совет образовал комиссию по ликвидации факультета. СПЦ приложила все усилия к тому, чтобы факультет остался в составе университета, но эти старания не увенчались успехом. Все заботы о материальном обеспечении легли на Церковь. Но тяжелое материальное положение Белградского богословского факультета не повлияло на количество желающих учиться: в 1952/53 учебном году на факультете обучалось 240 студентов, из них 129 составляли вновь поступившие. В 1997/98 учебном году на факультете училось 432 студента, из них 84 студентки и 187 первокурсников. В настоящее время Белградский богословский факультет имеет кафедры: Священного Писания Ветхого Завета, Священного Писания Нового Завета, философии, энциклопедии теологии, истории религии, общей истории Церкви, истории СПЦ, патрологии, догматики, литургики, педагогики и методики преподавания, агиологии, христианской антропологии, пастырской психологии, гомилетики и пастырского богословия, церковного права, русского, английского и немецкого языков, церковного пения и основ музыки. Факультет закончило большое число епископов, преподавателей высших и средних богословских учебных заведений СПЦ. Здесь учились студенты из России, Чехии, Словакии, Болгарии, Греции, Албании, Венгрии, Германии и других стран. Из наиболее известных преподавателей, сотрудников и студентов Белградского богословского факультета можно назвать: библеистов Димитрия Стефановича и Милоша Ерделяна, литургиста Лазара Мирковича, византологов архим. Филарета (Гранича) и Драгутина Анастасиевича, догматистов архимандрита Иустина (Поповича) и Стояна Гошевича, археолога Душана Глумаца, философа Борислава Лоренца , канониста С. В. Троицкого , психолога Радмила Вучича, лингвиста Боголюба Чирковича, историков Радослава Груича, Викентия Фрадинского , Душана Кашича, акад. еп. Шумадийского Савву (Вуковича) , еп. Афанасия (Евтича) , еп. Будимского Даниила (Крстича) , еп. Иоанна (Максимовича) , Н. М. Зёрнова, проф. Оксфордского университета Николая Афанасьева , профессоров Богословского института св. Сергия в Париже В. В. Зеньковского и епископа Антония (Бартошевича) , академика Димитрия Богдановича, архимандрита Киприана (Керна) .

http://drevo-info.ru/articles/11633.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКЕНТИЙ (Стефанович; † 1758, Стамбул), Патриарх Печский. Принял монашество в одном из мон-рей на Фрушка-Горе . Был архидиаконом при митр. Карловацком Викентии (Йовановиче) , исполнял обязанности визитатора. Во время заключения еп. Виссариона (Павловича) управлял Бачской епархией. В 1736 г. был арестован на неск. недель. После завоевания Белграда турками в 1739 г. остался в Сербии. К 1753 г. стал Белградским митрополитом ( Записи. Кн. II. 3052). Год избрания Патриархом неизвестен. Занимал кафедру между Патриархами Гавриилом III и Паисием II . Внезапно скончался во время пребывания в Стамбуле. Лит.: М. , Руварац Д. митр. Београдски, а затим nampujapx Српски//ГлИДНС. 1928. Кн. 1. С. 161. Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.)

http://pravenc.ru/text/158466.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (Буковский; XVIII в.), еп. «пределов Зетских» (т. е. Черногорских). Русский по происхождению, В. был рукоположен во иеромонаха неким Угро-Влашским митр. Даниилом. Принадлежал к т. н. «вселенским монахам», к-рые не имели постоянного места служения и переходили с места на место, совершая по возможности службы. 1 апр. 1752 г. уже в сане архимандрита получил от Печского Патриарха Афанасия II (Гавриловича) разрешение на сбор в серб. епархиях пожертвований на мон-рь Дионисиат на Афоне. Митр. Скендерийский Савва (Петрович) и митр. Черногорский Василий (Петрович Негош) рукоположили В. во «епископа пределов Зетских, которые находятся в их епархии», 30 окт. 1756 г. они подтвердили его хиротонию. При этом В. «как великоросс» получил от них полномочия, в случае если турки разграбят Черногорию и «победят или убьют» владык, передать в Россию на сохранение дары имп. Петра Великого и его дочери Елизаветы Цетинскому мон-рю. В 1757 г., в период очередного военного обострения отношений между Черногорией и Портой, В. прибыл в Россию. Здесь ему было запрещено служение и выход из стен Симонова мон-ря. 7 окт. 1757 г. Синод Русской Церкви принял решение, что В. не может именоваться епископом, т. к. хиротонисавшие его черногорские архиереи допустили ряд канонических ошибок. Одновременно Синод определил изгнать В. из России с запрещением именоваться архиереем. О принятом решении был поставлен в известность Печский Патриарх, в юрисдикцию к-рого входила Черногория, вероятно Викентий (Стефанович) . Лит.: Ст. за српску ucmopujy из руских архива и библиотека//ССКА. 1922. Т. 53. С. 78-81; Српски jepapcu. С. 90. В. И. Косик Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/159046.html

Пашковцы. По официальным сведениям, секта пашковцев существует в одном г. Николаеве в числе 45 человек обоего пола; по частным же слухам, требующим, впрочем, проверки, есть пашковцы и в Одессе, в числе более 10 человек. Сходясь во всём с отрицательным учением штундистов, пашковцы разногласят с ними в вопросах о допущении к «преломлению» крещенных в детстве и об оправдании грешника одною верою, без участия добрых дел, не имеющих, по мнению пашковцев, никакого значения в деле оправдания человека-грешника. Девиз пашковцев: «веруй – и ты спасен» понимается ими в самом прямом, узком смысле. По учению николаевских пашковцев, человек вследствие грехопадения утратил своё блаженство; Иисус Христос, пострадав за греховное человечество, раз и навсегда возвратил ему утерянное блаженство, для получения которого нужна одна лишь вера в искупительные заслуги Христа. Наши дела ничего не значат: человек спасается одною верою; вот почему пашковцы убеждены, что они уже теперь окончательно спасены, никто их уже не похитит из рук Иисуса: они уже возлюбленные Его дети, и потому суда никакого над ними не будет, по слову Спасителя: «верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти к жизни» ( Ин.5:24 ). Отличаясь необыкновенным фанатизмом, пашковцы более других сектантов заняты пропагандой своего лжеучения и ведут её не без успеха среди штундистов, которых и совратили в минувшем году 28 душ. Есть основание поэтому предполагать, что со временем пашковщина поглотит весь штундизм в г. Николаеве, почему эта секта, как дальше стоящая от православия, нуждается в особенном внимании пастырей и миссионеров, – тем более, что пропаганда этой секты ведется с необыкновенной энергией, свойственной вообще всем неофитам-сектантам. Есть случаи пропаганды её даже путем насилия; так, жена пашковца Зен-го под большим секретом созналась миссионерам, что её муж бьет её за нежелание согласиться с его лжеучением. В минувшем году николаевские пашковцы поддерживали сношения с петербургскими; в декабре же месяце к ним прибыл из-за границы для укрепления в вере болгарско-подданный Андрей Стефанович. Уволенный из Одесской семинарии, а потом из местного юнкерского училища, Андрей Стефанович принял протестантство и болгарское подданство и, поселившись в Болгарии, дослужился до чина офицера; но за пропаганду был уволен из войск. Сдав экзамен на звание «проповедника», Стефанович предался пропаганде так называемого евангелического учения, с каковой целью прибыл в Россию. Здесь он побывал в Петербурге, Харькове, Киеве, в Таврической губ., а в декабре прибыл в Николаев; 14-го числа было устроено в честь его собрание у пашковцев, но дальнейшая пропаганда Стефановича была прекращена мерами полиции. Выдавая себя за офицера болгарской армии, путешествующего для излечения больных нервов, Стефанович прибыл из Николаева в Одессу, откуда в январе уехал в Варну. Скоро его снова ждут здесь, в Одессе. – Среди православных пропаганда пашковцев не имела успеха.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В этом нет ничего удивительного. ВКУ финансирует различные акции по всему миру и на Украине, направленные на героизацию идеологии бандеровщины. В июне 2014 года - уже после сожжения Дома профсоюзов - Всемирный конгресс украинцев, в котором состоит сотрудник Уральского горного университета Стефан Паняк, организовал в Одессе акцию «Марш вышиванок». Её главными лозунгами были «Москалей на ножи» и «Кто не скачет, тот москаль». Одна из акций ВКУ на Украине - марш вышиванок в Одессе. Де-факто бизнес парфюмеров всемирного украинства пахнет вовсе не духами: а финансированием деятельности Всемирного конгресса украинцев в России. Справка: бизнес « Золотого яблока » . ООО «Управляющая Компания «КРИСТАЛЛ» (ООО «УК «Кристалл») ИНН 6671461089, ОГРН 1146671021661 Дата образования: 8 сентября 2014 года Основной заявленный вид деятельности: аренда интеллектуальной собственности и подобной продукции, кроме авторских прав Юридический адрес: Екатеринбург, ул. Сакко и Ванцетти, 62, оф 702 Уставный капитал: 29 984 000 руб. Учредители: Кузовлев Иван Геннадьевич, 26.02.1972г. 50% Паняк Максим Стефанович, 15.06.1972г. 50% Аффилированные компании: ООО «Инвестиционная компания «Джи Эй Групп» ИНН 6671406835, торговля оптовая парфюмерными и косметическими товарами. Дата образования: 20 ноября 2012 года. Юридический адрес: Екатеринбург, ул. Сакко и Ванцетти, 62, оф 702. Директор: Лисицын Эдуард Станиславович, 30.10.1975, Екатеринбург. Уставный капитал: 40 100 000 руб. Учредители в равных долях: Кузовлев Иван Геннадьевич и Паняк Максим Стефанович. ИП Кузовлев Иван Геннадьевич ИНН 666200647190, аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом. Дата образования: 16.10.2001 года. ИП Паняк Максим Стефанович ИНН 666200750694, аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом. Дата образования: 09.11.2000 года. ООО «Спутник на Комсомольском, 36» ИНН 5904270539, аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, дата образования: 31 мая 2012 года. Юридический адрес: Пермь, проспект Комсомольский, 36, оф 1. Директор Пургин Сергей Николаевич, 06.02.1961, Екатеринбург. Уставный капитал: 10 000 руб. Учредители в равных долях: Кузовлев Иван Геннадьевич и Паняк Максим Стефанович.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyun/17/gopa...

Вернулось детство, и опять дышу я, и снова сердце трепетно в груди – предчувствует желанную, большую таинственную радость впереди. Евгений Данилов, первый публикатор Ануфриевой (и, как ни парадоксально, Стефановича), в предисловии к вышеупомянутой книге рассказывает, как пытался найти во Владимире могилу Натальи Даниловны, и не нашел – затерялась среди других. Зато, пишет он, не затерялась поэзия и читателя своего найдет. Мы счастья ждем, а счастье тает дымом, и, темных сил бессильные рабы, мы верим вновь в закон неумолимый, в слепую власть безжалостной судьбы. Но час придет, мы оживем в свободе, мы всё поймем, и мы узнаем вновь, что нет судьбы, но есть призыв Господень, и рабства нет, но есть Его любовь. Рейтинг: 9.9 Голосов: 745 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ольга 17 декабря 2015, 15:01 Хотелось бы побывать во Владимире и пройти возле дома, где жила Наталья Ануфриева. Сколько же их было сломленных этим жутким веком. Наталья Богоявленская 13 декабря 2015, 22:06 Спасибо за новое имя. Замечательная жизнь, проникновенные стихи. Вечная память рабе Божией Наталье, Царствия ей Небесного. Марина Бирюкова 13 декабря 2015, 19:48 Предыдущему комментатору. Вы - Евгений Данилов? Ваш комментарий оказался анонимным почему-то. Спасибо вам еще раз и за книгу, и за этот отклик. Если нет сложностей, сообщите свой электронный адрес, мой - mbirukova@list.ru. Можно и в фейсбуке меня найти -Саратов, зам гл ред журнала " Православие и современность " . Хочется познакомить вас с нашей работой, с журналом, может быть, и посотрудничать 13 декабря 2015, 14:06 Спасибо за добрые слова в мой адрес. С ролью Стефановича в судьбе Ануфриевой нужно еще разбираться, недавно, кстати, Владимир Орлов наконец-то выпустил большой том стихов и поэм Стефановича, который является одним из самых крупных русских религиозных поэтов 20 века. С делами судебно-следственными нужно еще уметь работать, это очень сложный источник. Сталинские следователи зачастую такое писали,вкладывая слова в уста допрашиваемых, чего не было и быть не могло.

http://pravoslavie.ru/88596.html

Несмотря на то, что диссертация вышла в свет в 1975 г., в ней отражены практически все основные направления исследования образа запечатанной книги, выделяемые последующими учеными, хотя, конечно, с тех пор в библейской науке появилось множество новых трудов, развивающих данную тематику. Более современным исследованием образа книги Откр 5: 1 является объемная диссертация Ранко Стефановича «Происхождение и значение запечатанной книги 5-й главы Апокалипсиса» (1996) 15 . В первой главе автор прослеживает всю историю толкования образа запечатанной книги, приводя в хронологической последовательности мнения практически всех толкователей Апокалипсиса – начиная с раннехристианского периода и заканчивая комментаторами XX в.; данный перечень является ценным в качестве справочного материала. Исследователь уделяет наибольшее внимание роли книги в повествовании Откр 4–5 , подчеркивая важность анализа идейного и образного ряда раздела Откр 4–5 для верной интерпретации запечатанной книги. Стефанович считает, что в сцене Откр 5 отражен ритуал помазания израильских царей на царство. Являясь неотъемлемым элементом данной сцены, запечатанная книга символизирует книгу Второзакония, которая, как предполагает Стефанович, торжественно вручалась царям при коронации. Таким образом, в Откр 5 особо подчеркивается, что Иисус Христос есть истинный Царь Израилев, исполнение ветхозаветных мессианских обетований. В рамках данной точки зрения Стефановичу удается объединить традиционные толкования книги как Писания Ветхого Завета и книги определений Божиих. Тем не менее выдвигаемая Стефановичем гипотеза представляется недостаточно аргументированной. Можно также сказать, что в работе Райхельта присутствует более «сбалансированное» исследование различных аспектов образа запечатанной книги, чем у Стефановича. При этом необходимо отметить, что и Райхельт, и Стефанович в своих исследованиях сосредоточиваются исключительно на образе запечатанной книги Откр 5: 1 , лишь мимоходом касаясь рассмотрения образов иных небесных книг Апокалипсиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Сцена Откр 5 как возможное отображение коронационной церемонии. Т. Хольц находит в Откр 5 сходство с актом передачи свитка в древнем коронационном ритуале. Он выделяет в повествовании 5-й главы Апокалипсиса три стиха, отражающие три ступени церемонии интронизации Христа: провозглашение (соответствует Откр 5: 5 ), представление пред всеми ( Откр 5: 6 ), и воцарение ( Откр 5: 7 ) 293 . В тексте Апокалипсиса можно найти существенную опору для такого мнения: именно взятие Агнцем книги (а не ее раскрытие или прочтение) вызывает всеобщую радость и ликование – что и происходило при помазании на царство царей 294 . Т. Хольц также отмечает, что форма εληφεν, употребленная в Откр 5: 7 без дополнения, может относиться не только ко взятию книги 295 , но также подразумевать принятие «силы и богатства, и премудрости и крепости, и чести и славы и благословения» ( Откр 5: 12 ). Можно добавить, что слово «достоин» ( ξιος.), употребленное в Откр 5 четыре раза, возглашалось при восшествии на престол царей и также употреблялось при их помазании 296 ; ξιος. означает достойный не в смысле «способный», но «обладающий полномочиями, авторитетом» 297 . P. Стефанович в своем исследовании образа запечатанной книги в Апокалипсисе находит полное соответствие между повествованием 5-й главы и обрядом помазания на царство израильских царей, проводимым в святилище и затем во дворце. По мнению Р. Стефановича, в Откр 5 святилище и дворец совмещаются (престол в «небесном храме»). Стефанович уверен, что в церемонии поставления царя использовалась книга Второзакония 298 . Царь всю жизнь должен был читать ее, поучаться Закону Господню и наставлять народ – «дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля» ( Втор 17: 19–20 ). Исполнение царем Закона и заповедей Завета напрямую связывалось с пребыванием династии Давида на престоле Израиля ( 3Цар 2: 2–5 ). Однако из-за недостоинства последующих царей династия Давида теряет правление израильским народом, и поэтому данная книга как бы «запечатывается». Стефанович видит в запечатанной книге Откр 5 ту самую книгу Второзакония (сближаемую им с «книгой завета Божия»), которая ныне вручается идеальному Царю Помазаннику.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

  Но посетитель тут же заторопился. – Переходим к делу! К признанию, так сказать. Итак, Андрей Стефанович стал знаменитостью. Со всеми прилагающимися последствиями. Интерес дам. Новые друзья, которые постоянно трутся рядом, слушают песенки и угощают. С этих угощений, собственно, всё и началось. Будучи весьма худосочного сложения, Андрюша быстро пьянел. При этом останавливаться не умел. И вскоре мы получили одарённого, но запойного алкоголика. Он стал срывать концерты. Приезжал на выступления пьяным. Организаторы прятали от него водку. Но почти в каждом городе находились доброхоты, умевшие перехитрить опекунов и напоить нестойкого гения. После этого были новые запои, неудачные попытки зашиться и, как следствие, инфаркт к сорока годам. Когда я увидел его в тот день, он уже мало походил на тонкого юношу, который некогда писал о ёжиках. Ранние морщины, обвисший живот, нездоровая краснота на лице. Помню, я ещё подумал: недолго же тебе, дружок, осталось гастролировать. Посетитель хмыкнул и с вызовом посмотрел на Антона. – Вам, наверное, рисуется кинжал или револьвер? – он произнёс «рэвольвер» – Нет, всё произошло иначе. Одним словом, однажды в Киеве, в зале консерватории проходил большой концерт авторской песни. Зал арендовал наш благодетель, сам в прошлом бард, а ныне разбогатевший предприниматель. Отмечу, поскольку это важно: за кулисами в отдельной комнате был накрыт стол с выпивкой и закусками. Я выступал, естественно, в первом отделении, а Стефанович, как звезда, в самом конце второго. Поэтому, времени свободного у него было много. Он довольно бодро прогуливался за кулисами. И когда я спросил нашего благодетеля, не опасно ли оставлять Андрюшу без присмотра, тот сказал мне, что Стефанович уже два года находится в твёрдой завязке. В общем, я выступил успешно и сразу направился в комнату с накрытым столом, так как хотел смочить горло. Андрей был уже там. Совершенно трезвый, с бокалом минеральной воды, он стоял у окна и что-то напевал себе под нос. Встретил он меня весьма радушно. Мы обнялись и разговорились. Я очень хорошо помню тот наш последний разговор. Он почти сразу стал нервным и неприятным. Нет, вначале всё было, как обычно. Поговорили о женах, детях, работе и прочем. А потом я сказал, что зрителей сегодня в зале как-то маловато. После этого он сделался ужасно серьёзным и проговорил с эдакой философской печалью:

http://radonezh.ru/2021/07/05/avtorskoe-...

И все это вместе сложилось в единую яркую картину. И ведь всю эту работу приходилось вести в обстановке непрерывной травли, неожиданных качаний из стороны в сторону политического корабля, когда от малейшей прихоти любого прохвоста зависела судьба ученого и сама его жизнь. Все это не прошло даром: Сергей Сергеевич умер в 1959 году 53-х лет от роду, от гипертонии. Профессор Данилов в какой-то мере символическая фигура. Часто упрекают нашу интеллигенцию за трусость, за молчание, за то, что она не нашла ответа перед лицом зверств. Неправда! Стиснув зубы, в тяжелых условиях, она продолжала свою работу, развивала русскую науку, русскую культуру. Это и был ее ответ. Другой ученый — известный профессор Стефан Стефанович Мокульский. Это тоже крупнейший эрудит в области западно-европейского театра. Поляк по национальности, родом из Крыма, он начал свою научную деятельность во времена генерала Врангеля, в Новороссийском университете, эвакуированном в 1918 году из Одессы в Симферополь. После ухода белых некоторое время подвизался в Крыму. Затем перебрался в Питер. Полиглот, знавший почти все европейские языки, Стефан Стефанович был автором лучшей в России Истории западно-европейского театра, автором работ о Мольере, Расине, Гольдони. Он же перевел на русский язык «Театральные мемуары» Гольдони, под его редакцией вышло и полное собрание сочинений знаменитого итальянского драматурга. Человек красивый, симпатичный, умеющий очаровывать. И может быть (да простит мне Стефан Стефанович!), к нему в известной степени можно было бы применить известную характеристику Александра I, сделанную Наполеоном: «Остер, как сабля, тонок, как женщина, фальшив, как морская пена». Он был остер — речь его была блестяща, насыщена каламбурами, цитатами, неожиданными сопоставлениями и метафорами. Он был тонок. И ему пришлось испить до дна всю ту чашу горечи, которая выпадает на долю всякого серьезного ученого в Советском Союзе. За что только не травили его в 20-е и 30-е годы: за формализм, за эстетство, за космополитизм, за идеализм, за буржуазную идеологию.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010