Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕНА ДЕЧАНСКАЯ [серб. Jeлeha Дечанска], серб. прп. (пам. серб. 21 мая). Ее почитание сложилось в мон-ре Дечаны , где в наст. время находится саркофаг, в к-ром, по преданию, покоятся ее мощи. Согласно преданию, она была сестрой кор. св. Стефана Дечанского , но источники XIV - 1-й пол. XVIII в. ничего не говорят о сестре Стефана с таким именем, но содержат сведения о дочери Елене, к-рая изображена на фресках дечанского собора ( Б., М. 2005. С. 61, 328, 445). Впервые Е. Д. сестрой короля названа в «Троношском родослове», сочинении сер. XVIII в. (не ранее 1746), послужившем источником мн. легендарных сведений. В нем рассказывается о ее помощи при освобождении мон-ря Дечаны от осады отряда Татархана. После поражения в 1691 г. в войне с Османской империей и отступления за Дунай войск Свящ. лиги отряд Татархана в 1692 г. осадил мон-рь, по словам летописца, «была погибель роду сербскому и народу православному». Но чудесный огонь вырвался из гробниц св. Стефана и Е. Д. и убил осквернителей храма. Совр. исследователи считают возникновение почитания Е. Д. «интересной попыткой» братии мон-ря объяснить причины завоевания и последующего освобождения обители (Там же. С. 61). На саркофаге, в к-ром предположительно лежат мощи святой, сохранились следы вскрытия, однако об освидетельствовании мощей и их местонахождении сведения отсутствуют ( Д. Српски владарски гроб у веку. Београд, 1992. С. 104-105; Б., М. 2005. С. 61). Судя по упоминаниям о поклонении мощам Е. Д. сербских иерархов митр. Белградского Викентия (Стефановича) в 1753 г. и митр. Валевского Феодосия (Стефановича-Поповича) в 1757 г., ее почитание возникло во 2-й четв. XVIII в. ( Записи. 2. 3052. 5. 8116). Англ. путешественники 60-х гг. XIX в. свидетельствуют, что местные жители ожидали исцелений от гробницы Е. Д. ( Б., М. 2005. С. 61). В нач. XIX в. в Дечанах было изготовлено 3 ковчега для хранения крестов и мощей (один из них был расписан, вероятно, Симеоном Лазовичем, 2-й - его сыном Алексием), на к-рых были изображены св. Стефан Дечанский и Е. Д., именуемая «святой царицей» ( Р. Сликарска заоставштина Симеона и Aлekcuja у Републичког завода за заштину споменика културе. Београд, 1992. Бр. 24. С. 250; Б., М. 2005. С. 61). В сер.- кон. XIX в. Е. Д. неоднократно изображалась вместе со св. Стефаном Дечанским на гравюрах с видом Дечанского мон-ря, в XIX в. ее изображение было включено в состав дечанского иконостаса. Она также изображена в церкви с. Горни-Матеевац под Нишем.

http://pravenc.ru/text/189753.html

На протяжении всей истории под сводами Белградского собора находились мощи: преподобной Параскевы-Петки Сербской, Св. царя Стефана Неманича Первовенчанного (Симона), Св. князя Лазаря Сербского, Св. князя Стефана Штиляновича, Св. Стефана Уроша V, Св. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Святыни были тайно перевезены поездом в Белград, и затем их перенесли в Белградский собор из-за попытки осквернить мощи святых фашистскими захватчиками – усташами в годы Второй мировой войны. В храме вдоль южной стороны находятся гробницы князя Милоша Обреновича (1780-1860) и его сына Михаила Обреновича (1823-1868). В соборе также похоронены митрополит Михаил (Йованович), митрополит Иннокентий (Павлович), Патриарх Гавриил V (Дожич), Патриарх Викентий II (Проданов), Вук Стефанович Караджич и Досифей Обрадович. Ризница Кафедрального собора Архангела Михаила в том виде, в котором она сохранилась до сегодняшних дней, по-своему отражает многовековое прошлое этого храма. Согласно источникам, ризница существует с XVII в. Наиболее исторически и художественно ценными образцами из ризницы собора являются: крест Кира-Вениамина, хартофилакса (1675); крест Кира-Николая и Зои (1793 г.); потир и дискос, изготовленные в России (1836 г.); кадильницы XIX в., венцы венчальные (вклад князя Милана I Обреновича в день, когда 28 сентября 1875 года он венчался с принцессой Наталией Петровной в соборе); крест митрополита Михаила, изготовленный из позолоченного серебра в мастерской белградского ювелира Стефана Евтовича в 1879 г. (вклад митрополита Михаила в день 25-летия архиепископского служения 14 октября 1879 г.) и др. В ризнице также хранится большое количество печатных книг XVIII и XIX веков, в основном русского и греческого происхождения: Евангелие 1728 г. на греческом языке; Евангелия (1779 г., 1789 и 1857 гг.), напечатанные в Москве; собрание различных воскресных и праздничных проповедей, напечатанное в Вене в 1793 г.; Служебник 1836 г. Иконы, хранящиеся в ризнице собора, представляют собой иконографические произведения первой половины XIX века: иконы св. Иоанна Крестителя, Архангела Михаила, святых Трёх Иерархов, Пресвятой Богородицы с младенцем Христом, святителя Николая, Пресвятой Богородицы, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, св. Саввы.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Святого_...

Новости 19 мая, 2011 Антиэкуменисты устроили акцию протеста перед зданием Патриархии в Белграде Вчера, во время заседаний Архиерейского Собора Сербской Церкви перед зданием Сербской Патриархии противники экуменизма устроили акцию протеста. Главной задачей акции антиэкуменистов была защита бывшего Рашко-Призренского епископа Артемия, которого, по слухам, должны были отлучить от Церкви на Архиерейском Соборе. 19 мая, 2011 Глава ОВЦС осудил гонения на христиан в мусульманских странах Митрополит Волоколамский Иларион, выступая с докладом на Международном христианском мирном созыве (МХМС) в Кингстоне (Ямайка), публично осудил гонения на христиан в мусульманских странах, таких как Ирак, Египет, Индия, Пакистан и Индонезия. 19 мая, 2011 Дабробоснийский митрополит Николай обратился к пастве с осуждением сторонников бывшего Рашко-Призренского епископа Артемия Дабробоснийский митрополит Николай направил послание пастве своей епархии, в котором выразил скорбь и сожаление о том, что в праздник св. Георгия Победоносца в Восточном Сараево и в Пале-Праче в домах четырех сербских семей был совершен обряд «резания славского калача» изверженным из сана бывшим иеромонахом Досифеем (Вукасавлевичем), сторонником монаха Артемия. 19 мая, 2011 Хартумский митрополит Эммануил направил письмо поддержки главе православной епархии Ливии Хартумский митрополит Эммануил (Александрийский Патриархат) направил письмо с выражением братской поддержки митрополиту Триполи Феофилакту, который добровольно остается в столице Ливии, несмотря на продолжающиеся бомбежки города силами НАТО. 19 мая, 2011 Спонсор бывшего Рашко-Призренского епископа Артемия отлучен от Церкви Церковный суд Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви под председательством митрпоолита Амфилохия (Радовича) подтвердил решение церковного суда Жичской епархии от 10 марта с.г., которым был отлучен от Церкви сербский бизнесмен Милой Стефанович, оказывающий поддержку бывшему Рашко-Призренскому епископу Артемию. 19 мая, 2011 Исполняется 30 лет священнической хиротонии архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия.

http://pravmir.ru/category/news/page/544...

Сербские Архиепископы и Патриархи HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Сербские Архиепископы и Патриархи АРХИЕПИСКОПЫ Савва I………………..…………………………………….1219-1233 (+ 1236) Арсений I…………………………………………………..1233-1263 (+ 1266) Савва II…………………………………………………….1263-1271 Даниил I…………………………………………………….1271-1272 Иоанникий I……………………………………………….1272-1276 ( +1279) Евстафий I…………………………………………………1279-1286. Иаков………………………………………………………..1286-1292. Евстафий II……………………………………………… .1292-1309. Савва III…………………………………………………… 1309-1316. Никодим…………………………………………………….1317-1324. Даниил II……………………………………………………1324-1337. ПАТРИАРХИ Иоанникий II……………………………………………..1338-1346-1354 Савва IV…………………………………………………..1354-1375 Ефрем…………………………………………………….1375-1380 и 1389 -1390 Спиридон……………………………………………….. 1380-1389 Даниил III…………………………………………………1391-1396 Савва V………………………………………………….. 1396-1409 Кирилл……………………………………………………1409-1418 Никодим……………………………………………….….1418 - после 1435 Никодим II…………………………………………………1445-1455 (?) Арсений II…………………………………………………1457-1463. Иоанн, архиепископ……………………………………..1508... Марк, митрополит………………………………………..1524... Павел, митрополит Смедеревский…………………….. 1527-1535 (?) Макарий……………………………………………………1557-1571 (+1574) Антоний……………………………………………………1571-1575. Герасим…………………………………………………….1575-1586. Савватий………………………………………………….. 1587. Иерофей……………………………………………………1589-1590. Филипп……………………………………………………..1591-1592. Иоанн……………………………………………………….1592-1613. Паисий………………………………………………………1614-1648. Гавриил……………………………………………………..1648-1655 (+1659) Максим………………………………………………………1655-1674 (+1680) Арсений III………………………………………………….1674-1690 (+1706) Каллиник I…………………………………………………..1691-1710. Афанасий I………………………………………………….1711-1712. Моисей………………………………………………………1712-1726 Арсений IV………………………………………………….1726-1737 (+1748) Иоанникий III……………………………………………….1739-1746. Афанасий II…………………………………………………1746-1752. Гавриил II……………………………………………………1752. Гавриил III………………………………………………… 1755. Викентий Стефанович Паисий II Гавриил IV…………………………………………………….1758. Кирилл………………………………………………………….1758-1763. Василий………………………………………………………..1763-1765 (+1772) Каллиник II…………………………………………………….1765-1766. Димитрий ……………………………………………………..1920-1930 Варнава ……………………………………………………….1930-1937 Гавриил ……………………………………………………….1938-1950 Викентий………………………………………………………1950-1958 Герман………………………………………………………….1958-1990; +1991 Павел……………………………………………………………1990- 2009 2010 - По книге прот.Радомира В. Поповича " Кратак преглед Српске Цркве кроз ucmopujy " , Белград, 2000 11 июля 2001 года Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Сербские Архиепископы и Патриархи АРХИЕПИСКОПЫ Савва I………………..…………………………………….1219-1233 (+ 1236) Арсений I…………………………………………………..1233-1263 (+ 1266) Савва II…………………………………………………….1263-1271 Даниил I…………………………………………………….1271-1272 Иоанникий I……………………………………………….1272-1276 ( +1279) Евстафий I…………………………………………………1279-1286. Иаков………………………………………………………..1286-1292. Евстафий II……………………………………………… .1292-1309. Савва III…………………………………………………… 1309-1316. Никодим…………………………………………………….1317-1324. Даниил II……………………………………………………1324-1337. ПАТРИАРХИ Иоанникий II……………………………………………..1338-1346-1354 Савва IV…………………………………………………..1354-1375 Ефрем…………………………………………………….1375-1380 и 1389 -1390 Спиридон……………………………………………….. 1380-1389 Даниил III…………………………………………………1391-1396 Савва V………………………………………………….. 1396-1409 Кирилл……………………………………………………1409-1418 Никодим……………………………………………….….1418 - после 1435 Никодим II…………………………………………………1445-1455 (?) Арсений II…………………………………………………1457-1463. Иоанн, архиепископ……………………………………..1508... Марк, митрополит………………………………………..1524... Павел, митрополит Смедеревский…………………….. 1527-1535 (?) Макарий……………………………………………………1557-1571 (+1574) Антоний……………………………………………………1571-1575. Герасим…………………………………………………….1575-1586. Савватий………………………………………………….. 1587. Иерофей……………………………………………………1589-1590. Филипп……………………………………………………..1591-1592. Иоанн……………………………………………………….1592-1613. Паисий………………………………………………………1614-1648. Гавриил……………………………………………………..1648-1655 (+1659) Максим………………………………………………………1655-1674 (+1680) Арсений III………………………………………………….1674-1690 (+1706) Каллиник I…………………………………………………..1691-1710. Афанасий I………………………………………………….1711-1712. Моисей………………………………………………………1712-1726 Арсений IV………………………………………………….1726-1737 (+1748) Иоанникий III……………………………………………….1739-1746. Афанасий II…………………………………………………1746-1752. Гавриил II……………………………………………………1752. Гавриил III………………………………………………… 1755. Викентий Стефанович Паисий II Гавриил IV…………………………………………………….1758. Кирилл………………………………………………………….1758-1763. Василий………………………………………………………..1763-1765 (+1772) Каллиник II…………………………………………………….1765-1766. Димитрий ……………………………………………………..1920-1930 Варнава ……………………………………………………….1930-1937 Гавриил ……………………………………………………….1938-1950 Викентий………………………………………………………1950-1958 Герман………………………………………………………….1958-1990; +1991 Павел……………………………………………………………1990- 2009 2010 - По книге прот.Радомира В. Поповича " Кратак преглед Српске Цркве кроз ucmopujy " , Белград, 2000 11 июля 2001 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/39579.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Никанор (Иличич), еп. Бачский. Фотография. Сер. XX в. (Иличич Неделько; 6.11.1906, г. Нови-Бечей - 6.11.1986, г. Сремска-Каменица), еп. Бачский Сербской Православной Церкви (СПЦ). Окончил гимназию в г. Велики-Бечкерек, семинарию в г. Сремски-Карловци и в 1930 г. Богословский фак-т СПЦ в Белграде, был учеником еп. Бачского Георгия (Летича) . В 1931 г. на Георгиев день принял монашество с именем Никанор в мон-ре Крушедол , постриг совершил архим. Савва (Трлаич ; впосл. епископ Горно-Карловацкий), а в день арх. Михаила был рукоположен во диакона. Н. был насельником мон-ря вмч. Георгия Победоносца в Темишварской епархии и помощником преподавателя в гимназии в Велики-Бечкереке, служил диаконом на приходе и активно участвовал в т. н. богомольческом движении. В 1939 г. возведен в сан протодиакона. 20 мая 1947 г. избран епископом Горно-Карловацким. 24 мая был рукоположен во иерея митр. Загребским Дамаскином (Грданичким) . Хиротонию во епископа 3 июня 1947 г. в соборной церкви в Белграде совершил патриарх Сербский Гавриил V (Дожич) с епископами Злетовско-Струмицким Викентием (Продановым ; впосл. патриарх Сербский) и Шумадийским Валерианом (Стефановичем). Одновременно был назначен администратором Далматинской епархии (до 1951), но когда он прибыл в Далмацию, то в г. Кистане был избит и не допущен в здание епархиального управления. Гос. власти мешали Н. вести восстановление сильно пострадавшей в годы второй мировой войны Горно-Карловацкой епархии . В июле 1951 г. Н. переведен в Сремскую епархию (возведение на кафедру состоялось 9 сент.), где занялся восстановлением разоренных во время войны приходов и мон-рей. В июне 1955 г. избран епископом Бачским. За годы своего служения был также администратором Шабацко-Валевской, Сремской (дважды) и Будимской епархий. Принимал участие в III Всеправославном совещании на о-ве Родос (1-15 нояб. 1964). Написал учебник по литургике для 4-го класса средних школ и Катехизис (Православни катихизис. Нови Сад, 1972). Его статьи по истории СПЦ публиковались в ж. «Духовная стража» и «Гласнике Сербской Православной Церкви». Похоронен в крипте кафедрального собора в г. Нови-Сад. Соч.: Mumponoлum-nampujapx Српски Герман и С. Цртица из народно-црквене aymohoмuje у Kapлobaцkoj мumponoлuju. Нови Сад, 19762. Лит.: ГлСПЦ. 1947. Бр. 7/8. С. 233-235; 1951. Бр. 10. С. 139; Бр. 11. С. 159-160; Бр. 12. С. 193-194; 1952. Бр. 1. С. 12-13; 1953. Бр. 6. С. 121-123; 1954. Бр. 11/12. С. 243-244; 1963. Бр. 12. С. 483-484; Д. Ucmopuja Сремске enapxuje. Сремски Карловци, 1970. С. 71-72; Ucmopuja. 1991. 3; Српски jepapcu. 1996. С. 358-359. Иером. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/2565310.html

его перевели на Охридскую и Битольскую кафедру. В 1919 г. он учредил ж. «Обзор церквей епархии Жичской», к-рый выходил до 1941 г. (Преглед цркве enapxuje Жичке. Чачак). С 17 нояб. 1920 по 3 июня 1933 г. епархией управлял еп. Ефрем (Бойович) , при нем кафедра до 1931 г. временно находилась в Чачаке, епархия была поделена на 3 протопресвитерства (Чачакское, Рудникское и Ужицкое) и 9 наместничеств (Жичское, Драгачевское, Студеницкое, Моравичское, Златиборское, Црногорское, Пожегско-Арильское, Трстеникское, Гружанское), 149 приходов; действовали 105 церквей, 12 монастырей (Студеница, Любостиня, Жича, Рача, Сретене, Врачевшница, Благовештене, Драча, Велуче, Вуян, Николе и Клисура). В епархии было 25 протоиереев, ок. 100 священнослужителей на приходах, 26 монахов, имевших священнический сан (5 архимандритов, 4 игумена, синкелл, 16 иеромонахов). Численность верующих составляла 397 547 чел. (Там же). 21 июня 1936 г. на кафедру вернулся еп. Николай (Велимирович), при к-ром были обновлены мн. мон-ри, построены новые храмы ( Хризостом еп. Народна зajeдhuцa//Српска православна црква, 1920-1970. Београд, 1971. С. 353). Он основал епархиальный ж. «Жичский благовестник», к-рый выходил до 1941 г. (возобновлен в 1997). Во время второй мировой войны еп. Николай был заключен фашистами в концлагерь, а после окончания войны коммунистические власти Югославии не разрешили ему вернуться на родину. Находясь до смерти (18 марта 1956) в эмиграции, сперва в Великобритании, потом в США, он оставался главой Ж. е., адм. управление епархией осуществляли: в 1941-1947 гг. еп. Злетовско-Струмицкий Викентий (Проданов ; с 1950 Патриарх Сербский), в 1947-1949 гг. еп. Шумадийский Валериан (Стефанович), в нач. 50-х гг. в течение 18 месяцев митр. Скопский Иосиф (Цвийович) , потом еп. Рашско-Призренский Владимир (Раич) , с 1956 г. еп. Будимский Герман (Джорич) , к-рый продолжил управлять епархией и после своего избрания в 1958 г. Патриархом Сербским (основал офиц. издание Ж. е. «Служебный лист»). При еп. Василии (Костиче ; управлял епархией с 20 мая 1961 по 25 апр.

http://pravenc.ru/text/182329.html

Она подвизалась в удаленных келиях-испостницах, укромных молитвенных местах и пещерах. Святая Елена была скромного и кроткого нрава и упокоилась, будучи еще в непреклонных летах. Произошло это в середине XIV века. Преподобная была похоронена в воздвигнутом ее братом монастыре Высокие Дечаны, где ее мощи покоятся под спудом и по сей день. Начало почитания святой связано с одним чудесным случаем, произошедшем в 1692 году. Тогда турецкий правитель Татар-хан появился с сильным войском в окрестностях Дечан, и, как пишет летописец, «погибель была роду сербскому и народу православному». Несколько лет иноверец осквернял и разорял кельи Дечанской лавры. Он даже вознамерился превратить в мечеть Вознесенский собор. Но, когда турки собрались у храма для этого безумного предприятия, гнев Божий смертельно поразил турецкого ходжу и уничтожил осквернителей чудесным пламенем, вырвавшимся из могил святого короля Стефана и его сестры Елены. На поклонение к ее святым мощам притекали многочисленные сербы и албанцы. Согласно письменным свидетельствам, приложиться к мощам преподобной Елены приезжали Белградский митрополит Викентий Стефанович (1753 г.) и митрополит Вальевский Феодосий Попович (1757 г.). В ризнице Дечанского монастыря хранится деревянный ковчежец для креста конца XVIII – начала XIX века, на крышке которого с внутренней стороны изображена композиция со Святой Троицей, преподобной Еленой и святым Стефаном Дечанским, вероятно, работы Симеона Лазовича. На одном гравюрном оттиске также находится изображение ликов святых Елены и Стефана Дечанских. Гравюра эта относится к середине XIX века – времени архимандрита Серафима Ристича.    В Метохии был заветный монастырь преподобной Елены – Будисавцы под Клиной, строившийся в то же время, что и Высокие Дечаны, но меньших размеров. Монастырь был приписан к Печской патриархии. Надгробие над могилой прп. Елены Дечанской в Вознесенском соборе монастыря Высокие Дечаны      Мощи преподобной Елены ныне почивают под спудом в ее могиле в соборе Вознесения Господня Дечанского монастыря. Поклониться святой Елене и сейчас может всякий, кому посчастливится добраться до великой Дечанской лавры, хранящей великие святыни и дух древнего подвижничества.

http://pravoslavie.ru/121580.html

По окончании первой мировой войны Б. становится столицей Королевства сербов, хорватов и словенцев (1918) и с 1929 г.- Королевства Югославии; после второй мировой войны - Федеративной Народной Республики Югославии (1945). С провозглашением Союзной Республики Югославии в 1992 г. Б. стал ее столицей. Храмы и мон-ри Б. Кафедральный собор во имя св. арх. Михаила разрушен в нач. XVIII в., во время австро-тур. войны. Австр. власти не пожелали восстанавливать правосл. собор, и Белградский митр. Моисей (Петрович) обратился в 1718 г. за помощью к рус. царю Петру I . В 1725-1728 гг. собор был восстановлен на добровольные пожертвования сербов. Во время австро-тур. войны 1788-1791 гг. собор вновь сильно пострадал, в июне 1797 г. горел. Собор претерпел неск. обновлений в период с 1806 по 1836 г., пока кн. Милош Обренович 22 июня 1836 г. не приказал снести старый и построить новый. 15 июля 1837 г. состоялась закладка нового здания по проекту Ф. А. Кверфельда (по др. данным, инженера Ф. Янке). Строительство было завершено в 1841 г., собор освящен 21 нояб. 1845 г. митр. Петром (Йовановичем). Собор - прямоугольное в плане строение (54 ´ 19,6 м) с обширным пространством алтарного полукружия с востока, с притвором и колокольней с запада. Роспись в академическом стиле в 1899 г. осуществил А. Стефанович. Трехъярусный деревянный иконостас был выполнен в 1841-1845 гг. иконописцем Д. Аврамовичем и резчиком Д. Петровичем. Собор реставрировался в 1995 г., к своему 150-летнему юбилею. В 1942-2001 гг. здесь хранились мощи св. мч. царя Стефана Уроша (ныне в мон-ре Язак), в 1942-1989 гг.- мощи св. блгв. кн. Лазаря (ныне в мон-ре Раваница ). Внутри собора, у юж. стены, похоронены серб. князья Милош († 1860) и Михаил († 1868) Обреновичи. В наст. время там почивают мощи св. кн. Стефана Штиляновича, перенесенные 14 апр. 1942 г. из мон-ря Шишатовац. У сев. стены находится гробница митр. Михаила (Йовановича ; † 1898), у сев. стены притвора - могилы митр. Иннокентия (Павловича ; † 1905) и Патриарха Викентия (Проданова ; † 1958), у юж.- Патриарха Гавриила (Дожича ; † 1950), перед главным входом - могилы Вука Караджича и Досифея Обрадовича. При храме издается бюллетень «Саборник», раз в 2 недели выходит одноименная радиопередача.

http://pravenc.ru/text/77876.html

209 Москов. главн. арх. Министр. иностр. дел. Дела греч. Год 7130. 1 Муравьев. Сношен. России с Восток. 2. С. 2 210 Verific. niewinn. Л. 3–4 211 Вилен. археогр. сборн. 2. 29 212 Sowita wina. S. 62–63 А Смотрицкий впоследствии удостоверял, что он вовсе не ставил попов для Полоцкой епархии и митрополита, а поставил только попов для своего братского Свято-Духовского монастыря из своих монахов и для тех православных, которые жили на грунтах братских; никаких универсалов не рассылал, а только послал ответный лист, «ресалютовал», полочанам на их приветствие; лист этот был показан полоцкому воеводе и заключал в себе одни пастырские наставления; такие же листы послал к шляхте и мещанам по своей епархии для наставления православных, а отнюдь не для возмущения; монахов никаких также не рассылал и пр. (Obrona verificaciey. S. 116–117 213 Виленск. археогр. сборн. 6. 144. С. 357 214 Подлинник универсала хранится в Архиве униатск. митроп. при Св. Синоде за 53 а в русском переводе напечатан в Вестнике Западн. России. Год 3. Декабрь. Отд. 1. 5 Впрочем, в Полоцк отправлен был этот универсал несколько в другом виде, и, вероятно, в том самом, в каком изложен был первоначально, потому что помечен еще 1-м числом февраля, а не 22-м марта (Вилен. археогр. сборн. 1. 138. С. 355–356 215 Verific. niewinn. Л. 3. 45–46 Не довольствуясь таким притеснением православных в Вильне, некоторые ярые униаты — Левон Мамонич, Петр Коптевич и другие от имени всего виленского униатского Свято-Троицкого братства возобновили тогда свою жалобу на членов православного Свято-Духовского братства, будто они незаконно присвоили себе королевские грамоты и привилегии, данные собственно Свято-Троицкому братству, незаконно владеют принадлежащими последнему домами и грунтами, незаконно имеют школу и типографию, пользуются доходами с имений Свято-Троицкого братства, и просили короля отнять все это у Свято-Духовского монастыря и братства и взыскать с них пятьдесят тысяч коп литовских, и король грамотою от 10 июля 1621 г. потребовал главных свято-духовских братчиков на свой задворный суд. Замечательно начало этой грамоты после королевского титула: «Подданным нашим Василю Игнатовичу, Максиму Герасимовичу, Григорию Дудце, попом церкви новое и старшим братства тое ж церкви, яко вы ее называете, Святого Духа, в месте виленском будущое (Максимом Герасимовичем попом назван здесь Мелетий Смотрицкий, бывший уже архиепископом Полоцким), так теж мещаном нашим виленским Якиму Сысоевичу, Ильи Тупечину, Олхиму Кравцу, Исаку Волковичу, Филипу Сенчиловичу, Семену Красовскому, Ивану Шитику, Левонови Ковалю, Яну Котовичу, Стефанови Шевцу, Петрови Мельнику, Богданови Симоновичу, Адаму Хмельнику, Богдану Борысовичу, Юрью Хоцеевичу, Василю Закревскому, Василю Барановичу, Василю Друговине, Василю Кулаковскому, Крыштофу Василевичу и всем вам, которые се взываете братею братства Святаго Духа

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

  001     002    003    004