Образцом для нашего скита послужили «монастыри» египетской пустыни – жилища монахов-отшельников – Скит по-итальянски «eremo» – то есть пустыня, и наш маленький монастырь, игуменом которого я являюсь, – это пустынь. С момента его основания в 1980 году образцом служили древние «монастыри» (μοναστριον, от греч. μνοσ – один, одинокий) египетской пустыни – жилища монахов-отшельников. Хотя всё в обители является общим, однако общая жизнь не ведется, поэтому все молитвы насельниками совершаются в монашеских кельях, вместе служится только Божественная литургия, которая бывает каждое воскресенье и по великим праздникам. Монах-отшельник проводит утро в молчании в своей келье, посвящая себя своему молитвенному правилу и изысканиям. Во второй половине дня выполняется физическая работа, например уход за огородом или заготовка дров для отопления. Между тремя и шестью часами я обычно принимаю людей (это не только мои духовные чада), которые приходят для духовной беседы. – После перехода из католичества в Православие сложно было воспринять восточную богослужебную традицию, ведь она во многом отличается от католической? – Нет, это было совсем не сложно. Потому что я прожил 18 лет в монастыре Шеветонь – бельгийском бенедиктинском аббатстве, основанном в 20-е годы ХХ века. Цель его основания, которая таковой остается и до нашего времени, – благоприятствовать сближению между Востоком и Западом. Чтобы отождествлять себя с православной традицией, община изначально делилась на две «обрядовые» группы: первая следовала «латинскому обряду», вторая – «византийскому обряду» (славянскому). Я принадлежал ко второй группе и поэтому привык проводить Божественную литургию и богослужения по «византийскому обряду» (так это называлось), следуя правилам Русской Православной Церкви. Я также был рукоположен во диакона и во пресвитера в этом «обряде». – Вы решили стать монахом в ранней молодости. Что подвигло вас посвятить свою жизнь Господу? – Я не знаю, правильно ли говорить о «решении», таким образом подразумевая, что это пришло от меня самого. Я стал монахом, потому что услышал призыв Христа безоговорочно следовать за Ним, и, безусловно, единственным способом для этого, как мне представлялось, была монашеская жизнь. В то время у меня не было никаких практических навыков: в Кельне (Германия), где я родился, монахов не было со времен Французской революции.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Вопрос о богослужении по западному обряду сохранял свою актуальность и для других мест, прежде всего для США. Как прежде, так и теперь многие живущие на Западе, обратившись в Православие, приобретают искреннюю любовь к восточному, или византийскому, обряду, но есть и такие, кто желает иметь возможность служить Богу в знакомых литургических формах. В настоящее время одной из самых миссионерски активных православных юрисдикций в Северной Америке является Североамериканская архиепископия Антиохийской Православной Церкви. Большинство членов здешних общин – американцы, так что неудивительно, что именно в этой архиепископии есть целое благочиние западного обряда, объединяющее 33 прихода со всей страны. Богослужение по западному обряду стало совершаться в архиепископии с благословения патриарха Александра III, к которому обратился митрополит Антоний (Башир). Сам митрополит Антоний указывал две цели этого начинания: во-первых, создать в Православной Церкви дом для западных людей не-византийского культурного и религиозного происхождения и, во-вторых, свидетельствовать о соборности Православной Церкви ее прихожанам, священникам и богословам византийского обряда. Первая община западного обряда в Америке появилась в 1961 году. В архиепископии отмечают, что использование западного обряда помогает миссии среди американцев, облегчая принятие ими Православия. Клирики и паства обоих обрядов имеют друг с другом полное молитвенное и евхаристическое общение благодаря духовному единству в вере и подчинению одному священноначалию. В целом западный обряд, по сравнению с византийским, более простой и краткий, менее пышный. Сейчас известно несколько вариантов западного обряда, среди которых есть и основанные на древних мессах Римской Церкви (до изменений II Ватиканского Собора), но в Североамериканской архиепископии преимущественно используется литургия святого патриарха Тихона, основанная на англиканской «Книге общей молитвы» («Book of Common Prayer»). Разумеется, в англиканский текст были внесены изменения, главные из которых – устранение filioque из символа веры и добавление эпиклезы (призывания Духа Святого) в евхаристические молитвы. Тайносовершительные формулы полностью совпадают со словами византийской литургии. Кроме того, есть ряд менее принципиальных изменений текста, сделанных для приведения его в большее соответствие с православным учением.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Однако после 1261 года в богослужении Святой Софии произошли существенные изменения. Например, по указу патриарха Арсения (1255-1260, 1261-1266) в начале утрени было введено пение «царского», то есть двадцатого псалма, по образцу монастырского богослужения Как известно, «царские» псалмы в XI-XII веках добавлялись в начало утрени, совершавшейся в императорских монастырях и в таком случае уже в первой половине шестидесятых годов XIII века утреня в Святой Софии совершалась по монастырскому, а не по кафедральному обряду. К аналогичному выводу приводит и анализ описания патриаршего богослужения на Пасху, сохранившегося в церковнославянском переводе в Апостоле-апракосе 1313 года из Пантелеимопова монастыря на Афоне, согласно которому на пасхальной утрени пелся пасхальный канон и стихиры Пасхи Таким образом, монастырское богослужение полностью вытеснило в Константинополе особый строй суточного круга и структурообразующие элементы, характеризовавшие древний кафедральный обряд Византии. Этот вывод, основанный на анализе источников, поддерживает мнение архиепископа Симеона Солунского (Ж 1429), который связывал прекращение древнего кафедрального богослужения в Константинополе, известного под названием «песненное последование», с событиями 1204 года Во времена Симеона Солунского, который до своего избрания на Фессалоникийскую кафедру в 1416/17 году был монахом константинопольского монастыря ton Xantopoulon, только в трех случаях - на Воздвижение Креста (14 сентября), на намять Иоанна Златоуста (13 ноября) и на Успение Божией Матери (15 августа) - богослужение в константинопольской Святой Софии совершалось по древнему кафедральному обряду Таким образом, начиная с 1261 года структура кафедрального богослужения в Константинополе была монастырской. Однако и в Святой Софии в Фессалониках, на литургическую практику которой ссылался архиепископ Симеон Солунский богослужение в рассматриваемый период не совершалось строго по древнему византийскому кафедральному обряду. Наряду со структурными элементами «песненного последования» здесь присутствовали многие элементы монастырского происхождения, в том числе стихиры Октоиха и Минеи на Господи воззвах и на Хвалите, степенны антифоны, каноны Октоиха и Минеи Более того, сам факт противопоставления архиепископом Симеоном Солунским кафедрального богослужения в Фессалониках, которое содержало кафедральные и монастырские элементы, и кафедрального богослужения в Константинополе свидетельствует, что в XIV столетии константинопольское кафедральное богослужение было монастырским по своей структуре и не имело каких-либо структурообразующих элементов древнего кафедрального обряда.

http://sedmitza.ru/lib/text/443676/

Нужно сказать, что русских в Пантелеимоном монастыре большинство стало только с конца 15 века. Полностью русским он стал с 1875 года – тогда же игуменом стал русский монах. К концу 19 века в монастыре было более 1000 монахов (ныне их только около 50-ти). Главный собор монастыря с восемью куполами. Монастырю принадлежало 4 скита. На его территории было 13 часовен, 6 из которых, к сожалению, сгорело в пожарах. В настоящее время монастырь занимает 19 место в списке афонских обителей, а было время когда он был на 5-м месте. В полночь по византийскому времени читалось повечерие с каноном и акафистом Покрову Богородицы. В три часа ночи по греческому времени начали читать полунощницу. Затем совершалась утреня, первый, третий и шестой часы, литургия. Вообще Пантелеимонов произвёл впечатление второго Почаева. «Се Жених грядет в полунощи…», «Величит душа моя Господа», « Господи помилуй» на ектеньях – всё как в Почаеве. Не случайно «почаевские» архиереи любят сюда приезжать – митрополит Буковинский Онуфрий (освящал храм, в котором находятся мощи), на Покров – митрополит Тернопольский Сергий и архиепископ Каменец-Подольский Фёдор ( с ним я заканчивал семинарию и академию). Я сначала недоумевал: почему владыка Сергий не в белом клобуке? Может быть он стал митрополитом совсем недавно и ещё не успел пошить белый клобук? Потом уже, вернувшись в Москву, догадался: наверное, чтобы не раздражать греков. На ектеньях поминали Святейшего Патриарха Варфоломея и Святейшего Патриарха Кирилла без присовокупления слов «господина нашего» в обоих случаях. Обратил внимание на то, что молитва «Царю Небесный» на полунощнице и в начале других служб в афонских монастырях читает служащий иеромонах. «Аллилуиа» между словами на кафизмах не поют, а читают. После «Достойно есть» земной поклон не творят. «Христе Свете Истинный», – читает чтец, а не священник (так и по старому обряду). «Великого господина», – по окончании больших служб не поют (в Почаеве тоже не поют или не пели, не знаю как сейчас). После шестого часа служащий произносил отпуст с упоминанием имени св. Иоанна Златоуста (так и по старому обряду). Малый и великий входы совершались через середину храма. Записки с именами о здравии на сугубой ектенье не читались. На великом входе кроме обычных поминовений поминали «Святую Гору сию, Кинот святых обителей». «Верую и Отче наш», – как и в России поют. В конце литургии читался псалом 33-й. Перед утренней трапезой в отличии от греков молитвы читались. Также читалось поучение. В конце молитв, после трапезы, поминая патриархов и благодетелей, чтец произносил: «Бог да спасет и помилует их» – совсем как по старому обряду. В гостинице с балкона долго смотрел на море – вспомнилось упоминание о нём в известном песнопении «Гора Афон, Гора Святая». Перед отъездом, по милости Божией, приложился к главе св. вмч. Пантелеимона – покровителя обители. Несколько дней на Афоне моросил дождь, а у меня искушение, пропал дождевик.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2510

1 дек. 1989 г. на встрече И. П. и Горбачёва в Ватикане была достигнута окончательная договоренность о полной легализации УГКЦ в СССР и об установлении дипломатических отношений между СССР и Папским престолом. В мае 1990 г. состоялся обмен дипломатическими представителями: в Москву прибыл папский нунций архиеп. Франческо Коласуонно , Ю. Е. Карлов был назначен на должность представителя СССР по поддержанию контактов с Ватиканом. Сразу после встречи Горбачёва с папой на Зап. Украине началось стихийное восстановление униат. структур, сопровождавшееся силовыми захватами правосл. храмов. 15 дек. 1989 г. положение в западноукр. епархиях обсуждалось на заседании Свящ. Синода РПЦ. 20 дек. 1989 г. Патриарх Пимен отправил телеграммы И. П., Горбачёву, съезду народных депутатов СССР, Генеральному прокурору СССР, в к-рых просил содействовать урегулированию конфликта в западноукр. епархиях. 12-17 янв. 1990 г. в Москве состоялась встреча представителей РПЦ и Папского престола, в ходе к-рой были подготовлены «Рекомендации по нормализации отношений между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине». Одновременно И. П. в янв. 1990 г. направил приветствие укр. униатам по случаю легализации УГКЦ, признав каноничными совершенные в подполье администратором Львовского архиепископства УГКЦ еп. Владимиром Стернюком тайные рукоположения униатских епископов (Ф. Курчабы, Юлиана Вороновского, Михаила Сабриги), а также действительность епископского сана подпольных униатских епископов Софрона Дмитерко и П. Васылыка. Иоанн Павел II, папа Римский, совершает Божественную литургию по византийскому обряду в сослужении духовенства Венгерской греко-каталоческой Церкви 18 авг. 1991 г. Марианоч (Венгрия) Иоанн Павел II, папа Римский, совершает Божественную литургию по византийскому обряду в сослужении духовенства Венгерской греко-каталоческой Церкви 18 авг. 1991 г. Марианоч (Венгрия) Архиерейский Собор РПЦ 30-31 января 1990 г. , созванный для рассмотрения сложной религ. обстановки на Украине, одобрил «Рекомендации…» и образование 4-сторонней комиссии из представителей Московского Патриархата, УПЦ, Папского престола и УГКЦ для урегулирования отношений между православными и греко-католиками. 8-13 марта 1990 г. на заседаниях во Львове комиссия выработала взаимоприемлемые условия перераспределения храмов и церковного имущества между православными и униатами. Однако 22 марта представители УГКЦ опубликовали согласованное с И. П. заявление о признании решений комиссии недействительными и покинули комиссию. Эти действия повлекли организацию новых захватов храмов на Зап. Украине. 25 июня, принимая в Ватикане прибывших с Зап. Украины греко-католич. епископов, И. П. сказал, что испытывает радость по поводу предоставления греко-католикам религ. свободы, позволившей им выйти из катакомб, а католической Церкви «восстановить свои права в отдельных странах Центральной и Восточной Европы» (AAS. 1991. Vol. 83. P. 145-147).

http://pravenc.ru/text/Иоанн Павел ...

В распространении новых савваитских обрядов особая заслуга· принадлежит исихасту Филофею Коккину (ум. 1379 г.) 203 С оправданием исихастского учения, утвержденного в качестве официальной доктрины на соборах 1347 и 1351 гг., исихасты оказались победителями в длительной борьбе за преобладание; в православной Церкви и получили важные посты в церковной иерархии. Представители исихастов обладали вселенским престолом на протяжении оставшейся части XIV в. Самым знаменитым среди них был Филофей, игумен Великой Лавры на Афоне епископ Ираклии с 1347 г. и дважды патриарх Константинополя (1353 1355 гг., 1364–1376 гг.)· Второе восшествие на патриарший престол Филофей ознаменовал периодом интенсивных отношений между Фанаром и поместными православными Церквами за пределами грекоязычного мира. Наряду с преобладанием влияния исихастов в области вероучения, духовной жизни и церковной иерархии, заметно их влияние и в области богослужения. Будучи игуменом Великой Лавры, Филофей составил два важных устава ( Λιαχςεις): Устав священнослужения ( Λιταςις τς εροδιακονας) для богослужения суточного круга и Устав Божественной литургии ( Λιταξις τς θεας λειτουργας) для евхаристии. Для всех практических целей эти Уставы Филофея все еще и сейчас являются руководством для богослужения по византийскому обряду. Рукописи студийской традиции могли еще использоваться на горе Афон в XIV в., до реформы Филофея, однако, как показывают практически все греческие кодексы ХИ40;-Х40; вв., новосавваитский чин богослужения, канонизированный Филофеем, перешел границы Южной Италии и в конце концов пробил себе дорогу в первые печатные издания византийских литургических книг. 204 Несмотря на то что все эти книги были напечатаны в Италии, главным образом в Венеции, иногда – в Риме, богослужение по более раннему студийскому обряду все еще имело место в Южной Италии. 205 Что касается евхаристии, первое итало-греческое издание, напечатанное в Риме для нужд итало-греческих монахов, все еще сохраняет для проскомидии, то есть приготовления Даров до литургии, местный калабрийский обряд, значительно более простой, нежели Устав Филофея.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но одновременно с возвышением царского сана, приобщением царя в Церковь на правах хотя бы первой Иерархической степени, диаконской, как то было и в Византии, сделаны существенные отступления от Византийского чина, обнаруживающия различные понимания в соотношении духовной и светской властей. ii) Различия в чине венчания Византийских и Московских царей 1) В русском чине исключено название царя святым в обращении к нему священнослужителей, приглашающих царя к мропомазанию и причащению. 2) Русский царь перед совершением венчания на царство не облачался в царские одежды в особом для того устроенном помещении храма и ни поднимался на щитах, как Византийский император. 3) В Византии венчающий Иерарх не садился рядом на особом троне подле коронуемого, а на Руси, сначала для Митрополита, а потом для Патриарха ставился особый трон рядом с царским, на который венчавший Иерарх садился в определенные моменты богослужения. 4) Русский царь перед венчанием говорил речь венчавшему иерарху, а тот говорил ответную, чего не было в Византийском чине. 5) В Византийском обряде мропомазание предшествовало возложению на венчаемого императорских регалий, по Московскому обряду наоборот. 6) В Византии венчаемому помазывали св. мром только голову крестообразно, а русскому царю грудь, шею, плечи и длани рук. 7) При мропомазании императора Византийский Патриарх и все находившиеся в храме восклицали «свят» чего не было в русском чине. 8) По Византийскому обряду император принимал участие в Великом входе, шел впереди всего шествия с крестом и акакией в руках, окруженный оруженосцами, русский же обряд не давал царю активного участия в богослужении и не давал царю тех прав в богослужении, которыя имел Византийский император. 9) Византийский император перед причастием Св. Тайн сам кадил в алтаре вокруг престола, чего русский царь не делал. 10) По русскому чину венчания после возложения на царя регалий, Иерарх говорил поучение нововенчанному, чего не было в Византийском чине. Источником этого поучения явилось наставление императора Василия Македонянина своему сыну Льву.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Сделаем пятый вывод: процесс постепенного уподобления венчания Литургии (но не выделения первого из второй!) нашел свое окончательное выражение в так называемой венчальной Литургии, которая встречается в единичных поздних рукописях и получила широкое распространение в Греции и на Балканах в XX веке. Итак, на основе наших наблюдений выстраивается следующая схема развития истории чинопоследования венчания: 1 . До IV века особого чинопоследования брака в Церкви еще не было; достаточным для освящения брачной жизни христиан было постоянное участие их в Евхаристии. 2 . В IV веке Церковь взяла значительную часть традиционного греко-римского обряда бракосочетания за основу чинопоследования церковного брака. С V века в Церкви уже несомненно существовало особое церковное чинопоследование брака, еще не имевшее статуса обязательного для всех верных. 3 . Будучи отдельным от Литургии чинопоследованием, церковное чинопоследование благословения брака тем не менее не теряло связи с Таинством Евхаристии – в его состав вошло Причащение запасными Святыми Дарами. 4 . Общая чаша, со временем ставшая частью церковного брачного чина, изначально не имела ничего общего с Евхаристической Чашей, непосредственно восходя к обряду распития новобрачными первой чаши на брачном пиру. 5 . В VI-XI веках византийское чинопоследование церковного венчания сводилось к двум молитвам, обряду венчания и Причащению, вслед за которым брачующимся преподавалась брачная чаша, к VIII веку уже вошедшая в состав церковной (а не домашней) части брачного последования. Никаких литургийных особенностей, кроме Причащения, у чина не было. 6 . Византийские законодатели, и в том числе Лев VI Мудрый, постепенно сделали церковный брак обязательным для всех христиан империи, но этот процесс оказывал только косвенное влияние на развитие чинопоследования Таинства Брака. 7 . До XVI века Причащение неизменно входило в состав венчания. 8 . Литургийные особенности: «Отче наш», чтения, ектении – начали проникать в чин венчания с XI века, лишь постепенно уподобляя его Литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

После смерти Владимира его приближенные хотели похоронить князя тайно, по старому языческому обряду. До крещения на Руси покойника не выносили в двери или в окно, а проламывали для этого пол его последнего жилища. Поначалу так и было сделано, однако смерть великого князя, столько сделавшего для своей страны, не могла пройти незамеченной. Узнав о его смерти, люди сошлись без числа и плакали о нем. И был Владимир похоронен по новому, христианскому, обряду. Эпоха святого князя Владимира была ключевым периодом для государственного становления православной Руси. Крещение Руси от православной Византии было важнейшим шагом ее государственного самоопределения. Он правил русским государством тридцать семь лет 978 -1015 гг. Его святые мощи были положены в мраморной раке, поставленной в Климентовском приделе Десятиного храма рядом с такой же мраморной ракой его жены византийской царицы Анны. Христианский подвиг святого Владимира продолжили его сыновья, внуки и правнуки, как писал святитель Илларион Святом Князе Владимире: " Им мы обожились и Христа, Истинную жизнь познали " . В 1589 году Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихе Православных автокефальных церквей. Информационная служба Псковской епархии http://informpskov.ru/church/22197.html Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Tweet Поделиться Поделиться Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено, войдите или зарегистрируйтесь , чтобы продолжить Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

— Но все же, отец Константин, самовары, куличи, распорядок дня – это внешние вещи. Душу-то скопировать невозможно! — Душу скопировать невозможно. Но не забывайте, что тогда среди студентов были русские и, общаясь с ними, другие понимали, что такое Россия, русская душа… —  Вопрос о богослужении византийского обряда: возможно ли со всей мерой искренности и акривии совместить католицизм и восточный обряд? Ведь догматика, учение о Церкви, богослужебный чин, церковное искусство развиваются параллельно друг другу, в совокупности, и нет ли тут лично для Вас противоречия – в принятия догматики католической, а обряда православного? — Знаете, раньше я служил в Руссикуме по восточному обряду. Но потом я убедился, что в Руссикуме нет того духа, который есть у православных. Один мой польский друг, который живет в Риме, несколько лет тому назад гулял по Городу и случайно заглянул в православный храм. И говорит мне: «Ну что ты ходишь всегда в  Руссикум?» – «Потому что там служат по византийскому обряду» – «Но там все чужое. Там нет чувства намоленности. Там не прикладываются к иконам. Там сидят во время службы. А в православном храме в Риме делают поклоны, стоят на коленях, и в сердцах верующих откликается каждое произнесенное в алтаре слово…». И я стал ходить в православные храмы Рима. В православном храме есть ощущение присутствия Бога. В Руссикуме холодная среда, а в православных храмах все тепло. Вот разница! Хотя в Руссикуме всегда старались копировать атмосферу православного храма! Все-таки мне кажется, что «русская католическая идея» (не надо преувеличивать ее масштабов, разумеется!) не удалась. Скопировав внешние приметы русского богослужения, они не смогли схватить того, что внутри – духа православия. И в этом, вероятно, и заключается ошибка «русской католической идеи». — По промыслу Божию, случилось так, что православие на русской земле сохранилось, а миссия Руссикума постепенно изменялась. Уже в 1960-е годы при ректоре священнике восточного обряда Павле Майе она была перенаправлена в русло упрочения экуменических отношений. Сейчас я вижу в Институте студентов из России и Украины. Они здесь учатся, получают фундаментальное образование, имеют доступ к непревзойденной по своим сокровищам библиотеке. Чем живут Восточный институт и Руссикум сегодня?

http://pravmir.ru/presviter-konstantin-s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010