22 мая 1908 г. декретом Конгрегации по чрезвычайным церковным делам З. назначен начальником миссии «ad nutum Sanctae Sedis» (подчиненной непосредственно Папскому престолу) для католиков «греко-славянского обряда… проживающих на территории Российской Империи». При этом были официально отменены, но негласно сохранены все полномочия митр. А. Шептицкого в отношении рус. католиков визант. обряда. В сент. того же года З. присоединил к католич. Церкви в сущем сане старообрядческого свящ. Евстафия Сусалева , а также ходатайствовал через митр. А. Шептицкого о признании действительности Белокриницкой иерархии , к которой он принадлежал до перехода в католичество. В июле 1909 г. З. во главе миссии для католиков визант. обряда в России фактически заменил приставленный к нему в качестве советника франц. ассумпционист пресв. Ж. Буа. 20 марта 1911 г. по распоряжению госсекретаря Папского престола кард. Рафаэля Мерри дель Валя автономная миссия для католиков визант. обряда в России была упразднена, вслед. чего в том же году З. был включен в клир Могилёвского архиепископства римско-католических церквей Российской империи и получил от властей легализацию. В 1912 г., после закрытия прихода на ул. Полозова, назначен викарием католич. ц. св. Екатерины в С.-Петербурге, где совершал богослужения по византийскому обряду. В мае 1917 г. участвовал в проходившем в Петрограде под председательством митр. А. Шептицкого Соборе рус. католиков, где был учрежден экзархат Русской католической Церкви во главе с пресв. Леонидом Фёдоровым . До 1920 г. исполнял обязанности секретаря русского католич. экзархата, входил в состав учрежденного в 1917 г. Об-ва поборников воссоединения Церквей, состоявшего из католиков и православных. 30 апр. 1919 г. арестован большевиками вместе с католич. Могилёвским архиеп. Эдуардом фон Роппом , но через месяц освобожден. 12-18 апр. 1920 г. вновь находился под арестом в рамках следствия по «польскому делу». В февр. 1922 г. получил от папы Римского Пия XI титул прелата Папского двора. После ареста пресв. Л. Фёдорова с марта 1923 г. временно управлял делами Экзархата в Петрограде. 19 нояб. того же года был арестован по обвинению в распространении контрреволюционных статей и писем, но в связи с преклонным возрастом в дек. освобожден под подписку о невыезде. 19 мая 1924 г. Коллегией ОГПУ приговорен к 10 годам тюремного заключения, замененного 7 авг. 1924 г. ввиду преклонного возраста 3 годами ссылки, к-рую отбывал в Екатеринбурге (Свердловске) и Тобольске. 28 мая 1926 г. арестован в Тобольске за «религиозную активность» и отправлен в Обдорск (ныне Салехард). 9 мая 1927 г. освобожден из ссылки с запрещением проживать в 6 крупных городах и пограничных областях. Поселился в Смоленске, где хотел возглавить местный католич. приход, с 1929 г. проживал в Н. Новгороде (в 1932-1990 Горький).

http://pravenc.ru/text/199753.html

Важными представляются материалы об Успенском соборе во Владимире, главном храме Владимиро-Суздальского княжества, а также Успенском соборе Московского Кремля, главном кафедральном храме Предстоятелей Русской Православной Церкви в XIV-XVII вв.; Успенской церкви в Волотове, памятнике архитектуры и искусства, известном благодаря ансамблю фресковых росписей. Том содержит подробную статью о Республике Узбекистан, население которого составляет 35,3 млн человек. Читатель сможет узнать подробную информацию об истории, этническом составе и религиозной составляющей менталитета жителей Узбекистана. Другой страной, о которой содержится обширный материал в томе энциклопедии, является Уругвай. Одной из основных статей 70-го тома является материал об Украине. В нем подробно рассматривается вопрос о религиозных организациях и деноминациях на территории страны, в первую очередь православных. Исследуется история Украины в ХХ в., в т.ч. в советский и постсоветский периоды. Далее следуют статьи об Украинской автокефальной православной церкви, неканонической церковной структуре, популярной за рубежом; Украинской греко-католической церкви, преемнице Рутенской униатской церкви, совершавшей богослужения по византийскому обряду. Дается обзор деятельности монашеских общин греко-униатов, в частности василиан и студитов. Тема униатства представлена также подробной статьей об «Униатов воссоединении» с Русской Православной Церковью в XVIII-XX вв. В статье подробно описываются общественно-церковные движения, действия государственных властей, связанные с переходом в Православие католиков восточного обряда. В статье «Уния церковная» даются общие определения этому явлению, представляющему соглашение между двумя христианскими Церквами, согласно которому одна из них присоединяется к другой, сохраняя богослужебные и дисциплинарные особенности. Историкам Церкви важно будет ознакомиться с материалом об Ужгородской унии, решении епархиального совещания православного духовенства Мукачевской епархии в 1646 г. о соединении с Римско-католической Церковью.

http://patriarchia.ru/db/text/6073476.ht...

Главным песнопением отмечаемой по Византийскому обряду Пасхи, звучащим в течение 40 дней каждый день на службе, является тропарь «Христос воскресе из мертвых». Пасхальный тропарь (партесное переложение) Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех Живот даровав . Точная дата возникновения пасхального тропаря неизвестна, считается, что он возник раньше VI века (по версии митрополита Илариона (Алфеева) эти строки появились уже во II веке). Среди очевидных источников текста — 1-е послание к Коринфянам: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор 15:20). Мотив пасхального тропаря — одно из самых известных церковных песнопений. Обычно он поется в партесном переложении, как, например, в классической записи хора Троице-Сергиевой лавры . Пасхальный тропарь (одноголосное изложение) Ансамбль «Ключ разумения» В одноголосном изложении пасхальный тропарь исполняют сегодня знаменные хоры. Единого мнения по поводу того, как звучали песнопения на Пасху в далекие времена, сегодня не существует. Следовательно, разные коллективы предлагают свои версии. Например, петербургский ансамбль знаменного пения «Ключ разумения», основанный при кафедре древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории. Пасхальный тропарь в исполнении хора «Древнерусский распев» Хор «Древнерусский распев» под руководством Анатолия Гринденко Более строгое и сосредоточенное исполнение тропаря «Христос Воскресе» можно услышать у хора «Древнерусский распев» под управлением Анатолия Гринденко . После одноголосного запева следует непривычное для современного уха строчное пение. Пасхальный тропарь (старообрядческая традиция) В противоположность эстетизированному исполнению знаменного распева существуют записи пасхального тропаря старообрядцами, сохранивших у себя отголоски древних традиций. В старообрядческом каноне тропарь звучит иначе, чем в современной церковной практике. воскресе изъ мертвыхъ, на смерть настпи, и грбным Животъ дарова! Пасхальный тропарь на греческом Дивна Любоевич

http://blog.predanie.ru/article/chto-poy...

«Некоторые из доподлинных коренных греков, наших афинских сограждан, будучи по закону латинскими священниками, носят католическое священническое облачение, тогда как ваши французы «греческого обряда» носят облачение православных священников! Что за помрачение, что за ужасное смешение! Почему вы не говорите правду? Ведь вы ничем не отличаетесь от всех прочих, кто подчинен римскому папе. Вы — люди Запада и латиняне. Но простым грекам-беглецам вы предстаете как «следующие греческому обряду», чтобы показать им, будто, воссоединивишись с папой, они сохранят свою православность, тогда как на деле они утратят Православие… Мы не считаем систему униатства честной. Это система обмана, лицемерия и оппортунизма; это мост, ведущий к папизму, где разрешено все, что делаете или хотите делать вы и ваши подчиненные ради успеха своей пропаганды». На мой взгляд, этот исторический фон важен для понимания истоков современной напряженности. Православные всегда рассматривали создание греко-католических церквей как свидетельство враждебности к ним Ватикана. Они считали это образование попыткой ослабить православие путем раскола общин и косвенным непризнанием каноническости их статуса. Как отметил Андрэ де Аллё, в результате такой политики граница раскола передвинулась к востоку и не совпадает более с границами Римской и Византийской империй; она теперь проходит внутри самой Восточной Церкви. С другой стороны, та же политика создала греко-католические церкви, которые в ходе веков обрели свое собственное лицо. Православные по своим корням, они, будучи в полном общении с католической Церковью, подверглись в определенной степени латинизации, что отделило их от соответствующих православных Церквей. Греко-католичество создало новую реальность в христианском мире, характеризующуюся верностью и своему православному наследию, и римскому епископу. 2.Недавнее прошлое: ликвидация и восстановление греко-католических церквей После распада Австро-Венгрии в результате первой мировой войны наиболее крупные греко-католические церкви оказались на территории новообразованных государств, главным образом в Польше, Румынии и Чехословакии.

http://pravmir.ru/otnosheniya-katolikov-...

Патриарх обычно делал остановку в скевофилакии на пути к храму, чтобы облачиться и совершить личное предложение. В эпоху между «Мистагогией» Максима (628630 гг.) и первым евхологием середины VIII в. Barberini 336 была добавлена молитва «в скевофилакии», как она называется, 1037 чтобы сопровождать предложение перед литургией. Почему же тогда «ρτως» Евтихия явно говорит о том, что чаша растворялась прямо перед Великим входом? Очень просто. Мы уже видели в Пиромаловом кодексе и Йоханнисбергской версии, что прежде литургии совершалось приготовление лишь хлеба. 1038 Вот почему традиционная константинопольская молитва протесиса (предложения) является только молитвой о хлебе, 1039 и почему 12-е правило канонических посланий XXI вв., приписываемых патриарху Никифору, заявляет, что чаша не благословляется в молитве протесиса: «τι ο χρ σφραγδα ποιεν ν τ εχ το σκευοφυλακου, π τ γιον ποτριον». 1040 Можно было бы возразить, что восточная молитва протесиса в древней итальянской рецензии ЗЛАТ также является молитвой благословения чаши. 1041 Но эта молитва – не исконно константинопольская. 1042 Кроме того, между кодексом Барберини и «Беседой о Пасхе» Евтихия имеется хронологический разрыв в два столетия. Таким образом, нет никакой проблемы в согласовании текста Евтихия с нашим свидетельством о приготовлении даров (просфор) перед литургией. Растворение чаши, возможно, было отсрочено, чтобы она не слишком остыла перед причащением. Есть свидетельства, что кипящая вода добавлялась в потир не только перед причащением, как теперь, но и перед первоначальным смешением вина и воды. 1043 Но независимо от причины, практика не является доказательством наличия «протесиса» или «предложения» на Великом входе изначальной византийской евхаристии. Текст публикуется с полным сохранением орфографии и пунктуации печатного издания. – Редакция Азбуки веры. 108 Как прекрасно выразился Антон Баумштарк: «Кому выпало счастье хотя бы раз побывать на совершении литургии по греческому обряду, тот навсегда запомнит врезавшееся в память сильное впечатление от великолепного по своей торжественности «Великого входа» (см. Baumstark A. Cherubhymnus. S. 70)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Идея «Православия западного обряда» возникла еще в XIX веке благодаря Ю.-Й. Овербеку – английскому католическому священнику, перешедшему в Православие, – но практическое употребление нашла только в прошлом столетии и сейчас активнее всего распространяется в США. Известно несколько вариантов западного обряда, среди которых есть и основанные на древних мессах Римской Церкви, но в США преимущественно используется литургия святого патриарха Тихона, основанная на англиканской «Книге общей молитвы» («Book of Common Prayer»). Разумеется, в англиканский текст были внесены изменения, главные из которых – устранение Filioque из Символа веры и добавление эпиклезы (призывания Духа Святого) в евхаристические молитвы. Тайносовершительные формулы полностью совпадают со словами византийской литургии. Кроме того, есть ряд менее принципиальных изменений текста, сделанных для приведения его в большее соответствие с православным учением. Нужно заметить, что к западному обряду в православной среде неоднозначное отношение и далеко не все являются его сторонниками. Центральная и Южная Америка В Центральной Америке Православие активно укрепляет свои позиции именно в настоящее время. Православные храмы появились на Гаити, Кубе, Багамских островах, в Белизе, Доминиканской Республике, Коста-Рике и других государствах. Наиболее яркое событие произошло в Гватемале, где три года назад к Православию присоединилась деноминация, насчитывающая 200 000 человек. Православная литургия в Гватемале В Южной Америке православная миссия почти отсутствует. Хотя в некоторых странах континента, прежде всего в Аргентине и Бразилии, проживает значительное число выходцев из православных народов и действуют епархии различных Поместных Православных Церквей, но основные их усилия направлены на духовное окормление паствы. Епархии испытывают нехватку священнослужителей и финансовых средств. Только в Чили действуют приходы, состоящие из обратившихся местных жителей и возглавляемые перешедшими в Православие католиками. При этом стоит отметить, что в южноамериканских странах, прежде всего в Бразилии, действуют многочисленные неканонические организации, называющие себя православными церквами, которые ведут активную миссионерскую деятельность среди местного населения, причем довольно успешно.

http://pravoslavie.ru/60957.html

Что касается митрополита, то он вообще никогда не говорит о православии — он говорит только о Христе и о пути к Нему.   И, наоборот, г–жа Перепелкина, автор книги " Экуменизм — путь, ведущий в погибель " , и другие авторы бесчисленных книг и брошюр, направленных против оного, о возможностях православия вообще не говорят, они только призывают все возможные проклятия на головы инославных и экуменистов, а что касается православной веры, то верности ей от своих читателей добиваются только тем, что пугают их губительностью всего неправославного. Вообще их писания удивительно похожи на журналы " Коммунист " , " Политическое самообразование " и на другие выходившие под эгидой ЦК КПСС издания. Их авторы тоже везде и во всем видели врагов и тоже пугали читателей губительностью любого уклонения от марксизма–ленинизма.   Увы, до сих пор я не встретил пока еще ни одного человека, который пришел к православию благодаря книжечкам такого рода, Зато мне приходилось многократно видеть людей, которые стали православными, видя в нашем исповедании новые для себя возможности. Многих (из числа христиан других исповеданий) привела к православной вере любовь к иконе, к нашему церковному пению, к русским религиозным философам или к православной аскетике, к византийскому обряду или к кому-то конкретному из наших святых или подвижников, но никого еще не сделал православным страх, который пытаются насаждать авторы книжек против экуменизма и тому подобных изданий.   Когда мы заявляем, что православие — это единственно верный святоотеческому преданию и единственно правильный способ веры, мы оказываемся учениками, увы, не святых отцов, а Суслова, Жданова, Андропова и прочих партийных идеологов, тех, кто насаждал марксизм, настаивая на том, что это единственно правильное и единственно научное мировоззрение. Монополия на истину вообще крайне опасна, ибо делает нас жесткими и жестокими, но, к сожалению, очень удобна, ибо освобождает от необходимости думать, выбирать и брать на себя личную ответственность за принятие тех или иных решений, Я уже не говорю о том, что она истину просто и сразу убивает, ибо истина может быть только свободной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Папа патетически писал: «В Писании сказано, Бог пременяет времена и поставляет царства; в наше время, к нашей радости, это, видимо, исполняется на царстве Греческом. Бог передал Византийскую империю от гордых – смиренным, от неповинующихся – послушным, от отделившихся – верным сынам Церкви, т. е. от греков – латинянам». 27 В другом письме на Восток папа выражает надежду, что с завоеванием Константинополя обратятся к римской вере не только византийцы, но и Иерусалим с Александрийской церковью. 28 С этой целью Иннокентий делает распоряжения, которые грозили опасностью и вере, и церкви Греческой. Еще в том же году, когда совершилось занятие Константинополя западными, папа предписывал поставить в Константинополе священников и клириков для исполнения латинского богослужения; при этом папа внушительно замечал, что было бы достойно порицания оставаться без богослужения по римскому обряду там, где, быть может, латинскому народу навсегда суждено оставаться властителем. 29 Под влиянием таких идей, латинский патриарх в Константинополе, которого поспешили поставить западные, приходит скоро к вопросу: уж не следует ли насильственно обратить греков к латинству? С этим вопросом патриарх адресуется к Иннокентию. На первый раз папа отвечает на этот вопрос не совсем определенно, но во всяком случае с явным наклонением в пользу положительного решения предложенного ему вопроса. Иннокентий писал патриарху: «Если греки не могут быть отклонены тобой от их богослужения и от их совершения таинств, то оставь им и то и другое, – пока я по зрелом размышлении не положу относительно этого дела чтолибо другое». 30 Этого зрелого размышления недолго ждали греки со стороны папы. В 1213 г. возгорелось сильное гонение на греческих христиан со стороны латинян. Это гонение получило особенную напряженность по прибытии в Константинополь папского легата Пелагия (кардинала, епископа Альбанского), поразившего греков как своею надменностью, так и пышностью свиты, блиставшей пурпуровым цветом одежды, на который, по понятию туземцев, имели исключительное право только императоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Своим Божественным самосознанием Господь сопровождал каждый момент жизни Своего человечества, от зачатия в утробе Девы Марии, в младенчестве и в возрасте совершенном. Однако это постоянное, так сказать, предстояние твари пред Богом отнюдь не сковывало Его человечества, не лишало его свойственного ему действия .   Христианство исключает отдельное сознание человека и общества, не может дать им права самостоятельной личности. В диапазоне общества и государства христианство предполагает такую свободу экономики и управления, жизни сердца и ума, когда сознание человека и общества не формируется социальными силами, всё принадлежа только Богу. Христианин вручает свое  я Другому. Личность, сознание на природно-социальном уровне отнимаются христианством у человека и отдаются Христу. Попыткой снова узаконить обособленную личность была осужденная на Ефесском соборе 431 года ересь Нестория (ок. 380 – ок. 451), различавшего две личности в Иисусе Христе. Для несториан   человечество Иисуса Христа есть лицо законченное в себе и соединенное с божественным Словом лишь в порядке  отношения; практический вывод: человеческое Государство есть законченное и безусловное тело, связанное с религией лишь внешним отношением. В этом сущность  несторианской ереси, и мы отлично видим, почему при появлении ее император Феодосий II взял ее под свое покровительство и сделал все от него зависящее для ее поддержания .   Осуждение ереси Нестория, как всякое обличение ошибки, было объявлением войны любой ее форме на все будущие времена. Произошло однако другое. Якобы раз навсегда преодоленное, двоеличие стало определять отношение византийской церкви к власти. Нехристианство оказалось способно жить в православной оболочке. Византия не поняла Евангелия как длящееся чудо всего нового. Она свела религию к совершившемуся факту, к догматической формуле и литургическому обряду.   Она не только не сумела выполнить свою миссию — основать христианское государство, — но приложила все старания к тому, чтобы подорвать историческое дело Иисуса Христа. Когда ей не удалось подделать православную догму, она свела ее на мертвую букву. Византийцы полагали, что достаточно соблюдать догму и священные обряды православия, нимало не заботясь о том, чтобы придать политической и общественной жизни христианский характер. Что они желали, то и получили: догма и обряд остались при них, и лишь общественная и политическая власть попала в руки мусульман – этих законных наследников язычества .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=104...

Предлагаю читателям портала «Православие.ру» беседу с отцом Гавриилом, записанную в тот мой приезд в монастырь. Кусочек пустыни в швейцарских Предальпах - Отец Гавриил, хотелось бы прежде всего услышать о вашем пастырском служении. Расскажите, пожалуйста, о ските, о том, как проходят службы, как часто получается пообщаться со своими духовными чадами. Образцом для нашего скита послужили «монастыри» египетской пустыни - жилища монахов-отшельников - Скит по-итальянски «eremo» - то есть пустыня, и наш маленький монастырь, игуменом которого я являюсь, - это пустынь. С момента его основания в 1980 году образцом служили древние «монастыри» (μοναστριον, от греч. μνοσ - один, одинокий) египетской пустыни - жилища монахов-отшельников. Хотя всё в обители является общим, однако общая жизнь не ведется, поэтому все молитвы насельниками совершаются в монашеских кельях, вместе служится только Божественная литургия, которая бывает каждое воскресенье и по великим праздникам. Отец Гавриил (Бунге) с прихожанами Монах-отшельник проводит утро в молчании в своей келье, посвящая себя своему молитвенному правилу и изысканиям. Во второй половине дня выполняется физическая работа, например уход за огородом или заготовка дров для отопления. Между тремя и шестью часами я обычно принимаю людей (это не только мои духовные чада), которые приходят для духовной беседы. - После перехода из католичества в Православие сложно было воспринять восточную богослужебную традицию, ведь она во многом отличается от католической? - Нет, это было совсем не сложно. Потому что я прожил 18 лет в монастыре Шеветонь - бельгийском бенедиктинском аббатстве, основанном в 20-е годы ХХ века. Цель его основания, которая таковой остается и до нашего времени, - благоприятствовать сближению между Востоком и Западом. Чтобы отождествлять себя с православной традицией, община изначально делилась на две «обрядовые» группы: первая следовала «латинскому обряду», вторая - «византийскому обряду» (славянскому). Я принадлежал ко второй группе и поэтому привык проводить Божественную литургию и богослужения по «византийскому обряду» (так это называлось), следуя правилам Русской Православной Церкви. Я также был рукоположен во диакона и во пресвитера в этом «обряде».

http://ruskline.ru/opp/2018/iyun/6/ya_us...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010