А. Л. Дворкин Скачать epub pdf Содержание Предисловие Предисловие ко второму изданию I. Предмет истории Церкви II. Понятие об исторических источниках III. Две родины Церкви I. Начало Церкви II. Мужи апостольские. Церковное устройство III. Гонения V. Апологеты VI. Гностицизм VII. Священномученик Ириней Лионский VIII. Судьба иудаизма IX. Рост Церкви X. Распространение христианства XI. Монтанизм XII. Первые церковные разделения. Богословские споры. Новые ереси и расколы XIII. Тертуллиан XIV. Гонение Декия. Священномученик Киприан Карфагенский XV. Александрийская Церковь. Св. Климент Александрийский XVI. Ориген. Александрийская и антиохийская школы христианской мысли XVII. Великое гонение Диоклетиана и Галерия I. Император Константин и христианство II. Первый Вселенский Собор в Никее III. Арианские споры после Никейского Собора (1) IV. Юлиан Отступник V. Арианские споры после Никейского Собора (2) VI. После II Вселенского Собора VII. Христианство и Рим VIII. Монашество, аскетическая литература, блж. Иероним IX. Свт. Иоанн Златоуст X. Блаженный Августин XI. Послание апостола Павла к Римлянам, 5в понимании св. Иоанна Златоуста и блж. Августина XII. Третий Вселенский Собор XIII. Разбойничий собор XIV. Халкидонский Собор XV. Церковь и общество после обращения Константина XVI. Церковь: устройство и богослужение XVII. Распространение христианства на Востоке XVIII. Распространение христианства на Западе XIX. Папа Лев Великий и развитие идеи папского верховенства XX. Монофизитские споры после Халкидонского Собора XXI. Эпоха императора Юстиниана XXII. Христианский Восток после Юстиниана XXIII. Свт. Григорий Великий и период «Византийского папства» XXIV. Император Ираклий. Персидские войны и зарождение ислама XXV. Моноэнергизм и монофелизм. Свт. Софроний Иерусалимский. Преп. Максим Исповедник. VI Вселенский Собор XXVI. Юстиниан II и Пято-Шестой (Трулльский) Собор XXVII. Первый период иконоборчества и собор Константина Копронима. Преп. Иоанн Дамаскин XXVIII. VII Вселенский Собор и второй период иконоборчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Айн – Карем – Горний град Иудов Храм Рождества Иоанна Предтечи Из ближайших окрестностей Иерусалима русские паломники чаще всего посещают Айн- Карем – «Горний град Иудов», как называет его Евангелие. Это место рождения святого Крестителя и Предтечи Господня Иоанна. Поселок расположен на расстоянии 10 км к юго-востоку от Иерусалима. Сегодня это в черте города. Спустившись с горы, пустившись с горы Герцля, дорога начинает пологий подъем вверх, на первый хребет Иудейских гор. И почти сразу открывается справа живописнейшая панорама плодоносной долины Айн-Карема (само название означает в переводе с арабского «Источник в винограднике»). Это место памятно для православного читателя по трогательным событиям, описанным в Евангелии от Луки. Сюда пришла Богородица Мария, узнав, что станет Матерью Богочеловека, навестить Свою двоюродную сестру Елизавету, здесь воспела Свой знаменитый гимн «Величит душа Моя Господа». Здесь, под горой, доныне бьет чтимый даже и мусульманами источник, к которому ходила за водой Пресвятая Дева... На месте дома праведных Елизаветы и Захарии, где родился Предтеча, еще в византийские времена был воздвигнут храм. Русский паломник XII в. игумен Даниил уже застал здесь то ли монастырь, то ли замок, построенный крестоносцами: «Есть место то городом отделано каменным, и церковь над пещерою, где родился Иоанн Предтеча». После изгнания крестоносцев церковь была обращена мусульманами в конюшню, но, несмотря на это, даже по прошествии более трехсот лет стены храма были совершенно целы и раз в году, в праздник Рождества Предтечи, здесь совершалось католическим духовенством богослужение. В 1621 г. представитель францисканского ордена, Фома из Наварры, убедил местных правителей уступить место рождения Крестителя францисканцам. Назначенный в Иерусалим новый, легко поддавшийся подкупу кадий (судья), призвав к себе мусселима (иерусалимского градоначальника), муфтия (церковного главу) и других виднейших представителей администрации, прибыл в Айн- Карем, осмотрел развалины и, сидя на мягком диване, под тенью олив и смоковниц, меж кустами роз, у «Источника Марии» (он существует и сейчас), начал свой суд. Он призвал Фому с несколькими монахами и в их присутствии объявил, что, конечно, лучше возвратить это место, посвященное столь чтимому и великому пророку, христианам, чем быть в нем конюшне, а потому он и отдает эти развалины с прилежащим участком земли в вечное владение францисканцам – с обязанностью выстроить для жителей особую конюшню.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Аланский Успенский мужской монастырь, с. Хиликус, Куртатинское ущелье ЖМП 9 сентябрь 2022 /  20 сентября 2022 г. 16:00 Наследники древней Алании ЧЕМ ЖИВА ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕРА НА ОСЕТИНСКОЙ ЗЕМЛЕ Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа.  PDF-bepcuя. Храмы и люди В Северной Осетии большинство храмов в постсоветское время строят и восстанавливают по инициативе обычных людей, на частные пожертвования. У каждого из строителей своя судьба, но объединяет их возможность чудесным образом вопреки всем препятствиям находить силы и средства воплощать задуманное в жизнь. Белоснежный Петропавловский храм села Эльхотово, спроектированный в византийском стиле, привлекает внимание искушенного путешественника необычной колокольней.  — Она у меня долго не получалась, выглядела очень грубой, хотя проект был уже готов, — рассказывает архитектор Юлия Абисалова, невысокая, хрупкая девушка с застенчивой улыбкой.— Тогда я стала листать альбом с памятниками архитектуры и обратила внимание на колокольню храма Рождества Христова в Вифлееме, на ее абрис и пропорции. Она стала отправной точкой. Потом перечитала житие апостолов Петра и Павла, села к компьютеру за чертежи, и неожиданно все легко и быстро получилось.  Юля родилась в Нальчике, закончила архитектурно-строительный факультет Северо-Кавказского горно-металлургического института, вышла замуж и уехала во Владимирскую область. Но вскоре к ней обратились за помощью осетинские друзья братья Дзгоевы и попросили спроектировать храм. «Это моя первая работа в качестве архитектора, и мне кажется, я только для того и окончила институт, чтобы спроектировать этот храм», — говорит Юлия. 

http://e-vestnik.ru/church/nasledniki_dr...

Александра Никифорова Скачать epub pdf Содержание “Минея до Минеи”: Тропологий Рождение Минеи. IX век. Структура Миней IX-XII вв. Жанровый состав Миней IX-XII вв. Течения в византийской гимнографии в VII-VIII веках Синтез IX века Текстологическая сохранность Миней IX-XII вв. Список сокращений     Зачастую богослужебная Минея кажется современному читателю и простому верующему человеку неоднородной и малопонятной книгой. Даже у опытных священнослужителей встречается подобное отношение к Минее: “В общем, я скучаю над канонами, а особенно над акафистами, и читаю их по обязанности. Выделяю только покаянные каноны Октоиха и постной Триоди” 1 . Думаю, что существует две основные причины такого восприятия Минеи. Первая – это нарушение в ходе исторического развития текстологической цельности книги, вторая – метафоричность языка, затрудняющая восприятие смысла. В данной статье речь пойдёт об отдельных аспектах исторической текстологии Миней. Началом Минеи можно считать её зарождение в составе Тропология в VII-VIII вв. Естественно, что за свою долгую историю, в силу ошибок переписчиков и вследствие богослужебных реформ она претерпела значительные изменения в отношении состава и месяцеслова. Сильный удар по Минеям нанесло целенаправленное сокращение вторых песен. Уже в XII в. тексты Минеи были повреждены, на что указал Иоанн Мавропод, придворный книжник императора Алексея Комнина. При переходе со Студийского на Иерусалимский устав богослужения в XIII-XIV вв. непоправимый ущерб Минеям нанесла унификация списков, из-за которой канули в лету сотни песнопений безымянных и прославленных гимнографов. “Иерусалимские” Минеи – а именно они легли в основу печатных – представляли собой не только приведённый к общему знаменателю, но и испорченный вариант текста: “одни и те же песнопения приписывались разным авторам, каноны имели разрушенные акростихи, опущенную вторую песнь, позднейшие вставки тропарей, многие грамматические и синтаксические ошибки” 2 . В результате процесса постепенного ухудшения на рубеже XIX-XX столетий исследователь Минеи А.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Аннотация Антология святоотеческих творений на воскрешение Лазаря и на Вход Господень в Иерусалим включает произведения разных традиций и эпох, византийских, латинских и русских авторов – от преподобного Ефрема Сирина до святителя Луки Крымского . Издание предваряет вводная статья П. Ю. Малкова , призванная в ясной и доступной форме познакомить читателя с важнейшими богословскими и нравственными особенностями святоотеческого учения о духовном и нравственном значении этих евангельских событий. Две весны Обычно в дни Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим еще лежит снег. Если Пасха поздняя, то это пожухлый, посеревший снежок, смерзшийся в твердую ледяную корку, сильно осевший перед лицом грядущего тепла. Если же Пасха по церковному календарю празднуется достаточно рано, то это пушистый и мягкий глубокий снег, еще и не думающий стаивать с земли. И все же, независимо от месяца, от погоды, от даты празднования Пасхи, в день Входа Господня в наших храмах появляются первые знаки наступившей весны – найденные и сорванные по речным оврагам, по лесным опушкам веточки распустившейся вербы. Ее набухшие пушистые почки говорят нам, что для Церкви теперь настает какое-то особое, новое время. Что грядет не только та весна, в которую тает снег, прорастает первая трава, с юга прилетают птицы, возрождается и воскресает после долгого зимнего сна природа, но и близится та духовная весна, в которую возрождается и воскресает к жизни наша собственная душа – вместе с главным праздником Православной Церкви – Пасхой Воскресения Христова. Но сегодня до Пасхи еще целая неделя, впереди строгая и молитвенная Страстная седмица – время непрекращающихся богослужений, воспоминание мучительных страданий Господа. И все же радость этой духовной пасхальной весны нами уже предощущается, угадывается, как хорошо угадывается в эти еще очень холодные дни – благодаря распустившимся вербам – и весна календарная. Наступает новое удивительное время. И начало ему в церковном сознании полагает Лазарева суббота: воспоминание самого поразительного чуда из всех тех многочисленных чудотворений, что совершил в Своей земной жизни Господь Иисус Христос , – празднование воскрешения четверодневного Лазаря. А на следующий – воскресный – день Церковь уже молитвенно предстоит иному важнейшему евангельскому событию: торжественному, царственному, но и смиренному входу Господа в пределы Иерусалима. Он вступает сюда, радостно приветствуемый толпами народа, прознавшего о чуде воскрешения Лазаря. И в то же время входит сюда для того, чтобы лишь немного спустя оказаться осужденным этим ныне ликующим народом на смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Архив Пн Вышел в свет 69-й алфавитный том «Православной энциклопедии» 10 августа 2023 г. 12:48 Вышел в свет 69-й алфавитный том  «Православной энциклопедии» . Новый том продолжает публикацию статей на букву «Т» и начинает публикацию статей на букву «У». Издание открывает материал о Томском Богородице-Алексиевском мужском монастыре, основанном в начале XVII в. на правом берегу реки Томи и выполняющем изначально оборонительную функцию. В настоящее время в монастыре действует церковно-культурный центр, иконописная мастерская, монастырский собор восстановлен с чертами сибирского барокко. Завершает 69-й том статья об Угрешской иконе Божией Матери «Взыграние», чудотворной иконе, прославленной в Угрешском монастыре во имя святителя Николая Чудотворца . Иконы типа «Взыграние» извода Елеуса известны в византийском искусстве с XI в. Основной статьей тома является материал о Троице. Авторы статьи рассматривают свидетельства о троичности Бога в Ветхом Завете, учение о Святой Троице в Новом Завете, развитие представлений о Святой Троице в богословии доникейского периода, никейское учение и его раскрытие в восточной православной богословской традиции, тринитарный догмат в западной богословской традиции, а также западную тринитарную парадигму, иконографию Святой Троицы, в том числе икону Андрея Рублева. К статье о Троице примыкает обширный материал о Троице-Сергиевой лавре . Из него читатель сможет узнать о структуре управления монастырем, богослужениях, паломнической, образовательной и просветительской деятельности лавры, подворьях и скитах, а также приписных храмах Троице-Сергиевой лавры. В статье подробно исследуется история монастыря с момента его основания ок. 1342-45 гг. преподобным Сергием Радонежским на территории вдовьего удела вел. княгини Ульяны, жены великого князя Ивана Калиты. Читатель сможет узнать о героических страницах истории монастыря, а также о его хозяйственной деятельности, влиянии лавры на промыслы и торговлю в регионе. В статье присутствуют разделы о монастырских слугах и служках, вкладах и вкладчиках, ценнейшем монастырском архиве и библиотеке, содержащей рукописные и старопечатные книги, о монастырском хозяйстве, знаменитых посетителях, благотворительной деятельности, благоустройстве лавры во второй половине XIX в. и в предреволюционные годы. Авторы рассказывают о событиях революционного времени и об обращении лавры в музей историко-художественных ценностей, о расстреле последнего наместника монастыря архимандрита Кронида (Любимова), а также о последующем возрождении лавры и о ее архитектурном ансамбле, в т.ч. храмах за ее стенами.

http://patriarchia.ru/db/text/6048886.ht...

Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю Торжества Православия 8 марта 2009 г. 15:18 8 марта, в Неделю Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя . После богослужения Святейший Патриарх обратился ко всем присутствующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Первое воскресенье Великого Поста на языке церковного Устава называется Неделей Торжества Православия. Это воскресенье причисляется к великим праздникам, и это не случайно, потому что праздник Недели Православия был установлен в далеком IX веке в связи с событием огромного значения. В 787 году состоялся VII Вселенский Собор, на котором была осуждена ересь иконоборчества. Иконоборцы отрицали правомерность почитания святых икон; называли тех, кто почитает святые иконы, идолопоклонниками, уничтожали святыни. Поскольку императорская власть поддержала это еретическое направление, то гонение на тех, кто почитал святые иконы, было поддержано силой византийского императора. Несчастные монахи скрывались в восточных областях империи, особенно в Каппадокии, где существовало и до сих пор существует множество подземных пещер. И там, глубоко под землей, они скрывали церковные сокровища, святые иконы и возносили перед ними горячие молитвы. По милости Божией опасная для Церкви ересь иконоборчества была преодолена. Иконоборцев осудили, и было принято решение в первую неделю Великого поста, в первый воскресный день, праздновать победу над иконоборчеством, а вместе с этим и победу над всеми ересями, сотрясавшими жизнь Церкви в первом тысячелетии. Велика была надежда отцов Седьмого Вселенского Собора, что отныне никакие ереси и отступления не поколеблют православной веры. Именно в знак этой надежды и был учрежден праздник, который мы сегодня празднуем. Однако следующее, второе тысячелетие по Рождестве Христовом также дало примеры множества попыток разделить Церковь, исказить православное вероучение. Эти попытки не прекращаются даже до сего дня. И потому для нас день Торжества Православия — это не столько подведение некого итога борьбы с ересями в первом тысячелетии, сколько повод еще раз обратиться с горячей молитвой, чтобы никакие разделения и отступления от истинной веры не поколебали единства Церкви Божией.

http://patriarchia.ru/db/text/577278.htm...

Беловежа. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Строительство новой церкви началось в 1889 г. одновременно с возведением Императорского дворца. До этого православный приход уже имел деревянную Никольскую церковь (7 октября 1860 её посетил Император Александр II). К моменту строительства новой каменной церкви деревянная окончательно обветшала и подлежала разборке. Первоначально в Беловеже предполагали выстроить скромный сельский храм, но управляющий имением в 1891 предложил «ввиду предстоящих посещений церкви Высочайшими особами» отделать храм более богато. Строительные работы вел подрядчик из Вильны Леонтий Пимонов под наблюдением губернского архитектора Романова. Из Петербурга постройку курировал известный зодчий В. А. Шретер. 20 августа 1894 постройку дворца и церкви посетил Император Александр III. 22 января 1895 епископом Виленским и Литовским Иеронимом храм был освящен во имя свт. Николая Чудотворца, небесного покровителя нового Государя. Храм стал красивейшим в Гродненской губернии. Его архитектура сочетает элементы романского и русско-византийского стилей. Храм выполнен из красного кирпича и увенчан возвышением с шлемовидным куполом. Другой купол расположен над звонницей. Колокол весом 125 кг (медь для колоколов была пожертвована «Высочайшими особами») обладал таким мощным звоном, что при благоприятных атмосферных условиях был слышен на окраинах Беловежской пущи. При церкви было два хора — учеников местной школы и служащих при дворце. Их пение на богослужении любил слушать Николай II, который регулярно приезжал в Беловежу в 1897-1912 годах. В нынешнем Беловеже, поселке с населением около 2700 человек (из них — 1500 православных), Никольская церковь — наиболее важная архитектурная достопримечательность. Она — памятник «русского Беловежа», одной из любимых царских охотничьих резиденций на рубеже XIX–XX веков. Кладбищенская церковь-часовня, деревянная часовня на Спортивной ул., старый причтовый дом, несколько краснокирпичных зданий, хозяйственные постройки при бывшем Императорском дворце не могут соперничать с храмом по своему историческому и художественному значению.

http://sobory.ru/article/?object=34568

Благодарность — это переориентация внутренней жизни, которая меняет всё. Почему благодарность так важна? Потому что она нас связывает с источником наших даров или благ. Инокиня Васса в своей передаче «Кофе с сестрой Вассой» рассказывает о благодарении Богу, как о важном аспекте Евхаристии. Здравствуйте. Меня зовут сестра Васса, и я как раз пью кофе перед выходом на работу здесь, в Вене, в Австрии. Если вы следите за нашей программой, вы знаете, что у нас некоторые неприятности с двумя экс-сотрудниками нашей программы, с бездомными словацкими уличными музыкантами, Пепиком и Папиком, которые на прошлой неделе нас покинули, украв кофеварку, которую мы уже заменили, да ещё несколько других предметов. Мы решили не сообщать о них в полицию, но к сожалению они ведут переговоры с папарацци и продолжают чинить неприятности, предлагая интервью СМИ о своей работе здесь, на программе «Кофе с с. Вассой». Я не знаю, правда ли это, но я даже слышала, что они ведут переговоры с «Colbert Report» (широко-популярная американская программа), планируя дать интервью с Стивену Колберу. Стивен, Стивен … После того как я неоднократно отказывалась от твоих приглашений … Неужели ты собираешься говорить с ними? Ну, Бог с ними, вернёмся к нашей сегодняшней программе. На этой неделе в Соединенных Штатах наши американские зрители отметят День благодарения (в четверг на этой неделе). Наши канадские зрители отметили этот праздник в октябре — им важно оригинальничать. Канада! Итак, мы поговорим сегодня о «благодарении», хотя я понимаю, что программа у нас интернациональная, и переводится на несметное количество языков. Однако, поскольку слово «Евхаристия» означает «благодарение», а Евхаристия актуальна и интересует всех наших зрителей, сегодня мы поговорим о том, что христиане Византийского обряда называют «Божественной литургией», и то, что католики называют «Мессой», — т.е. об Евхаристии. Ведь мы все ходим в церковь на это богослужение, но иногда, возможно, теряем из виду то, чем мы там на самом деле занимаемся, за что именно мы благодарим Бога, и о чём, собственно, говорят богослужебные тексты. По разным причинам нам бывает трудно сосредоточиться на том, о чём говорит Литургия, либо потому, что мы мало чего знаем о Литургии, и мы просто не понимаем ее, или же мы отвлекаемся на другие вещи, которыми мы занимаемся в храме, или ещё потому, что молитвы на наших приходах священником читаются тихо, так что мы просто никогда их не слышим. Так давайте попробуем сегодня переориентироваться, выбрав несколько текстов из византийской Литургии (святого Иоанна Златоуста), потому что на самом деле нам возможно сосредоточиться, и мы можем кое-что понять, если мы действительно этого хотим.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroj-vassoj-...

Блохин В. С. Раздел III. Балканские Православные Церкви Глава 8. Сербская Православная Церковь 8.1. Христианство на территории Сербии в первые века по Р. Х. Церковь в королевстве Сербском Необходимо указать на то, что современная Сербская Православная Церковь сложилась из трех, исторически возникших, ветвей: 1) Церкви в королевстве Сербия; 2) Патриархата в Австро-Венгрии и 3) Черногорской митрополии. Рассмотрим, как возникли и развивались эти три ветви Сербской Церкви. Первую проповедь Святого Евангелия Балканский полуостров услышал от святых апостолов Андрея Первозванного (мученически скончавшийся в Ахаии), Павел (прошедший по восточной и южной частям Балканского полуострова) и Тита (проповедовавшего в Далмации). В IV в. на территории будущей Сербии образовались Салонийская архиепископия (охватывала приходы римской провинции Далмации) и Сирмийская митрополия (состояла из приходов, находящихся между притоками Дуная – Дравой и Савой). До 732 г. сербы находились в юрисдикции Римской церкви. В 732 г., благодаря завоеваниям византийского императора Льва III Исавра, Восточная Иллирия, где жили сербы, отошла к Византии. Таким образом, сербские епархии перешли под омофор Константинополя. Но ни западные, ни восточные проповедники не могли полностью христианизировать сербов, так как они совершали богослужение на непонятном для народа латинском или сербском языке. Христианство у сербов укрепилось лишь после того, как здесь начали вести проповедническую деятельность святые братья Кирилл (826 – 869) и Мефодий (820 – 885), создавшие славянскую азбуку. Вероятно, направляясь в Великую Моравию из Константинополя, они прошли через сербские земли. Позже их ученики, Климент и Наум, были изгнаны из Моравии и поселились в Охридском крае, в Македонии. Здесь стала расцветать славянская письменность и монашество, возникла первая славянская Величская епархия, первым епископом которой в 893 г. стал св. Климент. В тот период Сербия еще не имела своей церковной организации. Сербы состояли в римской, греческой и охридской юрисдикциях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010