Князь поставил икону во Владимире, и с этого времени — с 1160 года — она получила наименование Владимирская. В 1164 икона сия сопровождала князя Андрея Боголюбского в поход на волжских булгар. Перед битвой князь исповедался и причастился; пав же пред образом Богородицы, он воскликнул: «Всяк уповай на Тя, Владычице, не погибнет!» Все воинство вслед за своим князем со слезами приложилось к чудотворной и, взывая о заступничестве к Пречистой, двинулось в бой. Нечестивые были разбиты. После победы на поле брани было совершено молебствие перед святой иконой. Во время него на виду у всего русского войска явлено было чудо: от образа и от Животворящего Креста забрезжил дивный свет, озаривший всю местность. А на другом конце христианского мира, но точно в тот же день и час византийский император Мануил узрел свет от Креста Господня и, подкрепленный сим знамением, одолел своих недругов-сарацин. По сношении князя Андрея с императором Второго Рима 1 августа был установлен праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, известный в народе как Первый Спас. Много иных чудес было явлено от чудотворного образа. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар приблизился к Москве. У народа христианского оставалась надежда лишь на помощь Божию. И тогда великий князь Московский Василий Дмитриевич повелел принести икону из Владимира в Москву. Десять дней длился путь Владычицы с берегов Клязьмы. По обеим сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В белокаменной Владимирскую икону ждала торжественная встреча: крестный ход со всем городским духовенством, семья великого князя, бояре и простые москвичи вышли на городские стены на Кучково поле, встретили и проводили чудотворную до Успенского собора Кремля. Было это 26 августа. «Весь град изыде противу иконы на сретение ею», — свидетельствует летописец. Митрополит, великий князь, «мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и иконы, со псалмы и с песньми духовными, паче рещи все со слезами, иже не обрести человека, не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием».

http://pravoslavie.ru/2309.html

«Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. Церковь Всех Скорбящих Радость была построена в Городище в конце XIX века. Это единственный в Волгоградской области храм, выдержанный в византийском стиле. История Городищенского храма иконы Богородицы " Всех Скорбящих Радость " напрямую связана с имением святой великомученицы Параскевы, нареченной в народе Пятницей. Старинное предание гласит о том, как в XVI веке пастухам вблизи одного из родников Коренной балки явилась икона святой великомученицы Параскевы. По их сообщению, икона была принесена в Царицынский собор, но оттуда чудесным образом ушла опять на старое место. После безуспешных попыток унести святой образ с родника, на месте его явления была выстроена двухэтажная деревянная часовня, а поселение вблизи источника получило название Красный Колодезь, впоследствии переименованное в Городище. В начале XIX столетия Городище массово заселяется переселенцами из Тамбова и Курской губернии, а 1840 году открывается приход. Службы изначально велись в молельном доме, и только в 1848 году на средства купца Бабаева был приобретен и перевезен из Царицына старый, но ещё добротный бревенчатый храм. Так же, как и в Царицыне, деревянный храм был одно престольным, освященным в честь иконы Богородицы «Всех Скорбящих Радость». Первым штатным священником был отец Владимир Святославский, прослуживший на приходе 48 лет (до 1888 г.). 14 июня 1843 года преосвященный Иаков епископ Саратовский и Царицынский изволил обозревать молитвенный дом в деревне Городище. Дом деревянный, ветхий и требует исправления. Прихожане имеют желание устроить церковь, владея собственною землёю, желают пожертвовать в пользу церкви несколько десятин земли. В Городище её сооружали Илья Хабаров и крестьянин Аким Степанович Шишкин, крепостной Елизаветы Ивановны Вениаминовны из Рязанской губернии Егорьевского уезда. Иконостас в 2 яруса простого письма с ризами на иконах. Храм небольших размеров и не может вмещать в себе всех молящихся села, в особенности в то время, когда в Городище стекаются богомольцы к празднику иконы мученицы Параскевы.

http://sobory.ru/article/?object=07229

Мы строим новую Россию, не разрушая своего фундамента, — наоборот, мы этот фундамент восстанавливаем, мы лечим самих себя. Через такие символические действия, как сегодняшнее освящение собора, мы укрепляемся в мысли, что только на фундаменте, построенном нашими предками, на фундаменте веры православной, нашей духовности и культуры, мы сможем достичь тех целей, которые ставим сегодня в сфере экономики, политики и социальной жизни. Этот храм был задуман как копия храма Святой Софии в Константинополе. По размерам он несколько меньше, но по архитектуре очень напоминает Святую Софию. Почему же наши благочестивые предки решили построить всероссийский военно-морской собор по образу Святой Софии? Чтобы подчеркнуть нашу генетическую связь с Византией, с той страной, от которой мы получили веру Христову. Эта связь никогда не прерывалась, хотя Византия рухнула как империя, и народы ее претерпели огромные страдания. Но потом и Россия рухнула как империя, и ее народы претерпели страдания, а духовная связь Константинополя и Москвы, Иерусалима и Москвы и всей Руси, включая и Киев, и Минск, сохраняется. И этот храм является, в том числе, храмом-памятником нашего всеправославного единства, единства греков и славян, объединенных единой Православной Церковью. Поэтому я считаю символическим и то, что великий сын византийской традиции Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил сегодня вместе с нами совершал освящение этого святого храма. Я хотел бы от души поблагодарить Вас, Ваше Блаженство, за Ваше жертвенное служение Церкви Православной в Святом Граде, за Вашу заботу о паломниках, приезжающих со Святой Руси в Палестину, за Вашу любовь к Церкви Русской и к народу нашему. И хотел бы Вас заверить в тех же самых чувствах — чувстве неизменной любви и готовности быть с Вами, с Вашей Церковью и в радости, и в скорбях. В память о Вашем участии в освящении этого святого храма я бы хотел преподнести Вам Феодоровскую икону Божией Матери. Это точная копия того образа, которым первый царь из династии Романовых был благословлен при вступлении на царское служение. Икона создана выдающимися мастерами-ювелирами во главе с Вадимом Николаевичем Жимировым, который вложил в эту икону не только свой талант, но и свои средства. Эта икона выполнена из драгоценных материалов, и я прошу Вас взять ее в Святой Град как великий дар нашей Церкви и нашего народа, как знак любви русских благодетелей к Церкви Святого Града Иерусалима. Пусть Царица Небесная Своим чудотворным образом осеняет Вас и укрепляет в Вашем Патриаршем служении. Ис полла эти, дэспота!

http://patriarchia.ru/db/text/3002858.ht...

О. и. были посвящены церкви как в Западной, так и в Вост. Грузии. Самую древнюю, во Фронском ущелье, построил Баграт IV. В 1187 г. св. царица Тамара воздвигла крепость Гори и церковь для О. и.- напротив того места, где подвизался отшельник Афанасий, внук прибывшего с царицей Еленой ее духовника Филимона ( Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 25-28; Гарсеванов. 1868. С. 7-8). Для этих церквей несомненно создавались копии О. и., к-рые не сохранились, поскольку во время битвы образ всегда несли впереди царя (напр., в битве царя Картли Симона I Великого при Опшквити в 1590 погиб несший икону Гарсеванишвили, а сама О. и. попала в руки имеретинцев) ( Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 25-28). Возможно, позже вместо списков О. и. аналогичную функцию стали выполнять др. иконы тех же церквей, и с течением времени было забыто, кто или что было изображено на иконе. В честь О. и. был установлен церковно-народный праздник оконоба. Его отмечают в понедельник Светлой седмицы (учредил в 1189 в г. Гори прот. Гарсеван, правнук Филимона - см.: Гарсеванов. 1868. С. 10). В Имерети (в селах Чхари, Тузи и Сазано) оконоба отмечали на Антипасху . Со временем о празднике забыли ( Гавриил (Кикодзе). 1989. С. 298). 29 апр. 2003 г. архиеп. Горийский и Самтависский Андрей (Гвазава) восстановил празднование оконоба в понедельник Светлой седмицы. Ист.: Гарсеванов А. Город Гори и чудотворная Оконская икона Богородицы//Цискари (Заря). Тифлис, 1868. 2. С. 1-9 (на груз. яз.); Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства//ЗОЛКА. 1875. Кн. 1. С. 19-178; Кирион III (II) (Садзаглишвили), католикос-патриарх [под псевд. Садзагелов-Ивериели Г.]. Ист. очерк Оконской чудотворной иконы Божией Матери, находящейся в Горийской Оконской Богородичной церкви//Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1890. 12. 15 июля. С. 20-22; 30 авг. С. 12-13 (на груз. яз.); Уварова П. Окона//МАК. 1894. Вып. 4. С. 172-174; Джанашвили М. Гори и его окрестности//СМОМПК. 1904. Вып. 34. С. 163-200; Такаишвили Е. Оконский образ Распятия//МАК. 1909. Вып. 12. С. 117-132; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4); Гавриил (Кикодзе), еп. Проповеди. Тб., 1989. Т. 2: 1870-1884 гг. (на груз. яз.); Флоринский А. Письмо И. А. Джавахишвили// Хускивадзе Л. Византийский триптих слоновой кости из Грузии//Ars Georgica. Тб., 1991. Т. 10. С. 89-102 (здесь: 92).

http://pravenc.ru/text/2578253.html

Поначалу апостол Лука послал этот образ в Египет, и вплоть до 980 года он служил утешением местных христиан. С нашествием же сарацинов, начавших гонения, икона была отправлена морем в Царьград, по пути захвачена пиратами, однако отбита греческими моряками, которые и доставили «Милостивую» по назначению. В чертогах византийских базилевсов она хранилась вплоть до начала XII столетия. В царствование же императора Алексея Комнина к правителю Второго Рима явился кипрский наместник Мануил Вутомит и поведал о дивном событии. Заблудившись в кипрских горах во время охоты, Мануил озлобился и жестко избил встреченного там инока-пустынника Исаию. Прошло совсем немного времени, и кипрского наместника настигла жестокая болезнь — как сразу понял он, в наказание за совершенный грех. Между тем старцу Исаие явилось видение, из коего он узнал, что все случившееся ниспослано того лишь ради, чтобы «Милостивая» с берегов Босфора перенесена была на Кипр. Потому инок без удивления встретил пришедшего каяться наместника и повелел тому отправиться в Царьград за иконой. Мануил устрашился: не пристало ему, далеко не первому среди императорских чиновников, обращаться к базилевсу со столь дерзкой просьбой. Но старец остался непреклонен: «Если хочешь получить прощение, то ступай исполнить сие; и не страшись, ибо имеешь в этом деле помощницею Саму Богородицу; так мне открыто». Но оправившийся от недуга Мануил, посещая Царьград, все боялся заговорить об этом с императором. Тем временем старец Исаия уже начал возводить храм, дабы поместить в нем чудотворную. И вдруг дочь базилевса охватил тот же странный недуг, что некогда и Мануила; врачи отчаялись найти лекарство от него. Мануил решил, что настал желанный повод исполнить обещанное, явился к императору и поведал о повелении старца. Властитель православного мира воскликнул: «Если такова воля Твоя, Богородице Дево, то как мне противиться Твоему хотению, Госпожа моя и Владычица! Об одном только молю Тебя: избавь дщерь мою от лютого недуга, как избавила Ты Мануила, и со всею готовностью отпущу честную икону Твою на остров Кипр».

http://pravoslavie.ru/1960.html

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. заштатный, в уездном городе Невеле; находится под управлением игумена. О времени основания его неизвестно. Здесь соб. храм двухэтажный, в котором престолы: вверху Преображения Господня, а внизу Николая Чудотворца, с шестью приделами, из коих один во имя Нила Столбенского. ТАДУЛИНСКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж. заштатный; находится под управлением игумена. Когда основан, неизвестно. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: БОРИСОГЛЕБСКИЙ, муж. существовавший в древности в Полоцке. О времени основания его точных сведений нет; в летописях упоминается о нем еще в 1396 году. Из числа настоятелей здешних, архимандрит Игнатий (Иовлевич), живший во второй половине XVII века, известен был своей ученостью; он здесь и погребен. СПАСКИЙ, женский, бывший некогда близ Полоцка. Он основан был в XII веке св. Евфросинией, княжной Полоцкой, первою здешнею игуменьею, которая в 1161 году принесла сюда в дар крест с надписью, мощами разных святых и частью Животворящего древа, находящийся ныне в Полоцком Софийском кафедральном соборе. – Еще до основания обители существовала тут древняя церковь Спаса, в которой были погребаемы полоцкие епископы, между коими известен Мина, хиротонисанный в 1105 году. Вместо этой церкви, св. Евфросиния соорудила нынешний храм, который уцелел до нашего времени; стены его украшены Корсунскою, или Византийскою живописью; он в 1579 году отдан был Стефаном Баторием, королем Польским, иезуитам; а в 1820, по изгнании иезуитов из России, Фольварк этот поступил в казну, и ныне, по повелению государя императора Николая Павловича, древний Спаский храм возобновлен и отдан в ведение православного духовенства. МАРИИН, муж. существовавший в древности близ Полоцка. Он был основан около 1150 года св. Евфросинией, княжной Полоцкой. Здесь была соборная церковь во имя пресвятой Богородицы, в которой с XII века находилась икона Божией Матери, писанная св. Евангелистом Лукой и перенесенная сюда из Ефеса, по ходатайству Преп. Княжны Евфросинии и по соизволению императора Мануила и Цареградского патриарха Луки. Икона эта находится ныне в Торопецком Покровском соборе (Псковской губ.). Монастырь Мариин уничтожен весьма давно и ныне следов его никаких не осталось.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Х - 1-я пол. XI в.), хранивших там реликвии, церковную утварь и иконы, вывезенные из Корсуни. Известно, что кн. Владимир возвращался из Корсуни в 989 г. «с мощми святого Климента и Фифа, ученика его, поима съсуды церковныя и иконы на благословенье себе» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. С. 116; см. также Ипатьевскую летопись: Там же. Т. 2. С. 106). Поскольку Корсунь в рус. религ. сознании с раннего времени воспринималась «святым градом», крещальной купелью Руси, то все происходящие оттуда (или связываемые легендой с этим местом) св. реликвии, драгоценная церковная утварь, византийско-греч. иконы и, возможно, книги на протяжении средневековья также почитались как священные предметы. Их наделяли сакральным наименованием «корсунские» - «корсунские врата», «корсунские кресты», «корсунские святыни», «корсунские древности», «корсунские иконы»,- что означало не только древность памятников, но также их принадлежность греч. христ. миру, высокий художественный уровень исполнения, служивший русским мастерам образцом для подражания (см.: Сперанский М. Н. «Корсунское» чудо Козмы и Дамиана//ИОРЯС. 1928. Т. 1. С. 367), необычность иконографии или истории, связанной с появлением святыни на Руси. О том, что название древностей «корсунские» ассоциировалось с работой греч. мастеров, свидетельствуют летописи: «святыя иконы чюдотворныя, Корсунския, писма Греческих живописцев», «иконы драгия Греческия, сиречь Корсунския», «не одна та икона ис Корсуня привезена Греческаго писма» (Новгородская 3-я летопись: НовгорЛет. С. 183, 399-400). Очевидно, что со временем среди особо почитаемых чудотворных икон должен был появиться ряд «корсунских» образов, написанных, привезенных, прославившихся или хотя бы какое-то время пребывавших в сакральном пространстве «града Корсуни» - символа Нового Града, обновленного крещением кн. Владимира. Символическое восприятие Херсонеса должно было усилиться после потери городом былого политического значения, а его фактическая гибель к сер. XV в. облегчила наделение полулегендарного города мифологемой Св.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

Храм, выдержанный в русско-византийском стиле, стоит на высоком цоколе. Пять куполов покрыты медью и расписаны узорами. Боковые главки находятся на высоких декоративных барабанах. Наружные стены храма окрашены горизонтальными полосами жёлтой и коричневой охры. Входной портал обрамлён светлым песчаником. Над входной дверью в розетке помещена год освящения — «1862». Цветные стекла окон дополняют своей красочностью внутреннее благолепие церкви. Внутренние размеры храма — 11 м на 9 м. Резной белый с золотом одноярусный иконостас с восемью иконами был изготовлен русскими мастерами. Немногочисленные росписи на стенах храма (Евангелисты в парусах) были написаны Г. Вислиценусом. Алтарные иконы равноапостольной Марии Магдалины и благоверного Александра Невского — Ниссеном. Гробница Марии Павловны [ править править код ] Саркофаг с гробом Марии Павловны находится в северной части храма, в крипте, соединённой с усыпальницей арочным проходом. Ранее над ним в северной нише верхней части, ограждённой колонками и решёткой, возвышался не сохранившийся до настоящего времени мраморный кенотаф, покрытый горностаем. За ним на стене находился гобелен с гербами Российской империи и Веймарского герцогства. В изголовье кенотафа была помещена икона Божией Матери в серебряном окладе, находившаяся при жизни великой герцогини в её кабинете; у подножия — икона святой равноапостольной Марии Магдалины, принесённая Елене Павловне в дар великим князем Константином Николаевичем. В пол церкви над саркофагом вставлена железная пластина с отверстиями, через неё в день кончины Марии Павловны, 11 (24) июня, в нижнюю часть храма проникают лучи солнца. До 1955 года между саркофагом и надгробием супруга Марии Павловны стоял чугунный крест. Престольные праздники [ править править код ] Мария Магдалина, равноапостольная, мироносица - 3-я Неделя по Пасхе и 4 августа Как добраться [ править править код ] Адрес: Russisch-Orthodoxe Kirche in Weimar befindet sich auf dem historischen Friedhof neben der Fürstengruft, D-99423 Weimar/Thüringen (Deutschland)

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_равноапос...

Храму принадлежало 32 десятины 1600 кв. саженей земли. Как утверждал священник Щербатов, в селе с размахом отмечали престольный праздник — 8 мая по старому стилю: «Накануне все жители бросают работу, приходят к заутренней. Много стекается народу из других сел, после заутренней жители зазывают посторонних лиц, угощают их чаем. На самый праздник идут все к обедне, после литургии местные жители также зазывают на престольный обед, после обеда молодые собираются в хороводы, производят увеселения». Приведенная история с. Пешково (1776-1960 гг.), была взята из эксклюзивных материалов старшего научного сотрудничества Азовского Краеведческого музея Федотовой Т. А. Предоставлены материалы руководителем школьного краеведческого музея Кадченко В. А. К 1858 г. жители Пешково обратились к екатеринославскому епископу за разрешением устроить в своем хуторе церковь. Церковь строилась на средства общества. Доверенными лицами общества по постройке церкви были крестьяне Пешково Даниил Белан и Андрей Роменский. Построен храм в 1863 г., освящен в 1864 г. Строительство продолжалось с 1859 г. по 1863 г. Деревянная, однопрестольная. По страховым документам церковь была построена на каменном фундаменте, обшита тесом снаружи и покрашена краской. Покрыта железом. Длина церкви с колокольней 18 саж., ширина 10 саж., высота до верха карниза 3 саж. Одна большая глава и 4 малых. Иконостас длиной 10 арш., высотой 9 арш. Печей нет. Колокольня 3 яруса, общей высотой до верха карниза 7 саж. По описанию 1901–1902 гг., церковь была «деревянная, пятиглавая, стиль наиболее подходящий к византийскому, имеет форму креста. Колокольня соединена с церковью, колокола все новейшей работы, без украшений. Ограда железная на каменном фундаменте. Снаружи и внутри церковь окрашена масляной краской. Церковное стенное письмо на масле. В первый раз церковь была окрашена ровно, без росписей и орнаментов. Расписан был только купол (Св. Троица) и средний ярус Евангелистами. С 1884 г. по 1898 г. были выполнены росписи: в трапезной во всю длину потолка изображен Покров Пресвятой Божией Матери, между простенками иконы в киотах. Около арки, отделяющей трапезную от средней части, – иконы Пресвятой Богородицы: с южной стороны образ «Скоропослущницы» Киевского письма с апликовой ризой в 2 аршин длины и 2 аршина ширины, с северной – “Достойно есть” Афонского письма на гладкой доске. Каждая из них вставлена в резную золоченую сень; обе иконы – дар прихожан. В центре арки, ниже ее, подвешена в киоте-звезде икона, написанная на рыбе камбале – с одной стороны образ Пресвятой Богородицы, с другой – св. ап. и евангелист Иоанн Богослов; икона пожертвована неизвестными лицами.

http://sobory.ru/article/?object=31324

Как определить, что это была не прелесть, не обман? Как узнать, что не обманом было то, что увидел блаженный Андрей, Христа ради юродивый? Церковь призывает нас к внимательной осторожности по отношению к небесным знакам. Особенно в наше время, когда столько ложной духовности, и столько претензий на всякие откровения. Знак подлинности, необманности, непрелестности всегда один и тот же — Крест Христов и причастность Кресту Христову — страдание. Нельзя увидеть Бога, не умерев, говорят нам святые отцы. Речь идет о смерти для самости своей, для греха, и о смерти в самом прямом смысле этого слова — когда человек должен умереть. Не случайно икона Покрова часто изображается над панихидными столиками, там, где открывается этот невидимый мир, и вера становится знанием, видением того, к чему стремилась душа. Нельзя увидеть Бога, не умерев. Это значит, что к Нему можно придти только через скорби и страдания. Такие, какие были у блаженного Андрея, Христа ради юродивого, когда он отвергся всякой чести, всего, чего ищет род человеческий — в том числе и мудрости, и своего ума. Стал безумным Христа ради, с тем, чтобы в этом стоянии перед безумием мира, кичащегося пустотою и слепотствующего, обрести подлинное видение вещей. Святая Церковь предупреждает нас, что, в конце концов, единственным знаком подлинности всякой духовности, подлинности Церкви и ее свидетельства миру будут ее страдания. Мы призываемся быть такою Церковью. И Господь не оставляет нас Своей милостью — скорбями и страданиями. Событие, празднуемое сегодня нами, произошло в начале Х века, когда не было еще Церкви Христовой в русской земле. И оно связано с той опасностью, которая угрожала столице Византии в лице наших предков — воинов-скифов, славян. Неминуема была гибель византийской столицы, если бы Божия Матерь Своим покровом не заступилась за этих людей, молящихся Ей. Наши соотечественники потерпели поражение. И вот дивное дело! Это событие осталось малозамеченным, по крайней мере, оно не выделилось в отдельный праздник в византийской Церкви, а в памяти русского народа это крепко осталось и стало одним из самых дорогих воспоминаний, которое благоговейно хранит наш православный народ.

http://moral.ru/покров-божией-матери/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010