В центральном историческом архиве Москвы сохранилось подробное описание церкви Успения Пресвятой Богородицы, которое примерно в 1884 г. составил последний священник этой церкви Иосиф Михайлович Веденский. Ему в то время было 35 лет и священником церкви он состоял уже 4 года. В описании говорится: " Церковь белокаменная при старинном имении в 1/2 версте от села, на ровном месте. В основании имеет форму квадрата. Наружные стены гладкие. Под карнизами суть пилястриц с кружками, выточенными из белого камня. Посредине церкви есть поле, выделанное из камня в ребро тройном с отливом от верха вниз. На углах пилястры. Кирпичи из белого камня с камушками. Фонарь на сводах сквозной. На церкви главы 8 граней числом три, из коих одна над главным куполом, две над сводами придельных храмов. Крест на средней главе деревянный, обитый цинком, восьмиконечный, а кресты над придельными храмами железные. На крестах церкви опускающиеся к главам цепи. Окна внизу, над цоколем, широкие с дугообразными перемычками, а вверху продолговатые, с прямыми перемычками. Всех дверей восемь. Две на западной стороне, из коих одна ведет в трапезу, а другая вглубь главного храма. Четыре боковые, в том числе две с южной стороны. Паперти устроены с трех сторон. Внутри церковь в виде квадратной палаты. Алтарь от храма отделяется каменной стеной с тремя пролетами. Два придела. Западный притвор трапезы устроен в виде палаты. Пол плиточный чугунный, везде одинаковый. Иконостас нового устройства четырехъярусный с колонками, с деревянной на самом поле резьбы изображает орнаменты в византийском стиле. Колокольня основана одновременно с храмом из белого камня шатровидной формы. Все пять колоколов отлиты в настоящем столетии. На одном надпись: " Сей колокол выменен на старый бывший 20 пудов 20 фунтов в село Таболово ко храму Успения Божией матери от усердия помещика Стефана Стефанова Мельгунова старанием священника Георгия Андреева 1825 года мая 10 дня весом 52 пуда " . Второй весом 25 пудов 35 фунтов. В иконостасе есть икона старого письма Успения Пресвятой Богородицы фряжского письма. Остальные нового итальянского. В алтаре есть икона, писанная на полотне " Снятие со Креста Господа нашего Иисуса Христа " . Эту икону привез из Италии помещик села Таболова Стефан Григорьевич Мельгунов в 1813 г. Икона в деревянной позолоченной раме. Икона Успения Пресвятой Богородицы сохранилась в чистом виде, ходя и существует уже 200 лет " .

http://sobory.ru/article/?object=03962

- Есть еще одно популярное доказательство, что Тихвинская икона - именно та, что исчезла из Константинополя. Это рассказ о встрече новгородских купцов с константинопольским патриархом. В беседе с гостями из Новгорода, как повествует старинный источник, патриарх спросил: " Нет ли на Руси слухов о чудотворной иконе Богоматери, которая пребывала в Царьграде и неизвестно куда скрылась? " Когда купцы рассказали о тихвинском чуде, патриарх из сопоставления времени происшедшего и описания заключил, что это именно та икона, и показал в храме место, где она стояла. Он рассказал, что икона несколько раз скрывалась и прежде, но являлась опять, " ныне же за гордость нашу и неправды она нас совсем оставила " . После этого Тихвинскую икону поставили в храме так, как она стояла в Царьграде - у первого столба, справа от входа... - Это известный текст, который странен тем, что в нем не указывается время описываемых событий, непонятно, о каком именно патриархе идет речь, и, наконец, не указываются имена купцов, что противоречит новгородским традициям. Но вот на что стоит обратить внимание. Интересно проследить связь идеи преемственности Тихвинской иконы по отношению к византийской с идеологией русского общества. В середине XVI века, когда и была литературно оформлена версия перемещения иконы из Константинополя, широко утверждалась теория " Москва - третий Рим " . Наша страна оказалась к этому времени единственным православным государством, оплотом православия в мире. Именно с этими умонастроениями связано и возникновение патриаршества в России. Мы все отчетливее осознавали себя наследниками Рима, а подтверждением тому среди прочего становилось перемещения святости с Востока на Русь либо чудесным, либо естественным путем. - На политическое значение константинопольских корней Тихвинской иконы обращал внимание и религиозный философ князь Евгений Трубецкой в работе " Россия в ее иконе " : " Но еще раньше Москвы под впечатлением упадка веры в обеих древних Римах стал называть себя " новым Римом " Великий Новгород. Там зародились благочестивые сказания о бегстве святых и святынь из опозоренных центров древнего благочестия и о переселении их в Новгород: об иконе Тихвинской Божией Матери, чудесно перенесенной из Византии в Новгород, и о столь же чудесном приплытии туда же на камне святого Антония римлянина с мощами " . Да ведь и вся дальнейшая история иконы в России была тесно связана с политикой. Она же не только исцеляла больных, но и помогала в военных и дипломатических проблемах?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Из перечисленных суффиксальных производных и  сложений с  корнем слова «икона» только небольшая их часть использует лишь греческие основы: иконология , иконография (описание живописных памятников), иконограф (иконописец), икономах и  иконостас . Именно на них мы и  остановимся подробнее несколько ниже. Будут представлены также и  полукальки с  первым компонентом греческого происхождения иконо- (как, например, иконопись или иконоборец ), но не будут учитываться полные кальки типа ликописец . Пока же продолжим обзор истории вхождения слова «икона» в русский язык и тем самым в осознание его смысла представителями русской православной веры и культуры. В статье профессора Санкт-Петербургской духовной академии Н. И. Барсова из «Энциклопедического словаря» Ф. А. Брокгауза и  И.  А.  Ефрона на фоне обширного списка литературы XIX в., посвященной христианской иконографии, слово «икона» определяется как «название, в  христианской  церкви, живописных изображений Иисуса Христа, Богоматери и святых, имеющих священный характер и служащих предметами религиозного чествования в смысле образов, которые возводят мысль и чувство молящихся к изображаемому» . Здесь же вкратце излагается история иконографии, названной необходимой принадлежностью храма и домашнего культа христианина начиная от предания, что Сам Христос оставил Свой образ на плате, которым Он утер Свое лицо. Указывается, что евангелист Лука оставил после себя несколько икон Божией Матери, а со времени VII Вселенского Собора иконы становятся обязательной принадлежностью христианского культа. Что касается Древней Руси, то здесь иконопись развивалась в строгой зависимости от византийских образцов, позднее стали применять и итальянский стиль живописи. Перечисляются требования существовавшего в России законодательства, в частности, чтобы на иконах не было ничего, что могло бы подать повод к суеверию и соблазну, а писать иконы запрещается лицам нехристианских исповеданий. В этом словаре представлены также отдельные статьи Иконоборство , Иконография , Иконописание , Иконопочитание , Иконостас . На статью Иконоборство даются ссылки от названий статей: Иконоборцы , Иконокласты (сокрушители икон), Иконокаусты (сожигатели икон), Иконодулы (иконопоклонники, иконопочитатели), Иконолатры (то же), Идололатры . Таким образом, к группе греческих заимствований нашей группы (без учета полукалек типа иконописание , значения которых в  русском языке очевидны) здесь добавляются иконодулы , иконолатры , иконокласты и  иконокаусты .

http://bogoslov.ru/article/6194640

Ответов нет. Добавлено на опознание: 2013-07-03 22:25:06 Владелец: Elenaxydojnik Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: распятие,написана в марте 2013 года (Храм Рудненской Иконы Божией Матери с.Началово) Ответов нет. Добавлено на опознание: 2013-07-02 12:35:11 Владелец: shura13 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2013-07-02 23:34:40]: а можно узнать примерно,когда она написана,и где ее написали? Ответов: 2. Последний ответ: Так же как и предыдущая икона тоже вторая половина 19 в., Брянщина. Добавлено на опознание: 2013-07-02 12:27:58 Владелец: shura13 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: [Добавлено 2013-07-02 23:35:44]: И эта икона примерно какого времени и откуда? если можно Ответов: 4. Последний ответ: икона Нечаяная радость, конец 19 века византийский стиль паволока, левкас Добавлено на опознание: 2013-07-02 11:53:19 Владелец: Cargo544 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Люди добрые, подскажите??????????? Ответов нет. Добавлено на опознание: 2013-07-02 11:52:41 Владелец: Cargo544 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Ответов: 2. Последний ответ: Если не ошибаюсь, то Св. Евфросиния Полоцкая была канонизирована даже раньше св. княгини Ольги. Добавлено на опознание: 2013-06-28 18:48:15 Владелец: tanushka2013 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Tasha, еще раз спасибо! Я загрузила надпись на иконе отдельным файлом, возможно кто-то сможет прочитать/опознать? Ответов нет. Добавлено на опознание: 2013-06-28 18:46:53 Владелец: tanushka2013 Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Это дополнительное изображение (надпись) к иконе, которую разместили на опознание 18 июня. Ответов: 5. Последний ответ: Согласна с вами, что это икона святителя( священномученика)Ираклида Тамасского ( Критского). В святцах православной церкви России его нет, но, видимо он прославлен в лике святых в Греции. Добавлено на опознание: 2013-06-28 14:23:55

http://pravicon.com/unknown/67

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Основан в 1797 году (ныне в поселке городского типа Кадом) как женская богадельня при Димитриевском борном храме по инициативе Е.Ф. Рожновой и Е.Ф. Горской, которые занимались в 1793-1797 годах подготовкой к ее открытию. В 1824 году, по завещанию С.М. Богдановой, был передан ее дом с усадьбой и постройками. В 1849 году переименована в женскую общину. Иноческая жизнь организовывалась согласно уставу Саровской пустыни. Первоначально богослужения проходили в Димитриевском храме. В 1852-1856 годах был построен летний каменный храм во имя иконы Божией Матери Милостивой (освящен в 1857 г.). Позже, по проекту архитектора Четверикова, к нему были пристроены приделы: с южной стороны, в русско-византийском стиле, во имя Преображения Господня; с северной - во имя преподобного Сергия Радонежского. Храм со стенными росписями. В южной части возвели колокольню (40 м). В 1858 году была сооружена каменная ограда, затем построен второй и третий храмы. Во второй половине XIX века появились двухэтажный каменный корпус, хозяйственные постройки. В 1868 году монастырь получил новое название, с этого момента он упоминается как Кадомский женский Милостиво-Богородицкий монастырь. В 1914 году в монастыре было 365 насельниц, он владел 622 десятинами земли. Святыни монастыря: храмовая икона Божией Матери Милостивая, образ Божией Матери " Неувядаемый Цвет " древнего византийского письма. После 1917 года монастырь целенаправленно разрушали: священников, монахинь, детей-сирот (всего около 400 человек) выселили, имущество национализировали, частично уничтожили. Погибли уникальные книги, иконы, архивы. Весной 1920 года соборный храм превратили в зернохранилище, затем - в учебный корпус швейного техникума. В 1930-е годы сброшены купола. Во втором храме устроили склад райпотребсоюза; третий, деревянный, разобрали. В 1990-е годы начался сбор средств на восстановление и реставрацию храма, переданного в 1993 году местными властями Церкви. Окончательно монастырь был возрожден в апреле 1997 года. Каменный храм во имя иконы Божией Матери Милостивой с двумя приделами - во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского - освящен 31 августа 1997 года. В монастыре имеется один жилой корпус – на первом этаже расположены комнаты для паломников, трапезная и пекарня, на втором – кельи сестёр. В 2008 году в храме во имя иконы Божией Матери Милостивая были произведены восстановительные работы: покрыта новая крыша, частично реставрирован фасад, восстановлены шатёр и купола храма. В настоящее время монастырь активно возрождается.

http://sobory.ru/article/?object=10016

http://www.gorbibl.nnov.ru/tserkvi По первоначальному своему устройству это довольно древняя церковь: уже в сотной грамоте 1621 г. упоминается, что Георгиевская церковь в то время существовала и была столь уже обветшавшею, что «стояла без пенья», т.е. в ней нельзя было служить. Какою потом заменена была эта ветхая церковь – неизвестно. Каменная церковь построена в 1702 г. нижегородским купцом «гостем» Пушниковым. По стилю церковь заслуживает полного внимания: она вся украшена мелким орнаментом из белого камня, как бы в виде тонкого кружева. Того же стиля и колокольня, хотя с меньшею затейливостью в украшении. Престолов в ней три: главный – во имя св. вмч. Георгия и придельные в трапезе: правый – во имя св. Иоанна Златоустого, а левый – во имя св. Симеона Богоприимца. В главном храме замечателен старинный иконостас византийского стиля, расположенный не только на восточной стороне храма, но и на северной и южной, и богато украшенный резьбою. Из икон в этой церкви замечательны: древняя Смоленская икона Божией Матери Одигитрии, по преданию, относящаяся к XV в., которая особенно прославилась в 1655 г. по следующему случаю: в этот год в городе свирепствовало моровое поветрие, и народ прибегнул к усиленной молитве, и когда совершен был крестный ход по городу с этой иконой, то «по ходатайству Небесной Заступницы» поветрие прекратилось. С того времени икона эта особенно чтится благочестивыми гражданами города и нередко принимается ими в дома для молебствий. Она покрыта богатою ризою, украшена жемчугом и драгоценными камнями; древняя икона Божией Матери Иерусалимской, резная, а также древние иконы: Распятия Господа и вмч. Георгия. Из свящ. предметов замечательны: старинные серебряные сосуды, два напрестольных Евангелия 1604 и 1644 гг., древнее рукописное Евангелие, старинные воздухи, пелены и проч. М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г. Георгиевская церковь находится на берегу Волги, на пути от Георгиевской кремлевской башни к недавно устроенному саду. Первоначальное построение ее относят ко временам основателя Нижнего Новгорода вел. князя Георгия II Всеволодовича. Судя по двум древним надгробным памятникам, вырытым близ этой церкви, и по сотной грамоте, надо полагать, что церковь Георгиевская существовала ранее XVI ст. и была деревянная. В сотной грамоте за 1621 г. сказано, «подле Происхожденскова девича монастыря церковь страстотерпца Христова Георгия ветха, развалилась, стоит без пения, а другая церковь Стефана архидиакона…»

http://sobory.ru/article/?object=32758

Иоанн Кукузель. Икона точно не датирована. Н. П. Кондаков считал ее написанной «не позже XIII в.» (Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. С. 169-170), однако доступное рассмотрению личное письмо имеет плохую сохранность и досконально не исследовалось. Проскинитарии, упоминающие о присутствии иконы в Лавре в связи с творимыми чудесами (Иоанна Комнина, Макария Тригониса, Евфимия Трапезундского), относятся к XVIII в. В 1701 г., до построения «храма Кукузелиссы», «К.» и. находилась в приделе 40 мучеников Севастийских лаврского кафоликона, сохраняла обитель от бедствий, пожаров и проч. бед, а в 1755 г. спасла обитель от пиратского нападения. В 1744 г. в кафоликоне Лавры икону увидел и описал русский паломник В. Г. Григорович-Барский: «Зде, в храме святого Афанасия, в иконостасе есть образ зело ветхий, пред которым всегда неугасаемое светится кандило. Сей древле бест наместный в иконостасе великого храма, в его же подобие, на всенощном бдении от труда мало уснувши добродетелному певцу Иоанну Кукузеле, явившися Пресвятая Богородица, даде златицу в руку, о нем же широка последи будет беседа» ( Григорович-Барский В. Г. Второе посещение св. Афонской горы. М., 2004. С. 18). В наст. время «К.» и. покрыта окладом 1839 г. (более ранний, считавшийся византийским, утрачен в 1826). На нем Пресв. Богородица представлена в венце, Младенец придерживает рукой сферу, что соответствует поствизантийской иконографии XVIII-XIX вв. За фигурой Богомладенца воспроизведена сцена подношения символической модели храма основателем мон-ря прп. Афанасием Пресв. Богородице. На поле иконы, слева от головы Божией Матери, изображено Чудо о прп. Иоанне Кукузеле. В ямбической надписи под ним изложено предание о прп. Иоанне, в к-ром икона названа «Кукузелиссой»; неизвестно, имеются ли надписи, в частности эпитет «Кукузелисса», на самой иконе. Эпитет повторяется на позднейших списках иконы, хранящихся в Лавре, но на одном из них, с датой 1771 г., образ именован «Иконом, страж и защитница царской Великой Лавры» - прозвание, связанное с чудесным явлением Богоматери прп.

http://pravenc.ru/text/2462215.html

Строже всех к себе был Кирилл. Он носил ветхие, много раз чиненные одежды, отвергал предлагаемые боярами дарения, не позволял даже собирать милостыню. В это время на Русь привозится много списков с прославленных византийских святынь. Архиепископ Дионисий Суздальский в те же годы прислал на Русь два списка «в меру и подобие» чудо­творной константинопольской святыни из монастыря Идигон, митрополит Пимен — выдающуюся икону Богородицы, тоже бывшую списком прославленного в Царьграде образа; а симо­новский настоятель Феодор привез список еще одной констан­тинопольской святыни — местночтимого образа монастыря Перивлептос. Икона из этого монастыря принадлежит к варианту «Одигитрии» — тому, который представлен в ряде византийских и русских чудотворных, например в афонской «Портаитиссе» (Иверской) и русской Тихвинской. На чудотворной константинопольской иконе «Одигитрии» (в русском варианте — Смоленской) Бо­городица с Младенцем изображены во фронтальных позах, де­монстрирующих строгую церемониальность и торжественность, являющих Пречистую с воплощенным Предвечным Логосом во всем небесном величии и царственном великолепии. В Иверской «Одигитрии» и близких ей изводах особенно подчеркнута духовная (и душевная) связь Богоматери с Богомладенцем Христом, в обращенных друг к другу ликах Матери и Сына сквозит без­молвное общение. Преподобный Кирилл был знатоком и ценителем Богородич­ных образов. Его созерцательному духу, искавшему уединенной молитвы и безмолвного общения с Господом, его мягкому ду­шевному настрою, его великому смирению, вероятно, особенно близки были образы типа «Перивлепты». И не случайно для своего северного монастыря с главным храмом во имя Успения он заказал именно икону «Перивлепты». Московский иконо­писец наделил образ мягким, созерцательным выражением, тишиной безмолвной молитвы Матери перед Господом Сыном. Не удивительно, что в этом образе, созданном по заказу препо­добного, словно запечатлелись молитвенная самоуглубленность и созерцательность самого святого подвижника. Поэтому ки­рилловская «Одигитрия», если даже она и не была принесена самим преподобным еще в 1397 году и не пребывала вместе с ним в пещерной келье-землянке, а появилась уже в первом Успенском соборе, все же с полным правом может быть «Одигитрией» — «Путеводительницей» белозерского чудотворца.

http://pravicon.com/info-3709

Справочная книга Омской епархии, составитель Иоанн Голошубин. Омск, типография «Иртыш», 1914 г. Кладбищенская церковь Тихвинской иконы Божьей Матери построена в 1784–1789 г.г. в форме «корабля» на средства Ивана Федоровича Нерпина. Колокольня: трёхъярусная, средний ярус с люкарнами, ярус звона восьмигранный с арочными проемами, купол в два яруса. Колоколов: 7, отлиты в 1784–1789 годы. Иконы храма в византийском стиле 1789 г. Почитаемый образ: Многочтимая икона Тихвинской Божией Матери греческого письма размером в длину 1 аршин 3 вершка, в ширину 13,5 вершка, украшена серебряной с позолотою ризою в 25 фунтов. Привезена в Тару в 1594 г. первым воеводой князем Андреем Елецким. Священник-краевед М. Путинцев писал: «... Ко дню праздника Тихвинской Божией Матери (26 июня) сходится и съезжается в Тару множество народа из округов Тарского, Омского, Ишимского, Тобольского, Каинского (Томской губернии) и даже с линии Сибирских казаков. Многие иноверцы также благоговейно почитают Тарскую икону Тихвинской Божией Матери». Священники: В 1887 г. Александр Михайлович Шарапов, окончивший Сибирский кадетский корпус, 42 лет, священник с 1866 г. В 1900-м г. настоятелем был Пётр Васильевич Сафонов, 52 года, уроженец слободы Викуловой Тарского уезда, окончивший Тобольскую духовную семинарию, рукоположен 27.11.1870 г. в священники Николаевской церкви Тарского округа. 20.7.1876 г. перемещён в Богородице-Казанскую церковь г. Тары. С 01.02.1877 г. по 01.09.1889 г. заведовал: Тарским тюремным замком (до 1887 г. бесплатно), Тарским домом призрения бедных, сиропитательным домом. Был законодателем Тарских уездного училища и женской прогимназии. За заслуги в народном просвещении произведён в протоиереи, имел набедренник, скуфью, камилавку и наперсный крест и серебряную медаль в память Александра III. Псаломщик: дьякон Дмитрий Исаврович Гусев, 26 лет, служит с 1894 г. Национализация имущества: в 1921 г. В 1922 г. аренда. 28 сентября 1927 г. утверждён снос здания постановлением Сибкрайисполкома 38-116, по согласованию с органами Наркомпроса, через местные комиссии по Госфондам. Иконостас, дубовый крест, два колокола, дарохранительница, люстра и мебель были переданы в село Самсоново. Остальные вещи передали в Госфонд. Отметим, что колокола с колокольни сбрасывали, предполагая отправить их на лом. Колокол с трещиной передали в Васис. В 1933 г. церковь занята обновленцами, но из-за малочисленности они не смогли платить налоги, и церковь была закрыта.

http://sobory.ru/article/?object=37618

19 февраля 2004 года в Хиландаре произошёл страшный пожар. За ночь сгорело более двух третей построек, сохранились в основном лишь те, что были заложены ещё самим святителем Саввой. Сгорел и обширный архондарик. Приходящий в Хиландар может приложиться к иконе Божией Матери «Троеручица», может даже попасть и на трапезу, но рассчитывать на ночлег можно не всегда. Работы по восстановлению обители продолжаются: большую помощь Хиландару оказало сербское правительство и многие организации и частные лица из Греции, Сербии и других стран. В 1979 года в Хиландаре был открыт двухэтажный музей, включающий в себя экспонаты из монастырской ризницы, библиотеки и архива. Одно из главных сокровищ – царские врата, современные основателю монастыря Георгию Хиландару. Широко известна мозаичная икона Одигитрии XII века, большой интерес представляют и другие уникальные сокровища, хранящиеся в музее. Хиландару принадлежит несколько келий в районе афонской столицы Кареи. Среди них стоит выделить «Типикарницу» (в ней хранится чудотворный образ Божией Матери «Млекопитательница»), «Патерицу» (хранится посох Саввы Сербского) и келию Успения Пресвятой Богородицы, более известную как «Моливдоклисья» (она расписана мастерами критской школы в XVI веке). Совершить виртуальную экскурсию по монастырю Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Чудотворные иконы: В соборном храме справа от клироса находится посеребрённая гробница, в которой почивало нетленное и мироточивое тело преподобного Симеона – основателя монастыря, перенесённое его великим сыном в Сербию для умирения возникшей там смуты. Из этой гробницы выросла с наружной стороны храма виноградная лоза , плоды которой обладают чудесной целебной силой, особенно для бесплодных супругов. В монастыре хранится множество книг с присланными фотографиями новорождённых детей и писем от их благодарных родителей. В Хиландаре пребывает чудотворная икона Божией Матери «Троеручица» . История этого образа связана с жизнью прп. Иоанна Дамаскина – богослова, ревностного борца с иконоборческой ересью, насаждавшейся в VIII веке византийским царём Львом Исавром.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Хила...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010