- Сергиевская церковь (в честь Сергия Радонежского, при постройке Алексеевская) – восьмигранник с главой, крытой черепицей. - Успенская церковь с трапезной, украшенная двумя декоративными шатрами с главами покрытыми муравленой черепицей. - Шатровая колокольня, пристроенная к трапезной. - Надвратная церковь Андрея Первозванного.  - Корпуса монастырских келий, возведенные в XVII и перестроенные в XIX веке. - Больничный корпус, сохранивший архитектуру XVII века (первый этаж – одностолпная палата, второй этаж перекрыт сводом). - Храм св. Алексия (1821-1834 гг.), архитектор А. Леер. Был украшен четырьмя портиками по сторонам света, большой центральной главой и малыми боковыми главками (восстанавливаются - были утрачены, когда в церкви располагался планетарий). Благовещенский монастырь, 3 класса, общежительный, в Нижнем Новгороде, при соединении рек Оки и Волги, против места, занимаемого ярмаркой. Основан в начале XIII века; в 1229 году разрушен мордовским князем Пургасом и после того находился в запустении. В 1370 году иждивением святого Алексия, митрополита Московского, по вторичном возвращении его из Орды в Москву, постоен был вблизи развалин монастыря храм Благовещения и был возобновлен монастырь. В 1649 году Благовещенский храм, как соборный, был вновь перестроен; возобновлен в 1859 и 1867 годах. Построение другого соборного храма, Успенского, относится к XVI веку; по своей византийской архитектуре он представляет редкий памятник древнего зодчества. В монастыре находится замечательная по своей древности Корсунская икона Божией Матери, писанная в 993 году иеромонахом Симеоном, как видно из надписи, вычеканенной на иконе по-славянски и по-гречески; живопись на ней древневизантийская; она, как полагают, представляет собой копию со святой иконы, принесенной в 988 году святым князем Владимиром из Корсуни в Киев по преданию, хранящаяся в монастыре святая икона есть дар монастырю святого Алексия, митрополита Московского; во время опустошительных пожаров, которым подвергся монастырь в 1715, 1722 и 1767 годах, святая икона оставалась целою и невредимою. Монастырю принадлежит часовня за оградой под горой; она находится на том самом месте, где святой Алексий в одно из путешествий в Орду остановился для отдыха и утоления жажды из струившегося здесь источника; внутри этой часовни устроен бассейн с водою.

http://sobory.ru/article/?object=00566

хлеба и овса, деньгами 7 р. 20 алтын и 4 деньги, дьячку: 3 р. и 20 алтын. Между иконами, украшающими этот собор, особенно замечательна чудотворная икона Божией Матери, называемая Черниговскою, древнего Византийского стиля, с следующей надписью: " изображение чудотворнаго образа пресвятой Богородицы к монастырю Свято-Троицкому, Глебовскому, Черниговскому " . Подлинный образ, вероятно, находился в означенном монастыре. Эта икона пользуется особенным уважением не только городских, но и окрестных жителей, и ко дню празднования в честь её 16 апреля собираются весьма многие с разных мест для поклонения ей. Предание сохранило с самых отдаленных времён известие о необыкновенной помощи Божией, оказанной через эту икону жителям города. При одном нападении Литовцев, граждане не имея никаких средств к обороне, но сильные одною верою, вынесли из собора чудотворный образ Божией Матери на Поклонную гору в виду неприятелей, пораженные слепотою полки вражеские преклонились пред святой иконой, и пошли в обратный путь, не причинив никакого зла жителям. От этого происшествия и сама гора названа Поклонной. Следы присутствия Литовских полчищ сохранились до сих пор в полуразрушенных воинских станах и земляных укреплениях, на большом протяжении от города к границам Ржева и Торжца. Кроме иконы, есть в соборе замечательное по древности евангелие, напечатанное в 1688 г., в царствование Иоанна и Петра Алексеевичей, по благословению патриарха Иоакима. Кругом собора по валу устроен сад с 1838 г. По материалам книг: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России/Гос. ин-т искусствознания Федерального агентства по культуре и кинематографии. - М.: Наука, 1997.  Свод памятников истории и культуры России. Тверская область: в 6 ч. Ч. 2/отв. ред. Г.К. Смирнов. 2006. и Историко-статистическое описание Смоленской епархии. - СПб, 1864. Троицкий Собор находится в западной стороне города, внутри крепости, на Соборной горе, на высоком месте. Первая церковь Пресвятой Троицы в Белом упоминается в привиллегии Владислава IV Льву Кревзе 1634 г.

http://sobory.ru/article/?object=39466

Много чудес видел Владимир, а затем и вся русская земля от этой великой святыни. В 1164 году эта святыня сопутствовала князю Андрею в его походе на волжских болгар, делавших постоянные разорительные набеги на русскую землю. Перед решительным сражением с ними, князь Андрей, причастившись св. Таин горячо молился перед святыней, восклицая: «Всяк уповаяй на Тя, Владычице, не погибнет». Все воины также со слезами прикладывались к св. иконе, и болгары потерпели полное поражение. Тут же на поле битвы было совершено перед св. иконой благодарственное молебствие, во время которого явилось дивное знамение: в виду всего войска от св. иконы и от Животворящего Креста Господня заблистал сильный свет, озаривший всю местность. В этот же самый день и византийский император одержал блистательную победу над сарацинами, причем также со всем войском видел чудесный свет от бывшего при войске Животворящего Креста Господня и Иконы Божией Матери. По обоюдному соглашению, оба государя установили в этот день 1 августа «Празднество Всемилостивому Спасу Христу Богу нашему и Пресвятей Богородице Марии, Матери Его». При нашествии полчищ татарского хана Батыя, когда 7 февраля 1237 года Владимир подвергся страшному разорению, св. икона осталась совершенно целой и невредимой, как верный залог спасения русского народа в будущем. И действительно, когда в 1380 году решалась судьба страдавшей под татарским игом русской земли, и хан Мамай вел на русскую землю несметные полчища, князь Димитрий Донской со всем народом горячо молился перед этой святыней о спасении нашей Родины и, несомненно по внушению Божией Матери, отправился просить благословения на битву с татарами к великому почитателю Божией Матери преп. Сергию Радонежскому. Преподобный дал ему в благословение богородичную просфору, причем сказал: «Иди князь: Бог и Пресвятая Богородица тебе помогут». И замечательно, что русские встретились с татарскими полчищами в самый день праздника Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября и точно в полдень загорелся страшный бой, окончившийся победой русских, которая послужила началом избавления русского народа от тяжкой татарской неволи. («Куликовская битва»).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

на территории монастыря находилась база городского торга и гараж автоколонны. Здание закрытого храма использовали как складское помещение для хранения стеклотары. Год от года память о монастыре затухала, никто и не мечтал о его возрождении в советский период. Но после широкого празднования в стране 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. (988 г. - принятие христианства на Руси) ситуация стала постепенно меняться к лучшему. В 1989 г. Покровско-Васильевский храм был возвращен верующим. А в 1995 г. здесь вновь был учрежден Покровско-Васильевский мужской монастырь. Со второй половины 1990-х гг. начали активно восстанавливать монастырский храм, ремонтировать и возводить новые монастырские постройки, благоустраивать территорию монастыря, создали и открыли в 1992 г. воскресную школу для детей. Приехав в Покровско-Васильевский мужской монастырь, можно воздать молитву в двухэтажном Покровско-Васильевском храме, построенном во второй половине XIX в. в русско-византийском стиле с использованием элементов древнерусского зодчества XVII в. В нем, как и прежде, нижний храм посвящен Василию Исповеднику (1874 г.), а верхний — Покрову Пресвятой Богородицы (1895 г.). В верхнем храме Покрова Пресвятой Богородицы имеются приделы — святой мученицы Акилины и Всех Святых (1911 г.). В крипте Покровско-Васильевского храма покоятся мощи святого праведного старца — Василия Павлово-Посадского. Хотя к началу XXI в. в монастыре жили около 10 человек братии (8 человек в 2000 г.), работы в обители проведены и проводятся ощутимые: поднялись братские корпуса, построены келейный корпус, ограда, просфорня, бо¬гадельня, новое здание воскресной школы. В 1994 г. по¬строили и открыли привратный храм во имя преподоб¬ного Андрея Рублева. В монастыре работают реставрационная и пошивочная мастерские, есть подсобное хозяйство, пасека; братия обрабатывает свои 2 га земли. Книга «Монастыри Подмосковья», Глушкова В.Г., 2008 г., г.Москва «Издательство Вече-2000» Комментарии и обсуждение Покровский-Васильевский монастырь, общежительный, в Павловском посаде, Богородского уезда. Учрежден в 1902 году из женской общины, открытой в 1894 году на месте благотворительного женского общежития, устроенного в 1885 году. В 1895 году освящен вновь сооруженный в византийском стиле соборный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. При монастыре приют для бедных детей. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Трапезная и колокольня построены в 1907-1910 гг. по проекту архитектора В.П.Десятова 29 мая 2014. Среди монастырских святынь: храмовая икона Покрова Божией Матери. Более 100 частиц мощей Киево-Печерских святых. Частица мощей свт. Иннокентия, епикопа Пензенского. Икона свт.Пантелеймона Целителя. Кирилл Аминов 25 февраля 2015 г. 25 февраля 2015. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=04620

Во Владимирской иконе Богородица изображена с Богомладенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. В греческом искусстве данный иконографический тип именовался чаще Гликофилуса (греч. сладко любящая), что иногда переводят как Сладколобзающая или Сладкое лобзанье. В рассматриваемой нами иконе к древнейшей живописи XII века относятся лики Богоматери и Богомладенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Богомладенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Богомладенца, а также остатки золотого фона. Эти немногочисленные сохранившиеся фрагменты представляют собой высокий образец константинопольской школы живописи комниновского периода. Здесь нет свойственной времени нарочитой графичности, напротив, линия в этом образе нигде не противопоставляется объему. Главное средство художественной выразительности построено на соединении нечувственных плавей, придающих поверхности впечатление нерукотворности, с геометрически чистой, зримо выстроенной линией. В 1155 году князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный, по преданию, евангелистом Лукой. Икона Владимирской Богоматери была помещена в Успенский собор князем Андреем В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Исполняя повеление, позже князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование, по преданию, в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/07/...

Икона Божией Матери «Знамение». Кон. XVI в. Собрание П.Д. Корина Руки Богородицы воздеты к небу, они распахнуты навстречу Тому, Кто выше всей вселенной, и в то же время они благословляют молящихся. Это очень древний молитвенный жест: по свидетельству Тертуллиана, руки христианами его времени воздевались и распростирались, «подражая страсти Господней» . Молитвенно воздетые руки Богородицы означают также заступничество за людей пред Богом. Надпись на одной из византийских печатей начала XIII века гласит: «Простирая Свои руки и принося заступничество Свое всей вселенной, дай и мне Свой покров, о Пречистая, для того, что я должен совершить» . С руками, воздетыми к небу, молился и Моисей во время битвы израильтян с амаликитянами: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной стороны, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца» (Исх. 17: 11–12). Здесь наглядно подтверждается значение всей психофизической стороны моления: мало произносить слова в сердце, не последнюю роль играет поза молящегося и его жесты. Обратим также внимание на тему света и благодати, сопровождающую этот жест. Имя «Аарон» переводится как «гора света», «Ор» – «свет». А руки самого Моисея были «подняты до захождения солнца», то есть руки, поддерживаемые «светами», протягивались к Свету и получали благодать Божию. Точно так же во время литургии перед престолом протягивает руки священник, возглашая: «Горе имеем сердца». Потому можно говорить о каноничности данного жеста, издревле применяемого в литургии, о своеобразной связи через этот жест Ветхого и Нового Заветов. Богоматерь «Великая Панагия». Ок. 1224 г. ГТГ То же самое заложено в иконографии Богородичного образа «Знамение». И здесь мы видим исполнение Ветхого Завета в Новом. Богомладенец в изобразительном отношении условно, но извечно рождается в мир на его спасение.

http://pravoslavie.ru/3829.html

Наиболее почитались в храме Белостокская икона Божией Матери и икона свт. Николая. В память Императора Николая I серебряную ризу на Белостокскую икону устроил зимой 1854–1855 лейб-гвардии Преображенский полк, а на храмовый образ — в 1877–1878 расквартированная в городе 26-я артиллерийская бригада. В соборе молились Императоры Александр I и 25 августа 1897 — Николай II. Действовало Братство Божией Матери «Всех скорбящих радости». Сравнительно небольшой храм стал со временем тесен для прихожан и находившихся в городе воинских частей, и поэтому с конца XIX века стал обсуждаться вопрос о постройке нового Воскресенского собора. По ходатайству архиепископа Литовского и Виленского Иувеналия (Половцева) для него был бесплатно предоставлен казенный плац. По ряду причин, в том числе из-за нехватки средств (первоначальная смета составляла 114 133 руб.), гродненский губернский архитектор И. К. Плотников только в 1905 составил проект храма в «московско-ярославском» стиле. Этот проект не был реализован. Строительство началось после одобрения в 1911 нового проекта, с элементами византийского и древнерусского зодчества, принадлежавшего К. П. Донцову, младшему архитектору губернского правления. За несколько дней до прихода в 1915 немецких войск величественный пятиглавый собор с колокольней был вчерне закончен, но после войны польские власти отобрали его у православных. Целых 13 лет прихожане требовали вернуть здание, которое постепенно разрушалось. Соборную площадь в дни праздников отдавали под балаганы, а купола использовали для устройства аттракционов. «Дивный, очень большого размера храм, на просторной площади посреди города, стоит ныне, обросший травами по карнизам, а на одном из куполов — вздымается береза», только «золоченые кресты на куполах... сияют в лучах солнца, как новые», — так выглядело в 1937 здание. По предписанию Белостокского воеводы от 12 апреля 1938 г. собор был взорван и на его месте (ул. Сенкевича) выстроено доныне существующее здание полицейской комендатуры. Судьба Воскресенского собора — не исключение. Уже в начале 1920-х были закрыты, а затем перестроены под костелы или уничтожены все воинские храмы Белостока: Успенский — 64-го Казанского пехотного полка (после 1902, ныне костел на ул. Траугутта), Никольский — 4-го Мариупольского гусарского полка (деревянный, в 1897 перестроен из бывшего царского павильона), свв. Захарии и Елисаветы — 4-го Харьковского уланского полка (1911), а также домовые церкви при мужской гимназии и реальном училище. На Кавалерийской ул. сохранилась лишь перестроенная бывшая полковая церковь прп. Серафима Саровского.

http://sobory.ru/article/?object=30480

Постройка двухэтажного пятиглавого монастырского собора в русско-византийском стиле была завершена в 1861 году. В соборе Воскресения Христова было пять престолов: главный - в честь Воскресения Христова; правый - во имя Успения Божией Матери; левый - во имя Архистратига Михаила и прочих небесных сил; на хорах левый - во имя Святителя Николая и правый - во имя Всех Святых. В 1874-1875 годах в подвальном помещении собора по проекту Г.И. Карпова был выстроен еще один придел, освященный в честь святых Феодосия Печерского и Григория Неокесарийского. Величественный Воскресенский собор поражал современников своим благолепием. Росписи собора были исполнены монастырскими живописцами. Образа в храме также написаны монахинями обители. Предалтарный иконостас в пять ярусов был устроен полукругом; по бокам, где находились местные иконы Спасителя и Божией Матери, он имел четыре яруса, остальные части - трехъярусные. В приделе Успения Пресвятой Богородицы находился образ Смоленской Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы), писанный игуменьей Феофанией и считавшийся чудотворным. После кончины игуменьи Феофании сестры основанного ею монастыря сделали на эту икону позлащенную ризу с надписью в память и поминовение игуменьи Феофании. Собор был закрыт 10 июня 1932 года. Горизонтальные корпуса братских келий, протянувшихся вдоль Московского тракта, прерывались двумя расположенными на втором этаже домовыми церквами с пятью малыми главами и шатровыми колокольнями. Живописно смотрелась келейная церковь Ватопедской (Афонской ) Божией Матери (1850-1854 гг.) справа от главного собора, в игуменском корпусе. Закладка храма произошла 10 июля 1850 года, а 28 июля 1854 года церковь была освящена митрополитом Никанором в присутствии дочери Николая I Великой княжны Марии Николаевны. Пять куполов церкви со звонницей по высоте были значительно ниже церкви Воскресенья Христова. Автором иконостаса церкви был придворный архитектор А. И. Штакеншнейдер. Список Ватопедской иконы " Отрада и Утешение " был прислан на благословение вновь созидаемой женской обители старцем Серафимом Святогорцем из русского Пантелеймоновского монастыря на Святой Горе Афон. К сожалению, как и большинство ценностей монастыря, в советское время икона исчезла, хотя о ней есть сведения до 80-х годов. Рядом с церковью находились митрополичьи покои, поэтому церковь иногда называли Митрополичьей. Храм был закрыт последним в монастыре – в апреле 1938 года, а с 1928 года он считался митрополичьим.

http://sobory.ru/article/?object=00752

Уникальный интерьер храма Всех Русских Святых создавался с 1998 года. По проекту м. Анны Прокофьевой был установлен иконостас, изготовленный в Греции господином Пантелеимоном Аманитидисом и подаренный господином Илиасом Гицисом. Греческий иконостас был дополнен антаблементом византийской резьбы и дорическими колоннами, выполненными Алексеем Курочкиным. На благоукрашение храма господином Гицисом были пожертвованы греческие паникадила, эпитафия для плащеницы, надпрестольная резная сень, подсвечники, проскинитарии, аналогии и стасидии. В 2002 году в храме были устроены керамические полы с византийской мозаикой, традиционные для русской деревянной архитектуры. Большинство икон храма, написанных Анной Прокофьевой, выполнено в византийской традиции: иконы иконостаса — Спаситель, Песчанская икона Божией Матери, архангелы Михаил и Гавриил, Царские врата с Благовещением, иконы для плащениц Спасителя и Божией Матери и другие храмовые иконы. Бисерная катапетасма с херувимом, плащаница Божией Матери, хоругви со Спасителем и Божией Матерью были вышиты Ольгой Шардаковой. С византийским убранством храма гармонично сочетаются песнопения, исполняемые за богослужением, которые также принадлежат византийской традиции (регент хора — София Тутолмина). Псаломщица и катехизатор — Анна Иванова. На протяжении многих лет храмовая территория благоукрашается цветами и деревьями под руководством Нелли Шарафутдиновой. матушки Анны Прокофьевой и вдохновенными трудами певчей храма Веры Петровой. Современное состояние [ править править код ] При храме действует Воскресная школа, ведется работа с молодежью. Престольные праздники [ править править код ] Собор Всех Святых, в земле Российской просиявших - 2-е вос­кре­се­нье по­сле празд­ни­ка Пя­ти­де­сят­ни­цы Как добраться [ править править код ] Адрес: 188730, Ленинградская обл., Приозерский р-н, пос. Сосново, Церковный пер., д. 1. Проезд: с Финляндского вокзала до ст. «Сосново». Телефон: 8 (813) 7938323 Электронная почта: gorlitza@mail.ru Паломнику [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Всех_Русс...

Время княжения Ярослава Мудрого и Ирины — период высшего подъема Киевской Руси. Ярослав замыслил устроить стольный Киев как «град Божий» — земное отражение Небесного Иерусалима (Откр. 2.10). Центром Киева стал храм Софии — Премудрости Божией. Вход в град Премудрости Божией осуществлялся через Золотые Ворога, над которыми был воздвигнут храм Благовещения. Недавние язычники глубоко почитали Пресвятую Деву как Храм Премудрости Божией. Поэтому храмовым праздником в Киевском соборе святой Софии стал день Рождества Пресвятой Богородицы. В 1046 г. греческая царевна Анна, выходя замуж за сына Ярослава и Ирины Всеволода, принесла в Киев чудотворную икону Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы) — благословение Пресвятой Богородицы Русскому государству. Духовное значение этого образа для христианской Руси выражают слова акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, Царствия нерушимая стено!» Эта икона получила впоследствии имя «Смоленской». В 1051 г. пришел в Киев с Афона преподобный Антоний Печерский — основатель Киево-Печерского монастыря. Через него Божия Матерь благословила Киев как Свой Третий Вселенский Жребий. Ярослав Мудрый стремился сделать Русь органичной частью вселенского христианства. Храмы строились по всей Русской земле. Греческие певцы научили русских православному церковному пению. При Ярославе был составлен первый на Руси свод законов «Русская Правда», появилась «Кормчая» — перевод византийского Номоканона. Ярослав собрал книги и рукописи, которые переводились с греческого на славянский. Для распространения грамотности он повелел духовенству обучать детей, а в Новгороде устроил училище. В кратчайший срок киевские книжники освоили громадные литературные богатства Византии. Столь же стремительно происходило усвоение образцов византийского искусства — архитектуры, живописи. Не менее важным для судьбы Руси стало вхождение в Кирилло — Мефодиевское наследство. «Летит бо ныне словеньско племя», — так пророчески указал святой Кирилл рост значения славянских народов. Из Болгарии, имевшей богатейшую христианскую литературу, Русь получила огромное количество книг, а главное — богослужебные книги на близком и понятном языке.

http://pravicon.com/info-1778

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010