Крестные ходы из Кремля, в которых участвует чудотворная икона Владимирской Божией Матери, совершаются в Сретенский монастырь 26 августа и 23 июня. Последний крестный ход установлен в 1472 году великим князем Иоанном III в память избавления Москвы от нашествия татарского царя Ахмата и избавления России от татарского ига. Теперь скажем несколько слов о теперешнем состоянии Сретенского монастыря. Сретенский монастырь по своему расположению значительно отличается от прочих московских обителей, так как почти со всех сторон окружен владениями частных лиц. Со стороны Сретенки, как видно на приложенном рисунке, находятся: колокольня со святыми воротами под нею, устроенная вначале прошлого столетия, и рядом с нею, по направлению к востоку, храм во имя святителя Николая Чудотворца. Невысокая каменная ограда ограждает обитель от владений разных лиц. Посреди монастыря находится соборная церковь во имя Владимирской Божией Матери, представляющая прекрасный образец церковного зодчества второй половины XVII столетия. О времени ее построения свидетельствует следующая надпись, находящаяся на паперти в стене: «Божией милостью, повелением государя нашего царя и великого князя Феодора Алексеевича всея России и по благословению святейшего Иоакима, патриарха Московского, построена сия соборная церковь в лето 1679, августа в 24-й день, и освящена в том же году патриархом Московским Иоакимом». Храм этот квадратной формы, длиною и шириною около 12 саженей, увенчан пятью куполами с древними крестами. К восточной части его пристроен алтарь, разделенный на три части. Роскошный вызолоченный иконостас о нескольких ярусах в византийском стиле устроен в 40-х годах нынешнего столетия; святые иконы современны построению собора, а некоторые из них и гораздо древнее. По левую сторону царских врат находится древнейшая икона Владимирской Божией Матери, современная основанию обители. Она украшена дорогой серебряной вызолоченной ризою и драгоценными камнями и перед нею теплятся всегда лампады. Икона эта глубоко чтится окрестными жителями, и перед нею в положенные дни совершаются после литургии молебствия.

http://pravoslavie.ru/32868.html

По передаче этого костела в Православное ведомство, инженеры думали было придать ему и вид византийский, как более соответствующий характеру православных церквей, но попытки их в этом направлении ограничились лишь тем, что они сняли крышу, заменив ее новою, а глав им устроить не удалось, так как для этого потребовалось бы снять обе башни, что не разрешено вероятно в видах сохранения исторического памятника. И таким образом настоящий военный крепостной собор в Двинске, по внешнему своему виду, остается римско-католическим костелом. Внутри крепостной собор поражает посетителей своею колоссальною поместительностью и высотою, обилием света и изящною отделкою орнаментов; 8 великолепных колонн коринфского стиля, в нижней части которых зиждутся на пьедесталах еще по 4 малых колоннок, придают собору еще более грандиозный колорит; прекрасно устроенные хоры и горнее место, представляющее собою вид часовни с портиками и с 4-мя искусно украшенными колоннами вверху и внизу, добавляют красоту храма Инициатива блестящей внутренней реставрации собора всецело принадлежит Государю Императору Николаю I, который из собственных своих средств пожертвовал на это дело 10.000 рублей. Самый иконостас собора построен по плану, одобренному Его Величеством, и при том же на его личный капитал. Главный престол собора освящен Рождеству Господа Нашего Иисуса Христа, а боковой, в приделе - Покрову Божией Матери. Собор имеет у себя достопримечательную святыню - чудотворный образ Владимирской Божией Матери в массивной серебряной, богато вызолочен, в ризе и киоте, работы По штату при соборе положены: настоятель - протоиерей, один священник, диакон и три псаломщика. Квартиры для причта натурою. К собору приписаны церкви: крепостная кладбищенская, интендантская и церковь Двинского лагерного артиллерийского сбора. При соборе - церковно-приходская школа. Об иконе оставлено следующее письменное свидетельство: в 1829 году, во время Турецкой кампании Саперный батальон был экстренно вызван из крепости и перед выступлением своим он передал батальонную икону Владимирской Божией Матери, которой ежегодно праздновал, в Двинский крепостной собор. В Двинск Саперный батальон снова не возвращался, и с тех пор, т.е. с 1829 года, эта икона сделалась достоянием собора. Особо чтимой икона сия стала в 40-х годах прошлого столетия, когда в Двинске свирепствовала сильная холера, унося ежедневно целыми десятками свои жертвы. Православные и католики со слезами на глазах и с сокрушением в сердце стали притекать к Богородице с молитвами. Эпидемия с каждым днем стала уменьшаться и в скором времени совсем прекратилась. С тех пор Владимирская икона Богоматери и становится особо чтимой иконой как среди православных, так и среди католиков. В память великого чуда милости Божией, явленной над отечеством Нашим 17 октября 1888 года при крушении царского поезда, пред этой иконой установлено с 1889 года чтение акафиста ежедневно по понедельникам в 11 часов дня.

http://sobory.ru/article/?object=40814

В XV столетии известный храм «Живоносного источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню. Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с Пасхальным крестным ходом. Иконографически образ Божией Матери «Живоносныи Источник» связан с древним византийским изображением типа «Никопея Кириотисса» — «Владычица Победодательница». Первоначально образ Богородицы именуемый «Живоносный Источник» распространялся в списках без изображения источника. Затем в композицию была включена чаша (фиала). В более поздние времена стали изображать на иконе также водоем и фонтан. Образ Божией Матери «Никопеи Кириотиссы» в свою очередь восходит к одному из первоначальных Богородичных изображений — «Знамению». Одно из древних изображений, напоминающих образ Божией Матери «Живоносный Источник», относится к концу XIII — началу XIV веков. На глиняном блюде, найденном в Крыму, Божия Матерь изображена в чаше в образе Оранты, с воздетыми в молитве руками. Изображение Богоматери «Живоносный Источник» середины XIV века описывает церковный историк Никифор Каллист, составитель службы этой иконе и синаксаря. Он повествует, что в середине фиалы, похожей на крещенскую купель, установленной над источником, была изображена Богоматерь с Младенцем Христом на лоне. Иногда такая икона называется «Живоносная Источница», иногда — «Живоприемный Источник» и даже просто «Источная». Богоматерь есть Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос, Путь, Истина, Сама Жизнь. Изображение «Живоносного Источника», относящееся к 1-й половине XV века, находится на Святой Горе Афон. Здесь, в нарфике придела во имя великомученика Георгия Победоносца в монастыре святого Павла, находится фреска письма Андроника Византийца. Образ Божией Матери с благословляющим Младенцем представлен в широкой фиале. По сторонам читается надпись по-гречески: «Живоносный Источник».

http://patriarchia.ru/db/text/613717.htm...

Из книги: Михайлов К. Поруганная слава. М.: Яуза, Эксмо, 2007. сс.229-233. Деревянная часовня у Калужских ворот (Житная, 18) была воздвигнута в 1627 г. рядом со слободой стрелков-пищальщиков, охранявших Василия III. Красивая церковь Казанской Богоматери «на Житном дворе» (где хранились запасы зерна) известна на этом месте с 1701 г. (первый каменный храм относится к 1694 г.). В 1876 г. церковь заново отстроили из белого мрамора в «византийском» стиле. Постройка приурочена к победе в русско-турецкой войне. В 1927 г. храм был закрыт. В 1933 г. колокольню и ограду разрушили. В обезглавленном храме разместился Горный музей, а позже - кинотеатр «Авангард». В 1930-х гг. частично снесли соседнюю старую застройку и палисадники в округе. В 1972 г., перед приездом в столицу президента США Ричарда Никсона власти быстро расчищали маршрут следования почетного гостя от «непрезентабельной» московской старины. Так погибла бывшая Казанская церковь, расположенная около предполагаемой трассы следования кортежа американского президента. Ее взорвали, несмотря на все протесты москвичей. Вместе с ней окончательно снесли и историческую малоэтажную застройку рядом с площадью. В 1977-1978 гг. на месте снесенного храма было построено здание для МВД СССР. В 1999-2000 гг. на месте снесенной церкви был сооружен новый храм-часовня Казанской иконы Божией Матери, «памяти погибших защитников правопорядка» (арх. В. Шубина, А. Куринный; скульпт. А. Бичуков). На Житном дворе находилась церковь Казанской иконы Божией Матери, здание ее до 1970-х годов находилось на Октябрьской площади. История церкви уходит в XVII век. Здесь была сначала построена деревянная церковь во имя святителя Николая. Заказчиками строительства были стрельцы, чьи слободы находились неподалеку. Деревянная Никольская церковь была построена в 1660 году и часто называлась Казанской, так как в ней находился местночтимый список с Казанской иконы Божией Матери. Эта икона после событий Смутного времени была очень почитаема москвичами, а стрельцами особенно. В 1686 году к деревянной Никольской церкви пристроили придел Казанской иконы Божией Матери. В 1690-е годы был построен каменный храм с главным престолом Казанской иконы Божией Матери и приделами святителя Николая и Введения во храм Пресвятой Богородицы. После того как сюда перевели Житный двор, церковь стали называть Казанской, что на Житном дворе у Калужских ворот.

http://sobory.ru/article/?object=34814

В 1863 г. мон-рь монахов-паулинов стал местом собраний мятежников во время Польского восстания и распоряжением российского правительства был упразднен (богослужения в костеле продолжали совершать); за агитацию перехода в католичество в период очищения униат. обряда (1865-1875) костел был передан православным. Была возвращена также Л. и., явленная «для ободрения и утешения тамошним православным» ( Петров. 1887. С. 118). 25 апр. 1884 г. при леснинском храме была учреждена Свято-Богородицкая жен. община, преобразованная в авг. 1889 г. в Леснинский Богородицкий женский мон-рь Бывший костел перестроили и освятили в честь Воздвижения Креста Господня, поставили низкий 2-ярусный иконостас, к-рый не скрывал чудотворную икону, находившуюся в алтаре на Горнем месте (очевидно, местоположение Л. и., а также ее убранство, сложившиеся при паулинах, были сохранены). Она помещалась «в высокой, двухсаженной нише, имеющей вид католического алтаря, с колоннами по бокам», ниша была украшена «двумя большими золоченными херувимами и множеством различных золотых и серебряных привесок» ( Поселянин. Е. Богоматерь. С. 593). Икона представляет собой каменную пластину овальной формы темно-пурпурного (гематитового) цвета, на которой в невысоком рельефе вырезан образ Божией Матери с Младенцем на правой руке (тип «Одигитрия»). Фон средника неровный, края овального поля гладкие. По типологии Л. и. восходит к произведениям белорусской мелкой пластики XV в., одним из самых известных примеров является Жировицкая икона Божией Матери . Однако в отличие от других таких икон, подобных камеям или нагрудным образкам, Л. и. имеет значительно большие размеры (ок. 40 см в высоту). Лики хорошо сохранились, они проработаны четкими уверенными линиями и не утратили пластичность при попытке передать в плоском рельефе объем с помощью легкой асимметрии. Характерными чертами (гл. обр. в лике Богоматери) являются укороченный нос, припухшие веки, рисунок губ - Л. и. близка к произведениям белорус. иконописи сер. XVI в., которая еще сохраняла узнаваемость византийских образцов, но осваивала и средства западноевроп. живописи.

http://pravenc.ru/text/2463593.html

К Шелонской битве икона Старорусской Божией Матери имеет самое прямое отношение. Интересна и предыстория, как она попала на Русь. По преданию, ее написал евангелист Лука, и со временем она оказалась в Константинополе. Ее почитали не только византийцы, но и все христиане, в том числе новокрещеные русские. По размерам она была самой большой в мире – высота ее 3 аршина 12 вершков, это примерно 280 сантиметров. Вероятно, и сейчас такой нигде нет. Когда в Византии вспыхнули иконоборческие гонения, икону переправили через Черное море в Ольвиополь, близ нынешнего Херсона. В 1470 году Ольвиополю стали угрожать турки. Это был последний оплот Византийской империи, Константинополь к тому времени уже двадцать лет как был завоеван мусульманами. Чтобы спасти святыню от поругания, византийцы отдали образ киевскому князю Михаилу Олельковичу, который как раз вел военные действия у Южного Буга. Интересно, что греки просили его переправить икону на Русский Север, поскольку оттуда в Ольвиополь часто приезжали богомольцы, почитавшие образ. И Господь так судил, что через малое время новгородцы пригласили Михаила Олельковича к себе княжить. Он пришел туда вместе с иконой – несколько десятков дружинников несли ее на огромных носилках. Потом ее переправили в Старую Руссу – ровно за полгода до Шелонской битвы. Великого князя Иоанна III весть о победе застала в Яжелбицах. 24 июля он прибыл в Руссу и повелел отсечь головы нескольким «крамольникам». Среди казненных в Руссе было два посадника: сын Марфы Борецкой Дмитрий Исакович и Василий Губа Селезнев. Посадник Василий Казимир и с ним 50 «товарищов» были отправлены в Коломну. 11 августа в Коростынь выехал из Новгорода архиепископ Феофил с посольством для заключения мира с Великим князем. Послы били челом Ивану III и клялись ему от имени мужей новгородских: «Княжение держати честно и грозно, без обиды. А за короля и за великого князя Литовского... не отдатися никоторою хитростью». Иван III взял откуп – 16500 рублей. По описанию очевидца и участника перенесения чудотворной иконы Старорусской Божией Матери из Тихвина в 1888 г. отмечено: вечером 14 сентября икона была внесена в Успенскую церковь с. Коростынь. Здесь служили при великом стечении народа молебен. Наутро 15 сентября была отслужена Божественная литургия. После совершения напутственного молебна в сопровождении Коростынского крестного хода икона продолжила свой путь в г. Старая Русса. Возможно, стараниями прихожан Успенской церкви в честь знаменательного события был приобретен список со Старорусской Божией Матери, с теми же особенностями, которые мы знаем по списку иконы в Георгиевской церкви Старой Руссы («Взыгрался Младенец»).

http://pravicon.com/image-24032

В монастыре Никорцминдекском, в Имеретии, на триптихе византийской работы, резном на кости, отличного стиля и хорошей техники XI в., по среднему тяблу резано Успение Божией Матери без апокрифического Афония 25 . В церкви Куцхери, в Мингрелии, в 15 вёрстах от Зугдиди, на золотом с эмалью складне иконы Богоматери изображено Успение уже с двумя апостолами, несомыми к смертному одру Богоматери: «В Успении Богородица лежит на одре, прикрытом зелёным покровом: Христос обеими руками принимает душу Матери: два ангела слетают плача: апостолы теснятся в двух группах у изголовья и ног. Пётр кадит, Павел молится. По сторонам Успения апокрифические сцены: ангел несёт апостола Иоанна из Эдессы в Иерусалим к смертному одру Богородицы; ангел уносит другого апостола в Иерусалим; обе сцены окутаны облаками, и фигуры видим только по колени». По мнению проф. Кондакова, икона относится ко второй половине XI в. 26 Перевод этот заслуживает полного внимания. Одна из древнейших икон в России – икона Успения в Киево-Печерской лавре, полученная, по преданию, в благословение этой обители от Божией Матери во Влахерне, в 1073 г., писана древней греческой живописью, на кипарисной доске, шириной в 9, а вышиной в 6 вершков. «На ней изображена Божия Матерь, почивающая на одре: пред одром изображено стоящее Евангелие (покрывающее отверстие во внутренность иконы, где, по сказанию Печерского Патерика, заключались св. мощи известных сегодня мучеников, положенные в основание первоначальной Печерской церкви); при главе Богоматери стоят шесть апостолов, из коих Пётр изображён с кадилом в руках, при ногах же Её изображено пять апостолов, а Павел представлен с левой стороны особо, припадающим к Её мощам. Посредине одра, с левой стороны, изображён Спаситель, держащий в пеленах душу Её, а около главы Его представлены два крылатых ангела, держащие убрусы». Когда на иконах Успения появилась подробность, – ангел отсекает руки жидовину Авфонии, пытавшемуся ниспровергнуть гроб Богоматери, – проф. Покровский говорит: «Подробность эта появляется в русских памятниках сравнительно в позднее время, в древнейших же изображениях Успения Богоматери (Киево-Печерская икона) её нет» 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Обретение первой российской (Крестогорской) «Млекопитательницы» относят к 1650 г. Она была обнаружена на высоком дереве в урочище Крестогорск в 20 верстах от Минска. На месте ее явления был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором она и была помещена над царскими вратами. Чтобы верующие могли к ней приложиться, был устроен особый механизм для спуска иконы вниз. Осталось много преданий о чудотворной силе этой иконы, упоминают, в частности, что она спасала людей во время нашествия шведов.... В середине XIX в. прославился еще один список «Млекопитательницы», привезенный в Россию схимонахом Ильинского скита на Афоне Игнатием. Он был послан в Россию для сбора пожертвований и был благословлен в путь этой иконой. В Харькове от нее было явлено первое чудо — у столяра, поправлявшего киот иконы без должного благоговения, отнялись руки. Покаянные молитвы у привезенного образа принесли ему исцеление, и за этим первым чудом последовало и множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве… С Ильинским же скитом связывают происхождение известных икон Божией Матери «Млекопитательница», находящихся в Москве и Одессе. Настоятель скита Гавриил, причисленный ныне к лику святых, преподнес в 1894 г. список «Млекопитательницы» афонской работы «в дар и благословение в храм Богоявления, что на Елоховом поле» в память о двухмесячном пребывания «в оном храме» чудотворного образа из Ильинского скита. В 1894–1896 гг. архимандрит Гавриил возвел на Ильинском подворье в Одессе великолепный трехпрестольный храм в византийском стиле. Главный престол в нем был освящен во имя чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница». В храме помимо других святынь была помещена и привезенная с Афона икона Божией Матери «Млекопитательница». Сегодня она находится в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре. На рамке ее укреплены редчайшие святыни: часть ризы Христа Спасителя и часть хитона Пресвятой Богородицы. В построенном архимандритом Гавриилом Свято-Ильинском соборе пребывает теперь другой, более поздний список иконы «Млекопитательница». В недавние времена была обретена и аналойная икона Божией Матери «Млекопитательница» с надписью на обратной стороне самого преподобного Гавриила Афонского…

http://isihazm.ru/?id=486&c_pid=1

Архимандрит отпустил икону на лодке рекой Десной со священником. Во время плавания, провожавшие св. икону должны были ночевать на берегу реки Свены. Когда встали поутру, то не нашли иконы в лодке, а увидели, что на горе против реки Свины, или Свены, стоит она на дубу между ветвями. Об этом чудесном явлении, от которого икона получила название Свенской, возвестили князю Роману. Он поспешил отправиться пешком туда, где стояла икона, и во всё время пути с сокрушением сердца и со слезами молился Пресвятой Богородице словами: «О Премилосердая Владычице Богородице, Мати Христа Бога нашего! Дай ми, Госпоже, чтобы прозреть очами и узреть свет и Твой чудотворный образ!» и обещал построить храм и обитель. В ту же минуту князь узрел пред собой тропинку и велел поставить тут крест. Когда пришли к дереву, где стояла икона, опять молился. В это время он стал видеть ещё лучше, увидел икону и велел снять её с дерева. Икону снял епископ, и все с благоговением лобызали её. Был отслужен молебен, после чего сам князь со всем народом стал рубить деревья, и вскоре общими трудами был сооружён храм во имя Успения Богоматери. Князь скоро устроил тут и монастырь и щедро одарил его деньгами, а чудотворную икону украсил золотом и серебром; и тогда же, в память явления иконы на реке Свене, установлен был праздник 3 мая. Дерево, на котором стояла икона, употреблено было для икон и других предметов храма. Заступлением Божией Матери по молитвам пред Её Свенской иконой не один раз получал защиту Брянск от нашествия врагов. В 1812 г., когда полчища французов стремились к Брянску, жители сего города и его окрестностей совершили крестный ход вокруг города с чудотворной иконой, и вскоре получено было известие, что неприятельские войска, направленные на Брянск, возвращены назад. Тогда, в благодарность за это избавление, жители Брянска в 1815 г. устроили на Свенскую икону золотую ризу с венцами, и тогда же был установлен крестный ход ежегодно вокруг города со святой иконой 17 августа. Свенской иконой совершено много исцелений. Жители Брянска очень чтут её и во всех важных случаях своей жизни усердно молятся пред нею. Она писана преподобным Киево-Печерским Алипием, который учился иконописанию у византийских живописцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Более подробно об истории Рогожской слободы - духовного и административного центра РПСЦ - можно прочитать в статье Д.А. Урушева " У Рогожской заставы " и книге Макарова " Очерк истории Рогожского кладбища в Москве " . Храм в стиле русского классицизма, увенчанный ротондой с куполом и крестом, с желтой окраской; выстроенный в 1790-1792 годах по проекту выдающегося зодчего М.Ф. Казакова, имеет приделы: во имя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Высота купола 43 метра. Внутри храм расписан палехскими мастерами, трудившимися над фресками более 10 лет. Основными и главными святынями храма являются иконы. В храме собрано более 1500 икон древнего византийскаго письма различных школ живописи, существовавших на Руси в период XV-XVIII вв. В пятиярусном иконостасе собора находятся 318 икон, подобранных и пожертвованных из различных храмов и моленных, а также из личных собраний старообрядцев. Справа от царских врат в нижнем ярусе находится икона с поясным изображением Спасителя из Деисусного чина XV в. школы Андрея Рублева. Своеобразно «визитной карточкой» храма является уникальное по размерам для той эпохи паникадило весом 3 тонны (бронза, серебро, золото), которое освещается восковыми свечами по двунадесятым и иным великим праздничным богослужениям. Не менее уникальна деревянная лестница, которой, как и храму, 213 лет. По краям несущих столбов храма располагаются церковные знамена - хоругви - дар старообрядческих общин Рогожской общине в ознаменование распечания свв. алтарей в 1905 году. В храме находится местночтимая икона Тихвинской Божией Матери. По сложившейся традиции к этой иконе прикладываются перед таинством причащения. Слева за стеклом находятся наиболее древний иконы нашего храма: св. Парасковия Пятница XIV в. Новгородских писем. В Покровском храме почти нет икон, которые были написаны специально для него. В основном иконы были пожертвованы благочестивыми прихожанами, попечителями храма. В разные годы попечителями были купцы Рябушинские, пожертвовавшие немало древних образов храму, среди которых икона с «оглавным» изображением Спаса Эммануила - школы Андрея Рублева XV в. Даром одного из известнейших меценатов середины XIX в. Козьмы Терентьевича Солдатенкова являются иконы Строгановской школы живописи XVII в. Среди авторов икон знаменитый царский иконописец Никита Павловец, принятый в Оружейную палату в 1668г. Здесь его икона с поясным изображением св. Николы чудотворца, а также миниатюра с житием преп. Сергия Радонежского. Не менее известен иконописец той же Оружейной палаты Прокопий Чирин. Здесь его иконы Спаситель на престоле с припадающими Макарием Исповедником и св. муч. Иоанном-мучеником и Богоматерь с предстоящими св. Григорием Богословом и св. муч. Никитой воином.

http://sobory.ru/article/?object=03402

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010