Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИАНЕ [базилиане; лат. basiliani], общее название для неск. католич., гл. обр. униатских, монашеских орденов визант. обряда, к-рые в своей деятельности руководствуются одним из древнейших уставов - уставом свт. Василия Великого . Одно из важных направлений деятельности В.- развитие отношений с вост. христианством. В наст. время в католич. Церкви канонически признаны василианский орден Италии, или Гроттаферрата (итало-албан. обряда), василианский орден св. Иосафата (укр. и румын. обрядов), а также василианский орден мелькитов Св. Спасителя, василианский орден мелькитов св. Иоанна Крестителя (шувайритов) и василианский орден мелькитов из Алеппо (Халеба) (мелькитского обряда). В средние века Название «В.» использовалось в Зап. Европе для обозначения всех вост. монахов, к-рые руководствовались общежительным уставом свт. Василия Великого. Наименование «Ordo S. Basilii» вошло в употребление в рим. папской канцелярии в XIII в. применительно к греч. мон-рям Юж. Италии и Сицилии, попавшим в орбиту влияния Рима в течение норманнского периода южно-итал. истории. Сами монахи никогда не называли себя «В.» Из 369 актов, опубликованных Ф. Тринкерой, имеется только одно упоминание в акте, происходящем из еп-ства Локри (Калабрия) от 27 авг. 1101 г.,- «τς τξεως το γου Βασιλου» (чина св. Василия) (Syllabus graecarum membranarum/Ed. F. Trinchera. Napoli, 1865. P. 88). Возможно, термин «В.» употреблялся для того, чтобы отличать греч. монахов вост. обряда от появившихся здесь же к кон. XI в. лат. монахов. Несмотря на отсутствие в вост. монашестве орденских организаций, греч. монахов тем не менее в эпоху утверждения папского влияния в Юж. Италии и Сицилии иногда условно называли монахами «василианского ордена». И в последующее время термин «В.» нередко употреблялся на Западе для обозначения монашествующих правосл. Востока, причем независимо от места их проживания. Вероятно, именно это повлекло за собой возникновение ложного предания о том, что основателем мнимого «василианского ордена» был свт. Василий Великий, а все вост. монахи живут по составленному им в IV в. уставу.

http://pravenc.ru/text/150475.html

4 марта 1979 г. папой Римским Иоанном Павлом II назначен епископом Варминьским. Епископское рукоположение Г., состоявшееся 21 апр. того же года в Гнезно, возглавил кард. С. Вышиньский. В своем еп-стве Г. провел ряд пресвитерских советов, в 1980 г. начал подготовку к созыву пастырского съезда. По инициативе Г. был поднят вопрос о беатификации кард. Станислава Гозия . После смерти кард. С. Вышиньского 7 июля 1981 г. папа Иоанн Павел II назначил Г. архиепископом-митрополитом Гнезненским и Варшавским и примасом Польши. Интронизация нового примаса состоялась 13 сент. того же года в Гнезно и 24 сент. в Варшаве. В 1981-2004 гг. президент Конференции епископов Польши, а также ординарий для верующих визант. (1981-1989) и арм. (1991-1992) обрядов в Польше. 2 февр. 1983 г. папой Иоанном Павлом II возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Марии (S. Mariae trans Tiberim) и назначен членом конгрегации Восточных Церквей, а также папских Советов «Справедливость и мир» и по делам культуры. В 2002 г. включен в состав Высшего трибунала апостольской сигнатуры. Во время политического кризиса в Польше в 80-х гг. Г. был сторонником диалога между польск. правительством и профсоюзом «Солидарность». 25 марта 1992 г. папа Иоанн Павел II прекратил существовавшую с 1946 г. личную унию Гнезненского и Варшавского архиеп-ств, после чего Г. был освобожден от должности архиепископа Гнезненского, оставшись архиепископом Варшавским с сохранением титула примаса Польши. Неоднократно посещал СССР и Российскую Федерацию, в 1988 г. был одним из офиц. представителей Римско-католической Церкви на праздновании 1000-летия Крещения Руси. Примас часто совершает пастырские визиты в центры польск. диаспоры в различных странах мира. Является Великим канцлером Варшавского ун-та им. кард. С. Вышиньского, Варшавской католич. ДА, почетным доктором ряда католич. ун-тов Европы и США. Соч.: De conceptu fictionis iuris apud Romanos. R., 1974; Lexiculum prawa rzymskiego: Wybór tekstów aciskich z tumaczeniem polskim i objanieniami.

http://pravenc.ru/text/165113.html

Приход св. Людовика объединяет по преимуществу франкоязычных и часть англоязычных католиков и членов их семей; к приходу относятся вьетнамская и итальянская католические общины. Приход Богоматери Доброй Надежды (богослужения проводятся в здании посольства США и в кафедральном соборе) объединяет по преимуществу англоязычных и часть франкоязычных католиков и членов их семей; к приходу относятся филиппинская и индонезийская общины. Приход св. Андрея Кима (богослужения - в кафедральном соборе) объединяет корейских католиков и членов их семей. Община немцев-католиков проводит богослужения в здании посольства Германии. Кроме того, в М. действуют общины католиков визант. и арм. обрядов. В кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии совершаются богослужения по дособорной («экстраординарной») форме рим. обряда. Также действует община католиков-традиционалистов, не имеющих полного общения с Папским престолом (лефевристы, последователи М. Ф. Лефевра ), богослужения для ее членов проводят приезжающие из-за границы священники в арендованном у лютеран помещении при Немецком (Введенском) кладбище. С 2003 г. существует община католиков, не признающих законность нынешних Римских пап (седевакантисты), с собственным священником (А. Крысов, с 2008) и ораторием во имя св. Пия V в г. Фрязино (Московская обл.). В наст. время в М. представлены следующие католич. институты посвященной жизни: ассумпционисты , братство «Verbum Dei», братство священников миссионеров св. Карла Борромео, вербисты , иезуиты , община Марии, салезианцы, францисканцы-конвентуалы, братство Марии Габриеллы Сагедду, блж. Римско-католической Церкви, сестры-миссионерки Божественной Любви (сестры матери Терезы), сестры-миссионерки Св. Семейства, сестры от ангелов, сестры отца де Фуко (католич. свящ. миссионера Ш. Э. де Фуко ), сестры «Pro Deo et Fratribus» - Семья Марии, салезианки, сестры Святейшего Сердца Иисуса, сестры-служительницы Старовейские, сестры Шенштатские. В М. открыты светские католические объединения: «Фоколяры», «Comunione e Liberazione» , «Матери в молитве», Движение неокатехумената, «Una Voce Russia», об-во Святейшего Сердца Иисуса - католики за «Summorum Pontificum».

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Л. Д. преимущественно интересовался военной историей, но в некоторых случаях обращался и к церковной истории, напр., писал о каноничности брака Никифора Фоки с Феофано ( Leo Diac. Hist. III 8), об условиях, выдвинутых патриархом К-польским Полиевктом для коронации Иоанна Цимисхия (Ibid. VI 4), о гибели Антиохийского патриарха Христофора и избрании новым патриархом отшельника Феодора (Ibid. VI 6), о ссылке патриарха Василия I Скамандрина (Ibid. X 2). В то же время Л. Д. не упомянул об основании Вел. Лавры на Афоне, о духовной связи Никифора Фоки с прп. Афанасием Афонским . «История» - основной источник для исследования русско-визант. отношений во 2-й пол. X в., походов кн. Святослава Игоревича на Балканы, чьи воинские доблести и полководческие таланты, несмотря на языческую веру росов, Л. Д. оценивал очень высоко ( Иванов. 1981. С. 206-208). Интерес представляют этнографические описания Л. Д. загробных верований и погребальных обрядов росов (Там же. С. 210-212). Он подробно рассказывает о миссии патрикия Калокира к росам (в терминологии Л. Д.- к «тавроскифам») в 967 г. с целью склонить их к походу против болгар ( Leo Diac. Hist. IV 6; V 2); о переписке Иоанна Цимисхия со Святославом, к-рая завершилась угрозами со стороны росов осадить К-поль и битвой при Аркадиополе весной 970 г. (Ibid. VI 8-13); о походе Иоанна Цимисхия весной 971 г. и битве за Преслав (Ibid. VIII 2-8); о битве при Доростоле и гибели Святослава (Ibid. VIII 9 - IX 12). Вопрос об источниках, которыми пользовался Л. Д., решался исследователями по-разному. В предисловии к «Истории» он писал, что изложит либо то, чему сам был свидетелем, либо то, что слышал от очевидцев (Ibid. I 1). Возможно, Л. Д. опирался на официальные документы (письма и договоры) ( Карышковский. 1953. С. 52-53), а исторический экскурс о походе кн. Игоря на К-поль заимствовал из «Жития Василия Нового» ( Карышковский. 1960. С. 47-49). Сюзюмов ( Сюзюмов. 1916) и А. П. Каждан ( Каждан. 1961) пришли к выводу, что Л. Д. и Иоанн Скилица, описавшие одни и те же события независимо друг от друга, использовали 2 общих источника. Один из этих источников отражал благожелательное, а другой - враждебное отношение к Никифору Фоке и всему роду Фок. М. В. Грацианский считает, что у обоих авторов был один общий источник, в котором приводились 2 версии событий, благожелательная и враждебная, по отношению к роду Фок, но если Скилица приводил обе версии, то Л. Д. опускал неблагожелательную ( Грацианский. 2012).

http://pravenc.ru/text/2463295.html

После 3-го раздела Речи Посполитой (1795) митр. Феодосий Ростоцкий отказался принести присягу на верность имп. Екатерине II и ее указом от 6 сент. 1795 г. был отстранен от управления униат. Церковью; в Российской империи были ликвидированы все униат. кафедры, кроме Полоцкой. Т. о., Л. фактически возглавил униат. Церковь в России, а также орден василиан, для управления к-рыми 19 янв. 1796 г. им была создана специальная консистория. Несмотря на протесты василиан, Папский престол ввиду сложных обстоятельств утвердил полномочия Л. в отношении ордена. С 1796 г. архиепископ совершал визитации василианских мон-рей, назначал их настоятелей. В 1796 г. с разрешения имп. Екатерины II Л. провел визитацию униат. приходов в укр. губерниях. В это время началось массовое присоединение униатов к правосл. Церкви, но часть униатов стала переходить в лат. обряд, что позволяло им оставаться в католич. Церкви. Однако Л. не одобрял переход униатов в лат. обряд. Он распространил среди униатского духовенства послание, в котором призвал не чинить препятствий в соединении с правосл. Церковью. Это вызвало недовольство части духовенства и мирян. 28 апр. 1798 г. имп. Павел I Петрович восстановил ранее упраздненные Луцкое и Брестское униат. еп-ства, сохранив полномочия Л. как главы униат. Церкви в Российской империи. Несмотря на обращения к императору с жалобой на бедственное положении униатов, архиепископу не удалось добиться положительных результатов. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации, с т. зр. Л., было воссоединение Русской Православной и Римско-католической Церквей; с этими идеями Л. обращался к папе Римскому Пию VII (1800-1823) и просил его начать переговоры с имп. Павлом I, пользуясь благосклонностью императора к католицизму. В рамках подготовки проекта по воссоединению Церквей Л. усилил деятельность по приведению обрядов униат. Церкви в соответствие с визант. обрядом правосл. Церкви, удаляя из них все латинские элементы, что было негативно воспринято василианами и значительной частью униатского духовенства. Ввиду противостояния между василианами и Л. в 1802 г. была ликвидирована Белорусская пров. ордена, монастыри которой были подчинены протоархимандриту Литовской пров., однако в 1804 г. Л. удалось добиться решения правительства о подчинении мон-рей бывш. Белорусской пров. Полоцкому архиепископу.

http://pravenc.ru/text/2110558.html

е. для мужчин и женщин. Патриарх Никифор и не мог говорить о двух отдельных чинах пострижения, одного для мужчин, другого для женщин, потому что евхологии греческие ни в его время, ни в более позднее не имели в себе подобных чинов, а содержали лишь один чин, но с разными молитвами и тропарями для мужчин и женщин, которые излагались на ряду в чине и выделялись надписанием: « ες γυνακας». Такой чин мы находим у современника патриарха Никифора известного песнописца Феодора Студита († 826) в его вновь нами открытом Ζληματολ γιον-е (ркп. XV в. русск.-Пантелеим. мон. на Афоне). В этом же роде нам известен чин пострижения по списку XIII века (ркп. Сннайск. мон. 967), в котором для женщин ( ες γυνακας) имеются не только отдельные тропари и особые молитвы, но даже целые антифоны. Впрочем, нам известен один греческий евхологий XIV в., в котором имеются самостоятельные чины для пострижения женщин (ркп. Кутлумушск. афон. м. 491), но этот факт можно считать исключительными. Настоящий евхологий написан и составлен для женского константинопольского монастыря Спаса Филантропа, основанного близ св. Софт визанййским императором Алексеем Комненом (Н. Кондак. Визант. ц. п памяти. Констант. Од. 1886, стр. 73, 81, 105), и но этому в этом евхологионе все почти чины изложены для женщин, как напр., чин елеосвящения ( προσρχεται μλλουσα ποιησαι τ γιον λαιον) и т. и. Но и здесь находим чин постижения женского изложенный по образцу чина мужского пострижения с весьма, впрочем, незначительными особенностями и стихирами, о которых в самом памятнике замечается, что они вошли сюда на основании обычая сего монастыря ( προεγρφησαν κα τθησαν ν τ σεβασμ το Φιλανθρ που μον). Казалось бы где, как не в данном евхологие, было весьма уместно поместить чин женского пострижения в той редакции, которая известна-г. Красносельцеву, но и здесь мы не находим его. Это то последнее обстоятельство и дает нам смелость думать, что настоящего чина женского пострижения или вовсе не было известно в практике греческой церкви (припомним отзыв наших справщиков), или он имел место в каком-нибудь определенном женском монастыре, как особенность местной практики, за что может говорить и то обстоятельство, что и в наших славяно-русских богослужебных памятниках он встречается не часто.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

386-391 391-393 КРАНМЕР Томас (1489-1556), англ. религ. деятель, архиеп. Кентерберийский, один из главных идеологов англ. Реформации 393-397 КРАСИКОВ Петр Ананьевич (1870-1939), советский гос. деятель, один из руководителей религ. политики в 1918-1938 гг. 397-403 403-407 407-409 409-410 410-427 427-432 КРАСНОИЛЬСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный местночтимый образ в пос. Красноильск Сторожинецкого р-на Черновицкой обл. (Украина) 432-433 433-438 438-439 440-441 441-442 442-443 КРАСНОХОЛМСКИЙ АНТОНИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье Бежецкой и Весьегонской епархии Тверской митрополии) 443-448 448-464 464-465 465-467 467-468 468-477 КРАСНЫЙ МОНАСТЫРЬ [Кармирванк] на Красной горе, один из арм. мон-рей Чёрной Горы, близ Кесуна (Киликия; ныне Чакырхююк, Юж. Турция) 480-481 477-480 «КРАСНЫЙ УСТАВ» («Устав домашния молитвы и прочих христианских обрядов», «Московский устав»), свод догматических и церковно-бытовых установлений старообрядцев-федосеевцев 481-482 482-484 КРАУТХАЙМЕР Рихард (1897-1994), историк искусства, исследователь визант. и средневек. архитектуры и искусства барокко; один из основоположников комплексного и иконографического метода в изучении христ. зодчества 484-485 КРАЧКОВСКИЙ Игнатий Юлианович (1883-1951), востоковед-филолог, один из создателей отечественной школы арабистики, основоположник изучения арабо-христ. литературы в России 486-490 КРЕАЦИОНИЗМ религиозно-философское учение, основывающееся на признании происхождения мира через творение всемогущим Творцом 490-493 КРЕВЗА (Кревза-Бейда (Жевуский)) Лев (Лаврентий; † ок. 1639), униат. еп. Смоленский и Черниговский, писатель-полемист 493-496 496-516 КРЕМЕНЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Тернопольской и Кременецкой епархии УПЦ), находится в г. Кременец Тернопольской обл. (Украина) 516-520 520-524 524-526 526-533 КРЕМИКОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ женский, во имя вмч. Георгия Победоносца, Софийской епархии Болгарской Православной Церкви

http://pravenc.ru/vol/XXXVIII.html

Созданное в среде рус. эмиграции по благословению митр. Евлогия (Георгиевского) в 1925 г. Фотия святителя православное братство в Париже в качестве одной из основных целей провозглашало «восстановление Западной православной Церкви с ее обрядами и традициями». Члены братства, в т. ч. В. Н. Лосский и Е. Е. Ковалевский (впосл. еп. Иоанн-Нектарий ), выступали за разрешение богослужений по зап. обрядам ради активной миссионерской деятельности среди европейцев. 3 марта 1929 г. в принадлежавшей братству ц. Сен-Клу в Париже иером. Лев (Жилле) впервые совершил литургию по галликанскому обряду, использовав реконструкцию чина прот. В. Гетте. В 1936 г. глава общин т. н. Католической евангелической Церкви, бывш. католич. пресв., затем старокатолич. еп. Луи Шарль Винарт (см. Ириней (Винарт) , архим.) обратился в братство свт. Фотия с просьбой способствовать принятию его Церкви в Московский Патриархат с сохранением зап. обряда. 16 июня того же года Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) и Свящ. Синод РПЦ издали указ, где признавалось допустимым «некоторое разнообразие во второстепенных частях учения, в совершении таинств и дисциплине церковной», поэтому «в своем богослужении... воссоединяемое общество может сохранить доселе содержимый ею западный чин с тем, однако, чтобы богослужебные тексты были очищены (хотя бы постепенно) от всяких выражений и мыслей, неприемлемых для Православной Церкви» (Указ 1249 от 16 июня 1936. Определение 75. § 4). В соответствии с указом в чин литургии в общинах Винарта вносились обязательные изменения (использование антиминса и квасного хлеба для служения литургии, эпиклеза визант. обряда помещалась после установительных слов, причащение преподавалось мирянам «под обоими видами совместно посредством лжицы»). Воссоединенные приходы зап. обряда получали наименование «западноправославные» (§ 9), всего к Московскому Патриархату присоединилось 6 приходов (в 1940 община г. Харлем (Нидерланды) и ее настоятель свящ. Петр Глазема перешли в юрисдикцию митр. Евлогия). В 1939 г. братство организовало в Париже западноправосл. приход сщмч. Иринея, где богослужения совершались по галликанскому обряду, в то время как в парижской ц. Вознесения, настоятелем к-рой являлся иерей Л. Шамбо (в монашестве архим. Дионисий ), использовалась правосл. редакция рим. обряда на франц. языке. В 1953 г. большинство западноправосл. общин во главе с прот. Е. Ковалевским покинули РПЦ (см. ст. Галликанский обряд в православной Церкви ). В 1965 г. с кончиной архим. Дионисия (Шамбо) закрылась последняя франц. западноправосл. община Московского Патриархата.

http://pravenc.ru/text/182587.html

Древняя испан. традиция была представлена 2 типами богослужения: кафедральным, к-рое называлось publica (ecclesiastica) officia, и монашеским (монастырским) богослужением - monasteriorum consuetudines (см.: 1-й канон Бракарского Собора (561); 3-й канон XI Толедского Собора (675)). Основными службами кафедрального богослужения были вечерня (Ad vesperum) и утреня (Ad matutinum). Они составляли officium quotidianum всех клириков (5-й канон I Толедского Собора) и должны были совершаться ежедневно (7-й канон Тарраконского Собора (516)). По 1-му канону I Бракарского Собора (561) повсеместно, включая монастырские церкви, должен соблюдаться один и тот же чин вечерни и утрени. 3-й канон XI Толедского Собора (675) добавил к вечерне и утрене еще и мессу как часть officia publica (общественного богослужения) и установил запрет на введение монастырских обычаев в кафедральное богослужение. Согласно еп. Исидору Севильскому, чин вечерни состоял из чтения lucernarium, затем 2 псалмов, респонсория, laudes, гимна и молитвы ( Isid. Hisp. Reg. mon. 6. 2//PL. 83. Col. 876). Во 2-м каноне Эмеритского Собора (666) указывается (речь идет о Лузитании), что на вечерне сначала совершается обряд принесения света (oblatio luminis), затем поется псалом vespertinum (видимо, синоним lucernarium), в праздничные дни поется респонсорий (sonus). В Бревиарии Ортиса вечерня начинается с возгласа «Во имя Господа нашего Иисуса Христа свет с миром» (In nomine Domini nostri Jesu Christi lumen cum pace). Народ отвечает: «Благодарение Богу» (Deo gratias). Затем священник произносит благословение: «Господь да будет всегда с вами» (Dominus sit semper vobiscum). Народ отвечает: «И со духом твоим» (Et cum spirito tuo). Хотя в рукописях И.-м. о. этот начальный возглас не указывается, мн. исследователи отождествляют его с известным в рим. и визант. традициях возгласом «Свет Христов [просвещает всех]», к-рый сопровождает вынос свечи или лампады (один из древнейших христ. обрядов). Lucernarium (vespertinum) изначально представлял собой полный псалом, позже сокращенный до неск. стихов. Вероятно, этот псалом менялся в зависимости от дня недели (согласно печатному Бревиарию, его стихи могут заменяться другими, связанными с темами праздника или света (просвещения); всего в Бревиарии приводится 32 варианта). Впервые термин упоминается в 9-м каноне I Толедского Собора (ок. 400), который запрещает совершать эту службу вне храма. Этот же термин использовался в галликанском и амвросианском обрядах.

http://pravenc.ru/text/674997.html

Во время очередного похода против болгар, в который И. А. выступил в марте 1195 г., он был схвачен и ослеплен по приказу его старшего брата Алексея, вскоре взошедшего на престол (см. ст. Алексей III Ангел Комнин ). В июле 1203 г., после бегства Алексея III из К-поля, И. А., будучи слепым и уже престарелым человеком, ненадолго номинально вернулся к власти. Императором-соправителем при нем стал его сын Алексей ( Алексей IV Ангел ), приведший под стены К-поля войско крестоносцев. Незадолго до захвата К-поля крестоносцами И. А. скончался. Церковная политика Вскоре после прихода к власти И. А. получил от католикоса Армянской Апостольской Церкви Григора IV Тха (1173-1193) послание на арм. и араб. языках. Поздравляя И. А. с вступлением на престол, Григор просил оказать милость живущим вокруг Филиппополя армянам, а также выразил желание возобновить переговоры о воссоединении Церквей. В ответ католикосу был отправлен питтакий, в котором император выразил горячее стремление к воссоединению греков и армян. В питтакии говорилось, что между греками и армянами существует 2 вида разномыслия - по вопросу обрядов (разное время празднования Рождества Христова, Благовещения и Богоявления) и по вопросу догматов. По обрядам, дабы не соблазнять людей колеблющихся и неустойчивых, со временем можно будет прийти к соглашению. Однако в догматике нельзя допустить никакого разномыслия. Изложив основные положения учения о соединении двух природ во Христе и подкрепив их цитатами из святоотеческих творений, И. А. указывал, что лишь кратко осветил вопрос, и предлагал католикосу прибыть в К-поль вместе с учеными мужами для диспута. И. А. уверил католикоса, что визант. епископ Филиппополя не принуждал живущих там армян переходить в др. веру, ведь, как пишет и сам католикос, у греков и армян вера одна и оба этих народа служат Единому Богу и Христу (RegImp, N 1567g Вскоре, однако, эта церковно-дипломатическая инициатива завершилась провалом для Византии. Для дальнейших переговоров арм. посольство отправилось в Рим, где была заключена уния между Армянской и Римско-католической Церквами ( Вардан Великий. Всеобщая история. М., 1861. С. 164-166). По свидетельству Хониата, в 1189-1190 гг. арм. население дружески встречало войска Фридриха Барбароссы ( Nicet. Chon. Hist. P. 403).

http://pravenc.ru/text/674141.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010