Государственное устройство. Действующая Конституция Г. принята 24 авг. 1995 г. Глава Г.- президент, избираемый на 5 лет не более 2 сроков подряд. Высшим законодательным органом являетсяПарламент из 235 мест (150 депутатов избираются по пропорциональной системе, 85 - по мажоритарной), в наст. время однопалатный, избираемый всеобщими выборами на 4 года. Избирательным правом наделены граждане, достигшие 18-летнего возраста. По представлению президента парламент формирует правительство. Выборы в местные органы власти - сельские, районные, городские муниципалитеты (сакребуло) - проводятся по смешанной (пропорциональной и мажоритарной) системам. Судебная система Г. имеет многоступенчатую структуру. Высшая судебная инстанция - Верховный суд Г., осуществляющий надзор за исполнением судопроизводства на разных уровнях, выполняет роль кассационной инстанции, а также рассматривает определенные законом дела 1-й инстанции. Председателя и судей Верховного суда по представлению президента утверждает парламент. Судами 2-й инстанции являются Тбилисский и Кутаисский апелляционные суды, а также Верховные суды Абхазии и Аджарии. Низшая инстанция - обл., городские, районные суды. Совет юстиции осуществляет управление судебной системой, он состоит из 12 членов (по 4 представителя законодательной, исполнительной и судебной власти). В Конституционный суд входит 9 судей, его функция - осуществление конституционного контроля. Религия. Православными считают себя 75,2% верующих: грузины, большинство осетин, часть абхазов, а также проживающие в республике греки, русские, украинцы, белорусы и ассирийцы. К нехалкидонским Церквам принадлежит ок. 4% (в основном армяне). Католиков (лат. и визант. обрядов) - 0,8%, протестантов - 0,6%. В крайне незначительном количестве присутствуют старообрядцы, а также молокане и духоборы. В Г. насчитывается ок. 10% мусульман: в Аджарии и Абхазии распространен ислам суннитского толка, а в юж. приграничных районах живут мусульмане-шииты. Иудаизм исповедуют 0,4% населения. Новые религ. движения представляют не более 0,01% населения. Не причисляют себя ни к одной из религий 7%, называющих себя верующими. Количество атеистов составляет ок. 2%.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Как уже отмечалось, к X в. произошла арабизация правосл. общины, у нее сложилась собственная арабоязычная лит-ра, самыми яркими представителями к-рой были Патриарх Евтихий и историк X-XI вв. Яхья Антиохийский , первую половину жизни проведший в Египте. Этническое самосознание егип. мелькитов было весьма размыто, однако заметно, что они не отождествляли себя ни с «ромеями»-византийцами, ни тем более с арабами. Распространенными самоназваниями этой общины были: «христиане мелькитские», «мелькиты александрийские» и т. п.; никакой более конкретной этнической идентификации они не знали. Большинство Александрийских Патриархов VIII - нач. XI в. происходили из земель, находившихся во владении халифата, и были слабо связаны с греко-визант. культурой. Летопись Евтихия отмечает как примечательный факт обращение в 937/38 г. К-польского Патриарха к своим вост. собратьям с просьбой поминать его имя во время богослужений, чего не делалось со времен Омейядов. С XI в. начинается волна эллинизации АПЦ, укрепляются ее связи с Византией. Патриархи, видимо греч. происхождения, часто посещали К-поль, писали свои трактаты и проповеди на греч. языке (как Кирилл II на рубеже XI-XII вв.). С именем Патриарха Феофила II (Филофея) связано предание о разрешении им ок. 1015 г. спора визант. имп. Василия II Болгаробойцы и К-польского Патриарха Сергия II , за что Александрийский первосвятитель удостоился титула «Судии вселенной», получив право носить 2 епитрахили и тиару. В кон. XII в. Патриарх Марк II , рукоположенный в К-поле, по прибытии в Египет обнаружил множество непривычных для себя обычаев и обрядов у егип. мелькитов. Он обратился с рядом запросов о допустимости таких традиций к крупнейшему визант. канонисту Феодору Вальсамону , к-рый в своих ответах настаивал на унификации всех правосл. обрядов по греко-визант. образцу. Сведения о епархиях Александрийского Патриархата в рассматриваемый период крайне скупы и отрывочны. За весь период VII-XV вв. известно немногим более 10 имен епархиальных архиереев. В источниках IX-XII вв. упоминаются кафедры Бабальюн, Фивы, Эль-Фарама, Танис, Дамиетта, Фустат и др. После того как Фатимиды на месте Фустата построили свою новую столицу - Каир, туда была перенесена из Александрии резиденция Патриарха (приблизительно в XI в.). Число епархий все время сокращалось: в XI в. их осталось 3, в XIV в.- не более 2, в XV в.- не более одной; потом исчезли все, кроме Патриаршего престола. Поставление Александрийских Патриархов стали совершать соседние Вост. Патриархи за пределами Египта.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Лит.: Schlier H.//ThWNT. Bd. 1. 264; Westermann C. Das Loben Gottes in den Psalmen. Gött., 1968; Gr ü semann F. Studien zur Formgeschichte von Hymnus und Danklied in Israel. Gött., 1969. (WMANT; 32). S. 32-35, 79; EWNT; Billerbeck. Bd. 3. S. 822; Kraft H. Die Offenbarung des Johannes. 1974. S. 240-245; Lohse E.//RGG. Bd. 3. S. 38. В иудейском богослужении А. употреблялась при пении аллилуйных псалмов, образовывавших малый (егип.) и большой галлелы , певшиеся в субботы и праздники. Пение псалмов с припевом А. естественным образом перешло в практику ранней Церкви. В богослужении вост. обрядов А. сопровождались псалмы на литургии , предшествовавшие чтению Евангелия, сопровождавшие принесение хлеба и вина, причащение (Cabrol. Col. 1242-1243). О пении А. перед Евангелием сообщают арм. Парижский и Иерусалимский лекционарии V в., груз. Иерусалимский канонарь VII в., древние списки литургий апостолов Марка и Иакова, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого (см. Аллилуиарий ). О пении А. в качестве припева к стихам псалма при принесении Даров упоминает груз. Иерусалимский канонарь (А. пели в нек-рые праздники вместо тропарей, превратившихся позднее в херувимские песни ; очевидно, А. пели в конце псалма и в те дни, когда тропарь присутствовал,- отсюда обязательное А. в конце херувимских.- Taft. P. 89-102). А. служила также завершением псалма во время причащения - отсюда А. после причастна и после тропаря         (Conomos. P. 2-19). Все эти виды пения А. за литургией вошли в принятый ныне в правосл. Церкви евхаристический чин визант. обряда . Визант. толкователи богослужения так объясняли слово «А.»: «Эту песнь - Аллилуиа - изрекли вдохновляемые Святым Духом пророки. Означает же она пришествие Божие - она значит: «грядет Бог» и «пойте Его», что пророчески изречено и воспевается» (Симеон Солунский. Соч. С. 66). Кроме Евхаристии за богослужением визант. обряда А. поется при следующих священнодействиях: во время помазания воды елеем при совершении таинства Крещения (Там же; см. Требник. Ч. 1-2. С. 50); при помазании престолов и антиминсов св. миром во время их освящения (Симеон Солунский. Соч. С. 159-160; см. Чиновник. Т. 2. С. 36, 149; Чин освящения. С. 118).

http://pravenc.ru/text/114768.html

Тем не менее нет никакого сомнения в том, что наличие и частичное взаимопроникновение лат. и визант. литургических элементов в одной и той же рукописи, Синайском Миссале, требует своего объяснения, которое, вероятно, состоит в происхождении этой рукописи или ее прототипа из такой контактной зоны, где визант. и лат. обряды сосуществовали вместе ( Parenti. 2010). Такой зоной могло быть, напр., сев-вост. побережье Адриатического м. Именно сосуществование римского и визант. обрядов в этой или иных контактных зонах могло привести к появлению смешанных форм и даже биритуальных рукописей, ярким свидетельством чему служит Синайский Миссал. Но из этого не следует, как это пытались доказать Вашица и согласные с ним ученые, что подобные смешанные формы стояли у истоков слав. литургической традиции. Совершение Как было отмечено, почти все известные ныне рукописи Л. а. П. не предназначались для богослужения. Эта литургия если и совершалась когда-либо, то лишь в Юж. Италии и, что менее вероятно, также на Афоне в эпоху господства Студийского устава. Но нельзя исключать и того, что она изначально имела сугубо школьный характер. Однако в последние десятилетия Л. а. П. неожиданно получила ограниченное применение в практике РПЦЗ. В 1999 г. клирик этой Церкви прот. Иоанн Шо (впосл. еп. Иероним) представил свой англ. перевод Л. а. П. (впосл. издан в кн.: The Greco-Slavonic Liturgy of St. Peter the Apostle. N. Y., 2001), сделанный с микрофильма афонской рукописи, якобы, по словам переводчика, «недавно обнаруженной». В предисловии к переводу утверждается, что Л. а. П. сохранялась в практике групп казаков-старообрядцев, бежавших из Российской империи в Османскую, вплоть до 1962-1963 гг., когда этим старообрядцам пришлось покинуть Турцию, причем они были вынуждены оставить там свои рукописи Л. а. П. и др. чинов. При всей экзотичности и фантастичности этих «сведений» они время от времени всплывают в совр. популярных публикациях, а сделанный еп. Иеронимом перевод Л. а. П. был введен им в практику некоторых англоязычных приходов РПЦЗ зап. обряда.

http://pravenc.ru/text/2110601.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТИОХИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД) древнее богослужение Антиохийской Православной Церкви. Исторических сведений о нем сохранилось крайне мало ( Τρεμπλας. Σ. 101), а сохранившиеся тексты не всегда можно однозначно интерпретировать как «антиохийские». В лит-ре прошлого было принято называть «антиохийским» или «зап.-сир.», один из основных типов анафор , но корректнее называть этот тип анатолийским (Π. Τρεμπλας) по имени рим. диоцеза Востока (греч. Ανατολ) с политическим (но необязательно церковно-литургическим) центром в Антиохии, в к-рый входили М. Азия, Сирия, Палестина. Древнейшими анафорами Антиохии являются: 1) анафора апостолов» (см. Литургия 12 апостолов ) анатолийского типа, греч. оригинал к-рой утрачен и сохранился лишь сир. перевод; она послужила основой для анафоры, созданной свт. Иоанном Златоустом (R. Taft), ставшей в свою очередь одной из основных анафор визант. обряда (см. Литургия свт. Иоанна Златоуста ); 2) вероятно, анафора «ап. Петра» (ее не следует смешивать с визант. вариантом рим. мессы - см. Литургия ап. Петра ) вост.-сир. типа (см. Вост.-сир. обряд ), сохранившаяся в маронитской (см. Маронитская Церковь ) и груз. (см. Грузинская Православная Церковь ) версиях и близкая к анафоре литургии апостолов Аддая и Мари . Т. о., можно утверждать, что древняя богослужебная традиция Антиохии явилась одним из источников для формирования как вост.-сир. обряда (через посредство Эдессы), так и обрядов анатолийской группы (визант., зап.-сир.). Чаша из клада в Бет Мизоне (Сирия). VI–VII в. (Музей искусств. Кливленд) Чаша из клада в Бет Мизоне (Сирия). VI–VII в. (Музей искусств. Кливленд) Порядок литургии и таинств в Антиохии в IV-V вв. можно реконструировать по данным литургико-канонических памятников антиохийского происхождения: «Дидаскалии апостолов» (1-я пол. IV в.), 8-й кн. «Апостольских постановлений» (ок. 380), «Завещания Господа нашего Иисуса Христа» (2-я пол. V в.). Важными источниками по истории А. б. кон. IV - нач. V в. являются проповеди свт. Иоанна Златоуста, произнесенные им до 397 г., в период его пресвитерства в Антиохии (F. van de Paverd), и Феодора Мопсуестийского († 428) (H. Lietzmann). С Сирией и Антиохией связано возникновение традиции исторического символизма в толковании литургии (см. Символизм литургический ).

http://pravenc.ru/text/115776.html

ч. истории Русской Церкви (Альберт Амманн , Герхард Подскальски ), в исследование феномена «русской духовности» (кард. Томаш Шпидлик ), визант. и рус. литургики (Михаил Арранц , Роберт Тафт ). В рамках развития православно-католич. отношений в июле 1971 г. по приглашению РПЦ Москву посетил генерал ордена Педро Аррупе-и-Гондра. Важным направлением деятельности И. являлись исследования марксистско-ленинской философии в СССР, начало к-рым было положено ректором Russicum в 1950-1954 гг. иезуитом пресв. Густавом Веттером , основавшим в 1970 г. Центр изучения марксизма при Григорианском ун-те. 30 нояб. 1985 г. генерал ордена Петер Ханс Колвенбах упразднил Делегацию визант. обряда в структуре ордена И., заменив ее Делегацией «pro rebus russicis» (по рус. делам), к которой могли принадлежать И. обоих обрядов. В 1991 г. созданную папой Римским Иоанном Павлом II апостольскую администратуру для католиков азиатской части России возглавил иезуит еп. Иосиф Верт. В 1990-1992 гг. координатором деятельности И. в Советском Союзе являлся ассистент генерала ордена Богуслав Стечек. С распадом СССР вместо Делегации «pro rebus russicis» 21 июня 1992 г. был учрежден Независимый российский регион Об-ва Иисуса, имеющий резиденции в Москве и Новосибирске. В 1994 г. при общине И. в Новосибирске создан Центр духовного развития «Иниго». С 1997 г. И. руководят колледжем (с 2005 - ин-т) философии, теологии и истории св. Фомы в Москве, издающим журналы «Точки» (с 2001) и «Символ» (с 2006) и выпускающим книги по истории и теологии в сер. «Bibliotheca Ignatiana». Резиденции И. существуют в Павлодаре (Казахстан), Бишкеке (Киргизия), Индуре (Белоруссия). На Украине действуют резиденция ордена во Львове и 3 прихода, окормляемые И. Ист.: Rostowski St. Lituanicarum Societatis Jesu Historiarum Libri Decem. P.; Brux., 1877; Письма и донесения иезуитов о России кон. XVII и нач. XVIII в. СПб., 1904; СбРИО. 1912. Т. 137 (по указ.); Relatio de evolutione et statu praesenti Societatis Jesu apud christianos ritus orientalis//Memorabilia Societatis Jesu.

http://pravenc.ru/text/293585.html

Толли и др. Для методологии изучения раннехрист. памятников богослужения важны работы П. Брадшоу. Исследованием локальных обрядов занимались В. Саксер (североафрикан. богослужение), М. Грос-и-Пужоль, М. Смит, И. Хен, Дж. Хенниг, М. Макнамара (галликанский и кельт. обряды), А. Пареди, А. Триакка, Э. Каттанео (амвросианский обряд), Р. Пфафф, Д. Н. Дамвиль (англосакс. традиция), Ж. Вивес Гатель († 1978), А. Оливар-и-Дайди, Ж. Пинелль-и-Понс († 1997), Х. Ханини (испано-мосарабский обряд и рим. обряд в Испании). Прорыв в изучении монастырского богослужения на Западе произошел с появлением в 1963 г. сер. «Corpus Consuetudinum Monasticarum», инициатором издания которой был К. Халлингер († 1991). Литургические книги и богослужебную практику периода раннего и высокого средневековья изучали П. Де Клерк, С. Фогель († 1982), П. М. Жи († 2004), А. Ангенендт, Э. Палаццо, Р. Рейнолдс. Для истории рим. обряда периода позднего средневековья важны работы С. ван Дейка († 1971) и Р. Амье († 2000), а также опубликованные М. Дикманом († 1991) папские Церемониалы и Понтификалы. Широкий круг тем, связанных с Л., рассматривается в работах А. Жакоба (особо выделяется его диссертация о рукописной традиции формуляра Литургии святителя Иоанна Златоуста). Значительных успехов в изучении вост. литургических традиций добились исследователи, связанные с Восточным папским ин-том в Риме: прежде всего А. Рас († 1983), подготовивший собрание сир. анафор, Х. Матеос († 2003), издатель Типикона Великой ц., изучавший также восточносир. службы суточного круга и чин визант. литургии, М. Арранц († 2008), опубликовавший Мессинский Типикон и исследовавший визант. Часослов и Евхологий, и Р. Ф. Тафт, автор многотомного исследования Литургии святителя Иоанна Златоуста . По-прежнему активно работают их ученики и коллеги С. Жанерас-и-Виларо, Г. Винклер , У. Занетти, Ф. ван де Паверд, С. Паренти и др. Один из наиболее плодовитых исследователей древнего иерусалимского богослужения и арм. обряда - Ш. Рену, издавший, помимо прочего арм.

http://pravenc.ru/text/2110586.html

Папа Римский Иоанн Павел II совершает Божественную литургию по визант. обряду в сослужении духовенства Вен-герской греко-католической Церкви. Мариапоч (Венгрия). 18 авг. 1991 г. большинство из к-рых являются католич. аналогами ряда Поместных Православных Церквей, Древних Восточных (дохалкидонских) Церквей и Ассирийской Церкви Востока , напрямую связано с униональной политикой Римско-католической Церкви. Уже после разрыва между К-польским Патриархом и папой Римским (1054) греч. храмы на территории Италии, где сохранялось визант. богослужение, утратили каноническую связь с К-польским Патриархатом и были введены в церковную юрисдикцию Рима. С началом крестовых походов и созданием крестоносцами Антиохийского княжества (1098) и Иерусалимского королевства (1099) были образованы лат. патриархаты, деятельность к-рых была направлена на обращение в католицизм правосл. верующих. Захват крестоносцами К-поля в 1204 г. и учреждение в том же году лат. К-польского патриархата ознаменовали окончательный разрыв между Православием и Римско-католической Церковью. Одновременно с этим в католицизме развивается и формулируется учение о примате Римского епископа и его власти над всем христ. миром, что выразилось в провозглашении Латеранским IV Собором (1215) главенства Римского престола над всеми вост. патриархатами. Однако создание параллельной католич. иерархии на Востоке не способствовало обращению большинства правосл. христиан в католицизм. С сер. XIII в. Рим предпринял ряд безуспешных попыток заключить с правосл. Патриархами унию, предполагавшую сохранение их автономности и употребление вост. обрядов при условии подчинения Римскому папе и принятия лат. Символа веры (с прибавлением Filioque ). Формальное принятие епископатом Греко-Православной Церкви унии на Лионском II (1274) и Ферраро-Флорентийском (1438-1445) Соборах не привело к упразднению лат. патриархатов и лат. иерархии на Востоке и к прекращению католич. прозелитизма в целом. Выработанные на Ферраро-Флорентийском Соборе условия и форма присоединения христиан к католич. Церкви после Тридентского Собора (1545-1563) были переосмыслены в пользу признания истинности только римско-католич. вероисповедания и легли в основу рим. униатизма, следствием к-рого стало образование большинства В. к. Ц.

http://pravenc.ru/text/155376.html

Прп. Исидор Пелусиот свидетельствует о наличии в V в. практики снимать за литургией омофор во время чтения Евангелия: «Омофор епископа, сделанный из шерсти, а не из льна, означает кожу заблудшей овцы, которую Господь, взыскав, воспринял на рамена Свои... Когда приходит при открывании достопокланяемого Евангелия Сам истинный Пастырь, тогда и епископ восстает и слагает с себя уподобляющий его Христу образ, давая тем знать, что предстоит Сам Господь, Вождь пастырей, Бог и Владыка» (Письмо 136). В трактате «О церковной иерархии» (Areop. EH. 3. intr.) отмечено совершаемое епископом каждение после входа в церковь, т. е. каждение после малого входа, поскольку литургия в то время начиналась с этого. В V-VIII вв. возникает целый ряд характерных моментов в к-польской литургии, связанных в т. ч. и с особенностями церковной архитектуры К-поля (см. об этом: Mathews. P. 105-176). Впосл. нек-рые из обрядов, сопряженных с первыми, исчезли из иерейского чина Евхаристии, но следы их сохранились в архиерейском и стали ассоциироваться только с А. б. (хотя и не были изначально специфически епископскими). Среди таких моментов: использование Трисвятого в качестве входного песнопения; прибавление к литургии в VII-VIII вв. энарксиса (3 начальных антифонов литургии), еще долго после этого считавшегося необязательным; совершение протесиса (т. е. проскомидии ) в отдельном от храма здании - скевофилакионе (сосудохранительнице), откуда приготовленные для Евхаристии хлеб и вино приносили диаконы во время великого входа (т. о., предстоятель не участвовал в процессии с Дарами), умовение рук после великого входа всеми епископами и священниками, чтение предстоятелем и сослужащими диалога accessus ad altare , во время к-рого сослужащие говорили предстоятелю (как епископу, так и священнику) слова: «                    » (Лк 1. 35), что в евхаристическом контексте выражает правосл. взгляд на участие Св. Духа в освящении Даров. Древнейшие рукописи визант. Евхология VIII-X вв., как правило, вовсе не содержат рубрик (примечаний уставного и обрядового характера), поэтому с достаточной степенью подробности визант.

http://pravenc.ru/text/архиерейском ...

Теорию Дюшена о вост. происхождении А. о. поддержали П. Леже, Э. Каттанео, Ж. Лемарье и К. Альцати. Др. исследователи - Ф. Пробст, А. Чериани, М. Маджистретти, П. Кажен, Ф. Каброль , П. Баттифоль, Й. Юнгманн, А. Пареди- считали наиболее вероятным рим. происхождение А. о., со временем выработавшего собственные, свойственные только ему черты. По мнению Чериани и Маджистретти, А. о. сохранил более раннюю по сравнению с сохранившимися рим. Сакраментариями форму рим. обряда. По мнению Пареди, Миссал из Боббио, как и «Готский» Миссал (Missale Gothicum, VIII в.), содержит молитвы медиоланского происхождения, что подтверждает зависимость галликанской традиции от амвросианской (Paredi. Milanese rite. Р. 842). А. М. Триакка настаивал на исконном своеобразии А. о. среди зап. обрядов, о чем, по мнению ученого, свидетельствуют основные структурные и содержательные особенности А. о. Ученый предположил, что нек-рые общие с вост. традицией черты А. о. могут восходить к первоначальному ядру богослужения ранней Церкви, когда греч. еще мог быть одним из 2 разговорных языков в христ. общине Медиолана и на нем могло совершаться богослужение. Триакка подчеркивал 2 фактора, влиявших на формирование А. о. вплоть до IX-X вв.: борьба с арианством и его эпигонами и влияние западносир. и визант. обрядов (через богослужение Равенны ), александрийского богослужения (через аквилейский обряд ), богослужебных обычаев Сев. Африки, Испании, заальпийских областей Европы и, наконец, Рима, ставшее со временем преобладающим. Это и привело, с т. зр. Триакки, к сложному литургико-богословскому многообразию А. о. Реформа А. о. в XX в. В кон. XIX в. появилась тенденция «очистить» А. о. от более поздних наслоений. В нач. XX в. были изданы исправленные редакции литургических книг: Миссала (1901), подготовленного А. Чериани, Миссала (1913), изданного А. Ратти (буд. папа Пий XI ) и М. Маджистретти, а также певч. книг. Реформа рим. богослужения, начатая на Ватиканском II Соборе (см. Novus Ordo ), повлекла за собой необходимость изменений и в А. о. Еще при кард. Дж. Б. Монтини (1954-1963; буд. папа Павел VI ) были упрощены рубрики богослужебных книг, последования Страстной седмицы приведены в соответствие с шедшей параллельно реформой рим. последований. В дальнейшем был предпринят перевод богослужебных книг на итал. язык. Сначала появились двуязычные издания: чины таинств Крещения и Брака, погребения (1965), а также Миссал (1966).

http://pravenc.ru/text/114338.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010