В XX в. почитание И. получило распространение среди православных во Франции. В 1939 г. в Париже открылся правосл. приход зап. обряда во имя И. (см. статьи Галликанский обряд в православной Церкви , Западных обрядов православные общины ). Имя И. носят рус. католич. приходы визант. обряда в Париже и Лионе, а также правосл. приход в Марселе (К-польский Патриархат). Прихожане правосл. церквей Франции и Швейцарии совершают паломничества к ц. св. Иринея в Лионе. Во время визита в Лион 18 июля 2009 г. К-польский Патриарх Варфоломей I посетил крипту храма и поклонился гробнице святого. Ист.: ActaSS. Iun. T. 5. P. 335-349; Iun. T. 6. P. 264-271; MartHieron. Comment. P. 339, 341-342; MartRom. Comment. P. 259-260; Martyrologe de la sainte église de Lyon: Texte latin inédit du XIIIe siècle/Éd. J. Condamin, J.-B. Vanel. Lyon; P., 1902. P. 58, 154-155; Breviarium Romanum ex decreto Sacrosancti Concilii Tridentini restitutum. Ratisbonae, 1888. Pars aestiva. P. Saussay A., du. Martyrologium Gallicanum. P., 1637. P. 391-394; Breviarium sanctae Lugdunensis ecclesiae, primae Galliarum sedis. Lugduni, 1815. Pars aestiva. P. 446-455; Ordo divini officii juxta ritum sanctae Lugdunensis ecclesiae, primae Galliarum sedis. Lugduni, 1842. P. 43; Proprium Lugdunense a SS. D. N. Pio Papa IX approbatum. P.; Lugduni, 1868. P. XVII, Martin J.-B. Conciles et bullaire du diocèse de Lyon, des origines à la réunion du Lyonnais à la France. Lyon, 1905. Лит.: Colonia D., de. Antiquitez profanes et sacrés de la ville de Lyon. Lyon, 1701. P. 108-112; Gervaise F.-A. La vie de St. Irénée, second évêque de Lyon, docteur de l " Église et martyr. P., 1723. T. 2. P. 222-231; La Serve F. Église de Saint-Irénée//Lyon ancien et moderne/Éd. L. Boitel. Lyon, 1838. T. 2. P. 259-269; Prat J.-M. Histoire de Saint Irénée, second évêque de Lyon, docteur de l " Église et martyr. Lyon; P., 1843; Meynis D. Les grands souvenirs de l " église de Lyon. Lyon, 18672. P. 244-246; idem. La Montagne Sainte: Mémorial de la Confrérie des saints martyrs de Lyon.

http://pravenc.ru/text/Ириней ...

Теперь взглянем на нравственный облик визант. общества, и прежде всего посмотрим, в чем заключались его слабости, его пороки. Характеристическою чертою греков была лживость. Это качество, снискавшее им нелестную известность между иностранцами, составляло не только правило государственной мудрости, руководившее их международными сношениями, но и было принадлежностью взаимных отношений друг к другу самих греков, применялось в сфере общественной и из сферы общественной переносилось на политическую, захватывая собою даже чувства верноподданнические 64 . Правдивость никак не может быть поставлена в число национальных свойств греческого народа, грек был, по справедливому замечанию нашего летописца, «льстив», и так как каждый грек, сам склонный к лживости, был убежден, что и собрат ничем от него не отличается, то отсюда происходило взаимное недоверие, желание гарантировать себя от обмана со стороны ближнего. Внешним знаком согласия и дружбы было общение чаши; лицо, желавшее показать свое расположение к другому лицу, разделяло с этим последним трапезу и пило вместе вино; но дух недоверия и подозрительности носился над этой братской трапезой, и было в обычае, что лицо угощавшее давало угощаемому гарантию безопасности, отведывая вина из поднесенной гостю чаши для доказательства, что к вину ничего не подмешано 65 . Общение чаши, как знак приязни, было наследием времен патриархальных, свято соблюдалось народами ближе греков стоявшими к патриархальному быту, имело когда-то большое значение и у греков, но в средние века это уже была пустая формальность, надлежащую цену которой знали греки 66 . Словом, общение чаши не было выведено из употребления, но никого уже не обольщало и никто этому обряду не верил. Только народы, приходившие с греками в столкновения и более греков простосердечные, принимали обряд за чистую монету, зато и делались иногда жертвою своего простодушия 67 . Самой надежной гарантией против обмана, более важной, чем общение чаши, считалось клятвенное и письменное удостоверение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Петра. В средние века существовало предание, по которому ап. Петр совершал обряд крещения в этих катакомбах. По версии О. Марукки, эту легендарную К. ап. П. следовало искать в катакомбах Присциллы ( Marucchi O. Nuove osservazioni sulla questione teste ridestata della memoria di S. Pietro nella regione Salario-Nomentana//NBAC. 1916. T. 22. P. 159-191, 238-240; см. также: Fasola U. «Natale Petri de cathedra» e la memoria di S. Pietro nella regione Salario-Nomentana//Saecularia Petri et Pauli: Conf. per il centenario del martirio degli apostoli Pietro e Paolo. Vat., 1969. P. 105-128). Иногда К. ап. П. называют мраморный трон, находящийся в ц. Сан-Пьетро-ди-Кастелло в Венеции. Согласно средневековому преданию, трон был привезен из Антиохии и подарен жителям Венеции визант. имп. Михаилом III (842-867), хотя скорее всего он был изготовлен в XI-XII вв. в Сирии и доставлен в Венецию во время одного из крестовых походов . Лит.: Cancellieri F. De secretariis Basilicae Vaticanae, veteris ac novae. R., 1786. P. 1254-1265; Morin G. Un sermon ancien pour la fête de la Chaire de saint Pierre//RBen. 1896. T. 13. P. 343-346; Duchesne L. Origines du culte chrétien: Étude sur la liturgie latine avant Charlemagne. P., 1898 2. P. 266-270; Erbes C. Die Todestage der Apostel Paulus und Petrus und ihre römischen Denkmäler. Lpz., 1899. (TU; Bd. 19. H. 1); Cabrol F. Chaire de saint Pierre à Rome (fête de la)//DACL. 1913. T. 3. Pt. 1. Col. 76-90; Kirsch J. P. Der stadtrömische christliche Festkalender im Altertum. Münster, 1924. S. 18, 128, 139-140; idem. Le feste degli apostoli S. Pietro e S. Paolo nel martirologio Geronimiano//RACr. 1925. T. 2. P. 54-83; Batiffol P. «Natale Petri de cathedra»//JThSt. 1925. Vol. 26. P. 399-404; Caspar E. Primatus Petri: Eine philologisch-historische Untersuchung über die Ursprünge der Primatslehre. Weimar, 1927; Klauser Th. Die Cathedra im Totenkult der heidnischen und christlichen Antike. Münster, 1927. S. 152-182; idem. Der Ursprung des Festes Petri Stuhlfeier am 22.

http://pravenc.ru/text/1683935.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСМОГЛАСИЕ [Греч. κτηχος, κταηχα], система организации церковных напевов на 8 гласов, имеющих индивидуальные мелодико-формульные ладовые характеристики (см. в ст. Глас ). О. распространилось в Византийской империи и в более поздней греч. традиции, в слав. странах, Румынии, Армении (см. в ст. Армянский обряд , разд. «Церковное пение и гимнография»), в Грузии, Сирии (западносир. традиции - мелькитская и яковитская), в Египте (О. присутствует только в небольшом числе копт. рукописей) и на Западе ( григорианское пение и возникшее на его основе церковное многоголосие). В византийской церковно-певческой традиции В византийской церковно-певческой традиции возникновение и сложение системы О. следует отнести приблизительно к VII-VIII вв.; на это указывают соответствующие рубрики с упоминанием гласовой принадлежности отдельных песнопений в пространной версии иерусалимского Лекционария, сохранившегося в груз. переводе (списки: Sinait. iber. 37, 982 г.; Paris. georg. 3, X-XI вв.; лакургский (кальский) - НПБГ. 40, X в.; латальский - ИЭМС. М 635, X в.; см. изд.: Кекелидзе. Канонарь. 1912; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. 1959-1960). Т. о., есть основания предполагать палестинское происхождение визант. О., к-рому, возможно, предшествовала иная организация церковных напевов (см. в ст. Византийская империя , разд. «Церковное пение»). Существуют предположения, что осмогласный принцип сформировался веком ранее (см. анализ папирусов VI-VII вв.: Troelsgård. 2008. P. 668-679) или даже в IV-V вв. ( Фрейсхов. 2014). Последняя гипотеза может быть подвергнута сомнению, поскольку сведения почерпнуты из списков «Изречений египетских отцов», к-рые датируются значительно позднее (XI-XII вв.), чем собственно тексты (IV-VI вв.) (см. статьи Глас , Византийская империя , разд. «Церковное пение»; Лозовая. Модальный комплекс. 2011. С. 336-337. Примеч. 5). Восемь гласов делятся на 2 группы: 4 основных, или господствующих (κριοι), гласа и 4 плагальных гласа. Основные гласы могли называться также автентическими гласами, в т. ч. в ранних источниках (Sinait gr. 212, VII-VIII вв.; см.: Husmann. 1976; см. также статьи Автентический лад , Плагальный лад ). В трактате «Вопросоответник Псевдо-Иоанна Дамаскина о пападическом искусстве» (предположительно XIV в.) описаны 8 гласов, 4 основных и 4 плагальных: «Вопрос: а сколько существует разновидностей гласов? Ответ: восемь, то есть первый, второй, третий, четвертый и от них плагальные» (Die Erotapokriseis. 1997. S. 72). Финалисы (заключительные звуки напевов) плагальных гласов отстоят от финалисов соответствующих основных гласов на квинту вниз. Плагальная разновидность 3-го гласа в певческих книгах традиционно и почти неизменно называется термином βαρς (низкий), однако в теоретических текстах встречается и термин «плагальный третьего» ( Troelsgård . 2011. P. 61).

http://pravenc.ru/text/2581627.html

Литургия освящения (или верных) состоит из следующих элементов: умовения рук епископом; тропаря тайн (    ); accessus ad altare (в отличие от визант. традиции приближение к престолу совершается без перенесения Даров, к-рые заранее приносятся в святилище священником или диаконом и остаются на престоле покрытыми до эпиклесиса); молитвы иерея перед входом в алтарь; пения Символа веры; диаконской ектении (  ), во время к-рой священник совершает целование престола; священнической молитвы-апологии (  ) и молитвы-благодарения (  ); преподания мира; диаконского призыва перед анафорой («Станем добре»); снятия покрова с Даров и каждения; анафоры; молитвы о мире (ср.: Ин 14. 27). Литургия причащения строится по следующей схеме: священническая молитва перед преломлением Агнца; возношение Агнца; преломление и соединение Агнца после погружения одной его половины в св. Чашу; священническое благословение; диаконская ектения; чтение молитвы «Отче наш»; возглашение «Святая - святым»; общее исповедание веры («Един свят Отец, един свят Сын, един свят Дух! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу во веки веков»); причащение священнослужителей, во время к-рого поется причастен (    ); причащение мирян; благодарственная молитва; молитва «Отче наш»; заключительное благословение (   - печать); раздача евлогии (  ). Таинство Крещения В древности в Церквах сир. традиции был распространен чин Крещения без послекрещального помазания, но с обязательным Причащением как завершением чина ( Brock. 1977, 1979). Совр. чинопоследование сформировалось в VII в., при патриархе Ишояве III, когда стали крестить преимущественно младенцев, а катехуменат был отменен. Чин Крещения делится на 3 части. 1-я по структуре напоминает литургию оглашенных и может совершаться отдельно от Крещения. Она состоит из возложения руки и нанесения знамения Креста (  ) св. елеем из «рога помазания» на лоб крещаемого, во время к-рого поются антифоны, гимн «Тебя, Господи» (    ) и Трисвятое, из чтения Свящ. Писания (1 Кор 10. 1-13 и Ин 2. 23-3. 8), ектении, молитвы возложения рук (  ) и отпуста.

http://pravenc.ru/text/155372.html

Рукоположение Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II. Лицо рукоположенного покрыто тканью, символизирующей его непорочность Рукоположение Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II. Лицо рукоположенного покрыто тканью, символизирующей его непорочность Характер особых церковных степеней в ААЦ носят ученые степени вардапета (на рус. часто переводится как «архимандрит», хотя вардапет скорее то же, что кандидат богословия) и верховного вардапета. Правом присвоения этих степеней обладает только епископ, имеющий степень верховного вардапета; степени присвояются путем особого рукоположения. Вардапет может замещать пустующую епископскую кафедру и пользоваться всеми адм. правами епископа (но не может рукополагать клириков; рукоположения в этом случае совершают по просьбе вардапета епископы соседних епархий). Вардапетом, епископом и католикосом могут стать только безбрачные священники. Чинопоследования рукоположений содержатся в особых книгах (Маштоц дзернадрутеан). Др. священнодействия Изгнание легиона бесов. Лист из " Евангелия врачевания " . Мастер Саргис Пицак. 1353 г. (Матен. 6795. Л. 40 об.) Изгнание легиона бесов. Лист из " Евангелия врачевания " . Мастер Саргис Пицак. 1353 г. (Матен. 6795. Л. 40 об.) С большой торжественностью совершается раз в неск. лет чин освящения мира, к-рое в ср. века в Армении изготовлялось на основе кунжутного, а не оливкового масла (за недостатком последнего), с добавлением нектара из 40 видов цветов; ныне миро варят на основе оливкового масла. Чин освящения храма в арм. традиции имеет тесные параллели с визант. ( Findikyan. The Armenian. P. 75-121), в его составе ( Conybeare. P. 1-25) - следующие основные части: 1) служба накануне дня освящения; 2) обряды входа в храм; 3) установка верхней доски престола; 4) омовение престола; 5) помазание св. миром престола и храма (внутри и снаружи); 6) облачение св. престола; 7) заключительные обряды; 8) совершение литургии в новоосвященном храме. К освящению храма или его частей также относятся чины закладки церкви, освящения врат храма, купели, переосвящения оскверненной церкви или церкви с разрушенным престолом, благословения церковных фресок ( Conybeare. P. 1-3, 26-35); вероятно, перенесения св. мощей (Ibid. P. 242-243). Существуют чины освящения потира и дискоса, облачений, литургических книг, била, напрестольного креста (освящение 2 последних предметов сопровождается помазанием св. миром - Ibid. P. 35-53). Чин пострижения в монашество и сопутствующие чины встречаются в рукописях (Ibid. P. 136-164), но в совр. Маштоце и на практике чины пострижений отсутствуют; сохраняется только институт безбрачного духовенства (часть к-рого проживает в мон-рях). Отпевание священников в ААЦ отличается от отпевания мирян, в частности, тем, что тело усопшего священника помазывается св. миром (Ibid. P. 119-135, 243-293). В Маштоце содержится также целый ряд др. чинов (напр., Причащения больных и умирающих, освящения воды, различных благословений). Жертвоприношения

http://pravenc.ru/text/76130.html

Обозр., 1896, апр. 1-я кн., 14 стр. Из мифических представлений о земле объяснял исповедь стригольников Афанасьев, Поэтические воззрения, I, 143. Тихонравов, ставивший стригольников в прямую связь с «крестовыми братьями» – германскими хлыстами (гейсслерами), сближает исповедь земле русских сектантов с обрядом безмолвного покаяния «крестовых братьев». «Когда они хотели приступить к покаянию, то ложились длинным кругом на землю, и каждый ложился сообразно с своим грехом: вероломный злодей ложился на бок и поднимал у себя над головою три пальца; нарушитель брачного союза ложился на брюхо. Так ложились они, смотря по сделанным грехам; по тому и узнавали, каше грехи кто из них сделал. Когда они улягутся, таким образом, мастер их, начиная где ему угодно, перешагнет через одного из них, ударит его своим жгутом и скажет» слова разрешения. Сочинения, I, 214–216. Проф. Ф. И. Успенский признает наше стригольничество отпрыском богомильской ереси, и исповедь русских сектантов объясняет из обрядов богомильства. «Нам кажется, совершенно излишним усматривать в этой якобы форме исповеди мифологический смысл значения матери сырой земли. Здесь мы должны видеть один из внешних признаков исповеди, который могли наблюдать все желающие, так как и исповедь «богомилов» (подобно молитве у стригольников) совершалась публично под открытым небом. Таким образом, православные могли заметить внешнюю форму без внимания ко всему прочему. У богомилов отмечена сдедующая форма исповеди. В присутствии дьякона один из кающихся произносил следующую формулу: «мы пришли исповедать грехи свои перед Богом и перед тобой, ибо мы много согрешили словом, делом, зрением, мыслями»; при произнесении этой формулы все кающиеся склонялись к земле. Затем диакон произносил освободительный от грехов слова. Весьма вероятно, что в наших обличительных сочинениях правильно передан внешний обряд приклонения к земле, но неправильно отождествлен с исповедью». «Очерки по истории визант. Образованности», 387. – Незатрогивая сложного вопроса о происхождении и сущности доктрины стригольников, мы сделаем лишь общие замечания по поводу двух последних объяснений исповеди сектантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

традиций и институтов. В правление Леовигильда возобновилась традиция основывать города (Реккополь в 578, Викториак в 581), чеканились золотые монеты с именем вестгот. короля (т. н. солиды Леовигильда), монархи занимались законодательством (изданные кор. Леовигильдом законы были, по-видимому, собраны в кодекс (Codex revisus), в котором корректировались отдельные положения законов Эвриха; сам кодекс не сохр.). Правитель облачался в пышные одеяния по примеру визант. императоров, тогда же у королей вестготов появились трон и корона. При Реккареде к имени короля стали добавлять имя Flavius. В актах III Толедского Собора (589) Реккаред именуется «священнейшим принцепсом» (sacratissimus princeps), «исполненным божественного духа», «православным королем» (orthodoxus rex), «пастырем народа», «новым Константином» и «новым Маркианом». В честь короля стали возноситься аккламации (laudes). Была установлена новая система летосчисления - от начала правления кор. Реккареда (см.: «Edictum regis» в актах III Толедского Собора). 75-й канон IV Толедского Собора (633) свидетельствует о введении клятвы верности королю, которую приносил весь народ. Власть вестгот. короля считалась делегированной ему народом в момент избрания. От короля требовалась умеренность во всем, а также готовность защищать правосл. веру. Он должен был быть справедливым, благочестивым и милосердным правителем (3-й канон V Толедского Собора (636)). Трон короля вестготов не мог занимать иноземец (17-й канон VI Толедского Собора (638)). В выборах короля принимали участие высшие должностные лица королевства, представители знати (primates gentis) и епископы; избрание проводилось от лица всего народа и должно было быть единодушным (10-й канон VIII Толедского Собора (653)). Со 2-й пол. VII в. центральным элементом в церемонии избрания стал обряд помазания на царство, происхождение к-рого точно не установлено (впервые упом. при избрании кор. Вамбы в 672, однако описавший церемонию св. Иулиан Толетский явно воспринимал ее как традиционную - Iulianus Toletanus.

http://pravenc.ru/text/674995.html

статью " ACCESSUS AD ALTARE " ) (состоящее из: а) умовения рук священником; б) неск. прошений; в) общего покаянного чина, заимствованного из рим. мессы (первые слова: «Исповедую пред Богом» - перевод лат. «Confiteor...»); г) восхождения священника и диакона на ступень св. престола при пении псалмов 99 и 42 и чтении особой молитвы; д) чтения 2 молитв св. Григора Нарекаци); 4) приготовление евхаристических хлеба и вина. Последняя часть 4) является заимствованием из визант. евхаристического чина, ее порядок: а) завеса алтаря, если есть, закрывается; приготовление даров происходит на жертвеннике или на самом св. престоле; во время приготовления даров хор поет гимн; б) священник возлагает на дискос хлеб и вливает в потир вино, при этом читаются слова: «В воспоминание...» - слова, аналогичные тем, что звучат на визант. проскомидии; в) священник читает надписанную именем свт. Иоанна Златоуста и совпадающую с визант. молитвой протесиса молитву «Боже, Боже наш, пославший в пищу»; г) дары покрывают покровом при чтении псалма 92; д) священник благословляет дары со словами из Евангелия от Луки (1. 35); е) приносится кадило, и священник читает взятую из визант. литургии молитву «Кадило Тебе приношу»; ж) совершается каждение, хор поет гимн на каждение; завеса открывается. Порядок литургии оглашенных ( (?) · . P. 154-169; СДЛ. Т. 2. С. 181-196; Raes. P. 74, 78; Taft. The Armenian. P. 188): 1) начальный возглас «Благословенно Царство» (как в визант. литургии); 2) ([жамамут] - изменяемое входное песнопение: ср. Входной стих , Интроит ; по воскресеньям - визант. тропарь «Единородный Сыне»); 3) призыв диакона к молитве и славословие священника; 4) преподание священником мира; 5) главопреклонение; 6) молитва священника (=визант. молитве 1-го антифона ); 7) пение хором псалма и гимна, обозначаемых термином (полуденный), в это время - 8) чтение священником 2 молитв (=визант. молитвы 2-го и 3-го антифонов) и 9) чтение священником молитвы (=визант. молитва малого входа ); 10) священник вручает Евангелие диакону, диакон, как правило, обходит с Евангелием вокруг престола (аналог малого входа); 11) возглас диакона: «(?)(?)»; 12) пение хором Трисвятого (с изменяемыми, в зависимости от праздника, вставками: «Явившийся нам», «Воскресший из мертвых» и проч., восходящими к сделанной в 471 г.

http://pravenc.ru/text/76130.html

междочасии 1-го часа); псалом 69; стихи псалма 85 (16б - 17), гимн («Христе, Путь, Истина и Жизнь...»), малтанк («Христе, наш прекрасный Путь и Истина...»), молитва, кароз и изменяемая молитва. 3-й час ( (?)(?) [еррорд жам]) должен совершаться в 9 часов утра, соответствует визант. 3-му часу. На нем воспоминается сошествие Св. Духа на апостолов, а также вкушение Евой запретного плода и искупление человечества Иисусом Христом. Состоит из молитвы «Благословен Ты, Святой Дух, истинный Бог. Аминь», псалма 50 (присутствует и на визант. 3-м часе), гимна «Хвалим Тебя, безначальный Отче...», прошений «На каждый час моя молитва: очисти, меня, Господи...» (повторяются также на 6-м и 9-м часах), кароза Ованнеса Мандакуни, молитвы и главопреклонной молитвы, стихов Пс 67. 20-21а (читаются и на 3-м часе визант. обряда), кароза, молитвы, Пс 22; 142. 8б - 12, кароза, молитвы. 6-й час ( (?)(?) [вецерорд жам]) совершается в полдень. Посвящен Богу Отцу, а также распятию Господа Иисуса Христа. Последование: молитва к Богу Отцу, псалом 50, гимн часа «Свет солнца померк в шестой час Пятницы...», кароз Ованнеса Мандакуни, молитва и главопреклонная молитва, стихи псалма 78 (8-9; в визант. обряде - также Пс 78. 8б - 9), кароз и троекратное «Господи, помилуй», молитва, стихи псалма 40 (1-4), псалом 90 (присутствует и на визант. 6-м часе), кароз и молитва. 9-й час ( (?)(?) [иннерорд жам]) должен совершаться в 3 часа дня, посвящен Крестной смерти Иисуса Христа и освобождению человечества от власти ада. Состав службы: молитва «Благословен Святой Сын, Истинный Бог, Аминь», псалом 50, гимн часа «Дневная звезда [т. е. солнце.- С. Н.] разделила Твои страдания...», кароз Ованнеса Мандакуни, молитва и главопреклонная молитва, стихи из книги прор. Даниила (3. 34-35 - те же, что и на визант. 9-м часе), кароз, молитва, псалом 115 (и 116), прошения и молитва об усопших с «Господи, помилуй» (трижды), «Отче наш», заключительная молитва. После 9-го часа в рукописях помещался текст литургии, к-рая должна была совершаться в 10-й час (т.

http://pravenc.ru/text/76130.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010