О пострижении Ильи. Увидел игумен юношу сердечным взором, как от Бога пришедшего, и принял его с радостью, и постриг в монахи. И наречен был во иноках именем Иринарх. И отдал его игумен под начало наставника. Он же пребывал у своего учителя в послушании и покорности, в молитвах и посте. О послании в пекарню. И как закончилось его ученичество, игумен начал испытывать его смирение. И послал его в пекарню. Он же взял благословение у игумена. Пребывая в пекарне, трудился на братию день и ночь в покорности и послушании, терпя насмешки, ни о чем плотском не думая и от духовных не отступая. И приходил в церковь прежде всех братий, а в церкви ни с кем не говорил, и не присаживался во время чтения церковного, но на своих ногах стоял, как твердый камень бриллиант или сапфир. И из церкви от службы не уходил прежде отпуста. О друге его Агафонике. И узнал друг его Агафоник о пострижении его в монахи, и пришел к нему в монастырь проведать его. И пробыл в монастыре у него много дней, и потом Иринарх проводил его из монастыря два поприща, и, поцеловав его и попрощавшись, отпустил его с миром. А сам старец Иринарх возвратился в монастырь, и размышлял по пути про себя, как бы самому ему спастись, и обещал пойти в Кириллов или на Соловки. И был ему голос свыше, сказавший: «Не ходи ни в Кириллов, ни на Соловки: здесь спасешься». И засомневался он в сказанном, и во второй раз тот же голос произнес: «Здесь спасешься». Он же из-за услышанного стал сильно плакать и думал про себя: «Что это будет?» И в третий раз тот же голос свыше проговорил ему: «Здесь спасешься». Он же про себя утвердился, что действительно слышал голос, и оглянувшись, никого не увидал, а слышал голос в третий раз. И пришел в монастырь, пребывая там в послушании, покорности по отношению ко всем неуклонно, и труды к трудам прилагая более первых дней, в ночных молитвах и бодрствовании пребывая, и на земле лежа, мало сну предавался. О пономарстве. Потом же игумен послал его пономарем служить. Он же все с радостью исполнял в монастырских службах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Объяснить такое ничем иным как бесовским внушением невозможно. Но нет ничего удивительного, об этом говорил Христос: «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Мф.24:12 ). Сердце, в котором нет любви, заполняется страстями и пороками. И если в случае с людьми внешними, т.е. находящимися вне Церкви Христовой, все более и менее понятно, то людям воцерковленным хочется задать вопрос – разве Христос учил вас под видом правды нести пороки в массы? Хочется напомнить церковным «правдорубам» слова Христа: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:15-17 ). Как видим из приведенной цитаты, Господь не призывает никого привлекать к решению внутренних проблем людей внешних, делая упор на необходимость решения их внутри церковного сообщества. Но прежде указывает на важность решения дела тет-а-тет. Увы, во многих случаях не только первый и второй пункт данного увещания Спасителя остаются без внимания, но и третий исполняется искаженно. У Паисия Святогорца есть прекрасные слова по этому поводу: «Не нужно создавать проблемы в Церкви и преувеличивать те небольшие человеческие нестроения, которые всегда в ней присутствуют, чтобы не причинить большего зла, чему лукавый только радуется. Тот, кто, заметив небольшой беспорядок, начинает сильно возмущаться и изо всех сил порывается якобы исправить его (в порыве гнева), похож на бестолкового пономаря, который, увидев, что течет свеча, сразу же бросается к ней, желая якобы поправить ее. Но при этом он сметает на своем пути людей и подсвечники, создавая во время богослужения еще больший беспорядок. К сожалению, в наше время много людей, возмущающих Мать Церковь. Те из них, которые имеют образование, приняли догмат умом, а не духом святых отцов. Другие, неграмотные, ухватились за догмат зубами, а потому и скрежещут зубами, когда берутся спорить о церковных вопросах. И так от всех них Церковь получает больших вред, чем от врагов Православия.

http://azbyka.ru/pochemu-ne-vse-hristian...

Одесса, 1901. С. 44. СХИМОНАХ АРТЕМИЙ (†1885) (Память 5 февраля ст. ст./18 февраля нов. ст.)Цит. по кн.: Спасо-Илиодоровский скит... С. 25—28.    Отец Артемий был любимым учеником старца схиархимандрита Илиодора, искавшим уединения, трезвения и молитвы. Отец Артемий, в миру Андрей Витков, уроженец Курской губернии, поступил в Глинскую пустынь в 1863 году, имея от роду 38 лет, и под духовным водительством схиархимандрита Илиодора начал проходить самые трудные послушания, отсекая свою волю и безропотно повинуясь старшим. Всегдашнее благоговение и страх Божий брата Андрея невольно обратили на него внимание сподвижников; через три года он был приукажен и в скором времени после этого пострижен в рясофор.    Ангельский образ он воспринял в 1872 года и наречен был Артемием.    Отец Артемий после десяти лет трудных послушаний назначен был пономарем. Эту должность он проходил с такой же ревностью, как и прежние послушания, и за эту ревность потерпел немало неприятностей и клеветы, но, как истинный подвижник, никогда не оправдывался в обвинениях, зная, что на пути спасения нет лучшего венца, как благодушно терпеть всякое поношение. Апостол Петр говорит: «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца или вор, или злодей, или как посягающий на чужое, а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1Петр.4:14—16). Терпению о. Артемия радовался старец, радовался и о. настоятель. Последний, видя желание Артемия сораспяться Христу и понести все находящее ради преуспеяния в добродетели, и, зная о клевете, не давал ему понять этого, взыскивал, как с виновного. «Пастырь душ, — говорится в «Лествице», — делает вред себе и подвижнику, если не подает ему случаев к приобретению венцов, какие он, по его примечанию, может на всякий час заслуживать перенесением досад, бесчестий, уничижений и поруганий. От этого (неподаяния случаев к венцам) происходит троякий и весьма важный вред: во-первых, сам настоятель лишается награды, которую получил бы за благонамеренные выговоры и наказания, во-вторых, добродетелью одного мог бы доставить пользу другим, но этого не сделал; третий же и самый тяжкий вред состоит в том, что часто и кажущиеся мужественными, терпеливыми и утвердившимися в добродетели, не получая от настоятеля ни обличений, ни поношений, лишаются снисканных кротости и терпения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Он (Христос) учил и творил – непременно и твоя любовь должна быть такова, чтобы добро творить, терпеть, не смущаться в находящих на нас скорбях и во всем всегда Его благодарить, не словами и языком, но самими делами, сердцем, умом; от всей души, крепости и помышления возлюбить Его ты должен. (2; стр. 56–57) Смиряй себя от всего сердца, души и помышления: любит бо Сладчайший Иисус со смиренною мудростию спасающихся и желающих с сердечною и горячею любовию совершенного исправления и хощет всем нам в разум истины приити (см.: 1Тим. 2, 4 ). (6; стр. 143) Мы беспрестанно должны помнить о любви Божией к нам и искать совершенной любви к Нему. Но она снискивается исполнением заповедей Божиих. Если хочешь бить совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною ( Мф. 19, 21 ). Исполняя эти слова, докажешь Ему совершенную любовь. Кто имеет заповеди Мои, – говорит Спаситель Своим ученикам, – и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам ( Ин. 14, 21 ). (2; стр. 55) Век сей не есть покой и почивание, но борьба, рать, торжище, купля, училище, морское плавание; для сих-то причин подвизаться ты должен, не унывать, не быть в праздности, но упражняться в делах Божиих. (6; стр. 142) Сколь благ Господь и милостив Он дал христианам закон не для чего иного, как только на истребление нашей злобы, для очищения от грехов и на побеждение страстей, воюющих против закона Божия. (2; стр. 55) Знай, что на всякую борьбу есть победа. Крепись, ратоборствуй, побеждай, ибо часто противоборствующие силы находят, яко львы, рыкают и ищут, кого бы поглотить, – берегись, да не побежден будешь (см.: 1Пет. 5, 8 ). (6; стр. 142) Мы должны не только сохранять заповеди Божии, но и дары по заповедям приносить, как и отцы святые принесли каждый по силе своей: один пять талант, один десять, другой тридесять. Подобно и мы должны преуспевать в делании добра и в любви Господа нашего Иисуса Христа. (2; стр. 56)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

Поэтому оказывается, что хотя «свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму нежели свет; потому что дела их были злы» ( Ин.3:19 ), поэтому даже свои не приняли Христа ( Ин.1:10 ) и проповедники Христовой истины до нашего времени восклицают словами пророка: «Господи, кто поверил слышанному от нас и кому открылась мышца Господня?» ( Пс.53:1 ). Не все принимают благодать Духа Святого и веруют. Об этом состоянии говорил Сам Спаситель словами пророка: «Огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат и глаза своя сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами и не уразумеют сердцем и да не обратятся, чтобы я исцелил их» ( Мф.13:15 ; Ис.6:10 ). Но и в случае, если благодать принимается, ее действие ведет с живущим в человеке грехом борьбу ( Рим.7:14–24 ), которая может окончиться различно. 62 Поэтому Спаситель «всех человеков» ( 1Тим.4:10 ) «сделался виновником спасения вечного» фактически только «для всех послушных Ему» ( Евр.5:9 ). Русский богослов проф. П.П. Пономарев в начале текущего (ХХ-го) столетия писал: «В отношении к людям значение искупления ставится в зависимость отличного усвоения ими дела Христова. Святоотеческое богословие не держится механического взгляда на искупление, как на дело Христа, которое без всякого личного участия распространяет действие на людей. Там нет положения, что раз Христос совершил искупление, значит de ео ipso [именно потому – прим. сост.] все люди спасены, всем им вменена праведность Христа, не обращая внимания на то, желают ли они или не желают спасения. Там есть лишь положение, что Иисус Христос есть объективный совершитель спасения, Началовождь его, Глава обновленного человечества. Сам пройдя спасительный путь, на котором Он за нас и для нас («за ны» и «нас ради человек») победил тление, смерть и диавола, Христос в то же время заповедал идти тем же путем спасения – Его последователям, но только не одиночно, а вместе с Ним, Основоположником спасения – путем усвоения Его дела, Его праведности. В Нем – Христе – человечество уже представлено Богу, примирено с Ним; но в отношении к каждому человеку в отдельности обожествления еще нет (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Преподобный Роман, именуемый сладкопевец, смолоду начал угождать Богу, живя в девстве и целомудрии. Он был пономарем в Софийской церкви г. Константинополя. Хотя св. Роман и не знал книжного писания, но был премудр добрыми делами, которыми превосходил премудрых книжников. Он был один из тех, о которых сказал апостол Павел: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых ( 1Кор.1:27 ). Патриарх Евфимий полюбил Романа за его добродетельное житие и, видя труды его по церкви, давал ему равную часть с клириками. Между тем последние стали роптать на патриарха, говоря: «невежду сравнял с нами!» Поэтому ненавидели св. Романа и причиняли ему всевозможные огорчения. Однажды, в навечерие праздника Рождества Христова, когда был в церкви сам царь, а Роман ставил в церкви свечи, вдруг клирики схватили Романа и потащили на амвон, со словами: «равной части ты с нами удостоен, так, взошедши на амвон, воспой богохвальную песнь, подобно тому, как и мы». Это они сделали из зависти, желая посрамить его, потому что знали, что Роман, как необразованный, не может сделать того. Роман, получивши такое оскорбление при царе и при всем народе, горько заплакал. По окончании пения, когда все вышли из церкви, св. Роман упал на колени пред образом Богоматери и с плачем и рыданием долго молился. Потом, когда, пришедши домой, он немного уснул, явилась ему во сне Пресвятая Владычица Богородица, Которая есть утешение всем скорбящим, и, держа в руке маленький книжный свиток, сказала ему тихим голосом: «открой уста!» Когда он открыл уста, Владычица вложила свиток и сказала: «проглоти его!» Роман проглотил хартию (бумагу) и тотчас же проснулся и никого уже не видел. Сердце же его исполнилось неизреченной сладости и утешения, а в уме своем ощутил книжное разумение, какое сообщила ему Дева Богородица. Св. Роман, исполненный премудрости, стал со слезами воздавать благодарение своей Учительнице за то, что Она в малое время научила его более, чем кто через много лет разумеет. Когда настало время всенощного бдения (под Рождество Христово), то он с радостью пошел в церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Принять все меры к тому, чтобы больше этого не было. Я лично знаю Нургалиева, неоднократно выезжал с ним в командировки. Вижу в нем высокого профессионала. Он настолько против коррупции, что готов принимать любые жесткие меры, чтоб ее победить. Лучшего профессионала среди министров за все время моей службы в органах внутренних дел (а стаж у меня 32 года) я не знаю. Даст Бог, он проработает еще немало лет. Конечно, если идти в русле западных настроений - кто-то совершил преступление, а министра в отставку - такая чехарда начнется в правительстве! Если это сам министр совершил преступление, то лишь тогда его нужно отправлять в отставку. А если он не виноват, то нужно очистить ряды тех, кто непосредственно отвечает за воспитание кадров, осуществляет надзор за деятельностью полицейских. Нургалиев - опора для Путина , и, думаю, он долго еще будет работать. Надо посмотреть, кто призывает к отставке Нургалиева? Кто готов клевать его при каждом удобном случае и валить на него вину за все происшествия? Так называемые правозащитники, «грантоеды», прежде всего, Алексеева и Пономарев? Раз такие люди призывают к отставке Нургалиева, значит, он на своем месте! Если они против него, значит надо радоваться, что он на месте и работает. Надо понимать, что требование отставки Нургалиева - это очередной накат на Путина. Но у российской власти руки крепкие, и, я надеюсь, что она не сдастся. Я неоднократно был в Общественном совете и наблюдал работу Нургалиева. Он очень грамотный специалист, скрупулезный в работе и отзывчивый на просьбы коллег. Этот профессионал на своем месте. Нам повезло с министром внутренних дел. Таких министров можно было найти в России только до революции. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 15. Ответ на 4., Булгарин: " начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/03/15/et...

прот. Константин Буфеев 9. Гигантские змеи – драконы «Диавол-искуситель в образе дракона». Фрагмент пономарской двери. Поволжье. Середина XVII в. ФААП В настоящей главе приведен ряд библейских и житийных примеров, говорящих о существовании гигантских змеев (как их называли по-русски) или драконов. Данные факты представляются нам не менее достоверными или, по крайней мере, не менее достойными внимания исследователей, чем коллекции динозавров, собранные в палеонтологических музеях. Не касаясь специальных вопросов геохронологии и классификационных признаков описанных ниже ящеров, отметим, что как Священное Писание, так и святоотеческое Предание доносят до нас вполне определенные сведения о драконах. Нижеприведенные свидетельства выглядят не более фантастическими и невероятными, чем все прочие, представленные в нашей книге. 9.1. Свидетельства о существовании гигантских змеев В книге Иова описываются два весьма крупных животных, каждое из которых мало похоже на известные науке виды. Одно из них именуется бегемотом , но его не следует путать с известным африканским животным гипопотамом, которого можно встретить во многих современных зоопарках. Библейский бегемот – зверь несравненно более грозный и могучий. Иов, гл. 40 10. Но убо се, зверие у тебе, траву аки волове ядят ; 11. Се убо, крепость его на чреслах, сила же его на пупе чрева; 12. Постави ошиб яко кипарис, жилы же его яко уже сплетены суть; 13. Ребра его ребра медяна, хребет же его железо елияно 14. Сиесть начало создания Господня; сотворен поруган быти Ангелы Его; 15. Возшед же на гору стреминную, сотвори радость четвероногим в тартаре; 16. Под всяким древом спит, при рогозе и трости и ситовии; 17. Осеняют же над ним древеса велика с леторасльми и ветви напольныя; 18. Аще будет наводнение, не ощутит; уповает, яко внидет Иордан во уста его; 19. Во око свое возмет его, ожесточився продиравит ноздри. 10. Вот бегемот , которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; 11. вот, его сила в чреслах го и крепость его в мускулах чрева его; 12. поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бёдрах его переплетены; 13. ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; 14. это – верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой; 15. горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют; 16. он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах; 17. тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его; 18. вот, он пьёт из реки и не торопится; остаётся спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его. 19. Возьмёт ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Проходит время, попривыкли – уже не та ревность, уже на прочих прихожан смотрим свысока. Становимся «особами приближёнными». Вместе с этим уходят трепет, благоговение и страх Божий, появляется небрежность в исполнении. Службы кажутся всё длинней. Мы ленимся, а диавол неутомим. Приходят мысли, что ничего-то тут особенного в алтаре нет, да и батюшку уже ближе знаю, такой же человек, как и другие. Замечаются недостатки в нём и его служении. Дух осуждения допущен в сердце, свил гнездо и ищет выхода. Уста начинают источать отнюдь не миро, по слову: «язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда» (Иак. 3, 8). Если вовремя не исповедать грех осуждения, язык не удержать. Будешь открывать наготу того, кто тебе доверил труд в церкви, кто молится о тебе, и закончиться это может «кораблекрушением в вере». Апостол Павел предостерегает: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр. 12, 15). Это не фантазии, а мой личный опыт. Давно уже по болезни за штатом. Весной и летом прошлого года Господь дал силы ездить на службу, бывало, в алтаре были вдвоём с батюшкой, кроме меня, пономарить было некому. Прежде привычное, обыденное дело уже не казалось обыденным. Было благоговение. Радостью и благодарностью к Богу наполнялось сердце: Господь дал ещё немного послужить у престола, разжечь и подать кадило, почитать записки или зажечь свечу. Молилось легко. Помнил о том, что завтрашний день в руках Господа, может быть, последний раз вошёл в алтарь, поклонился престолу. Молюсь о тех, кто сегодня несёт послушание в церкви, чтобы ценили эту возможность быть в труде Божием. Господь вводит нас в Святая Святых по благодати, а не по заслугам, и надо быть верным в том малом, что нам доверяет батюшка. Помня слова Господа: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25, 23). В большом легче быть верным, чем в малом, там бодрствуешь, молишься, прежде чем что-то сделать. В малом же бывает лёгкость, дело привычное. Не думал Хам, что его поступок будет иметь такие последствия. Помни об этом, православный, нужно бодрствовать и молиться о наших пастырях, а не открывать наготу их, и без нас много есть охотников сделать это.

http://pravoslavie.ru/38113.html

Рейтинг: 9.9 Голосов: 1041 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Михаил 13 июня 2019, 18:37 Спаси Господи за статью, владыко Григорий))) Вспомнилось мне о том как Господь красиво говорит: " Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. " (Евангелие от Луки 6-35,36) рБ Марина 12 июня 2019, 23:16 СПАСИ ГОСПОДИ ВЛАДЫКА ГРИГОРИЙ ЗА СТАТЬЮ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ!!!ПРОСТИ нас ГОСПОДИ и ПОМИЛУЙ!!! евгений 12 июня 2019, 23:10 Как красиво!!! Господи,благослови возлюбить Тебя и просветиться Светом Твоим++++++++++++++ Алексей 12 июня 2019, 17:45 Благодарю вас! Максим М. 11 июня 2019, 13:36 Спаси Господи! Страшен для врагов воин, который идет в бой без ненависти и вражды, а просто потому что должен защитить слабых и безоружных. Такой воин имеет уважение даже у заклятых врагов. Помню историю времен ВОВ, когда один солдат в течение двух дней останавливал танки. Немцы с почестями его похоронили, как героя, хотя он большой урон им принес. Р.Б. МАРИНА 11 июня 2019, 11:39 ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ ! ПОМИЛУЙ НАС ГРЕШНЫХ ! Мария 11 июня 2019, 09:30 А если бы тот перс не в равном бою убивал противников, а подло, из за спины втыкал бы им нож в печень? Или действовал бы против одного в стае из восьмерых человек? Храбрость, мужество, благородство всегда ценились, в истории есть и другие примеры. Но теперь это так редко встречается. И как показывает реальность - храбрые и благородные гибнут быстро. И тут не забыть нашего святого- «кто к нам с мечем придёт - тот от меча и погибнет!» р.Б. Сергий 11 июня 2019, 08:44 Тяжело и трудно преодолеть свою " самость " ,тем более,зачастую мы путаем смирение с самоуничижением,а это-совершенно разные понятия. Но дай Бог,хотя бы к концу жизненного пути приобрести мужество смиренного сердца. Давид Пономарь 11 июня 2019, 08:42 Господь дал нам оружие, единственно полезное и нужное нам на нашем поле брани. Но мы зарыли его в землю и выходим на это поле с голыми руками, надеясь в этой битве победить. Оружие это - любовь. Лишь единицы не выпускают его из рук и остаются победителями и в этом мире, и в горнем. " Страшную " силу этого оружия знает враг человеческий и делает всё, чтобы нас обезоружить. Дай Бог нам мудрости и стойкости во владении этим удивительным и универсальным средством - любви друг к другу, тотальный дефицит в котором и есть начало всех наших бед...

http://pravoslavie.ru/121730.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010