Здесь же: священного иерея Левонтея из Глыбочки. Роды: Селиверста Гулянова – вязмитина, 490. брянского протопопа Алексея Ивана (sic), вознесенской во(ло)сти деревни Чертавич Василья Халеева. Роды: старца Феогноста Матвеева, старца Тарасия. Тиши Выходова из Торлопова, Офанаса Шугаева из Меркулова, Истомы Васильева сына из Комарич, деревни Саломеной Сергея Осипова, Петруши Бородина села Кричипа, Василия Мелехова с Поповки, 500. Зомятни Минаева-москвитина, Лукьяна – московской человек. Роды: Филата туленина. Тимофея Борисова Пузана, Василия Иванова сына Горезина, Луньки Воиловского, что жил в Супоневе, Юрья Нестерова сына деревни Дынной, Никольского попа Алексея села Невдальска, Власа Зевнева(?) деревни Промклева, свинского игумена Ионы. 510. Ивана Гнидина Белёвской вотчины, Павла Алексина из Комарич, монастырьской. Юрья Синцова, Богдана Федосьева Донского казака, Ивана Алексеева сына-руковичника, Гриди Гаврилова из Меркулова, да Шугаевых. Романа Юрьева сына, водовоза, Евсевия Сосленки(?). Богдана Рнельцова из Коростовок, Корачевского уезду села Сомова Семёна Вандышева. 520. Ивана Васильева сына Сысоева, да Федоса Кузьмина сына, вязмичи. Роды: старца Ерофея с Тимоновкы, Андрея Толчина, старца Ондреяна, Ивана Васильева сына Буцнева, Давида Вытескава села Глубочки. Беляев с Тимоновки, старца Илинарха Иванова сына Июдина, свинского монастыря пономаря Денисия, Лари Шевырева, московского торгового человека Василия Шорина. 283. Роды: курского строителя старца Сергея, диакона Захария Правдина, можаитина, дьячка Путилы Ефремова, Василия Чупруна белёвския монастырския вотчины, Андрея Лаврентьева сына из Комарич деревни Шаровы, Марфу – изо Брянска, вдова; убьенного Ивана-из богадельни. Роды: Фёдора Ефремова Подбужской волости, Семёна Андреева сына, Козельского уезда деревни Сусеи. 540. старда Селивестра да старца Арсения, карачевцев, а пострижеников Свинского монастыря ...В полон взятых; Пелагею, Захария, Акилину, Василису, Иноку-схимницу Марфу – в Руси преставися. Роды: служки монастырьского Ильи Исаева, Павла Устинова старого почепца, рыленина Ивана Фомина, Вознесенския волости Оптины Рыкова, Дорофея Михайлова сына Копосова-вязмитина, Лариона Кузмина сына-вязмитина, Стефана Афанасьева сына Калуги, старца Дорофея Свинского монастыря, Терентия из трубчен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Симеона в храме в Родинаули в сан протоиерея. Сщмч. Симеон был женат на Екатерине Виссарионовне Дгебуадзе (род. в 1866), имел шестерых детей: Виссариона (род. в 1893), Варвару (род. в 1895), Бидзину (род. в 1903), Димитрия (род. в 1904), Анастасию (род. в 1907), Нину (род. в 1910). Арх.: НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 57663. Ист.: Журналы заседаний Временного правления Грузинской Православной Церкви, 13 марта - 14 сент. 1917 г./Сост., предисл., коммент., биогр. справки: Н. Шиолашвили, И. Арабидзе. Тб., 2016. С. 361-363 (на груз. яз.). Священномученик Виссарион Сщмч. Виссарион Кухианидзе. Фотография. 1898–1899 гг. Сщмч. Виссарион Кухианидзе. Фотография. 1898–1899 гг. Софронович Кухианидзе [груз. ], протодиакон, род. в 1870 г. в семье псаломщика. Окончил Кутаисское ДУ и поступил в Тифлисскую ДС. 3 февр. 1893 г., находясь на 3-м курсе, бросил обучение и 20 мая был назначен псаломщиком кутаисского кафедрального собора во имя св. блгв. кн. Александра Невского. 21 дек. 1893 г. назначен младшим пономарем; 18 авг. 1895 г.- старшим пономарем. 20 мая 1896 г. еп. Алавердский Виссарион (Дадиани), который в то время управлял также Имеретинской епархией, рукоположил его во диакона и оставил в штате собора как пономаря. 5 июля 1897 г. переведен на должность псаломщика. 2 июля 1898 г. назначен временно исполняющим обязанности протодиакона, 23 апр. 1899 г. утвержден протодиаконом. 15 марта 1900 г. избран членом Комитета помощи детям, лишенным родительской заботы, духовных лиц Имеретинской епархии, 30 нояб. 1912 г. стал казначеем этого комитета. Был женат на Элпиде (род. в 1873), дочери свящ. Тарасия Ткешелашвили, которая скончалась в молодом возрасте. У протодиак. Виссариона было пятеро детей: Ксения (род. в 1896, окончила Имеретинское епархиальное училище), Михаил (род. в 1898, окончил Кутаисскую дворянскую гимназию), Кетеван (род. в 1900, окончила Имеретинское епархиальное уч-ще), Мариам (род. в 1904), Тамара (род. в 1905). Арх.: НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 53115, 57663. Г. Мачуришвили Рубрики: Ключевые слова: АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) ГРИГОРИЙ (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 1899 -1942, концлагерь Освенцим, Польша), архим., сщмч. Грузинской и Польской Церквей (пам. груз. 23 нояб.)

http://pravenc.ru/text/2564632.html

Таким образом, это – пересмотренное и исправленное издание, или точнее – перепечатка Пролога, исправленного монахом Ефимием и изданного в 1659 г. (см. у Петрова, указ. соч. стр. 6 – 7), но с некоторыми дополнениями. Сравнительно с первым печатным Иосифовским изданием (1641 г.) в нем исправлен язык, окончание слов и поучений – «во веки веком» или совсем устранены или заменены словами – «во веки веков», поправлены некоторые жития и повествования, приводятся многие жития русских святых, не находящияся в первом издании, – но во всем остальном – и в апологической части, и в церковноучительной – это издание ничем не разнится от первого и других предшествовавших и может считаться лучшим, именно как исправленное. В нашей работе все цитаты приводятся по этому изданию. Для удобства, сентябрьскую половину мы приводим как 1 том Пролога, а мартовскую как 2 том. 7 В Исторической преемственности Прологов указывают четыре вида их: «одни, самые древние, только с житиями святых; другие, кроме житий, содержат поучения и краткие стихи; в-третьих – жития и поучения; в-четвертых – прибавлены жития русских святых, сперва не многих, потом в XVI в. уже многие» (Филарет, указ. соч. стр. 55). В печатных Прологах сделаны были новые добавления. Так, напр. в издании Пролога 1675–1677 г., кроме обширного жития Алексия, человека Божия, переведенного с греческого Арсением греком в 1659 г. (т. 2 л. 60 об. – 101), и жития Феодора Стратилата, также вновь переведенного с греческого (ibid. л. 397 – 406 об.), в конце, в приложении, помещены для чтения «по кафизме» – обширное повествование о жизни и чудесах святителя Николая Угодника и большие слова Андрея, архиеп. Кипрского на д. Рождества Богородицы, похвальное слово св. Иоанну Златоусту (13 ноября), слова Тарасия (на Введение во Храм), архиеп. Константинопольского, Афанасия Александрийского (на Рождество Христово), Прокла, патр. Константинопольского (на Богоявление, два слова), Кирилла Александрийского и неизвестного на день памяти «св. Алексия, архиепископа Киевского и всея России» (2 февр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

И было некое смотрение Божие к гражданам. Недалеко от города за Днепр-рекою в Печерском монастыре преславно явилась Пречистая Богородица пономарю и сказала: о человече божий! скоро изъиди ко оному кресту, где молится угодник мой Меркурий, и рцы ему: зовет тебя Божия Матерь!» Пономарь отправился, нашел его молящимся у креста, и назвал по имени: «Меркурие!» – А тот ответствовал: «что ти есть, господине мой? – И сказал ему пономарь: «иди скоро, брате! тебя зовет Божия Матерь в Печерскую церковь !» – И пошел богомудрый Меркурий во святую церковь, и увидел там Пречистую Богородицу на золотом престоле со Христом в недрах своих, окруженную ангельским воинством. И пал он к ногам ее с великим умилением и ужасом. Божия Матерь восставила его от земли и сказала ему: «Чадо Меркурие, избранниче мой! Посылаю тебя! иди скоро, сотвори отмщение крови христианской; ступай, победи злочестивого царя Батыя и все войско его! Потом придет к тебе человек, прекрасный лицом: отдай ему в руки все оружие свое, и он отсечет тебе голову; ты же возьми ее в руку свою и ступай в свой город; там примешь кончину, и положено будет твое тело в моей церкви». Меркурий сильно востужил о том и восплакал, и говорил: «О Пречистая Госпожа Богородица, мать Христа Бога нашего! Как же я, окаянный и худой, непотребный раб твой, могу быть силен на такое дело! Разве недостало Тебе небесных сил, о Владычица, победить злочестивого царя?» Потом взял он от нея благословение, и весь вооружен был и отпущен, и, поклонившись до земли, вышел из церкви. И нашел там прехраброго коня; сел на него и выехал из города. Достигши полков злочестивого царя, Божиею помощью и Пречистой Богородицы, побивал он врагов, собирая пленных христиан и отпущая их в свой город; и скакал по полкам, как орел летает по воздуху. Злочестивый же царь, видя победу над людьми своими, одержим был страхом и ужасом, и скоро бежал от города того без успеха, с малою дружиной. И ушел он в Угры, и там был убит царем Стефаном. Тогда предстал Меркурию прекрасный воин. Меркурий поклонился ему и отдал все свое оружие: потом преклонил свою голову и был усечен. И так, блаженный, взяв голову в одну руку, а другою ведя коня своего под устцы, пришел в свой город, безглавен. Люди же, смотря на него, удивлялись Божию устроению. И так дошел он до Мологинских ворот. Некоторая девица, вышедши по воду, увидела, как святой идет без головы, и начала его нелепо бранить. Он же в тех воротах лег и честно предал душу свою Господу, а конь его стал невидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Разделы портала «Азбука веры» Монастырь (от греч. μοναστριον (монастирион) – уединённое жилище) – 1) место жительства и подвижнической деятельности монашествующих , объединенных братскою любовью во Христе, подчиняющихся требованиям единого устава ; 2) община монахов (монахинь) какой-либо монашеской обители. Как община, монастырь имеет свое внутреннее устройство. К основным должностным лицам монастыря относят настоятеля , казначея, духовника, благочинного, ризничего, эконома. Должностными лицами монастыря также являются регент, экклесиарх (старший пономарь), свечник, лавочник, пономарь, звонарь, письмоводитель, библиотекарь, рухлядный, просфорник, трапезник, гостиник, больничный. Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора никакой прежний моральный образ жизни не препятствует христианину оставить мир и вступить в монашество ради исправления и спасения души. Поступивший в монастырь становится новоначальным и проходит испытание. Если после испытания он оказывается достойным, то постригается в монашеский чин. Высший чин монашеской жизни – великая схима . Монастыри подразделяются на мужские и женские. Особо крупные монастыри принято называть лаврами. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине. Киево-Печерский монастырь – первый монастырь на Руси (XI в). из Устава Свято-Троицкого Тюменского мужского монастыря Православный монастырь – это христианская община, строго живущая по заповедям Божиим, ищущая духовного совершенства в делах христианской жизни. Основой монашеского духа служат слова Самого Господа Иисуса Христа : «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мной» ( Мф.19:21 ) положенные в основу обета нестяжания. Дающий обет послушания и отречения от своей воли и от своего мудрования должен основывать оный на слове Господнем: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ). Дающий обет целомудрия должен внимать слову Христову: «Кто может вместить, да вместит» ( Мф.19:21 ) и слову Апостольскому: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу» (1Kop.7:32).

http://azbyka.ru/monastyr

сост. П.В. Пономарёв Преподобный игумен Назарий Приснопамятный подвижник был восстановителем Валаамского монастыря, пришедшего в упадок к средине XVIII века. Он родился в 1735 году на Тамбовщине. Начало подвигам положил в Саровской пустыни. В 1782 году был направлен на Валаам. Жертвенными трудами игумена Назария древняя обитель достигла мощного духовного расцвета, стала образцовым монастырем не только России, но и всего православного мира. Даже приходившие сюда афонские иноки предпочитали Валаам монастырям Святой Афонской Горы. По пламенной молитве отца Назария Господь совершил много чудес. Божий угодник лично содействовал восстановлению десятка других русских монастырей, воспитал множество выдающихся последователей, развернул обширную просветительскую и миссионерскую деятельность. Он в числе первых занимался изданием драгоценного «Добротолюбия». Избранные им миссионеры успешно распространили Православие в Америке, основали на Аляске Новый Валаам. Его ученик, преподобный Герман Аляскинский, стал первым канонизированным американским святым. Как строгий аскет, игумен Назарий всегда стремился к уединению в пустыне. В 1804 году, достигнув высокого духовного совершенства, старец-игумен испросил увольнения с настоятельского послушания и удалился на безмолвие в Саровские пределы, чтобы окончить подвиг там, где его начал. 23 февраля 1809 года он мирно преставился. Погребен был рядом с могилой своего духовника. Надо знать, что без добрых дел любви к Нему не окажешь, потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будучи ( Рим. 2, 13 ). (2; стр. 55) Если любишь Христа Бога, терпи, якоже Он претерпел, и твори все то, что Ему угодно. (6; 141) Мы должны иметь к Нему любовь и послушание, которых Он от нас требует. Не Сам ли Он Своими пречистыми устами говорит: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя ( Лк. 10, 27 ). И святой Моисей говорит: И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей... и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою у и ложась и вставая ( Втор. 6, 6–7 ). (2; стр. 55)

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

13. Вернулся тогда из плена и юноша Василий. Пленен он был при императоре Льве и Михаиле Аморийце 1010 , а вернулся при императоре Феофиле, когда ему было 25 лет 1011 . Возвратившись же в свою землю, он поступил на службу к стратигу Македонии по прозвищу Цандз, но, не получив от него никакой платы, пришел в Город, к Золотым воротам. Войдя, он, уставший от путешествия (а было воскресенье, и солнце клонилось к закату), прилег в галерее Святого Диомида, ведь тогда эта церковь была соборной 1012 , и был в ней пономарь по имени Николай. 14. В эту ночь божественный голос позвал пономаря: «Встань, введи в храм императора». Тот, поднявшись, не нашел никого, кроме этого самого Василия, лежащего как нищий, и, вернувшись, упал на свою постель. И вот снова второй раз пришел к нему такой же голос. Он, выйдя, осмотревшись и никого не найдя, вернулся, закрыл ворота и лег. И тотчас некто ткнул его мечом в бок со словами: «Это и есть император!» Тогда, быстро выйдя в трепете и найдя Василия с сумой и посохом, он ввел его внутрь церкви. На второй день, отправившись с ним в баню, он переодел его и, придя в церковь , устроил братотворение, и они радовались друг с другом. 15. А у этого Николая был брат врач, который служил у Феофилицы. Придя по случаю к своему брату, врач увидел Василия и, поразившись его росту и отваге, спросил брата, откуда он. А тот рассказал ему обо всём и попросил хранить тайну. Когда врач сидел за столом с Феофилицей, и тот рассуждал про себя: «Не могу я найти подходящего человека для своих коней», врач встал и сказал своему господину об отваге Василия и то, что «он такой, какого ты желаешь и ищешь». Тогда тот, послав, быстро призвал его. И вот, увидев, что у него кудри и большая голова, он прозвал его Кефала 1013 и поручил ему ухаживать за своими конями. Таким вот образом, как было сказано, по этой самой причине он и передал его императору Михаилу. Досюда о возрастании Василия. 16. Император же, введя Василия, сказал своей матери с радостью: «Ступай, посмотри, мать, какого молодца я нынче заполучил». Она же, выйдя и увидев его, повернулась и сказала своему сыну: «Это, сын мой, тот, кому предстоит уничтожить наш род». Но он нисколько не поверил своей матери, сказавшей такое, и даже не стал слушать ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся. 2. Пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу. 3. Внегда исчезати от мене духу моему, и Ты познал еси стези моя. 4. На пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне. 5. Смотрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене. 6. Погибе бегство от мене, и несть взыскаяй душу мою. 7. Воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых. 8. Вонми молению моему, яко смирихся зело: избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене.   Голосом моим ко Господу воззвал я, голосом моим ко Господу помолился. Излил пред Ним моление мое; печаль мою открыл Ему. Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня. Смотрю на правую сторону и вижу, что никто не признаёт меня. Не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей. Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты – прибежище мое и часть моя на земле живых. Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог: избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня. (Псалом 141-й.)    Пение Октоиха, последовательно с 1 по 8 глас, начинается с Недели, то есть с воскресенья, которое следует за Неделей Всех святых, и продолжается по 5-ю Неделю Великого поста. Исключение составляют двунадесятые Господние праздники как в седмичные дни, так и в Неделю (воскресенье), когда вся служба идет по Минее, а также в двунадесятые Богородичные праздники и в предпразднства всех двунадесятых праздников, совпадающих с седмичными, но не с воскресными днями (Неделей).    Во время пения «Господи, воззвах» и стихир диакон совершает каждение алтаря, всего храма и молящихся. Приняв кадило, диакон влагает в него ладан при благословении священника «Кадило Тебе приносим...» и совершает крестообразное каждение престола, затем горнего места, жертвенника и икон по сторонам южной, северной и западной, также кадит братию в алтаре на южной и северной сторонах. Далее выходит на солею северной дверью и кадит местные иконы, клиросы, молящихся и весь храм, начиная с икон на южной стороне солеи. Диакон заканчивает каждение пред царскими вратами и местными иконами, входит в алтарь южной дверью, снова кадит престол, предстоятеля и, помолившись на горнее место, отдает кадило пономарю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

329 Иоанн Златоуст. Беседа, сказанная в старой церкви... 2–4 (PG 51, 373–375). Рус. пер. С. 385–387. 339 Комментарий Оригена на Послание к Галатам не сохранился, за исключением небольших фрагментов. Сравнение этих фрагментов с толкованиями Иеронима позволяет сделать вывод о близости обоих толкователей и о том, что Иероним многое заимствовал у Оригена . См.: Pollman Κ., Elliott М. W. Galatians in the Early Church. P. 48. 345 Первое послание к Коринфянам, как считается, было написано в 54 или 55 году. См.: Пономарев А. В. Коринфянам послания. С. 32. 348 См., в частности: Евсевий. Церковная история 2, 25, 8. С. 76–77 (со ссылкой на Дионисия Коринфского, жившего во II веке). 351 Там же 3, 30, 1. С. 107. О четырех дочерях Филиппа упоминается в Деян. 21:9 . Относительно семейного статуса Павла Климент делает выводы, противоположные тем, которые впоследствии утвердятся в церковной традиции: слова «или не имеем власти иметь спутницею сестру жену» он понимает в том смысле, что жена у Павла была, но он не брал ее в путешествия. Мнение о безбрачии Павла основывается главным образом на 1Кор. 7:1–9 («А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины... Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак...»). 353 Феодорит. Толкования на Послание к Римлянам 1 (PG 82, 56). Рус. пер. Библейские комментарии отцов Церкви. Новый Завет. Т. 6. С. 36–37. 355 Климент Римский . Первое послание к Коринфянам 5 (Die Apostolischen Väter. S. 35–36). Рус. пер. C. 114–115. В своем послании Климент демонстрирует знание богословского учения Павла. См.: Pervo R. I. The Making of Paul. P. 129. 358 См.: Никифоров М. В. и др. Ириней, еп. Лионский. С. 422. Указание на казнь в 202 году впервые встречается в XVI в. у Цезаря Барония (там же. С. 445). 374 Возможен также перевод «выдающемся вперед, торчащем». Очевидно, эта двусмысленность у Пруденция намеренная. Ср. ниже слова о «возвышенной смерти» (celsae mortis), которые можно понимать также как намек на способ совершения распятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

 В Священном Писании служение церковных вдовиц упомянуто в 1Тим. 5:9–11 : Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. Служение церковных вдовиц упоминается также в ряде правил: Карф. 38 (47), Вас. Вел. 18 и 24. На церковный статус церковных вдовиц более всего света проливает 24-е правило Василия Великого , в котором, в частности, говорится: «Вдову, причтенную в число вдовиц, то есть от Церкви снабдеваемую, апостол повелевает оставити без попечения, аще посягнет за мужа… Вдова шестидесятилетняя, аще паки восхощет сожительствовати мужу, да не удостоится приобщения святыни, доколе не престанет от страстныя нечистоты. Аще же, прежде шестидесяти лет, причтем ее в число вдовиц, то наша вина, а не жены сия». Из этого правила вытекает, что если вдова, посвященная в чин церковных вдовиц, пожелает вступить в брак, то, во-первых, она лишается содержания со стороны христианской общины, а во-вторых, по толкованию епископа Никодима (Милаша) на данное правило, «таковую сумасбродную женщину надлежит лишить святого причащения до тех пор, пока не перестанет сумасбродствовать и не излечится от нечистой страсти». Это прещение, однако, не распространяется на пожелавшую выйти замуж вдову, посвященную в церковные вдовицы в возрасте до 60 лет, поскольку такое посвящение совершено было вопреки ясному указанию апостола Павла. Это уже вина епископа, совершившего незаконное поставление. Поскольку церковные вдовицы и диакониссы упомянуты в одном ряду в 40-м правиле Трулльского Собора, то сказанное о диакониссах в 19-е правиле 1 Вселенского Собора одинаковым образом касается и церковных вдовиц: «Они никакого рукоположения не имеют, так что могут совершенно быть счисляемы с мирянами». Вальсамон в толковании на 24-е правило Василия Великого пишет о том, что церковные вдовицы носили «мирское одеяние». В этом можно видеть еще один аргумент в пользу того положения, что церковные вдовицы хотя и составляли определенный церковный чин, но при этом не принадлежали к числу клириков, подобно тому как не принадлежали к клирикам древние копиаты, или фоссоры (гробокопатели), как не принадлежат к клиру и современные пономари или певчие, хотя, в отличие от современных пономарей, алтарников или певчих, древние церковные вдовицы, равно как диакониссы и пресвитериссы, имели некое посвящение в свой чин.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010