И вопроси его святый Варлаамъ чюдотворецъ, како видлъ видние над Великимъ Новымъ-градомъ. Пономарь же начат повдати святому Варлааму, еже вид множество безчисленое аггелъ Божиих, с небесе стрлы огнены испущающихъ на множества людей. Начатъ же прподобный Варлаамъ молитися Господу Богу и Пречистй Богородицы и всмъ святымъ со слезами и с великим умилениемъ. И глагола чюдотворецъ Варлаамъ к пономарю Тарасию: «Брате, за молитвы Пречистыя Богородицы и всхъ святыхъ ради молитвъ пощадилъ Господь Богь людей своих, еже не погубилъ потопомъ града, но посылаетъ Господь Богь на люди моръ – казнь, но с милостию, рекше с покаяниемъ. Самъ рече Господь во святм Евангелие: “В чемъ тя застану, в том тя и сужу”. И будетъ моръ три лта». Еже и бысть в т три лта Божие посщение – моръ. И паки помолися святый прподобный Варлаамъ на многъ часъ, и посла третие пономаря на церковь : «Что увидиши над градомъ?» По словеси же чюдотворца Варлаама взыде на церковь пономарь и вид тучю огнену надъ градомъ, и паки бысть в велиц ужас. И сниде съ церкви пономарь, и вшед в церковь святаго Спаса и видитъ пономарь чюдотворца Варлаама молящася Богу. И вопроси прподобный Варлаамъ пономаря, что видлъ над градомъ. Пономарь же нача повдати святому прподобному Варлааму, еже вид над Великимъ Новымъ-градомъ тучю огненну. И чюдотворецъ Варлаамъ рече пономарю: «По трех лтехъ посл мору будет пожаръ силенъ в Великомъ Новграде, Торговая сторона вся погоритъ, 451 и множество много людей згоритъ, понеже, брате понамарю Тарасии, Пречистая Богородица со всми святыми умолила сына своего и Бога нашего Иисуса Христа и избавила град свой от потопа». И помолився преподобный Варлаамъ Господу Богу и Пречистй Богородицы и всмъ святымъ, вниде во гробъ свой. И свщи и кадила сами о себ погасошася. 446 Пономарь – церковнослужитель низшего чина, в обязанность которого входило прислуживать в церкви при исполнении различных церковных треб: он зажигал свечи, приготавливал кадила, звонил в колокола. Во второй половине XIX в. должность пономаря была упразднена. Особое положение пономаря в церкви – он связан со всем, что происходит в церкви, а вместе с тем он самый низший церковнослужитель – обусловило то, что полусказочные чудесные истории из церковной жизни, как правило, связываются с образом пономаря. Среди многочисленных поговорок о пономарях бытовала и такая: «Пономари близко святости трутся, а во святых нет их» (см.: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последний состоял из ростовых фигур с «Отечеством» в центре. В целом раде описей монастырских соборов конца XVII в. отмечен ряд праотцев. прежде в них не существовавший. Например, в Описи Новгорода 1617 г. в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря не было праотеческого чина, а в 1696 г. в четвертом тябле уже стоят 19 образов праотцев. 996 При этом параллельно создаются ростовые чины и оплечные, последние, например, в церквах Теремного дворца (1679–1680 гг. в церкви Воскресения и XVII в. в церкви Рождества Богородицы), в Похвальском приделе Успенского кремлевского собора последних лет XVII в. Обращает на себя внимание тот факт, что там, где сохранилась центральная икона ряда, ею, как правило, оказывается образ Отечества или Новозаветной Троицы, но известны и другие варианты. Так, в описи Благовещенского собора Московского Кремля 1680 г. над пророками назван «Спас Нерукотворный». а по сторонам праотцы 997 . Образ Нерукотворного Спаса, венчающего иконостас, существовал в новгородских церквах 998 . Известно живописное изображение такого иконостаса на иконе «Видение Пономаря Тарасия» конца XVI – начала XVII в. из Новгородского музея (инв. 7632). Интересен тот факт, что иконы верхнего праотеческого яруса имели, как правило, полукруглое или килевидное завершение. То же видим на запрестольных крестах XVI в., окладах Евангелий. Над иконами размешались деревянные резные позолоченные или посеребренные херувимы. Если они стояли между иконами, то их обычно поддерживали деревянные резные витые столбики. Таким образом, херувимы составляли еще один дополнительный рад в иконостасе, решавший не только литургические задачи. но и. быть может, неосознанно, художественные. Иконографически праотеческий рад в иконостасе «представляет первоначальную ветхозаветную Церковь от Адама до Закона Моисеева, «период дотканный», в лице ветхозаветных патриархов с соответствующими текстами на развернутых свитках» 999 . О составе праотеческих чинов можно, к сожалению, говорить, лишь имея в виду материал XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

По своему месторасположению, на берегу реки Волхов, с XVI века эта церковь носит название " Кожевники " - в виду того, что эта часть за валом была заселена, в значительной степени, кожевниками, и это видно из писцовой книги по Новгороду, где в ближайших улицах владельцами домов значатся кожевники. На древнем изображении Хутынской иконы " Видение пономаря Тарасия " за валом на берегу Волхова у Зверина монастыря изображен человек, несущий на спине шкуру (кожу) и стадо мелкого скота. Это изображение также подчеркивает название " кожевники " . В 1384 году деревянная церковь пострадала во время пожара. Новгородская летопись указывает 1406 год - время постройки каменной церкви. Автор и строитель неизвестны. Заказчики церкви - богатые кожевники. Кроме основного каменного храма, который носил название холодного, была построена " теплая " деревянная церковь Стефана Сурожского, сожженная шведами в 1615 году. В XVIII веке с юга пристроен каменный придел Трех Святителей, а позднее с запада к нему пристроена небольшая колокольня. В конце XV - начале XVI века храм разделяется на два этажа. В западной части были хоры, на которые в северо-западном углу храма вела лестница. Было выделено подцерковье - подклеть, а церковь была на втором этаже - " на сенях " . Архитектура оформления фасадов и барабана напоминает во многом церкви Федора Стратилата на Ручье и Спаса Преображения на Ильине улице. Фасады имеют трехдольное деление стен лопатками. Алтарная апсида оформлена гуртами в виде арок над окнами. Особо богато украшен верх западного фасада. По бокам верхнего среднего окна расположено по рельефному кресту. Над первоначальным древним порталом, имеющим острую форму, находится портал, пробитый в то время, когда церковь разделили на два этажа и по бокам которого имелись остатки живописи:с одной стороны апостолы Петр и Павел, с другой - Ангел с мечом. П. Гусев, анализируя эти изображения, основываясь на том, что изображение Петра и Павла исполнены масляной краской в ремесленно-живописной манере, а Ангел фресковой техникой, выводит заключение о разновременности и относит изображение Ангела к периоду не ранее XVI века. Основываясь на особенностях техники изображений Петра и Павла с правой стороны портала, П. Гусев выводит и датировку образования и перевода церкви в верхний этаж XVIII веком.

http://sobory.ru/article/?object=00337

описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 429-454; Ч. 2. С. 157, 184-185, 322, 334, 338, 340; он же. Древние церк. обряды в Новгороде по указанию письменного архиерейского Чиновника, или Устава. М., 1861. С. 7, 43-44; Краснянский Г. Месяцеслов (святцы) Новгородских святых угодников Божиих, открыто и под спудом почивающих. Новгород, 1876. С. 153-170; Ключевский. Древнерус. жития. С. 58-64, 140-146; ПДП: Отчет о деятельности Общества с 25. XI. 1879 г. по 1. IV. 1880 г. СПб., 1880. Вып. 2. С. 59-70; Строев. Списки иерархов. Стб. 49. 2; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 79-85; Варсанофий (Охотин), еп. Акафист прп. и богоносному отцу нашему игум. Хутынскому, Новгородскому чудотворцу Варлааму//ПС. 1902. 11. С. 600; Слезскинский А. Г. Хутынский мон-рь: Из экскурсии в окрестностях Новгорода//ИВ. 1903. Т. 94. 12. С. 926-942; Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 13, 21-37, 114-119, 130-136, 144-151; Дмитриев Л. А. Житийные повести Рус. Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 13-95, 271-281; он же. Житие Варлаама Хутынского//СККДР. Вып. 1. С. 138-142; он же. Видение хутынского пономаря Тарасия (Прохора)//Там же. Вып. 2. Ч. 1. С. 135-138; он же. Житие Варлаама Хутынского//Лит-ра Древней Руси: Биобиблиогр. словарь/Под ред. О. В. Творогова. М., 1996. С. 60-61; СКСРК, XI-XIII вв. М., 1984. 167. С.187-188; Зализняк А. А. , Янин В. Л. Вкладная грамота Варлаама Хутынского//Russian linguistics. 1993. [Т.] 16. С. 185-202; Водов В. Первые новгородские святыни и святые (до нач. XV в.)//Вел. Новгород в истории средневек. Европы. М., 1999. С. 382-390; Новикова В. К. Прп. Варлаам Хутынский, новгородский святой. СПб.; М., 2003. Л. А. Секретарь Иконография Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью " Знамение " . Икона. 2-я пол. XV в. (ГРМ) Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью " Знамение " . Икона. 2-я пол. XV в.

http://pravenc.ru/text/154255.html

Церковь мч. Андрея Стратилата (Великий Новгород) Материал из Азбука паломники История [ править править код ] Изначально на месте церкви в 1167-1173 годах был построен каменный храм Бориса и Глеба — величественная, трехапсидная, шестистолпная постройка с лестничной башней. В 1405 году из-за пожара охватившего Людин конец церковь сильно пострадала и в 1441 году по указу архиепископа Евфимия II строится новый храм на старом основании. При строительстве была разобрана лестничная башня и на её основании сооружён отдельный придел Андрея Стратилата. Перестроенный в XV веке Борисоглебский собор изображён на иконе «Видение пономаря Тарасия» конца XVI века, украшенный громадной фреской-иконой и увенчанный двумя главами. Одна из них (маленькая) символически указывает на существование придела Андрея Стратилата. Достаточно чётко можно увидеть придел Андрея Стратилата на шведском плане 1611 года, где он показан с юга у одноглавого основного объёма. При завоевании Новгорода шведами в начале XVII века собор подвергся сильному разрушению. В 1682 году Борисоглебский собор обрушился и был разобран до основания, а сохранённый придел Андрея Стратилата расширен к востоку и обращён в самостоятельную церковь. Таким образом, ныне существующее здание является результатом двух основных строительных периодов. От XV века сохраняются стены западного объёма и северная стена восточной пристройки. Они сложены из волховского плитняка, ракушечника и кирпича. Архитектурное оформление западного портала с арочным завершением, декоративной бровкой снаружи и треугольной перемычкой внутри характерно для новгородского зодчества XV века. Восточная и часть южной стены, так же как и своды, сложены из кирпича в XVII веке. В первой половине XIX века храм перестраивается. Тогда был устроен новый свод в западном объёме и новый карниз, заменена кровля, сделана небольшая главка и звонница, а также укреплены фундаменты под северной стеной. В годы Великой Отечественной войны церковь пострадала: была повреждена кровля, осыпалась штукатурка, разобраны полы.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_мч._Ан...

Повести XVI в. в сб. Рогожского собр.//Зап. ОР ГБЛ. М., 1958. Вып. 20. С. 189-198 (Повесть «Знамение ужасно и преславно како спасен бысть град Москва...»); Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 366 (ил. 7 зеркально), 374, 456, 498, 587, 625, 640, 721, 899; Малышев В. И. Древнерус. рукописи Пушкинского Дома. М.; Л., 1965. С. 37; Лихачева Л. Д. Миниатюристы - читатели новгородских лит. произведений//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 335 - 341; Порфиридов Н. Г. Два сюжета древнерус. живописи в их отношении к лит. основе//Там же. С. 112-118; Антонова В. И. Древнерус. искусство в собр. П. Корина. М., С. 54 - 55, 127; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X - XV вв. М., 1970. Т. 2. С. 139 - 141, 770; Ромашкевич Т. А. Роспись церкви Сергия Радонежского в Новгородском Детинце//ПКНО, 1977. М., 1977. С. 227; Смирнова Э. С. , Лаурина В. К. , Гордиенко Э. А. Живопись Др. Новгорода. XV в. М., 1982. С. 181 - 185, 271 - 272, 317; Новгородская икона XII - XVII вв. Л., 1983, 239, 240; 1000 Jahre Orthodoxe Kirche in der 988 - 1988: Russische Heiligen. in Ikonen, 20 Nov. 1988 - 15 Jan. 1989. Recklinghausen, 1988. S. 39; Синицына Л. П. К иконографии Варлаама Хутынского//Скульптура. Прикладное искусство: Реставрация и исслед.: Сб. науч. тр. ВХНРЦ. М., 1993. С. 149 - 157; Рус. деревянная скульптура/Сост. Н. Н. Померанцев, авт. вступ. ст. С. И. Масленицын. М., 1994. С. 23 - 24, 224; Шалина И. А. Икона «Варлаам Хутынский в житии» XVI в. и ее лит. основа//ДРИ. СПб., 1994. [Вып.:] Новые атрибуции. С. 25 - 39; она же. Икона Варлаама Хутынского в житии XVI в. в собр. Русского музея//Рус. ист. деятели в иконе: Тез. докл. науч. конф., дек. 1989 г. М., 1995. С. 27 - 30; она же. Икона «Видение пономаря Тарасия»//София. Новгород, 1996. 4 (20). С. 15; Попова Л. С. Житийная икона Варлаама Хутынского из собрания Ярославского музея-заповедника//Рус. ист. деятели в иконе. С. 30 - 32; Русские монастыри: искусство и традиции. Б. м., 1997. С. 138, 139, 145; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. Ил. 55, 72, 73, 198, 225; Северные письма: Собр.

http://pravenc.ru/text/154255.html

З. не был чужд лит. интересов, обнаруживая в этом смысле сходство со своим отцом игум. Сергием, выступавшим хранителем преданий о новгородской древности. С З. связан один из ранних вариантов (возможно, устный) лит. оформления текста «Видения хутынского пономаря Тарасия (Прохора)». Кроме того, небольшими лит. произведениями, построенными с использованием общего формуляра, являются его пространные послесловия к переписанным им Евангелиям 1495, 1506-1507 и 1523 гг. ( Охотина-Линд. Рукописное наследие. С. 448, 455, 457; Она же. Сказание. С. 124, 128, 129). З. принадлежит к числу наиболее продуктивных русских книгописцев 2-й пол. XV - 1-й трети XVI в. Из переписанных им книг сохранилось не менее 7. Помимо упомянутых выше 4 рукописей, снабженных послесловиями, еще 3 книги атрибутируются ему на основании характерного почерка: Евангелие-тетр, 80-е гг. XV в.- ИРЛИ. Колл. М. Ф. Першина. 1 ( Смирнова. 1994. Кат. 11); Евангелие-апракос, кон. XV в.- БАН. 13.1.26 ( Охотина-Линд. Рукописное наследие. С. 449-451; Она же. Сказание. С. 125-127); Служебник, 1-я четв. XVI в. (20-е гг.) - ГТГ. Инв. К-5269, в этой рукописи З. отождествляется с 1-м писцом. (1-я и 3-я рукописи атрибутированы З. А. А. Туриловым ; образцы разновидностей почерка З. см.: Смирнова. 1994. С. 124-125, 136, 315, 317, 319, 321-326, 366-367, 369, 371, 373, 375-377, 382-384, а цв. вклейки: Охотина-Линд. Рукописное наследие. С. 443, 445, 447-448, 450, 453-454, 456; Она же. Сказание. Вклейка между с. 198 и 199, сн. Открытым остается вопрос о возможности атрибуции З. богато иллюминированной Псалтири посл. четв. XV в.- РГБ. Фадеев. 1 (см.: Гальченко М. Г. Книжная культура. Книгописание. Надписи на иконах Древней Руси: Избр. работы. М., 2001. С. 300-324). Писцовые навыки З. формировались под влиянием каллиграфов времени Новгородских архиепископов св. Евфимия II Вяжицкого и Ионы . Его литургический полуустав с последовательным и даже утрированным различением толстых и тонких линий и уменьшенными верхними частями букв обнаруживает определенную близость к письму Иакова («Яковишка»), работавшего в 30-60-х гг.

http://pravenc.ru/text/182529.html

Об источниках своих он не раз упоминает: «В лето 6643 заложена была церковь св. Николы на Яковлеве улице. А в ином летописце написано: 6652 заложиша тое церковь, а совершиша 6925»... «По свидетельству харатейных древних летописцев»... Ни в летописцех такого пожару не обретохом, толь злого»... «В другой ряд написано из иной книги 160 ». Летописец остался верен своему заглавию; хотя он не чуждался совершенно событий жизни общественной, описывал иногда «прилучаи, какие были в великом Новегороде и пригородех», но главным образом, передает сведения «о церквах каменных и деревянных, в кое время строены, в великом Новегороде, и кто их строил» (стр. 207), о поставлении и смерти иерархов. До крайности утомительна эта летопись своим кратким, однообразным и сухим перечнем, из которого немного можно сделать замечательных выводов для истории Церкви: «В лето 1361 поставил владыка Моисей благовещение Богородицы, на Виткове улице, церковь каменную, и на Михайловке св. Михаила архангела каменную. В лето 1362 поставил новгородский владыка Алексей церковь каменную рождества Христова на сенях на архиепископском дворе. Тогоже лета преставился архиепископ новгородской Моисей, месяца генваря в 25 день; и положен был у св. архангела Михаила на Сковоротке, в своем создании, погребал его владыка Алексей. И был на владычестве 8 лет в другой раз, и опять сошел, жил 3 года в монастыре. В лето 1364 в Торжке поставили св. преображение Господне, замышлением богобоязненных мужей купцов новгородских, а по тягнутием всех православных христиан; а освящал ее архиепископ новгородский, зимою», и т. п. Эта же летопись заключает в себе много народных преданий и отдельных вставочных сказаний. Так наприм. «о чудном видении. Спасова образа Мануила царя греческого; сказание о Михалицком монастыре; сказание о видении софийского пономаря Аарона; повесть о походе Иоанна на Новгород; о вскрытии раки чудотворца Варлаама; о море и пожаре и о видении пономаря Тарасия» 161 . Повесть о приходе царя Иоанна Васильевича, об опричнине и разгроме Новгорода, очевидно, написана современником.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всех слов и поучений, а также статей, по форме, сходных с ними, на первые четыре месяца, по издан. нами печатному Прологу (1675–77 г.) – и в том числе, в приложении к нему, и следовательно, как бы вне рядовых чтений, три обширных Слова: Андрея Критского на день Рождества Богородицы, Тарасия, архиеп. Константинопольского – «Слово о Пресвятей Богородице, егда приведена бысть в храм» и похвальное слово св. Иоанну Златоустом у. О последнем в типографском экземпляре этого Пролога, хранящемся в Москве (в Типографской библ.) сделана важная отметка: «сие слово сочинено монахом Эпифанием Малыи России», очевидно, Епифанием Славяницким. Это число поучений и слов, конечно, не может считаться определенной цифрой для прологов всех редакций и разных веков, особенно рукописных, но все-таки едва ли оно может быть доведено до сотни. В нашем издании помещено 57. Из них 32 надписываются именами святых отцов и учителей церкви, и действительно им принадлежат, или приписываются им и под их именами были известны и древне-славянской церковной письменности, 9 – русских или таких, которые считаются и можно считать оригинально-русскими, остальные 16 неизвестных писателей. Наибольшее число поучений, изданных нами, принадлежит Иоанну Златоусту . Известно, что этот великий вселенский учитель предпочтительно пред всеми отцами и учителями церкви, был церковным учителем и воспитателем древней Руси. Его творения. с первых времен христианства на Руси явились в разных переводах и в течение всей нашей до-Петровской старины читались и перечитывались во всевозможных Сборниках и Изборниках, больших и малых, и назначенных прямо для церковного употребления (Пролог, Соборники, Торжественники, Измарагды, Златоструи и пр.), и для домашнего назидательного чтения. Очень рано (в XIV в.) появились у нас и особые сборники с именем Златоуста, в которых исключительно помещались слова и поучения св. Иоанна Златоуста , как действительно ему принадлежавшие, так и известные под его именем. Возможно, что особенной, предпочтительной известности творений Златоуста в нашей древней церковной письменности отчасти содействовал и Пролог: слыша, с самых древних времен, чтения из него (по Прологу) в церкви, проникаясь духом его учения и привыкнув к его простой, живописной в проникновенной речи, – наш народ сердечно полюбил этого Златословесного учителя церкви, от всякого другого церковно-назидательного чтения ожидал и требовал того же и, находя в таких чтениях сходное с его поучениями по духу, изложению, языку – считал их принадлежащими ему же... В Прологах всех поучений из Златоуста 77, кроме того, 45 хотя и без надписания его имени, но таких, которые или несомненно ему принадлежат или помещаются в числе его творений (spuria), и наконец – 29 таких, которые в разных рукописях надписываются его именем и составлены в его духе и в характере его изложения (см. Петрова, О происх. и составе Слав.-рус. Пролога. К. 1875 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Крилошанина старца Ионы Замарая. Старцев: Васьяна, Иова Поваренного. Печерского слуги Андрея Молоткова. Старца Антония Дрошина. Иноков: Никандра – воротник (146 об.), Антония – коровник, Герасима – хлеборез, (147) Герасима – воротник, Леонида – судоплат, Тарасия схим.-пономарь Изборской. Священника Герасима Гдовленина. Старца Галасея – пономоря. Троицкого дьякона Никифора. Андроньева монастыря архимандрита Макария. Иноков: Сава – стрелец (стр. 153), Селивестр из больницы. Попа Тимофея Патриня. Инок Антоний – подкеларщик. Печерского служки Григория Выежжаго. Диякона Аврамия Москвитина. Келаря старца Иакова Кодашевца. Инок Арсений Тисовский – ямщик. Благовещенского протопопа. Старцев: Сергия Псковитина, Андреяна Новоторжца. Архимандрита Рафаила. Кожина монастыря игумен Прохор. Дьячка Моложанския церкви. Печерский толмачь Никита. Инок схим. Илларион – келарь. Старца Исаия Печерского, постриженика Симонова монастыря. Настасеинского попа Георгия. Старца Андреяна Трясоголопова (164 об.). Старца Никона Кураки. Антониева монастыря изновагорода старца Киприяна. Псковитина старца Петра. Протопопа Устюга Великого Назария. Архимандрита Митрофана Печерского. Священноинока Исаия Столобинского. Каменского монастыря инок Селивестр. Елеазаровского монастыря крестьянина Давида. Старцев: Ефрема Псковитина, Герасима постриженика Мальского монастыря. Попа Козьмы Григорьева с Москвы, сзыванских ворот Спиридона Чудотворца. Тоя же церкви попа Никифора Михиева. Священноинока Варлаама Флягина. Печерского архимандрита Изосимы. Черного попа Пантеилеимона Печерского монастыря. Инок Михей схим. Печерский вкладчик 154 Кикимора. Святогорского Архимандрита Герасима. Старицы Марии Беляники Михайловского монастыря с Молоткова. Московского входо-иерусалимского попа Григория. «7165 (1657) Марта 17 побиты на Государеве службе под Печерским монастырём разных городов (поименовано всего 85 чел.) Священноинок диякон Рафаил-Тифинец. Старца Давида Гдовлянина. Пономоря Феодорита. Троицкого Сергиева монастыря старца Александра Булатникова.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010