«Видение хутынского пономаря Тарасия» – одно из «чудес», входящих в распространенную редакцию «Жития Варлаама Хутынского». В основе «чудес» этой редакции «Жития» лежат устные легенды, бытовавшие в Новгороде и связываемые с личностью популярного новгородского святого. Возникали они как рассказы о достопримечательных событиях и уже позже включались в «Житие». За рассказом о видении пономаря Тарасия, которое произошло в 1505 г., стоят реальные события новгородской истории. В 1506–1508 гг. в Новгороде свирепствовала моровая язва. Вот что пишет об этом новгородский летописец: «При великомъ князе Василье Ивановиче всея Руси и при архиепископ новгородцкомъ, владыц Серапион, бысть въ Новгород моръ велми великъ железою, паде же и людеи безсчислено, и того бысть по три осени. Послднюю же осень, лта 7016 (1508), паде людей, мала и велика, мужеска полу и женьска, 15000 душь и 400 безс четырехъ головъ» (Четвертая Новгородская летопись. – ПСРЛ, т. IV, ч. I, вып. 2. Л., 1925. С. 460). В том же 1508 г. в Новгороде произошел пожар, про который летописец пишет, что такого страшного пожара еще никогда не бывало. Назвав число сгоревших – 2314, летописец добавляет: «утопшихъ же и згорвьшихъ в пепелъ число Богь всть, а горло день да нощь да на завътрее до полуденъ» (там же. С. 461). Оба события, хронологически следовавшие одно за другим, объединились в сознании новгородцев в единое бедствие и послужили основой легенды о видении пономаря Тарасия, которая возникла под свежим впечатлением от несчастий, обрушившихся на Новгород. Д. С. Лихачев очень убедительно соотносит время возникновения рассказа о видении хутынского пономаря с постройкой в монастыре в 1515 г. нового храма: «В 1515 г. по повелению московского князя Василия Ивановича в Хутыне на холме был воздвигнут новый Преображенский собор – самый высокий по своим размерам из новгородских церквей. Это был один из немногих поздних новгородских храмов, имевших внутренний ход на кровлю, с которой открывался единственный и неповторимый вид на Новгород: город расстилался на юг от собора, был виден во всех своих деталях, а за городом, как бы нависая над ним, на самом горизонте стояло казавшееся выпуклым Ильмень-озеро. Открывавшаяся с крыши Хутынского собора панорама могла быть поводом к созданию легенды» (Лихачев Д. С. Новгород Великий. Очерк истории культуры Новгорода XI–XVII вв. М., 1959. С. 90). Изобразительность рассказа о видении пономаря Тарасия нашла отражение в новгородской живописи: до нас дошло семь новгородских икон, посвященных этому сюжету.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между 1495 и 1505 гг. З. был поставлен игуменом Хутынского монастыря. Мнение А. Г. Боброва о 2-кратном (в кон. 70-х - 80-х гг. XV в. и после 1495) настоятельстве З. на Хутыни ( Бобров. 1996. С. IX-X; Он же. 2003. С. 148-152) представляется необоснованным (исследователь исходит из маловероятного тезиса о письменной фиксации Пахомием Логофетом преданий, восходящих к отцу З. игум. Сергию). Продолжительность игуменства З. в Хутынском мон-ре надежно не определяется. Последнее упоминание о нем как о настоятеле датируется не позднее весны 1509 г. Оно содержится в одной из редакций «Видения хутынского пономаря Тарасия (Прохора)», где сказано, что З. услышал рассказ непосредственно от визионера и сообщил о нем архиеп. Серапиону ( Охотина-Линд. Рукописное наследие. С. 465; Она же. Сказание. С. 142), к-рый по приказу вел. кн. Василия III Иоанновича был «поиман» и отправлен из Новгорода в Москву в мае 1509 г. (см.: Зимин А. А. Россия на пороге Нового времени. М., 1972. С. 109-110). «Видение...» датировано в тексте 1505 г., однако описанные в нем бедствия (мор и пожар) происходили в Новгороде в 1506-1508 гг. Свидетельства за предположение или против предположения о том, что уход З. из игуменов Хутынского мон-ря связан с низведением с Новгородской кафедры архиеп. Серапиона, отсутствуют. В бытность настоятелем на Хутыни (вероятно, ближе к началу своего игуменства) З. выдал недатированную грамоту игумену и братии Корнилиева Палеостровского монастыря о разрешении рыбной ловли на р. Челможе ( Корецкий В. И. Новгородские грамоты XV в. из архива Палеостровского мон-ря//АЕ за 1957. М., 1958. С. 459; Янин. 1991. С. 265; Охотина-Линд. Рукописное наследие. С. 466-467; Она же. Сказание. С. 143-144). Этим, несомненно, объясняется включение имени З. в синодик обители (ИРЛИ. Отд. пост. Оп. 23. 53. Л. 59). Ко времени настоятельства З. (1505-1507) относится еще одна его рукопись - Евангелие-апракос (РГБ. Музейное собр. 8619). В 1523 г., на склоне лет, З. жил в Коневецком в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре , где переписал еще одно Евангелие-апракос (РНБ. НСРК. F. 299).

http://pravenc.ru/text/182529.html

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Вступление. Эпоха решительного подъема общественного значения литературы Волоколамский патерик Повесть о Петре, царевиче ордынском Повесть о царице Динаре Повесть о старце, просившем царскую дочь себе в жены Повесть о Луке Колочском Повесть о Тимофее владимирском Из хроники Константина Манассии Послание игумена Памфила Четыре послания и завещание Нила Сорского Слово об осуждении еретиков Иосифа Волоцкого Послание Иосифа Волоцкого княгине Голениной Ответ кирилловских старцев на послание Иосифа Волоцкого об осуждении еретиков Повесть о псковском взятии Из хронографа 1512 года Видение хутынского пономаря Тарасия Сказание о князьях владимирских Послания старца Филофея Сочинения Максима Грека Переписка Федора Ивановича Карпова с Максимом Греком Сочинения Федора Ивановича Карпова Поучение Даниила, митрополита всея Руси Тайная тайных Сказание об Аристотеле Сочинения Ивана Семеновича Пересветова Сочинения Ермолая-Еразма     Вступление. Эпоха решительного подъема общественного значения литературы Первая половина XVI века – эпоха, когда развивается вера в социальное переустройство общества на основе принципов «правды», то есть «истины-справедливости». На первый план начинает выступать новое сословие – сословие дворян – служилых людей, выдвигаемых не по родовитости и заслугам предков, а по личным достоинствам и стремящихся укрепить свое положение различными проявлениями преданности государству и его главе – великому князю московскому. Как и всякий новый общественный слой, дворянство стремится идеологически обосновать свои права и притязания, верит в силу разума. Впрочем, вера в доводы разума характерна не для одного дворянства. Во всем русском обществе поднимается вера не только в рассудок, логику, разумную целесообразность, но и в силу человеческого слова, в книгу. Роль и значение литературы поднимается необыкновенно. Сама литература меняет свой характер, становясь все более и более философичной, и проникается духом публицистической полемики.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великий Новгород. Кремль. Церковь Андрея Стратилата. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Небольшая церковь Андрея Стратилата возникла не ранее конца XVII или начала XVIII века на разобранных развалинах древней Борисоглебской церкви, которую в 1167 году выстроил боярин Сотко Сытинич. В 1969 году внутри церкви Андрея Стратилата была раскопана хорошо сохранившаяся лестничная башня Борисоглебской церкви. Лестница в башне вела на полати (хоры) церкви. Изначально на месте церкви в 1167-1173 годах был построен каменный храм Бориса и Глеба — величественная, трехапсидная, шестистолпная постройка с лестничной башней. В 1405 году из-за пожара охватившего Людин конец церковь сильно пострадала и в 1441 году по указу архиепископа Евфимия II строится новый храм на старом основании. При строительстве была разобрана лестничная башня и на её основании сооружён отдельный придел Андрея Стратилата. Перестроенный в XV веке Борисоглебский собор изображён на иконе «Видение пономаря Тарасия» конца XVI века, украшенный громадной фреской-иконой и увенчанный двумя главами. Одна из них (маленькая) символически указывает на существование придела Андрея Стратилата. Достаточно чётко можно увидеть придел Андрея Стратилата на шведском плане 1611 года, где он показан с юга у одноглавого основного объёма. При завоевании Новгорода шведами в начале XVII века собор подвергся сильному разрушению. В 1682 году Борисоглебский собор обрушился и был разобран до основания, а сохранённый придел Андрея Стратилата расширен к востоку и обращён в самостоятельную церковь. Таким образом, ныне существующее здание является результатом двух основных строительных периодов. От XV века сохраняются стены западного объёма и северная стена восточной пристройки. Они сложены из волховского плитняка, ракушечника и кирпича. Архитектурное оформление западного портала с арочным завершением, декоративной бровкой снаружи и треугольной перемычкой внутри характерно для новгородского зодчества XV века. Восточная и часть южной стены, так же как и своды, сложены из кирпича в XVII веке. В первой половине XIX века храм перестраивается. Тогда был устроен новый свод в западном объёме и новый карниз, заменена кровля, сделана небольшая главка и звонница, а также укреплены фундаменты под северной стеной.

http://sobory.ru/article/?object=00373

Хутынь. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. Колокольня. Колокольня. Действует.   Год постройки:Между 1767 и 1774. Адрес: Россия, Новгородская область, Новгородский район, п. Хутынь Координаты: 58.587262, 31.393792 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Известно, что за долгую историю Хутынского монастыря на его территории сменили друг друга три колокольни. Первая, построенная на монастырские средства в 1445 году, была «не вельми высока и кругла яко столп, и не велика толко сажени единыя внутри и со олтарём; на ней же колоколы в верее бывали и прежних лет». Церковь в колокольне освятили во имя сщмч. Григория, просветителя Армении. К XVI веку, очевидно, эта колокольня обветшала, и в 1535 году напротив южных дверей Спасо-Преображенского собора возвели новую церковь-колокольню, получившую название «Хутынский столп» (она изображена на иконе «Видение пономаря Тарасия»). Церковь освятили также во имя сщмч. Григория Армянского. Сама она не сохранилась до наших дней, а вот описание ее в летописях осталось: «Яко околная стена, еже округ церкви, имея углов восемь, а двери пятеры, в высоту велми высока, на ней же в верее и колоколы уставиша». Вторая церковь-колокольня высилась на фундаменте, сложенном из валунов. Кладка стен была кирпичной, на известковом растворе. Церковь опоясывалась галереей (именно она в летописи названа «околной стеной»). Относительно основного объема колокольни предполагают, что он состоял либо из поставленных друг на друга уменьшающихся восьмериков, либо представлял собой «просто столп». Наиболее вероятно, судя по всему, второе предположение. Третья, ныне существующая колокольня возводилась в монастыре в 1768-74 годах над южными воротами. Задумывалась она гораздо более высокой, но денег не хватило. Обратите внимание, что два нижних яруса весьма массивны и имеют почти одинаковую величину. Совершенно очевидно, что они рассчитаны на то, чтобы на них стояло еще два-три яруса. Вместо этого колокольня получила довольно «куцее» завершение. Разрыв между прекрасным первоначальным планом и его воплощением может быть объяснен тем, что в Хутынском монастыре в первое время после секуляризации монастырских владений еще не привыкли экономить и при составлении строительной сметы переоценили свои силы. В работе над проектом колокольни, по-видимому, принимал участие архитектор Д.В. Ухтомский. Два ее нижних яруса, выполненные с большим вкусом и мастерством, говорят в пользу этой версии. Большое внимание специалистов привлекают также колонны, использованные в декоре колокольни. Провинциальные здания XVIII века декорировали колоннами крайне редко. Во втором ярусе колокольни находился храм во имя пророка Илии. Теперь, после реставрации (а колокольня, как и прочие здания монастыря, очень пострадала в годы войны), он переосвящен во имя Новомучеников и Исповедников Российских.

http://sobory.ru/article/?object=37653

И снова долго молился святой преподобный Варлаам, и в третий раз послал пономаря на верх церкви: «Посмотри, что делается над городом?» По повелению чудотворца Варлаама поднялся на церковь пономарь и увидел над городом тучу огненную, и снова охватил его великий ужас. И сошел с церкви пономарь и вошел в церковь святого Спаса и видит – молится чудотворец Варлаам Богу. И спросил преподобный Варлаам пономаря, что видел он над городом. Тогда начал пономарь рассказывать святому преподобному Варлааму, что видел он над Великим Новгородом тучу огненную. И сказал чудотворец Варлаам пономарю: «Через три года после мора будет сильный пожар в Великом Новгороде – вся Торговая сторона сгорит и великое множество людей сгорит, потому что, брат пономарь Тарасий, Пречистая Богородица со всеми святыми умолила сына своего и Бога нашего Иисуса Христа и избавила город свой от потопа». И преподобный Варлаам, помолившись Господу Богу, и Пречистой Богородице, и всем святым, вернулся в гробницу свою. И свечи и кадила сами собой погасли. ВИДЕНИЕ ХУТЫНСКОГО ПОНОМАРЯ 446 ТАРАСИЯ МОЛЕНИЕ ПРПОДОБНАГО ОТЦА ВАРЛААМА 447 О ГРАД И О ЛЮДЕХЪ В лто 7013 бысть чюдо прславно и видние ужаса исполнено въ прчестней обители боголпнаго Преображения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа и прподобнаго и богоноснаго отца нашего Варлаама. Бывшу пономарю в церкви святаго Спаса в полунощи нкия ради потребы церковныя, Тарасию именемъ. Видитъ на паникадилех 448 и въ свтилницхъ свща вся вжегшася, и кадила 449 возгоршася, и от благоухания благовоннаго фимиана и ливана церковь исполнену. И зритъ пономарь очима, – не во сн, но яв, – из гроба своего исходяща прподобнаго чюдотворца Варлаама и бывша в церкви святаго Спаса. И нача прподобный Варлаамъ молитися Господу Богу нашему Исусу Христу и Прчистй его матере, Прсвятй Богородицы, и всмъ святымъ со слезами и с великимъ умилениемъ, яко на три часы. Понамар же бысть во ужас велиц. И прииде к пономарю Тарасию самъ Варлаамъ чюдотворецъ и глагола ему: «Брате Тарасие, хощетъ Господь Богь погубити Великий Новъград. Взыди, брате, на самый верхъ церковный и узриши пагубу Великому Нову-граду, что хощет ему Господь Богъ сотворити».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Понамар же Тарасие по глаголу преподобнаго Варлаама чюдотворца взыде на самый верхъ церковный и видит чюдо страшно и грозы исполнено: над самымъ Великимъ Новымъ-градомъ езеро Ильмерь воздвигшеся на высоту, хотя потопити Великий Новъградъ. Понамар же Тарасий, видвъ страшно видние, вельми ужасеся и бжа с церкви святаго Спаса, страхомъ велиимъ одержимъ, вниде в церковь . Прииде к нему святый Варлаамъ и вопроси его, что вид над градомъ. Пономар же повда святому Варлааму чюдотворцу езеро Ильмерь воздвигнувшеся над Великимъ Новымъ-градомъ. И рече понамарю святый Варлаамъ: «Господь Богь хощет Ильмеремъ езеромъ потопити Новъградъ за умножение грховъ людскихъ всенароднаго множества и за беззаконие и неправды ихъ». По семъ паки начат со умилениемъ и слезами молитися Господу Богу и Пречистй Богородицы на три часы. И посла понамаря Тарасия ити на церковь святаго Спаса видти, что ся творит над Великимъ Новымъ-градомъ. По глаголу же чюдотворца Варлаама взыде второе пономарь Тарасий на церковь святаго Спаса вверхъ. И видит множество аггелъ стрляющих огнеными стрлами, яко дождь силный ис тучи на множества народа людскаго, на мужи, и жены, и на дти их. И колико бяше людий, мужей и женъ и дтей, пред всякимъ мужемъ или женою, или отрочатемъ, или пред двою, пред всякимъ человкомъ стояща аггела хранителя, держаща книги и зряща в них повелния Божия. И кий человкъ обрташеся написанъ в живых, того аггелъ хранитель помазоваше кистию из сосуда, азъ же мню небеснаго мира, 450 и абие той человкъ исцление приимаше и здравъ бываше от смертоносныя азя аггелъ немилостивых язвы. Егда же видяше аггелъ человка, емуже умрети написано в книз судебъ Божиихъ повелниемъ Владыки Христа Бога, абие, не помазавъ его миромъ, аггелъ хранитель унылъ отхожаше от человка, бояся преслушания своего Владыки повелния. Аггели же хранители предстоящих пред всякимъ человкомъ, озрящих в книги, овх мазаху ис сосудовъ кистьми, а иныхъ не мажуще отхожаху. Он же, ужасеся страхомъ великимъ одержимъ, бжа с верху церковнаго святаго Спаса и вниде в церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мощи святого по-прежнему почивают под спудом в Спасо-Преображенском соборе Хутынского мон-ря. Первая рака над гробом преподобного была, по-видимому, деревянной (в 1540, как сообщает летопись, «чудотворцев гроб огоре»). Гробница пострадала при захвате мон-ря шведами: с нее сняли 139 гривенок серебра и жемчуг. В 1639 г. устроили серебряную раку, украшенную басменным тиснением, в 1851 г. ее заменили новой серебряной ракой, к-рая была изъята из мон-ря в 1922 г. и отправлена на переплавку. До 20-х гг. ХХ в. в монастырской ризнице хранились принадлежавшие, по преданию, В. Х. риза, стихарь, поручи (ныне в НГОМЗ. Инв. 1624), крест, епитрахиль. К 2003 г. в Хутынском мон-ре восстановлен трапезный храм во имя В. Х., в Преображенском соборе устроена новая серебряная рака над мощами преподобного. На горке, где, по преданию, стояла келья святого, построена деревянная часовня, над колодцем, изрытым В. Х., поставлена сень. 6 (19) нояб. и во 2-ю пятницу Петрова поста вокруг мон-ря совершаются крестные ходы. Ист.: ПСРЛ. Т. 3. М., 2000. С. 40, 50, 231, 247, 402, 424; НовгорЛет. С. 11, 16, 316-319, 388-390; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. М., 2000. С. 174, 176, 445, 506, 523, 551, 555, 570, 591; Т. 6. Вып. 1. Стб. 248; Вып. 2. Стб. 23-27, 131-142, 144, 147, 194; Т. 13. С. 38-43; Т. 15. Вып. 1. Стб. 24, 280; Т. 16. Стб. 47, 52, 159, 186, 199-202, 204, 209, 214; Т. 42. СПб., 2002. С. 79, 106; Памятники старинной рус. лит-ры. СПб., 1862. Вып. 4; Житие Варлаама Хутынского: В 2-х списках//ОЛДП. Вып. 41. СПб., 1881; ВМЧ: Ноябрь, дни 1-12. СПб., 1897. С. 198-222; Никольский А. Житие прп. Варлаама Хутынского Лихудиевской редакции//ВАИ. 1911. Вып. 21; Видение хутынского пономаря Тарасия//ПЛДР: Кон. XV - 1-я пол. XVI в. М., 1984. С. 416-421, 724-725; Макарий [Миролюбов], архим. Опись новгородского Спасо-Хутынского мон-ря 1643 г.//ЗРАО. 1856. Т. 9. С. 411-555; Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. Ч. 1. С. 88-91. (Памятники отечеств. истории; Вып. 3). Лит.: ИРИ. Ч. 6. С. 608-646; Макарий [Миролюбов], архим. Археол.

http://pravenc.ru/text/154255.html

описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 429-454; Ч. 2. С. 157, 184-185, 322, 334, 338, 340; он же. Древние церк. обряды в Новгороде по указанию письменного архиерейского Чиновника, или Устава. М., 1861. С. 7, 43-44; Краснянский Г. Месяцеслов (святцы) Новгородских святых угодников Божиих, открыто и под спудом почивающих. Новгород, 1876. С. 153-170; Ключевский. Древнерус. жития. С. 58-64, 140-146; ПДП: Отчет о деятельности Общества с 25. XI. 1879 г. по 1. IV. 1880 г. СПб., 1880. Вып. 2. С. 59-70; Строев. Списки иерархов. Стб. 49. 2; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 79-85; Варсанофий (Охотин), еп. Акафист прп. и богоносному отцу нашему игум. Хутынскому, Новгородскому чудотворцу Варлааму//ПС. 1902. 11. С. 600; Слезскинский А. Г. Хутынский мон-рь: Из экскурсии в окрестностях Новгорода//ИВ. 1903. Т. 94. 12. С. 926-942; Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 13, 21-37, 114-119, 130-136, 144-151; Дмитриев Л. А. Житийные повести Рус. Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 13-95, 271-281; он же. Житие Варлаама Хутынского//СККДР. Вып. 1. С. 138-142; он же. Видение хутынского пономаря Тарасия (Прохора)//Там же. Вып. 2. Ч. 1. С. 135-138; он же. Житие Варлаама Хутынского//Лит-ра Древней Руси: Биобиблиогр. словарь/Под ред. О. В. Творогова. М., 1996. С. 60-61; СКСРК, XI-XIII вв. М., 1984. 167. С.187-188; Зализняк А. А. , Янин В. Л. Вкладная грамота Варлаама Хутынского//Russian linguistics. 1993. [Т.] 16. С. 185-202; Водов В. Первые новгородские святыни и святые (до нач. XV в.)//Вел. Новгород в истории средневек. Европы. М., 1999. С. 382-390; Новикова В. К. Прп. Варлаам Хутынский, новгородский святой. СПб.; М., 2003. Л. А. Секретарь Иконография Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью " Знамение " . Икона. 2-я пол. XV в. (ГРМ) Святые Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева Пятница и Анастасия с Богоматерью " Знамение " . Икона. 2-я пол. XV в.

http://pravenc.ru/text/154255.html

Последний состоял из ростовых фигур с «Отечеством» в центре. В целом раде описей монастырских соборов конца XVII в. отмечен ряд праотцев. прежде в них не существовавший. Например, в Описи Новгорода 1617 г. в соборе Рождества Богородицы Антониева монастыря не было праотеческого чина, а в 1696 г. в четвертом тябле уже стоят 19 образов праотцев. 996 При этом параллельно создаются ростовые чины и оплечные, последние, например, в церквах Теремного дворца (1679–1680 гг. в церкви Воскресения и XVII в. в церкви Рождества Богородицы), в Похвальском приделе Успенского кремлевского собора последних лет XVII в. Обращает на себя внимание тот факт, что там, где сохранилась центральная икона ряда, ею, как правило, оказывается образ Отечества или Новозаветной Троицы, но известны и другие варианты. Так, в описи Благовещенского собора Московского Кремля 1680 г. над пророками назван «Спас Нерукотворный». а по сторонам праотцы 997 . Образ Нерукотворного Спаса, венчающего иконостас, существовал в новгородских церквах 998 . Известно живописное изображение такого иконостаса на иконе «Видение Пономаря Тарасия» конца XVI – начала XVII в. из Новгородского музея (инв. 7632). Интересен тот факт, что иконы верхнего праотеческого яруса имели, как правило, полукруглое или килевидное завершение. То же видим на запрестольных крестах XVI в., окладах Евангелий. Над иконами размешались деревянные резные позолоченные или посеребренные херувимы. Если они стояли между иконами, то их обычно поддерживали деревянные резные витые столбики. Таким образом, херувимы составляли еще один дополнительный рад в иконостасе, решавший не только литургические задачи. но и. быть может, неосознанно, художественные. Иконографически праотеческий рад в иконостасе «представляет первоначальную ветхозаветную Церковь от Адама до Закона Моисеева, «период дотканный», в лице ветхозаветных патриархов с соответствующими текстами на развернутых свитках» 999 . О составе праотеческих чинов можно, к сожалению, говорить, лишь имея в виду материал XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010