Видение прп. Евлогия. Икона. 1565–1596 гг. 142х107х3,7 см. ГТГ. Происходит из сольвычегорского Введенского монастыря Видение пономаря Тарасия. Икона. XVIII в. 93х73 см. ГТГ Письмо иконы дает все утонченности, выработанные иконописью XVI в.: ловкий, всегда приличный иконе рисунок, несколько уклоняющийся в сторону благостной и слащавой манеры слегка склоненных фигур, умиленно поднятых рук, едва заметных и покойных движений и жестов, благолепия главных фигур. То же в пробелах: крайне умеренные, ограниченные краюшками больших складок, в виде легко скользящих ниточек по краям; общее плавкое письмо, с ярким охреньем, блестящими красками: много пятен киновари, густая и легкая, дымчатая празелень, индиго и темно-шоколадная. Фоны золотые в клеймах. Символическая тема христианской догмы: «София – Премудрость Божия» возникла в древнейшее время сложения христианской иконографии. В александрийской катакомбе, открытой в XIX в. среди различных мало сохранившихся фресок, разобрана была фигура ангела (?) с надписью по-гречески: «София». Но вполне определенной темой создалась религиозная мысль у иллюстраторов Толковой Псалтыри, когда, сближая псалмы Давида с 9-ю притчей Соломона: «Премудрость созда себе дом, столпов седмь», они выработали еще в IX в. следующее символико-аллегорическое изображение: представлена схема христианского храма, открытый портик с двумя колоннами, и над настилкой купол с крестом: внутри портика стоит архангел («ангел Господень»), поддерживая крышу храма обеими руками. Известно, что притча была затем иллюстрирована во всей повествовательной ее форме в сложном рисунке, воспроизводимом в старой Руси обычно на кубках, т.к. повествование говорит о пире, устроенном Премудростью. Издатели такого редкого изображения, Кайэ и Мартэн, объяснили всю тему в связи с гностико-богумильскими учениями, и А.Н. Веселовский допускал возможность такой связи с новоманихейскими течениями XV–XVI вв. Однако ясно, что богословский интерес к сближениям идеи Божественной Премудрости с философским понятием Логоса и Бога Слова установился уже в VI в., а с IX в. понятие «Софии» тесно соединилось с идеей христианского храма «митрополии», что и перешло в Русь Киевскую и Новгородскую.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Эмблема лабиринта – сложная форма для дидактического внушения и раскрытия темы личного благочестия. 144. Лабиринт. Фрагмент иконы XVIII века (цв. табл. 9). Музей истории религии, Петербург. Появившаяся в эпоху барокко большая зависимость иконописного изображения от слова рождала появление икон-иллюстраций, в которых развивались темы нравоучительных притч, а также видений и сложных аллегорических поучений. К ним, в частности, относились довольно распространенные в конце XVII–XVIII вв. иконы (цв. табл. 7–8): «Притча о богатом», «Притча о слепце и хромце», «Спор живота со смертью », «Чистота монашеская», «Судьба праведника и грешника», «Видение пономаря Тарасия», «Видение Евлогия», «Корабль веры», «Христос и невеста», «Исцеление слепого», «Притча об убогом Лазаре» и некоторые другие. В этом тяготении иконописи к иллюстративности проявилась именно та внутренняя зависимость изображения от слова, которая еще долго будет доминировать в иконописных памятниках «низового барокко». Икона XVIII века «Лабиринт» – тому характерный пример. (илл. 144; цв. табл. 9) Неизвестный иконописец избрал лабиринт как удобную форму для дидактического внушения, Магический квадрат и круг лабиринтов как «скрижаль многопутная» ( Симеон Полоцкий ) давали человеку наглядный пример «выхода» с неправедного жизненного пути на истинный путь спасения. На иконе смертный человек изображен внутри лабиринта. По внешней стороне лабиринта, слева и справа, он же изображен умирающим. В одном случае его душу принимает ангел-хранитель, в другом – ангел сатаны. Наверху изображена стена рая и восседающий на троне Христос, к которому ангел приводит душу праведника. Внизу представлена огненная геенна, в которую может попасть душа человека, если он, проходя лабиринт, последует опасными путями. В соответствии со значением слова в системе барочного мышления этим путям сообщены наименования, представленные в системе символической цветовой оппозиции, – черной краской на красном фоне написано: «зависть», «клевета», «убийство», «блуд», «пьянство», «гордыня», «тщеславие», «уныние», «гнев», «сребролюбие», «чревоугодие» и «объядение».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Грибов, Юхименко 2002 – Грибов Ю.А., Юхименко Е.М. Патерик Синайский// Патриарх Никон 2002. С. 100–101. Грибов, Юхименко 2002а – Грибов Ю.А., Юхименко Е.М. Евангелие апракос полный («Юрьевское Евангелие»)// Патриарх Никон 2002. С. 102–103. Григорий Синаит 1999 – Преподобный Григорий Синаит . Творения. М., 1999. Григорьев 1842 – Григорьев В. О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству. Историко-филологическое исследование. М., 1842. Григорьев 2004 – Григорьев А.П. Сборник ханских ярлыков русским митрополитам. СПб., 2004. Гринберг 1983 – Гринберг М. Московские книгопечатники в середине XVII века//АБ. М., 1983. Вып. 15. С. 142–159. Гришин 1984 – Гришин В.П. Восстановление изразцовой надписи фриза барабана крестовой части Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря в г. Истре (1979–1983 гг.)//Материалы творческого отчёта треста «Мособлстройреставрация». М., 1984. С. 54–57. Гришин 2002 – Гришин В.П. История изучения и реставрации изразцового убранства Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря//Никоновские чтения 2002. С. 163–170. Гришунин 1987 – Гришунин А.Л. Цитата//ЛЭС. С. 492. Груздев 1974 – Груздев В.Ф. Рукописные лечебники в собрании Пушкинского дома//ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 29. С. 343–348. Гура 1995 – Гура А.В. Ворон и ворона//Славянская мифология 1995. С. 116–118. Гуревич 1977 – Гуревич А.Я. Западноевропейские видения потустороннего мира и «реализм» Средних веков//Учёные записки Тартуского государственного университета. Тарту, 1977. Вып 411. С. 4–26. Гусев 1900 – Гусев П.Л. Новгород XVI века по изображению на хутынской иконе «Видение пономаря Тарасия». С 24 рисунками. СПб., 1900. Гусев 2004 – Гусев А.В. Письма царя Алексея Михайловича как исторический источник//Исследования по источниковедению истории России (до 1917 г.). Сб. статей. М., 2004. С. 82–101. h7 Д Даен 1970 – Даен М.Е. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного (икона «Иоанна Предтечи» из Махрищского монастыря)//Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв. М., 1970. С. 207–225.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

«в Ржевском уезде в Ясоновском погосте тамгу с торгу сбирать на монастырь» 739 . 20 октября 1579 г. в светлице Ирины Годуновой был изготовлен шитый покров на раку мощей преподобного Варлаама Хутынского 740 . В 1574–1582 гг. для Спасо-Преображенского собора Хутынского монастыря была написана икона «Видение пономаря Тарасия» 741 . На одной рукописи конца XV в. из Хутынского монастыря имеется поздняя запись: «Государю игумену Дионисею» 742 . В феврале 1581 г. вместо ушедшего на покой в Новоспасский монастырь митрополита Антония на Московскую кафедру был поставлен Хутынекий игумен Дионисий. В Новгородской летописи читаем об этом: «В лето 7089 (1581) поставлен бысть митрополит царствующему граду Москве Хутынский игумен Дионисий, избранием царя и Великого князя Иоанна Васильевича всея России» 743 . В связи с интронизацией митрополита Дионисия 5 февраля 1581 г. был составлен новый Чин интронизации, который, в отличие от бывшего прежде, был более детализирован и торжественен 744 . После совершения литургии новопоставленный митрополит и иерархи разоблачаются, «архиепископы и епископы положат на него икону золоту воротную 745 , и кладут на него манатью со источники и клубу к белой или черн, как царь повелит», говорится в чине. Затем государь вручает новопоставленному предстоятелю Церкви архипастырский жезл. Древнерусский книжник называет митрополита Дионисия «премудрым граматиком» 746 . Об этом говорит и митрополит Московский Макарий (Булгаков) , так характеризующий нового главу Русской Церкви: «Митрополит Дионисий слыл в свое время за человека умного и образованного, почему и назван в летописи “премудрым грамматиком”» 747 . Одним из первых первосвятительских деяний митрополита Дионисия явилось его ходатайство в 1581 г. с Собором духовенства перед государем за попавшего в опалу князя И.Ф. Мстиславского 748 . Во время правления митрополита Дионисия проходил последний, тяжелый период Ливонской войны. Осенью 1581 г. армия Польского короля Стефана Батория осадила Псков. Многие псковичи видели при этом три луча над Довмонтовым городом во Пскове, что было воспринято как знамение заступления граду Живоначальной Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

СПб., 1879. С. 5, 33, 37, 56, 85, 89, 125, 126, 127, 188, 189, 236, 242, 272, 324, 337; ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 2935. 1837. Л. 1-7; Ф. 481. Оп. 1. Д. 748; Ф. 511; РГИА. Ф. 797. Оп. 4. Д. 15806.1836. Л. 1-5 об. Лит.: Описание Антониева Новгородского монастыря. М., 1810; Димитрий [Сперовский], еп. О внутреннем устройстве и убранстве храмов Новгородского Антониева мон-ря в XVII в. по сравнению с настоящим их состоянием//Тр. XV Археол. съезда. М., 1914. Т. 1. С. 252-281; Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения: Средневековый Новгород. М., 1977. С. 40-59; Археология Новгорода: Указ. лит-ры, 1917-1980 гг./Сост. П. Г. Гайдуков. М., 1983, 1992. 126, 127; Андреев В. Ф. Новгородский частный акт XII-XV вв. Л., 1986. С. 93-95; Комеч А. И. Древнерусское зодчество кон. Х - нач. XII в. М., 1987. С. 309-314; Макаров Н. А. Камень Антония Римлянина//НИС. 1987. Вып. 2(12). С. 203-210; Иконостас Рождественского собора Новгородского Антониева монастыря (XVI-XVIII вв.): Выставка, июнь-август 1988. Новгород, 1988. (Новые реставрационные открытия); Фет Е. А. Житие Антония Римлянина//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 245-247; Янин В. Л. Новгородские акты XII-XV вв. М., 1991. С. 206-207, 354-357; Амосов Л. В. Строительство Антониева монастыря в XII в.//Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Новгород, 1993. С. 119-121; Каштанов С. М. Из истории рус. средневекового источника: Акты X-XVII вв. М., 1996. С. 83-87; Ершевская Н. Б. Архитектура Новгорода XVI в. в иконописи: (Изображение Антониева мон-ря на иконе «Видение пономаря Тарасия» из собрания НГОМЗ)//Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Новгород, 1997. С. 90-93; Сарабьянов В. Д. Стилистические основы фресок Антониева мон-ря//ДРИ. [Т.:] Исслед. и атрибуции. 1997. С. 56-82; Мильчик М., Секретарь Л. Антониев мон-рь на иконах XVI-XVIII вв.//София. 1998. 4. С. 33-35; Анкудинов И. Ю. О землевладении Антониева мон-ря в XVI в.//НИС. 1999. Вып. 7 (17). С. 100-112; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2000. Э. А. Гордиенко, В. Д. Сарабьянов, Л. А. Секретарь Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/114056.html

Рисунок 12-й Вверху – патриарх Цареградский Филофей и император Иоанн Кантакузин провожают посла Новгородского Владыки, отъезжающего обратно в Новгород (6860 г. – 1352 г.). Внизу – прибытие посла в Новгород. Он стоит пред сидящим святителем и подает ему грамоту – свиток с надписью: «Владыке Новгородскому»... и крещатые ризы в подарок из Царьграда. Рисунок 13-й Внизу – владыка Моисей за монастырской оградой, у вновь созданной церкви (6863 г. – 1355 г.) Св. Михаила на Сковородке. Вверху – новгородцы дают посадничество (Дворянинцеву), как и на рисунке 10-м 5 . Рисунок 14-й Внизу – клятва новгородцев «чтобы им играния бесовского не любити и бочек не бити» (6863 г. – 1355 г.). Вероятно, здесь разумеются какие-либо игры, запрещенные церковною властью. Вверху изображено погребение князя, не относящееся до Новгорода. Рисунок 15-й Ушкуйники новгородские грабят Кострому (6884 г. – 1376 г.), берут деньги из сундуков, сосуды и убивают жителей. На Волге – 4 ушкуя, с будками на носу и на корме. Рисунок 16-й Новгородцы бросают стригольников с мосту через перила. Рисунки 1–8 в отсканированном варианте книги отсутствуют – примечание электронной редакции 1 Сличи с новгородской иконой 1487 г., опубликованной покойным Филимоновым в Вестнике Общества древнерусского искусства. Москва, 1875 г. Вып. 6–10, стр. 63. 3 Сравн. Радзивил. летопись л. 202 об. и 221 об. Длинные рукава древнерусского кафтана спускались почти до полу также в знак почтения (таже лето л. 186), а также при пляске (там же л. 6 об.). В Розыске по делу Висковатова (М. 1858 г. стр. 277) говорится, что в Москве, в Средней Палате Царя, на стене была нарисована «женка, спустя рукава как бы пляшет». 4 Ср. рис. 6 из книги Гусева П. Л. «Новгород XVI века по изображению на Хутынской иконе». «Видение пономаря Тарасия». (Спб. 1900 г.). 5 Нельзя ли предположить существования особого обряда «сажания» как на княжеский стол, так и на посадничество? Читать далее Источник: Материалы для истории религиозной и бытовой жизни Великого Новгорода. Выпуск I [Текст] : (извлечение из " Царственного летописца " )/В. Успенский, Л. Целепи. - Санкт-Петербург, 1909. - 4 с.,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П. К истории виленских мучеников//БТ. 1984. Сб. 25. С. 231-232). В целом, несмотря на существование значительного числа специальных работ, агиографические и гимнографические сочинения, посвященные А., исследованы далеко не в полной мере. История посвящения А. церковных престолов остается практически не изученной. До XVII в. такие посвящения не часты и ограничиваются преимущественно Москвой, Подмосковьем и Новгородом. Древнейшая каменная ц. в честь А. (трапезная) была заложена в 1483 г. в Чудовом мон-ре буд. новгородским архиепископом архим. Геннадием ; это положило начало традиции посвящения А. трапезных храмов. Впосл. церковь неоднократно перестраивалась и была разрушена вместе с др. монастырскими постройками в 1929 г. Ок. 1513 г. храм, «иже под колоколы», в честь А. был возведен итал. мастерами в великокняжеской резиденции в Александровой слободе (перестроен во времена царя Иоанна IV, сохранился в составе Распятской ц.-колокольни). В Новгороде в 1538-1539 гг. архиеп. Макарием в Юрьеве мон-ре была построена трапезная ц. в честь А., отличавшаяся огромными размерами - 17 на 12 сажен. По словам Павла Алеппского , она превосходила «все трапезные в... монастырях своею красотою, обширными размерами и радостным видом». Эта постройка была разобрана за ветхостью в 1761 г., но сохранилось ее схематическое изображение на иконе «Видение пономаря Тарасия» 1574-1583 гг. Вероятно, в 1540 г. был устроен придел в честь А. при ц. Анастасии Великомученицы, возведенной в камне тем же архиепископом в Новгородском кремле-детинце. Трапезная ц. А. сооружена была в 60-70-х гг. XVI в. в Солотчинском мон-ре под Рязанью. В царствование Феодора Иоанновича в московском в честь Зачатия св. Анны мон-ре был возведен храм Рождества Богородицы с приделом в честь А. Еще более редки посвящения храмов 3 святителям Московским - митрополитам Петру, А. и Ионе. Первая церковь в их честь была возведена Патриархом Иовом в Московском Кремле на Патриаршем дворе в связи с учреждением соответствующего праздника в 1596 г. В старопечатном рус. Типиконе (М., 1610) под 12 февр. указывается бденная служба (см. Знаки праздников месяцеслова ) А., совершаемая в том случае, когда этот день не приходится на Великий пост; под 20 мая в этом же Типиконе указана бденная служба на обретение мощей А. Принятый ныне в РПЦ Типикон под 12 февр. указывает бденную службу А., если этот день не приходится на Великий пост, в противном случае Типикон указывает петь полиелейную службу ; под 20 мая в Типиконе помещено противоречивое указание - на полях стоит знак славословной службы, но в тексте предписано совершать по всем храмам полиелей, а в Чудовом мон-ре (в наст. время разрушенном) и кремлевском Успенском соборе - бдение. В Минее (МП) и под 12 февр., и под 20 мая помещены бденные службы. Кроме указанных служб имя А. упоминается в бденной службе в честь святителей Московских (5 окт.) в Минее (МП). Типикон 1610 г. указывает петь 5 окт. бденную службу, современный Типикон - славословную.

http://pravenc.ru/text/81755.html

Григорьев 2004 – Григорьев А. П. Сборник ханских ярлыков русским митрополитам. СПб., 2004. Гринберг 1983 – Гринберг М. Московские книгопечатники в середине XVII века//АБ. М., 1983. Вып. 15. С. 142 – 159. Гришин 1984 – Гришин В. П. Восстановление изразцовой надписи фриза барабана крестовой части Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря в г. Истре (1979 – 1983 гг.)//Материалы творческого отчета треста «Мособлстройреставрация». М., 1984. С. 54 – 57. Гришин 2002 – Гришин В. П. История изучения и реставрации изразцового убранства Воскресенского собора Но- во-Иерусалимского монастыря//Никоновские чтения 2002. С. 163 – 170. Гришунин 1987 – Гришунин А. Л. Цитата//ЛЭС. С. 492. Груздев 1974 – Груздев В. Ф. Рукописные лечебники в собрании Пушкинского дома I/ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 29. С. 343 – 348. Гура 1995 – Гура А. В. Ворон и ворона II Славянская мифология 1995. С. 116 – 118. Гуревич 1977 – Гуревич А. Л. Западноевропейские видения потустороннего мира и «реализм» Средних веков Ученые записки Тартуского государственного университета. Тарту, 1977. Вып. 411. С. 4 – 26. Гусев 1900 – Гусев П. Л. Новгород XVI века по изображению на хутынской иконе «Видение пономаря Тарасия». С 24 рисунками. СПб., 1900. Гусев 2004 – Гусев А. В. Письма царя Алексея Михайловича как исторический источник II Исследования по источни- коведению истории России (до 1917 г.). Сб. статей. М., 2004. С. 82 – 101. Даен 1970 – Даен М. Е. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного (икона «Иоанна Пред- течи» из Махрищского монастыря)//Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV – XVI вв. М., 1970. С. 207 – 225. ДАИ 3, 4 – Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографической комиссией. СПб., 1848. Т. 3; СПб., 1875. Т. 4. Даль 1, 2, 3, 4 – Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Репринтное издание. СПб., 1996. Т. 1: А – 3; Т. 2: И – О; Т. 3: П; Т. 4: P – V. Данилов 1955 – Данилов В. В. Некоторые приемы художественной речи в грамотах и других документах Русского государства XVII века//ТОДРЛ. М.; Л., 1955. Т. 11. С. 209 – 217.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хутынь. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь. Колокольня. Колокольня. Действует.   Год постройки:Между 1767 и 1774. Адрес: Россия, Новгородская область, Новгородский район, п. Хутынь Координаты: 58.587262, 31.393792 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Известно, что за долгую историю Хутынского монастыря на его территории сменили друг друга три колокольни. Первая, построенная на монастырские средства в 1445 году, была «не вельми высока и кругла яко столп, и не велика толко сажени единыя внутри и со олтарём; на ней же колоколы в верее бывали и прежних лет». Церковь в колокольне освятили во имя сщмч. Григория, просветителя Армении. К XVI веку, очевидно, эта колокольня обветшала, и в 1535 году напротив южных дверей Спасо-Преображенского собора возвели новую церковь-колокольню, получившую название «Хутынский столп» (она изображена на иконе «Видение пономаря Тарасия»). Церковь освятили также во имя сщмч. Григория Армянского. Сама она не сохранилась до наших дней, а вот описание ее в летописях осталось: «Яко околная стена, еже округ церкви, имея углов восемь, а двери пятеры, в высоту велми высока, на ней же в верее и колоколы уставиша». Вторая церковь-колокольня высилась на фундаменте, сложенном из валунов. Кладка стен была кирпичной, на известковом растворе. Церковь опоясывалась галереей (именно она в летописи названа «околной стеной»). Относительно основного объема колокольни предполагают, что он состоял либо из поставленных друг на друга уменьшающихся восьмериков, либо представлял собой «просто столп». Наиболее вероятно, судя по всему, второе предположение. Третья, ныне существующая колокольня возводилась в монастыре в 1768-74 годах над южными воротами. Задумывалась она гораздо более высокой, но денег не хватило. Обратите внимание, что два нижних яруса весьма массивны и имеют почти одинаковую величину. Совершенно очевидно, что они рассчитаны на то, чтобы на них стояло еще два-три яруса. Вместо этого колокольня получила довольно «куцее» завершение. Разрыв между прекрасным первоначальным планом и его воплощением может быть объяснен тем, что в Хутынском монастыре в первое время после секуляризации монастырских владений еще не привыкли экономить и при составлении строительной сметы переоценили свои силы. В работе над проектом колокольни, по-видимому, принимал участие архитектор Д.В. Ухтомский. Два ее нижних яруса, выполненные с большим вкусом и мастерством, говорят в пользу этой версии. Большое внимание специалистов привлекают также колонны, использованные в декоре колокольни. Провинциальные здания XVIII века декорировали колоннами крайне редко. Во втором ярусе колокольни находился храм во имя пророка Илии. Теперь, после реставрации (а колокольня, как и прочие здания монастыря, очень пострадала в годы войны), он переосвящен во имя Новомучеников и Исповедников Российских.

http://sobory.ru/article/?object=37653

" О наступлении зимы в Петров пост " . Миниатюра из Лицевого жития прп. Варлаама Хутынского. XVII в. (ПИАМ. Инв. 291/49. Л. 107 об.) " О наступлении зимы в Петров пост " . Миниатюра из Лицевого жития прп. Варлаама Хутынского. XVII в. (ПИАМ. Инв. 291/49. Л. 107 об.) Во 2-й четв. XVI в. были созданы 2 новые редакции жития В. Х.: Распространенная (1526), к-рая представляет собой свод сообщений о преподобном, собранных из прежних редакций жития, летописей, преданий, записей о чудесах и рассказов иноков Хутынского мон-ря, а также Особая (между 1526 и 1553), с изложением дополнительных сведений, новых имен и фактов, в т. ч. малодостоверных (признание прп. Антония Дымского преемником В. Х., преставление святого отнесено к 1243 г. и др.). Известны и более поздние переработки жития, в частности созданная в нач. XVIII в. Иоанникием и Софронием Лихудами (один из списков данной редакции, не включенный в реестр Дмитриева, хранится в ОПИ НГОМЗ (КП 30056-212. Кр. 247)). В 1645 г. братия Хутынского мон-ря поставила деревянную часовню в Неревском конце Новгорода на Дослане ул. при пересечении ее с Яковлевой, на месте, где, по преданию, стояла усадьба родителей В. Х. 6 нояб., в день памяти святого, по свидетельству чиновника Софийского собора XVII в., в Хутынском мон-ре совершалась архиерейская служба, богомольцам раздавали хлеб и медные монеты. К В. Х. с усиленной молитвой обращались во время природных катаклизмов, т. к. считается, что преподобный имеет особую власть над природными явлениями. Подтверждением этому служит рассказ жития о предсказании святым выпадения снега на праздник апостолов Петра и Павла (12 июля); до нач. 20-х гг. XX в. в память об этом чуде в 1-ю пятницу Петрова поста в Хутынский мон-рь устраивался крестный ход. В 1505 г. В. Х. явился хутынскому пономарю Тарасию и предупредил о том, что Новгороду угрожает опасность из-за разлива оз. Ильмень. Преподобный умолил Богородицу избавить город от наводнения, для наказания горожан за грехи на них была послана «казнь... с милостию» - мор, когда погибли грешники, а праведники были спасены ангелами. Преподобный предсказал также Тарасию пожар в городе через 3 года после мора. (Видение пономаря Тарасия описано в Распространенной редакции жития В. Х., в Особой редакции пономарь назван Прохором; эпидемия и пожар в Новгороде отмечены в летописях под 1505-1508 гг.).

http://pravenc.ru/text/154255.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010