Из многочисленных источников известно, что государь Николай II и императрица Александра Федоровна воспитали пятерых замечательных детей. В этой книге размещены былины, стихи и сказки, которые в детстве любили читать великие княжны и цесаревич, а также другие рассказы и стихи, которые будут интересны маленьким читателям. Первая авторская книга – «Валаамские светильники духа. ХХ век» протоиерея Сергия Третьякова. Издательство Сретенского монастыря. Книга посвящена валаамским подвижникам XX столетия, избравшим тесный путь монашества в непростое для нашей страны время. На основе архивных материалов и ранее опубликованных трудов составлены их жизнеописания; собрано и систематизировано духовное наследие старцев. Приведены уникальные, неизвестные широкому читателю документы и воспоминания очевидцев. Лучшее справочное и краеведческое издание – «Колокольный звон Белой Руси: тысячелетие традиции», автор – Елена Геннадьевна Шатько, издательство «Медиал» . Первое крупное исследование по выявлению регионального стиля и национальной самобытности белорусской звонарской культуры – итог 15-летнего подвижнического труда, архивного и экспедиционного. Автор – замечательный музыкант и теоретик музыки, влюбленный в свое дело. В 2003-2012 годах Елена Геннадьевна осуществила сотни поездок по приходам и монастырям, провела множество видео- и фотосъемок, беседовала с духовенством, звонарями, местными жителями, обследовала приходские архивы, описала сохранившиеся богослужебные инструменты. Результат ее труда – перед вами. Лучшее цифровое издание – аудиокнига Издательского дома «Союз» «Владимир Тендряков. Собрание сочинений». Читают: Вениамин Смехов, Сергей Гармаш, Максим Суханов, Александр Клюквин, Михаил Горевой . Первый приз единогласно отдан аудиокниге, собравшей произведения писателя второй половины двадцатого века, озабоченного нравственными проблемами послевоенного времени и зачастую остро, с риском для себя, критиковавшего советский уклад жизни. Мастера художественного чтения, признанные мэтры сцены и киноэкрана, инсценировали такие цитировавшиеся зачастую изустно и вполголоса произведения Владимира Тендрякова, как «Параня», «Хлеб для собаки», «На блаженном острове коммунизма», «Пара гнедых», «Охота», «Расплата», «Тройка. Семерка. Туз», «Свидание с Нефертити» и «Кончина».

http://pravmir.ru/patriarhiya-rekomendue...

Был он человеком рассудительным, говорил почти всегда не сразу, а после некоторого раздумья. Он был сапожником и по этой части тоже слыл большим мастером. " Мои сапоги ходят десять лет " ,- говаривал дядя Николай. И, как потом я узнал от его клиентов, это была сущая правда. Кроме сапожного дела и вдохновенного трезвона, у дяди Николая было еще одно любимое занятие - чтение. Брат Андрей глубоко уважал дядю Николая и за его сапожное мастерство, и за его звонарское искусство. Когда он появлялся на колокольне, брат Андрей с почтением и доброй улыбкой говорил ему: " Пришел позвонить? Воспой Господа! Во славу Божию! " - и становился где-нибудь сбоку от перил, освобождая дяде Николаю место у колоколов. Увидев меня в первый раз, дядя Николай сказал: " Остерегайся меня: у меня чахотка " . " Как же вы ею заболели? " - спросил я. - " Запомни, малый, колокольный порядок: на колокольне все равны, все славят Господа, никаких " Вы " здесь нет. Спрашиваешь, как заболел? От чаю. Очень любил пить чай. Зимой распотеешь от чаю, выйдешь на улицу - тебя и охватит. Вот и простудился, и пошло: бронхит, трахеит, плеврит, теперь и чахотка, иными словами, туберкулез, болезнь очень заразная и опасная. Поэтому будь со мной поосторожнее. Раньше, когда пили квас, а чаю пили мало, простужались меньше, и люди были здоровее " . Звонарь - богослов Я уже сказал, что дядя Николай был настоящий звонарь-художник. Надо добавить, что не только художник, а прямо-таки звонарь-богослов. Его трезвон не только радовал душу, но (самое главное!) возносил ее, заставлял молиться, молиться без слов. Замечательны были его зазвоны. Когда он зазванивал, то казалось, будто какие-то птицы-звуки радостно носятся вокруг колокольни и взмывают ввысь. Не случайно при его трезвоне стаи голубей иногда летали неподалеку от колокольни наперегонки со стаей небесных звуков. Временами в середине трезвона дядя Николай мягко снимал звон зазвончиков и оставлял на фоне басового благовеста соло одного-трех небольших колоколов, нежно вплетавших свою мелодию в благовест.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2092...

Нажимая весом всего тела на стремя, звонарь приводит колокол в движение. Здесь нужно заставить неподвижно висящий язык раскачиваться против движения колокола. Примерно на восьмое качание происходит первое соприкосновение языка со стенкой колокола. После этого звонарь должен, резко отпуская стремя кверху, поймать язык противоположным краем колокола и после удара опять нажать на стремя для гарантированного удара языка в ближний край. Хотя Пскове-Печерский монастырь является единственным местом в России, где до наших дней в действии сохранился очепной звон, но следы колоколо-приемников для очепных колоколов сохранились на многих колокольнях и звонницах XVI - середины XVII в.в. Ещё одним приспособлением очепной системы звона является так называемый карман -это железная кованая решетка, выдающаяся из арки яруса звона колокольни или звонницы подобно балкону и служащая для подстраховки на случай обрыва крепления колокольного языка. Такой карман сохранился на колокольне Ярославского храма Илии Пророка. Возможно, на невысоких шатровых колокольнях с очепными колоколами лестницы, выложенные в толще стен, были узкими и крутыми, потому что звонарям не было надобности подниматься к колоколам при каждом звоне. Колокольно-звонарское дело находилось под особым вниманием и опекой государственной и духовной власти в России. Ростовский митрополит Иона III Сысоевич, по завершении создания знаменитой ныне Ростовской Звонницы, учредил для исполнения колокольных звонов большой штат звонарей, достаточный не только для исполнения праздничных торжественных звонов, но и для подмены недостающих исполнителей. В приходнорасходной книге митрополичьего двора в записи, датированной 1691 годом, упомянуты 8 звонарей Ростовского Успенского Собора - исполнителей, а возможно и создателей первых ростовских звонов " Ионинского " и " Георгиевского " . Это Иван Иванов, Лев Иванов, Яков Шмаков, Киприан Савельев, Фирс Савельев, Алексей Люткин, Перфилий Викулов и Алексей Смирнов. С конца XVI по XVIII в.в. практически во всех крупных городах России, в больших монастырях и кафедральных Соборах наблюдался рост колокольных собраний, совершенствовались и дополнялись колокольные подборы, отлаживалось мастерство звонарей-исполнителей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2092...

- К сожалению, московская традиция звона сейчас размыта собственной волей любого звонаря, а его мастерство зависит от того, как человек учился, кто его учил. И звоны в Москве - от прекрасных до ужасных. Но, например, Новодевичий монастырь поддерживает традицию старых московских звонов, Владимира Ивановича Мошкова. Мы в храме Христа Спасителя и в Кремле стараемся следовать традиции ростовских звонов. На Пасху бывает очень много интересных звонов, любопытных. - Сейчас появляются новые традиции в Москве? Например, получасовой звон в 12 часов дня 9 мая, на День Победы ... - Это не новая традиция, а хорошо забытое старое. В России существовали викториальные звоны, связанные с военными победами. В храме Христа Спасителя и в Кремле отзвонили два таких памятных звона: в память 200-летия окончания войны 1812 года и на празднование 400-летнего юбилея дома Романовых. - Есть ли необходимость в городе идти на компромисс с жителями, которым не нравится, скажем, что рано звонят к Литургии, где-нибудь в спальном районе? - Я считаю, что все должно быть с умом сообразно. Если храм стоит рядом с детским садиком или с боль ницей, нужно это учитывать. Иногда нам пишут в Общество церковных звонарей: «Что делать? Священник звонит каждый раз в семь утра». Раньше, если в храме служатся две Литургии, к ранней обычно не звонили вообще. А поздняя начинается, как правило, в 10 утра: если мы без пятнадцати десять будем звонить - никого не разбудим. Да и по опыту какая-то часть людей в жилых районах возмущается первое время, потом уже говорят: «А где звон сегодня, почему нет, в чем дело?» У нас был такой показательный случай. В 1994 году повесили колокола в храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьине. Прекрасный подбор колоколов получился - отстоят друг от друга на терцию: звучит, как музыкальная шкатулка. Первые несколько недель были звонки в храм: «Что такое? Перестаньте звонить!» А потом так всем понравилось! Звонки прекратились, звоны продолжаются. Чудеса и мифы - За вашу звонарскую практику было что-нибудь необычное?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Специального внимания заслуживает звонница храма. Ее первоначальный облик – одна из загадок этой церкви. Тем не менее, очевидно, что после ее ремонта (или повторного возведения) она не использовалась для очепного способа звона (под очепным способом понимается раскачивание самого колокола во время звона). Снизу к ней (через Константино-Еленинский придел) ведет лестница, проходящая в толще юго-западной стены центрального столпа. В XIX столетии на звоннице обустроили удобную звонарскую площадку со всеми необходимыми приспособлениями. На ней устроили и новые перекладины с боков для подвеса тяжелых колоколов. На фотографиях И.Э. Грабаря И.Ф. Барщевского П.Д. Барановского хорошо видны и устройство площадки, и развеска колоколов. Петр Дмитриевич Барановский оставил описание этого сооружения: «...Из помещения, обозначенного выше как " первая верхняя палатка " по деревянной лестнице можно попасть на звонницу. Эта лестница проходит через бывшую когда-то на юг от звонницы каменную небольшую главу... лестница из главы выводит на чердак, откуда через тесный и крайне неудобный пролаз попадают на звонницу. Пол звонницы деревянный, покрыт железом, между каменной с пролетами звонницей и стеной храма устроена крыша в более позднее время. На столбах висят колокола... Бывшие ранее по бокам звонницы полукруглые закомары срублены, и остались только начала их профилированных тяг у основания звонницы...» (позже закомары восстановили реставраторы) Мы не располагаем точными сведениями о колоколах, составлявших подбор звонницы к началу ХХ века. Достоверно известно, что в него входили восемь колоколов. В описании храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, сделанном П.Д. Барановским (оно хранится в музее архитектуры им. А.В. Щусева), упомянут только колокол 1784 года, весом в 98 пудов По свидетельству прихожан, до последней реставрации в подборе был колокол западноевропейского литья - довольно старинный и украшен надписью на латинском языке. Два вкладных колокола из дьяковского храма в 1923 году были перемещены на колокольню церкви во имя Казанской иконы Божией Матери в музее-усадьбе «Коломенское». Надписи на них дают дополнительную информацию о времени и месте их отливки. Колокол, упомянутый Петром Дмитриевичем Барановским, был отлит на московском заводе Ассона Петровича Струговщикова, второй – меньший – тоже в Москве, на заводе братьев Самгиных. Оба колокола повреждены. Первый из них имеет большую Т-образную трещину, что делает его непригодным для звона, а второй – сквозное отверстие от выстрела Сейчас все колокола подбора – современные.

http://sobory.ru/article/?object=03286

Через всю Россию на Сахалин доставили колокола для нового собора Южно-Сахалинск, 17 марта 2014 года      На Сахалин доставлены колокола для строящегося храма Рождества Христова. Они месяц были в пути — день и ночь их везли на остров через всю Россию. Полюбоваться на чудо-колокола и услышать их уникальный звон смогли за это время жители 20 российских городов, сообщают SmartNews. На Сахалин доставили колокола для строящегося храма Рождества Христова. Месяц они были в пути — на остров их доставили специальным транспортом из Москвы. За это время услышать их удивительный уникальный звон (подобным обладают только колокола Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге) смогли жители 20 городов Центральной России, Поволжья, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Звонари Международного центра колокольного искусства, сопровождавшие колокола, давали в них концерты колокольного звона. Сейчас, прежде чем колокола поднимут на собор, прозвучат они в необычных концертах и для жителей трех городов Сахалина — Корсакова, Холмска и, конечно, столицы региона Южно-Сахалинска. Сахалинцы услышат особый, малиновый звон.      «Малиновым звоном обладают лишь колокола звонницы Александро-Невской лавры, а теперь и сахалинского собора Рождества Христова. Особое звучание колоколов зависит от технологии их изготовления, от пропорций различных материалов в сплаве. Что означает само это выражение — «малиновый звон»? В народе — просто «очень красивый». Однако есть версия, что название это происходит от наименования французского города Малин, где и изготовляли колокола по особой технологии. Наши колокола делали мастера нескольких городов, преимущественно из Москвы и Ярославля. Самый большой колокол, весом в 6,5 тонны, — именной, и называется он «Сахалин», колокола среднего и малого рядов собственных названий, конечно, не имеют. Сопровождали их, сменяясь, четыре звонаря из Международного центра колокольного искусства, представляющие звонарские школы разных городов, при них была переносная звонница — они давали концерты, проводили мастер-классы в местах остановок. Их искусство и звучание наших колоколов смогли оценить тысячи людей», — говорит монахиня Илариона (Фунтова), руководитель информационно-аналитического отдела Южно-Сахалинской епархии и Курильской епархии. 17 марта 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/69244.html

Колокол, привезенный из Зашиверской экспедиции. Фото: Алексей Талашкин – Еще интересные находки привезли из экспедиции? Какой колокол самый старый? – Самый древний датированный колокол в проекте отлит из сибирской полевской меди в Екатеринбурге в 1731 году, попал в проект благодаря надписи. У Барабановского колокола из Красноярского края интересный растительный орнамент и глухой звук. У колокола из небольшого села в Тюменской области голос сохранен, значит, можно будет сравнить его звучание с голосом копии и увидеть, насколько удается его повторить при восстановлении. Всего три колокола, изготовленных на заводе Шишкина, обнаружено в Сибири, два из них в нашем проекте. Колокол, предположительно отлитый на фабрике «Якима Рязанова наследники», пострадал во время пожара. Единственный из подлинных колоколов Троицкого Рафаилова мужского монастыря с большой трещиной, которая проходит через все тело. Вообще у каждого из колоколов проекта своя история, каждый по-своему уникален. Алексей Талашкин. Фото: Владимир Осинцев – Ваша книга «Зов Чингисского колокола», получившая звание «Книга года» в номинации «церковно-краеведческая литература» на конкурсе «Сибирь-Евразия 2019», написана после экспедиции в село Чингис, где, по рассказам местных жителей, разбили и затопили колокола с местного храма. Сегодня поиски завершены? – На первом этапе мы нашли пять осколков. На втором этапе в поисках баржи с разбитыми колоколами мы исследовали акваторию Оби, выяснили рельеф дна, нашли перепады до нескольких метров, но основную массу осколков разбитых в 1937 году колоколов обнаружить пока не удалось. Сейчас поиски чингисских колоколов приостановлены. Мы сделали все, что в наших силах, ждем: может быть, откроется какая-то новая информация или свидетельство.  Недавно позвонил выпускник звонарской школы и сказал, что совсем в другом месте – в районе Огурцово – рыбаки нашли колокол в Оби. Мы ездили туда перед самым ледоставом, но пока безрезультатно. В этом году продолжим поиски, еще раз пройдем по участку с цепью – если колокол выступает из дна даже на двадцать сантиметров, мы зацепим и вытащим его. 

http://pravmir.ru/kazhdyj-udar-kolokola-...

Новый этап его истории начался после революции. В 1935 году церковь закрыли, и в ее помещениях расположился выставочный зал музея. Богослужения в храме возобновились только в 1991 году. Торжественный чин великого освящения 23 марта 1991 года совершил Святейший Патриарх Алексий II. Перед торжественным Патриаршим освящением церковь вновь отреставрировали по инициативе ее настоятеля - игумена Феофилакта (ныне наместник Ново-Иерусалимского монастыря). Реставрация проводилась под руководством архитектора Черникова Евгения Александровича. В настоящее время Троицкий храм является подворьем Введенской Оптиной пустыни. Нельзя обойти вниманием судьбу колокольного подбора Троицкого храма. В начале ХХ столетия он насчитывал 10-12 колоколов XVIII – XIX веков. Самый тяжелый из них - благовестник весом 71 пуд 15 фунтов (1163 кг) - отлил замечательный мастер XVIII века – Константин Михайлович Слизов в июле 1755 года Этот колокол оставался на колокольне весь «музейный» период истории храма. Остальные колокола подбора (кроме одного, судьба которого неизвестна) бережно сохранялись сотрудниками музея на хорах храма, и в настоящее время возращены на колокольню. В ходе оборудования яруса звона большой колокол временно сняли и, после, завершения работ, вновь подняли на колокольню, уже на новую систему мягкой подвески; был сооружен металлический сварной звонарский помост и другие приспособления для звона. Работы по обустройству звона церкви осуществлялись под руководством старшего звонаря храма Христа Спасителя и  звонниц Московского Кремля (а то время  -  старшего звонаря Московского Данилова монастыря) - И.В. Коновалова. Первым штатным звонарём храма стал Дмитрий Валерьевич Кузьмичёв - его ученик. Живописный и нарядный облик храма, необычный даже для московского «узорочья» второй половины XVII века, представляет собой интересный и органичный синтез особенностей разных архитектурных школ. В настоящее время не существует единого мнения об имени мастера, возводившего церковь Живоначальной Троицы в Останкино. В начале ХХ столетия считалось, что образцом для нее послужила деревянная церковь с «прирубами» – ее предшественница Однако, следует отметить, что сходная композиция приделов у основного объема храма появилась в каменном зодчестве Москвы уже с середины XVI века. Скорее всего, аналоги следует искать именно там. Долгое время весьма популярной была версия об авторстве крепостного архитектора Одоевских – Павла Сидоровича Потехина Сейчас она не является бесспорной, т.к. не имеет никаких документальных подтверждений. Тем не менее, ряд особенностей декора и композиции храма, как мы увидим ниже, сближает его с другими творения талантливого зодчего, и, может быть, не стоит окончательно отказываться от этой гипотезы. Тем более, что некоторые исследователи, к сожалению, без ссылки на источник, называют и имена помощников Павла Потехина. Это были тоже крепостные мастера - Федор Перфильев, Семен Усков, Яков Мутовин и Кузьма Взварыкин.

http://sobory.ru/article/?object=03622

В Москве пройдет XIII Фестиваль звонов «Даниловские колокола» 22.09.2022 13:01:41 МОСКВА 25 сентября 2022 года на колокольне Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы пройдет XIII Фестиваль колокольных звонов «Даниловские колокола», сообщает Седмица.ru со ссылкой на Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Мероприятие приурочено к 15-й годовщине возвращения исторического колокольного набора обители, который был вывезен в США в 1930 году. Начало в 12.00. Фестиваль ежегодно радует слушателей новыми колокольными композициями — в этот раз концерт откроют звонари Данилова монастыря совместно с Праздничным хором обители. В начале программы упор сделают на мелодические звоны — гости концерта смогут услышать звоны на тропарь святому князю Даниилу Московскому, стихиры Пасхи, «Достойно есть» и отрывок из песни «Славься» оперы Михаила Глинки. Звоны с колокольни будут поочередно перекликаться с хором на площади — такое собравшиеся услышат впервые. Программу продолжат именитые мастера колокольного звона из 15 регионов России — всего в фестивале примут участие порядка 30 звонарей. Монастырская площадь будет оборудована комфортными местами для сидения. Фестиваль подготовил много интересного для слушателей: на большом экране будет организована видеотрансляция звонов — каждый сможет увидеть, что происходит на колокольне и оценить технику звонарей; насыщенная программа включает выступление не только звонарей, но и Праздничного хора Данилова монастыря под управлением Георгия Сафонова; по окончании фестиваля на монастырской площади установят переносную звонницу, где все желающие смогут постичь азы звонарного искусства. Звоны будут исполняться на 18 исторических колоколах монастыря. В начале ХХ века, как и сейчас, Даниловские колокола признавались одними из лучших в Москве. Это определило их судьбу: после закрытия монастыря весь набор был выкуплен у властей американским меценатом Чарльзом Крейном. Колокольный ансамбль Данилова монастыря является единственным в Москве, полностью сохранившимся после революции 1917 года. Фестиваль также совпадает с началом нового учебного года на «Даниловских курсах звонарского мастерства», на которых желающие смогут обучиться русским традиционным звонам. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2022/09/22/v-moskve-p...

Романовы Прот. Сергий Правдолюбов про переименование улиц: Только две улицы — это не разрешает проблемы Просто переименовать две улицы - это, конечно, хорошо, но это всего лишь латание дыр асфальта на дороге вместо того, чтобы провести нормальный капитальный ремонт - переменить отношение и к святым Романовым. Романовский колокол Звонарское искусство не простое, и не каждый может сразу явить миру красоту колокольного звона, которая зависит и от мастерства звонаря, и от колокольного набора. «Ангел Настя»: Анастасия Гендрикова Совсем коротенькая биография, сопутствующая истории царской семьи… За ней жизнь, прервавшаяся в самом начале. Кем была Анастасия Гендрикова? В литературе порой можно встретить характеристику неточную: «близкая подруга императрицы Александры Федоровны». Кто же на самом деле эта девушка, принявшая смерть вместе с Романовыми, - страдалица, святая? Великий князь Сергей Александрович: тиран или мученик? В наше время великий князь Сергей оказался выведен в романе Б. Акунина «Коронация» — под именем Симеона Александровича. Создавая этот неприятный образ, популярный беллетрист прилежно переписал общие места из воспоминаний начала прошлого века. Однако, похоже, он читал не все воспоминания. Венчание на царство Михаила Федоровича Романова Кем же были эта монахиня и ее сын, ради которых собралось целое море людей - знатных и самых простых: священников, бояр, именитых дворян, служилых и посадских людей и обыкновенных горожан? Царские дни глазами паломников С 12 по 24 июля в Екатеринбургской епархии прошли Царские дни, посвященные памяти Святых царственных страстотерпцев. С каждым годом в эти дни в Екатеринбург приезжает все больше паломников, чтобы посетить места, связанные с гибелью Царской семьи. Каждый, кто приезжает на Царские дни, будь то русский или иностранец, переживает эти дни по-своему. Последняя Царица Дошедшие до нас дневниковые записи императрицы Александры Федоровны уцелели чудом, и в них открывается подлинная Царица, истинная христианка, супруга и мать. Через них она обращается к сердцу каждого из нас, дает нам бесценные уроки счастливой, правильной, и, самое главное, богоугодной жизни.

http://pravmir.ru/tag/romanovy/page/10/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010