В 2013-2015 г.г. проведены работы по сохранению объекта. Изготовлена и установлена металлическая тетива под ступени, воссозданы брусковые ступени с прямоугольным лобиком в верхней части подступенка из белого камня, воссоздано покрытие лестничных площадок из прямоугольных чистотесанных плит. Также выполнена пробивка борозд глубиной 25 см в кирпичной кладке при большой прочности, укрепление поверхности белого камня, очистка от коррозии существующих металогических конструкций, разборка брусковых ступеней, разборка покрытия лестничных площадок, сопутствующие работы по разборке гаража поздней постройки, разборка поздних кирпичных сооружений и закладок, большая прочность кладок, расчистка завалов мусора на ярусах, срезка культурного слоя грунта вокруг колокольни, реставрация кирпичной кладки стен большемерным кирпичом. Кроме того, проведена реставрация лицевой поверхности кирпичной кладки, укрепление сохранившегося декора химическим составом, ремонтно-реставрационные работы на втором ярусе колокольни. Изготовлены и установлены часы курантов, проведена реставрация фасадов, дверных заполнений, ворот, ограждения лестницы, металлического ограждение звонарского помоста, изготовление металлического каркаса системы звона, отмостка, мощение покрытия проездной арки, электромонтажные работы и молниезащита. Ремонтно-реставрационные работы интерьера – устройство полов и подоконников из белого камня. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Конец XIX столетия в монастыре ознаменовался постройкой колокольни, которой на всю Россию прославилась Николо-Берлюковская пустынь. Это грандиозное сооружение, построенное по проекту московского зодчего А. С. Каминского, уникально и как архитектурный памятник, и как смелый инженерный проект. Монастырскую колокольню построили за четыре года. Её высота равнялась 88 метрам (одна из самых высоких в России и самая высокая в Подмосковье), и сверху она была увенчана крестом, отлитым мастером Шуваловым из красной меди и весившим 622 килограмма. Всё строительство осуществлялось на добровольные пожертвования московских купцов Самойлова и братьев Ляпиных.

http://sobory.ru/article/?object=13938

М., 1985. С. 280-285; Кавельмахер В. В. Способы колокольного звона и древнерус. колокольни//Там же. С. 39-78; Лоханский В. В. Русские колокольные звоны//Там же. С. 18-27; Тюнина М. Н. Ростовские колокола и звоны//Там же. С. 137-148; Цветаева А. И., Сараджев Н. К. Мастер волшебного звона. М., 1988п; О куполах, колоколах и о храме науки: Док-ты 1930 г.: [Храм Христа Спасителя]/Публ.: С. Вакунов, Д. Нохотович//Неизвестная Россия, XX в.: Архивы. Письма. Мемуары. М., 1992. Кн. 2. С. 337-348; Ярешко А. С. Колокольные звоны России. М., 1992; он же. Колокольные звоны России: История, стилистика, функциональность в синтезе храмовых искусств. Саратов, 2005; Виденеева А. Е. О времени прекращения колокольных звонов//СРМ. 1993. Вып. 4: Соборная звонница Ростова Великого. С. 69-71; Никаноров А. Б. Колокольня с нотным звоном//СРМ. 1995. Вып. 7: Колокола и колокольни Ростова Великого. Ярославль, 1995. С. 5-17; он же. Звонарский устав Оптиной пустыни//Наследие монастырской культуры: Ремесло, художество, искусство: Мат-лы ист.-теорет. конф./Сост.: И. А. Чудинова. СПб., 1997. Вып. 1. С. 48-63; он же. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского мон-ря. СПб., 2000; он же. Региональная специфика колокольных звонов как инструментоведческая проблема//Музыкант в традиц. и совр. культуре: К 60-летию И. В. Мациевского: Мат-лы междунар. симп. СПб., 2001. С. 45; он же. Основные источники рус. кампанологии//Искусство устной традиции: Ист. морфология: Сб. ст., посвящ. 60-летию И. И. Земцовского. СПб., 2002. С. 280-301; он же. Пути становления и развития отеч. кампанологии в XVIII - сер. XX в.//РИИИ и европ. инструментоведение: Тез. междунар. науч. конф. СПб., 2002. С. 36-39; он же. История колокольной культуры Псково-Новгородского региона. Ч. 1: XI-XVI вв.//Мат-лы к «Энциклопедии муз. инструментов народов мира». СПб., 2003. Вып. 2. С. 83-99; он же. Историография кампанологии в России и Беларуси (1990-2000-е гг.)//Музычная культура Бeлapyci i свету: Да 100-годдзя Л. С. Мухарынскай. Mihck, 2006. С.

http://pravenc.ru/text/199669.html

Одним из уникальных письменных памятников истории З. является звонарский устав Оптиной пустыни , имеющий заголовок «О должности звонаря и изъяснение о времени и порядке благовеста и звона в колокола к службам Божиим и другие случаи в продолжение года: [Книга,] составленная для Козельской Введенской Оптиной пустыни в 1843 году» (РГБ. Ф. 214. 354; опубл. в кн.: Никаноров. 2000. С. 126-165). Печатные и рукописные Чиновники и Обиходники XVII в., включающие указания о З., значительно уступают этому документу в обстоятельности изложения и не имеют описания технической стороны З. Звонарскому уставу свойствен лаконичный, инструктивный тон изложения. Он имеет постатейную разбивку текста с отсылками. Составитель (или составители) этого устава неизвестен. Несомненно, он был не только знаком с местной системой колокольных З., но и хорошо осведомлен в специфике богослужебной традиции Оптиной пуст. В звонарском уставе значительное внимание уделено приемам и технике исполнения З. Он содержит правила обращения с колоколами, объясняет обязанности звонарей и систему сигнализации к началу благовестов. В тексте имеются сведения о типовых композициях З.- «звон во все колокола» (Л. 10 об.- 11 об.), «звон к водосвятию» (Л. 25 об.- 26), «заупокойный звон» (Л. 43-43 об.), «звон к малой вечерне» (Л. 20) - с указанием последовательности и характера использования колоколов. Подробно описан благовест, к-рый производился в один из 4 колоколов: большой, полиелейный, вседневный, трапезный. Как правило, в уставе оговорены способ исполнения (в один или в оба края), продолжительность в минутах, момент богослужения (к началу службы, к «Достойно» (Л. 14 об., 16, 18, 25 об., 41 об. и проч.), к чтению Деяний св. апостолов (Л. 47 об.- 48), к чтению Евангелия (Л. 46 об.), к трапезе (Л. 6)), количество ударов, их темп и характер («почаще» (Л. 42, 48), «редко» (Л. 42 об.), «редко по-постному» (Л. 50, 51), «пореже обыкновенного, печально» (Л. 46), «мало почаще» (Л. 42 об., 46 об.), «часто» (Л. 44, 45 об., 46, 46 об.)).

http://pravenc.ru/text/199669.html

Вполне ожидаемо, что владыка поднимается на колокольню и принимает участие в фестивале. Кого, кого, а звонарей бывших уж точно не бывает. «Не удержался», – с улыбкой напишет он на своей странице Вконтакте и пригласит всех в гости – на фестиваль. Дети-звонари и их наставники «Общаемся и учимся друг у друга. У одного отметишь ритм, у другого – прием интересный», – рассказывает Михаил Соловьев. Взрослые учатся у взрослых и, конечно, должны учить детей, передавать им традиции, навыки и опыт. 30 июля впервые провели первый детский фестиваль колокольного звона «Алексеевские перезвоны – дети 2023».      «Тема детского фестиваля – “Крещение Руси – наследие предков”. С древности звонарское искусство передавалось от поколения к поколению. Фестиваль – это форма общения мастеров колокольного звона и детей-звонарей», – поясняет Надежда Александровна. И с гордостью добавляет: «В этом году участница нашего первого фестиваля Ксения Плеханова подготовила своих учеников – юных звонарей. Спустя двадцать лет после своего выступления. Вот это и есть наша истинная цель – чтобы традиция жила, чтобы детям она была интересна». И хотя самому младшему участнику – выпускнику детского сада – всего шесть лет, на детском фестивале все тоже очень серьезно. Не только звоны и музыкальные номера, дети принимают участие в круглом столе «Мое открытие». Они рассказывают друг другу о своем звонарском пути, о наставниках и традициях звона, делятся секретами мастерства. «Мне очень понравился звон самого младшего участника, для шести лет он замечательно позвонил. Все было очень интересно и запомнится надолго. Познакомился с Матвеем – звонарем из Москвы, здорово пообщались», – делится Илья Тихонов. Он вместе с братом Иваном представил на фестивале Троицкий праздничный звон. Хочется возвращаться вновь Соборная площадь и прихрамовая территория в эти дни украшены на славу. Яркие фотозоны, стильные площадки с изделиями мастеров, кулинарные блюда разных народов – и взрослым, и детям есть на что посмотреть. Обращаю внимание на надпись «Запись на экскурсии по храму». «Есть желающие?». «Экскурсоводов не хватает», – улыбается Любовь Ивановна Абрамова. «Фестиваль – это большой православный праздник, который всех нас объединяет. Такие красивые звоны звучат. К нам едут люди со всей страны, Алексеевское стал для них родным домом, куда хочется возвращаться вновь», – говорит моя собеседница. И поспешно уходит – рассказывать людям о своем храме, о его святынях и приходской жизни.

http://pravoslavie.ru/155203.html

Участники проекта «Вернем колоколу голос» сканируют колокол, отлитый на заводе П.И. Гилева сыновей в Тюмени. Фонды музейного комплекса им. И.Я. Словцова, Тюмень, 2019. Фото: Алексей Талашкин – Защита диссертации стала естественным продолжением вашего служения? Звонарю обязательно применять в своей работе научный подход? – Существует много споров, достаточно ли церковному звонарю умения владеть колоколами или нужно изучать и кампанологические (кампанология – наука о колоколах) исследования. Мое мнение таково: как нельзя птице лететь с одним крылом, так нельзя звонарскому искусству развиваться без науки и без практического освоения. Одно помогает другому. Еще пятнадцать лет назад в кампанологической среде считалось, что колокола в Сибири не отливались, а привозились из Москвы, а нам удалось найти уже около ста фактов отливки колоколов в Сибири. Удалось собрать данные почти о трехстах колоколах, обнаруженных в Сибири. Собрали сведения о бытовавших до революции колокольных звонах, звонарях, о колокольных подборах. – Кто может учиться на звонаря? – Учиться может, наверное, каждый, но стать церковным звонарем сможет только человек верующий. Ведь, поднимаясь на колокольню, звонарь должен понимать: зачем он идет к колоколам. Музыкальное образование кому-то может помочь, а кому-то даже помешать. Но умение слышать инструмент, умение вычленить из общей массы звучания отдельные голоса каждого колокола – всегда пригодится звонарю. Я много лет звонил, не слушая колокола, только следил за ритмом. Но оказалось, это только необходимый минимум. Умение слышать каждый голос, умение пробудить этот голос, чтобы он был полногласным, без хрипов, без криков, чтобы колокола звучали и пели – это ключевые навыки звонаря. Фото: Владимир Осинцев – Есть мнение, что звонари со временем глохнут… – Полноценных исследований на эту тему пока нет, поэтому говорить, что слух снижается – не совсем корректно. Да, бывает, что у звонаря развивается тугоухость, но неизвестно: связано ли это с колокольным звоном или, например, с возрастными изменениями. Кто-то пользуется наушниками и берушами, кто-то ничем не пользуется для защиты слуха. Поначалу я звонил только в наушниках, но потом постепенно отказался от этого – мне хочется слышать колокола во всей полноте. В учебном классе, когда ученики подолгу отрабатывают на тренажере какие-то элементы, конечно, лучше гасить вредные частоты. 

http://pravmir.ru/kazhdyj-udar-kolokola-...

Курс обучения в школе звонарей длится несколько месяцев. Сначала теоретические занятия: изучаем историю и устав колокольного звона, технику безопасности, рассказываем, как правильно ухаживать за колоколами и организовать пространство звонницы, подробно говорим о бого­служении — для звонаря это очень важно. Затем приступаем к практике: кто-то осваивает звон за два месяца, у кого-то на это уходит несколько лет. По опыту могу сказать: быстро обучаются звону те, кто хорошо танцует. В колокольном звоне левая рука делает одно, правая — другое, нога делает свое движение — в этом вся сложность. И те, у кого хорошо развита координация движений, быстро это все усваивают. Но тем не менее хорошими звонарями становятся и те, у кого поначалу мало что получается. Есть люди, у которых вообще нет чувства ритма, но они трудяги и добиваются успеха… математически. Я им объясняю математику звона: например, два удара ногой, в это время четыре удара рукой. Они запоминают формулы и, когда звонят, постоянно считают, прокручивают это в голове. Но лично я «математически» звонить не умею. Моя задача — не выучить с людьми одинаковые звоны, а показать им технические возможности колокольни, ритмику. Языки колоколов мы глушим резинками, и поэтому можем заниматься, сколько нам нужно, как на музыкальном инструменте. В этом деле есть много нюансов: к примеру, чтобы красиво прозвучало, нужно знать, как правильно повернуть руку. В год мы выпускаем примерно пятнадцать человек. К Пасхе готовим с учениками концерт: каждый звонарь может сделать свою аранжировку, некоторые даже придумывают композиции. В школу принимаем только взрослых: от восемнадцати и хоть до семидесяти. Звонарское дело ответственное и все-таки проходит на высоте, во взаимодействии с тяжелыми металлическими изделиями. Иногда дети приходят со взрослыми на теоретические занятия — это можно, но на практику несовершеннолетних не берем. Намерения у приходящих к нам людей разные: кого-то священник благословляет идти учиться, чтобы был свой звонарь на приходе, кто-то поступает в школу ради интереса, а кому-то хочется на Светлой седмице исполнить красивый звон, а не просто постучать по колоколам, и он готов потратить на это свое свободное время, приложить усилия. Раньше ведь все прихожане умели звонить — худо-бедно, но умели, а сейчас большинство не умеет вообще. Хороший звонарь — это благословение Божие, нельзя предугадать, из кого он получится, поэтому мы никому не отказываем.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/25/horosh...

Близкий выстрел оглушил его. Доктор поднял голову, схватившись за поводья, и натянул их. Конь с разбега сделал раскорякой несколько скачков вбок, попятился и стал садиться на круп, собираясь стать на дыбы. Впереди дорога разделялась надвое. Около нее в лучах зари горела вывеска «Моро и Ветчинкин. Сеялки. Молотилки». Поперек дороги, преграждая ее, стояли три вооруженных всадника. Реалист в форменной фуражке и поддевке, перекрещенной пулеметными лентами, кавалерист в офицерской шинели и кубанке и странный, как маскарадный ряженый, толстяк в стеганых штанах, ватнике и низко надвинутой поповской шляпе с широкими полями. – Ни с места, товарищ доктор, – ровно и спокойно сказал старший между троими, кавалерист в кубанке. – В случае повиновения гарантируем вам полную невредимость. В противном случае, не прогневайтесь, пристрелим. У нас убит фельдшер в отряде. Принудительно вас мобилизуем, как медицинского работника. Слезьте с лошади и передайте поводья младшему товарищу. Напоминаю. При малейшей мысли о побеге церемониться не будем. – Вы сын Микулицына Ливерий, товарищ Лесных? – Нет, я его начальник связи Каменнодворский. ЧАСТЬ ДЕСЯТАЯ НА БОЛЬШОЙ ДОРОГЕ 1 Стояли города, села, станки. Город Крестовоздвиженск, станица Омельчино, Пажинск, Тысяцкое, починок Яглинское, Звонарская слобода, станок Вольное, Гуртовщики, Кежемская заимка, станица Казеево, слобода Кутейный посад, село Малый Ермолай. Тракт пролегал через них, старый-престарый, самый старый в Сибири, старинный почтовый тракт. Он, как хлеб, разрезал города пополам ножом главной улицы, а села пролетал не оборачиваясь, раскидав далеко позади шпалерами выстроившиеся избы или выгнув их дугой или крюком внезапного поворота. В далеком прошлом, до прокладки железной дороги через Ходатское, проносились по тракту почтовые тройки. Тянулись в одну сторону обозы с чаями, хлебом и железом фабричной выделки, а в другую прогоняли под конвоем по этапу пешие партии арестантов. Шагали в ногу, все разом позвякивая железом накандальников, пропащие, отчаянные головушки, страшные, как молнии небесные. И леса шумели кругом, темные, непроходимые.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

В фильме есть этот внимательный взгляд. Также в нем представлено немало бесценного документального материала периода новейшей церковной истории. В том числе и материала, связанного со Святейшим Патриархом Пименом, возглавившим вскоре юбилейные торжества. При Патриархе Пимене я после армии поступил в Московскую духовную семинарию и продолжал ходить на лаврскую колокольню, звонить. А после кончины Его Святейшества меня приняли в число братии. И дали, как уже упоминал выше, два основных послушания – звонаря и клиросное. За плечами у меня была только музыкальная школа, но в принципе музыкальное образование в церковно-звонарском деле не особенно важно – здесь важно чутье. Важно иметь чувство ритма. У нас имеется запись старого лаврского звона. Скорее всего, ее сделали в 40-е годы прошлого века (где-то до 1950 года), потому что какая-то то делегация приезжала, какое-то большое событие было, и в честь него кто-то из звонарей поднимался на колокольню. Кто – не знаю. Возможно, Константина Родионова позвали, не скажу. Но звон однотипный. Наш одаренный батюшка отец Михей, у которого не было никакого музыкального образования, однако были безупречное чувство ритма и природный музыкальный слух, создал собственную мелодию звона, известную теперь как звон Троице-Сергиевой лавры...      О возрождение лаврского «Царя» и колокольном звоне в Японии Писатель Михаил Пришвин, свидетель трагической гибели лаврских колоколов в 30-е годы прошлого века, писал в своем дневнике: «Как по-разному умирали колокола. Большой Царь, как Большой доверился людям в том, что они ему ничего худого не сделают, дался, опустился на рельсы и с огромной быстротой покатился. Потом он зарылся головой глубоко в землю. Толпы детей приходили к нему и все эти дни звонили в края его, а внутри устроили себе настоящую детскую комнату». Батюшка, а Вы принимали непосредственное участие в возрождении «Царь-колокола», в возвращении его на лаврскую колокольню? Когда возникла идея восстановления больших благовестных колоколов, отец Михей говорил, что особо большие колокола нам не нужны – лучше бы средние установить.

http://pravoslavie.ru/145406.html

Несмотря на узкую сферу применения и некоторые ограничения при использовании представленного материала, что обусловлено особенностями русской колокольни как музыкального инструмента, данный сборник, несомненно, будет полезен многим. В первую очередь он нужен студентам богословского, регентского и иконописного отделений духовных училищ и семинарий, для которых церковное искусство является необходимой частью их профессиональной деятельности. Данный труд может быть использован в качестве учебного пособия при практическом изучении региональных традиций колокольного звона. Старший научный сотрудник Сектора инструментоведения Российского института истории искусств, кандидат искусствоведения А. Б. Никаноров Ансамбль колоколов Спасо-Преображенского собора г. Выборга. ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА: К проблеме нотации русских колокольных звонов Вопрос о том, как точнее донести и сохранить для будущих поколений традицию церковного звона, с давних времен волнует исследователей русской колокольной музыки. Если процесс передачи звонов внутри локальной традиции не претерпел существенных изменений (сегодня, как и в древности, звон передается бесписьменным способом – от учителя к ученику), то с миграцией звона из одного региона в другой возникает множество сложностей. Особенность передачи звона внутри локальной традиции заключается не столько в изустном характере обмена информацией между учителем и учеником, сколько в наблюдении ученика за приемами и манерой исполнения более опытного звонаря и попытках практического применения увиденного. Иными словами, ученик на первых порах полностью копирует манеру игры своего наставника, постепенно перенимая исполнительские приемы, характерные для местной звонарской традиции. Естественно, что если при этом и ведутся какие-либо нотные записи, то с течением времени они утрачиваются за ненадобностью. Чтобы зафиксировать услышанный звон для последующего его исполнения на другом подколоколенном сооружении, где, возможно, бытует иная традиция, иной подход к производству звона, конечно же, будет необходимо записать его и попытаться адаптировать для своего инструмента. Главная проблема интерпретации (переноса чужого звона для своей колокольни) известна каждому звонарю. Заключается она в том, что звукоряды различных колоколен сугубо индивидуальны. В России нет двух идентичных колоколен. Различаться будут их звукоряды: тембровая и весовая составляющие колоколов набора и количество их на колокольне. Поэтому для звонаря, адаптирующего чужой звон для своего инструмента, нет ничего важнее, чем понять эту разницу и, оценив свои возможности, вынести решение о допустимости его исполнения.

http://zavet.ru/a/rss_nocomments_book.ht...

В Новосибирске состоялся VIII Пасхальный фестиваль звонарского искусства Сибири 3 мая 2012 г. 19:00 С 29 апреля по 1 мая 2012 года в Новосибирске прошел VIII Пасхальный фестиваль звонарского искусства Сибири, в котором приняли участие тридцать три звонаря из Кемерово, Барнаула, Новоалтайска, Бийска, Славгорода, Томска, Омска, Читы, Красноярска, Усть-Каменогорска и Новосибирска. 29 апреля в храме в честь Казанской иконы Божией Матери состоялся колокольный концерт, на котором присутствовал митрополит Новосибирский и Бердский Тихон . В программу были включены выступления камерного хора Новосибирской государственной филармонии под управлением народного артиста России И.В. Юдина и выступления детской воскресной школы. По окончании программы все желающие смогли позвонить на двух малых звонницах, установленных у крыльца храма. 30 апреля звонари Сибири посетили исправительную колонию где с сентября 2011 года действуют звонарские курсы и недавно прошел первый выпускной экзамен. В рамках практической части фестиваля вниманию слушателей были представлены презентации, посвященные состоянию звонарного и колокольного дела в Усть-Каменогорской , Кемеровской и Новокузнецкой , Томской и Асиновской , Омской и Тарской , Читинской и Краснокаменской , Барнаульской  епархиях, Красноярской и Новосибирской митрополиях. Были организованы лекции научного консультанта Сибирского центра колокольного искусства Л.Д. Благовещенской «Миссионерская роль общей культуры звонаря» и аспиранта Российского института истории искусств Е.А. Климина «Акустика русского колокола». Сибирский центр колокольного искусства провел мастер-классы «Актуальные проблемы подвеса и балансировки колоколов», «Очистка колоколов», «Опыт создания тренажера звона», «Звон на четверке зазвонных колоколов», «Запись колокольного звона в условиях городской среды», «Опыт создания передвижных звонниц». Завершился фестиваль круглым столом «Служение церковного звонаря», на котором были затронуты вопросы перспективы сотрудничества и создания единого информационного пространства звонарей Сибири с целью восстановления сибирской колокольной традиции, а также запланированы совместные мероприятия в предстоящем году. « Образование и Православие» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010