Мы учим людей овладевать искусством именно церковного звона, когда колокольная речь льется гармонично и в положенном ей ключе. То есть быть звонарем — это непростое послушание. Ведь звон слышат все — и верующий человек и тот, кто сегодня, может, еще далек от Церкви. А завтра, проходя мимо храма, он может воспринять сердцем колокольный голос, и душа сама запросится зайти в дом Божий, хотя бы на минутку… Благодарю Виктора Григорьевича за то, что он уделил для нас время, и прощаюсь с ним. Рядом с одной из переносных звонниц вижу стенд с книгами, буклетами, компакт-дисками по колокольному звону (многие выпущены самим Центром) — всё это охотно раскупаются гостями фестиваля. Так «Колокольный центр» представил еще одно направление своей деятельности — просветительское, которому уделяется большое внимание. Кстати, постоянно расширяющиеся фонды основанной им библиотеки уже стали крупнейшим в России собранием информации по православному звону. А еще при Центре, оказывается, создан уникальный в своем роде Музей православного звона, знакомящий с историей и традициями русского церковного звона, искусством литья колоколов от раннего христианства до наших дней. Центр занимается также поиском спрятанных и затонувших колоколов. А еще — вместе с помощниками по всей России ведет интереснейшую и очень нужную работу по обследованию и учету исторически ценных колоколов; на сегодня осмотрено уже 155 храмов, монастырей, музеев и частных коллекций, паспортизировано 1850 колоколов… Среди участников нынешнего фестиваля — немало выпускников «Колокольного центра». Продолжая эстафету на местах, они обучают юное поколение звонарскому искусству, организуя кружки при воскресных школах, курсы при обителях и епархиях, и Центр помогает им в методическом плане, снабжает учебными пособиями. Бывший выпускник Центра, 16-летний Илья Дроздихин — сейчас один из звонарей храма, принявшего фестиваль под свой покров. Он приглашает меня подняться на звонницу храмового комплекса. Может, потому, что здесь ему знаком каждый звук и призвук колокольного голоса, а, может, в силу природного дара, его звоны, мне кажется, разносят особое благозвучие по всей округе. Впрочем, у Ильи уже выпущен (и представлен здесь) первый диск с его «Звонами Патриаршего Подворья» (Благовест в двои, праздничный перезвон, встречный звон, былина, размышление, венчальный звон, погребальный звон, Великий трезвон), а также с буклет об истории храма, иллюстрированным его фотографиями.

http://pravoslavie.ru/353.html

МИФ Система способна обучать живых звонарей. Что это значит? Производители трактуют это следующим образом: ученик-звонарь поднимается на колокольню, включает звон и пытается повторить ритмические рисунки. Как педагог школы звонарей с пятнадцатилетнем стажем, могу заявить ответственно – обучиться игре на колоколах таким способом невозможно. Представим на минуту, что мы посадим ученика 1 класса музыкальной школы за механическое пианино и дадим задание подстроиться под нажатие клавиш, угадать, в какой момент какая клавиша будет нажата механизмом и таким образом освоить музыкальное произведение. Это бредовая и невыполнимая задача. Мы искали звонарей, которые обучились с помощью системы «электронный звонарь», и найти их не удалось. МИФ Дублирование электронной системы управления традиционным пультом позволит живым звонарям звонить к службе. Да, теоретически такая вероятность остаётся, однако, как правило, после установки электронного звонаря колокольня закрывается на ключ и доступ к колоколам становится невозможен. Понять настоятеля можно: если дорогостоящая система по какой-то причине выйдет из строя, необходимо будет за свой счёт вызывать ремонтника из столицы. Да и откуда появится живой звонарь, когда колокольня закрыта, а звонарское послушание уже занято роботом? Наш личный опыт показывает, что как раз наоборот, установка электронной системы звона с ограниченным, навязанным производителем набором звонов не помогает возродить утраченное в Сибири колокольное искусство, а уводит в сторону европейского механического звона, нивелирует усилия, предпринятые звонарскими школами и отдельными звонарями, меняет сознание священноначалия, предлагая идти простым путём, решив сиюминутную задачу отсутствия звонаря. Но если рассматривать этот процесс «в долгую», то становится очевидно, что средства, отпущенные на установку электронной системы звона – это не что иное, как талант, закопанный в землю. Можно ведь как потратить эту значительную сумму? Средства можно вложить в человека, в его развитие, в его обучение, командировать его на лучшие звонарские курсы (при желании даже не в один город), определить ему щедрое жалование, непременно поставив при этом задачу организации звонарской работы на приходе, глубокого изучения истории колокольного звона в России и в родном крае, организации занятий с детьми, словом, вырастить высококвалифицированного специалиста. Давайте построим прогноз, что мы получим через год-два? Выходит, что или на приходе появится влюблённый в своё дело звонарь, который станет трезвонить лучше робота, организует школу, начнёт отдавать накопленные знания, станет настоящим живым и деятельным помощником настоятеля, или с закрытой колокольни будут звучать всё те же, уже набившие оскомину записанные звоны. Кстати, остаётся открытым, как ещё отреагируют прихожане, узнав, что на колокольне их призывает к молитве бездушная машина? 

http://radonezh.ru/2018/09/21/otorvannoe...

Приложение 3. Чин благословения кампана Чин благословения кампана, сиесть колокола или звона Приложение 4. Программа обучения Московской Школы Звонарей Руководитель школы – Дроздихин Илья Михайлович. Телефоны: 8(916)442–64–22, 8(916)260–35–38 Сайт: www.bellschool.ru Базовый курс. Программа обучения. Теоретические занятия: Занятие 1. Вводное занятие. Богослужебный звон. Занятие 2. История колокольного искусства. Старинные колокола и дореволюционные звоны. Занятие 3. Акустика колоколов, производство и современные технологии. Занятие 4. Подбор колоколов и их последующее размещение. Архитектура русских и зарубежных колоколен. Техника безопасности. Теоретическая часть – 4 часа. Учебное пособие – «Учебное пособие для звонарей храмов и монастырей» Практические занятия с преподавателем: Занятие 1. Общие понятия. Работа с колоколами. Простейший звон. Занятие 2,3,4,5,6,7,8. Освоение техники звона. Занятие 9. Традиционные звоны. Московская традиция. Занятие 10. Традиционные звоны. Ростовская традиция. Занятие 11. Традиционные звоны. Занятие 12,13,14,15. Импровизация. Занятие 16. Экзамен. Практическая часть – 32 часа. Учебное пособие – CD «Школа Церковных Звонарей. Учебное пособие» Основная экскурсионная программа: Экскурсия 1. Современные технологии литья колоколов. Экскурсия 2. Посещение колокольни храма. Дополнительная экскурсионная программа включает посещение различных храмов и монастырей Москвы и Московской области. Мастерская Ильи Дроздихина Московская Школа Звонарей Руководитель – Дроздихин Илья Михайлович Телефоны: 8(916)442–64–22, 8(916)260–35–38 Сайт: www.bellschool.ru Обучение звонарей: 1 . Базовый курс школы звонарей. Длительность – 2 месяца, набор – ежемесячный. 2 . Повышение звонарского мастерства. Длительность – 2 месяца, набор – 1 раз в 3 месяца. 3 . Выездное обучение. Длительность – 7–10 дней, на колокольне для группы 5–7 человек. 4 . Ускоренное обучение для иногородних. Длительность – 2 недели. Литье колоколов: 5 . Литье колоколов весом от 1/3 до 1465 пудов (от 5 до 24000кг), как отдельных, так и подобранных в звонницы наборов, с возможным осуществлением всех работ «под ключ».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В тех же учреждениях, где были проблемы, будущие звонари выходили из положения так: договаривались о распорядке занятий и времени звона. Позвонят две минуты, перерыв, потом позвонят еще — опять перерыв. Постепенно все привыкли. Старший инспектор отдела воспитательной работы с осужденными ГУФСИН России по Новосибирской области Юлия Гутова знает по крайней мере четырех звонарей из числа осужденных, оставшихся верными новому делу и после освобождения. Они участвуют в фестивалях колокольного звона, вместе с епархиальными катехизаторами посещают колонии, поддерживая таким образом преемственность в подготовке звонарей: «Они были осуждены впервые за тяжкие и особо тяжкие преступления. Но с обретением веры переродились духовно, у них изменились жизненные ориентиры, поменялась шкала ценностей. Конечно, к вере приходят далеко не все, но всё же колокольный звон в учреждениях звучит как напоминание о душе, как призыв зайти в храм, помолиться, подумать о своей жизни. Он хочет достучаться до каждого сердца, и кто прислушивается — встает на новый путь». Виталий С. один из первых, кто освоил в колонии звонарское мастерство. «Меня друг в колонии однажды спросил, почему я в храм не хожу», — рассказывает он. Виталий пришел и увидел звонаря за работой. Ему стало так интересно, что захотелось попробовать самому. Сначала учился непосредственно у звонаря — тот показывал разные приемы. А когда в колонии открылись курсы, не раздумывая, записался. «Мне хотелось научиться звонить так, чтобы удивить профессиональных звонарей, которые приедут на фестиваль. Была зима, было очень холодно, у меня мерзли руки, и не сразу всё получалось. Но я молился Богу, просил Его помощи в учебе, — вспоминает Виталий. — Потом приехал Алексей Владимирович (Талашкин. — Ред.), показал мне азы разных звонов. А недавно мы с ним были в Москве на колокольном фестивале “Даниловские колокола”. Там сбылась моя мечта — позвонить на старинных больших колоколах. Ни с чем не сравнимая радость! Если бы я не был осужден, то не пришел бы к Богу и вряд ли когда-нибудь стал звонарем. Благодарю Бога и радуюсь, что во мне открылось желание быть звонарем. Чувствую, что очистился внутренне, потому что душа начала страдать».

http://e-vestnik.ru/analytics/dozvonitsy...

Это удивительно, но вполне опытными звонарями становятся и школьники Не всем, конечно, просто нести послушание в храме: кому-то мешает рабочий график, кому-то – семейные дела. Но тем удивительнее, когда человек преодолевает все препятствия и достигает изначальной цели. Еще удивительнее, когда вполне опытными звонарями становятся школьники. Иван и Илья Тихоновы, Кирилл Проститов уже не просто звонят во время богослужения. Этим летом они не раз проводили экскурсии на колокольню для своих ровесников, рассказывая им об устройстве колокольни и демонстрируя тот самый авторский звон. «Здорово звонит. Ему нужно и дальше учиться, будет очень хороший звонарь», – такую похвалу из уст архиерея и взрослому отрадно услышать, а уж десятилетнему мальчишке тем более. Любое послушание приносит много пользы самому человеку, это вам подтвердит каждый церковный работник. «Стала лучше понимать ход службы. Мы ведь разбирали ее на уроках. Звонарь должен понимать, что происходит в храме, чтобы вовремя подняться, сколько положено позвонить», – говорит Ксения Каплун. Она с радостью поднимается на колокольню, на Светлой седмице готова делать это по несколько раз в день. «Она любит церковную жизнь, стремится быть полезной», – говорит о Ксении ее педагог. «Слушала записи звона в интернете, как звонит владыка, как звонит отец Даниил, так и придумывала свой звон. Мы со звонарями делимся опытом, порой звоним несколько человек – вместе придумываем общий рисунок звона разными колоколами», – рассказывает Ксения. Светлую седмицу можно назвать днем открытых дверей на колокольне. И взрослые, и дети спешат позвонить в колокола. Звонари в глубине души переживают, боятся за тросы, но всегда водят на колокольню экскурсии. Вдруг кому-то очень понравится звонить и в их звонарском полку прибудет. Недаром колокольный звон запрещали во времена гонений, ведь он без слов напоминает о Боге «Нужно каждому, кто хочет научиться звонить, дать такую возможность, – уверен владыка Пахомий. – Чтобы он мог порадоваться и принять участие в этом торжестве. Колокольный звон в России – это особое утешение: слышишь его, и даже в тяжелые минуты наступает душевный подъем. Недаром во времена гонений запрещали колокольный звон, ведь он буквально без слов – ярко и красноречиво – напоминает о Боге, о Церкви, настраивает на молитву».

http://pravoslavie.ru/148141.html

И годы НЭПа как-то помогли вот этому переходу от старого времени к новому. В годы НЭПа многие церкви еще служили. Некоторые звонили до 1929- 1930 годов, пока их не закрыли. А Николо-Пустынская звонила и в начале 1930-х годов. Но, конечно, звоны были уже не те, что до революции. Колокольные концерты Вот каким запомнился дореволюционный Торжок (начала 1890-х годов) выпускнику юридического факультета Московского университета М. В. Линду: «Говорят, что в Торжке двадцать семь церквей. Это обилие церквей придает городу исключительную живописность, особенно издали, когда в солнечный день или при закате солнца он сверкает всеми своими золотыми серебряными и разноцветными маковками. А в праздничные дни, не говоря уже о  Пасхе , над городом стоит такой колокольный концерт, что прохожим на улицах приходится кричать, чтобы услышать друг друга. Звонарское искусство в Торжке, как и голубиная охота, доведено до совершенства, до виртуозности». — Мне отец рассказывал очень образно, что до революции пасхальные звоны были особенные. Народ знал, что в Пасху к вечеру, когда начинались крестные ходы вокруг храмов, тогда начинались и пасхальные звоны. На этот музыкальный концерт народ собирался наверху на насыпном городском валу. Отец говорил, что до кромки холма негде было встать — можно было свалиться под откос. Столько народу набивалось в ожидании звонов. Все, кто туда не попал, стояли толпами на верхнем городище. Благовест начинал монастырский колокол на надвратной церкви, пятисотпудовый, отлитый где-то вроде у Самгина в Москве. Он начинал басом и отличался от всех: бум, бум, бум. Народ видел с вала верхнюю часть надвратной церкви, ее колокольню. Видел, как там раскачивали несколько монахов-звонарей язык, прежде чем колокол создавал первый звук. Это был сигнал. Ему сразу же отвечал колокол на Входоиерусалимской колокольне кафедрального собора в центре, потом по обычаю переходили на малые колокола. И все другие колокольни вступали в перезвон. Все тридцать две церкви участвовали в этом грандиозном спектакле. Над городом стоял фон колокольного звона, общее гудение. Из него вырывались отдельные звуки наиболее крупных колоколов. А народ уже ликовал, христосывались друг с другом, обнимались — действо было впечатляющее. «Ламца-дримца-опцаца, Господи воскресе!»

http://pravmir.ru/gorod-moego-detstva-to...

Существует целый ряд устойчивых представлений о личности З. и его способностях к колокольному звону. К нему нередко относятся как к человеку особенному, выделяющемуся из общины редким даром обращаться к Богу посредством колокольного звона. Находясь на обособленной от помещения храма и устремленной к небу колокольне, З., хотя и скрыт от глаз молящихся, непосредственно участвует в ходе богослужения. Возможно, поэтому иногда встречаются рассказы о «звонах по нотам», к-рые якобы в прошлом производились на нек-рых звонницах и колокольнях учеными З. Традиц. комплекс способностей, в частности наличие особо развитого муз. слуха, далеко не всегда является необходимым и достаточным условием для успешной деятельности З. Его действия, особенно в ансамбле, происходят в первую очередь на основе зрительных, моторных и осязательных ощущений от контакта с веревками, педалями и др. средствами управления колокольным набором. К тому же на колокольне или в непосредственной близости к колоколам во время общего звона их звучание, как правило, искажено или трудноразличимо. По выражению одного из старейших звонарей московского Данилова монастыря М. И. Макарова (род. в 1906), для звона надо «иметь музыкальность и рук и ног», т. е. способность к координации физических движений и ритмичной игре. В то же время представление о том, что З., имея дело со звуком большой интенсивности, как правило, обладает пониженным слухом, ошибочно и практикой не подтверждается. Звучание колоколов в традиц. звонах, особенно в руках опытного З.-мастера, оказывает благотворное, порой исцеляющее действие, подобно молитвенному чтению и песнопениям. Типикон (Устав) и др. церковные книги (Чиновники, Обиходники) хотя и предписывают время исполнения колокольного звона, его продолжительность, отдельные виды и формы, как правило, детально не регламентируют процесс исполнения звонов. Поскольку особенности колокольного звона передаются гл. обр. в бесписьменной традиции (исключение - звонарский устав Оптиной пуст., см. в ст. Звон ), З. достаточно свободен в выборе средств и технических приемов исполнения, порядка использования колоколов и его муз. организации и руководствуется в основном знанием местной храмовой традиции колокольного звона и указаниями настоятеля.

http://pravenc.ru/text/199671.html

По субботам занимаемся упражнениями на разбалансировку рук — тренируем способность отбивать правой и левой рукой разный ритм. По воскресеньям — лекции по теории (устав церковного звона, история колоколов и т. д.) и обучение звонам. К концу курса мы должны освоить все виды звонов: благовест — одиночные удары в большой колокол, трезвон — несколько одновременно звонящих колоколов, перезвон — поочередные удары в каждый колокол от большого к малым, перебор — по одному удару от малого к большому. Начинаем с азов. Преподаватель показывает так называемую «гребенку» — попеременный звон двух небольших (зазвонных) колоколов, связанных друг с другом. Здесь самое главное — добиться равномерного звучания. Рука вниз — бьет один колокол, рука вверх — другой. Интервал звучания — одна шестнадцатая. Нужно добиться такого натяжения веревки и хода руки, чтобы не было пробелов и оба колокола звучали одинаково громко. Это нехитрое упражнение дается практически всем. Преподаватель хвалит, и ты близок к тому, чтобы почувствовать себя гением. Но на третьем подходе новое задание — наложить на этот рисунок еще и звон колоколов побольше, подзвонных. Тут подключается левая рука, и задача существенно усложняется. Тем, кто раньше занимался музыкой, конечно, легче. Особенно если вы умеете играть на барабанах. А если нет — вот тут-то и проверяется, есть ли у вас природные способности к звонарскому искусству! Голова идет кругом. От напряжения перекашивается лицо. И раз — и раз — и раз! В голове как будто происходит взрыв. Пространство внутри черепной коробки из двухмерного вдруг становится трехмерным, обретает объем. Я не только слышу многоголосие — я его создаю. Одна выпускница рассказывала, что, освоив искусство колокольного звона, начала без труда выполнять одновременно несколько действий. Допустим, говорить по телефону и работать на компьютере. Раньше ей это не удавалось. Конечно, долго такого напряжения мозг не выдерживает. Несколько тактов — и достаточно. Удивительно, однако, что, однажды расширившись в мозгу, пространство больше не сжимается. В следующий раз, пусть и после большого перерыва, я смогла звонить обеими руками уже вполне сносно.

http://pravmir.ru/slyshal-zvon/

Пределы задачи: изучение преимущественно мелких черт нравственного облика Филарета, выражавшихся в частной и обыденной жизни; интерес этого изучения. – Взгляд на психологическое состояние его, тогда еще учителя Лаврской семинарии, при решении вопроса о выборе жизненного пути; о чем свидетельствует это психологическое состояние? Почему он избрал путь иночества? Правило его жизни: думать и помнить о себе как можно меньше, а о других возможно больше. – Неприхотливая домашняя жизнь митрополита Филарета (непритязательность в столе, боязнь его допустить какую-либо роскошь в этом отношении исключительно для себя, любопытные случаи в этом роде. – его московское садоводство). – Смирение и скромность покойного святителя: мысли его о смирении и стремление его к научению и вразумлению со стороны других; – примеры смирения и скромности в отношении к подчиненным; – его отношение к порицаниям и порицателям (дело просвирни Авдотьи Смирновой; звонарский дьякон), а равно и к клеветникам. – Письма Филарета к лаврскому наместнику архимандриту Антонию, как замечательный памятник смирения и скромности московского святителя, характеристика его на основании этих писем. – Простота в отношениях его к другим: отвращение от лести и похвал, самоотверженное пренебрежение личным спокойствием, замечательная его доступность (воспоминания по этому поводу епископа Никодима). – Старания святителя осуществлять христианскую любовь к ближним: его страх причинить обиду другому (мысли его по этому поводу); поучительные примеры его снисходительности к ближним: мирским людям, священнослужителям (ризоположенский священник в роли публичного изобличителя ересей Филарета) и к монахам; – чисто родственное внимание и заботливость о так называемой низшей братии (например, о послушниках и послушницах, о своих келейниках и слугах, – о некоторых из них даже и после смерти); любопытный случай послушания Филарета письменной просьбе якутского мещанина. – Остроумие и острословие митрополита Филарета, – образцы его остроумия, значение этой стороны его духовной личности для характеристики нравственного его образа. – Несколько замечаний по поводу некоторых обвинений на московского иерарха, встречающихся в печати и слышащихся изустно, и в особенности по поводу обвинения его в недостатке «дерзновения». – Высота нравственной личности митрополита Филарета. – Два кратких отзыва о покойном святителе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В настоящее время можно только с изумлением читать одно длинное дело, продолжавшееся много лет и причинявшее бесконечное и незаслуженное беспокойство митрополиту Филарету. Несмотря на такой характер дела, он не принял никакой меры к его прекращению, не желая, чтобы ему приписали род насилия. Разумеем следующее. Одна девица, дочь сельского священника, по-видимому, не совсем нормальная, Авдотья Смирнова потребовала от Митрополита, чтобы ей дали просвирническое место, но непременно на Ваганьковском кладбище, где однако ж это место не было праздно. Митрополит предлагал ей другое просвирническое место, но Смирнова этого не пожелала и вошла с просьбой на московское епархиальное начальство и в Синод и к Государю. Напрасно Митрополит, желая успокоить сварливую женщину, перевел ваганьковскую просвирню на другое место и назначил Смирновой это место; напрасно в этот раз и потом сам лично увещевал ее начать жить тихо и спокойно. Смирнова, хотя и довольна была, что достигла своего, но потребовала, чтобы консистория купила для нее дом на кладбище и давала бы средства на отопление его. И когда ей в этом незаконном требовании было отказано, она объявила в присутствии членов консистории: «Так на что же ваш указ [определяющий ее на место]? Просвирни на снегу не живут и просвир на снегу не пекут». Сварливая женщина не постеснялась даже в лицо самому Митрополиту угрожать самоубийством, если не будет исполнено ее требование. Дело это, говорим, тянулось много лет, но достопримечательное смирение митрополита Филарета вышло победителем из этого испытания: он беспрепятственно дал делу пройти все стадии его развития, хотя, конечно, мог бы пресечь его в самом начале 24 . Или вот еще пример. В конце жизни святителя Филарета в Москве прославился один диакон (Звонарский – по имени прихода, где он служил: Николы в Звонарях, – фамилии его не знаем), прославился дерзким поведением в отношении к своему Архипастырю. Один почитатель митрополита Филарета, оставивший нам мемуары, посвященные описанию жизни этого Святителя, рассказывает следующее о вышеупомянутом диаконе. Он несколько лет кряду непрерывно докучал Митрополиту прошениями об определении его на место приходского священника и в каждом прошении или письме старался кольнуть святителя Филарета, то укоряя лиц, которых отличал он, то попрекая его пристрастием к своим родственникам, заводил он дела, писал много резких бумаг, желая уязвить Митрополита. Но тот оставался спокоен. Иногда только, и то смеясь, он сообщал, если заходила речь о диаконе, какой вновь получен им от своего подчиненного урок, наставление, намек. – Да что Вы не образумите его? – осмелился раз спросить святителя Филарета его почитатель, и получил в ответ: «Я не судья в собственном деле» 25 . Смирение и скромность не позволяли Митрополиту становиться судьей между собою и противником своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010