Литейная яма - принадлежность любого колокололитейного производства. Она располагается рядом с литейной печью. Отверстие в печи, из которого поступает металл, должно быть чуть выше литника и выпара на форме колокола, чтобы металл стекал в форму спокойно, без особого усилия. Размещение литейной формы в яме не только удобно с точки зрения простоты заливки металла, но и необходимо из соображений безопасности, так как были случаи прорыва формы металлом. После заливки должно пройти некоторое время для полного остывания колокола, после чего колокол поднимают из ямы при помощи крана, очищают внутреннюю и расчеканивают внешнюю поверхность. Здесь же, на заводе, готовые колокола подвешиваются на балки и производят пробный звон.   И. Коновалов Колокольни и звонницы Русской Православной Церкви Для размещения колоколов и произведения колокольных звонов в России строились различные колоколонесущие сооружения (КНС). В первоначальные времена колокола могли подвешиваться на примитивных деревянных звонницах в виде перекладины, утвержденной на нескольких столбах. Позже, когда увеличилось количество и возрос вес колоколов, возникла необходимость в появлении сложных колоколонесущих сооружений, возводимых в непосредственной близости от храмов на собственном фундаменте. Колоколонесущие сооружения развивались и трансформировались в соответствии с увеличением веса и количества колоколов и развитием Колоколонесущие сооружения самих колокольных звонов. По началу примитивные приспособления для развески немногочисленных колоколов переросли в выдающееся явление в русской и мировой архитектуре. Мы не ставим себе целью исчерпывающее описание колоколен и звонниц с точки зрения архитектуры как науки. Наша цель лежит в плоскости изучения колоколонесущих сооружений как памятников церковно-звонарского искусства, столь же важного для общества, как и другие церковные искусства. Ныне, когда по всей России и за рубежом реставрируются и воссоздаются прежде порушенные храмы и колокольни, строятся сотни новых церквей и колоколен, у архитекторов возникает множество вопросов по приспособлению колоколен для их непосредственной функции - исполнения церковного колокольного звона. При работе над проектами новых колоколен для многочисленных возводимых ныне храмов архитектор должен учитывать некоторые факторы, от которых во многом зависит качество исполняемых на них колокольных звонов. Основное -это достаточно широкие и высокие арки яруса звона, на котором размещаются колокола. Далее при воссоздании утраченных колоколен или их частей нужно учитывать, что предпочтительным является сколько возможное увеличение арок по высоте, в пределах допуска чертежа. В условиях современного города и городского шума нужно тать, что колокол тем дальше будет слышен, чем выше он будет находиться. Поэтому размещать колоколонесущие балки в арках яруса звона колоколен нужно как можно выше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2092...

Всё больше на колокольнях русских больших соборов и маленьких сельских храмов появляется роботизированных устройств, заменяющих, или, если хотите, вытесняющих живых звонарей. Изготавливает их несколько фирм, реклама которых заполонила интернет и церковные строительные журналы. Даже некоторые колокольные заводы, почувствовав конкуренцию, сдались и предлагают установить устройство вместе с новыми отлитыми колоколами. Большинство интервью одного известного производителя электронных звонарей начинается с того, что автор как бы открещивается от своего детища, называя его «вынужденной мерой» и «вспомогательным средством в сохранении и возрождении традиции живого колокольного звона», а заканчиваются статьи, как правило, публикацией контактов и приглашением установить эту систему на колокольне. Её стоимость с установкой составляет около 300 000 рублей. Давайте назовём вещи своими именами: прикрываясь тяжёлым состоянием современного звонарского искусства в России, производители электронных звонарей коммерчески заинтересованы в продвижении своих изделий. Время обучения звонаря – от месяца до года, а, чтобы он стал высококлассным специалистом, нужно посвятить этому искусству лет пять. Электронный звонарь устанавливается за три дня. За обучение живого звонаря можно попросить тысячи три, а за электронного – триста тысяч. Чувствуете, какие тут открываются горизонты? А если ещё громко выкрикнуть, что «МЫ ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКИХ КОЛОКОЛЬНЫХ ЗВОНОВ!», то вообще голова может закружиться от перспектив. Как следует из тех же интервью, особенный интерес для «умельцев» представляют колокольни Сибири и Дальнего Востока – и простору больше, и от столичного священноначалия подальше. Производители звонящих роботов, так пристально смотрящие на Сибирь, ясно видят, что «со звонарями здесь большая проблема» и, наблюдая совершенную невозможность звонить при сильном ветре и отрицательных температурах, предлагают установить на колокольнях машины, дёргающие за верёвки. Давайте рассмотрим несколько мифов, которые выставляются производителями роботов как очевидные плюсы изделия.

http://radonezh.ru/2018/09/21/otorvannoe...

Продолжается набор на курсы звонарского мастерства при Даниловом монастыре 18 января 2017 г. 14:20 Продолжается набор в новую группу на курсы звонарского мастерства при Даниловом ставропигиальном мужском монастыре . Начало занятий с 23 января 2017 года, обучение будет проходить на территории обители. График практических занятий гибкий, по будням (не менее двух уроков в неделю на учебной звоннице с настоящими колоколами). Теория преподается для всей группы раз в неделю, читаются две пары по предметам: По выходным и в будни вне времени общих занятий — самоподготовка в классе на звоннице-тренажере. Ученики смогут принять участие в праздничных монастырских звонах на исторических даниловских колоколах. На практических занятиях делается акцент на изучении исторических русских колокольных звонов. В период обучения (в основном, по выходным) совершаются четыре экскурсии на выбор из списка. Базовый курс длится 2,5 месяца, в конце первого месяца — зачет, в конце второго — экзамен и выдача свидетельства или, при неудовлетворительной сдаче экзамена, справки о прохождении курсов. Возможна пересдача экзамена. Выпускник курсов должен продемонстрировать все уставные виды звонов, не менее двух различных трезвонов, знание теоретической части. Для выпускников Даниловской и других звонарских школ, а также для опытных звонарей без образования предлагается полный курс. При поступлении проводится тест по практике и теории звона для выяснения уровня поступающего. В рамках полного курса углубленно изучается русская историческая практика звона в различных ее срезах развития: псковские звоны, ростовские, столичная традиция, звоны Троице-Сергиевой лавры . Курс теории расширен дополнительными семинарами по историческим звонам и особенностям колокольного инструмента данных типов. Срок обучения — 4 месяца. По окончании выдается особое свидетельство. Для любителей индивидуального подхода организовываются персональные практические занятия по договоренности с преподавателями. Контактные данные: +7 (926) 927-21-28, danilovbells@gmail.com , danilovbells@msdm.ru . Группа в «ВКонтакте»: www.vk.com/danilovbells . Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Так, Российская держава к началу XX века становится поистине колокольным государством, превосходящим по количеству, весу и гармонии колокольных подборов как буддийский восток, так и Христианский Запад. Общественный интерес к своему прошлому, пробудившийся в России, в середине XIX в. затронул и колокольное дело. Стали появляться описания некоторых уникальных исторически или древностью отдельных колоколов. Время от времени производились описи монастырского или церковного имущества, куда попадали сведения о колоколах. Но несоизмеримо меньше внимания уделялось в литературе прошлого церковнослужителям, которые, исполняя звоны, на протяжении столетий собирали колокола, формировали колокольные подборы, устраивали и оттачивали самую систему управления колоколами и собственное мастерство. Зачастую сохранившиеся описи звонарей содержат сведения чисто бытового характера о том, что такой-де человек служит или служил там-то звонарем и получал столько-то денег, дров и являлся при этом еще и сторожем. Попробуем приблизительно определить время появления профессиональных звонарей как таковых, учитывая, что первым этапом бытия колоколов на Руси было относительно небольшое количество довольно легких колоколов, имеющееся при больших городских, зачастую кафедральных Соборных Храмах в период, предшествовавший нашествию татар на Русь. Во время археологических изысканий в руинах Русских Храмов домонгольского времени в Киеве и других городах археологи обнаружили осколки колоколов в размере не более полуметра в диаметре и обычно один или два. Для размещения такого количества колоколов на церкви никакого дополнительного архитектурного сооружения не требовалось, и вполне естественно, что в это время ни о каком звонарском профессионализме говорить не приходится. Это совершенно ясно можно проиллюстрировать на примерах современных греческих или западноевропейских колокольных звонов, где звон, не развиваясь, остался на примитивном сигнальном уровне, а звонарь заменен ныне электрическим моторчиком с кнопкою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2092...

РАССКАЗ МОНАХА Скачать Аудиоплеер — Что главное в деле звонаря? — Профессионализм. У меня натура такая, что я люблю: если уж делать дело – так очень хорошо. А посредственность рождает посредственность. Если ты не можешь, не уверен, отойди, в мире очень много вещей, которыми ты мог бы заняться. Очень часто бывает, что на приходы приезжают люди, у которых звон не получается, и возникает некоторое внутреннее смущение. На что я всегда говорю: вы не переживайте, ведь в Церкви можно много разных послушаний нести, Господи, помилуй. Но главное, что вы с этим соприкоснулись, и это дорогого стоит. Ещё я всегда говорю об ответственности звонарей. На лекциях сравниваю приход в звонарское дело с монашеским постригом. — Как это? — Пришёл в звон – это навсегда. Часто 10 человек приходит в группу, полтора остаётся, принимают этот «постриг колокольный», и они будут с ним всю оставшуюся жизнь жить, передавать это искусство другим. Профессионализм всегда и везде должен доминировать. Тогда действо обретает истинный и цельный вид. Нельзя икону чуть-чуть пописать, она должна быть полностью написана. Храм не может строиться чуть-чуть. Так же и с колокольным звоном. Если людей звон не берёт за душу, смысл теряется. И когда подходят люди со слезами на глазах и говорят: «Я никогда такого не слышал, Господи, как здорово!» — то понимаешь, что настоящий колокольный звон несет в себе миссионерство . Соборная колокольня в Каргополе. — Какими качествами должен обладать идеальный звонарь? — Идеального звонаря нет, но всегда есть, к чему стремиться. — К чему же? — Прежде всего, к самому себе, к подлинному внутреннему миру, искренности и честности. Уж если человек работает, он должен работать. Если он любит дело, так он должен любить его. Нельзя спастись, любя вполсилы. У меня есть такая песня, где я говорю: «Нельзя спасти себя, любя вполсилы». Господа нельзя любить чуть-чуть. Господа можно любить или не любить. Так же и колокольный звон. В одной из своих песен Владимир Марьянович поет: «Над Россией вновь заря, добродетель, яркий свет, радость Божья нам дана… С колокольни добрый глас, как в былые времена, к покаянью зовет нас звонарь, звоня в колокола».

http://pravmir.ru/kogda-zvonit-zvonar/

Видимо, следует обратиться за помощью к литейщикам из социалистических стран, где еще живут древние традиции колокольного литья. Колокола льют в уже упоминавшейся выше Апольде (ГДР), в Праге (Чехословакия), в Эрботтяне (Венгрия), в Пшемысле (Польша). Напомним, что еще в первые послереволюционные годы талантливый энтузиаст русских звонов Константин Сараджев предлагал устроить в Москве Государственную концертную колокольню 562 . Ему нравилась колокольня при церкви в Мароновском переулке в Москве: «... я поднимал вопрос о том, чтобы отделить колокольню от церкви и устроить ее концертной, только для исполнения звона; говорил, что совершенно невозможно игре на колоколах быть «при церкви», а мне выполнять роль обыкновенного, церковного, грубо-шаблонного звонаря. Я смотрю на это совмещение колокола с церковью как на самое больное мое место; об этом немало было разговора во многих из тридцати пяти церквей, где я звоню. Ясно, что мой звон – это музыка, но ведь для церкви нужен звон не с художественной стороны, а с церковно-звонарской!» 563 . Известный советский композитор А.В. Свешников отмечал: звон К. Сараджева «совершенно не был похож на обычный церковный звон. Уникальный музыкант. Многие русские композиторы пытались имитировать колокольный звон, но Сараджев заставил звучать колокола совершенно необычайным звуком, мягким, гармоничным, создав совершенно новое их звучание» 564 . Целым рядом известных музыкантов – Р. Глиэром, А. Александровым, Г. Конюсом, Н. Гарбузовым, Н. Мясковским и другими – было подписано ходатайство перед Наркоматом просвещения о том, чтобы предоставить К.К. Сараджеву возможность осуществить свой проект концертной колокольни: «Государственный институт музыкальной науки, признавая художественную ценность концертного колокольного звона, воспроизводимого т. Сараджевым, считает, что разрешение ему колокольного звона может быть дано лишь при условии устройства звонницы в одном из мест, не связанных с религиозным культом. Использование гармонии колоколов неоднократно имело место в истории развития музыкальной культуры. В Германии и Франции 16 и 17 вв. мелодии колоколов сопровождали игру оркестров на широких народных празднествах – отнюдь не религиозного, а напротив того, чисто светского характера... Работа К.К. Сараджева представляет собою выдающийся интерес, так как она связана с писанием теоретического труда, имеющего общемузыкальное значение» 565 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Сами звонари сплошь и рядом не имели музыкального образования, но были талантливыми и влюбленными в свое дело людьми. Звоны они заучивали при помощи частушек и поговорок. На мои вопрос: «как звонили на колокольне?» – старый звонарь поморского села Нёнокса ответил: – А как звонили, парень... Вот заберемся мы с напарником на колокольню, веревки от колоколов в руки возьмем, смотрим друг на друга да приговариваем. Он себе фигуры отмеряет на малых колоколах так: Го-ли-ка-ми при-ты-ка-ли! Го-ли-ка-ми при-ты-ка-ли! А я больше меряю: Голи-ком приткнем! Голи-ком приткнем! – Голик,– это что? – не понял я сначала. А звонарь отвечает: – Голик – веник по-нашему. Он в поговорке ни про што, а для ладу. А во время звона так весело – прямо плясать хочешь! Другую звонарскую «поговорку» мне рассказала С. А. Житнухина, жительница деревни Алешине Вологодской области, вспоминая звоны старой алешинской колокольни: 17 . В данном случае идет перечисление близлежащих деревень. О ритмике колокольных звонов Архангельска говорится в сказке С. Г. Писахова «Уйма в город на свадьбу пошла». «Большой колокол проспал: дело свадебно, он все дни пил да раскачивался – глаза не вовсе открывал, а так вполпросыпа похмельным голосом рявкнул: – По-чём треска? – По-чём треска? Малы колокола ночь не спали – тоже гуляли всю ночь – цену трески не вызнали и наобум затараторили: Две ко-пей-ки с по-ло-вп-ной! Две ко-пей-ки с по-ло-ви-ной! На рынке у Никольской церкви колоколишки – робята-озорники цену трески знали, они и рванули: Врешь, врешь – полторы! Врешь, врешь – полторы! Большой колокол языком болтнул, о край размахнулся: Пусть молчат! Не кричат! Их убрать! Их убрать! Хорошо еще други соборны колокола остроглазы были, наши приносы-подарки давно высмотрели и завыпевали: К нам! К нам! С пивом к нам! К нам! К нам! С брагой к нам! К нам! К нам! С водкой к нам! К нам! К нам! С чаркой к нам! К нам! К нам! Невеста – соборна колокольня ограду, как подол за собой потащила. Жоних – пожарна каланча фонарями обставился да кой-кому из гостей фонари наставил» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крестопоклонная прошла... 12.04.2021 1136 Предпасхальное Всё хорошо и будет лучше. Крестопоклонная прошла. Пост, но в душе моей заблудшей Уже слышны колокола, Нет, не намеренные звоны Звонарской опытной руки, А просто резкий ветер тронул, Качнув случайно, языки, – Смешно за целых три недели Впадать в нетерпеливый зуд! Нет, это птицы прилетели И что-то хлопотно поют И по утрам щебечут рано, Их трели поглощает медь, Чтоб наконец во все кампаны Пасхальной песней прозвенеть. Уже отмучились герои, Прияв нетленные венцы, Уже нельзя сражаться строем, Когда повыбиты бойцы, И, оборону взяв по кругу, Те, кто ещё остался жив, Спиной становятся друг к другу, Кривые сабли обнажив. Но не бывают казаками Кто не рискует головой, Казачьи струги по-за Камень Уже спешат до Чусовой, Чтобы Сибирью поклониться Царю на крепнущей Москве , И вниз слетают, словно птицы, И вверх ползут на бечеве. Их вожаки сильны упрямкой, Они походный любят быт; Войны томительная лямка Их буйный норов веселит, Державы шумные изгои Пройдут на вёслах по реке Дышать враждебною тайгою И думу петь о Ермаке. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/12/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Новосибирске состоялся VIII Пасхальный фестиваль звонарского искусства Сибири 04.05.2012 С 29 апреля по 1 мая 2012 года в Новосибирске прошел VIII Пасхальный фестиваль звонарского искусства Сибири, в котором приняли участие тридцать три звонаря из Кемерово, Барнаула, Новоалтайска, Бийска, Славгорода, Томска, Омска, Читы, Красноярска, Усть-Каменогорска и Новосибирска. 29 апреля в храме в честь Казанской иконы Божией Матери состоялся колокольный концерт, на котором присутствовал митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. В программу были включены выступления камерного хора Новосибирской государственной филармонии под управлением народного артиста России И.В. Юдина и выступления детской воскресной школы. По окончании программы все желающие смогли позвонить на двух малых звонницах, установленных у крыльца храма. 30 апреля звонари Сибири посетили исправительную колонию 18, где с сентября 2011 года действуют звонарские курсы и недавно прошел первый выпускной экзамен. В рамках практической части фестиваля вниманию слушателей были представлены презентации, посвященные состоянию звонарного и колокольного дела в Усть-Каменогорской, Кемеровской и Новокузнецкой, Томской и Асиновской, Омской и Тарской, Читинской и Краснокаменской, Барнаульской епархиях, Красноярской и Новосибирской митрополиях. Были организованы лекции научного консультанта Сибирского центра колокольного искусства Л.Д. Благовещенской «Миссионерская роль общей культуры звонаря» и аспиранта Российского института истории искусств Е.А. Климина «Акустика русского колокола». Сибирский центр колокольного искусства провел мастер-классы «Актуальные проблемы подвеса и балансировки колоколов», «Очистка колоколов», «Опыт создания тренажера звона», «Звон на четверке зазвонных колоколов», «Запись колокольного звона в условиях городской среды», «Опыт создания передвижных звонниц». Завершился фестиваль круглым столом «Служение церковного звонаря», на котором были затронуты вопросы перспективы сотрудничества и создания единого информационного пространства звонарей Сибири с целью восстановления сибирской колокольной традиции, а также запланированы совместные мероприятия в предстоящем году. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 04.05.2012 15:50:43

http://drevo-info.ru/news/12884.html

  Борис, заключенный: В жизни я совершил большую ошибку и поэтому оказался здесь. Участие в жизни общества «Вера, Надежда, Любовь», участие в жизни храма помогает держаться внутренне. Все-таки, это тюрьма и психологически здесь тяжело, часто возникает агрессия и не всегда знаешь откуда ее можно ждать. А среди сотрудников общества, всегда благожелательное отношение к любому заключенному. Поэтому, все это – важная составляющая часть моей жизни и не только моей. С Натальей Леонидовной я познакомился уже давно, а позднее, получив распределение в отряд хозяйственного обеспечения, я понял, что хочу продолжать помогать людям: раздавать подарки по праздникам, петь в храме. По возможности я помогаю Наталье Леонидовне повысить духовно-нравственный уровень заключенных, находящихся в нашем отряде, объясняю какие-то вещи, веду беседы. По образованию я музыкант, дирижер хора. Здесь же, благодаря Наталье Леонидовне, я обучился еще и звонарскому делу. Теперь я еще и звоню в колокола, так как у нас есть своя небольшая звонница. Если ты меняешься, помогаешь людям, то возвращаться к прежней жизни желания уже не возникает. Что касается лично меня, то возвращаться к своим ошибкам я не хочу и не могу. Подарки и пожертвования для узников собирали заранее по храмам Москвы — сотрудники общества и добровольцы готовят пасхальные подарки для заключенных священнослужители готовятся к участию в поздравлении заключенных участники благотворительной акции, вторая справа – руководитель общества “Вера, Надежда, Любовь” Наталья Леонидовна Высоцкая последние приготовления перед началом работы — начало работы — раздача подарков и поздравления с Пасхой — в подарочный набор входили не только куличи и пасхальные яйца, но и памятки с рассказом о празднике Пасхи — реакция на поздравления была разной, но в большинстве случаев заключенные были рады – священники не просто участвовали в акции – они несли свое непосредственное служение – Наталья Леонидовна Высоцкая старалась по возможности пообщаться и поздравить каждого

http://pravmir.ru/v-temnice-byl-i-vy-pri...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010