А если хочется научиться звону, но уверенности нет – слуха особенного в себе не замечаешь, в музыкальную школу не ходил? На этот вопрос отец Даниил отвечает просто: «Колокола – хоть и музыкальный инструмент, но не такой сложный, как фортепиано. Там главное ритм, а чувство ритма есть практически у всех. В моей практике был только один человек, у которого его не было. Главное – желание научиться». Выработать звонарский почерк Программа курса рассчитана на несколько месяцев обучения – с октября до Пасхи. «Сейчас мы параллельно даем теоретические занятия и тренируем практические навыки. Раньше в начале года больше делали упор на теорию, но потом поняли, что нужно сразу закреплять на практике. Так и материала больше получается дать, и учеников заинтересовать легче. Ведь детям, в отличие от более усидчивых и внимательных взрослых, теория дается сложнее, они стремятся сразу на колокольню», – рассказывает отец Даниил. Закономерный вопрос: как жители окрестных домов терпят этот постоянный звон во внебогослужебное время? «Мы купили учебную звонницу центра специально для наших учеников, чтобы они могли отрабатывать звон, не смущая жителей города», – отвечает директор центра Лариса Геннадьевна Курканина. Звонница установлена в подвальном помещении, так что практические занятия звонарей никому не мешают. К февралю отец Даниил уже ставит своих учеников в череду звонарей, они несут послушание в Свято-Троицком кафедральном соборе Покровска (Энгельса) Саратовской области. И, конечно, вовсю готовятся к выпускному экзамену. Какой критерий оценки, позволяющий педагогу до этих экзаменов допустить? – «Уверенность. К концу года звон должен быть понятным, четким, ритмичным, чтобы звонарь не сбивался даже в присутствии комиссии и зрителей», – поясняет батюшка. На экзамене, который чаще всего проходит в дни Светлой седмицы, каждый выпускник представляет свой авторский звон. Ученик сам ищет свой звонарский почерк. Двух одинаковых звонарей нет – у каждого свой звон, хотя и в рамках общей традиции

http://pravoslavie.ru/148141.html

На Руси обычно должность З. совмещалась с обязанностями пономаря (или параэкклисиарха ), а также церковного сторожа. Об этом свидетельствуют различные документы и произведения фольклора, в частности пословицы: «Повещать сторожам софийским, как звонить в другие колокола большие» (II Новгородская летопись под 1572 г.) или «Не быть звонарем, не быть и пономарем», «Не все пономари, а редко кто не званивал!» ( Даль В. И. Толковый словарь живого великорус. языка. М., 1955. Т. 1. С. 672). Имена мн. З. сохранились в переписных книгах XVI-XVII вв., в церковных ведомостях XVIII - нач. XX в. и др. письменных источниках, но сведений о жизни и специфике служения З. прошлого сохранилось немного. Как правило, они были выходцами из сословия крестьян или мещан. Иногда З. служили дети лиц духовного звания. Далеко не все монастырские З. XVII-XVIII вв. были монахами. Иногда они жили на посаде своим двором и служили за жалованье (Псково-Печерский мон-рь, XVII в.). При колокольне Ивана Великого в Московском Кремле имелось неск. десятков З., проживавших в особой звонарской слободе, т. н. Звонарях. Руководил ими звонарный староста. Сохранилось предание о том, что в древности 12 дек. каждого года он должен был докладывать царю о прибавлении дня, за что получал 24 р. серебром, а 12 июня - о прибавлении ночи, после чего заключался в темную палату на Ивановой колокольне на 24 ч. ( Леонид (Кавелин), архим. О московских древностях: (Из зап. моск. старожила прошлого столетия)//Моск. ЕВ. 1872. 2. С. 12). Школ З. в совр. смысле на Руси не было, но при нек-рых соборах и мон-рях существовали звонарские артели, аналогичные средневековым цехам, они способствовали как обмену опытом, так и сохранению местных традиций звона. Навыки обычно передавались «с рук» при непосредственном общении. Наиболее удобным временем для выявления людей, способных к колокольному звону, была Светлая седмица, или, как ее еще именовали, «звонильная неделя», когда каждый желающий мог пробовать свои силы в колокольном искусстве. Для запоминания и передачи ритмов звона З. использовал т. н. звонарские приговорки, или присказки, мнемонического типа: короткие ритмизованные тексты, изредка произносимые нараспев, запечатлевшие характерные ритмоинтонационные обороты колокольного звона местных традиций. Напр., приговорка, услышанная свящ. Павлом Флоренским от одного из звонарей ТСЛ: «Архи - мандрит/Нам о - ставил/Сорок восемь/Колко - лов» ( Трубачёв С. З., диак. Избранное: Ст. и исслед. М., 2005. С. 507). Нередко оказывалось, что незаурядным талантом обладали не только штатные церковные З., но и обычные прихожане; также искусно звонили в колокол бродячие нищие и юродивые. Часто их способности, судя по рассказам и воспоминаниям очевидцев, сочетались с душевной просветленностью и прозорливостью.

http://pravenc.ru/text/199671.html

В Москве пройдет VIII Фестиваль русских звонов «Даниловские колокола» 22 сентября 2017 г. 13:33 24 сентября 2017 года в Москве пройдет VIII Фестиваль русских звонов «Даниловские колокола». Звоны будут исполняться на колокольне Данилова ставропигиального мужского монастыря . Нынешний праздник совпадает с круглой датой: ровно 10 лет назад состоялась торжественная церемония передачи первого из восемнадцати возвращенных Гарвардским университетом Даниловских колоколов — двухтонного колокола «Будничный», отлитого в XVIII веке. О тех днях вспоминает наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) : «В первый наш приезд в 2003 году нам довелось увидеть основной набор — 17 исторических колоколов нашей обители. Все они находились на башне Лоуэлл Хаус. Но 18-й колокол, четвертый по размеру, был расположен отдельно, в здании Гарвардской школы бизнеса. На первых переговорах о нем не было и речи, да и впоследствии с большим трудом удалось выйти на его владельцев. Поэтому, даже в Гарварде не верили, что хозяева захотят его обменять так же, как это планировалось с остальными. Так что то, что этот колокол вернули вообще, да еще первым, за год до основного набора, для нас яркий пример чуда. Мы с глубокой благодарностью к Богу и людям вспоминаем об этом». С каждым годом праздник «Даниловские колокола» набирает все большую популярность. B VIII Фестивале русских звонов примет участие небывалое количество звонарей из России, ближнего и дальнего зарубежья. Четверть от числа нынешних исполнителей — женщины. Столь внушительный круг участников удалось собрать, благодаря содействию Правительства Москвы. Звоны будут исполняться на восемнадцати исторических колоколах монастыря, возвращенных из Гарвардского университета в 2008 году. Фестиваль совпадает с началом нового учебного года на «Даниловских курсах звонарского мастерства», на которых желающие смогут постичь азы русского традиционного звона. Начало мероприятия в 12.00. Телефон и адрес обители: +7 (495) 958-11-07; ул. Даниловский вал, д. 22 (ст. м. «Тульская»).

http://patriarchia.ru/db/text/5012457.ht...

Продолжается набор на курсы звонарского мастерства при Даниловом монастыре 16 сентября 2015 г. 21:33 При Даниловом ставропигиальном мужском монастыре  г. Москвы продолжается набор на курсы звонарского мастерства. Проводятся занятия по базовой и полной программе. Начало обучения — 21 сентября 2015 года. К обучению принимаются лица православного вероисповедания в возрасте от 14 до 55 лет, желательна рекомендация от священника. Базовый цикл обучения составляет 2 месяца и включает в себя: 1. Практические персональные занятия с преподавателем на звоннице-тренажере с настоящими колоколами. 2. Самостоятельные занятия на звоннице-тренажере. 3. Теоретическую часть, лекции по темам: 4. Организацию 4 экскурсий на выдающиеся исторические колокольни Москвы и Золотого кольца. Полный цикл обучения Срок обучения — 3 месяца; полная программа обучения предлагается для выпускников Даниловской и других звонарских школ, для опытных звонарей без образования. При поступлении проводится тест по практике и теории звона для выяснения уровня поступающего. 1. Полный курс предполагает изучение русской исторической практики звона в различных ее направлениях: псковские звоны, ростовские, столичная традиция, звоны Троице-Сергиевой лавры. 2. Курс теории расширен дополнительными семинарами по историческим звонам и особенностям колокольного инструмента данных направлений. 3. Совершается 6 экскурсий на выдающиеся исторические колокольни Москвы и Золотого кольца, а также в музеи и на колокольный завод. В практических занятиях делается акцент на изучение исторических русских звонов. Ученики участвуют в праздничных монастырских звонах на исторических Даниловских колоколах, возвращенных Гарвардским университетом (США). По окончании обучения проводится экзамен, по результатам которого учащийся получает свидетельство (разное для выпускников базового и полного курса) или справку об окончании курсов. Выпускник базового курса сможет продемонстрировать умение исполнить все уставные виды звонов, не менее двух различных трезвонов, знание теоретической части. Выпускник полного курса, кроме перечисленного, сможет исполнить не менее четырех различных исторических трезвонов — по одному для каждого направления. Дополнительную информацию можно получить по телефонам: +7 (926) 927-21-28, +7 (985) 228-32-76. Звонки принимаются в будние дни с 09.00 до 19.00. Заявки на поступление принимаются по электронной почте: zvonar-kurs@yandex.ru , zvonar-kurs@msdm.ru . Страница «ВКонтакте»: http://vk.com/danilovbells . Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Обучая звонарскому искусству, Алексей заметил, что в местах лишения свободы ученики быстрее и легче усваивают его предмет, чем на воле. Он объясняет это тем, что осужденные, как ни странно, ближе к Богу. Их не отвлекает суета окружающей обычной жизни и повседневных забот, им же не нужно заботиться о хлебе насущном и крове. «На воле, например, приходит в школу звонарей женщина, я беру ее руку в свою и чувствую ее внутреннее напряжение. Она настолько захвачена своей жизнью: что ей сегодня приготовить из еды, успеть за дочкой в школу, заплатить кредит и т.д., что она не в состоянии от этого отключиться и сосредоточиться на звоне. Она здесь и не здесь, — говорит Алексей. — А у осужденных этих проблем нет. Да, из тысяч заключенных единицы приходят в храм, звонят из них — еще меньше. Но они сразу прорываются в это небо и быстро учатся. Например, я приехал, показал основные элементы звона, вернулся через два месяца, а ребята уже звонят, как нужно. У них часов общения с инструментом — времени звона на колокольне — больше, чем у меня». Благовествуй! Алексей убежден, что звонарь — это не столько профессия, сколько служение и послушание, которому ты должен отдать всего себя, что звонить нужно не только руками, но и сердцем. Он рассказывает, как однажды к ним в школу приехали московские звонари, послушали новосибирских коллег, а потом вдруг спросили: «Ребята, зачем вы так, со всей силы долбите по колоколам?» «И я тут задумался: действительно, разве дело в физической силе?» Самым трудным для Алексея было осознать, что колокол — живой организм или, как говорит игумен Владимир, «живой голос живой молитвы», и войти в это общение с колоколом. «До этого я просто звонил руками, не прилагая сердца. Но когда почувствовал, что колокол может и хочет славить Бога, но без меня это у него не получится, а у меня — без него, тогда и звоны у меня полились совсем по-другому. Когда люди не умеют звонить, а ссылаются на то, что у них другая колокольня, другие колокола, это выглядит не очень убедительно. А ты подойди к колоколу как к другу и брату, тогда у тебя всё получится», — советует Алексей.

http://e-vestnik.ru/analytics/dozvonitsy...

Праздник колокольного звона      Пять с половиной тысяч участников, сорок шесть звонарей, два дня насыщенной программы – все это о фестивале колокольного звона «Алексеевские перезвоны-2023». В этом году он проходит в двадцать первый раз. И глядя на этот масштабный праздник трудно поверить, что когда-то на первый фестиваль в Алексеевское приехали всего пять звонарей. Атмосфера и география фестиваля А сегодня в этот сравнительно небольшой районный центр Республики Татарстан с населением чуть больше десяти тысяч человек едут звонари, музыканты, художники и просто зрители из самых разных уголков России и Белоруссии. Москва и Санкт-Петербург, Минск и Феодосия, Омск и Суздаль, Казань и Челябинск – все города и веси перечислять утомительно для читателей, но, уверена, отрадно для организаторов. Ведь это означает, что с каждым годом география фестиваля расширяется. «Мы начинали с простого концерта колокольного звона. Тогда, в 2003 году, в нашем Воскресенском храме только установили звонницу и закупили первые колокола. А в то время в Татарстане практически и не было звонниц, звонарское искусство только начинало возрождаться. И мы провели концерт, чтобы показать благозвучие звона. Потом уже поняли, что дело это нужно развивать. Так родилась идея фестиваля», – рассказывает Надежда Александровна Тарасова. Много лет Надежда Александровна решает организационные вопросы и потому помнит всех звонарей и их истории. «Евгений Корпуснов приехал к нам в 2007 году из Набережных Челнов просто посмотреть, поучиться. А сегодня это профессиональный звонарь, который не только звонит замечательно, но и сам звонницы настраивает», – отмечает моя собеседница. Практически с первого фестиваля среди его участников Федор Кузнецов. Общение с единомышленниками и любовь к колокольному звону – стимул для развития. Сегодня Федор Вадимович старший звонарь Свято-Никольского кафедрального собора города Камышина Волгоградской области. А еще – признанный мастер колокольного звона, действительный член Ассоциации колокольного звона России. Он знает множество звонов и различает их традиции: «Слушаешь, например, звоны северных районов России – и вдруг слышишь хруст снега, скрип саней на заснеженной дороге. В наших казачьих степях – другой ритм – энергичный, темпераментный! В средней полосе России – эдакий размеренный».

http://pravoslavie.ru/155203.html

Заслуженный врач России, заведующий кафедрой психиатрии Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, главный психиатр Министерства обороны Российской Федерации д.м.н. В.К. Шамрей рассказал о преподавании основ Православия студентам медицинских вузов и, шире, о формировании «духовной среды Академии», отметив, что основы этой среды закладывались еще в XIX веке. Рассказывая об истории Военно-медицинской академии, о храмах, которые находились на ее территории, В.К. Шамрей подчеркнул, что Академия была единственным военно-образовательным учреждением, где имелась кафедра богословия и где всегда сохранялись духовно-нравственные традиции. И такая ситуация сложилась во многом благодаря тому, что большинство сотрудников было либо из семей священнослужителей, либо имели духовное образование. Рассказывая о жизни вуза в наше время, профессор В.К. Шамрей, в частности, отметил, что курсантам Академии преподаются основы Православия, им рассказывают о воинских православных традициях. Кроме того, для учащихся Академии организованы курсы хорового пения, звонарского искусства, уроки чтения на церковнославянском языке, паломнические поездки для военнослужащих. В Академии им. С.М. Кирова есть должность помощника руководителя по работе с верующими военнослужащими. Контакты с Санкт-Петербургской духовной семинарией позволили военным медикам организовать то, что профессор называет «перекрестным обучением»: семинаристы приходят в Академию с лекциями о Православии, а психиатры рассказывают им об основах своей науки. Профессор кафедры психиатрии Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова к.м.н. Е.С. Курасов ознакомил участников встречи с современными подходами к терапии психических заболеваний. Он дал исторический экскурс, представив основные этапы развития психиатрии, подходы к лечению душевных болезней в прошлом и сегодня. Особое внимание докладчик уделил духовно-ориентированной психотерапии, которая, по его словам, находится «на стыке деятельности врача и духовника». Доцент кафедры психиатрии Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5588932...

– Почему так важно восстановить старые колокола? – Колокол способен выразить то, что мы не можем выразить словом или мыслью. Он пронизывает звуком весь мир, проникает сразу в глубину души и связывает нас с небом. Поэтому мы так стремимся приблизиться к голосам старинных сибирских колоколов. Приблизиться к колокольным мастерам, к той утраченной и звонарской, и колокольнолитейной культуре – это значит еще глубже понять утраченное, войти в то состояние, которое было до катастрофы, случившейся с нашей Родиной в ХХ веке. И, конечно, хочется расслышать эти голоса.  Оживить это все – наша задача в проекте «Вернем колоколу голос». Как-то батюшка игумен Владимир Соколов пришел в цех благословить литье колоколов. Глянул на стену, на которой висят фотографии-портреты наших колоколов, отливаемых в проекте, и предложил дать им имена. Для него это все живое. Фото: Владимир Осинцев Это важно не только для нас, но и вообще для всех, кто проникается нашей идеей. Выпускники нашей школы звонарей, посетившие литье колоколов, рассказывают, что теперь иначе подходят к колоколам, а когда звонят, то в их сознании колокола как бы расцветают, становятся алыми, какими были во время заливки.  Если внутри будет мертво, то электронные звонари нас вытеснят за несколько лет. Технически они звонят лучше, чем люди, могут исполнить Московский, Ростовский и многие другие звоны. Но если самый неумелый звонарь вкладывает сердце, разум, память, любовь, ответственность, хотя бы в малой степени, его звон будет лучше самой искусной колотушки.  Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 января, 2015 27 апреля, 2014 4 мая, 2021 20 января, 2020 11 августа, 2016 27 сентября, 2015

http://pravmir.ru/kazhdyj-udar-kolokola-...

Родные лица, по которым он истосковался смертельно, живо возникли перед ним. Кивком головы он подал знак, чтобы Тягунова поднялась немного вверх по улице, к месту, где ее переходили по выступающим из грязи камням, сам достиг этого места, переправился к Тягуновой и поздоровался с ней. Она ему много рассказала. Напомнив ему о незаконно забранном в партию трудобязанных красивом неиспорченном мальчике Васе, ехавшем вместе с ними в одной теплушке, Тягунова описала доктору свою жизнь в деревне Веретенниках у Васиной мамы. Ей было у них очень хорошо. Но деревня колола ей глаза тем, что она в веретенниковском обществе чужая, пришлая. Ее попрекали сочиненной ее якобы близостью с Васею. Пришлось ей уехать, чтобы окончательно ее не заклевали. Она поселилась в городе Крестовоздвиженске у сестры Ольги Галузиной. Слухи о виденном будто в Пажинске Притульеве ее сюда сманили. Сведения оказались ложными, а она тут застряла на жительство, получив работу. Тем временем случились несчастия с людьми, милыми ее сердцу. Из Веретенников дошли известия, что деревня подверглась военной экзекуции за неповиновение закону о продразверстке. Видимо, дом Брыкиных сгорел и кто-то из Васиной семьи погиб. В Крестовоздвиженске у Галузиных отняли дом и имущество. Зятя посадили в тюрьму или расстреляли. Племянник пропал без вести. Первое время разорения сестра Ольга бедствовала и голодала, а теперь прислуживает за харчи крестьянской родне в Звонарской слободе. По случайности Тягунова работала судомойкой в пажинской аптеке, имущество которой предстояло реквизировать доктору. Всем кормившимся при аптеке, в том числе Тягуновой, реквизиция приносила разорение. Но не во власти доктора было отменить ее. Тягунова присутствовала при операции передачи товара. Телегу Юрия Андреевича подали на задний двор аптеки к дверям склада. Из помещения выносили тюки, оплетенные ивовыми прутьями бутыли и ящики. Вместе с людьми на погрузку грустно смотрела из стойла тощая и запаршивевшая кляча аптекаря. Дождливый день клонился к вечеру.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

вместо: писать: 2. Для того чтобы сделать ноты как можно более компактными, предлагаю использовать известный всем музыкантам знак репризы, который может охватывать музыкальный отрезок от одного до нескольких тактов. А над этим фрагментом ставить цифровое указание о том, сколько именно раз он должен быть проигран: Если же над фрагментом стоит символ «-n», значит количество повторов данного такта (или группы тактов) ненормировано и зависит от ситуации. 3. Особое внимание в партитурах я уделяю направлению штилей. Предлагаю партию зазвонных колоколов всегда нотировать штилями вверх, партию альтовых и басовых колоколов – штилями вниз. Если же возникает необходимость раздвоения какой-либо партии, то здесь нужно употреблять знак «div.» и располагать штили вверх и вниз, исходя из надобности. 4. Для обозначения звона «в оба края» (прием, часто используемый при звоне в большие колокола) или «в очеп», предлагаю употреблять интуитивно понятный знак – двустороннюю лигу со стрелками: Все вышеперечисленные сокращения могут значительно облегчить работу с колокольной партитурой. В нотном сборнике, посвященном прошлому, настоящему и будущему колокольной музыки, представлены те образцы церковного колокольного искусства, которые я, как составитель, считаю интересными в исполнительском плане. Так, например, для освоения локальной традиции Троице-Сергиевой Лавры, небезынтересной является расшифровка звона игумена Михея (Тимофеева), которая произведенамною с видеозаписи, любезно предоставленной старшим звонарем Данилова Ставропигиального монастыря иеродиаконом Романом (Огрызковым). Также очень важным для понимания современной московской традиции в целом является расшифрованный мною звон В. И. Машкова, звонаря Новодевичьего монастыря в Москве. Оба этих звона находятся в разделе «Звоны Московского региона». Звоны Владимира Марьяновича Петровского, который является учителем нескольких поколений исполнителей, буквально незаменимы для начинающего музыкантазвонаря. Несмотря на то что я не публикую здесь его сложные авторские произведения, принцип его звонарской манеры полностью отражен в представленных учебных звонах. В. М. Петровский был первым звонарем, который виртуозно использовал связку из трех зазвонных колоколов, высоко подняв планку исполнительского мастерства и сформировав современные стандарты многих локальных традиций колокольной музыки.

http://zavet.ru/a/rss_nocomments_book.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010