27 сентября 2015 года на территории Данилова монастыря состоится фестиваль звонарского искусства. Лучшие звонари из разных уголков России продемонстрируют свое мастерство. О том, как будет организовано данное мероприятие, мы попросили рассказать старшего звонаря обители иеродиакона Романа (Огрызкова). – Отец Роман, как я понимаю, фестиваль звонарского искусства проходит в Даниловом монастыре уже не первый раз... – Нынешний фестиваль звонов «Даниловские колокола» шестой по счету. Первый мы проводили в 2010 году. Хотя сама идея организации фестиваля звонарского искусства возникла у нас в 2008 году, когда в Данилов монастырь из Гарварда был возвращен уникальный ансамбль Даниловских колоколов, которые считались лучшими в дореволюционной Москве. А поскольку они вернулись к нам в сентябре, то и фестиваль звонарского искусства мы традиционно проводим в этом месяце. Нынешний фестиваль также связан с юбилеем: он приурочен к 30-летию возрождения колокольных звонов в Даниловом монастыре.      – Много ожидается гостей – профессиональных звонарей? – Обычно на фестиваль мы приглашаем порядка 25 исполнителей. И в этом году к нам приедут мастера звонарского искусства из России и из-за рубежа: звонари из Екатеринбурга, Омска, Новосибирска, Вологды, Новгорода, Суздаля, Ярославля, Ростова, Санкт-Петербурга… Зарубежные участники – это звонари из Риги, Минска и с Украины, из Каменец-Подольска. Ожидаем к себе в гости старшего звонаря из Троице-Сергиевой лавры игумена Антония. – Как все будет происходить? – Место проведения – монастырская площадь. Каждому слушателю будет выдаваться программка – по ней он сможет отслеживать, какие звоны исполняются и кем. В этом году фестивальная программа будет расширена. Помимо исполнения колокольных звонов, мы планируем включить небольшие рассказы-повествования о колоколах и звонах России. Каждый звон будет объявляться через динамики. Кроме того, на площади будет установлен большой экран. На нем будет видно все, что происходит на колокольне. А во время рассказа о каком-либо звоне на экране можно будет увидеть докладчика или подготовленную им презентацию.

http://pravoslavie.ru/82379.html

Великий Новгород собрал «Звонарское вече» Великий Новгород, 22 октября 2010 г. В музее деревянного зодчества «Витославлицы» впервые собрали «Звонарское вече». В своеобразном концерте приняли участие ведущие звонари Москвы, Санкт-Петербурга и Новгорода Великого, сообщают Вести . На земле - короткая разминка, затем - стремительный подъем по отвесным ступеням на колокольню. Для звонарей со стажем это дело привычное. На небольшой площадке церкви Николы из деревни Высокий Остров, построенной в середине XVIII века,- только лучшие исполнители. Тон остальным задает старший звонарь Московского Кремля и храма Христа Спасителя Игорь Коновалов. Сначала он будто пробует звук колоколов, но постепенно звон складывается в мелодию. Руки маэстро в белых перчатках стремительно скользят по веревкам, заставляя двигаться языки 11-ти музыкальных инструментов. «Немножко в стиле московского Новодевичьего монастыря звонили, еще один звон был в стиле Ростова Великого и сборный звон, как мы делаем в Храме Христа Спасителя. Это большой пасхальный звон, когда идет Крестный ход во главе с Патриархом. Вот такой маленький набор - как бы колокольный микс, чтобы публике было интересно», - объясняет старший звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя, председатель Общества церковных звонарей Игорь Коновалов. Даже в ледяную стужу холодно не бывает, уверяли звонари, главное - сосредоточиться на мелодии. Во время концерта в Витославлицах мастера исполняли как традиционные звоны, так и современные композиции. И тут вариаций может быть множество. «Я колокольную музыку не пишу. Бывает, выходишь на колокольню, начинаешь звонить, и она сама получается», - рассказывает звонарь собора Владимирской иконы Божией Матери Вадим Лебедев. Впрочем, каким будет звон, зависит не только от исполнителя, но и от набора колоколов. В Витославлицах он - не идеальный, но играть можно, уверяли специалисты. Большинству пришедших на концерт горожан и туристов эти звоны запомнятся надолго. Впервые организованное в Витославлицах «Звонарское вече» планируют сделать традиционным и повторить через год. Существует у звонарей и еще одна мечта: сыграть когда-нибудь на древних колоколах, стоящих у подножия Софийской звонницы. Жаль, к юбилею Великого Новгорода осуществить эту задумку не получилось. 22 октября 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/42271.html

Романовский колокол Звонарское искусство не простое, и не каждый может сразу явить миру красоту колокольного звона, которая зависит и от мастерства звонаря, и от колокольного набора. 21 апреля, 2012 Звонарское искусство не простое, и не каждый может сразу явить миру красоту колокольного звона, которая зависит и от мастерства звонаря, и от колокольного набора. Издревле на Руси с особым благоговением и почитанием относились к колоколам. Трудно представить русский город в праздничный день без колокольного звона.  Тема колокольного звона особенно становится актуальна в дни Светлой седмицы , когда звонят на каждой колокольне целыми днями, возвещая радостную весть о Воскресении. Но звонарское искусство не простое, и не каждый может сразу явить миру красоту колокольного звона, которая зависит и от мастерства звонаря, и от колокольного набора. Тысячепудовый колокол Колокольным набором Новоспасского монастыря озабочен его наместник епископ Воскресенский Савва. Уже объявлена Всенародная акция по сбору средств для тысячепудового колокола, который должен будет отлит в канун следующего года. И одним из первых, кто поддержал эту акцию, стал митрополит Московский и Коломенский Ювеналий. Он внес на отливку памятного колокола из личных средств 50.000 рублей. Владыка Ювеналий благословил осуществление сбора средств на отливку тысячепудового колокола в храмах Московской епархии. Новоспасский монастырь В дни Великого поста в Новоспасский монастырь совершила визит Председатель благотворительного фонда имени Ее Императорского Величества Великой Княгини Ольги Александровны госпожа Ольга Николаевна Куликовская-Романова. Она посетила усыпальницу бояр Романовых, где была совершена лития по всем упокоенным в этом святом месте. Новоспасский монастырь с давних времен называют царским, потому что Господь так устроил, что именно предки Романовых были погребены здесь. И не случайно, по мнению многих, эта древняя обитель должна стать в Москве центром торжеств по случаю празднования 400-летия Дома Романовых.

http://pravmir.ru/romanovskij-kolokol/

В Москве прошла II Международная конференция «Кампанология и звонарское искусство» 28 января 2019 г. 13:50 26 января 2019 года в рамках направления «Церковь и культура» XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность» в храме великомученицы Ирины в Покровском (представительство Белорусского экзархата в Москве) состоялась II Международная конференция «Кампанология и звонарское искусство». В форуме, посвященном 30-летию со дня основания Ассоциации колокольного искусства России, приняли участие преподаватели учебных центров для звонарей, представители науки и искусства из Минска, Москвы, Рязани, Воронежа, Новосибирска и других городов. С приветственным словом к собравшимся обратился настоятель храма великомученицы Ирины архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий . «Международные Рождественские образовательные чтения, организуемые Русской Православной Церковью на протяжении 27 лет, — это место для обсуждения различных идей в сфере образования и педагогики, духовно-нравственного воспитания, культуры и искусства, общественной морали, вопросов укрепления правопорядка, преодоления социальных пороков, национальной и религиозной розни. Это одно из наиболее значимых мероприятий, на котором выстраивается перспектива развития взаимодействия Церкви, государства и общества», — подчеркнул архиерей. «Колокольный звон — душа храма, живой голос живой молитвы. Нигде колокола не обрели такой славы, такой святости, как в Православной Церкви, и особенно на Руси. Колокольный звон предваряет молитву в церкви и становится ее продолжением после окончания богослужения, помогает человеку открыть свое сердце, вспомнить о Боге, даже если он не в храме», — продолжил владыка Димитрий. «После Октябрьского переворота 1917 года церковные колокола стали особенно ненавистны новой власти, и к началу 30-х годов все церковные колокола замолчали. По советскому праву все церковные здания, равно и колокола, перешли в распоряжение местных советов, которые " исходя из государственной и общественной нужды, использовали их по своему усмотрению " . Большинство церковных колоколов было уничтожено. Небольшая часть колоколов, представлявших художественную ценность, была взята на учет при Наркомпросе, который распоряжался ими самостоятельно " исходя из государственных нужд " . Храм святой великомученицы Ирины в Покровском, где мы с вами сегодня встречаемся, как и многие другие русские святыни, подвергся осквернению и поруганию. Государев храм был обезглавлен, колокольня снесена. Колокола пошли в переплавку. Именно из этого металла отлиты были статуи и барельефы, установленные на фасаде здания Российской национальной библиотеки (бывшей библиотеки имени Ленина). Радостно, что в наши дни возрождаются традиции колокольного звона», — сказал архиерей.

http://patriarchia.ru/db/text/5361530.ht...

Барнаул. Церковь иконы Божией Матери " Прибавление ума " . Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: " Прибавление ума " иконы Божией Матери Год постройки:Между 2015 и 2017. Адрес: Россия, Алтайский край, г.Барнаул, ул. Шумакова, 25а Координаты: 53.336871, 83.680938 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В храмовом комплексе на территории храма Иоанна Богослова продолжается строительство учебного центра звонарского искусства с домовым храмом-звонницей в честь иконы Божией Матери «Прибавление ума». Уже полностью закончены работы по возведению кирпично-монолитного цокольного этажа, где будет расположен православный музей. В настоящее время идет возведение первого яруса сруба-звонницы. Позже будет пристроена каркасная галерея, в которой и расположится Учебный центр. В целом здание будет выполнено в стиле древнерусского деревянного зодчества, для которого характерны килевидные бочки, украшающие фасады и шатры. В создаваемом Учебном центре смогут пройти подготовку все, кто хочет исполнять при храмах Алтайской митрополии послушание звонарей. Закладной камень Центра и храма-звонницы освятил 21 июля 2015 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий. http://ioann-teolog.ru/index.php/church Иконостас домового храма-звонницы в честь иконы Божией Матери “Прибавление ума”, который расположен на территории барнаульского храмового комплекса Иоанна Богослова, будет выполнен с использованием резных икон. Создание полностью резного иконостаса для храма иконы Божьей Матери «Прибавление ума» в Барнауле можно считать значимым событием в духовной и художественной жизни не только города, но и всей Сибири. В оформлении барнаульского деревянного храма его настоятель протоиерей Георгий Крейдун и омский художник Павел Минин приняли новаторское решение выполнить святые образы для четырехъярусной алтарной преграды в деревянной пластике. Чтобы иконы выделялись на фоне однотонного массива стен, декор иконостаса расписан темперными красками. Церковь, для которой предназначен иконостас, служит домовым храмом-звонницей Учебного центра звонарского искусства Алтайской митрополии. Ее престол освящен в честь иконы Божией Матери «Прибавление ума» (данный образ также известен как «Подательница ума». или «Ключ разума»). Но перед отправкой на Алтай, в рамках выставки «Лик резной», омский музей имени М.А. Врубеля представит работы омских художников под руководством Павла Минина. Также посетители увидят эскизы образов, часть которых ожидает своего воплощения в материале. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=41834

Более объективной и точной формой фиксации колокольного З. в отличие от графической записи является звукозапись. Первые попытки фонофиксации звучания колоколов механическим путем очень несовершенны и не отражают живую практику традиц. З. Это пластинка англ. фирмы «Граммофон», сделанная в Москве зимой 1913/14 г. по инициативе звукорежиссера Ф. Гайсберга, и фонограмма 1932 г. З. новгородского Юрьева мон-ря, выполненная этномузыковедами Е. В. Гиппиусом и З. В. Эвальд незадолго до ликвидации этого колокольного набора. К наст. времени имеются фонограммы следующих З.: ростовских, монастырей и храмов Москвы, ТСЛ, Псково-Печерского мон-ря, городов Золотого кольца, а также реконструкция северных З. и З. ансамбля Петропавловской крепости (С.-Петербург). Однако звукозаписи З., сделанные во 2-й пол. XX - нач. XXI в., хотя и отличаются значительно более высоким техническим качеством, далеко не всегда представляют образцы аутентичного колокольного исполнительства. Титульный лист звонарского устава Оптиной пуст. 1843 г. (РГБ. Ф. 214. 354. Л. 1) Титульный лист звонарского устава Оптиной пуст. 1843 г. (РГБ. Ф. 214. 354. Л. 1) В нек-рой степени понять технику управления колоколами, развеску и возможные способы З. прошлого помогает иконография. Так, на иконах и летописных миниатюрах изображены отдельные сюжеты колокольной истории: созыв З. на новгородское вече, литье колоколов, «плачевный звон» в 1533 г. в день смерти вел. кн. Василия III Иоанновича, падение 1000-пудового благовестника с колокольни в 1547 г. и мн. др. С кон. XIX в. важнейшим визуальным источником стала фотография: зафиксированные на фотоснимках колокольни с колоколами и события, происходившие с ними (напр., освящение, поднятие и развеска), являются материалом для научно-исторического исследования и реконструкции З. Среди письменных (документальных) источников можно выделить 3 группы. К 1-й группе относятся писцовые книги и храмовые описи XVI - нач. XX в., содержащие данные о состоянии подколокольных сооружений. Они дают сведения о количестве колоколов, о времени и месте их отливки, о степени сохранности, о мастерах, об истории появления при данном храме, о способе подвески и системе З. (очепы или «за языки»).

http://pravenc.ru/text/199669.html

Как говорит руководитель Сибирского центра колокольного искусства Новосибирской митрополии игумен Владимир Соколов, каждый удар колокола отражается в вечности: он слышен и на земле, и на небе. В этом смысле, звонарское послушание – страшное. Если неготовый звонишь, в нечистоте, тем более в гордости или прелести – это сразу слышно, на это сразу обращается внимание. Если воспринимать колокольный звон как духовное оружие, то получается, что это меч обоюдоострый, направленный и на меня тоже.  Игумен Владимир Соколов в цехе перед отливкой колоколов. Фото: Алексей Танюшин – На колоколах можно любую мелодию сыграть? – Можно, но только на западных. В Европе получили распространение колокола, отлитые особым образом. Они звучат точно в ноту, на таких инструментах можно сыграть любую мелодию, хоть «Спокойной ночи, малыши», хоть произведения Генделя – все, что написано для фортепиано или органа. В Россию карильоны привез царь Петр I, сегодня они звучат в Петропавловской крепости, в Петергофе.  Изучая колокольные звоны, я мечтал услышать карильон, и когда встретился с ним в Петергофе – сразу узнал. Но чем больше слушал, тем больше мне становилось грустно – не такого звона я ожидал. Чего именно я ожидал – я и сам не понимал, но, в сравнении с церковным звоном, музыкальный хоть и представляет определенный интерес – проигрывает. Он говорит о земном, а церковный – о небесном.  Карильон в Петергофе. Фото: Алексей Талашкин Русская традиция колокольного звона иная. На Руси колокола подбирали по благозвучию. У русских колоколов свой особый путь, как и у России, своя особая культура, свой способ звона. На православных можно вызвонить не мелодию, а короткие фразы-попевки – перекличку двух-трех колоколов. Единственное известное нам исключение, когда в колокольный звон вливается мелодия – трезвоны Московского Свято-Данилова монастыря. Старший звонарь иеродиакон Роман Огрызков, подняв архивные документы, узнал, что раньше в колокольный звон вплетали мелодию тропарей и в монастыре стали вызванивать тропарь Пасхи, тропарь Кресту. И, когда колокольный подбор целиком вернулся в Москву из Гарварда, восстановил эти звоны. Но это уникальный случай.

http://pravmir.ru/kazhdyj-udar-kolokola-...

Подняться на колокольню и попробовать себя в роли мастера звонарского искусства в этот день сможет любой желающий. 24 июля. ПРАВМИР. 28 июля, в день Крещения Руси, во всех храмах Татарстанской митрополии одновременно зазвонят колокола. Праздничный звон начнется в 11:00, — сообщает Православие в Татарстане . «Колокольный звон является важным свидетельством православного присутствия, а также призывом к молитве, именно поэтому в день, когда мы обращаем свой взор к личности, определившей цивилизационный выбор Руси, во всех храмах нашей республики будут одновременно звонить колокола», – говорит секретарь Архиерейского совета Татарстанской Митрополии иеромонах Филарет (Кузьмин). Подняться на колокольню и попробовать себя в роли мастера звонарского искусства в этот день сможет любой желающий. Вечером 28 июля молодежный мастер-класс колокольного звона пройдет в Свято-Введенском (Кизическом) монастыре города Казани. Там же состоятся беседы об истории Крещения Руси и экскурсия по обители. Перед этим молодежь поучаствует в молебном пении святому равноапостольному великому князю Владимиру. Начало молебна в 19:00. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 июля, 2022 3 марта, 2022 16 апреля, 2024 6 апреля, 2024 12 января, 2023 22 декабря, 2022 6 декабря, 2022 13 октября, 2022 1 августа, 2022 11 июля, 2022 3 марта, 2022 16 апреля, 2024 6 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/vo-vseh-hramah-tatarst...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Школа звонарей создана в Санкт-Петербургской епархии 09.02.2012 Творческое отношение и любовь к колокольному искусству намерена воспитывать у своих учеников школа звонарей, созданная в Санкт-Петербургской епархии . В ее структуре — четыре подразделения: факультативные курсы звонарского искусства при СПбПДА (руководитель — иерей Павел Радин), школа звонарей при соборе Владимирской иконы Божией Матери (руководитель - Владимир Кайчук), мастер-классы при храме Сретения Господня (координатор — Андрей Иванов) и научно-практический семинар " Русская кампанология. История, современное состояние, проблемы " при соборе Федоровской иконы Божией Матери (руководитель — Сергей Старостенков). Таким образом, школа дает всесторонние знания — теоретические, научные и практические. Программа мастер-классов опытных звонарей России начала действовать с 5 февраля. В этот день в Сретенском храме, который считается лучшим в Санкт-Петербурге по подбору колоколов, состоялась встреча со старшим звонарем московского Свято-Данилова монастыря иеродиаконом Романом (Огрызковым). Отец Роман провел практическое занятие по освоению даниловских звонов и рассказал о возвращении знаменитых благовестов своей обители из Гарвардского университета, где они находились в " эмиграции " в течение 78 лет. Петербургские звонари под его руководством освоили характерные рисунки даниловских звонов и приемы игры в московской традиции. Несмотря на мороз, мастер-класс собрал более двадцати слушателей — учащихся факультативных курсов, штатных звонарей храмов и кампанологов. Школы звонарей — явление последнего времени. Прежде, когда звенела медным гласом вся Россия, нужды в них не было. Церковный звонарь, уходя на покой, передавал свое умение наследникам из числа прихожан или служителей храма. Мы же, в подавляющем большинстве своем, приобщаемся к вере не отцов, но в лучшем случае дедов или прадедов. Раны исторического разрыва православных традиций приходится залечивать и внутри, и вокруг себя.

http://drevo-info.ru/news/12346.html

- Поздравляем Вас с юбилеем! Что же, Виктор Григорьевич, Вы считаете главным в работе Центра? - Конечно, обучение звонарей в традициях русского православного церковного звона. На сегодняшний день подготовлено уже более 600 дипломированных звонарей. В Центре существуют трехмесячные курсы, где каждый обратившийся к нам (естественно, православный и желающий послужить Церкви) может пройти обучение у квалифицированных преподавателей. Мы занимаемся на колокольне храма Святителя Николая в Заяицком на Раушской набережной, 26. Каждый курс — это 25-30 человек, а практически работаем уже малыми группами по 5 звонарей. Есть и теоретические занятия: история православного звона, литье колоколов, музыкальная акустика, что очень важно — меры безопасности при работе с колоколами и, конечно, изучение Устава церковного звона. Могу сказать, что занимаются у нас самые разные люди: их возраст — от 12 до 65 лет, в среднем это учащиеся 20-25 лет. Примерно четверть из них — женщины. - Нужно ли иметь специальное музыкальное образование, чтобы попасть на ваши курсы? - Вовсе нет. Потому что звонарское дело — это не музыка. В первую очередь, это ответственное церковное послушание. Важно помнить, что это не концерт, не эстрада; церковный звон занимает значимое место в богослужении. Работа звонаря укладывается в четкий порядок, определенный Уставом колокольного звона. Если вы обратитесь к отечественной истории, то увидите, что из наших лучших звонарей редко кто был музыкально образован. С другой стороны, многие музыканты стремятся сейчас приобщиться к звонарскому делу. И мы наблюдаем некую тенденцию, которая не может не настораживать: это попытки уйти от духовности традиционного колокольного звона в сторону музыкальности, даже вычурности, внешних эффектов. Это серьезная и не новая проблема, она встречалась в нашей истории, например, в начале XIX века. И здесь надо четко понимать: музыка и ее возможности — это одно, а храм с его колоколами — другое; это святое место, где есть свой канон, устав, традиции, которые негоже нарушать.

http://pravoslavie.ru/353.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010