- Старались успеть как раз к фестивалю, — говорит Илья. — Все композиции исполнены мною на этой звоннице. А еще я звоню в нескольких московских храмах, кое-где алтарничаю, помогаю как дизайнер на официальных сайтах Центра — www.bilo.ru и храма Живоначальной Троицы — www.1000let.ru. - Илья, что значат для тебя колокольные звоны? Звонарь Илья Дроздихин на звоннице. - Это — неотъемлемая часть моей жизни, — не задумываясь, отвечает он, — Звонарь — это и послушание, и призвание. А еще — любовь к колоколам, к звону. Обширная территория храмового комплекса все больше заполняется участниками и гостями фестиваля, многие, с рюкзаками за спиной, прибыли, видимо, издалека, очень много детей разных возрастов. И чуть ли не каждый старается попробовать свои силы на звонницах, показать свое мастерство. Тут же возникают мини-дискуссии по насущным проблемах звонарей, которые продолжаются затем за «круглым столом». Один из важнейших вопросов для тех, кто исполняет сегодня в храме послушание звонаря, — это вопрос о качестве звона: какой звон можно считать действительно православным, каноническим? Как с самого начала учиться звонить грамотно? Как можно определить понятие — колокольное благозвучие, когда непременно должна присутствовать ритмическая логика, внутренне организующая удары колоколов? Как справляться звонарю с явным неблагозвучием своей звонницы, если нет надежды в ближайшее время чем-либо ее пополнить? И пусть даже на эти и другие вопросы нет сразу полных ответов; главное, что впереди новые встречи, обогащающие каждого его участника. Вот как оценивает значимость фестиваля «Перезвон» отец Олег (Воробьев): - Наш фестиваль собрал звонарей из разных мест, выпускников разных школ колокольного звона. Они молятся вместе, звонят вместе, общаются и перенимают опыт звонарского искусства. Издревле колокольный звон занимал важное место в богослужении православной Церкви. Недаром во время лютых гонений, которые 70 лет проходили на нашей земле, эти могучие «бессловесные проповеди» оказались под запретом. Так был ненавистен звон русских церквей безбожной власти. Но, по милости Божией, эти времена остались в прошлом, и, как мы видим, колокольный звон все больше возрождается на Святой Руси. Может быть, после нашего фестиваля кто-то захочет научиться хорошо звонить, кто-то решит стать звонарем в храме. Дай Бог!

http://pravoslavie.ru/353.html

Пожрет ли? Давно я не слыхал о своем товарище, архимандрите Мисаиле; вот на днях прислал в цензурный нам комитет акафист Иоанну Богослову с кратким его жизнеописанием из Задонского монастыря. Одобрительный отзыв дам, но Синод разрешит ли, не знаю. 1868 г. ноября 7-го. Звонарский диакон, который так ругал покойного митрополита в своих бумагах к нему, успел и новому зарекомендовать себя. Пришел он проситься в священники; докладывали сначала о старейших. Дьякон начал роптать. Являлись новые лица почтенные, пускали их, черед не доходил до дьякона. Он начал кричать, что ранее многих пришел, долго ли ему ждать? Сын митрополита, подойдя к нему, спросил: «кто вы такие?» – «А вы кто такие?» – «Я протоирей Новодевичьего монастыря». – «Так зачем вы здесь болтаетесь: ваше место в Новодевичьем, а не здесь». – «Я сын Владыки». – «Господа», сказал дьякон, «объясните мне по какому каноническому правилу митрополит допускает до соуправления епархиею протоиерея?» Сей рад был отвязаться и поспешил доложить. Смиренно подошел дьякон и просил места священнического.– «Соберите заручную; когда видно будет, что вас желают иметь священником, я определю». – «А если не дадут?» – «Я думаю – дадут». – «А зачем же я учился, когда согласия мужиков спрашиваться приходиться?» – «Ваше учение остается при вас. Заручная точно имеет много значения». Филиппушка или Филаретушка опять принят в скит и поселился в своей киновии; неугодных ему удалили, которых досталось, как слышу, в вашу Решму штук пять. Не ужился он в Введенской пустыне Покровского уезда, потому что монастырь хотел брать у него деньги ему подаваемые, а он хотел их себе удерживать. К.И. Новоструев говорит, что слово его об Ипполите имеет большой расход между раскольниками. Особенно, безпоповцы уважают слово Ипполита и на нем основыва- —707— ются. Книгопродавцы недовольны тем, что дешево назначили цену, в 1 р. 50 к. и им за коммисию 15 к. 1868 г. ноября 11-го. К 19-му ждут съезда нескольких, святителей. Может быть, Киевский приедет и, говорят, по железной дороге.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Также 7 августа у стен Макарьевского монастыря состоялся фестиваль духовных традиций и народного творчества «Макарьевский перезвон». В этом году фестиваль объединил 180 участников из многих регионов России. Концертная программа включала 48 номеров — выступления солистов и вокальных коллективов. На торжественной церемонии открытия гостей приветствовали глава местного самоуправления Лысковского муниципального округа Нижегородской области Виктор Иванов, благочинный Лысковского округа Лысковской епархии иерей Димитрий Трандыков, член оргкомитета фестиваля Алексей Зоров. Каждый участник получил диплом лауреата фестиваля и памятный подарок. Фестиваль духовных традиций и народного творчества «Макарьевский перезвон» проводится на безвозмездной основе для творческих коллективов и отдельных исполнителей Нижегородской области и других регионов России. 7 августа 2022 года он был впервые организован и проведен у стен Макарьевского монастыря. В тот день собрались около 100 участников и более 3000 гостей праздника и паломников, которые съехались из разных уголков Нижегородской области. Фестиваль направлен на реализацию культурного и духовного потенциала жителей Нижегородской области, возрождение забытых форм патриотического воспитания и рассчитан на все возрастные категории.  В 2023 году к вокальным номинациям добавлены исполнительское мастерство на национальных инструментах и звонарское искусство. По итогам заявочной кампании этого года количество участников по сравнению с первым фестивалем увеличилось в два раза. Содействие в проведении фестиваля и финансовую поддержку оказывают отдел культуры, развития спорта и туризма Лысковского муниципального округа, торговый дом «Борское зеркало» (генеральный директор — Алексей Зоров), Лысковская епархия, Лысковский хлебозавод. Планируется включить фестиваль в туристический маршрут Нижний Новгород — Бор — Останкино — Макарьево — Лысково. Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь был основан в 1435 году иноком нижегородского Вознесенского Печерского монастыря преподобным Макарием Желтоводским и Унженским, чудотворцем (1349-1444). Место для новой обители было выбрано на левом волжском берегу, в пойменных лугах у Желтого (Святого) озера, в устье реки Керженец, в 90 километрах от Нижнего Новгорода.

http://patriarchia.ru/db/text/6048609.ht...

И о самом главном. Вот простой вопрос, на который не может ответить ни один производитель электронных звонарей: «Где рождается звон?» Если сказать, что звон рождается в точке соприкосновения стального языка с краем бронзового колокола, это значит признать, что колокольный звон – всего лишь некий музыкальный шум, что нет в нём ничего, кроме ритмически организованных звуков. Поэтому и не могут производители роботов признать, что звон рождается внутри человека. Но не от избытка ли сердца глаголют уста наши? Не в звонарском ли сердце зарождается это славословие? Не там ли гнездятся выражающиеся в колокольных «песнях» благодарность, пасхальная радость и любовь к Творцу, к людям, к матери-Церкви, к Родине, к маме, молитвенный призыв ко всем крещёным и некрещёным, к живым и усопшим, к воцерковлённым и непросвещённым, потрудившимся и пришедшим в одиннадцатый час, не там ли рождаются все эти колокольные переливы, эти замирания и паузы, эти тихие улыбки и благодатные очищающие слёзы, эти всполохи и крылья, возносящиеся к Небу и возносящие всех, кто не просто ухом слышит колокольный звон, но и впитывает его всем сердцем своим? Колокольный звон, рождённый в сердце звонаря, наполненный любовью живого человека, проникает в душу каждого и летит, возносит её к Небу! От сердца к сердцу, от живого сердца, к живому сердцу.  Здесь же звучит не живой колокольный звон, а подделка. В зоологии мы встречались с подобным явлением, это ни что иное, как мимикрия, когда одно примитивное существо прикидывается другим более сильным организмом ради своего безбедного существования. Электронный звонарь по задумке и своей сути – это пустая, зафиксированная однажды, застывшая холодная колотушка, здесь звонарского сердца нет, оно оторвано и выброшено за ненадобностью. И когда вам скажут, что «звоны-то эти ведь живой звонарь составлял!», не нужно обманываться. Записанные кем-то когда-то, они не наполняются светом сегодняшнего Евангелия, они не могут быть обращены ни к бабушке, спешащей в храм, ни к мужичку, который идёт мимо. Они будут звучать «как бы вообще», безотносительно и безадресно, вне церковного календаря, просто как фон богослужения. Оторванное сердце не наполнит их любовью и благодарностью. И не нужно обманываться, голос робота никогда не станет живым молитвенным призывом. Даже многократно усовершенствовавшись с музыкальной точки зрения, он навсегда останется лишь мёртвой шарманкой, звучащей ни для кого.

http://radonezh.ru/2018/09/21/otorvannoe...

В Москве пройдет X фестиваль русских звонов «Даниловские колокола» 26 сентября 2019 г. 16:24 29 сентября 2019 года в 12.00 на колокольне Данилова ставропигиального мужского монастыря в Москве начнется X фестиваль русских звонов «Даниловские колокола». Колокольные композиции на фестивале традиционно представят лучшие звонари различных регионов России и ближнего зарубежья. Звоны будут исполняться на 18-ти исторических колоколах монастыря, возвращенных из Гарвардского университета десять лет назад. В начале ХХ века Даниловские колокола признавались одними из лучших в Москве. Это определило их судьбу: после закрытия монастыря весь набор был выкуплен у властей американским меценатом Чарльзом Крейном. Колокольный ансамбль Данилова монастыря является единственным в Москве, полностью сохранившимся после революции 1917 года. Фестиваль также совпадает с началом нового учебного года на «Даниловских курсах звонарского мастерства», на которых желающие смогут постичь азы русского традиционного звона. Дополнительная информация: fa_cdrm@mail.ru , +7 (926) 151-25-51 (Анна). Адрес монастыря: Москва, Даниловский вал, 22 (станция метро «Тульская»). Даниловские колокола представляют значимую духовную и культурную ценность. Сегодня этот набор является четвертым в России, полностью сохранившимся после революции 1917 года. По своим масштабам и музыкальным качествам он занимает второе место после Ростовского колокольного ансамбля. На Даниловских колоколах свободно исполняется любой из русских звонов. Ровно десять лет назад при поддержке фонда «Связь времен» исторические колокола были возвращены из США в обмен на копии по доброй воле владельца — Гарвардского университета. В день престольного праздника обители, 12 сентября 2008 года, Святейший Патриарх Алексий II освятил прибывшие из США колокола, а 17 марта 2009 года Святейший Патриарх Кирилл благословил первый звон колокольного ансамбля. В сентябре 2010 года после тщательного исследования состояния колоколов и настройки системы управления был проведен первый фестиваль звонов на колокольне монастыря, который впоследствии стал традиционным и любимым москвичами и гостями столицы, многие из которых специально приезжают на фестиваль. Данилов монастырь /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5504482.ht...

- Вы стояли у самых истоков восстановления традиций колокольного звона в современной России. Каковыми Вам видятся итоги этих последних 15-20 лет в плане возрождения у нас звонарного искусства? - Пока, конечно, очень рано подводить итоги, минувшие 18 лет - это слишком маленький срок, а быстрыми темпами реконструировать полностью утраченное звонарное мастерство невозможно. Самым важным результатом этих лет, на мой взгляд, является уже то, что нам удалось наметить основные пути деятельности по возрождению колокольного звона - сбору информации о способах звона, его исполнении, архитектуре звонниц, истории колоколов, звонарских попевок. Нам приходится восстанавливать абсолютно все моменты нашей нынешней деятельности. Ведь у нас в России новые колокола серийно начали отливать для Русской православной церкви только в год тысячелетия крещения Руси. До этого же церкви могли использовать лишь какие-то сохранившиеся старинные колокола. Именно так были возрождены, например, звоны Свято-Данилова монастыря, Елоховского собора, Оптиной пустыни - для пополнения их колоколен находились полуразрушенные храмы, где на звонницах висело один-два колокола. Конечно, очень неудачными были первые опыты производства колоколов, когда заводы поставляли, как мы говорили тогда, эдакие " колоколообразные отливки желтого цвета " - из-за слишком большого содержания цветных металлов. С другой стороны, тогда, в самом начале, раздавались призывы отказаться от прежней традиции и правил и отливать колокола по новым рецептам. И с такими предложениями люди выходили, даже не изучив науку отливки. В итоге из-за изъянов в технологии колокола у них получались дырявые, эти дырки затирались смесью с опилками, и сверху все это покрывалось бронзовой краской. В результате звучали такие колокола хуже рынды (морской колокол - " ИФ " ). А некоторые производства до сих пор во главу угла ставят только внешний вид колокола, обращая внимание на всевозможные отполированные орнаменты и надписи на его стенках, а относительно звука при этом придерживаются логики " какой, мол, Бог даст звук, таков он и будет " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Продолжается набор на курсы звонарского мастерства при Даниловом ставропигиальном монастыре 19 сентября 2016 г. 15:09 Продолжается набор в новую группу на курсы звонарского мастерства при Даниловом ставропигиальном мужском монастыре . Начало занятий с 19 сентября 2016 года, обучение будет проходить на территории Данилова монастыря. График практических занятий гибкий, по будням (не менее двух уроков в неделю на учебной звоннице с настоящими колоколами). Теория преподается для всей группы раз в неделю, читаются две пары по предметам:  По выходным и в будни вне времени общих занятий — самоподготовка в классе на звоннице-тренажере. Ученики смогут принять участие в праздничных монастырских звонах на исторических Даниловских колоколах. На практических занятиях делается акцент на изучении исторических русских колокольных звонов. В период обучения (в основном, по выходным) совершаются четыре экскурсии на выбор из списка. Базовый курс длится 2,5 месяца, в конце первого месяца зачет, в конце второго — экзамен и выдача свидетельства или при неудовлетворительной сдаче экзамена справки (возможна пересдача в течение двух недель). Выпускник сможет продемонстрировать все уставные виды звонов, не менее двух различных трезвонов, знание теоретической части. Возможен вариант полного курса обучения для выпускников Даниловской и других звонарских школ, а также для опытных звонарей без образования. При поступлении проводится тест по практике и теории звона для выяснения уровня поступающего. Полный курс предполагает изучение русской исторической практики звона в различных ее направлениях: псковские звоны, ростовские, столичная традиция, звоны Троице-Сергиевой лавры . Курс теории расширен дополнительными семинарами по историческим звонам и особенностям колокольного инструмента данных типов. Срок обучения — 3,5 месяца. По окончании выдается особое свидетельство. Для любителей индивидуального подхода организуются персональные практические занятия по договоренности с преподавателями.   Контактные данные: тел. +7 (926) 927 21 28, +7 (985) 228 32 76; e-mail zvonar-kurs@yandex.ru , zvonar-kurs@msdm.ru . Группа в «ВКонтакте» vk.com/danilovbells . Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4617773.ht...

Кураторы: Старостенков Сергей Алексеевич (Санкт-Петербург), этнограф, кампанолог, коллекционер, вице-президент Ассоциации колокольного искусства России; Никаноров Александр Борисович (Санкт-Петербург), кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Российского института истории искусств, действительный член Ассоциации колокольного искусства России. Время проведения: 23 января 2021 года. 9:30–17:00. Место проведения: храм великомученицы Ирины; ул. Фридриха Энгельса, 38. Проезд: м. «Бауманская» (далее пешком минут). Конференция Начало: 9:30. Регистрация участников с 9:00. 1. Димитрий, архиепископ Витебский и Оршанский, настоятель храма великомученицы Ирины в Покровском. Вступительное слово. 2. Гамолин Алексий, иерей (Красноярск), клирик Никольского храма, преподаватель красноярских епархиальных курсов звонарей. Воспитание благочестия в обучении звонарскому искусству. 3. Никаноров Александр Борисович (Санкт-Петербург), кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Российского института истории искусств, действительный член Ассоциации колокольного искусства России. Региональная специфика колокольных звонов как историко-кампанологическое наследие. 4. Благовещенская Лариса Дмитриевна (Новосибирск), кандидат искусствоведения, кампанолог, научный консультант Сибирского центра колокольного искусства Новосибирской митрополии. Попевка или мелодия и вопросы грамотности звонаря. 5. Завьялов Николай Иванович (Москва), доцент кафедры научно-практических дисциплин Сретенской духовной семинарии, кампанолог. Оборудование православных колоколен системами звона. 6. Старостенков Сергей Алексеевич, вице-президент ассоциации колокольного искусства России, этнограф, кампанолог, коллекционер; Тучапский Артемий Кириллович, кандидат исторических наук, главный научный сотрудник Государственного мемориального музея А.В. Суворова (Санкт-Петербург). Юбилейный колокол «Суворов». 7. Глушецкий Андрей Анатольевич (Москва), доктор экономических наук, профессор Высшей школы финансов и менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кампанофил. Памятные, юбилейные и подарочные колокола.

http://pravoslavie.ru/135816.html

5. Белов Николай Владимирович, регент храма святителя Григория Неокесарийского. О церковно-певческом образовании в современной России. 6. Полякова Светлана Юрьевна, доцент кафедры музыковедения Университета «Нова» (Лиссабон), исследователь Научного центра музыкальной эстетики при университете; Жуана Пелыш и Мигел Алвыш, магистранты университета. Православное пение в Португалии: клиросная практика, обучение, исследования, концерты. 4.3.3. Концерт «Духовные песнопения православных народов мира» Организаторы: факультет искусств Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, православный хор и ансамбль Инженерных войск Вооруженных сил РФ «За веру и Отечество». Художественный руководитель: игумен Варнава (Столбиков), лауреат международных конкурсов. Дирижер: Михаил Мологин. Исполнители: Православный хор и ансамбль Инженерных войск Вооруженных сил РФ «За веру и Отечество». Время проведения: 26 января 2021 г. 19:00. Место проведения: Храм Христа Спасителя, зал Церковных соборов; вход со стороны набережной. Проезд: м. «Кропоткинская». Вход свободный. Концерт Начало: 19:00. Владышевская Татьяна Феодосьевна, доктор искусствоведения, профессор факультета искусств Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Вступительное слово. В программе концерта – произведения, посвященные Александру Невскому, византийские, сербские, болгарские, грузинские, древнерусские песнопения, народные песни, духовные сочинения С. Рахманинова, П. Чеснокова, воинские песни. 4.4.1. Международная научно-практическая конференция «Кампанология и звонарское искусство» Организаторы: Патриаршее подворье, храм великомученицы Ирины в Покровском – представительство Белорусского экзархата в Москве; Ассоциация колокольного искусства России. Председатель: архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий, настоятель храма великомученицы Ирины в Покровском. Сопредседатель: Шатько Елена Геннадьевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и методики преподавания искусства Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.

http://pravoslavie.ru/135816.html

Фестиваль соберет лучших звонарей России, Украины, Беларуси и Прибалтики Сегодня, 27 сентября, на колокольне московского Свято-Данилового монастыря cocmoumcя VI фестиваль русских звонов «Даниловские колокола», сообщает Синодальный отдел по монастырям и монашеству Московского патриархата. Фестиваль, организованый по случаю 30-летия возрождения колокольных звонов в исторической московской обители, соберет лучших звонарей России, Украины, Беларуси и Прибалтики. «В 1985 году, когда монастырь был восстановлен, над округой зазвучали колокола, собранные из разных мест трудами братии и прихожан. Нам хотелось отметить эту веху», — сообщил наместник монастыря, архимандрит Алексий (Поликарпов). Концерт звонов будет дополнен небольшими рассказами исследователей о звонах и колоколах Руси, которые в 80-е и 90-е годы прошлого века возрождали русскую кампанологию. Особый сюрприз приготовили для гостей даниловские звонари: их репертуар в этом году украсит исполнение на колоколах одного известного произведения русского композитора. Начало фестиваля в 12.00. Звоны будут исполняться на 18 исторических колоколах Данилова монастыря, возвращенных из Гарвардского университета в 2008 году. Ко дню фестиваля приурочено начало нового учебного года на «Даниловских курсах звонарского мастерства». Даниловские колокола представляют значимую духовную и культурную ценность. Сегодня этот набор является четвертым, полностью сохранившимся после революции. По своим масштабам и музыкальным качествам, он занимает второе место после Ростовского колокольного ансамбля. На Даниловских колоколах свободно исполняется практически любой из русских звонов. 12 сентября 2008 года приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II освятил прибывшие из США колокола, а 17 марта 2009 года Святейший Патриарх Кирилл благословил первый звон уже установленного на колокольне ансамбля. Прошедший после этого год был посвящен тщательному исследованию колоколов, их состояния и свойств. Проводились тестирование и настройка системы управления ансамблем колоколов, возрождались исторические даниловские звоны. В сентябре 2010 года был проведен первый фестиваль на колокольне монастыря.

http://pravmir.ru/v-moskve-proydet-festi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010