От м. Анфии и от Марьи Ник. 25 не имеем никакого известия, ежели она пошла в Коренную, то конечно не без основания сие сделала. Господь да укрепит ее и да проженет мглу искушений и скорбей. Письма ваши я отослал к батюшке о. Леониду, а когда он возвратится, не могу сказать. За сим поручая тебя покрову Божию, остаюсь недостойный твой богомолец многогрешный И. М. 7июля 1841 года. 14. Достопочтеннейшая о Господе м. Анфия. Письмо ваше получил и прочитал, в коем усматриваю печальные ваши обстоятельства, просите помолиться; утешает вас в оных благая совесть и живо увеселяет дух ваш, ибо Спаситель, исчислив нищих духом: плачущих, алчущих, жаждущих и гонимых правды ради, заключает все то блаженным гласом: «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» ( Матф. 5. 12 ). Сие то обещание утешало и Павла в позорище пред всем миром. Так и вы престаньте скорбеть, но предайтесь Божьему промыслу, всегда о нашем спасении пекущегося. Я же при испрашивании на вас и Евдокию и Марию Божия благословения пребываю жаждущий вашего спасения, недостойный богомолец И. Л. Июня 29. 1841 года. 15. Достопочтеннейшая о Христе Иисусе м. Павлина. Всеусердно желаем вам радоваться о Едином Господе и здравствовати душевно и телесно. В письме своем от 29 июня объясняешь нам о скорби матушки Анфии и Марии Никол., и сама об них смущаешься от находящих помыслов, которому смущению твоему причиною признаем малодушие и неверию Промыслу Божию, всегда строющему к пользе и спасению нашему недоведомыми нам судьбами. Станем молить премилосердного и человеколюбивого Господа Иисуса Христа со смирением и с признанием немощей наших, со исповеданием согрешений наших, да подаст нам унылым помощь и благое произведение благодушно находящие скорби терпеть без роптания с самоукорением; и если таковых нас усмотрит милостивый Господь, всячески утешит нас благостию своею, и преклонить сердца как Владыки, так и прочих к благоустроению жития нашего; притом же несомненно веровать должно по Апостольскому учению: «что всяка власть от Бога», и что через власти, особенно в духовных делах действует сила Божия к пользе каждого, хотя по мнению нашему будто что либо и неправдиво. По бури всегда бывает ведро, так точно последует по скорби утешение. Испрашивая тебе и всем благомыслящим с тобою благословения Божия, прошения и благодушного терпения с ниспосланием утешения Небесного – в свое время, пребуду с обычным моим отеческим желанием совершенного вам спасения недостойный богомолец многогрешный И. Л.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Да благословит Господь успешный ход сего дела и о утверждении за вами дома. О. Протоиерей Иван Васильевич звал меня к тебе в гости, но это зависит совершенно не от меня, а от нашего старшего. Если он уволит, я не отрицаюсь, впрочем ничего не знаю, что он скажет. Мира, здравия и спасения тебе желаю, многогрешный Иеромонах Макарий 9 Августа 1860 года. Вскоре после этого, Старец действительно в последний раз (19 Августа) посетил, столь близкую его отечески любвеобильному сердцу, Белевскую обитель, по обычаю принимал на откровение в Настоятельских келиях, до крайнего изнеможения сил, всех относившихся к нему сестер, преподавая каждой, по дару духовного рассуждения, приличный совет и вразумление. А менее чем через месяц после сего, 7 Сентября того же I860 года, его уже не стало. Во время предсмертной болезни, продолжавшейся несколько дней, мать Игуменья относившаяся к Старцу сестры успели получить его последнее благословение и наставление. А по блаженной его кончине почти вся Белевская обитель присутствовала на святолепном погребении великого Старца 23 . Скорбь была общая и глубокая: плакали и молились, прощаясь на веки с тем, кто, по Апостолу, был всем вся, да всякого некия спасет, был исполнен духовной мудрости и вместе данной простоты и незлобия, благоухающего смирения и николи же отпадающей любви. При последнем прощании с м. Игуменьею Павлиною он повторял ей просьбу, выраженную в вышеприведенном письме, писанном за год перед тем (11 Сент. I860): не чуждаться, по смирению и ради видевших забот по обители, принимать к себе на откровение сестер и указал притом ей обращаться за помощью в сем деле к двум своим приближенным ученикам, коим, по его же указанию, вверено духовное окормление братии Оптиной пустыни. Приложения I. Письма старцев о. иеросхимонаха Леонида (Льва) и иеротонаха Макария к монахиням Анфии и Павлине 1. Христос Воскресе! Достопочтеннейшая о Господе Пелагея Ефимовна! 24 Почто смущаешися о словесех, ложно на вас сказуемых? Не паче ли должна радоватися в поношениях? Когда же не можешь переносить, то укоряй себя, яко неимущую смирения, и со временем поможет тебе Бог не только терпети, но и благодетелями вменята поносящих и досаждающих тебе: яко они виновны суть твоего исправления.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Орехово-Зуевский, вик. Московской епархии; 1927–1928 еп. Нижнетагильский; расстрелян 19.11.1937. Никита (Прибытков) 23.01.1924 хирот. во еп. Кузнецкого; с 1924 г. еп. Рубцовский; с 1927 г. еп. Бийский; с 07.11.1934 еп. Мамалыжский; с 22.05.1935 еп. Белевский, вик. Тульской епархии; расстрелян 3.01.1938. Никита (Стягов) 6.12.1923 хирот. во еп. Боровичского, вик. Новгородской епархии; с 27.12.1934 в сане архиепископа; † 6.08.1936. Никифор (Богословский) в 1922 г. хирот. во еп. Городнянского, вик. Черниговской епархии; уклонился в обновленческий раскол. Никифор (Ефимов) 21.03.1926 хирот. во еп. Хабаровского; с 25.04.1928 еп. Котельнический, вик. Вятской епархии; с 31.01.1929 еп. Пятигорский; с дек. 1930 г. в заключении; расстрелян 1.09.1937. Никифор (Никольский) 8.06.1931 хирот. во еп. Волоколамского, вик. Московской епархии; с кон. 1931 г. еп. Кимрский, вик. Калининской епархии; с 7.12.1936 архиеп. Калининский; с 1937 г. в заключении; † 9.02.1942. Никифор (Осташевский) 15.09.1924 хирот. во еп. Новосибирского; с 1927 г. в сане архиепископа; с 18.04.1932 митр. Новосибирский и Барнаульский; † 17.04.1937. Никодим (Воскресенский) в 1925 г. упом. как еп. Демянский, вик. Новгородской епархии. Никодим (Гонтаренко) 31.08.1942 хирот. во еп. Краснодарского; † 22.01.1948. Никодим (Кононов) c 15.11.1913 еп. Белгородский, вик. Курской епархии; расстрелян 11.01.1919. Никодим (Кротков) с 16.11.1911 еп. Чигиринский, вик. Киевской епархии; с 1921 г. еп. Таврический и Симферопольский; с 1922 г. в сане архиепископа; с 1922 г. в заключении; с 10.06.1932 архиеп. Костромской; с дек. 1936 г. в заключении; † 21.08.1938 в тюрьме. Никодим (Ротов) 10.07.1960 хирот. во еп. Подольского, вик. Московской епархии; с 23.11.1960 еп. Ярославский и Ростовский; с 10.06.1961 в сане архиепископа; с 3.08.1963 в сане митрополита; с 5.08.1963 митр. Минский и Белорусский; с 9.10.1963 митр. Ленинградский и Ладожский; с 7.10.1967 митр. Ленинградский и Новгородский; † 5.09.1978. Никодим (Руснак) 10.08.1961 хирот. во еп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

1926 г. еп. Ставропольский и Кубанский; в 1931 г. еп. Пермский; † 1.03.1933 Ириней (Зуземель) 30.01.1966 хирот. во еп. Мюнхенского и Западногерманского; с 24.02.1971 еп. Баденский и Баварский; с 9.09.1972 в сане архиепископа; с 13.03.1975 архиеп. Венский и Австрийский; с 9.09.1986 в сане митрополита; с 6.10.1995 на покое. Ириней (Середний) 27.07.1975 хирот. во еп. Уфимского и Стерлитамакского; с 19.07.1976 еп. Серпуховский, вик. Московской епархии, управ. приходами в Канаде и США; с 16.07.1982 архиеп. Алмаатинский и Казахстанский; с 28.03.1984 архиеп. Харьковский и Богодуховский; с 13.09.1989 архиеп. Львовский и Тернопольский; с 10.04.1990 архиеп. Ровенский и Острожский; с 19.10.1993 архиеп. Днепропетровский и Криворожский; с 27.07.1996 архиеп. Днепропетровский и Павлоградский. Ириней (Шульмин) 27.01.1923 хирот. во еп. Кушвинского, вик. Свердловской епархии (единоверческой); с 2.11.1923 еп. Мензелинский; с 26.05.1924 еп. Мамалыжский, вик. Сарапульской епархии; с 19.02.1925 еп. Елабужский, вик. Сарапульской епархии; с янв. 1926 г. в «григорианском» расколе; в мае 1926 г. принес покаяние; с 1929 г. еп. Елабужский, вик. Казанской епархии; с 1930 г. еп. Бугурусланский; 1930–1934 еп. Мамадышский; с 1934 г. еп. Пензенский; с 21.05.1935 еп. Куйбышевский; расстрелян в 1937 г. Исайя (Ковалев) 28.11.1954 хирот. во еп. Угличского, вик. Ярославской епархии; † 21.10.1960. Исидор (Богоявленский) 22.06.1947 хирот. во еп. Таллинского и Эстонского; † 18.12.1949. Исидор (Кириченко) 19.06.1977 хирот. во еп. Архангельского и Холмогорского (с 26.06.1985 Архангельский и Мурманский); с 12.05.1987 еп. Краснодарский и Кубанский; с 10.04.1989 в сане архиепископа; с 26.02.1994 архиеп. Краснодарский и Новороссийский. Исидор (Колоколов) с 8.03.1917 на покое (б. еп. Михайловский, вик Рязанской епархии); убит в 1918 г. Иувеналий (Масловский) с 28.07.1917 еп. Тульский и Белевский; с 17.10.1923 архиеп. Курский и Обоянский; с янв. 1925 г. в Соловецком лагере; с 10.05.1928 архиеп. Рязанский и Зарайский; с 22.01.1936 в заключении; расстрелян 25.10.1937.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

викарий митр. Евлогия; с 17.04.1946 в сане архиепископа; с 7.06.1946 архиеп. Венский, вик. Западноевропейского экзархата; с окт. 1946 г. экзарх Среднеевропейских православных Церквей МП; с 16.11.1948 архиеп. Берлинский и Германский; с 26.09.1950 архиеп. Казанский и Чистопольский; † 18.12.1952. Сергий (Костин) 14.08.1955 хирот. во еп. Новороссийского; с 17.09.1956 еп. Костромской и Галичский; † 15.06.1959. Сергий (Кудрявцев) после 1917 г. хирот. во еп. Краснохолмского; † 16.04.1955. Сергий (Куминский) 1.09.1923 хирот. во еп. Радомышльского, вик. Киевской епархии; с 1928 г. еп. Бершадский, вик. Киевской епархии; с 1930 г. еп. Бузулукский, вик. Самарской епархии; с 22.11.1934 назначен еп. Ливенским, но в управ. не вступал; с 9.02.1935 еп. Рыльский; с 16.10.1935 еп. Вольский; с 1.04.1936 еп. Ачинский; с 4.11.1937 в заключении. Сергий (Лабунцов) после 1922 г. хирот. во еп. Прилукского; уклонился в лубенский раскол. Сергий (Лавров [Петров]) с 21.01.1917 еп. Семиреченский, вик. Туркестанской епархии; 1923–1926 врем. управ Ташкентской епархией; с 6.02.1927 в обновленческом расколе; женился. Сергий (Ларин) 15.08.1944 хирот. во еп. Кировоградского, вик. Одесской епархии; с 1946 г. еп. Одесский и Кировоградский (затем Одесский и Херсонский); с 30.10.1947 еп. Ростовский и Таганрогский; с 24.02.1948 еп. Ростовский и Новочеркасский; с дек. 1949 еп. Житомирский и Овручский; с 17.03.1950 еп. Гродненский и Брестский; с 1.02.1951 на покое; с 1.04.1952 еп. Тульский и Белевский; с 9.02.1954 еп. Астраханский и Сталинградский; с 27.07.1959 еп. Омский и Тюменский; с 3.04.1961 архиеп. Пермский и Соликамский; с 10.10.1962 архиеп. Берлинский и Среднеевропейский; с 20.05.1964 архиеп. Ярославский и Ростовский; † 12.09.1967. Сергий (Мельников) 16.11.1925 хирот. во еп. Любимского, вик. Ярославской епархии; с 1927 г. епархией не управлял; † 12.12.1934. Сергий (Никольский) 23.03.1925 хирот. во еп. Ефремовского, вик. Тульской епархии; с 1927 г. еп. Бузулукский, вик. Самарской епархии; † 16.05.1930. Сергий (Петров Стефан) с 22.12.1913 еп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

— Расскажите, пожалуйста, о начале самостоятельного служения. Вы говорили, на приходе в основном прихожанки-бабушки — и совсем молодой священник… — На самом деле, это беда и для него, и для прихожан. Потому что молодой священник еще ничего не понимает в жизни — ни в духовной, ни вообще в какой бы то ни было. А представляете — взрослому человеку пойти на исповедь и что-то говорить этому юноше… Это, конечно, сложно. Я служил в Александрове год и могу сказать, что Великим постом это было непередаваемо тяжело. Я приходил домой очень поздно, рано уходил. И в то время я перестал улыбаться, вообще не мог думать о чем-то радостном. Потому что иду я, например, мимо пятиэтажного дома и знаю: вот в этой квартире инвалид, там бабушка при смерти, такое горе кругом… А люди вокруг не замечают, смеются… Вот даже такое чувство было. Недаром есть определенные церковные законы, которые рекомендуют не поставлять священников слишком рано. Это очень большое испытание. Серапион (Фадеев Николай Сергеевич; 1933-1999), митрополит Тульский и Белевский. — Где же Вы сами находили укрепление, духовное руководство? — Все, что у меня есть в этой жизни, я имею благодаря владыке Серапиону. Он меня принял, воспитал, дал правильный настрой по отношению к Церкви, потому что сам он был абсолютно церковный человек. И абсолютно русский человек, с широкой душой, никогда не держал камня за пазухой. Бывало, что мог вспылить. Людям, которые его не знали, казалось, что это очень сильно, но у него тут же все проходило. Он не служил ни одной Божественной литургии, чтобы у него не было благодатных слез. Он мог прийти на службу в одном состоянии, поначалу быть очень напряженным (это было связано с состоянием здоровья — высокий сахар), а во время службы все проходило. И когда он причащался и садился в кресло в алтаре, это был такой благодушный дедушка. Очень добрый был, невероятно. По молодости мы на него, конечно, роптали. Потому что каждый день к нему шла вереница посетителей — монахини, монахини, монахини… Они долго говорят, вспоминают, а мы молодые, нам это неинтересно. А на каждые Рождество и Пасху он накупал продуктов — круп, масла, консервов рыбных, всяких конфет, леденцов, мармелада — и каждой монахине отправлял посылку. Снаряжал епархиальную машину, и водитель с сопровождающим уезжали на несколько дней, развозили все это по Московской и Владимирской областям. Мы потом только начали понимать: многое, что по молодости кажется лишним, обременительным, оказывается самым важным.

http://pravoslavie.ru/93058.html

«Сама я, – так поведала нам Наталья Петровна, – познакомилась с о. Макарием в 1833-м году через другого приснопамятного старца, его предшественника, о. Леонида; тогда же сделалась его духовною дочерью и с тех пор находилась с ним в постоянном духовном общении. Иван Васильевич мало был с ним знаком до 1846-го года. В марте того года старец был у нас в Долбине (Имение Киреевского, в Белевском уезде, Тульской губернии), и Иван Вас. в первый раз исповедывался у него; писал же к батюшке в первый раз из Москвы в конце октября 1846-го года, сказав мне: «Я писал к батюшке, сделал ему много вопросов, особенно для меня важных; нарочно не сказал тебе прежде, боясь, что по любви твоей к нему, ты как бы нибудь чего не написала ему. Мне любопытно будет получить его ответ. Сознаюсь, что ему трудно будет отвечать мне». Я поблагодарила Ивана Васильевича, что он мне сказал, что решился написать к старцу, и уверена была, что будет от старца действие разительное для Ивана Васильевича. Не прошло часа времени, как приносят письма с почты и два, надписанные рукою старца – одно на имя мое, другое на имя Ивана Васильевича. Не распечатывая, он спрашивает: – Что это значит? Отец Макарий ко мне никогда не писал! Читает письмо, меняясь в лице и говоря: – Удивительно! Разительно! Как это? В письме этом ответы на все мои вопросы, сейчас только посланные. С этой минуты заметен стал зародыш духовного доверия в Иване Васильевиче к старцу, обратившийся впоследствии в усердную и беспредельную любовь к нему, и принес плоды в 60 и во 100, ибо, познав, «яко не инако одержится премудрость, аще не даст Господь», он, при пособии опытного руководителя, «шел к Господу». Иван Васильевич Киреевский и брат его, Петр, вместе с супругой Ивана Васильевича, Наталией Петровной погребены у Введенского храма Оптиной пустыни, рядом с могилами великих старцев: Леонида (в схиме Льва), Макария и Амвросия. На памятнике Ивана Васильевича начертана надпись: «Надворный Советник Иван Васильевич Киреевский . Родился 1806-го года, марта 22-го дня. Скончался 1856-го года июня 12-го дня».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Первое литературное выступление Киреевского началось с статьи о Пушкине в «Московском Вестнике» в 1828 г. под заглавием «Нечто о характере поэзии Пушкина». Статья его была едва ли не первою в России попыткою критики серьезной и строго художественной, вызвавшей одобрение Жуковского. В следующем 1829 г. он напечатал в альманахе Максимовича «Денница» «Обозрение Русской Словесности за 1829 год». В том же году, сделав предложение Н.П. Арбениной и получив отказ, он заболел и поехал доучиваться заграницу, где слушал лекции в Берлине и Мюнхене по богословию, философии и истории. В числе профессоров были Гегель и Шеллинг, с которыми он лично познакомился. Вернувшись через год на родину, он издает журнал «Европеец». Вышло два номера. Журнал был самый благонамеренный, но был заподозрен правительством в скрытой революционной пропаганде. Жуковский едва спас И. В. от административной высылки. С тех пор на Киреевского легла черная тень подозрения в неблагонадежности, которая в течение всей его жизни не дала ему возможности проявлять свои таланты и силы. В 1834 г. он женится, наконец, на любимой им девушке. После женитьбы Киреевский в течение 12 лет своей жизни в Долбине ограничил свою общественную деятельность исполнением обязанности почетного смотрителя Белевского народного училища, добросовестно относясь к этому делу. Эта жизнь в деревенской тиши казалась одному недоброжелательному «биографу» каким-то сном и бездействием. Но эти годы для него не были потерянными, они прошли в духовном и умственном самоуглублении. Если в юные годы он верил в европейский прогресс и был западником (журнал «Европеец»), то теперь его мировоззрение круто изменилось. Иван Васильевич стал самим собой, тем «Киреевским», образ которого запечатлен в истории нашей духовной культуры. Годы, проведенные в чтении научных книг, расширили его познания. В сороковых годах он делает попытку вновь выступить на арену общественной деятельности, но опять неудачно. Он ищет кафедры при Московском Университете и получает отказ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Таким образом мы видим, что представления дикарей. о будущей жизни бывают, правда, подчас чувственны и низменны, но весьма редко нечисты и недостойны. Итак, голос человечества, выражающий собою голос природы человеческой высказывается в пользу бессмертия души и будущей жизни человека. Все религии без различия, не исключая даже религии отчаяния – буддизма, проповедают эту истину. Этот факт не может не иметь большого значения и важности. Религия, носительница и выразительница великих и глубоких тайн бытия человеческого, представляет всегда свидетельство цельной, нераздвоенной природы человеческой, потому что в ней все духовные силы проявляются в нераздельном еще единстве и чистой непосредственности, между тем как наука есть всегда односторонняя сила и основывается на одностороннем пользовании сферою только рассудочного мышления. Поэтому никакой науке не удастся никогда заставить человека отказаться от веры в свое бессмертие, находящей живой отголосок в самой глубине его существа. Да и никакой добросовестный искатель не отнесется с пренебрежением и неуважением к этой вере, выражающейся в добром предании всего рода человеческого, – предании, которое в своей непрерывности с одной стороны восходит, можно сказать, до первых дней существования человечества на земле, а с другой имеет прекратиться только с осуществлением всех надежд и чаяний человеческих в вечности. Это предание должно несомненно иметь и действительно имеет в пользу своей внутренней истинности веские предположения и основания, – что мы и старались раскрыть в первом отделе этой книги. 363 Архимандрит Хрисанф, Религии древнего мира в их отношении к христианству. Спб. 1873 г. Том I, стр. 2 – 3. 385 «Qui cum morte temporali omnia putant finiri», Thietmarus (У Белевского, Monumenta Poloniae historica. 1, 224). Сл. И. Срезневского , О языческом веровании древних славян в бессмертие души (Журн. Министерства Народн. Просв. 1847 г., стр. 193–194) и А. Котляревского, О погребальных обычаях языческих славян. М. 1868г., стр. 87–89.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

На пути духовном есть момент, который описан кратко, но точно во втором томе Игнатия Брянчанинова , на стр. 373, Григорием Синаитом . Прочтите это место и все объясняющее его выше и ниже. Я думаю, что человек, сам не переживший этого состояния, никогда не поймет самого главного в духовной жизни, никогда не приобретет сердечного сокрушения, плача, истинной молитвы. Поэтому, в какие одежды ни рядись, все будет только внешнее, а внутреннего изменения не будет, все будет только во внешнем человеке. Этот момент очень заметен. Нужно, чтобы не только свои страсти, но и люди оскорбляли бы, и человек увидел бы, что его оскорбляют действительно за дело, что он никуда не годен и не может сам собою исправить себя; тогда-то и прибегнет искренне к Своему Спасителю, заплачет пред Ним, как блудница или блудный сын, и будет лежать в ногах Его, пока не услышит в сердце голоса: “Прощаются тебе грехи твои многие”, иди, борись, терпи, изучай путь духовный, научись непрестанной молитве, плачь в сердце своем о том, чтобы не впасть в руки разбойников, и прочее. С этого момента человек мало будет обращать внимания на людские мнения, даже самых близких людей, мнением которых раньше очень дорожил. Он будет стараться лишь о том, чтобы Господь не осудил Его, не лишил его Своей милости, помощи, чтобы Ему единому угодить. Простите, если найдете нужным, то я просил бы Вас прочесть это место в книге сообща, обсудить и принять к сведению. Еще скажу: нужно быть абсолютно искренним пред Господом, никогда не умалять, не оправдывать своих грехов, не искать им оправданий, наоборот, винить себя и говорить: “Вот такого-то дурного, никуда негодного пожалей, Господи, и спаси”. Будьте здоровы. Привет всем. Н. 19/XII-46 г. Письмо 268 Дорогая Л.! Получил от Вас несколько писем, а ответить никак не собрался. Простите. Я сижу пока без службы в своей комнатке и ехать нет желания никуда, да и не знаю воли Божией о мне. Здешние и белевские меня не пускают никуда далеко, а вблизи нет места, вот и сижу пока, а там видно будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010