Так кончилось это спорное дело, начатое священником Михайлом Григорьевым, вопреки ясного смысла синодского указа, единственно из, недоброжелательства к восстановленной обители и по личному неудовольствию к её настоятелю, в лице которого он не мог забыть прежнего церковного причетника, поставленного по своей должности выше его благословения. Во все же время производства этого дела бедная обитель вовсе лишена была пользования своею землею, не имея даже и огорода для возращения необходимых овощей, ибо священник, Григорьев все запахать и засеял хлебом. Вследствие упомянутого выше решения межевой конторы, принадлежащая монастырю земля была тогда же обмежевана особо, с исключением из неё усадьб священно и церковнослужителей и монастырю выдана копия с плана и межевой книги, впредь для ведения своих владений. Но это спорное дело было лишь одним из частных эпизодов тех многочисленных и разнообразных неприятностей и обид, которые претерпевала убогая обитель и лично её настоятель, во все время его настоятельства, от беспокойных соседей. Неприятности же кончились лишь в 1785 году, когда по резолюции преосвященного Амвросия епископа Крутицкого и Можайского велено: „священнику Михаилу Григорьеву от Белевского правления подтвердить, чтобы за постоянными его с строителем Жабынской пустыни ссорами, приискивал себе другого места; не медля и не продолжительнее двух месяцев, а если пожелает, тоб оставался по вдовству в Козельской Оптиной пустыне в числе братства. Что из, этого избрал себе о. Михаил мы не знаем, из дел же монастырского архива видно, что тяжебные дела прекратились и последние пять лет настоятельства о. Исаакия (1785–1790) протекли спокойно. В 1779 году Мая с 10 на 11 число произошел вмонастыре ночью пожар, от которого сгорели единственные деревянные монастырские келлии, со всем в них бывшим как строительским, так и монаществующих скарбом“, а сам о. строитель едва успел спастись через окно; пожар этот, как показывает доношение настоятеля, произошел от поджога извне сенного сарая, стоявшего близ плетневого забора, которым , была – тогда обнесена обитель вместо ограды. Надобно полагать, что в том же году, сгоревшие келлии были заменены новыми для жительства настоятеля и малочисленной, братии, состоявшей вместе с ним из 7 человек

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Средства мною собирались по церквям и городу как в денежной форме, так и вещами и продуктами. Деньги и вещи мною посылались по почте и с попутчиками, то есть с оказией» . За помощь духовенству и ссыльным она была приговорена к трем годам ссылки в Зырянский край. Освободившись, она одному из епископов Русской Церкви, находившемуся в ссылке, в стиле, должном скрыть ее обеспокоенность возможным его арестом, писала: «Откликнитесь, солнышко милое. А то я беспокоюсь, не случилось ли с Вами чего недоброго. Напомните мне географию. Далеко ли Бирск от Уфы? Пишите мне, я уже крепко соскучилась о Вас, родной мой» . Татьяна Стогова была арестована в 1923 году за помощь епископу Белевскому Игнатию (Садковскому). Из тюрьмы она писала сестре, а через нее и другим своим сестрам: «Ненаглядная, родная, дорогая моя сестричка... В Белеве меня допрашивали один раз, в Туле же два. Обвинения ужасные: контрреволюция, провокация, агитация... Главный обвинительный документ: мое прошение на имя Преосвященного... чтобы не оставил нашу паству, где говорится, что мы, Ваша паства, сумеем постоять за своего епископа, защитить его от всякого насильственного воздействия. В последних словах видят главную контрреволюцию, якобы защита не от живоцерковников, а от советской власти... Провокацию видят в организации крестьян 9-и деревень вокруг Жабыни против “Живой церкви”... Меня пугают тем, что я буду караться строже всех в силу сословного происхождения, как генеральская дочь. Последний раз допрашивали меня два с половиной часа два следователя...: “Признайте, – говорит мне, – что епископ Игнатий контрреволюционер, и мы вас меньше покараем”. Я ответила: “Хоть десять лет буду сидеть, этой лжи не скажу, он глубоко верующий человек...” Пока ехали в Тулу, владыке больному я была вроде няни, кормила, поила, укладывала и все передала, что нужно, на словах о допросах... От имени владыки как-нибудь тайно скажите всем, чтобы твердо держались православия... Живоцерковников сторонитесь во всем. Один за ними грех... Простите все мои грехи вольные и невольные...

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Глава десятая Вступление на престол Императора Павла Петровича, Его отношение к распоряжениям и учреждениям Екатерины II. Губернская реформа и передел губерний по указу от 12 дек. 1796 г. Территориальное переустройство русских епархий, соответственно новому делению губерний. Решение Св. Синода 16 сент. 1797 г. о приведении епархиальных территорий в соответствие с губернскими. Задержка практического выполнения этого решения, вследствие неприсылки из Сената росписи городов по губерниям по новому делению. Территориальное переустройство малороссийских епархий соответственно новому переделу губерний. Прикрытие Новгород-Северской епархии (1 сент. 1797 г.), в связи с прикрытием губернии. Введение Киевской епархии в границы губернии. Преобразование Переяславского и Бориспольского коадъюторства Киевской митрополии в полусамостоятельную епархию с своими консисторией и собором в области Малороссийской губернии, разделенной между Переяславским коадъюторством и Черниговской епархией. Переименование Екатеринославской и Таврической епархии в Новороссийскую и Днепровскую, Могилевской и Полоцкой в Белорусскую и Могилевскую; введение их в границы соответствующих губерний, а Брацлавской и Подольской епархии – в границы Подольской губернии. Расширение прав старорусского и дмитровского викариев учреждением у них своих консисторий и соборов и определением им особых территорий (18 дек. 1797 г. и 5 – 13 окт. 1798 г.). Территориальное несоответствие между многими епархиями и губерниями и затруднения, происходящие от этого несоответствия при малочисленности епархий после решения Св. Синода 16 сент. 1797 г. Общий доклад св. Синода от 27 сент. 1799 г., утвержденный 16 окт. того же года, о согласовании епархиальных границ с губернскими, об изменении названий некоторых епархий соответственно губерниям и об открытии пяти новых епархий в границах губерний и викариатств. Ведомость о составе всех русских епархий, составленная в св. Синоде. Отделение С.-Петербургской епархии от Новгородской; прикрытие викариатства: Феодосийского и Моздокского. Перенесение Коломенской кафедры в Тулу и образование Тульской и Белевской епархии, вместо Коломенской в пределах Тульской губернии. Открытие вновь самостоятельных епархий: XXXII – Калужской и Боровской в границах Калужской губ. с кафедрой в Калуге, XXXIII – Пермской и Екатеринбургской – в границах Пермской губернии с кафедрой в Перми; XXXIV – Оренбургской и Уфимской, в пределах Оренбургской губернии с кафедрой в уезд. гор. Уфе; XXXV – Саратовской и Пензенской в границах Саратовской губернии с кафедрой в уезд. гор. Пензе; XXXVI – Слободско-Украинской и Харьковской в границах Слободско-Украинской губернии с кафедрой в Харькове. Их территориальное устройство и изменение территорий соседних епархий при образовании новых епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

22 .05(04.06).1918–1922: Тамбовская 1924(?)–06(?).1927: Тамбовская, паки Зиновий Красовский 09(22).12.1943–1946: Лысковская 1944–1946: Горьковская, в. у. Зосима Сидоровский 10(23).08.1914–07(20).12.1918: Киренская 1917–1917: Красноярская в. у. 07(20).12.1918–1919: Иркутская, в. у. 1919–1919: Красноярская, в. y., паки 10 .1922–1923: Красноярская(обн.) 1923–: Архангельская (обн.) 04(27).04.1926–: Фрунзенская (обн.) Иаков Карп 27 .09(10.10).1936–13(26).10.1943: Елгавская Иаков Маскаев 06(19).03.1923–18(31).07.1924: Орская (обн.) 18(31).07.1924–31.12(13.01).1924: Чкаловская (обн.) 31 .12(13.11).1924–20.12(02.01).1927: Оренбургская 02(15).01.1928–1928: Курганская 1928–24.01(06.02).1929: Осташковская 24 .01(06.02).1929–22.03(04.04).1933: Балашовская 22 .03(04.04).1933–29.11(11.12).1937: Барнаульская 22 .03(04.04).1933–16(29).01.1937: Бийская, в. у. Иаков Немоловский 24 .04(07.05).1922–10.1935: Староконстантиновская (обн.) 1926–1928: Шепетовская (обн.), в. у. Иаков Пятницкий 10(23).12.1910–1919: Казанская 1920–1921: Томская Игнатий Жебровский 02(15).01.1923–27.09(10.10).1923: Ржевская 27 .09.(10.10)1923–1926; Калининская (обн.) Игнатий Садковский 05(18).04.1920–02(15).01.1923; Белевская 1922–1922; Тульская, в, у. 1923–1923: Тульская 21 .01(03.02).1933–04(17).09.1935: Скопинская 04(17).09.1935–24.09(07.10).1935: Липецкая 24 .09(07.10).1935–20.02(05.03).1936: Скопинская, паки Игорь Губа 03 .1942–: Уманская (укр.) Иероним Борецкий Томская (григ.) Иероним Захаров 18(31).12.1944–31.12(13.01).1946: Кишинёвская Иероним Чернов Детройтская (заруб.) Иерофей Афоник 1923–1924: Шадринская –1928: Никольская Иерофей Померанцев 26 .12(08.01).1919–1921: Юрьевская 1921–1922: Иваново-Вознесенская 1922–14(27).04.1926: Иваново-Вознесенская (обн.) 14(27).04.1926–10.1929: Горьковская (обн.) 10 .1929–11.1933: Симферопольская (обн.) 11 .1933–29.07(11.08).1938: Казанская (обн.) Иларий Ильин 20 .02(05.03).1944–05.1944: Дмитровская 05 .1944–15(28).12.1945: Ульяновская 05 .1944–15(28).12.1945: Казанская, в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Назарий Блинов 31 .01(13.02).1910–1921: Черкасская 1919–1921: Киевская, в. у. 1925–1928: Тобольская 1927–1928: Челябинская, в. у. Тобольская, паки Назарий Кириллов 08(21).03.1913–28.09(11.10).1917: Одесская 1920–1923: Курская 1925–19.06(02.07).1927: Курская, в. у. Нафанаил Троицкий 17(30).12.1912–1921: Архангельская 1921–1924: Харьковская 1927–1927: Воронежская, в. у. Нектарий Трезвинский 03(16).06.1924–1925: Велижская 1924–1925: Витебская (Полоцко-Витебская), в. у. 1926–19.02(04.03).1928: Яранская 1927–1928: Курская Кировская, в. у. Неофит Коробов 25 .04(08.05).1927–19.07(01.08).1929: Городецкая 19 .07(01.08).1929–08.1937: Ветлужская Неофит Следников 13(26).11.1914–16(29).10.1917: Прилукская 16(29).10.1917–1918: Старобельская 17(30).05.1918–1918: Харьковская, в. у. Нестор Анисимов 16(29).10.1916–1916: Камчатская 1916–1921: Камчатская, паки 1946–1948: Харбинская (заруб.) Нестор Сидорук 01(14).10.1945–09(22).10.1945: Уманская 09(22).10.1945–11(24).10.1945: Мукачевская и Ужгородская, в. у. 11(24).10.1945–21.05(03.06).1948: Мукачевская и Ужгородская Никандр Викторов 09(22).09.1946–1952: Цицикарская Никандр Феноменов 20 .03(02.04).1914–1921: Кировская 01 .1922–1923: Крутицкая 01 .1922–1923: Московская и Коломенская, в. у. 11 .1925–1927: Одесская 1927–18.02(03.03). 1933: Ташкентская Никанор Абрамович 03 .1942–: Чигиринская (укр.) Никанор Кудрявцев 1921–17(30).10.1923: Ногинская Никанор Пономарев 05(18).12.1922–1922: Осинская (обн.) 1922–19.01(01.02).1924: Свердловская (обн.) 19 .01(01.02).1924–1926: Ирбитская (обн.) 1927–: Ирбитская (обн.), паки Никита Делекторский 29 .04(12.05).1924–1924: Бугульминская 1926–03(16).09.1927: Орехово-Зуевская 03(16).09.1927–10(23).08.1928: Нижне-Тагильская Никита Прибытков 10(23).01.1924–1924: Кузнецкая 1924–1927(?): Рубцовская (?) 1927–04(17).01.1931: Бийская 25 .10(07.11).1934–08(21).05.1935: Малмыжская 09(22).05.1935–12.1937: Белевская Никита Стягов 06(19).12.1923–06(19).08.1936: Боровичская Никифор Асташевский 15(28).09.1924–17(30).04.1937: Новосибирская и Барнаульская

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Определили: 1) Указ Святейшего Синода принят к исполнению. 2) Уведомить Действительного Статского Советника, лекаря, Александра Колесова о состоявшемся относительно его распоряжении Высшего Начальства. II. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «Сент. 4. Допустить к испытаниям, с объявлением требования» указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 13 августа за 3590: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали поступившие на имя Г. Синодального Обер-Прокурора прошения вольнослушателей —339— Московской Духовной Академии: бывшего учителя Белевского памяти поэта Жуковского училища Феодора Чуфрина, окончившего курс в 3-м Московском кадетском корпусе Евгения Воронцова и имеющего свидетельство на право вольноопределяющегося 1-го разряда крестьянина Василия Волкова о допущении их к приёмным испытаниям для поступления в число студентов Московской Духовной Академии, с освобождением их от испытаний по древним языкам. Приказали: Рассмотрев настоящие прошения, Святейший Синод определяет: разрешить Совету Московской Духовной Академии, в виде особого изъятия из устава духовных академий, допустить вольнослушателей оной: Фёдора Чуфрина, Евгения Воронцова и Василия Волкова в текущем году к поверочным испытаниям для поступления в число студентов 1 курса названной академии, с освобождением их от испытаний по древним языкам, с тем, однако, чтобы для получения звания окончивших курс академии они, согласно § 101 академического устава, выдержали, при окончании академического курса, испытание по одному из древних языков; о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ, с приложением документов названных лиц». Справка: Все означенные в указе Святейшего Синода лица были допущены к приёмным испытаниям, но в число студентов I курса Академии принят только один – Евгений Воронцов , который выдержал удовлетворительно экзамен и по латинскому языку получил балл 4 ½. Определили: Принять к сведению. III. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью; «Сент. 3. Исполнить с отобранием подписок» указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 27 Августа за 3842: «По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушали: 1) представленный Г. Синодальным Обер-Прокурором, от 9 сего Августа за 629, журнал Учебного Комитета, 229, с заключением Комитета по прошению бывшего студента Казанской духовной Академии, ныне ефрейтора Ланшевского резервного баталиона, расположенного в г. Казани, Константина Кибардина, уволенного из Академии за предосудительное поведение, о разрешении ему поступит в Московскую Духовную Академию для продолжения образования и 2) прошение бывшего студента С.-Петербургской Духовной Академии, ныне помощника учителя Рижской Вознесенской церковно-приходской

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С 16 октября 1799 года Имена Сведения бывший архиепископ Казанский и Свияжский с 16.10.1799 по 19.12.1800 переименован архиепископ Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская С 19 декабря 1800 года Имена Сведения бывший архиепископ Санкт-Петербургский, Эстляндский и Выборгский, с 19.12.1800 митрополит с 10.03.1801 по 04.12.1803 переименован митрополит Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская С 4 декабря 1803 года Имена Сведения бывший митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский с 04.12.1803 по 26.03.1818 митрополит Новгородский и Олонецкий бывший архиепископ Черниговский и Нежинский с 26.03.1818 по 25.06.1818 переименован митрополит Новгородский, Санкт Петербургский. Эстляндский и Финляндский Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская С 25 июня 1818 года Имена Сведения бывший митрополит Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский с 25.06.1818 24.03.1821 Дамаскин (Россов), епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии временно управлял с 06.11.1821 епископ Тульский и Белевский Серафим (Глаголевский), митрополит бывший митрополит Московский и Коломенский с 19.06.1821 17.01.1843 Антоний (Рафальский), митрополит бывший архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский с 17.01.1843 по 04.11.1848 на покое; 16.11.1848 бывший архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский с 20.11.1848 17.09.1856 бывший митрополит Казанский и Свияжский с 01.10.1856 17.06.1860 бывший митрополит Киевский и Галицкий с 01.07.1860 по 21.06.1865 переименован митрополит Новгородский, Санкт Петербургский и Финляндский Новгородская, Санкт-Петербургская и Финляндская С 21 июня 1865 года Имена Сведения бывший митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский с 21.06.1865 07.09.1892 Санкт-Петербургская и Ладожская С 18 октября 1892 года Имена Сведения бывший архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии с 18.10.1892

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Указами 1721 и 1722 гг. о водворении беглых людей в места прежнего их жительства хотел воспользоваться Феофилакт Лопатинский для уничтожения привилегированного положения и самого существования выговских староверов, когда в 1725 году, после смерти Петра, предлагал Святейшему Синоду и Сенату разослать выговцев по разным местам, как собравшихся в Олонецких пределах из многих городов и сёл. Но предложение архиепископа Феофилакта осталось без последствий. Тяжёлое в высшей степени и обидное для раскольников постановление о причислении раскольных дел к злодейственным обязано своим происхождением, по-видимому, случайному обстоятельству и личным счётам. Поводом к означенному постановлению послужило дело по обвинению белевского (тульской губ.) уезда помещика, генерал-рекетмейстера (докладчика прошений на Высочайшее имя) В.К. Павлова, с женой его и с сыном в небытии, в течение многих лет, на исповеди и святом причастии и держании в своём доме раскольниц 481 . Обвинял Павлова в приверженности к расколу синодальный советник, архиепископ сарский Леонид, по донесению вдового попа, села Спыхова, Никифора и по проискам монаха Иосифа Грешилова (т. е. Решилова, уже нам известного). Дело возникло в феврале 1721 года, а в Святейшем Синоде рассматривалось фактически и персонально 1 июня 1724 г. по причине долгих формальных пререканий между Святейшим Синодом и гражданскими учреждениями и намеренной задержки производства дела. Когда Павлов, пользуясь правом подсудимого, предоставленным указом от 5 ноября 1723 года, требовал копии с обвинительного акта, то ему было в этом отказано на том основании, что дело его не истцовое, но раскольное, которое может причитаться к злодейству. Так как Павлов без копии не дал ответствования, то в тот же день (1 июня), в особом заседании двух членов Синода 482 и Сената (в здании последнего) решено было и в протокол внесено определение: «раскольные дела признавать за злодейственные». Такой неожиданный и неблагоприятный для Павлова оборот дела возбудил подсудимого медлить явкой в Святейшей Синод для ответа; он отговаривался тем, что «имеются у него в отправлении некоторые Его Императорского Величества нужные дела». Павлов медлил в ожидании Петра I из низового (персидского) похода, надеясь на справедливость, защиту и милость царя; с другой стороны обвиняемый, сознавая себя правым, приготовил в это время письменное объяснение, которое и рассматривалось в Святейшем Синоде 21 сентября 1724 года. Хотя в челобитной Павлова «означились неумеренные нарекательства и противные в отбывательство допросу отговорки», однако челобитная Павлова во многих отношениях замечательна:

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Ириней (Шульмин) 27.01.1923 хирот. во еп. Кушвинского, вик. Свердловской епархии (единоверческой); с 2.11.1923 еп. Мензелинский; с 26.05.1924 еп. Мамалыжский, вик. Сарапульской епархии; с 19.02.1925 еп. Елабужский, вик. Сарапульской епархии; с янв. 1926 г. в «григорианском» расколе; в мае 1926 г. принес покаяние; с 1929 г. еп. Елабужский, вик. Казанской епархии; с 1930 г. еп. Бугурусланский; 1930–1934 еп. Мамадышский; с 1934 г. еп. Пензенский; с 21.05.1935 еп. Куйбышевский; расстрелян в 1937 г. Исайя (Ковалев) 28.11.1954 хирот. во еп. Угличского, вик. Ярославской епархии; † 21.10.1960. Исидор (Богоявленский) 22.06.1947 хирот. во еп. Таллинского и Эстонского; † 18.12.1949. Исидор (Кириченко) 19.06.1977 хирот. во еп. Архангельского и Холмогорского (с 26.06.1985 Архангельский и Мурманский); с 12.05.1987 еп. Краснодарский и Кубанский; с 10.04.1989 в сане архиепископа; с 26.02.1994 архиеп. Краснодарский и Новороссийский. Исидор (Колоколов) с 8.03.1917 на покое (б. еп. Михайловский, вик Рязанской епархии); убит в 1918 г. Иувеналий (Масловский) с 28.07.1917 еп. Тульский и Белевский; с 17.10.1923 архиеп. Курский и Обоянский; с янв. 1925 г. в Соловецком лагере; с 10.05.1928 архиеп. Рязанский и Зарайский; с 22.01.1936 в заключении; расстрелян 25.10.1937. Иустин (Мальцев) 8.01.1945 хирот. во еп. Вологодского и Череповецкого; с нач. 1949 г. еп. Псковский и Порховский; с 20.10.1949 еп. Казанский и Чистопольский; † 4.04.1950. Кассиан (Ярославский) 26.03.1961 еп. Угличский, вик. Ярославской епархии; с 14.05.1963 архиеп. Новосибирский и Барнаульский; с 20.05.1964 архиеп. Костромской и Галичский; с 30.11.1988 на покое; † 20.03.1990. Киприан (Зернов) 6.08.1961 хирот. во еп. Подольского, вик. Московской епархии; с 14.11.1961 еп. Дмитровский, вик. Московской епархии; с 5.08.1963 в сане архиепископа; с 20.05.1964 архиеп. Берлинский и Среднеевропейский, экзарх Среднеевропейский; с 23.06.1966 на покое; † 5.04.1987. Киприан (Комаровский) с 4.12.1911 еп. Семипалатинский, вик. Омской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе; в 1923 г. принес покаяние, арестован, заключен в Соловецкий лагерь; с 13.11.1925 еп. Владивостокский; с 1927 г. в сане архиепископа; с 15.09.1927 архиеп. Нижне-Ундинский, вик. Иркутской епархии; с 19.07.1929 на покое; с 23.10.1932 архиеп. Златоустовский, вик. Уфимской епархии; с авг. 1933 г. архиеп. Ижевский и Златоустовский; с 11.06.1934 архиеп. Вятский; с 5.08.1937 в заключении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Начав с малого, дошли до логического конца. " Страна дураков " - глубокомысленно заверяет своих слушателей какой-нибудь юнец и все радостно кивают головами. " Всем надо покаяться " - категоричен ученый муж, повторяя услышанные слова. Но ни один, ни другой, дураками себя, а также обязанными идти к покаянию, не считают. Зато, когда знаменитый диссидент в книге, пачкающей великого русского поэта пишет: " Россия - сука " - все рукоплещут, не понимая, что есть святыни, покушение на которые нельзя оправдать ни талантом, ни нанесенными тебе на Родине обидами. Так кому, скажите, каяться? По главной белевской улице бредут, опираясь на палочки, ветераны. Митинг закончился, и они, купив хлеба, спешат на автостанцию. Хоть и старость пришла, но бездельничать времени нет - надо косить сено. Как мало вас осталось, дорогие мои! Я остановился и долго смотрел вслед одной пожилой паре - он и она - и пытался представить их жизнь. Родились в одной деревне, поженились перед войной, успели родить одного-двух детей. Ей повезло: он вернулся с войны живой. Затем работа в колхозе, на своем огороде, работа тяжелая, без выходных и отпускных. Рождались дети, вырастали и уезжали в города. А сейчас пришла старость. Спасибо детям, не забывают. На лето внучат привозят... В чем им-то каяться?! За то, что грязь под ногтями уже никогда не отмыть, или за то, что поверили когда-то словам красивым о жизни распрекрасной, которой так и не дождались, за то, что он половину Европы прошел, теряя в мадьярских степях, польских лесах, немецких городах своих товарищей, таких же как он простых деревенских парней, - за это им надо каяться? Сейчас твердят, что мы, русские, не культурны (кто пишет, опять- таки себя таковым не считает), но, простите, кто столько лет пудрил школьникам и студентам мозги, прославляя " победоносно завершившуюся культурную революцию? Слава Богу, что эти старики выписывают только " Сельскую жизнь " и местную газету, а то вдруг да прочитали бы в популярном журнале как ленив русский народ... Старики растворяются в вокзальной толпе, мне же идти дальше.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010