Обычно на такой привал затрачивалось четыре-пять часов, но это было отнюдь не потерянное время. Я набирался сил, - когда место выбиралось удачно, буквально физически чувствовал, как от окружающих деревьев, кустарников, цветов, травы в каждую клеточку моего тела входила энергия. Ее давали мне облака, солнечные лучи, словно через сито просачивавшиеся сквозь листву. В дорогу я взял с собой целую библиотеку: Библия, Пушкин, Тютчев, Баратынский, поэзия древней Японии и Китая, античная лирика. Конечно, мой рюкзак от этого становился немного тяжелее, но я не жалел об этом. Отдых у деревни Будоговищи, у самой границы Белевского района, удался на славу. Вот почему я не удивился своему собственному решению, когда вечером, придя в Большие Голубочки, предварительно конечный пункт моего дневного пути, решил идти дальше, пока светло. Конечно же. Помогло и купание в Исте, чистой и быстрой речке, несущей свои воды в Оку. В пяти километрах от Голубочков небольшая деревенька Поляны. Она действительно, словно на поляне, стоит среди лесов, охраняющих ее от шума большого мира. Ночлег удалось найти быстро. Первый, кто увидел меня в деревне, был молодой рыжий парень, косивший у дома траву. Мы разговорились. И скоро его крошечный домик встречал меня детскими голосами, коровьим мычанием, лошадиным ржанием, лаем собак, гусиными криками. У колхозного телятника и его жены, доярки, хозяйство огромное. Не говорю про двух собак и трех кошек. И вся эта живность, от петуха до огромной собаки Полкана, буквально трепещет перед двумя рыжеволосыми существами пяти и трех лет. Это Галька и Женька, хозяйские дети. Десяти минут знакомства достаточно было, чтобы сделать вывод: это не дети, это какой-то сгусток энергии, облаченный в платье и штаны. Два рыжих вихря проносятся по двору, сея кругом ужас и панику. Грозный голос матери, грозный больше для виду, заставляет обоих только менять объект приложения своих сил. Только что Женька, сидя на собачьей конуре, проводил показательный кулачный бой с Полканом. Пес был настоящим стоиком и вел себя просто героически, только рычал время от времени.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Конечно, наши выборы были не хороши, но гораздо лучше, чем можно было ожидать. Например, Белевский уезд выбрал трёх самых отъявленных эмансипаторов, Елагина Н. А., Черкасова и Павлова (брата Верейского предводителя); и много других обстоятельств было весьма успокоительных. Прямых действий мы не видим или мало от наших усилий, но косвенных и в тоже время несомненных мы не можем отрицать. Посмотрите, например, на одно: Кокорев 406 причислен к нам и нас попрекают Кокоревым, и заставляют его крепче за нас держаться. Кокорев берёт огромный откуп, и какое же его первое действие? Уничтожение откупа. Вот дело государственное, проходящее Бог знает каким неправильным путём из области нравственной (а не правительственной) теории в практику и обещающее огромное развитие. Поглядите вдаль: общины признаны как необходимость, а дворянство удержано. Увидите непременное последствие: их придётся связать временной формой попечительства (вероятно избирательной), и нравственная связь возникнет. Я её считаю необходимой для придачи силы общине, которая в попечителе получит единство и смелость против своих собственных негодяев, которые её пугают угрозой пожаров или порч и т. д. 407 Всё это повлечёт опять полную перемену судов и администрации. Очень важно отстранение уездных губернаторов 408 ; кажется, оно верно, а это была страшная попытка упирающегося дисциплинаризма. Правда, все перемены пойдут как будто случайно, как будто наудачу; но действительно они будут связаны между собой логикой тайной не сознанной теории, и нет сомнения, что они охватят самый важный, до сих пор неприступный и неколебимый, но уже теперь встревоженный мир духовенства. Мы с вами ещё увидим хлеб в краске, хоть зеленей ещё настоящих не увидим. Как горько мне вспомнить о Шеншине! Что-то в его смерти мне напоминает смерть Валуева. Области их внутренней жизни, т. е. их стремлений, были разные. Один, чисто отвлечённый, другой чисто практический; но в обоих какая-то младенческая чистота и преданность делу. Не знаю, то ли вы чувствуете; но мне кажется, что я выразил бы их отношение к нам Французским словом: c’etaient les enfants de la famille. В Валуеве было гораздо более самодеятельности и инициативы, область его была шире; но мысль моя невольно сближает обе потери. Не легка и смерть Иванова; но он, слава Богу, уже совершил великое, и я уверен, что для художества он не умер. Мы друг друга очень полюбили; по крайней мере, за себя-то я ручаюсь: я и теперь беспрестанно вижу его большие задумчивые глаза, всегда что-то разглядывающие в себе или вне себя, но чего в окружающих предметах не было. Они странно мне напомнили при первой встрече глаза схимника Амфилохия, которого я видел в детстве в Ростове. Странно сплетается духовный мир при всей кажущейся разрозненности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

459 «История Министерства внутренних дел» Варадинова. VIII т. 136 стр. Впрочем, произведенное по этому случаю следствие не подтвердило доноса крестьянина. 472 Процессы эти следующие: 1) Дело о московских скопцах купцах Осипе и Максиме Васильевых, начавшееся в 1826 г. и окончившееся в 1828 г. („Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 4. 39–47 стр.). 2) Дело о скопцах крестьянах тульской губернии, алексинского уезда, Илье Логинове и Филиппе Петрове (там же, 54–71 стр.). 3) Дело о скопце московском вечно цеховом Петре Никитине, начавшееся в 1829 году (там же, 97–100 стр.). 4) Дело о скопце купеческом сыне Андрее Михайлове (там же, 101–102 стр.). 5) Дело о скопцах крестьянах Леонтии Андрееве и Тихоне Иванове (там же, 102–104 стр.). 6) Дело о скопцах и оскопителях в серпуховском уезде московской губернии, начавшееся в 1831 году и окончившееся в 1835 году (там же, 104–105 стр.). 7) Дело о скопцах крестьянах тульской губернии, белевского уезда, Федоте и Матвее Федоровых и друг. (там же, 46–47 стр.). 8) Дело о скопце, московском мещанине, Якове Васильеве, начавшееся в 1827 г. и окончившееся в 1829 году. 476 „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 4. 96–97 стр. и «Калужские Епархиальные Ведомости». 1871 г. 13. 300 стр. 483 См. статистич. таблицу Варадинова. «История Министерства внутренних дел». VIII т. 159–169 стр. 486 „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 1. 96 стр. Показ. Созоновича и «Открыт. тайн. скопцов» архимандрита Досифея, 151–152 стр. 487 По показанию Овчинникова, было вновь оскоплено не 13-ть, а 16-ть скопцов (Его показание. „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 1. 56 стр.). 488 „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 1. Показ. Созонов.– 88 стр., Степан.– 101 стр., Кондрат.– 104 стр. 496 Говоря, что в период времени от 1832–1869 г. в Москве происходило пять судебных процессов о скопцах, мы не думаем утверждать, что будто-бы, действительно, в Москве более пяти судебных процессов о скопцах сне происходило. Быть может, таких процессов было вдвое более, но они еще не обнародованы в печати.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Приехала я к Батюшке в феврале 1927 года, вызванная телеграммой. Отец Адриан был уже там; он приехал из Киева, так как из Ромен был уже выслан. Батюшка заявил, что и я должна обязательно приехать, и мне послали телеграмму. Отца Адриана Батюшка послал на выборы священника в местечко Плохино. Это было Прощеное воскресенье. Отец Адриан служил с другими священниками, сказал проповедь , и как-то почти все перешли на его сторону. Из трехсвященников, которых выбирали, был выбран о. Адриан. Мне ужасно было тоскливо, что придется жить в этой захолустной деревне, даже квартиры отдельной не было, а вместе с хозяином в его избе. Решили поехать опять к Батюшке за окончательным решением. Батюшка подробно расспросил обо всем о. Адриана,что не понравилось ему и вообще как все было, но ничего не сказал. Спросил меня, хочу ли я в Плохино. Я сказала,что ничего не знаю, а как он скажет, так пусть и будет, но сама приходила вужас при мысли, что нужно будет жить в Плохино! Батюшка похвалил меня замое послушание, ушел в свою комнату, потом вышел, неся в руках маленький крестик на шейной цепочке. Помолившись словами: «Да будет крест сей легок рабе Твоей Евгении», Батюшка надел мне на шею, сказав, что это его крестик. Мне стало очень радостно и приятно, невольно утвердилась мысль: «Да будет все так, как Господу угодно, на все Его Святая воля». Верилось, что за молитвы Батюшки будет все как нужно нам. Это было в Прощеное воскресенье. Началась первая неделя Великого поста. Отец Адриан ежедневно читал канон святого Андрея Критского , утром – часы. Все говели, готовились к воскресенью. Но все-таки мы не знали, что нам делать дальше и даже куда ехать. Батюшка ничего нам не говорил. Правда, я думала, что, очевидно, Старец сам не знает, как решить нашу судьбу, что, вероятно, Господь ему еще не открыл. Но все-таки временами находило уныние, тем более что условия для жизни в Холмищах были очень тяжелы. Вдруг в четверг говорят, что приехали из Плохина за о. Адрианом. Мы взволновались, идем все вместе к Батюшке: Андрей Евфимович, мы с о. Адрианом и приехавший староста из Плохина. Батюшка всех усадил и вдруг заявил: «Отец Адриан в Плохино не поедет». Стал объяснять старосте, что у них неправильно производились выборы, что нет подписей, говорил о том, что некоторые хотят своего диакона; вообще о том, что у них в приходе нет единодушия, а наоборот – интриги. Батюшка так поразил старосту своею осведомленностью их дел, что он сразу стал расспрашивать, как ему молиться за исчезнувшего сына: как за живого или как за мертвого? Батюшка сказал отслужить акафист Святителю Николаю Чудотворцу и ждать к себе сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

В начале апреля 1928 года о. Борис и я едем по благословению о. Сергия в Холмищи. В лесу тает снег, везде широкие ручьи, дороги нет. С большим трудом мы наконец добираемся пешком до села. Уже темно, в селе все спят, и хозяин впускает нас в дом. Утром нас зовут к Старцу. Отец Нектарий просит поднять его с постели и усадить в кресло, а потом велит позвать нас. Он очень слабенький. Мария говорит, что он давно не сидел в кресле, и только когда узнал, что мы приехали, захотел перейти с кровати в кресло. Отец Нектарий благословляет нас и произносит: «Когда приедет отец Сергий?» Это были его первые слова. Мы отвечаем, что о. Сергий очень хочет приехать и поручил нас спросить об этом Старца. Старец говорит, чтобы мы сообщили о. Сергию, чтобы он приехал, как только сможет. Мы посылаем в Москву очень длинную телеграмму, и о. Сергий очень скоро приезжает вместе с доктором Сергеем Алексеевичем Никитиным. Отец Сергий подходит к постели умирающего Старца и опускается на колени. Отец Нектарий приветствует его словами: «О вас не беспокоюсь». – «Спасибо, Батюшка, спасибо», – радостно и взволнованно отвечает о. Сергий. Мария, гомельская монахиня, которая живет у хозяина и ухаживает за о. Нектарием, восклицает: «Значит, отец Сергий больше не будет болеть!» Отец Сергий перед этим страдал от сильных головных болей. Позднее о. Сергий несколько минут беседовал со Старцем наедине. На следующий день о. Сергий уезжает вместе с о. Борисом и Сергеем Алексеевичем. На просьбу Старца снова приехать к нему поскорее, о. Сергий дает обещание приехать через неделю. Отцу Нектарию очень хотелось, чтобы о. Сергий был при его кончине, но, к сожалению, этого не случилось. Отец Сергий просил меня дать ему телеграмму, когда Старцу станет совсем плохо. Сергей Алексеевич сказал, что Старец сможет прожить еще недели две-три, не больше. Через несколько дней я пыталась послать о. Сергию телеграмму, но даже верховой не смог проехать на станцию Думиничи, ни в волостное село, где был телеграф. Снег сильно растаял, реки разлились, и Холмищи были отрезаны от внешнего мира. А Старец заметно слабел с каждым днем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Я ехал впервые и дороги не знал. Заехали мы далеко в глушь; перед нами кончилась дорога и оказалась небольшая речка. Мост почему-то был разобран, а на его месте плавали ветхие бревна и доски. Что делать? Глубина реки небольшая, но на машине перебраться никак нельзя и развернуться невозможно. Казалось, человеческие силы здесь беспомощны. Я перекрестился, мысленно попросил Небесного заступничества и стал налаживать переправу. С трудом собрали мы бревна, на них положили доски горбылем вниз. Посмотрел я на наш мост, и показался он мне очень неустойчивым. Бревна были старые, полусгнившие, плохо скрепленные, а грузовик тяжело груженый, если завязнет – не вытащишь. Но с Божией помощью машина проскочила, причем доски разлетелись. Оглянулись мы назад и не поверили, что машина могла здесь пройти. Колеса были мокрые, доски тоже, машина могла моментально слететь. Это было большое чудо, малая часть явленной благодати, которая не только видится, но и чувствуется сердцем. В сердце мое залегло ощущение, что случившееся с нами было не просто случайностью или удачей, но великим знамением Божиим по молитвам старца Нектария. В Нижних Прысках жил художник, Николай Никифорович Беляев. Он любил Оптину, часто посещал ее и встречался со старцем Нектарием. Во время первой мировой войны он, будучи военным, познакомился с английским офицером, которому предложил посетить Оптину Пустынь. Англичанин, с холодностью и высокомерием относившийся к русским, все же из любопытства решился ехать в обитель. И как только он перешагнул порог келлии старца Нектария, Батюшка заговорил с ним на английском языке, поведав о его внутреннем состоянии. Это настолько поразило гордого англичанина, что тот был глубоко тронут и долго не мог забыть ту неповторимую встречу. Много раз приезжала ко мне Надежда Александровна Павлович. После закрытия Оптиной Пустыни она была направлена наблюдать за сохранностью монастырской библиотеки. Здесь она впервые познакомилась со старцем Нектарием, а потом стала его преданной духовной дочерью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

К тому же мысль, что добродетель для нас не только долг, но еще счастье, казалась мне отменно убедительною в пользу Гельвеция. К тому же пример его собственной жизни противоречив упрекам в безнравственности. То, что ты говоришь о 89 годе, мне кажется не совсем справедливо. Двигатели мнений и толпы были тогда не только люди нравственные, но энтузиасты добродетели. Робеспьер был не меньше как фанатик добра. Конечно, это было не последствием тогдашней философии, но может быть вопреки ей; однако было. Может быть, оно произошло только от сильного брожения умов и судеб народных, ибо и человек в минуты критические бывает выше обыкновенного. Россия, мы надеемся, через этот перелом не пройдет; авось в ней не будет кровопролитных переворотов, но тем заботливее надобно пещись в ней о нравственности систем и поступков. Чем меньше фанатизма, тем строже и бдительнее должен быть разум. И я заключу также, как ты: у нас должна быть твердая и молодым душам свойственная нравственность, и стремление к ней должно быть главною, единственною целью всякой деятельности; в ней патриотизм и любомудрие, в ней основа религии, – но надобно уметь ее понимать. Потому пиши, я буду делать тоже, и потом посмотрим. Твой И. Киреевский. 17 Сентября, день Веры, Надежды, Любви и Софии. Письмо А. И. Кошелеву, 20 февраля 1851 г. 18 . 20 Февраля 1851. В последнем письме твоем, любезный друг Кошелев, ты объявляешь мне о твоем отъезде за границу, а между тем адреса своего туда мне не приложил, хотя пишешь, что от меня письмо ожидаешь в Генваре. Теперь только узнал я, что ты уже возвратился, и спешу отвечать на твое письмо вопросом: какое новое впечатление произвела на тебя Германия? Каждое живое замечание твое было бы драгоценною новостью для меня, зарытого в Белевских снегах и слушающего только свист Белевской мятели, под музыку которой рассуждает поп о нравственных качествах его дьячка и дьякона. Мне сдается однако, что на Западе должны быть какие-нибудь признаки новой, начинающейся эпохи: новые потребности умов, новый взгляд на вещи, новые ожидания, – одним словом перемена в убеждениях такого роду, какой не было за год прежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Но многие и устояли на поле битвы, до последних дней непоколебимо и высоко держа дорогое и славное знамя православия и русской народности.… Какую поразительную картину жизни, полной неустанной энергии, рисует нам биография почти каждого из этих вечной памяти достойных борцов! «Уроженец я», – пишет один из этих борцов: «из Польши, фамилии шляхетской, от роду мне пятьдесят лет, грамоте российской и латинской обучался в польских семинариях и киевской академии, во священника рукоположен 1766 года в местечко к Польше пограничное Звиногродку, где 1768 года от конфедератов и татар приведён был в столь чувствительное разорение и страх, что едва мог спастися бегством в Переяславль к покойному преосвященному Гервасию, который войдя в тогдашнее моё состояние, снабдил в малой России приходом, а преосвященный покойный Иов, узнав о претерпенном мною страдании, в награду того, 1772 года во второй день февраля произвёл протопопом польской Украины в местечко Вейницу и Немеров, где находясь, от униатов, яко ненавистников парвославной церкви, зе непоколебимую к вере привязанность, гораздо вящшее первого претерпел угнетение, поругание, и, наконец, будучи лишён всего имения, паки просил его преосвященство об увольнении от помянутого места, который, не уволивши, но, по выбору всех тогда бывших в Польше православных церквей протопопов, повелел мне, купно с краснянским (что ныне херсонский) протопопом Богдановичем, следовать в Варшаву, ради испрошения от двора польского справедливого удовольствия и церквам православным защищения, тоже и о возврате церквей в польской Украине, униатами отнятых, куда я двукратно и ездил; – – – за вторичным моим из Варшавы возвратом, нашёл я дом мой до основания разорённым и, не имея для прожития места, прибыл в Переяславль, просил о том преосвященного Илариона, епископа Переяславского, что ныне Новгородсеверской, который – – – , ради приискания места, снабдил меня билетом; я, не сыскавши в той епархии места и проживши долгое время по разным местам, напоследок просил высокопреосвященного митрополита Киевского об определении в полевые полки, дабы тем заслужить себе при старости лет спокойное место; в следствие чего, 1781 года от 6 мая определён белевский пехотный полк, с которым был в походах в Польше, малой России, Херсоне, а ныне в Таврической области; – – – через понесённые мною труды и многопретерпённые в прожитии лета изнурения, умножающиеся со дня на день в силах слабость, к тому ж приближающаяся старость – не позволяют мне более быть при полевой службе, а паче в рассуждении всегдашнего с места на место перехода… 324 »

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

230 «Прикованный Прометей» – трагедия отца античной драматургии Эсхила (ок. 525–456 до Р. X.); впервые полностью была переведена на рус. язык И. А. Коссовичем (1873). 231 Авдотья (Евдокия) Петровна Елагина (урожд. Юшкова, в перв, браке Киреевская) (1789–1877) – мать И. В. Киреевского, племянница В. А. Жуковского, автор множества переводов с нем. и фр., напечатанных в журналах, издававшихся И. В. Киреевским («Европейце» и «Москвитянине»), а также в серии детской литературы «Библиотека для воспитания». С 1820-х и до вт. пол. 1840-х гг. хозяйка литературного салона, в котором собирались друзья и единомышленники ее детей. «Все, что было в Москве интеллигентного, просвещенного и талантливого, съезжалось сюда по воскресеньям. Приезжавшие в Москву знаменитости, русские и иностранцы, являлись в салон Елагиных. В нем преобладало славянофильское направление, но это не мешало постоянно посещать вечера Елагиных людям самых различных воззрений, до тех пор пока литературные партии не разделились на два неприязненных лагеря – славянофилов и западников» (Кавелин К. Д. Авдотья Петровна Елагина//Русское общество 30-х гг. XIX в. М., 1989. С. 139). Она всегда была посвящена в творческую жизнь своих сыновей и их друзей. После кончины своего вт. мужа, А. А. Елагина, Авдотья Петровна по большей части стала жить в деревне Уткино-Белевского уезда и только на зиму приезжала в Москву. 233 Российским Библейским обществом в 1819–1821 гг. впервые были изданы в рус. переводе все тексты Нового Завета. 234 Под Божественным Откровением понимается в богословии Православной Церкви сверхъестественное сообщение Богом человеку каких-либо религиозных истин. Возможность Откровения рассматривается с трех сторон: 1) со стороны Бога, его сообщающего: Бог как Существо Всеведущее, Которому подчинено все, Им сотворенное и сохраняемое, Духовное, т.е. действующее непосредственно на душу, и Владыка мира вещественного, т.е. действующий на душу и через материю, – Существо Беспредельное и Вечное, т.е. способное сообщать Свои Откровения в любом пространстве и времени, Праведное и Благое, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Питирим (Окнов Павел Васильевич), митр. Петроградский и Ладожский Родился 28 июня 1858 года в семье протоиерея мыса Коженгузен, Лифляндской губ., Рижского уезда. В 1879 году окончил Рижскую гимназию и поступил в Киевскую духовную академию. 3 июня 1883 г. пострижен в монашество, 12 июня рукоположен во иеродиакона, а 15 июня – во иеромонаха и по окончании академии со степенью кандидата богословия назначен преподавателем Киевской духовной семинарии. С 26 нюня 1887 г. – инспектор Ставропольской духовной семинарии. 24 марта 1890года назначен ректором той же семинарии, а 8 апреля возведен в сан архимандрита. С II янв.1891 г. – ректор СПБ духовной семинарии. 17 июня 1904года хиротонисан во епископа Новгород-Северского. С 2 ноября 1896 г. – епископ Тульский и Белевский. С 17 нюня 1904г. – епископ Курский иБелгородский. 25 февр.1905 г. – епископ Курский и Обоянский. 6 мая 1909года возведен в сан архиепископа. С 4 окт.1911 г. – архиепископ Владикавказский и Моздокский. С 22 дек.1913 г. – архиепископ Самарский и Ставропольский. С 26 июня 1914 г. – архиепископ Карталинский и Кахетинский, член Святейшего Синода и Экзарх Грузии. В 1915 году награжден бриллиантовым крестом на клобук. 23 ноября 1915 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Петроградским и Ладожским с правом ношения креста на митре. 4 дек.1916 года утвержден почетным членом СПБ духовной академии. 6 дек.1916 года, награжден крестом для предношения за богослужением. 6 марта 1917 года уволен на покой, согласно прошению. Скончался 25 марта 1919 года в Новочеркасске. Был деятельным администратором и опытным архипастырем. Под его руководством в Белгороде состоялось открытие мощей Святит. Иоасфа Белгородского. Доступный и ласковый, с врожденной деликатностью, он был любим своей паствой во всех епархиях, где он служил. Наряду с положительными о нем отзывами в светской литературе существуют и отрицательные. Его близкое отношение и связь с Распутиным давало некоторым подозревать его в нарушении нравственной жизни. Однако, знавшие близко митрополита глубоко убеждены в его чистой жизни и опровергают отрицательные замечания о нем светской литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010