Это известие свидетельствует и о развитии хлебопашества до Смуты, и о недостатке хлебного сбыта, и о падении земледелия в Смуту. Расстройство сельского хозяйства, сопровождавшееся такой переменой в хозяйственном составе сельского населения, должно было тяжело отозваться на частном землевладении, преимущественно на хозяйственном положении провинциального дворянства. Приведу не для памяти, а для справки несколько данных по разным наудачу взятым уездам из десятен 1622 г., когда следы разорения уже заметались. Боевая годность служилого класса зависела от доходности его имений, от количества и состоятельности крестьян, населявших его вотчины и поместья. У немногих уездных дворян были вотчины; огромное большинство жило доходами с поместий. Так, в Белевском уезде вотчины составляли 1/4 всего уездного дворянского землевладения, в Тульском - немного более 1/5, в Мценском - 1/17, в Елецком - 1/157, в Тверском даже у выбора, наиболее состоятельного слоя провинциального дворянства, - 1/4. Поместья уездных дворян были вообще очень мелки и населены крайне скудно: среднее поместье в Тульском уезде заключало в себе 135 десятин пахотной земли, в Елецком - 124 дес., в Белевском - 150 дес., в Мценском - 68 дес. Тяглых хлебопашцев, крестьян и бобылей, в этих четырех уездах приходилось по 2 человека на 120 десятин поместной земли, т. е. по 60 десятин на каждого работника. Но не думайте, что вся эта пахотная земля действительно обрабатывалась и именно крестьянами и бобылями: вспахивалась незначительная ее доля, да и то не вся ими. В Тверском уезде у зажиточного выборного дворянина из 900 десятин вотчинной и поместной земли обрабатывалось всего 95 дес.; из них 20 дес. землевладелец пахал на себя своими дворовыми людьми; остальными 75 десятинами пользовались 28 крестьян и бобылей, домохозяев, живших в 19 дворах, так что на каждый двор круглым числом приходилось по 4,6 дес. Крестьянская запашка больших размеров была довольно редким явлением. Притом в Елецком и других названных южных уездах было много дворян совсем безземельных, однодворцев, имевших только усадьбы, без крестьян и бобылей, и " пустопоместных " , у которых не было и усадеб.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Со своей стороны, боярин Василий Борисович Шереметев, вышедши из Киева, разбил и в плен взял Андрея Потоцкого с его отрядом. Это было зимой. С наступлением весны поляки готовились идти на завоевание Украины и заключили договор с крымцами. Хан обещал послать султана Нураддина с восьмидесятью тысячами орды. Выговский деятельно подвигал на Москву. – «Я желал бы (писал он к коронному канцлеру Пражмовскому), чтобы наш милостивый пан король показал свою готовность к войне созванием посполитаго рушения; как начнёт расти трава, мы двинемся на неприятеля и, без сомнения, с Божьей помощью, при пособии татарских войск, мы поразим надломленные казацкие силы; Москва потерпит ещё раз поражение, подобное Конотопскому, и будет просить мира». Между тем поляки пытались склонить на свою сторону молодого гетмана, и это было возложено на того же Казимира Белевского, который успел составить гадячский договор. Белевский писал к Юрию и старался расшевелить в нём злобу против Москвы за смерть зятя его Данила; по словам Белевского, его страшно замучили: терзали кнутом, отрезали пальцы, буравили уши, вынули глаза и залили серебром. «Если бы (писал Белевский), мой большой и любезный приятель, родитель вашей милости, воскрес и увидел это, – не только взялся бы за оружие, но бросился бы в огонь. Не Польши бойся, а Москвы, пане гетмане; она скоро захочет доходов с Малой Руси и будет поступать с вами, как с другими». С другой стороны, он его предостерегал, что Польша уже не так слаба, как прежде и, освободившись от шведской войны, может обратить на Украину свои все силы. Юрий, хотя уже и был недоволен Москвой, но не поддался козням Белевского и в феврале отвечал ему – «Трактуйте, господа, с его величеством царём, а не, с нами; ибо мы всецело остаёмся преданными, верными подданными его царского величества, нашего милосердого государя. Что его царское величество с вами панами постановить, тем мы и будем довольны, и не станем думать о переменах. Никто не должен полагать и надеяться, чтобы мы замыслили отделиться от его царского величества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Весьма желательно присутствие уважаемого Н. И. Троицкого в нашем Орле именно 18 мая 1897 г., когда здесь, совместными усилиями Орловской ученой Архивной Комиссии и Орловской Духовной Семинарии, а вероятно и Орловского Петропавловского Братства, имеет быть справляем предстоящий юбилей о. Макария, когда утром после литургии (тем более, что 18-е мая приходится в воскресенье) несомненно будет торжественное юбилейное собрание в Семинарии, перед вечером вероятно Братство устроит народное юбилейное чтение об о. Макарии в образцовой двухклассной Троице-Васильевской школе, а вечером, также по всей вероятности, наша Архивная Комиссия соберется достойно почтить память о. Макария. – Приезд Н. И. Троицкого в Орел весьма желателен и в том отношении, что в Орле, по инициативе г. Начальника губернии и вместе Председателя нашей Архивной Комиссии А. Н. Трубникова, предполагается в скором времени открытие местного губернская музея; а Н. И., как учредитель замечательного Тульского древлехранилища и вместе член нашей Архивной Комиссии, несомненно мог бы поделиться с членами Комиссии своими практическими советами и указаниями, тем более, что в Орле, кроме предполагаемого к открытию музея, его может много интересовать, как вообще самый город Орел, между прочим, и как соседний с Тульскою губерниею, так и существующие в нем археологические учреждения, можно сказать, уже стоящие на твердой серьезной почве – архивная комиссия и семинарское древлехранилище, из коих последнее особенно много обязано своею солидной постановкой почтенному и деятельному члену нашей же Архивной Комиссии, Препод. Семинарии, Ив. Ал. Богданову. Что касается Белевского уезда, куда также намерен отправиться Н. И. Троицкий , нужно полагать, прямо же из Орла – и в таком случае всего вероятнее через Болхов, в котором почивает о. Макарий, то эту поездку г. Троицкого желательно бы видеть поставленной в связь со всем тем, о чем уже так многократно говорилось и в моих сообщениях в Орловскую Архивную Комиссию – относительно граничных местностей Орловской и Тульской губерний, и именно в пределах Болховского и Белевского уездов по Оке и ее притокам, столь изобилующим интересными остатками глубокой, даже доисторической, старины.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

В. к. содержат сведения о вкладчиках, вкладах и условиях, на к-рых сделан вклад. В мон-рях В. к. велись соборными старцами, хранились у келарей и казначеев. Л. Штайндорф описал разновидности В. к., фиксировавшие вклады в зависимости от их ценности (большая часть перечисленных ниже типов документов известна по упоминаниям в др. источниках). Братские книги содержали сведения о вкладах монастырской братии, к-рые составляли менее 50 р. (списки неизвестны). В живые книги вносились данные о вкладах др. жертвователей также на сумму менее 50 р., живые книги передавались вкладчиком в мон-рь при жизни, списки их также неизвестны. Записные книги объединяли в себе содержавшиеся в братских и живых книгах сведения о вкладах, к-рые давали право на запись в «повседневный» синодик на определенный срок (ГИМ. Епарх. 418 (686); Титов. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря. С. 80-115). Большие книги фиксировали вклады не менее 50 р. с правом бессрочного упоминания в «повседневном» синодике (ГИМ. Епарх. 419 (687); Титов. Там же. С. 1-79). Урочные книги отмечали срок окончания ограниченного во времени поминания (списки неизвестны). Месячные тетради имели те же самые функции, что и урочные книги, были разделены на месяцы для более точного представления о сроках, они также не сохранились. Вкладные книги белевского Преображенского мон-ря. Нач. XVIII в. (РГБ ОР. Ф. 178. N 8298. Л. 1) Вкладные книги белевского Преображенского мон-ря. Нач. XVIII в. (РГБ ОР. Ф. 178. N 8298. Л. 1) Составление В. к. в XVI - 1-й пол. XVIII в. в большинстве случаев носило частный характер и было связано с обязательствами мон-рей перед своими вкладчиками, единой формы для этого типа документов не было. В. к., по-видимому, не имели юридической силы и не использовались для разрешения судебных и поземельных дел. В посл. четв. XVII в. на В. к. ссылались рус. дворяне (напр., Головкины, Нелединские-Мелецкие) для подтверждения древности своего происхождения. Вклады, отраженные в В. к., делались «за здравие», на поминовение умерших родственников, ради пострижения в обители, по завещанию, зачастую в неск.

http://pravenc.ru/text/158928.html

Говорит красно и учено, Восток знает превосходно, но, кажется, больше теоретик, чем практический хороший живописец. Обещался быть у него сегодня вечером, чтобы видеть его коллекции по иконописи. В Новодевичьем монастыре показали распоротые ризы и прочие облачения, собранные доселе мною, — оказывается, что почти нее годно только на выжигу. Просил известить, когда мать Ювена- лия будет выжигать, чтобы поучиться. От них поехал к Капитону Васильевичу Белевскому, законоучителю Морского корпуса, — не застал; к Иордану — обедали, не захотел мешать; к Виноградову — не застал, ибо немного раньше обещанного пришел; опять к Белевскому — отдыхал, не захотел беспокоить. 10 января 1880. Четверг Утром позвал Митрополит и объявил, что Обер-Прокурор сказал, что деньги на Миссию вошли в Государственный бюджет. «Значит, можно поздравить», — заключил. Потом заговорил о сборах на Храм — я откровенно признался, что у меня плохо идет. У него оказалось лучше. Вечером заехал к Щурупову; план Храма и нравится, и не нравится; посмотрим, что скажет Владыка; будет строиться так, как он благословит. В восемь часов был у Константина Петровича Победоносцева; расспросил он подробности моей аудиенции у Цесаревны и сказал: «Наследник очень жалел, что не был при этом; он известит, когда можно быть и у него». Я просил доставить мне случай представиться Наследнику. 12 января 1880. Суббота. В третьем часу ночи Скучный и тягостно проведенный день, как скучно и тягостно и все пребывание в России. Скучал нередко в Японии, скучаю почти всегда в России. Где же лучше? Там и тогда, где есть настоящее дело. Пусть помнится и чувствуется это, когда буду в Японии. И все-то — благо, все — добро! Но было бы более благо, если бы не быть людям, имеющим серьезную нужду, в положении нищих. Возмущает меня сбор — необходимость стучаться и получать грубые, вроде вчерашних, прогоны (в буквальном значении). Для приобретения смирения — пожалуй; но что же, если подобные факты возбуждают, как у меня вчера, злой хохот? Я хохотал в нескольких местах, а на дне души — злость, дурной осадок. Ненатуральное, насильственное что-то в этих сборах для собирающих. В Священном Писании нет этого. Давид только предложил. Павел только посоветовал и определил правило. Господь с ним, с этим делом сбора! Не знаю, что из него выйдет; знаю, что в Японии будет Храм, но как устроится — не знаю; нравственного мучения моего в этом деле будет немало, думаю. Что ж? Хоть на куски, лишь бы было Христианство в Японии!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2436...

Известны имена учителей, преподававших в школах солодиловского прихода. В солодиловском двухклассном министерском училище с 1915 года преподавала дочь священника села Судбищ Новосильского уезда Анна Сергеевна Иванова, окончившая в 1911 году Тульское епархиальное женское училище, и дочь коллежского секретаря Тульской духовной консистории Надежда Ивановна Любимова, окончившая в 1915 году Тульское епархиальное женское училище. Дочь псаломщика г. Белева Надежда Петровна Полюбина, окончившая в 1907 году Белевское епархиальное женское училище, в 1907–1911 годах преподавала в деревне Пруды, в 1911–1913 годах — в деревне Понарино, с 1913 по 1915 год — в селе Никитском, с 1916 года — в солодиловском министерском двухклассном училище. Дочь купца Евдокия Николаевна Нестерова, окончившая Тульскую 1-ю гимназию, с 1911 года преподавала в селе Ильинском Богородицкого уезда, а с 1916 года — в солодиловской земской школе. Дочь псаломщика Татьяна Петровна Маккавеева, окончившая в 1916 году Белевское епархиальное женское училище, в 1916 году была назначена на должность учителя в семеновскую церковно-приходскую школу. Крестьянка Лидия Алексеевна Головина, окончившая конотопский частный пансион, с 1915 года преподавала в земской школе деревни Крестищ.  В 1930-х годах в Богородице-Рождественской церкви служил священник Павел Дмитриевич Покровский. Он родился в 1881 году в семье священника и был, по одним сведениям, уроженцем этого села, а по другим — села Авдулово Ефремовского района. В 1901 году он окончил курс Тульской архиерейской второклассной школы. С 1901 по 1903 год был учителем земской школы в селе Слободское Ефремовского уезда. С 1903 по 1926 год был псаломщиком при Богородице-Рождественской церкви села Солодилово. В 1907 году был посвящен в стихарь. В годы Первой мировой войны ушел на фронт и служил в царской армии взводным, писарем. В 1926–1928 годах служил в церкви села Солодилово в сане диакона, затем, с 1928 по 1930 год, — в сане священника. В 1930 году был судим «за саботаж хлебозаготовок», отбыл 1 год лишения свободы и 3 года ссылки.

http://sobory.ru/article/?object=19989

В Феврале 1898 г. умер митрополит Сергий, оставивший как бы завещание возвести своего избранника – архим. Лаврентия, в сан епископа, что вскоре и было, действительно, исполнено. 7-го Марта 1898 г. архимандрит Лаврентий был назначен сразу же на самостоятельную и видную кафедру – епископа Курского и Белогородского. Здесь он пробыл слишком шесть лет, до Июня 1904-го года, когда был переведен, очевидно, «для пользы службы» на другую, во всяком случае, далеко не лучшую Тульскую кафедру. На этой последней он прослужил около четырех лет, до того момента, когда в Феврале текущего года он был —798— уволен на покой, с назначением его в настоятели одного небольшого, захолустного монастыря той же Тульской епархии (Белевского). Умный, наблюдательный и вдумчивый от природы, прошедший долголетний искус предварительной пастырской подготовки, опытно знакомый со всеми тонкостями консисторской волокиты, преосвященный Лаврентий, без сомнения, был одним из лучших наших архипастырей практиков, умевших входить в действительные нужды своей паствы и содействовать возможному облегчению их. Особенно близко к сердцу он принимал тяжелое материальное положение духовенства – обеспечение его вдов и сирот и воспитание духовного юношества обоего пола. В этом последнем пункте не обходилось иногда и без серьезных недоразумений и столкновений, в роде того, какое имел напр. преосвященный Лаврентий в Курске, по вопросу о постройке Епархиального Училища. Но несомненно, что даже и в таких случаях им всегда руководил чистый, идейный интерес и искренняя любовь к молодежи, которая у него с годами не только не ослабевала, но как-бы росла и крепла. Свидетельством этого служит отношение почившего к духовно-учебным заведениям его епархии в самый последний год его управления: он, напр. очень живо интересовался достройкой Белевского Епархиального женского училища и жертвовал на это значительные суммы, даже из личных своих средств. Еще большую услугу он оказал Тульской духовной семинарии, когда решительно отклонил настойчивое предложение местного ректора, – молодого, властного инока с сильной поддержкой наверху, закрыть семинарию, по случаю какого-то происшедшего в ней беспорядка, далеко не имеющего в себе ничего угрожающего. Правда, энергичный отказ сильному ректору, по-видимому, не прошел даром Преосвященному Лаврентию, так как он, по слухам, был одним из мотивов к его удалению на покой. Но во всяком случае, такой, можно сказать, самоотверженный, чуть не геройский поступок Владыки, рекомендует его, как человека твердого и решительного, привыкшего жить своим умом, а не действовать по чужой указке и не считаться с различными посторонними соображениями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Боровен.-Городеева, Новг. г., II, 678. Боровен.-Успен., Калуж. г., II, 1310. Боровинская-Николаев.-Маврина, Новг. г., II, 958. Боровичский-Духов, II, 789. Боровский-Высоцкий-Покров., II, 754. Боровский-Пафнутиев, II, 1038. Боровский-Рожд.-Богород. или Христорождеств., II, 1121. на Бору Троицкий, Ярос. г., II, 1260. Борщевая-Николаев., Орл. г., II, 679. Борщовская-Никол.-Можай., II, 957. Борщовский-Троиц., Ворон. г., II, 680. Братская-Спасская, Иркутской г., II, 1179. Братский-Богоявл.-Киевский, I, 87. Братский-Богоявл.-Могилевский, I, 88. Братский-Богоявл.-Пинский, I, 71. Братский-Богоявл.-Полоцкий, I, 86. Братский-Духов-Виленский, I, 182. Братский-Слуцкий, I, 394. Брестский-Симеоновский, I, 429. Брецкий – Андрониковский, Черниг. г., II, 615. Брусенский-Никол., Олон. г., II, 974. Брусенский-Успен.-Коломен., II, 681. Брянский – Вознесен. – Ильин.-Песоцкий, II, 732. Брянский-Оптин-Троиц., II, 1026. Брянский-Петропавл.-Богоявл., I, 353. Брянский-Поликарпов – Спасский-Преображ., II, 1077. Буйницкий-Духов, Могил., г., I, 89. Буктрянский-Уснен., Полт. г., II, 1311. Бунарев или Бундырев-Алексинский, II, 682. в Бутылицах-Николаев., Влад. г., II, 992. Быстринский-Успен., Полт. г., II, 1311. Бежецкий-Введен., II, 701. Бежецкий-Крестовоздв., II, 892. Белавинская-Богоявл. Волог., г., I, 91. Белавинская – Спасо-Каменная, Волог. г., I, 446. с Белого Костра Петровский-Новгородский, II, 1052. Белбажский-Троиц., Костр. г., II, 683. Белгородский-Николаев., I, 309. Белгородский-Рожд.-Богор., II, 1123. Белевский-Крестовозд., I, 263. Белевский-Спасо-Преображ., II, 1170. Белиловский-Георгиев., Киев. г., I, 152. Белможский-Троиц., Костр. г., II, 683. Белобережская-Никол., Орл. г., I, 92. Белогорский-Никол., Кур. г., II, 975. Белогостиц.-Георгиев., Яросл. г., I, 93. Белозерский-Гориц.-Воскрес. или Горы, II, 770. Белозер.-Кириллов-Успен., II, 867. Белоезерский-Никитин. или Никитский, II, 945. Белозерский-Троиц.-Святогор. или Спасогорский, II, 1278. Белоезерский-Ферапонтов, I, 556. Белоколодский-Преображ., Ворон. г., II, 1087.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Митрополит Тульский Алексий — один из двадцати самых влиятельных людей Тульской области 11 января, 2011. Редакция " Правмира " По сообщению пресс-службы Тульской гордумы, митрополит Тульский и Белевский Алексий впервые включен в двадцатку самых влиятельных управленцев Тульской области 2010 года, рейтинг которых ежегодно составляет некоммерческий Фонд «Общественная экспертиза» Союза журналистов РФ и Тульский социологический центр на основе опросов жителей. По сообщению пресс-службы Тульской гордумы, митрополит Тульский и Белевский Алексий впервые включен в двадцатку самых влиятельных управленцев Тульской области 2010 года, рейтинг которых ежегодно составляет некоммерческий Фонд «Общественная экспертиза» Союза журналистов РФ и Тульский социологический центр на основе опросов жителей. Первое место, как и в прошлом году, в рейтинге занимает руководитель области Вячеслав Дудка. Также в тройку лидеров вошли его первый заместитель Татьяна Постернак (в прошлом году была на 11 строчке рейтинга) и главный федеральный инспектор в Тульской области аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Сергей Харитонов (по результатам 2009 году он занимал пятую строчку рейтинга). Также, по мнению опрошенных, наибольший вклад в развитие региона внесли мэр Тулы Алиса Толкачева (4 место), председатель Тульской областной думы Игорь Панченко (6), прокурор области Олег Черныш (8), первый заместитель главы администрации Тулы Михаил Иванцов (9). Источник: РИА Новости Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы

http://pravmir.ru/mitropolit-tulskij-ale...

Обещался быть у него сегодня вечером, чтобы видеть его коллекции по иконописи. Вышедши вместе с Ковригиным в двенадцать часов, отправился к Петру Андреевичу Гильтебрандту. Марья Максимовна, супруга, принявши очень ласково, угостила семгой, за которой сама же и сбегала, и наливкой. – Петр Андреевич, по-всегдашнему, мило ораторствовал, между прочим, о том, что «Новое время» развращает нравственность, с чем и я согласен, читая иногда «Новое время» и наталкиваясь на грязные рассказы вроде «Нана». – В Новодевичьем монастыре показали распоротые ризы и прочие облачения, собранные доселе мною, – сказывается, что почти все годно только на выжигу. Просил известить, когда мать Ювеналия будет выжигать, чтобы поучиться. От них поехал к Константину Васильевичу Белевскому, законоучителю Морского корпуса, не застал; к Иордану – обедали, не захотел мешать; к Виноградову – не застал, ибо немного раньше обещанного пришел; опять к Белевскому – отдыхал, – не захотел беспокоить. К Федору Николаевичу Быстрову – нашел письма из Японии, писанные вслед за получением моего письма, и второй номер «Сёогакузасси». Прочитавши, заехал к Путятиным; Ольгу Евфимиевну застал больною в постели; рассказал кое-что из писем, но не все, ибо были и сестры. Утром позвал Митрополит и объявил, что Обер-прокурор сказал, что деньги на Миссию вошли в Государственный бюджет. «Значит, можно поздравить», – заключил. Потом заговорил о сборах на храм, я откровенно признался, что у меня плохо идет. У него оказалось лучше. Базелевская привезла ему десять тысяч, прося только не сказывать никому о ее жертве, Лесникова – вдова, одну тысячу; еще кто-то, кажется, тысячу; затем Митрополит сказал, что он обещает на храм и те девятнадцать тысяч, которые ему дал один жертвователь в его распоряжение еще давно, так что теперь процентов наросло, кажется, около трех тысяч, и рассказал историю пожертвования этих денег, касающихся отчасти о. Алексея Колоколова, о котором Владыка выразился очень сочувственно. Сущность в том, что жертвователь хотел, чтобы он погребен был близ о.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010