И в осьмый день, во еже омыти. В осьмый день после крещения возрастные приходили сами, а младенцы приносимы были другими в церковь для омовения их. Ибо все новопросвещенные до осьмого дня не стирали, а тщательно хранили на себе освященный елей и святое миро; посему же в продолжение семи дней они не слагали с себя белых одежд, надетых после крещения, и отнюдь не были омываемы, но омывались в осьмый день в церкви руками священника. Симеон Солунский (в гл. 68) говорит: «просветившиеся сверх обыкновенных одежд облачались в белое одеяние и должны были носить оное до седьмого дня, ради святого помазания, которого отнюдь не позволялось омывать, а только позволялось отирать руки этой же одеждою, как освященною. А после седьмого дня, который служит образом прехождения настоящей седмичной жизни, он должен придти в храм к иерею и от него принять омовение. Иерей с произношением священных молитв омывает его губкою и водою в тех местах главы и рук, в которых он был помазан святейшим миром. Прочие же части тела омывает сам крестившийся в приличном месте с тою притом предосторожностию, чтобы части святых, омытых здесь веществ, то есть воды крещения и мира, упав, не были попраны ногами». Таким образом, всякий, кто принял Святого Духа, должен праздновать память пришествия Его в продолжении толикого же времени, сколько и вообще празднует св. церковь память сошествия Святого Духа на апостолов, то есть в продолжении седми дней. Поскольку седмь даров Святого Духа, и с семью спутниками Дух Святой пришел к принявшему Его: то должно, чтобы всякий сопутник имел свой празднственный день. В это седмеричное число дней новопросвещенные не только не слагали одеяния и не омывались, но и упражнялись в божественных делах и в слушании церковных молитв. Обычай сей совершенно исполнил св. Епифаний, как пишется в житии его. – Там именно сказано, что «он введен был епископом в купель, крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа; причащен на Божественной литургии Божественных Христовых Таинств и пребыл в епископии до осьмого дня». §2. Белая одежда слагается священником

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Закрыть itemscope itemtype="" > И снова о " сергианстве " 12.04.2006 460 Время на чтение 4 минуты Несомненно, обстоятельства, при которых совершается действие, являются одним из важнейших данных для справедливой оценки самого действия или поступка. Бывает даже так, что действие при благополучных обстоятельствах заслуживающее порицания и наказания, при крайних неблагополучных и тяжелых обстоятельствах является подвигом заслуживающем награды. Например. Священнослужителям известно, что самое великое из церковных Таинств - Евхаристия - требует максимально возможного благоговейного к нему отношения. Это касается и качества веществ, употребляемых в этом Таинстве, вина, и просфор, и евхаристических сосудов, и уставного обустройства алтаря, где Таинство совершается, и облачений священнослужителей, и чтений, и пения - всё должно строго соответствовать Уставу совершения Таинства. Грубые нарушения этого Устава именуются смертным грехом и наказываются строго - вплоть до лишения священного сана. Пренебрежительное отношение к условиям Таинства создают дурную славу священнослужителю и роняют его авторитет среди сослужителей и прихожан. Но вот история, имеющая множество сходных историй, происходивших во время разгула атеистического террора клики узурпаторов власти, именовавшей себя " советской властью " . Эта история - крупица святого подвига Новомучеников и исповедников российских. Мой дедушка, схимонах Павел (Желтышев Павел Николаевич, 1889-1980), прошедший Воркутинский лагерь (1937-1943) и пожизненную ссылку в Закавказье " по актировке " , рассказал мне этот эпизод собственной лагерной жизни. В их барак (или камеру) конвоиры внесли избитого в пытке священнослужителя (возможно, епископа). Я прошу прощения за неточности, ведь дедушка мне рассказывал, когда я был еще молоденьким послушником. Я не вел записей, не знал, что когда-то будет возможным об этом кому-то рассказать. Тем более дедушка (в то время монах Прохор) был почти абсолютно глухой и переспросить что-то было совершенно невозможно: тихо спросишь - не слышит, громко спросишь - ругается, чего кричишь, соседи грузины (стало быть, " сталинисты " ) подслушают - донесут.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика ЕВАНГЕЛИАРИЙ в лат. традиции наименование такого типа Евангелия служебного, в котором текст 4 Евангелий расположен в порядке литургических чтений года церковного ЕВАНГЕЛИЕ СЛУЖЕБНОЕ литургическая книга, содержащая тексты 4 канонических Евангелий, приспособленных для чтения за богослужением ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425) ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН визант. литургический и церковно-правовой памятник 2-й пол. XI в., регламентировавший особенности устройства и богослужебные порядки располагавшегося возле стен К-поля Евергетидского мон-ря ЕВХАРИСТИЧЕСКИЕ КОНГРЕССЫ международные, национальные или региональные собрания клириков и мирян Римско-католической Церкви, посвященные поклонению Евхаристии и обсуждению различных аспектов евхаристического служения ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих ЕВХОЛОГИЙ собрание молитв и иных текстов для совершения богослужения священнослужителями, один из основных видов литургических книг ЕКСАПОСТИЛАРИЙ песнопение визант. послеиконоборческого чина утрени, исполняемое после 9-й песни канона и малой ектении ЕЛЕЙ оливковое масло, в христ. Церкви одно из веществ таинств, используемое в важнейших богослужебных чинах и наделяемое богатым символическим значением ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ [Соборование, букв.- молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем ЕЛИЦЫ ВО ХРИСТА КРЕСТИСТЕСЯ стих из Галатам послания ап. Павла (Гал 3. 27: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»), используемый в правосл. богослужении. «Е. во Х. к.» входит в состав визант. чина таинства Крещения

http://pravenc.ru/rubrics/122642_9.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика. Основные понятия ЕЛЕЙ оливковое масло, в христ. Церкви одно из веществ таинств, используемое в важнейших богослужебных чинах и наделяемое богатым символическим значением ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ [Соборование, букв.- молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем ЕЛИЦЫ ВО ХРИСТА КРЕСТИСТЕСЯ стих из Галатам послания ап. Павла (Гал 3. 27: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»), используемый в правосл. богослужении. «Е. во Х. к.» входит в состав визант. чина таинства Крещения ЕПИТРАХИЛЬ одно из главных облачений священнослужителей христианской Церкви, возлагаемое священниками и епископами на шею во время совершения церковных служб ЕФРЕМА СИРИНА МОЛИТВА молитвословие, сопровождаемое земными поклонами, к-рое читается за седмичными богослужениями Великого поста ЖЕРТВА религ. действие, состоящее в добровольном посвящении своей жизни, пищи (как основы жизни), ч.-л. иного Богу ЖЕСТЫ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ в христ. традиции - определенные знаки и движения, совершаемые священнослужителями и общиной верных во время богослужения ЗАГОВЕНИЕ день перед началом многодневного поста, когда в последний раз дозволяется вкушение скоромной пищи ЗАПАДНЫХ ОБРЯДОВ ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ существующие в ряде Поместных Православных Церквей приходы и мон-ри, в к-рых при богослужении используются редактированные чинопоследования рим. (тридентского) обряда, реконструированные чинопоследования галликанского обряда и редактированная англикан. «Книга общих молитв» ЗАПЕВ 1. Певч. исполнение начала песнопения священником или руководителем хора. 2. В нек-рых слав. источниках под З. подразумевается стих псалма, к-рый припевается к последующей стихире ИЗБРАННЫЙ ПСАЛОМ подборка из стихов Псалтири и частично из библейских песней, предназначенная для исполнения после полиелея и прославляющая праздник или память святого INSTITUTIO [лат.- установление], принятое в научной лит-ре наименование той части анафоры, в которой говорится об установлении таинства Евхаристии Господом Иисусом Христом во время Тайной вечери ИПОПСАЛМЫ в древнем восточнохрист. богослужении припевы или стихи с припевами, повторяемые после каждого стиха псалма КАЖДЕНИЕ ритуальное сжигание ладана и других ароматных смол, символизирующее присутствие Бога и возносимые к Нему молитвы КАЛЕНДАРЬ система счисления времени, основанная на периодической повторяемости определенных природных явлений КИРИОПАСХА принятое в православной традиции наименование христианского праздника Пасхи в те годы, когда он совпадает с календарной датой 25 марта по юлианскому календарю

http://pravenc.ru/rubrics/122646_3.html

Разделы портала «Азбука веры» Благовóния — 1) (мн. ч.) особые ароматические вещества, используемые во время храмовых служб, при совершении Таинств и треб ; 2) (ед. ч.) благоухание, источаемое ароматическими веществами в связи с проявлением их ароматических свойств. Кто придумал употреблять благовонные вещества при совершении богослужения? Традиция использования благовонных веществ в рамках богоугодных религиозных обрядов была заложена ещё во времена Ветхого Завета . Причём, своим происхождением она обязана Творцу. Так, по распоряжению Божию благовония употреблялись при освящении скинии и её принадлежностей: ковчега Завета, жертвенника курения и жертвенника всесожжения, светильника, стола, умывальника ( Исх.30:25-28 ). Причем благовонное миро, которым помазывались перечисленные предметы, отличалось особым составом, авторство которого принадлежало не человеку, но Богу. Это же миро употреблялось и при поставлении на служение первосвященника и священников ( Исх.30:30 ). Простому человеку было категорически запрещено изготовлять или применять подобное вещество в личных целях, под страхом истребления из народа ( Исх.30:33 ). Кроме того Бог определил и состав вещества, предназначавшегося для курения. Использование его вне прописанных религиозных норм также не дозволялось. Для чего используются благовонные вещества? Несмотря на то, что Божественная сущность не подлежит восприятию через органы чувств, Бог может проявляться в Своих силах и энергиях , воздействуя на органы чувств, например, зрение или слух. В этом отношении Он может обнаруживать Свое присутствие и Свои совершенства посредством тех символов , которые Сам сочтёт уместными. Что же касается священных предметов, изготовляемых руками человека, они также могут отображать собой те или иные символические знаки. Так, круг символизирует Божественную вечность, золото — сияние Божественной славы. Что же касается такого человеческого чувства как обоняние, оно тоже может участвовать в богопознании и богопочитании . В этом отношении воспринимаемое через обоняние благоухание символизирует Божественное благоухание, под которым следует понимать проявление Божественных совершенств. Приятное впечатление, производимое ароматом благовоний, может служить символом или прообразом будущей радости и блаженства на Небесах. Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/blagovoniya

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕЙ [от греч. λαιον], оливковое масло, в христ. Церкви одно из веществ таинств , используемое в важнейших богослужебных чинах и наделяемое богатым символическим значением. В Древнем мире судя по археологическим находкам, Е. употреблялся в пищу в качестве одного из основных источников жиров, служил косметическим и медицинским средством, а также использовался как горючее вещество для лампад ( Hoffner. 1995). Известны обряды помазания Е. царей у хеттов, а в Египте - высших чиновников, вассальных правителей и жрецов; в Ассирии и Вавилонии помазание Е. служило знаком заключения договора ( Kutsch. 1963; McCarthy. 1964). В Др. Греции и Др. Риме Е. использовался для натирания тела после бани ( Homer. Il. 10. 577; 14. 171 и др.). Атлеты натирались им перед состязаниями. В различных языческих культах существовали обряды приношения Е. и помазания им ( Mayer. 1917; Pease. 1937). В Ветхом Завете В LXX греч. слово λαιον используется для перевода евр.  (   обычно означает именно оливковое масло; в евр. тексте Библии употребляется 192 раза), реже -  (   - свежеприготовленное масло; в евр. тексте слово встречается 21 раз). Е. был одним из основных сельскохозяйственных продуктов в Палестине и занимал важное место (наряду с хлебом и вином) в рационе питания древних евреев (3 Цар 17. 12-16; Втор 7. 13; 11. 14; 12. 17; 14. 23; 18. 4; 28. 51; 2 Пар 31. 5; 32. 28; Ос 2. 8, 22; Иоил 2. 19-24; Агг 1. 11). Е. также использовался в качестве косметического средства (2 Цар 14. 2; Пс 103. 15; Притч 27. 9; ср.: Втор 28. 40), особенно во время застолий (Ам 6. 6; Пс 22. 5). Символически такое помазание Е. служило выражением радости (Пс 44. 8; Ис 61. 3). Е. использовался в лампадах (Исх 25. 6; 27. 20; Лев 24. 2) и при лечении болезней, в первую очередь язв и ран (Ис 1. 6). Е. (возможно, с ароматическими добавками) употреблялся для помазания ветхозаветных священников (Аарона и его потомков - Исх 29. 7; 40. 15; Лев 8. 12, 30; 10. 7; 21. 10 след.), царей (Суд 9. 7-16; 1 Цар 10. 1; 16. 1; 2 Цар 2. 7; 5. 3; 3 Цар 1. 34, 39; 19. 15-16; 4 Цар 9. 3, 6; 11. 12) и в исключительных случаях пророков (3 Цар 19. 16). Обычно Е. возливался на голову помазываемого из рога (1 Цар 16. 13) или сосуда (10. 1). Помазание означало передачу власти или очищение и освящение. Поэтому в ряде случаев говорится о том, что помазывает Сам Бог (Пс 44. 8; 1 Цар 9. 16; 10. 1; 16. 3). Возможно, помазание царей совершалось только в особых случаях, для подтверждения легитимности наследования престола. Прор. Исаия говорит о помазании (возможно, символическом) языческого царя Кира, к-рый тем не менее Самим Господом нарекается помазанником (Ис 45. 1), что указывает на мессианское значение этого пророчества. В Зах 4. 14 говорится о 2 помазанных - царе и первосвященнике, «предстоящих Господу всей земли».

http://pravenc.ru/text/189733.html

III. Основные принципы церковной реабилитации наркозависимых Под реабилитацией или лечебно-реабилитационным процессом в наркологии понимается медико-социальная система, направленная на восстановление физического, психического и духовного здоровья наркологического больного, его личностного и социального статуса. Для достижения этой цели используется комплекс медицинских, психологических, психотерапевтических, воспитательных, трудовых, социальных мер и технологий. Церковь, не отрицая подхода наркологии к реабилитации больных и используя технологии, выработанные профессиональным сообществом, в своей деятельности делает акцент на духовной составляющей реабилитационного процесса. Выход наркозависимого человека в устойчивую ремиссию, восстановление его социального статуса не рассматривается Церковью в качестве единственной задачи. Конечной целью для Церкви является приготовление людей к вечной жизни, к которой Бог призывает всех. Для попавшего в наркотический плен человека, отозвавшегося на призыв Спасителя, преодоление зависимости становится необходимым шагом на пути спасения. Таким образом, церковная реабилитация есть обращение (возвращение) на путь спасения, ведущий к вечной жизни, людей, попавших в зависимость от психоактивных веществ. Церковная реабилитация начинается с преодоления зависимости и восстановления социальных навыков при органичном включении реабилитационного процесса в жизнь церковной общины. Члены общины, проводящие реабилитацию, призваны быть соработниками Божиими, помогающими зависимым преодолевать приобретенную страсть, приобщающими их к внутрицерковной жизни. Показателем успеха церковной реабилитации наряду с устойчивой ремиссией зависимого является сформировавшаяся христианская ценностная мотивация в повседневной жизни. Можно выделить три основных принципа церковной реабилитации: Принцип 1. Церковная реабилитация есть, в первую очередь, результат действия Божественной благодати, являемой в церковных Таинствах. Господь, Целитель душевных и телесных недугов, силой Своей, освобождает плененного наркозависимостью в ответ на его усилия и желание, в ответ на соработничество с Ним его служителей, осуществляющих милосержную помощь больному. В церковной реабилитации особая миссия возлагается на православного священника, как служителя Таинств, пастыря, духовника и молитвенника. Основной этап реабилитации выстраивается с опорой на священника. Он, как ответственный за все происходящее в общине, высказывает решающее мнение при формировании коллектива специалистов. Группа проходящих реабилитацию людей также сознает его руководящую роль в реабилитации.

http://patriarchia.ru/db/text/2255420.ht...

В католич. Церкви характер В. т. помимо тех же веществ, что и в правосл. Церкви, имеют освященные соль, используемая при освящении воды и в предкрещальных чинах (см.: Aug. Confess. 1. 11. 17), и пепел, символизирующий покаяние и раздаваемый перед началом Великого поста (см. ст. Пепельная среда ). Все В. т., к-рые участвовали в богослужении, являются святынями и требуют благоговейного отношения. Вдвойне это относится к Св. Дарам, св. миру и воде Крещения. Оставшиеся после литургии Дары обязательно потребляет диакон или священник, св. миро омывается после Крещения, вода Крещения выливается только в непопираемое место (гл. 199 Номоканона при Большом Требнике). Запасные Св. Дары и св. миро хранятся в алтаре, на св. престоле. Развернутое богословское осмысление использования В. т. в богослужении есть уже у авторов III в.- напр., у Климента Александрийского и Оригена. Большое влияние на развитие богословия таинств и, в частности, на понимание В. т. оказали сочинения блж. Августина, интерпретировавшего таинства как одну из разновидностей знаков ( Aug. De civ. Dei 10. 5; Con. Faust. 19. 1-2, 16; Ep. 138. 7), состоящих из слова и вещества ( Aug. In Ioan. Tract. 80. 3). В средневек. зап. схоластике под влиянием аристотелизма материальная сторона таинств была втиснута в рамки категорий мышления; в лат. богословие были введены категории формы и материи, субстанции и акциденции. Поскольку с XII в. наметилось значительное сужение самого термина «таинство», в католич. богословии под В. т. стали понимать только те натуральные элементы, что используются в чинопоследованиях Крещения, Конфирмации, Евхаристии и Елеосвящения. Внешние свойства и качества этих веществ были строго регламентированы. Любое отклонение или несоответствие хотя бы по одному показателю стало считаться непреодолимым препятствием для совершения и действенности таинств. Священнослужители, сознательно нарушавшие предписанные нормы в отношении В. т. или попустительствовавшие их несоблюдению, подлежали строгим прещениям вплоть до извержения из сана. Основные положения были после Тридентского Собора (1545) включены, окончательно кодифицированы и опубликованы в послесоборных католич. богослужебных книгах.

http://pravenc.ru/text/158330.html

Так как каждый предмет имеет много качеств, то необходимо было выяснить, каким образом эти качества, подобные материальным флюидам, могут совмещаться в одном и том же теле. Ответом на этот вопрос и служило учение стоиков о различных видах соединения веществ. Употреблявшиеся при этом термины παρθεσις, σγχυσις, μξις, κρ σις имели строго определенный смысл. Παρθεσις – это соприкосновение тел своей наружной поверхностью, как в мерке зерна, в которой смешаны бобы и пшеница. Σγχυσις более всего приближается к современному понятию химического соединения. Этим термином называлась такая связь двух веществ, при которой последние, взаимно проникая друг друга, терпят изменение в своей сущности и свойствах и образуют третье вещество, не похожее на свои составные элементы. Наоборот, κρ σις и μξις в переводе на современный язык обозначали механическое смешение веществ в жидком растворе и характеризовались двумя признаками. Вопервых, соединение двух тел признавалось в этом случае настолько тесным, что с каждой частицей одного из них мыслилась данной частица другого. Даже предполагалось, что в случае смешения веществ в неравномерной пропорции меньшее в количественном отношении распространяется по всему протяжению большего. Капля вина, упав в море и растворяясь в нем, расширяется до его последних пределов. Во-вторых, два тела, так глубоко внедряясь друг в друга, сохраняют, однако, без всяких изменений свою сущность и свои свойства. Так соединяются огонь и металл в раскаленном железе, душа и тело в человеке 42 . Стоические понятия и термины, которых мы только что коснулись, получили широкое распространение в патристической литературе. По их схеме церковные писатели представляли себе соединение духа и материи, благодати и вещества таинств, Бога и плоти, называя его смешением ( μξις), срастворением ( κρ σις). Ближе всех подходит к стоикам Тертуллиан . Проникнутый материализмом этой философской школы, он говорит в своем трактате о крещении: «Вещество, занимающее низшее положение, с естественной необходимостью принимает в себя свойства вещи, находящейся над ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

В Мк 6. 13 говорится о том, что апостолы во время проповеди совершали помазывание Е., к-рый не только исцелял, но и изгонял нечистых духов. В Иак 5. 14 сообщается, что помазание Е. пресвитерами дарует как исцеление от болезней, так и прощение грехов. В Предании Церкви эти слова считаются основанием для установления таинства Елеосвящения и различных врачевания чинов . Хотя в НЗ прямо не упоминается ни предкрещальное помазание Е., ни таинство Миропомазания , ряд мест, возможно, содержит аллюзии на них или символически указывает на один из аспектов таинства Крещения - помазание Св. Духом (2 Кор 1. 21; Еф 1. 13; 4. 30; 1 Ин 2. 20, 27). В христианском богослужении Е. употребляется как при совершении таинств, так и в др. чинопоследованиях. Е. может использоваться как в чистом виде, так и с добавлением множества ароматических веществ - в составе св. мира (к-рое необходимо при совершении Крещения и Миропомазания, при освящении храма, а в католич. Церкви - также в чинах Конфирмации и священнического рукоположения). В чине таинства Елеосвящения Е. смешивается с вином или водой. Важнейшее значение Е. проявляется в его употреблении в чинах Крещения и Миропомазания. В разных литургических традициях известно от 1 до 4 помазаний Е. (включая помазание св. миром) при совершении таинства Крещения. В частности, в визант. традиции, повсеместно принятой в правосл. Церкви, освященным Е. («елеем радования»; в древности он мог пониматься и как символ помазания Св. Духа, и как знак экзорцизма по отношению к приходящему ко Крещению) помазываются крещальная вода и сам крещаемый до его Крещения; после Крещения новокрещеный помазывается св. миром в Миропомазании (см. об этом в ст. Крещение ). В таинстве Елеосвящения помазание Е. составляет видимую сторону происходящего. Е. освящается епископом (на Западе) или пресвитером (на Востоке) и означает милость Божию (эта же символика, возможно, лежит в основе преданафоральной визант. аккламации «Милость мира» (или в древнейших рукописях «Милость, мир»), в к-рой можно усмотреть игру слов, поскольку по-гречески слова «Е.» и «милость» фонетически близки).

http://pravenc.ru/text/189733.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010