Помимо внешней и внутренней связи с Пасхой, свидетельство Афраата хорошо согласуется с ранними сирийскими источниками, хотя его богословие гораздо богаче: кроме пасхального измерения, он добавляет к традиционным библейским мотивам еще и тему «истинного обрезания». Хотя, согласно Афраату, «откровение» Крещения было совершено Христом, конечно же, через Его Крещение в Иордане, формальным учреждением Крещения является умовение ног на Тайной вечере. Развитое богословие Крещения (сформировавшееся, возможно, несколько позднее) мы находим в различных сочинениях св. Ефрема († 373), хотя он никогда не рассматривал эту тему систематически и лишь мельком говорит о чинопоследовании, которое – как и в других рассматриваемых нами источниках – состоит из знаменования елеем, погружения в воду и Евхаристии. Для св. Ефрема прообразом, принципом и учреждением христианского Крещения является Крещение Иисуса. Он проводит связь между «Христом» (msixa) и " елеем» (mesxa), который есть «сокровище таинств». Таким образом, помазание является основным и весьма характерным символом Крещения, хотя оно уже не рассматривается как действие более важное, чем погружение, и большинство действий связывается или с одним из веществ, или с Крещением как таковым. Помимо традиционных представлений, которые нет необходимости здесь повторять, св. Ефрем в одном месте приписывает елею силу экзорцизма. Апокрифическая «История Иоанна, Сына Зеведеева», составленная, скорее всего, на рубеже IV и V веков, содержит несколько сцен, связанных с Крещением. Основа чина соответствует традиционной сирийской: запечатление (консигнация) елеем и затем погружение (а также Евхаристия), – но в целом он выглядит более развитым. Во-первых, и за освящением елея, и за благословением воды следует явление двух ангелов, поющих Трисвятое. Далее, в одном случае приводится особая эпиклетическая молитва над обоими веществами. Во-вторых, двойное исповедание веры в Троицу непосредственно предшествует основному обряду знаменования лба и помазания тела, а также погружению, которое, в свою очередь, сопровождается произнесением тринитарной формулы. Описание обращения жрецов Артемиды даже содержит отрицание (от диавола), хотя оно непосредственно не связано с их Крещением. В-третьих, говорится об облачении в белые одежды и о поцелуе мира с соответствующим приветствием. Хотя эти последние послекрещальные церемонии и могут указывать на влияние господствующего «средиземноморского» обряда, здесь с очевидностью опознается основная структура раннего сирийского Крещения. Кроме того, описание подготовки к Крещению – молитва по направлению к востоку, в склоненном состоянии и с воздетыми руками, шествие босым и во власянице, – возможно, отражает огласительные обряды, также относящиеся к «средиземноморскому» типу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В Мк 6. 13 говорится о том, что апостолы во время проповеди совершали помазывание Е., к-рый не только исцелял, но и изгонял нечистых духов. В Иак 5. 14 сообщается, что помазание Е. пресвитерами дарует как исцеление от болезней, так и прощение грехов. В Предании Церкви эти слова считаются основанием для установления таинства Елеосвящения и различных врачевания чинов . Хотя в НЗ прямо не упоминается ни предкрещальное помазание Е., ни таинство Миропомазания , ряд мест, возможно, содержит аллюзии на них или символически указывает на один из аспектов таинства Крещения - помазание Св. Духом (2 Кор 1. 21; Еф 1. 13; 4. 30; 1 Ин 2. 20, 27). В христианском богослужении Е. употребляется как при совершении таинств, так и в др. чинопоследованиях. Е. может использоваться как в чистом виде, так и с добавлением множества ароматических веществ - в составе св. мира (к-рое необходимо при совершении Крещения и Миропомазания, при освящении храма, а в католич. Церкви - также в чинах Конфирмации и священнического рукоположения). В чине таинства Елеосвящения Е. смешивается с вином или водой. Важнейшее значение Е. проявляется в его употреблении в чинах Крещения и Миропомазания. В разных литургических традициях известно от 1 до 4 помазаний Е. (включая помазание св. миром) при совершении таинства Крещения. В частности, в визант. традиции, повсеместно принятой в правосл. Церкви, освященным Е. («елеем радования»; в древности он мог пониматься и как символ помазания Св. Духа, и как знак экзорцизма по отношению к приходящему ко Крещению) помазываются крещальная вода и сам крещаемый до его Крещения; после Крещения новокрещеный помазывается св. миром в Миропомазании (см. об этом в ст. Крещение ). В таинстве Елеосвящения помазание Е. составляет видимую сторону происходящего. Е. освящается епископом (на Западе) или пресвитером (на Востоке) и означает милость Божию (эта же символика, возможно, лежит в основе преданафоральной визант. аккламации «Милость мира» (или в древнейших рукописях «Милость, мир»), в к-рой можно усмотреть игру слов, поскольку по-гречески слова «Е.» и «милость» фонетически близки).

http://pravenc.ru/text/189733.html

Вот догматы истинной Евангельской и Апостольской Христовой веры. А где такая вера соблюдается, там и жизнь совершено христианская, правая: там и церковь истинная соборная Апостольская и кафолическая Христова, и из нея необходимо должны истекать семь источников благодати Святого Духа, чрез семь таинств церковных. Первая тайна – крещение, которое должно совершаться от законно посвященного хиротонисанного священника, так как в лице Апостолов освященному чину сам Спаситель Господь Иисус Христос поручил крестить людей. Вторая тайна – миропомазание, для которого миро должно быть составлено из веществ, показанных Вселенскими соборами Святых отец, и освящено по уставу сонмом Святителей, а помазывать должен законно посвященный иерей. Третья тайна – священство, сиречь хиротония священных чинов: патриархов, епископов, священников, диаконов, законным священноначалием, которое проистекает непрерывно от самого Христа Спасителя, так что в которой Церкви или собрании нет этой тайны хиротонии, там нет ни одной тайны; и та церковь не истинная, и не соборная, и не кафолическая, и не апостольская, и не Христова, но сонмище злочестивых еретиков, под оглавлением своих ересеначальников, к которым принадлежит и Андрей Денисов в роду своих последователей. Четвертая тайна – божественное причащение тела и крови Христовой, под видом хлеба и вина принесенное и освященное законным священством. Пятая тайна – покаяние при исповедании грехов пред законно посвященным иереем, и от него принятие разрешения грехов; так как освященному же чину в лице Апостолов сам Господь препоручил ключи от царствия небесного, и власть вязать и разрешать. Шестая тайна – законный брак, совершенный и благословенный законным иереем. Седьмая тайна – елеосвящение, преданное святыми Апостолами, при содействии законно освященных священников. Вот догматы, вера и житие истинно древней, святой кафолической соборной апостольской Христовой Церкви, без которой никому невозможно спастись и войти в царствие небесное. А где эта есть истинная Христова Православная церковь , там необходимы и стены и храмы, посвященные имени Господа Бога. Ибо без храмов, сооруженных из веществ, невозможно совершать таинств: ни божественной литургии служить, ни Тела и Крови освятить, ни хиротонии совершить, ни соборной молитвы сотворить; для всех таинств необходим вещественный храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Мы, православные, говорил епископ Симон (Шлеев), исповедуем во Христе две : божескую и человеческую, причем полное человечество, состоящее из души и тела, из коего при Распятии истекли кровь и вода. Если мы приносим в Евхаристии одну воду, то мы еретики, заслуживающие кару 3-го правила. Если же в Евхаристии приносим не только воду, но и другую часть пития, означающую собою Кровь Пречистую, то не подлежим осуждению апостольского правила. Что же мы должны приносить вместо виноградного вина, если его не будет? Христос Спаситель, уча о Таинстве Евхаристии, говорил, что Тело Его есть истинное брашно, и Кровь Его есть истинное питие. Да позволено будет мне сказать, и да не поставит мне Господь греха в моем суждении, если я изложу его так: истинное брашно, настоящий, квасной хлеб, из чего бы он ни был приготовлен, и истинное питие, соединенное с брожением, из чего бы ни было приготовлено (из смородины, вишни ли и т. п.) могут изобразить собой Пречистое Тело и Живоносную Кровь Христа Спасителя и по благословению священнодействующего, по снисхождению к нашей немощи, по тесноте настоящих земных условий и обстоятельств могут преложиться в оные. Православная Церковь чужда материализации Таинств. В других Таинствах (Крещение, Миропомазание, Елеосвящение) по нужде бывает изменение веществ таинств, почему же нельзя в случае крайней необходимости сделать это вышеупомянутое изменение веществ в Евхаристии? По кратком обмене мнениями было постановлено: а) признать заслуживающими полного одобрения все указываемые в настоящем заседании Отдела практические мероприятия, направляемые к изысканию тех или иных способов для приобретения хлеба и вина для Таинства Евхаристии, и стремиться с разрешения высшей церковной власти проводить их в жизнь там, где обнаружится к тому необходимость; б) иметь продолжение суждения по вопросу о веществе для таинства Евхаристии  хлебе и вине, в одном из следующих заседаний Отдела и просить профессора И.А. Карабинова пополнить к этому заседанию предложенный им доклад наиболее подробными историко-литургическими справками, особенно по вопросу о евхаристическом хлебе, так как последний вопрос, по заявлению самого докладчика, за недостатком времени недостаточно им разработан в предложенном докладе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

На силе страданий и заслуг Иисуса Христа основывается почитание креста и поклонение ему. На нем совершилась искупительная смерть Иисуса Христа, и посему он именуется честным и животворящим Крестом и, как орудие спасения людей, стал символом, украшением, утверждением, утешением и силой христианства. Мне да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, говорит Св. Апостол Павел ( Гал.6:14 ). Крест, говорит Св. Златоуст , преобразовал вселенную, изгнал заблуждение, ввел истину, землю обратил в небо, людей сделал Ангелами. Когда при нас крест, тогда демоны уже не страшны и не опасны; смерть уже не смерть, а сон. Крестом все враждебное нам низложено и попарно ( Иоанн Златоуст . Беседы на евангелие от Матфея. Беседа 54:5 – Мф.16:13–23 ). Шестой вселенский собор (правило 73) повелевает «поскольку животворящий крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема подобающая честь тому, чрез что спасены от древнего грехопадения». Св. Златоуст, объясняя слова «тогда явится знамение сына человеческаго ( Мф.24:30 ), говорит, что этот крест, который светлее солнца, ибо солнце «скрывается, а крест является; он не явился бы, если бы не был гораздо светлее солнечных лучей» (Беседа 76). Он же пишет: «Сие знамение и в прежние и в нынешние времена отверзало двери запертые, отнимало силу у вредоносных веществ, делало недействительным яд и врачевало смертоносные угрызения зверей. Ибо если оно отверзло врата адовы, отворило твердь небесную, вновь открыло вход в рай и сокрушило крепость диавола: то что удивительного, если оно побеждает силу ядовитых веществ, зверей и всего тому подобного?» ( Иоанн Златоуст . Беседы на евангелие от Матфея. Беседа 54. – Мф.16:13–23 ). На силе страданий и смерти Иисуса Христа основывается поклонение Его ризе, почтение гвоздей, коими Он распят на кресте – и святым иконам Его. Крестное знамение На силе страданий и смерти Иисуса Христа также основывается употребление в самых Апостольских времен крестного знамения и составляет необходимую принадлежность при совершении молитв, священнодействий и таинств. Крестное знамение есть знак нашего памятования о страданиях и смерти Иисуса Христа и вместе упования на ходатайство Его пред Отцом небесным, от Которого Он может все испросить и Который может даровать молящимся. Еже аще что просите от Отца во имя Мое, говорит Сам Он, то сотворю ( Ин.14:13, 15:16, 16:23, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Последующее восстание Гога и Магога ( Откр.20 ), хотя и количественно обширное, но духовно бессильное, есть последний всплеск трагической волны мировой истории, которая завершается и свершается вторым, славным Пришествием Христовым. И вся христианская история есть приготовление к встрече Христа Грядущего, и сила и смысл этого приготовления, как и его пределы, раскрываются для нас и в самом историческом процессе, их осознание есть «общее дело» человечества. 242 Человечество Христово неделимо разделилось на Кресте в излиянии Крови и воды, которые остались на земле как святыня всечеловеческого Грааля. Но оно имеет воссоединиться в полноту времен, во Втором Пришествии Христовом, когда упразднится разделение Неба и земли, когда земля станет Небом, а Небо землей, ибо Христос будет жить на ней в человечестве Своем. И тогда, по слову пророчества, приводимому именно здесь Евангелистом, «воззрят нань, его же прободоша» ( Ин.19:37 ; Зах.12:10 ). Воззрят – и в Нем узнают себя, а в себе узнают Его, в своей жизни, в своем делании, в сокровенном ведении святого Грааля и служении ему. И поклонятся Ему, который неразделенно будет с ними. «И Дух и Невеста говорят: прииди. И слышавший да скажет: прииди. Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр.22:17–20 ). 09–10.1930. 217 Ср. А critical and exegetical commentary on the Gospel according to St.John by J.H.Bernard Edinburgh, 1928. V. IL P.646. 221 Также не присутствовал, конечно, и «пот Его, как капли крови, падающие на землю» ( Лк.22:44 ), как и слюна Его, из которой Он сотворил брение при исцелении слепорожденного, вообще все те составные элементы Его тела, которые принимались Им из мира и возвращались в мир, по общему закону обмена веществ. Однако есть существенное различие между этим обменом веществ в акте жизни и присмертном излиянии крови и воды. 224 Распространенное как в церковной, так и в критической литературе толкование видит в воде и крови символику двух Таинств – Крещения и Причащения. Но это толкование, более аллегорическое, во всяком случае не является исчерпывающим и не уловляет всего контекста. 225 Этому не противоречит то, что у Иоанна же вода в другом контексте, безотносительно, означает новую духовную силу и новое духовное рождение ( Ин.3:5, 4:14, 7:38 , ср. Откр.2:1, 2:17 ). В отношении крови вода есть элемент «земли», первоматерия, в отношении к духу и в соединении с ним вода есть духоносное, одуховленное вещество, причем здесь подчеркивается уже не ее космическая природа, но духоносящая сила: освящение воды есть и освящение водной стихии мира, т.е. уже и самого мира (и замечательно, что из всех четырех элементов: воздуха, огня, земли и воды, освящается именно эта последняя, как имеющая в известном смысле репрезентативное значение для всего мира).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика ЕВАНГЕЛИАРИЙ в лат. традиции наименование такого типа Евангелия служебного, в котором текст 4 Евангелий расположен в порядке литургических чтений года церковного ЕВАНГЕЛИЕ СЛУЖЕБНОЕ литургическая книга, содержащая тексты 4 канонических Евангелий, приспособленных для чтения за богослужением ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425) ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН визант. литургический и церковно-правовой памятник 2-й пол. XI в., регламентировавший особенности устройства и богослужебные порядки располагавшегося возле стен К-поля Евергетидского мон-ря ЕВХАРИСТИЧЕСКИЕ КОНГРЕССЫ международные, национальные или региональные собрания клириков и мирян Римско-католической Церкви, посвященные поклонению Евхаристии и обсуждению различных аспектов евхаристического служения ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ I главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих ЕВХОЛОГИЙ собрание молитв и иных текстов для совершения богослужения священнослужителями, один из основных видов литургических книг ЕКСАПОСТИЛАРИЙ песнопение визант. послеиконоборческого чина утрени, исполняемое после 9-й песни канона и малой ектении ЕЛЕЙ оливковое масло, в христ. Церкви одно из веществ таинств, используемое в важнейших богослужебных чинах и наделяемое богатым символическим значением ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ [Соборование, букв.- молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем ЕЛИЦЫ ВО ХРИСТА КРЕСТИСТЕСЯ стих из Галатам послания ап. Павла (Гал 3. 27: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»), используемый в правосл. богослужении. «Е. во Х. к.» входит в состав визант. чина таинства Крещения

http://pravenc.ru/rubrics/122642_9.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Литургика. Основные понятия ЕЛЕЙ оливковое масло, в христ. Церкви одно из веществ таинств, используемое в важнейших богослужебных чинах и наделяемое богатым символическим значением ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ [Соборование, букв.- молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем ЕЛИЦЫ ВО ХРИСТА КРЕСТИСТЕСЯ стих из Галатам послания ап. Павла (Гал 3. 27: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»), используемый в правосл. богослужении. «Е. во Х. к.» входит в состав визант. чина таинства Крещения ЕПИТРАХИЛЬ одно из главных облачений священнослужителей христианской Церкви, возлагаемое священниками и епископами на шею во время совершения церковных служб ЕФРЕМА СИРИНА МОЛИТВА молитвословие, сопровождаемое земными поклонами, к-рое читается за седмичными богослужениями Великого поста ЖЕРТВА религ. действие, состоящее в добровольном посвящении своей жизни, пищи (как основы жизни), ч.-л. иного Богу ЖЕСТЫ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ в христ. традиции - определенные знаки и движения, совершаемые священнослужителями и общиной верных во время богослужения ЗАГОВЕНИЕ день перед началом многодневного поста, когда в последний раз дозволяется вкушение скоромной пищи ЗАПАДНЫХ ОБРЯДОВ ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ существующие в ряде Поместных Православных Церквей приходы и мон-ри, в к-рых при богослужении используются редактированные чинопоследования рим. (тридентского) обряда, реконструированные чинопоследования галликанского обряда и редактированная англикан. «Книга общих молитв» ЗАПЕВ 1. Певч. исполнение начала песнопения священником или руководителем хора. 2. В нек-рых слав. источниках под З. подразумевается стих псалма, к-рый припевается к последующей стихире ИЗБРАННЫЙ ПСАЛОМ подборка из стихов Псалтири и частично из библейских песней, предназначенная для исполнения после полиелея и прославляющая праздник или память святого INSTITUTIO [лат.- установление], принятое в научной лит-ре наименование той части анафоры, в которой говорится об установлении таинства Евхаристии Господом Иисусом Христом во время Тайной вечери ИПОПСАЛМЫ в древнем восточнохрист. богослужении припевы или стихи с припевами, повторяемые после каждого стиха псалма КАЖДЕНИЕ ритуальное сжигание ладана и других ароматных смол, символизирующее присутствие Бога и возносимые к Нему молитвы КАЛЕНДАРЬ система счисления времени, основанная на периодической повторяемости определенных природных явлений КИРИОПАСХА принятое в православной традиции наименование христианского праздника Пасхи в те годы, когда он совпадает с календарной датой 25 марта по юлианскому календарю

http://pravenc.ru/rubrics/122646_3.html

Информационные кампании по профилактике наркомании и помощи лицам, попавшим в наркотическую зависимость, не смогут быть эффективными, оставаясь вне твердых этических оснований. Должна быть указана реальная альтернатива наркотикам, пороку, культу наживы и наслаждений, бездуховности. 1. Вопросом, вызывающим острую полемику, является отношение Церкви к " Программе 12 шагов " . " Программа 12 шагов " , которую используют в своем сообществе Анонимные Наркоманы (АН), действительно, является эффективным инструментом в реабилитации алкоголе – и наркозависимых, с этим согласились специалисты во всем мире. Данная программа родилась в религиозной протестантской среде, имела христианское вдохновение, но, предоставляя возможность участия в группах сообщества далеким от веры страждущим, в том числе имеющим предубеждения против религиозной жизни, говорила о Христе прикровенно. Целью создателей программы являлось донесение личного опыта трезвости зависимым от психоактивных веществ (алкоголя) для достижения ими устойчивой ремиссии, а не в приведении последователей к Христу. Программа имеет прикладной, а не вероучительный характер: опыт показывает, что изначально стоящее за ней мировоззрение, хотя и не конгениальное православному церковному, но все же христианское, не является сколько-нибудь серьезным препятствием к воцерковлению человека. Очень многие алкоголе – и наркозависимые люди, достигшие трезвости с помощью данной программы и посещения групп, одновременно успешно воцерковлялись. Немало чад Церкви, не сумевшие преодолеть свою зависимость с помощью церковных Таинств и аскезы, добились успеха, получив помощь в группах сообщества Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, участие в которых не оторвало их от полноценной церковной жизни. При этом, " Программа 12 шагов " не является церковной программой в православном понимании уже хотя бы потому, что в ней нет таинств, нет священника не только как тайносовершителя, но даже в качестве пастыря и духовника. Программу можно несколько адаптировать к православию, но сделать ее в полном смысле церковной невозможно. Допуская и даже приветствуя участие своих страдающих от зависимости прихожан в группах, работающих по " Программе 12 шагов " , Церковь должна сделать приоритетом развитие своей, в собственном смысле церковной системы реабилитации, успешные опыты которой уже имеются. Функционирование при приходах и монастырях групп самопомощи или реабилитационных центров, работающих по " Программе 12 шагов " , не является препятствием для становления церковной реабилитации и может поощряться.

http://religare.ru/2_78929_1_21.html

Часть зап. чинопоследований Б. (напр., колоколов или церковных облачений) вошла в богослужебные книги Русской Церкви (см. Требник ), однако различение между Б. и освящением осталось чуждо для правосл. сознания, и термин «освящение» употребляется относительно как таинств, так и др. чинопоследований. Перстосложение при Б. Двуперстное сложение. Господь Вседержитель. Мозаика собора Св. Софии в К-поле. 2-я пол. XIII в. Двуперстное сложение. Господь Вседержитель. Мозаика собора Св. Софии в К-поле. 2-я пол. XIII в. Из НЗ известно, что Свои Б. Господь Иисус Христос сопровождал возложением, прикосновением или воздеянием рук. Памятники III-IV вв. обычно говорят о возложении рук как при Б. веществ таинств (напр., хлеба Евхаристии), так и при Б. людей; при большом стечении народа возложение рук заменялось их поднятием. По крайней мере c IV в. обычным жестом при устном священническом или епископском Б. становится наложение крестного знамения (крестообразное движение руки) на благословляемое. Одно из ранних свидетельств этому содержится в составленном не ранее III в. апокрифическом Евангелии Никодима (гл. 24), где описано, как сошедший во ад Господь, простирая руку, творит крестное знамение на Адаме и всех ветхозаветных святых. При этом для крестообразного Б. могло использоваться различное перстосложение , как открытая ладонь («всеперстие»), так и один или неск. пальцев. Греч. перстосложение. Свт. Григорий Нисский. Мозаика собора Св. Софии в Киеве. 1037–1045 Греч. перстосложение. Свт. Григорий Нисский. Мозаика собора Св. Софии в Киеве. 1037–1045 Использование при Б. разных форм перстосложения тесно связано с жестикуляцией рим. ораторов (напр., соединение безымянного пальца с большим, когда остальные вытянуты, означало начало речи или порицание ( Quint. Inst. orat. 11. 3), а вытянутая правая рука, с выпрямленными указательным и средним, с прижатыми мизинцем и безымянным и отставленным большим пальцами - процесс речи или угрозу ( Апулей. Метаморфозы. 2. 21)). Кроме того, определенное влияние на перстосложение при Б. оказало и античное искусство счета по пальцам. Св. Патриарх К-польский Герман I в толковании на Божественную литургию (VIII в.) приводит числовое истолкование архиерейского Б. по прочтении Евангелия перед удалением оглашенных: пальцы благословляющей руки должны изображать греч. буквы ς и φ, имеющие определенные числовые значения и в сумме дающие 6500 - предполагаемый год (от сотворения мира) Второго пришествия Христа Спасителя ( Герман, свт. Сказание. С. 67).

http://pravenc.ru/text/149325.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010