Милосердый Отче, утешь и успокой тех оставшихся, которые чрез потерю дорогого для них ближнего впали в глубокое смущение. Озаботься ими, ибо Ты – Покровитель вдов, Отец сирот, Утешитель находящихся в смятении и Помощник бедных. Но и мы все будем помнить и собственную нашу тленность и просить благодати от Бога, жить так, чтобы в утешении иметь возможность последовать в смерти нашему собрату. Господи, подай душе сего умершего вечный покой. Присутств. И вечный свет да сияет ей. Свящ. Да покоится она, Господи, в мире. Присутств. Аминь. Далее христиано-католический молитвенник имеет два чина погребения: «Погребение детей» и: «Погребение взрослых». Оба эти чина по существу своему не отличаются от такихже чинопоследований старокатоликов германских, они только несколько сокращённее германских. Но сокращения эти несущественны, и потому мы не будем излагать их в полном виде. 5) Чин благословения пасхального огня, вещества для благовонных курений пасхальной свечи, воды для крещения и др. предметов Освящению некоторых предметов, употребляемых христиано-католиками при общественном богослужении и совершении таинств, «книга молитв» отводит весьма незначительное место. Мы находим только (в составе пасхального богослужения – в великую субботу вечером) освящение пасхального огня, благовонных веществ для курения пасхальной свечи и крещальной воды 183 . Освящение огня происходит следующим образом: Свящ. Помощь наша во имя Господа. Общ. Сотворившего небо и землю. Свящ. Помолимся! Ты, о Боже, призвал свет из тьмы. Благодарим Тебя, что и для нас, сидевших во тьме и тени смерти, Ты повелел взойти великому свету в Сыне Твоём, Иисусе Христе. В воспоминание о сём да будет освящён и этот свет, который мы зажгли. Отче света! Подай нам, чтобы, – подобно тому, как этот свет будет сиять в этом нашем храме (Gotteshause – доме Божием), – и свет и благодати Сына Твоего продолжал светить всем, которые собираются в сём храме; и побуждай их ходить не во тьме, но облечься в оружие света, и последовать Тому, Который есть истинный свет, чтобы просвещать каждого человека, – Иисусу Христу, Господу нашему.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Таким образом, реабилитация в понимании Церкви есть обращение (возвращение) на путь спасения, ведущий к вечной жизни, людей, попавших в зависимость от психоактивных веществ. Реабилитация начинается с преодоления зависимости и восстановления социальных навыков при органичном включении реабилитационного процесса в жизнь церковной общины. Члены общины, проводящие реабилитацию, призваны быть соработниками Божиими, помогающими зависимым преодолевать приобретенную страсть, приобщающими их к церковной жизни. Показателем успеха реабилитации с точки зрения Церкви наряду с устойчивой ремиссией зависимого является сформировавшаяся христианская ценностная мотивация в повседневной жизни. Можно выделить три основных принципа церковного понимания реабилитации зависимого человека: Принцип 1. Реабилитация в Церкви есть, в первую очередь, результат действия Божественной благодати, являемой во всей полноте церковной жизни. Господь, Целитель душевных и телесных недугов, силой Своей освобождает плененного наркозависимостью в ответ на его усилия и желание, в ответ на соработничество с Ним Его служителей, осуществляющих милосердную помощь больному. В реабилитации, осуществляемой Церковью, особая миссия возлагается на православного священника, как служителя Таинств, пастыря, духовника и молитвенника. На основном этапе реабилитации пастырскому попечению священника отводится важная роль. Если реабилитация, осуществляется на базе прихода, священник, как ответственный за все происходящее в общине, высказывает решающее мнение при формировании коллектива специалистов. Группа проходящих реабилитацию людей также сознает его руководящую роль в реабилитации. Принцип 2. Включение реабилитационного процесса в жизнь церковной общины. Основной этап реабилитации осуществляется в приходских и монашеских общинах, а также в созданных или патронируемых Церковью учреждениях. В последнем случае община формируется из реабилитантов и верующих сотрудников. Общинная жизнь проходит здесь также под окормлением священника, но отдельно от прихода, который в этом случае лишь обеспечивает возможность реабилитационному сообществу участвовать в своей богослужебной жизни. В реабилитации, осуществляемой в Церкви, особое значение придается жизни реабилитантов среди членов церковной общины и, прежде всего, среди людей, освободившихся от наркотической зависимости и ставших членами общины.

http://patriarchia.ru/db/text/2674661.ht...

5. Святое Причастие — это не меньше и не больше, чем способ наиболее тесного общения человека с Богом. А храм — это горница для этой встречи. И наше дело, как христиан, приготовить эту встречу для себя максимально чистой. А дело священника — обустроить эту встречу в чистоте для целого прихода. И это именно мы, священники, должны обустроить чистоту и гигиену этой встречи, а не требовать этого от Бога — приди, Боже, сотвори тут нам чудо и простерилизуй все вокруг. Ветхий Завет свидетельствует о том, что в жертву приносились исключительно здоровые животные, не имеющие увечий и пороков. А это был прообраз Евхаристии, Жертвы Христовой, и недаром мы Христа зовем Агнец НЕПОРОЧНЫЙ. Ветхий Завет содержит целый кодекс об обрядовой чистоте, потому что древние очень боялись распространения различных опасных болезней, особенно лютой в тот период была проказа. Потому священникам предписывалось осматривать не только религиозную утварь, но и людей, животных и одежду на предмет проказы. Однако же, навык требований гигиены почему-то утратили мы, люди XXI века. Потому забота о чистоте веществ таинств лежит на священнике: чистая вода, хорошие просфоры из чистой и лучшей муки, хорошее вино, чистота сосудов и облачений, чистота храмов в целом. Так в чем проблема очищения лжицы ради каждого причастника? Оскорбление веры, оскорбление Бога? В чем оно заключается? Зачем тогда священник при совершении Литургии дважды моет руки в Алтаре (один раз перед совершением Проскомидии, второй — перед преломлением Хлеба)? Пусть Бог твои руки сделает чистыми без воды, вера ведь твоя так крепка? 6. Все эти разговоры на тему того, что веками люди причащались и ничем в храмах не заражались — лишь устоявшееся мнение, основанное на убеждениях. Статистики никакой никто никогда не вел. Однако, исторические прецеденты, когда людей через причастие травили — вполне имеются, а заплесневеть Агнец на Престоле может у любого священника, если там сыро и слабое проветривание. Так почему в Чаше может быть яд и грибок, но не могут быть бактерии и вирусы? Люди ходили в храмы веками, ходили крестными ходами, причащались и лобызали святые образа, и вымирали целыми городами от эпидемий, в том числе и священники, епископы и монашествующие. Это факт, и нет никаких статистик того, где именно заболел тот или иной человек, особенно если учесть инкубационный период.

http://pravmir.ru/koronavirus-i-prichast...

С.Ж.:  Так же, как и всегда мы пытаемся понять Его волю – стараемся жить по заповедям, творим сердечные храмовую и келейную молитвы, вопрошаем Его о происходящем. Доктор Мясников: «Эта пандемия - только учения. После коронавируса нас ждёт настоящая страшная эпидемия» П.Т.:  Как любая напасть – заставляет нас хоть иногда молиться от всей души, а не просто сотворять положенные молитвенные правила. А.К.: В личном плане коронавирус должен стать стимулом нашего движения ко Христу. Если мы изменились, стали серьёзнее относиться к некоторым вещам – в нашей ли жизни, в социальном ли пространстве, нас окружающем, то, значит, происходящее пошло нам на пользу. О смысле пандемии в историческом масштабе мы можем на земле так и не узнать – просто не хватит личного времени. Но когда перейдём к вечности, всё, конечно, станет известно. С.Ж.:  Протирка спиртом не может изменить Тело и Кровь Христовы. С другой стороны, принятие Тайн может остановить любой вирус и действие лекарств. Так, всем известно, что подшитые алкоголики могут спокойно причащаться, без риска реакции химических веществ на пресуществленное в Кровь Христову вино. Так и нам не следует бояться заражения, если лжица не протирается. П.Т.:  Слава Богу, у нас такое случается только в исключительных случаях. Не хотелось бы, чтобы слова мои воспринялись в качестве осуждения, но, полагаю, что вот эти гигиенические операции свидетельствуют о том, что теми, кто согласился на протирания, Таинство Таинств воспринимается… мягко говоря не очень духовно. Ну, впрочем, тому, кому приходится принимать такие решения, не позавидуешь… А.К.: Благодатность Таинства от этого не страдает. Этим можно утешиться. Можно поплакать – данная практика сугубо и явно подчёркивает наше недостоинство (с какой стороны на это не посмотри), поэтому Бог примет наше сокрушение, глядишь, что-то и изменится. А можно найти храм, где такого не практикуют. С.Ж.:  Как к искушению века сего. Раньше Господь посылал эпидемии по грехам человеческим. Не было так много лекарств и телевизоров. Люди каялись и выздоравливали или умирали. Боязнь смерти и преувеличение ценности временной жизни в мipe является одним из проявлений современной повсеместно исповедуемой идеологии человекобожия, которую нам не следует принимать, но которую многие из нас всё равно подсознательно впитывают, так как мы живём в информационном поле этого мipa. В связи с этим, своё ощущение Промысла Божия (которое у разных людей может быть ближе или дальше от Истины) в отношении себя и своих близких христиане могут ставить во главу угла, не пытаясь никого наставить на свой путь, который может быть верен для них, но ошибочным для других.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/02/11/ko...

Слава Тебе, Господи! Помоги всем, кто хочет избавиться от этой страсти! Леонид 6 января 2012, 22:06 Я тоже был конченным пьяницей в 33 года. А потом со мной случилось чудо - я встретил священника и он стал моим духовным отцом. Моя жизнь коренным образом изменилась, у меня прекрасная семья, трое детей. Слава Богу за все! Вячеслав 6 января 2012, 21:40 Очень многим помогают группы самопомощи Анонимные Алкоголики, именно в этих группах многие начинают путь к Богу. Об отношении православной церкви к группам самопомощи можно узнать на http://www.patriarchia.ru/db/text/1266458.html Цитирую оттуда : " Целью создателей программы ...12 шагов являлось донесение личного опыта трезвости зависимым от психоактивных веществ (алкоголя) для достижения ими устойчивой ремиссии, а не в приведении последователей к Христу. Программа имеет прикладной, а не вероучительный характер: опыт показывает, что изначально стоящее за ней мировоззрение, хотя и не конгениальное православному церковному, но все же христианское, не является сколько-нибудь серьезным препятствием к воцерковлению человека. Очень многие алкоголе- и наркозависимые люди, достигшие трезвости с помощью данной программы и посещения групп, одновременно успешно воцерковлялись. Немало чад Церкви, не сумевшие преодолеть свою зависимость с помощью церковных Таинств и аскезы, добились успеха, получив помощь в группах сообщества Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, участие в которых не оторвало их от полноценной церковной жизни. " Валентина 6 января 2012, 19:30 Спаси Господи за статью.Очень актуальная проблема.И кто только придумал эти питие,курение,игры в карты и т.д.и.т.п.Хорошо если человек понимает,что падает и готов исправиться,но не может и тут ему может помочь Бог.Но если человек понимает ,но не хочет исправляться,то это уже -караул!Вот в такой ситуации я уже много лет-обида на мужа ужасная.Знаю,что его подвигает на мерзость,но он сам поддается,п.ч.ему нравится.Я уж и сильные требы подаю и молюсь,все без толку,п.ч.он не хочет менять свои привычки.Вот и сегодня с утра уже грешу(вчера только была на исповеди),п.ч.очень разозлилась на то ,что он не дал опять поспать спокойно(уже несколько ночей)и что снова пришлось убирать к празднику(хотя только позавчера генералила),обидно.И с каким настроением я пойду на службу?Стараюсь себя сдерживать,но как назло чего-нибудь натворит,прости Господи!Вот как с ним поступать и где терпения набраться?Господи,прости,меня грешную и вы меня простите,что пожаловалась.И страшно,что этим больные многие не только у нас в селе,но и по России.Спаси всех нас Господи от этой напасти!

http://pravoslavie.ru/50785.html

И. 8 июля 2022, 01:17 Игорь Ковалев, для Вас выделили жирным шрифтом " Есть состояния, когда духовное окормление невозможно, поскольку существует некая граница, за которой священник уже бессилен " . А Вы продолжаете настаивать на своем. Вы с шизофрениками в стадии обострения имели когда-нибудь дело? Если нет, то Ваше счастье. Человек с " Отче наш " на устах поджигает почтовые ящики, мусоропровод, лифт, чтобы избавиться от нечистой силы. С нечистым не хватает сил справиться, а вот жильцов, вкл.малолетних детей, в 2 часа ночи такой верующий своим " сеансом экзорцизма " успешно гоняет из квартир на улицу, пока пожарные и полиция не соберутся и не отыщут опекуна, чтобы иметь возможность оказать ему медпомощь. Татьяна 7 июля 2022, 14:58 Мне вот интересно, как человеку, бывшему в зависимости. Воцерковлена и верую, держусь церкви и таинств вот уже 14 лет. Но какое-то чувство неполноты, печали. Может быть у бывших зависимых людей, которые испытывали сильную эйфорию от веществ, может это остаётся как-то и мешает нормально и радостно жить. Тяги нет, это точно, но и радости нет. Игорь Ковалев 7 июля 2022, 12:12 Заметил,что врачи,даже верующие делают больший уклон на медикаментозное лечение.Вот врач сама говорит,что " реального улучшения не было " ,а после того,как пациентка стала вести духовную жизнь её выписали.И всё равно врач утверждает,что это,в том числе,благодаря лечению. " У меня была пациентка, которая болела много лет, все время находилась в стационаре,но реального улучшения не было...она стала...читать молитвы,... попросила привести священника и причастилась.Постепенно ее состояние стало улучшаться,и мы стали отпускать ее в храм.Результат был удивительным:после многолетнего пребывания в... больнице женщина была выписана и уже несколько лет не попадает к нам.Это итог правильного лечения... " Александр 6 июля 2022, 18:24 Конечно надо быть психиатром, чтобы серьёзно об этом говорить. Не знаю переживал ли депрессию серьёзно (настоящую депрессию), но в похожих ситуациях помогал простой физический (желательно тяжёлый) труд. Скорее всего при серьёзном положении дел не поможет, но когда прихватывает (в начале) такое состояние это выручает (помогает).

http://pravoslavie.ru/147054.html

Aleksey 19 марта 2012, 15:19 Меня побили и выгнали из церкви! во время поста человек который служит в алтаре....а до того меня выгнали из церковного хора! может быть пора навести порядок и привлекать к админ ответственности за оскорбление и унижения! ведь всё то произвол...творимый людьми и отношения к церкви не имеет! но увы! бить можно в нашей стране только девочек которые не со зла а по-глупости вошли на амвон! в любом случае Бог им судья! а у людей верующих пост Великий! Татьяна 13 сентября 2011, 12:40 Мой ребенок раньше просился в храм, а теперь не хочет идти плачет. У него что кризис? А я то переживала... значит все впорядке))) Вячеслав 2 июля 2011, 20:05 . " Сообщества анонимных алкоголиков, как и анонимных наркоманов в своей основе являются протестантскими организациями " - это не правда ! Эти сообщества не являются религиозными организациями! Об отношении православной церкви к группам самопомощи можно узнать на http://www.patriarchia.ru/db/text/1266458.html Цитирую оттуда : " Целью создателей программы ...12 шагов являлось донесение личного опыта трезвости зависимым от психоактивных веществ (алкоголя) для достижения ими устойчивой ремиссии, а не в приведении последователей к Христу. Программа имеет прикладной, а не вероучительный характер: опыт показывает, что изначально стоящее за ней мировоззрение, хотя и не конгениальное православному церковному, но все же христианское, не является сколько-нибудь серьезным препятствием к воцерковлению человека. Очень многие алкоголе- и наркозависимые люди, достигшие трезвости с помощью данной программы и посещения групп, одновременно успешно воцерковлялись. Немало чад Церкви, не сумевшие преодолеть свою зависимость с помощью церковных Таинств и аскезы, добились успеха, получив помощь в группах сообщества Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, участие в которых не оторвало их от полноценной церковной жизни. " Сергей 10 июня 2011, 12:11 Беседа вызвала чувство некоторого недоумения. Сообщества анонимных алкоголиков, как и анонимных наркоманов в своей основе являются протестантскими организациями. Я утверждаю это как врач психиатр-нарколог, хорошо знающий их программы. Достаточно только одного пункта их программы: " Я верю в Бога, как я его себе представляю " . Странно, что православный священник рекламирует их. Далее: Одна из основных целей современной психологии - сделать человека САМОДОСТАТОЧНЫМ. То есть независящим в том числе от Бога. Гипнозом, трансовыми методами занимаются не психологи а психиатры и психотерапевты. Это совсем не одно и то же. А психологи занимаются в том числе формированием системы ценностей пациента. Поверьте, что в этих системах ценностей Христу места нет. Если уж батюшка отправляет человека к психологу, то должен четко, со всей ответственностью сказать, к какому именно. Иначе есть перспектива получить еще одну загубленную душу (самодостаточную по жизни и довольную собой).

http://pravoslavie.ru/46523.html

В нек-рых памятниках Е., к-рым помазывались священники (или помазывали больных и одержимых демонами), иногда называется «святым» (11QPsa 28.11; Test. XII Patr. III [Levi] 8. 4; Apocalypsis (Testamentum) Adam. 10. 4; однако в 2 последних примерах не исключены христ. интерполяции или христ. происхождение памятника в целом). В различных версиях «Жития Адама и Евы» встречается история о том, как больной Адам отправляет Еву и Сифа в Эдем, чтобы вымолить у Бога «елей милости» (или «елей жизни», «елей от древа милости»), к-рый исцеляет от всех болезней (греч., арм., груз. версии - Vita Adam et Eva. 9. 4; 13. 1-4; лат. версия - 36. 2; 40. 1; 41. 2; 42. 3). Этот Е. передает им арх. Михаил. В нек-рых версиях поясняется, что речь идет о крещальном Е. или о помазании Св. Духом (в арм. версии упом. «елей радования» - 13. 4). В греч. версии «Жития Адама и Евы» говорится также о помазании Е. перед погребением (Vita Adam et Eva. 40. 2). В «Повести об Иосифе и Асенеф» упоминается наряду с «благословенным хлебом жизни» и «чашей бессмертия» «помазание нетления» (Iosephus et Aseneth. 8. 5; 15. 4), под к-рым можно иметь в виду как «чистый» Е., так и одно из христ. веществ таинств, если текст христ. происхождения. Молитвы-благословения вина и Е. известны по относительно поздним раввинистическим памятникам (Берахот 43b). В Новом Завете термин «Е.» может иметь как бытовое (напр., в качестве продукта Е. упом. в Лк 16. 6; Откр 6. 6; в качестве лампадного масла - в Мф 25. 3; в качестве медицинского средства - в Лк 10. 34; как косметическое средство, но использованное для символического выражения радости,- в Мф 6. 17; как знак гостеприимства - в Лк 7. 46), так и богослужебное употребление (ветхозаветные обычаи помазания священников, царей и пророков прилагаются ко Господу Иисусу, Который именуется «Мессией, то есть Христом» (Ин 4. 25), «Помазанником», Который был помазан не обычным Е., а Св. Духом (Лк 4. 18; Деян 4. 27; 10. 38); в Евр 1. 9 дается мессианское истолкование Пс 44. 8 - помазание царя перед браком толкуется как помазание Сына Божия).

http://pravenc.ru/text/189733.html

Профилактика и терапия пристрастий не должны ограничиваться медицинскими и социально-психологическими мерами. Крайне важно направить свою психотерапевтическую активность на духовную сферу личности: на ее ценности, смыслы, значимости. И здесь на помощь нам приходит церковное врачевание, включающее в себя сочетанное влияние на страждущего и его ближних литургического общения, церковных таинств, личной молитвы, пастырского душепопечения, деятельного участия в приходской жизни, всего того, что приводит к оздоровлению личности и ее духовно-нравственному становлению. Понятно, что такой подход, должен иметь четкий духовный ориентир - восстановление целостности личности, иными словами, исцеление болящего. К великому сожалению, существующие сегодня методики предотвращения и преодоления пристрастий не ставят перед собой этой цели. Более того, некоторые авторы рассуждают так: " неважно что и как использовать, лишь бы помогло " . Подобное отношение приводит порой к пагубным побочным эффектам: избавившись от наркомании, алкоголизма или игромании, человек, неожиданно для всех, начинает чревоугодничать, блудить, проявлять страсть к сребролюбию и властолюбию, или, вовсе, впадает в какое-либо лжеименное учение. К таким выводам пришли сотрудники Дома милосердия имени преподобномученицы великой княгини Елизаветы, действующего при Никольском храме села Ромашкова Московской епархии. Исходя из положительного многолетнего опыта душепопечения лиц, пострадавших от потребления одурманивающих веществ мы сформулировали для себя некоторые принципы православной психотерапии и психопрофилактики пристрастий. Позвольте с вами ими поделиться. На наш взгляд в профилактической и терапевтической работе, важно научиться влиять на личность, а не воздействовать на нее, не манипулировать ею. Мы поняли, что нужно избегать суггестивных методик. Последние могут рассматриваться как насильственный способ воздействия на человека, лишающий его независимой активной позиции. Разъяснительная работа, с нашей точки зрения, должна быть построена на диалогическом собеседовании. Идеально, если в беседе участвуют семейные пары, составляющие группу поддержки, терапевтическую общину. При этом следует объективно обсуждать проблему пристрастий во всей их совокупности и с разных сторон, говоря о вреде не только физическом, но и духовном, показывая глубинную связь нашего мировоззрения и образа жизни. Рассуждая о причинах пьянства, надо правдиво говорить о христианском отношении к употреблению вина и не политизировать проблему [ 1 ]. В диалоге со страждущими важно делать упор на совместном поиске разрешения их актуальных проблем. Разговор в целом должен привести к глубокому осознанию необходимости принятия на себя личной ответственности в организации собственного воздержанного, трезвого, благочестивого образа жизни, сопряженного с Богообщением, покаянием и доброделанием.

http://ruskline.ru/analitika/2009/11/10/...

Сколько всех Таинств? Семь. Крещение (крестины), миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), священство, брак (венчание) и елеосвящение (соборование). Все ли Таинства нужно принимать каждому человеку? Каждый взрослый человек непременно должен принимать первые четыре Таинства, а младенец – первые три; остальные три Таинства принимают желающие и способные к тому. В чем состоит крещение? В том, что верующий три раза погружается в воду: во имя Отца и Сына и Святого Духа – и через то очищается от грехов и возрождается в жизнь новую. Для чего при крещении бывают восприемники (кум и кума, или, иначе, крестный отец и крестная мать)? Чтобы дать торжественное обещание перед Богом в том, что они будут воспитывать крещаемого в истинной вере и благочестии и чтобы потом утверждать его в христианской жизни. Для чего на крещаемого надевают белую сорочку? В знак того, что крещаемый чист от грехов. Для чего надевают на шею его крест? В знак того, что он может спастись верой в Иисуса Христа, распятого на кресте. Для чего в «Символе веры» не просто сказано: «Исповедую крещение», но прибавлено: едино? Для означения того, что крещение в другой раз ни над кем не повторится, если оно правильно совершено, через троекратное погружение в воду: во имя Отца и Сына и Святого Духа. В чем состоит миропомазание? В том, что крещаемый помазуется святым миром с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго» – и получает дары Духа Святого, укрепляющие его в добродетельной жизни. Какие части тела помазуются миром? Помазуются миром: лоб – для освящения ума и мыслей; грудь – для освящения сердца и желаний; глаза, уши и уста – для освящения чувств; руки и ноги – для освящения сил. Миро и елей – одно и то же вещество? Нет. Миро есть благовонная жидкость, составленная из различных благовонных трав и веществ и освященная архиереем; елей же есть простое деревянное масло, освященное молитвою и благословением священника. В чем состоит Таинство Причащения? В том, что христианин принимает под видом хлеба истинное Тело Христово, а под видом вина – истинную Кровь Христову для соединения с Иисусом Христом и для вечной блаженной жизни с Ним (см.: Ин. 6, 54–56 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010