18. Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. 19. Сии трое были сыновья Ноевы. От сих населилась вся земля. Сим, Хам и Иафет. Не в первый раз исчисляет Моисей сынов Ноевых, однако и здесь не напрасно. Теперь он ответствует на вопросы: не умножился ли род человеческий во время пребывания в ковчеге и не имел ли Ной еще сынов после потопа? Хам же был отец Ханаана. Сие сказано или для того, чтобы евреи видели происхождение и предопределение Хананеев, которых землю должны были занять, или для того, чтобы приготовить к разумению проклятия, о котором ниже, падшего чрез Хама на Ханаана. От сих населилась вся земля. Вот разрешение и цель настоящего сказания о сынах Ноевых. Весь нынешний род человеческий от них происходит. Образ жизни Ноя 20.  Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Поскольку природа после потопа не вдруг могла обогатиться как плодами, так и животными, употребляемыми в пищу, то неудивительно, что Ной преимущественно обращается к земледелию. В особенности же к насаждению виноградника и употреблению вина могли его побудить воды, может быть, надолгоповрежденные в источниках водами морскими, несовершенство снедных веществ на растленной потопом земле и собственная его старость, требующая пития подкрепляющего и ободряющего. Падение 21.     Однажды пил он вино, опьянел, и лежал обнажен посреди шатра своего. Опьянел. Отцы церкви: Златоуст (Нош. XXIX. in Genes), Феодорит (Quaese. LVI. in Genes), Амвросий (De. Noe et Area, c. 29), Василий (De jejun. horn. I) извиняют Патриарха в сем падении, полагая, что ему доселе неизвестна была сила вина. В самом деле, не доказано, чтобы вино принадлежало даже к роскоши первого мира ( Mф. XXIV. 38 ). Обнажен. Последование повествования показывает, что сие было во сне. Свойства сынов Ноевых 22.     Хам, отец Ханаана, увидел наготу отца своего и сказал двум братьям своим на дворе. 23.   Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее оба на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; и как лица их были отвращены, то они и не видали наготы отца своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1; Пс 11. 4). О втором этапе возведения скинии говорится: И положил крышку на ковчег сверху (Исх 40. 20). В начале чинопоследования великого освящения новопостроенного храма архиерей кропит святой водой столпы престола, возливает на них воскомастих (специальный состав, сваренный из крошек мрамора, благовонных веществ и натурального пчелиного воска) и утверждает на престоле трапезную доску. Читается молитва: " Боже Безначальный и Присносущный, иже от не сущих в бытие вся приведый, иже во свете живый неприступнем, и престол имеяй небо, землю же подножие " . Архиерей коленопреклоненно взывает ко Господу, Который дал начертание Моисею для скинии, Соломону же широту сердца для устроения храма, а святым апостолам благодать нового служения в духе и истине, и через них распространил Свои церкви по вселенной. 3) В третий день творения Бог отделяет водную стихию от суши и создает моря (евр. jammim). Строителям скинии Бог повелевает сделать " медное море " (евр. hajjam): Сделай умывальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между скиниею собрания и между жертвенником, и налей в него воды (Исх 30. 18). Совершающий освящение храма архиерей омывает трапезу водою. При пении псалма 83-го архиерей и сослужащие ему отирают трапезу четырьмя платами. Затем, подобно Моисею, окропившему ветхозаветный жертвенник кровью (Исх 29. 12), архиерей кропит престол и антиминсы смешением вина и розовой воды (родостамны) " в знамение того, что на этом жертвеннике по примеру Мелхиседека будет приноситься вино благовонное по благодати и животворное " (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 78) . Вино и вода символизируют жертвенную Кровь Христову " поскольку на освящаемом престоле должна возобновляться Голгофская жертва, а Голгофа омыта кровью и водой, истекшими из ребра Спасителя " (Настольная книга священнослужителя, том 4, М., 1983) . Вино также может указывать на растения, созданные Богом в третий день творения. 4) В день четвертый Бог сотворил светила - солнце, луну и звезды. Моисею Бог повелевает приготовить священное миро и помазать им скинию: Это будет миро для священного помазания; и помажь им скинию собрания и ковчег откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится. Помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне (Исх 30. 22-30). Исполняя четвертое повеление Божие Моисей также поставил светильник в скинии собрания против стола, на южной стороне скинии, и поставил лампады пред Господом (Исх 40. 24-25). Псалмопевец пророчествовал: Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его… Престол его, как солнце предо Мною, вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах (Пс 88. 21; 37-38).

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/so...

253 и проч., – по-русски: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». 254 Под тесными вратами и узким путем разумеется путь христианской добродетели, а под широкими вратами и пространным путем – порочная и греховная жизнь. Это сравнение взято от обычая восточных народов окружать города стенами, в которых было много ворот неодинаковых по размеру. 257 и проч., – по-русски: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». 259 Это был начальник над сотней римских воинов. Как видно из Евангелия, по вере он был язычник, но в то же время он был расположен к почитателям Истинного Бога и был готов уверовать в Него. 261 Так Господь называет ад и состояние грешников в противоположность свету, в котором будут пребывать праведники в Царстве Небесном. 262 Этим самым Господь дал знак несшим остановиться. У восточных народов умерших обычно хоронили без гробов в пещерах. Умерших обвивали пеленами, лицо повязывали платком, клали на одр или носилки и открыто несли до пещеры. 263 Иоанн спрашивал об этом, конечно, не для себя, а для учеников своих, чтобы они прониклись верою в Иисуса Христа. 267 То есть со стороны человека оно требует больших усилий и подвигов при борьбе со злом и диаволом. 268 Господь говорит здесь о тайнах Царствия Божия. Под мудрыми и разумными Он подразумевает людей гордых, надмевающихся своим умом и ученостью, каковы, например, были фарисеи. 270 Так Господь называет Евангельский закон, сущность которого заключается в заповеди о любви к Богу и ближним. Исполнение этой заповеди нетрудно для человека и приятно для его сердца. 271 То есть с благовонною жидкостью. Миро составлялось из разных масел и пахучих веществ, как это и теперь желается в Православной Церкви, употребляющей миро в таинствах миропомазания. В древности миро хранилось в сосудах из алавастра, представлявшего собою особый род мрамора. 273 Вообще не оказал обычных для того времени знаков уважения и гостеприимства. Симон фарисей не воздал должного почтения Иисусу Христу, вероятно, по горделивости и из-за боязни быть осужденным другими фарисеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

2:21-23 [ 6 ]). Это — предтечи расцветшего во II веке гностицизма, проповедывавшего дуалистический взгляд на плоть, как на местопребывание злого начала в человеке. Особенная опасность этого лжеучения в том, что оно подрывало самый догмат о воплощении Сына Божия, ибо, если плоть есть зло, произведение диавола, как учили, например, Енкратиты, воспрещавшие брак, и Манихеи, осуждавшие употребление мяса и вина, как веществ, изобретенных сатаною, то Сын Божий не мог бы принять на Себя действительной человеческой плоти, а только призрачную, и тогда все значение искупительных страданий Сына Божия теряло бы свою силу (ст. 3 [ 7 ]). В противность лжеучителям Апостол говорит, что " всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою " (ст. 4-5) — нет ничего нечистого самого по себе: все может быть употребляемо в пищу и христианин не должен ничем гнушаться или брезгать, как скверным, ибо все созданное Богом " хорошо весьма " (Быт. 1:31). Призывание имени Божия и молитвенное обращение к Богу перед вкушением пищи освящает всякую пищу (ст. 4-5). " Внушая сие братиям " , то-есть ограждая свою паству от лжеучителей, " будешь добрый служитель Иисуса Христа " (ст. 6), потому что пастырство ведет свое начало от Пастыреначальника Господа Иисуса Христа. Здесь характерно, что Тимофей — епископ — назван по-гречески " диаконос " , что значит " служитель " — новый пример безразличного употребления названий, еще не установившихся вполне в Апостольской Церкви. " Питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал " — здесь указывается на важную обязанность доброго пастыря: поучая свою паству, поучаться и самому в истинах святой веры, назидая самого себя и укрепляя в нравственной христианской жизни. " Сила Апостольского слова здесь в слове: " питаемый " . He только других наставляй, но и сам упражняйся в этом " , говорит святой Иоанн Златоуст, " подобно тому, как мы каждый день употребляем телесную пищу, так и слово о вере всегда принимать и им всегда питаться должно " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

463.  …помышление сердца человеческого — зло от юности его (Быт. 8. 21). 464. Флп. 1. 23. 465. Четьи-Минеи, 5 апреля. «Воззрев, — говорит преподобный Серапион, присутствовавший при кончине преподобного Марка, — видех душу Святого, от соузов плотских уже разрешившуюся и руками ангельскими белосветлою одеждою покрываемую и на небеса возносимую». 466. Патерик Скитский. Шествие Великого Макария от земли к небу видели некоторые ученики его, бывшие в особенном преуспеянии, а поведал об этом шествии преподобный Пафнутий, соделавшийся после Великого настоятелем Скита. 467. Преподобного Марка Подвижника «Слово о рае и законе духовном». 468. Ср.: Да не ореши юнцем и ослятем вкупе. — Не паши на воле и осле вместе (Втор. 22. 10). 469. Ср.: Ниже да облечешися в ризу разноличну от льна и волны вкупе ткану. — Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе (Втор. 22. 11). 470. Ср.: …И скота твоего да не смесиши со скотом инаго рода, и винограда твоего да не насадиши различна: и ризы из двух (вещей) сотканыя гнусныя да не возложиши на ся. — …Скота твоего не своди с иною породою; поля твоего не засевай двумя родами семян ; в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся (Лев. 19. 19). 471. Святой Макарий Великий. Слово 2. гл. 4. 472. Святого Макария Великого Беседа 37. гл. 5 и преподобного Марка Подвижника Слово 6. 473. Ср.: стрелы разжженныя — раскаленные стрелы (Еф. 6. 16). 474. Ср.: огнь в тернии — огонь в терне (Пс. 117. 12). 475. В «Слове» Никифора Монашествующего. Добротолюбие. Ч. 2. Также в 1 Слове Устава преподобного Нила Сорского и в 7 Слове, гл. 2. Макария Великого. 476. Преподобного Исихия Иерусалимского «Слово о трезвении». гл. 23. 477.  Облекитесь в всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6. 11, 12). 478.  Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (2 Кор. 10. 4, 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

6. Халван принадлежит к довольно редким растениям из рода зонтичных (galbanum officinale). Гальбан имеет длинные, пустые, довольно толстые стебли; листья его состоят из множества маленьких листьев, а небольшие цветы расположены зонтиком. Гальбан растят в Египте, Аравии и Сирии. Из него добывается густая, клейкая, душистая смола, известная Евреям под именем хелбенаг. Она в начале бела, но через несколько времени желтеет и покрывается белыми пятнами. Евреи употребляли халван, вместе с другими пахучими веществами, в порошке для курения в Скинии. «И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну. Из них искусством составляющего масти сделай курительный состав, с солью, чистый, святый, и растолки его мелко, и возлагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет у вас святыня великая. Курения, сделанного по сему составу, не делайте себе (для домашнего употребления): да будет оно у тебя свято для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им, душа та истребится из народа своего» ( Исх.30:34–38 ; Ср. Сир.24:18 ). 7. Иссоп известен был евреям под названием эзов. Он рос на старых стенах и кучах мусора ( 3Цар.4:33 ) почти во всей Палестине, особенно в окрестностях Иерусалима. За рекой Иорданом находилась деревня Вифезор, т. е. дом иссопа, названная так потому, что жители ее преимущественно занимались возделыванием иссопа 58 . Ныне «вся плоская вершина свящ. горы Хорива в изобилии покрыта благоухающим иссопом» 59 . Крепкие стебли иссопа, выходящие прямо из корня, достигают саженной вышины. На ветках иссопа сидят небольшие, частые и пушистые листья, чрезвычайно способные удерживать на себе всякую жидкость и спускать ее от лёгкого потрясения. Пучок из веток иссопа издревле употреблялся Евреями вместо кропила при священных кроплениях и очищениях ( Чис.19:6,18 ; Пс.50:9 ). Во время праздника Пасхи ветхозаветные священники кропили переклад и оба косяка у дверей пучком иссопа омоченного в кровь пасхального Агнца ( Исх.12:22 ); пучком же иссопа производилось окропление всего очистившегося от прокажения ( Лев.14:4–7; 49:52 ). На стебле иссопа поднесли распятому Господу губку с уксусом 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

II. В чем же будет состоять это чинопоследование? Чин, бываемый при основании церкви и водружении креста, состоит в каждении окрест оснований дома Господня, – в освящении воды, которою молитвенно окропляются и освящаются все стороны основания храма Божия, – в освящении елея, который изливается потом на полагаемый в основание храма камень, – в водружении креста на том месте, где имеет быть св. престол, – и в положении в уготованном месте самого камня (с возлиянием на него елея), как основания храма. Крестовидное каждение вокруг основания храма (всех рвов, мест, веществ, назначенных для строения святого дома Господня) знаменует, что Дух Святый нисходит на то место, где имеет быть приносима Бескровная Жертва, Бог благодатию Своею осеняет строителей, укрепляет их силы, дабы они могли совершить предстоящее им святое дело. Крест Христов на месте имеющего быть св. престола водружается в знак того, что Церковь Христова сама основана на кресте Господа нашего Иисуса Христа, на силе крестных заслуг Его, – что для вещественных зданий нет другого столь твердого основания, как знамение Распятого на кресте Основателя Церкви, – и что на святом престоле имеет быть приносима та же жертва, что и на голгофском кресте. Камень, с изображенным или иссеченным на нем крестом, полагается в основание храма во свидетельство того, что твердый, незыблемый краеугольный камень Церкви Христовой есть Сам Господь Иисус Христос ( Еф.2:20 ), и в воспоминание, подражание великому ветхозаветному патриарху Иакову, возлившему некогда в жертву Богу елей на камень, служивший ему изголовьем во время сна (по пути в Харран), на месте явления ему Господа. Тогда праотец Иаков, пробудившись от сна, исполненный ужаса от видения величия и славы Божией, воскликнул: «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!.. Это не иное что, как дам Божий, это врата небесные»; а потом, взяв камень и возлив на верх его елей, поставил его памятником и дал обет устроить тут жертвенник Богу, услышавшему его во дни скорби, говоря: «Этот камень, который я поставил памятником, будет (у меня) домом Божиим» ( Быт. 28:16–22; 35:5 ). То же самое, можно сказать, будет происходить и на месте будущего храма Божия. Служитель алтаря Господня, окропив камень священною водою с такими словами: «Благословляется камень сей окроплением священныя воды сия в непоколебимое основание храма, созидаемаго во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», положит его в приготовленное для того место, говоря: «Основывается церковь сия в славу великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (в честь и память...) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

II. Об Ангелах сказано: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих» ( Пс.90:11 ). III. У каждого человека есть свой Ангел Хранитель. Иисус Христос сказал: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Поэтому каждый из нас прибегает под охрану Ангела Хранителя и поступает по его внушениям. IV. Дьяволов мы называем также злыми духами. Они отпали от Бога и от Божией правды и полны лжи и грехов. Люди, возлюбившие ложь и творящие зло, соединяются с дьяволом и тем самым становятся, так сказать, его детьми. О том ясно говорит Господь Иисус Христос фарисеям: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ). Будем избегать дьявольских покушений, чтобы не стать рабами греха. В искушении будем молиться. Наивысшего из дьяволов называют сатаной или веельзевулом, князем бесовским ( Лк.10:18 ; Мф.12:24 ). д) О человеке 81. Кого сотворил Бог после всего? После всего сотворил Бог человека; мужа Адама и жену Еву, наших прародителей. 82. Из чего состоит человек? Человек состоит из тела и бессмертной души. 83. Из чего сотворил Бог тело человека? Тело человека сотворил Бог из земного праха, т. е. из содержащихся в земле веществ ( Быт.2:7 ). 84. Чем было оживлено тело сотворенного человека? Тело человека было оживлено душой, т. е. дыханием Божиим ( Быт.2:7 ). Пояснение: В момент смерти душа покидает тело. 85. По какому образу сотворил Бог человека? Бог сотворил человека по образу и подобию Своему ( Быт.1:26–27 ). 86. В чем состоит в человеке образ Божий? Образ Божий в человеке состоит в том, что душа человека есть существо духовное и бессмертное, одаренное умом, свободной волею и совестью. 87. В чем состоит подобие Божие в человеке? Подобие Божие в человеке состоит в том, что человек может и должен в своей жизни стремиться стать подобным Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   III. У каждого человека есть свой Ангел Хранитель. Иисус Христос сказал: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф.18:10). Поэтому каждый из нас прибегает под охрану Ангела Хранителя и поступает по его внушениям.    IV. Дьяволов мы называем также злыми духами. Они отпали от Бога и от Божией правды и полны лжи и грехов. Люди, возлюбившие ложь и творящие зло, соединяются с дьяволом и тем самым становятся, так сказать, его детьми. О том ясно говорит Господь Иисус Христос фарисеям: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). Будем избегать дьявольских покушений, чтобы не стать рабами греха. В искушении будем молиться. Наивысшего из дьяволов называют сатаной или веельзевулом, князем бесовским (Лк.10:18; Мф.12:24). д) О человеке     81. Кого сотворил Бог после всего?    После всего сотворил Бог человека; мужа Адама и жену Еву, наших прародителей.     82. Из чего состоит человек?    Человек состоит из тела и бессмертной души.     83. Из чего сотворил Бог тело человека?    Тело человека сотворил Бог из земного праха, т. е. из содержащихся в земле веществ (Быт.2:7).     84. Чем было оживлено тело сотворенного человека?    Тело человека было оживлено душой, т. е. дыханием Божиим (Быт.2:7).     Пояснение:    В момент смерти душа покидает тело.     85. По какому образу сотворил Бог человека?    Бог сотворил человека по образу и подобию Своему (Быт.1:26—27).     86. В чем состоит в человеке образ Божий?    Образ Божий в человеке состоит в том, что душа человека есть существо духовное и бессмертное, одаренное умом, свободной волею и совестью.     87. В чем состоит подобие Божие в человеке?    Подобие Божие в человеке состоит в том, что человек может и должен в своей жизни стремиться стать подобным Богу.     88. Как может человек стать подобным Богу?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    П. Но почему говорит: «елей чистый, выбитый из маслин»? Вероятно, самая точность указания заключает в себе какое-либо из необходимых умосозерцаний.     К. Ты рассуждаешь превосходно, и я скажу тебе то, что мне пришло на ум. Не из одних маслин у нас, Палладий, есть обычай искусным в том людям добывать елей, но и из многих Других не подлинных и более грубых (землистых) семян. И подлинный, истинно из маслин добытый будет наилучшим (самым испытанным), поддельный же, как бы насилием и искусством добытый и как бы не истинный есть тот, говорю, который извлечен из более грубых семян. Итак, елей из маслин весьма легко можно уподобить слову чистому и истинному и вышнею мудростью подаваемому достойным. Изобретенное же человеческими помышлениями и демонским наваждением подобно тому елею, который приобретается вследствие искусства некоторых и барышничества и имеет незаконное употребление. Бесполезно и отверженно таковое слово и вполне не совершенно к просвещению ведением о Христе. Посему оно и не приемлется в церквах, не имея ни благоухания Святого Духа ибо никто не говорит Господь Иисус, «только Духом Святым», — (1Кор. 12:3), ни подлинности и чистоты истины и пригодности к полезному употреблению. Замечай же, что закон сынам Израилевым повелевает приносить елей из маслин: ибо, как я сказал ранее, плодом от нас и дароприношением духовным Богу будет слово истинное, не допускающее просвещению от Христа немоществовать в тайноводствуемых. Вне завесы — и положение лампад и возжжение, ибо, пребывая по естеству светом, Христос не нуждается в свете, но нам, сущим вне Божества, как произведенным, посылает Свой свет. Внутри же, за завесою (Евр.6:19) был кивот, служивший предызображением и образом Христа.     П. Ты хорошо сказал.     К. Затем сказано: «И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания; и помажь им скинию собрания и ковчег...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010