Это была проповедь отрицания таинства Евхаристии, одного из величайших таинств, тогда как по нашей вере, Св. Христовы Тайны, наоборот, способствуют возвращению к добродетелям и отходу от грехов ради Христа, пребывающего в Евхаристии. За это главным образом, он и его последователи были отлучены Святейшим Синодом от причащения Св. Таин. Но им было дано право покаяться, примириться с Церковью. Сейчас прот. А. Введенский возобновил с ними переговоры, которые он вёл ещё в 1920 году, тогда эти переговоры ни к чему не привели, т. к. Чуриков не хотел причащаться сам и разрешить своим последователям принять Св. Тайны Христовы. Теперь же Введенский сумел их уговорить принять Св. Тайны, но пошёл на такой компромисс: при растворении вина и воды вина было очень мало, а теплотой оно было совсем разбавлено. Это опять показывает лицо Введенского. Разве можно ценой святости веществ Евхаристии приобретать себе единомышленников и успех? Но в то время, на фоне отхода от обновленцев даже весьма либеральных представителей верующей интеллигенции, ему нужен был успех чисто внешнего, показного порядка, ради которого он был готов поступиться основными вероучительными и каноническими положениями православия. В газете «Наука и религия» 19 от 2 ноября 1922 года была помещена статья: «Чуриковцы перешли в православие». В ней говорилось: «Прот. А. Введенский сообщает о возобновлении порванной было связи между чуриковцами и православной церковью. “Синодальная церковь , – пишет он, – видела в учении Чурикова злостную ересь и всячески преследовала чуриковцев, лишив их права причастия. И только теперь, когда произошёл церковный сдвиг, произошло сближение между православной церковью и несправедливо гонимыми чуриковцами. Петроградский архиепископ Николай вместе со мной по приглашению чуриковцев недавно посетил трудовую образцовую коммуну на ст. Вырица, близ Петрограда, и официально снял запрещение приступить к причастию”» 535 . Позднее Введенский, уже будучи архиереем, дерзнул совершить литургию на воде, прося Господа на проскомидии превратить таинственно воду в вино, по примеру брака в Кане Галилейской.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Симеон Солунский говорит об этом так: «Святыни необходимо причаститься и народу, и вот она-то незримо и преподается верным чрез молитву и страшное священнодействие. Но так как им, облеченным плотию, необходимо принять освящение в виде чего-нибудь чувственного, то это и делается чрез антидор». «Непричащающимся вместо страшных Таинств преподается хлеб, освященный в предложении, из которого изъята середина, и который освящен молитвами; этот хлеб, который назнаменуем был копием и над которым произносились священные слова, преподает освящение и сподобляет божественного дара» («Кн. о храме», гл. 101 и 100). Так как Церковь установила раздавать антидор вместо Св. Даров всем верным и присутствующим в храме за Литургией, но не причащающимся Св. Таин, то при раздаянии антидора и по сие время читается 33й Псалом, который прежде пели во время причащения древних христиан, и словами которого («вкусите и видите, яко благ Господь») приглашали их к принятию Тела и Крови Господа (Апост. постан. пр 8, гл. 13; Кирилла Иерусалимского 5-е тайноводственное поучен.). 2) Была и другая причина, по которой Церковь установила раздавать по окончании Литургии антидор всем присутствующим в храме при совершении Таинства Евхаристии. У первенствующих христиан в связи с совершением Таинства Евхаристии устраивались так называвшиеся вечери любви – агапы. Эти вечери возникли по чисто религиозно-нравственным побуждениям: прежде всего они явились в подражание Тайной вечери Господа и суть не что иное, как живейшее воспроизведение её; потом к учреждению их располагало чувство братской любви и единства между христианами, какое чувство ни в чем не могло выражаться с большею полнотою, как в общей братской трапезе. И вот христиане всякий раз, как только собирались для богослужения, приносили не только вещества, необходимые для совершения Таинства Евхаристии, но и все нужное для устройства братской трапезы. Из веществ, принесенных христианами и предварительно освященных за богослужением и приготовлялись братские вечери, в которых принимали участие все верные – без различия пола, возраста, звания и положения в обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Слава тебе , Господи за то, что через сына привел меня в Церковь! Владимир 14 июля 2011, 07:34 Татиане: Не причисляет к самоубийцам, может оттого, что кроме алкоголиков (суть те же наркоманы), ой как много нас предаются другим зависимостям, которые по большому счёту в итоге удаляют нас от Бога, следовательно ведут к смерти. Так что мы все, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но точно такие же наркоманы, просто наркотики наши немножечко другие. Ведут туда же, однако. Вячеслав 13 июля 2011, 19:47 Многим помогают сообщества Анонимных Наркоманов.Об отношении православной церкви к группам самопомощи можно узнать на http://www.patriarchia.ru/db/text/1266458.html Цитирую оттуда : " Целью создателей программы ...12 шагов являлось донесение личного опыта трезвости зависимым от психоактивных веществ (алкоголя) для достижения ими устойчивой ремиссии, а не в приведении последователей к Христу. Программа имеет прикладной, а не вероучительный характер: опыт показывает, что изначально стоящее за ней мировоззрение, хотя и не конгениальное православному церковному, но все же христианское, не является сколько-нибудь серьезным препятствием к воцерковлению человека. Очень многие алкоголе- и наркозависимые люди, достигшие трезвости с помощью данной программы и посещения групп, одновременно успешно воцерковлялись. Немало чад Церкви, не сумевшие преодолеть свою зависимость с помощью церковных Таинств и аскезы, добились успеха, получив помощь в группах сообщества Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, участие в которых не оторвало их от полноценной церковной жизни. " Юрий 13 июля 2011, 18:13 Церковь и её " лидеры " уже давно стали своего рода социальными работниками в обществе. Но было бы куда лучше, если бы Церкви в этой работе всемерно помогало государство. Но государство к этому не готово. А раз так, то у нас ещё будут жертвы. Юрий Мочилин Журналист Ольга 13 июля 2011, 18:09 Дай нам Бог всегда бороться до конца и не отчаиваться! Леван 13 июля 2011, 17:48 Спаси Господи за назидательную статью!

http://pravoslavie.ru/47567.html

великих святых, к-рые имеют по Типикону бдение, и елей горит в «кандиле» перед празднуемой иконой. Сначала его возжигают при чтении Евангелия, потом угашают и зажигают снова на 9-й песни канона, и он горит до окончания утрени. На 1-м часе этим елеем игумен, или старший священник, или чередной священник помазывает братию крестообразно на лбу со словами: «Во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа помазуется раб Божий имярек на здравие и на спасение, на оставление грехов» (ср.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 324). После отмены утренних входов патриархом Никоном (см. ст. Вход ) целование иконы и Е. были перенесены ( Успенский Н. Д. Чин Всенощного бдения на Правосл. Востоке и в Рус. Церкви//БТ. 1978. Сб. 19. С. 48) сначала на время пения канона утрени (напр., в московском Успенском соборе помазание совершалось после 9-й песни канона - Голубцов. Чиновники Московские. С. 217-218, 228), а позднее - на самое начало канона. В 3-й гл. принятого ныне в РПЦ Типикона Е. предписывается совершать после отпуста утрени в притворе на памяти святых, к-рые имеют бдение и выпадают на воскресный день. В др. местах Типикона отмечается, что помазание бывает и на все праздники великих святых, когда есть бдение (Типикон, 26 сент.), и на Господские и Богородичные праздники (Там же. 6 авг., 15 авг. и др.), а также в ряде случаев, когда нет всенощного бдения, но есть полиелей (Там же. 27 янв.). Подробно обряд Е. изложен в Типиконе под 26 сент. Перед помазанием священник, впереди к-рого несут «светильник», совершает каждение иконы празднуемого святого, лежащей на аналое. Во время помазания читается молитва    (Там же. Гл. 3; 8 сент.; 25 дек.). После Е. читается 1-й час. В совр. практике РПЦ Е. совершается всегда при пении на утрене полиелея (включая воскресные дни всего года), как в составе всенощного бдения, так и вне его. Е. не сопровождается особой молитвой и происходит после чтения Евангелия ( Никольский. Устав. С. 228-229). В Служебнике в Последовании вечерни говорится, что для Е. в связи с целованием иконы может использоваться тот елей, который был освящен в чине благословения хлебов (Служебник. [Т. 1]. С. 34-35). А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова: ЕЛЕЙ оливковое масло, в христ. Церкви одно из веществ таинств, используемое в важнейших богослужебных чинах и наделяемое богатым символическим значением АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице АНТИМИНС " вместо престола " (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия

http://pravenc.ru/text/189771.html

Во взаимодействии с государственными структурами и общественными организациями Русская Православная Церковь может более эффективно решать следующие задачи:   Церковь и СМИ Средства массовой информации, особенно телевидение и Интернет, могли бы стать важным средством борьбы с наркотической угрозой. В первую очередь, это касается первичной профилактики наркомании, но и в деятельности по реабилитации наркозависимых СМИ также могут внести существенный вклад. С их помощью можно дать надежду людям, попавшим в наркотический плен, и их отчаявшимся родственникам, что существует возможность освободиться от власти наркотиков. Можно мотивировать людей, попавших в зависимость, на полный отказ от употребления наркотических средств, на прохождение реабилитации. Рассказать о существующих методиках реабилитации, в том числе о церковной реабилитации наркозависимых и рассказать конкретные жизненные истории людей, сумевших преодолеть свою зависимость, выйти в устойчивую ремиссию. СМИ должны показать, что эти люди имеют шанс преодолеть зависимость и вернуться к здоровому образу жизни, стать достойными членами общества. Информационные кампании по профилактике наркомании и помощи лицам, попавшим в наркотическую зависимость, не смогут быть эффективными, оставаясь вне твердых этических оснований. Должна быть указана реальная альтернатива наркотикам, пороку, культу наживы и наслаждений, бездуховности.   1. Вопросом, вызывающим острую полемику, является отношение Церкви к «Программе 12 шагов». «Программа 12 шагов», которую используют в своем сообществе Анонимные Наркоманы (АН), действительно, является эффективным инструментом в реабилитации алкоголе- и наркозависимых, с этим согласились специалисты во всем мире. Данная программа родилась в религиозной протестантской среде, имела христианское вдохновение, но, предоставляя возможность участия в группах сообщества далеким от веры страждущим, в том числе имеющим предубеждения против религиозной жизни, говорила о Христе прикровенно. Целью создателей программы являлось донесение личного опыта трезвости зависимым от психоактивных веществ (алкоголя) для достижения ими устойчивой ремиссии, а не в приведении последователей к Христу. Программа имеет прикладной, а не вероучительный характер: опыт показывает, что изначально стоящее за ней мировоззрение, хотя и не конгениальное православному церковному, но все же христианское, не является сколько-нибудь серьезным препятствием к воцерковлению человека. Очень многие алкоголе- и наркозависимые люди, достигшие трезвости с помощью данной программы и посещения групп, одновременно успешно воцерковлялись. Немало чад Церкви, не сумевшие преодолеть свою зависимость с помощью церковных Таинств и аскезы, добились успеха, получив помощь в группах сообщества Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, участие в которых не оторвало их от полноценной церковной жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/1266458.ht...

А что святая соборная Греко-Российская Христова церковь истинно так верует, как я выше изъявил, то этому свидетельница вся вселенная, и каждый беспристрастный истины искатель может своими очами видеть, и руками осязать, что воистинну она верует в того Господа Бога Отца и единородного его Сына Господа Иисуса Христа, которого пророки предвозвестили, который воплотился от пречистые Девы Марии, и который распялся, воскрес в третий день, вознесся на небеса, послал Духа Святого на святых своих учеников и Апостолов, и паки приидет судить живых и мертвых во второе пришествие. Во святой соборной Греко-российской Церкви ежедневно читаются книги пророческие, и Божественное Евангелие, Апостольское учение, и всех Святых отец писания и учение. Соборные и апостольские правила и догматы содержатся и исполняются, и по нескольку раз в день читается символ веры , составленный на первом и втором вселенских соборах, и подтвержденный прочими пятью вселенскими соборами. Также содержатся и действуются святые семь таинств по указанию самого Господа Иисуса Христа и святых Апостол, и святых отец. Первую тайну крещение совершают в три погружения: во имя Отца и Сына и Святого Духа, по узаконению древнему, законно хиротонисанными священниками, во освященной воде, по чиноположению, которое написано в потребниках православной Церкви. Вторая тайна, святое миропомазание также совершается по Форме, положенной в древней православной Церкви Святыми отцами. Святое миро, составленное из разных веществ благовонных, и освященное в Святой великий четверток собором святителей по чину древле узаконенному, употребляется для запечатления новокрещенных печатию дара Духа Святого, равно как и тех, которые обращаются к православной Церкви от еретиков и от расколов. Третья тайна, хиротония или вообще священство совершается по форме и по уставу Апостольскому, и по чину древле положенному в православной Церкви. Епископа посвящают епископы собором, и по нужде не менее как в числе трех или по крайней мере двух епископов, иерея и диакона посвящает один епископ. Начало приняло священство от самого Спасителя Господа Иисуса Христа, и друг от друга преподаваемое дошло и до сего времени, и до скончания века будет продолжаться на земле, по неложному обещанию самого Господа Иисуса Христа: Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века, аминь. (Мф. зачало 116, глава 28, стих 20.) И паки: куплю дейте, Дóндеже прииду. (Луки зачало 95, глава 19, стих 13.) Дондеже прииду означает второе пришествие, до которого должно действовать священство. И паки: изем два сребреника даде гостиннику, и рече ему: прилежи ему, и еже аще прииждивеши, аз егда возвращуся, воздам ти. (Луки зачало 53, глава 10, стих 35.) И что это сказано о священническом чине, на то указывают отцы Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Хотя Церковь вселенская всегда допускала некоторые разности в обрядах между так называемыми церквами поместными, но эти разности никогда не могут быть допускаемы в тех обрядовых учреждениях, которые соборами утверждены для всей Церкви, таковы напр. обрядовые действия при совершении таинств, главнейшие праздники и посты, годичный круг церковных богослужений и т. под. Изменения в обрядовых учреждениях такого рода могут быть совершаемы только решениями Вселенских соборов. Итак, кто признает божественную власть соборов, тот не станет перерешать их решения своим безправным одиночным голосом, чтобы не впасть в грех противления власти Св. Духа. На это слишком легко смотрит наше образованное общество; оно разрешает себе многое, и от многого себя увольняет, забывая, что подобного рода поведение подвергает христианина тяжкой ответственности и вредит благу Церкви. Строгое подчинение общим законам Церкви есть залог вселенского единства. Нужно строго отличать законы церковные, канонические, от постановлений гражданских, относящихся к Церкви. Когда по новым потребностям народов оказываются нужными важные и многосторонние преобразования в гражданских учреждениях, должно с большою осторожностью прикасаться к церковным учреждениям. Не только опасно их трогать, но и гражданские постановления, соприкасающиеся с церковною жизнью, надобно тщательно обдумывать; самые благожелательные и самые, по-видимому, добрые из них, т. е. направленные ко благу Церкви, могут оказаться в последствии вредными, стесняя жизнь Церкви и лишая ее свободы движений. Не должно смешивать исполнение с учреждением, в чем часто согрешают наши любители преобразований. Не редко в действительной жизни дух учреждения от невнимания исполнителей по времени изменяется, первоначальная цель теряется из виду, от человеческих слабостей и долговременных навыков на поверхности учреждения, как на здании, нарастают целые пласты сторонних веществ, совершенно изменяющие его вид и лишающие его первоначальной красоты в глазах неопытного зрителя. Нужно только снять наросты. С древних картин великих художников ныне снимают слои пыли и копоти и даже позднейшие поправки безталанных мастеров, – и великое произведение является во всем совершенстве. Так и в церковных учреждениях доискивайтесь их цели, смысла и первоначального устройства: тогда вы не потребуете их отмены. Так, нападайте на недостатки наличных служителей Церкви, требуйте от них соответствия их назначению и обязанностям, но не считайте самого священства, как церковного учреждения, лишним звеном в христианском государстве. Требуйте исправления монахов и монастырской жизни, но не уничтожайте и не требуйте уничтожения самого монашества, как будто явления несовременного. Ищите лучшего порядка в церковном богослужении, исправляйте чтение и пение, но по худому исполнению не судите о достоинстве того, что поется и читается, или о самом богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Для принятия Крещения от взрослого человека требуется сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние. Младенцев Православная Церковь крестит по вере родителей и восприемников. Для того и нужны крестные отцы и матери, чтобы поручиться за веру крещаемого. Когда он подрастет, восприемники обязаны научить ребенка и позаботиться о том, чтобы крестник стал истинным христианином, Если они пренебрегут этим священным долгом, то тяжко согрешат. Так что приготовить к этому дню красивый крестик и белую рубашку, принести с собой полотенце и домашние тапочки — — еще не значит приготовиться к Таинству Крещения, даже если крестить собираются несмышленного младенца. Он все равно должен иметь верующих восприемников, знающих основы христианского вероучения и отличающихся благочестием, Если же к купели приступает взрослый человек, пусть сначала прочитает Новый Завет, Катехизис и примет учение Христа всем сердцем и разумом. Миропомазание В Таинстве миропомазания верующему подаются дары Святаго Духа, которые отныне будут укреплять его в христианской жизни. Первоначально апостолы Христовы призы-Святой Дух сойти на обратившихся к Богу через возложение рук. Но уже в конце I Таинство стало совершаться через помазание миром, так как апостолы просто не имели возможности возлагать руки на всех присоединившихся к Церкви в разных, часто отдаленных местах. Св. миром называется особым образом приготовленный и освященный состав из елея и благовонных веществ. Освящали его апостолы и их преемники — епископы. И теперь освящать миро могут только архиереи. Но само Таинство могут совершать священники. Обычно миропомазание следует непосредственно за Крещением. Со словами: «Печать дара Духа Святаго. Аминь» — священник крестообразно помазует верующему чело — для освящения мыслей его, очи — чтобы мы шли по стезе спасения под лучами благодатного света, уши — да будет человек чутким к слышанию слова Божия, уста — дабы оказались способными к вещанию Божественной истины, руки — для освящения на дела, угодные Богу, ноги — для хождения по стопам заповедей Господних, грудь — чтобы, облекшись во всеоружие Духа Святаго, мы все могли о укрепляющем нас Иисусе Христе. Так, через помазывание разных частей тела, освящается весь человек — плоть его и душа. Покаяние ( исповедь )

http://pravmir.ru/tainstva-cerkvi/

Оно звучит в беседе Господа с Никодимом о Крещении ( Ин. 3:5 ), в словах Господа в Пасхальной горнице ( Мф. 26:26 ), в словах о браке ( Мф.19:5 ), в словах о связывании и разрешении ( Мф. 18:18 ), в словах, сказанных через ап. Павла о первом воскресении умерших ( 1Фес. 4:16 ), и практически во всех других поучениях и наставлениях, выражающих Божие обетование о вечной жизни для верующих, «по обетованию жизни во Христе Иисусе» ( 2Тим. 1:1 ). Таким образом, в Армянской Церкви не существует границы между литургической жизнью и таинствами. Все церковное богослужение является таинством в том смысле, что оно есть непрестанное провозглашение и исповедание Церковью веры в «неизменное слово» Господа, ее непрекращающийся ответ «Аминь» на благодать, ниспосланную нам во Христе раз и навсегда через Воплощение и Крест. Литургия и таинства – это не новое, отдельное сошествие благодати. Благодать нам уже дарована; скорее, таинства – это непрестанно звучащее «Мара-нафа» из уст Божиего народа, провозглашение веры в Господа, открытие сердца для благодати и моление Христа об исполнении того, что было обещано. Это может происходить в контексте Евхаристии, когда Церковь молит Христа об исполнении обетования о претворении хлеба и вина в Его истинные Тело и Кровь; или в контексте венчания, когда Церковь молится о том, чтобы мужчина и женщина воистину стали единой плотью по образу тайны соединения Христа и Церкви ( Еф. 5:32 ); или в контексте вечерни, когда Церковь, благословляя светильники и повторяя: «Господи, помилуй», – молится об истинном свете, свете Христовом. В своих комментариях на литургию часов армянский богослов VIII века Степанос Сюникский называет таинствами даже богослужения суточного круга. Через совершение этих обрядов верные принимают благодать, дарованную нам в искупительном деянии Христовом. Труд Степаноса, посвященный литургии часов, является, пожалуй, самым ранним трактатом по богословию таинств в Армянской Церкви. Уже в X веке еп. Хосров Анцеваци ставил погребение, возведение алтаря, благословение церковных сосудов, благословение воды на Богоявление, благословение креста, благословение семян, зерна, соли и других веществ, а также молитвы за болящих и путешествующих на один уровень с традиционными таинствами – Крещением, Священством и Браком.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Терапевтическое сообщество — духовно, психологически и социально поддерживающая среда с единой системой ценностей, приверженностью нормам здоровой жизни, фокусированием не на болезни, а на восстановлении. Трезвение — христианская добродетель, заключающаяся во внимательном отношении к духовной жизни, то есть хранении себя от греха при непрестанном обращении к Богу. Трезвость (в контексте книги) — состояние устойчивого воздержания с четкой решимостью и активным стремлением человека к физиологическому, психологическому, социальному и духовному здоровью и благополучию, которые ранее были подорваны активной зависимостью. Трезвость сухая — состояние физического воздержания от употребления психоактивных веществ при полном отсутствии духовных и психологических изменений. При внешнем трезвом образе жизни человек продолжает реализовывать зависимые модели мышления и поведения. Тяга (влечение) (в контексте книги) — физическая зависимость от вещества, желание его употребить. Различают влечение 1) компульсивное и 2) психическое. 1) К. в. проявляется в процессе употребления или при резкой отмене приема наркотика и определяет поведение человека. Выражается в неодолимом стремлении к употреблению наркотиков. 2) П. в. проявляется до формирования физической зависимости или по окончании абстинентного синдрома. П. в. определяет эмоциональный фон и часто маскируется состояниями раздражительности, подавленности и т.д. Храм — особое, отличное от других строений здание, посвященное Богу и предназначенное для совершения богослужений и таинств. Христианин — член Церкви, созданной Христом, то есть человек, верующий во Христа, соединившийся с Ним в таинстве Крещения, старающийся уподобиться Христу и живущий церковной жизнью. В иерархии ценностей христианина высшая ценность — Богочеловек Иисус Христос. Все остальное имеет значение лишь в той мере, в какой соотносится с Ним и приближает к Нему. Царство Божие или Небесное — действие благодати Святого Духа в уверовавшем в Иисуса Христа человеке. Установление Царства Божьего во всей полноте совершится после Второго Пришествия Христова.

http://azbyka.ru/zdorovie/preodolet-stra...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010