«Сего-то Бога, Которого вы, не ведая, чтите, я и проповедую вам», — продолжал св. апостол, — «не чужого Бога, а вашего, вами самими почитаемого, Которого вы не ведаете, однако же, явно ведать желаете. — Сей Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли», о чем вы и сами догадываетесь, хотя и не отваживаетесь исповедать, — «Сей Бог живет не в рукотворенных храмах», которые составляют гордость и славу Афин, — «и не требует Сей Бог служения рук человеческих, как бы имеющий    565в чем-либо нужду», вроде ваших жертвоприношений и возлияний и курений, «Сам даруя всему жизнь, дыхание и все. Он произвел весь род человеческий от единой крови, для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы обитанию их», так что каждый народ должен жить на земле там и столько, где и сколько предопределил Бог, — дабы народы, в назначенных пределах и периодах своего существования, «искали Бога, не осяжут ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас. Ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «Мы Его и род».    Таким образом, опершись не только на общечеловеческий смысл, на врожденную идею о Существе высочайшем, но и на понятие о Нем даже эллинских поэтов-мудрецов, которые, отчасти постигая Бога высочайшего, а человека представляя высшим из сотворенных существ, понимали, что мы произошли от Бога, даже порождены Богом, — на этом основании св. апостол приступает теперь к отважному слову о нелепости эллинского идолопоклонства, вообще о суетности языческой религии.    «Итак, будучи родом Божиим, — продолжает апостол, — не должны мы думать, что божество подобно золоту, которое ниже нас и не сродно нам, или серебру или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого». Что это за божество, которое мы выделываем из грубых веществ собственным искусством и вымыслом? Такие низкие понятия о божестве возросли и держались во времена человеческого неведения. Ныне же, когда всякий понимает тщету прежней низменной религии, «ныне оставляя, презирая, прощая времена неведения, Бог повелевает людям всем всюду покаяться. Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную через предопределенного Им Мужа, подав о Нем, о Его божественном посланничестве удостоверение всем, воскресив Его из мертвых».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   О благодатных дарах Духа Святого сказал Сам Иисус Христос: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева (т. е. из внутреннего центра, сердца) потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин.7:38-39).    Апостол Павел говорит: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор.1:21-22).    Благодатные, дары Святого Духа необходимы каждому верующему во Христа. (Есть еще чрезвычайные дарования Святого Духа, которые сообщаются только некоторым людям, как-то: пророкам, апостолам, царям).    Первоначально св. апостолы таинство миропомазания совершали через возложение рук (Деян.8:14-17; 19, 2—6). А потом в конце первого века таинство миропомазания стало совершаться через помазание святым миром, по примеру ветхозаветной церкви, так как апостолы не успевали сами совершать это таинство через возложение рук.    Святым миром называется особенным образом приготовленный и освященный состав из благовонных веществ и елея.    Миро освящали непременно сами апостолы и их преемники — епископы (архиереи). И теперь освящать св. миро могут только епископы. Через помазание освященным епископами св. миром, по поручению епископов, могут совершать таинство миропомазания и пресвитеры (священники).    При совершении таинства святым миром крестообразно помазуются верующему следующие части тела: лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги — с произношением слов: «печать дара Духа Святого, аминь».    Некоторые называют таинство миропомазания — «пятидесятницей (сошествием Св. Духа) каждого христианина». ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ    Покаяние есть таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.    Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать (прощать) грехи: «Приимите Духа Святаго.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

   Эти предписания по полноте и обстоятельности своей, по подробному регламентированию всевозможных казусов носят характер юридических кодексов: «Не засевай виноградника своего двумя родами семян, чтобы не сделать тебе заклятым сбора семян… Не паши на воле и осле вместе. Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе» (Втор. 22:9—11). Недаром Пятикнижие Моисея получило название «Тора» — закон.    Большая часть ветхозаветных предписаний утратила силу. В Церкви Христовой безусловно отменен ветхозаветный левират. На Апостольском Соборе, описанном в «Деяниях», в связи с разномыслием первых христиан об обязательности Моисеева Закона для новообращенных из язычников принято было постановление написать братиям из язычников: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите». (Деян. 15:28—29). Таким образом, в Новом Завете сохранили силу нравственные предписания Моисеева Закона, очищенные от тех элементов, которые были уместны до пришествия Христа, но утратили всякий смысл после исполнения чаяний Израиля.    Всю свою обязательную силу для христиан сохранило и Десятословие Моисея. Суть этих заповедей Господь в беседе с законником изложил так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37—40).    Профессор Н.С. Суворов отмечал: «Отдельные институты юридического ветхозаветного порядка то служили образцом и основой для христианского порядка жизни, как, например, ветхозаветный институт священства для христианской церковной иерархии, то прямо признавались обязательными для христиан, как, например, десятина, запрещение взимать проценты (в Ветхом Завете, добавим, ограниченное лишь единоплеменниками: «Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост» (Втор. 23:20), налагать двойное наказание за одно и то же преступление, требование показаний двух или трех свидетелей для установления истины на суде». Полную силу сохранило и ветхозаветное запрещение кровосмесительных браков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

Аминь. Беседа 4. Бог в природе 10 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь ( Пс.18:2 ) Господи, Боже наш! Когда взираю я на небеса Твои, дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил: то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его ( Пс.8:4–6 ) В прошедшее собеседование мы говорили о том, как Господь Бог открывается в силах и законах растений и животных. Ныне будем говорить о том, как Он открывается не только на земле, но и в звездных мирах и во всей видимой вселенной. Что говорят науки о видимой вселенной? Они говорят, что наша земля есть шар, который имеет в поперечнике 12 тысяч верст; она отстоит от солнца на 143 миллиона верст и потому солнце кажется нам малым, а на самом деле по массе и тяжести своей оно равно 359 с половиной тысячам земных шаров 11 и состоит из веществ материальных подобных земным, но находящихся в расплавленном и раскаленном состоянии. Земля наша с окружающим ее воздухом, летя в безвоздушном пространстве с величайшею быстротою и пролетая более 100.000 верст в час и более двух с половиной миллионов верст в сутки 12 , совершает течение свое вокруг солнца в продолжении года или в 365 дней с четвертью и за тем снова начинает совершать тот же путь около него. Летя около солнца, она в то же время, подобно колесу, обращается около себя или около своей оси; от этого на стороне ее, обращаемой к солнцу, бывает день, а на противоположной стороне, отвращенной от солнца, бывает ночь. Так как земля обращается около своей оси быстро, так что высшие средние места земного шара, обращаясь, в час делают дугу в полторы тысячи верст; то нам кажется, что не земля, а солнце движется, точно так как едущим быстро по железной дороге представляется, что не они движутся, а движутся деревья и другие предметы, находящиеся около дороги. Кроме того земля во время движения своего вокруг солнца принимает в отношении к нему в продолжение года попеременно такое положение, что на одно полушарие ее лучи солнца падают с высоты прямее, или в упор; от того в этой части бывает весна и лето, а на другом полушарии противоположном лучи солнца в это время падают косвеннее и скользят по земле, от того там бывает осень и зима.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Ап. Павел учит, что вся тварь ( πσα κτσις), т. е. весь мир вещественный, совоздыхает и соболезнует (с нами) даже до ныне и ожидает откровения сынов Божиих, на уповании, что свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих, подобно тому, как и мы сами в себе воздыхаем, всыновления чающе избавления телу нашему ( Рим.8:21–23 ), т. е. воскресения тел. Слова апостола показывают, что прославление природы будет состоять не в уничтожении мира, а освобождении от рабства тления или от суеты, и совершится это, по крайней мере, не прежде прославления сынов Божиих. По словам того же апостола: преходит бо образ ( σχμα) мира сего ( 1Кор.7:31 ), но не мир, его сущность или природа. Тайнозритель пишет, что он видел, как от лица Седящего на престоле бежа небо и земля, и место не обретеся им ( Откр.20:10 ), т. е. в настоящем их состоянии, и увидел он небо ново и землю нову! первое бо небо и земля первая преидоста, и моря несть ктому. Новый Иерусалим, увиденный им, приготовлен как невеста, украшенная для мужа своего, и о нем сказано ему: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними (21, 1–3). Итак, по ясному учению откровения, действительно последует в день Господень кончина мира – стихийных неба и земли, кончина не в смысле совершенного уничтожения, но преобразования или обновления мира посредством огня. Из прежних неба и земли и вместо их явятся новое небо и новая земля, которые будут существовать вечно, не подвергаясь новым потрясениям; в них не будет рабства тлению, как нетленны будут и тела воскресших, и будет обитать правда. Опыты разрешения вопроса о последней судьбе мира встречаются и в естественных религиях и философии, а в последнее время этому вопросу уделяет внимание и естествознание. Как в древности, так и теперь, мысль о кончине мира казалась и кажется для мышления вполне удобоприемлемой: мир, состоящий из сложных и разрушимых веществ, некогда получил начало, следовательно, может и окончить свое бытие в настоящем его виде. Тем более естественно так думать, что мир в настоящем его состоянии весь во зле лежит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Бог непостижим в Своем могуществе. Он мог явить в творениях нечто большее, но совершил в них только то, что они способны вместить (25, 246). Не обвиняйте Божиего могущества, что природа не вмещает невозможное, виной тому не Создатель, а творение (25, 248). Если Бог хочет, вещества приобретают противоположные свойства. Преподобный Ефрем Сирин (28, 98). Всемогущество Божие познаем из создания мира и управления им, из чудес Его, сотворенных и творимых в мире. Не было ничего, но Бог сотворил великие и преславные дела, небо и землю и все, наполняющее их, и сотворил из ничего, без труда, единым словом: " Он сказал,- и сделалось; Он повелел,- и явилось (Не. 32, 9). В этом Его всемогущество. Та же всемогущая сила управляет созданным миром и хранит его. Святитель Тихон Задонский (104, 124). ГНЕВ БОЖИЙ " Господь, Бог твой, есть огнь поядающий. Бог ревнитель (Втор. 4, 24). " Иисус сказал народу: не возможете служить Господу (Богу), ибо Он Бог святый, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших " (Нав. 24, 19). " Господь есть Бог ревнитель и мститель: мститель Господь ! страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих " (Наум. 1,2). " Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его " (Иер. 10, 10). Не тетива напрягает Божий лук, но карающая сила, которая иногда напряжена, а иногда ослаблена. Слово грозит грешнику тем, что готово ожидающее его наказание, если он будет во грехе, потому что уготованы сосуды смертные - силы, истребляющие врагов Божиих ... Как огонь страшен для сгорающих веществ, сжигает не алмаз, который не плавится, а хворост, так и стрелы Божий направлены на души, в которых собрано много вещества, требующего истребления. Потому те, которые имеют уже в себе предварительно разожженные стрелы диавола, приемлют на себя карающие стрелы Божий. Святитель Василий Великий (4, 181). Когда читаем о гневе или ярости Божией, мы должны представлять их не по подобию человеческого возмущения, но достойно Бога, Который чужд всякого возмущения. Под этим мы должны понимать, что Он-Судия и Отмститель за все неправедное в этом мире. Боясь воздания, мы должны опасаться делать что-нибудь против Его воли. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (53, 102).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

В 1935 г. лидеры Бруклинского центра выступили с публичным осуждением вакцинации (профилактических прививок), почему-то объявив ее прямой инъекцией веществ животного происхождения в систему кровообращения человека («Золотой век», апрель 1935 г.). Некоторые из иеговистов впоследствии умерли, став жертвами инфекционных заболеваний из-за отказа от прививок. Особенно много пострадавших оказалось среди детей. Ввиду этого в начале пятидесятых годов Общество иеговистов вынуждено было отказаться от крайностей своего учения. Впрочем, вскоре стали проповедовать о якобы существующем в Священном Писании запрете переливания крови. Разумеется, нашлась надлежащая цитата в Писании. Так, из книги Бытия приводят следующий стих: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу: как зелень травную даю вам все. Только плоти с душою ее, с кровью не ешьте» (9, 3–4). Как же исполняли иудеи это Божие повеление? Сам пророк Моисей определил, каких из животных дозволено есть, а каких нет ( Лев. 17:13–15 ). При чем же тут запрет на переливание крови? Дело в том, что как бы тщательно ни выпускали кровь из животного, только около половины ее можно удалить из тела. Отказываясь от чужой крови, получаемой посредством переливания, свидетели Иеговы, тем не менее, принимают ее с пищей. Из Нового Завета приводят следующие слова Апостола: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будете здоровы» ( Деян. 15:28–29 ). Во-первых, отметим, что во времена апостола Павла переливание крови еще не практиковалось. Во-вторых, под идоложертвенным и кровью Апостол подразумевал участие в идольских жертвах, т.е. ядение приготовленного мяса животных, принесенных в жертву, и питие их крови. Запрещение удавленины у святых Отцов означает запрещение убийства 251 . Переливание крови иеговисты уподобляют пище 252 , приводя этому невразумительные аналогии. «Предположим, – пишут они, – что врач рекомендовал бы тебе воздерживаться от алкоголя», но разве значило бы это, что не должен принимать его через рот, но мог бы вливать его в вену? Конечно, нет, следовательно, воздержание от крови означает полный отказ «принимать ее в свое тело» 253 . В своей гордыне сектанты переливание крови ради спасения жизни приравнивают к самоубийству наркомана.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

В главе 19-й говорится о том, как апостол Павел во время своего миссионерского путешествия по странам малоазийским пришел в город Ефес и встретил здесь некоторых учеников, которые были крещены только Иоанновым крещением. Павел сказал им: «Приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса. И, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать» ( Деян. 19, 2–6 ). Вопрос : Если апостолы совершали таинство подаяния Духа Святого посредством молитвы и возложения рук, то почему теперь таинство это совершается посредством молитвы и помазания освященным елеем, изготовленным особым образом с применением многих благовонных веществ? Ответ : Из книги Деяний святых апостолов видно, что низводить на крестившихся Святого Духа могли только апостолы (Филипп благовестник крестил самарян, но не мог сам совершить таинство низведения Духа Святого). Пока крестившихся было еще не очень много, апостолы имели возможность приходить ко всем вновь крещенным и возлагать на них руки. Но когда к вере Христовой стали обращаться многие и во многих странах мира, то ни сами свв. апостолы, ни их полномочные преемники – епископы – уже не могли являться повсюду, чтобы низводить на крестившихся, чрез возложение своих рук, Святого Духа. Это обстоятельство еще в апостольское время привело к решению допустить для совершения таинства и другую форму его преподания, а именно помазание крещенных святым миром. Апостол Павел во 2-м послании к Каринфянам говорит христианам, принявшим таинство крещения и подаяния Духа Святого: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1, 21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

... В Евангелие говорится, что «за шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь быль один из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира». Что эта была за вечеря? Для чего употреблялось помазывание миром на вечерях? И что это было за миро? " Вечеря» – это вечерний обед. Вечеря эта была устроена в дому Лазаря в знак признательности к Иисусу Христу за его воскрешение. Миром помазывали голову гостя в знак особенного уважения и любви к нему. Мария, сестра Лазарева, помазала не одну голову Иисуса Христа, но и ноги и вместо полотенца «отерла ноги своими волосами» из особенного благоговения и признательности к Нему за воскрешение брата. «Миро» – драгоценная благовонная жидкость, составлявшаяся обыкновенно из масел и пахучих веществ, например: оливкового масла, нарда или смирны и разных цветов. Далее в Евангелие говорится, что когда Иуда Искариот при помазании Иисуса Христа миром заметил: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?», то Иисус Христос между прочим сказал тут: «оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего». Что это была за сумма 300 динариев, которая, как высказал Иуда, была заплачена за миро, употребленное для помазания Иисус Христа, и что значат слова Иисуса Христа при этом: «она сберегла это на день погребения Моего» ? «300 динариев» – это 60 руб., потому что динарий, или иначе «пенязь», была монета в 20 коп. Слова же Иисуса Христа о Марии значат, что через помазание Мария приготовила Его к погребению, которое скоро последует и при котором не удастся помазать Его ни ей, ни вам (т. е. апостолам), потому что с мыслью Иуды согласны были и прочие апостолы, как повествует евангелист Матфей, так как в ней не подозревали они худого смысла ( Мф. 26:8, 9 ). Обычай мазать тела умерших благовонными мазями, даже бальзамировать, был общий у древних народов, равно и у Иудеев. Это делалось для того, чтобы долее предохранить тело от разложения и худого запаха. Вместе с тем, помазанием, выражалась честь к телу умершего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

В качестве компонента иногда входит в состав­ные ладаны мирра. Название мирра происходит от греческого mirra, это ароматическая гумми-смола, вытекающая при поранении коры ствола тропических деревьев, или скорее кустарников, рода коммифора, семейства бурзеровых, того же семейства настоящий ладан. В русском языке на­ряду с миррой употребляется название смирна . И тут возникает путаница, потому что смирна — это камедь, подобная мирре, но получаемая совсем с другого растения, а именно со Smyrnium perfoliatum, или «смирниумом», он же «конская петруш­ка». Путаница еще возможно от того что Смирной назывался известный порт, который стоял в устье реки Мелес на западном берегу Малой Азии; ныне это турецкий город Измир. Естественно, через его порт проходили благовония, а, как известно, ве­щества часто называли не по месту произраста­ния, а по пункту, из которого они вывозились. Имя мирра можно давать только смоле, получаемой из дерева Commiphora myrrha или Balsamodendron myrrha. О ней и пойдет речь в этой главе. Мирровые деревья произрастают в Афри­ке, на берегах Красного моря и Индийского океана, а также в Азии, на Аравийском полуос­трове. Мирра представляет собой куски разнообразной величины в виде отдельных зерен или слипшихся масс желтовато-прозрачного или буроватого цвета с терпким запахом и горьким вкусом. Запах у нее замечательный и сильный: маленькое ее количество наполняет своим ароматом большое пространство. С древних времен мирра была предметом торговли. Название мирра, произносимое вслух, многим кажется знакомым, потому что священное ми­ро для Священного помазания у христиан обя­зательно включало в свой состав мирру в виде одного из компонентов. Впервые мирра, или, в русском переводе, «смирна», упоминается в Библии в книге Исход (30:23): «Возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, трост­ника благовонного двести пятьдесят, кассии пятьсот сиклей, по сиклю священному и масла оливкового пятьсот гин. И сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания».

http://azbyka.ru/o-kadile-i-ladane

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010