Троицу, т. е. из-за перстов? Если так,– говорю, – если у нас христиан все персты чисты, и если сами по себе, без сложения, все они одинаково образовать Св. Троицу не могут, а только служат к сему образованию чрез соединение, подобно как вапы, или металлы художнику: то почему же вы силу и значение для образования Св. Троицы усвояете исключительно этим трем перстам, большому и двух последним? Только их почитаете достойными на соединение для образования Св. Троицы, а соединением трех великих перстов образовать Св. Троицу считаете столь повредным, что ради сего перстосложения лишаете себя и Церкви и священства и Таинств, без нихже несть надежды живот вечный наследовать? Изображения Св. Троицы на иконах из сребра, злата, или иных веществ устроенные, одинаково приемлются и почитаются, лишь бы только по подобию, правильно изображены были: различность металла, или красок священное изображение подобающей ему чести не лишает, и кто бы стал по металлам, или вапам разделять святыню, тот подлежал бы справедливому подозрению в неправомыслии. Так надлежит разумевать и о служащих к образованию Св. Троицы перстах десныя руки, которые сам ты признал подобными вапам и металлам, служащим художнику на изображение священных предметов. Вы же не так поступаете. Вы по различию перстов, слагаемых на образование Св. Троицы, судите о силе и достоинстве самого образования, чем и даете повод подозревать вас в неправомыслии о Св. Троице: потому что в сложении трех великих перстов образования Св. Троицы признать не хотите, и даже, страшно сказать, именуете оное печатью антихриста. Печать антихриста! Да разве антихрист будет проповедовать Св. Троицу? Разве образование Св. Троицы сложением трех перстов может быть делом, или печатаю антихриста? Откуда вы взяли это? Как ввели себя в такую тяжкую погрешность? Вникните в словеса Христа Спасителя, и научитесь. Он рек иудеем: «Аз приидох во имя Отца моего, и не приимете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете» (Иоан. зач. 16). Сии слова Христа Спасителя св. Златоуст и Феофилакт толкуют так: Аз приидох о имени Отца моего, т. е. всегда Отца проповедал и от Него посланным себе глаголал: он же, т. е. антихрист. егда приидет, себе единого проповесть. Видите, по словам Христа Спасителя и святых его, антихрист себя единого проповедовать будет, а не Троицу! Если же так, то и проповедующих Св. Троицу будет гнать, как лютый мучитель, будет преследовать и тремя персты во образ Св. Троицы себя крестообразно ограждающих на разорение козней его. якоже свидетельствует о сем св. Ефрем в слове 105 об антихристе 67 . Как же вы не боитесь и не стыдитесь сложение трех великих перстов во имя Св. Троицы именовать печатью антихриста!

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В Таинстве миропомазания на новокрещенного сходит Святой Дух, сообщая ему благодатные дары. Миропомазание, так же как и все другие Таинства, имеет основание в Священном Писании и восходит к апостольским временам. Во времена святых апостолов каждый крестившийся получал дары Святого Духа через возложение на него рук епископа. Позже установилась практика помазания святым миром — особым благовонным веществом, освященным предстоятелем, то есть главным епископом Церкви. В Русской Православной Церкви святое миро варится в Москве, в Малом соборе Донского монастыря, во время Страстной седмицы. Это весьма непростой, длительный процесс (он занимает несколько дней). При этом читается Евангелие, и в миро добавляются все новые компоненты — всего в его состав входит около сорока веществ. Освящают миро в Великий Четверг. Мироварение      При совершении Таинства миропомазания священник крестообразно помазывает новокрещенному человеку основные части тела, отвечающие за действия, чувства и способности: чело, глаза, ноздри, уста, грудь, руки и ноги — со словами: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Святой Дух сходит на христианина и освящает его духовное и телесное естество — члены тела и органы чувств. Человек становится храмом Святого Духа. Святой Симеон Солунский говорит: «Миропомазание полагает первую печать и восстанавливает образ Божий, поврежденный в нас через преслушание. Точно так же оно возрождает в нас благодать, которую Бог вдунул в душу человеческую. Миропомазание содержит в себе силу Духа Святого. Оно — сокровищница Его благоухания, знамение и печать Христовы». И крещение, и миропомазание мы принимаем, чтобы возродить в себе первозданный образ Божий, испорченный грехопадением. Вера в Бога, вхождение в Церковь, возрождение в Таинствах — все это меняет человека. Его восприятия, чувства преображаются, именно для этого части тела и помазуются святым миром. Человек без веры, не просвещенный святым крещением, может быть назван духовным инвалидом. Инвалидов еще называют людьми с ограниченными возможностями, и действительно, духовные возможности такого человека весьма малы. И напротив, христианин, возродившись в крещении, получив дары Святого Духа в миропомазании, ведя духовную жизнь, начинает видеть, слышать и чувствовать то, что для других закрыто. Его духовные чувства обостряются, возможности увеличиваются. Это можно сравнить с тем, как некий человек всматривается в даль невооруженным глазом и видит дальние предметы очень смутно, расплывчато, а что-то и вовсе не способен разглядеть. Но вот он берет в руки бинокль, прикладывает его к глазам, и ему открывается совсем другая картина.

http://pravoslavie.ru/105021.html

И в осьмый день, во еже омыти. В осьмый день после крещения возрастные приходили сами, а младенцы приносимы были другими в церковь для омовения их. Ибо все новопросвещенные до осьмого дня не стирали, а тщательно хранили на себе освященный елей и святое миро; посему же в продолжение семи дней они не слагали с себя белых одежд, надетых после крещения, и отнюдь не были омываемы, но омывались в осьмый день в церкви руками священника. Симеон Солунский (в гл. 68) говорит: «просветившиеся сверх обыкновенных одежд облачались в белое одеяние и должны были носить оное до седьмого дня, ради святого помазания, которого отнюдь не позволялось омывать, а только позволялось отирать руки этой же одеждою, как освященною. А после седьмого дня, который служит образом прехождения настоящей седмичной жизни, он должен придти в храм к иерею и от него принять омовение. Иерей с произношением священных молитв омывает его губкою и водою в тех местах главы и рук, в которых он был помазан святейшим миром. Прочие же части тела омывает сам крестившийся в приличном месте с тою притом предосторожностию, чтобы части святых, омытых здесь веществ, то есть воды крещения и мира, упав, не были попраны ногами». Таким образом, всякий, кто принял Святого Духа, должен праздновать память пришествия Его в продолжении толикого же времени, сколько и вообще празднует св. церковь память сошествия Святого Духа на апостолов, то есть в продолжении седми дней. Поскольку седмь даров Святого Духа, и с семью спутниками Дух Святой пришел к принявшему Его: то должно, чтобы всякий сопутник имел свой празднственный день. В это седмеричное число дней новопросвещенные не только не слагали одеяния и не омывались, но и упражнялись в божественных делах и в слушании церковных молитв. Обычай сей совершенно исполнил св. Епифаний, как пишется в житии его. – Там именно сказано, что «он введен был епископом в купель, крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа; причащен на Божественной литургии Божественных Христовых Таинств и пребыл в епископии до осьмого дня». §2. Белая одежда слагается священником

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Литургия — название главнейшего из христианских богослужений, центральным моментом которой является совершение таинства евхаристии (см. выше); совершается только в храме. Литургия Златоуста — одна из трех самых распространенных литургий, которая может совершаться ежедневно. Литургия преждеосвященная — литургия преждеосвященных даров — самая древняя литургия, которую служат в среду и пятницу всех шести недель Великого Поста и в понедельник, вторник и среду Страстной седьмицы. Малый выход — выход священнослужителей из алтаря через северные двери в Царские врага с Евангелием или с кадилом, в отличие от великого выхода, совершаемого со Святыми Дарами. Мантия — верхнее одеяние монахов без рукавов; для низшего сана монашествующих — черного цвета, для архиереев — цветная с украшениями. «Милость» — «Милость мира» — песнопение на литургии. Минея — название нескольких богослужебных книг; «Минея общая», содержащая молитвы и богослужебные песнопения в честь праздников Богородицы и святых; «Минея месячная», где богослужения и песнопения Богородице и святым изложены по месяцам и дням; «Минеи–четьи», содержащие жития святых по дням памяти их. Миро — специально приготовленное и освященное вещество, употребляемое для совершения таинства миропомазания (см. ниже); кроме оливкового масла и белого вина в него входит 37 ароматических веществ, в том числе различные ладаны и бальзамы. Мироносица — одна из святых жен, пришедших к гробу Иисуса Христа, чтобы помазать его тело благоухающими мазями. Миропомазанье — одно из христианских таинств, совершаемое чрез помазанье святым миром лба (чела), рук и ног для приятия благодати Божией; в православии совершается священником сразу после таинства крещения. Митра — особый вид круглой, расширяющейся кверху шапки, носимой архиереями (см. выше) при полном облачении; дается священникам в виде награды. Митрополит — глава русской духовной иерархии до введения патриаршества в 1589 г.; в синодальный период (с 1721 г.) — высший духовный сан в русской православной церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

В качестве еще одного важного момента в учении свт. Кирилла о материи необходимо отметить его многочисленные рассуждения о динамичности предметов материального мира, изменчивости свойств различных стихий и природных объектов, способности превращения веществ как под действием сил природных, так и в результате действия силы Божией. Святитель приводит эти мысли в основном в контексте рассуждения о всемогуществе Божием открывающемся в природе тварного мира, а также при описании церковных таинств. И хотя текучесть и изменчивость тел была одной из общих тем античной философии, свт. Кирилл не делает прямых ссылок ни на одного из языческих философов. Постановка проблемы в наследии Святителя выглядит принципиально иным образом. Неизменяемость, по определению Святителя, это одно из характерных свойств Божиих 45 . В человеке, как образе Божием, неизменным в наибольшей степени «пребывает» ум 46 , в то время как телесный состав человека находится в постоянном изменении, хотя «никто не примечает непрерывного сего изменения» 47 . Доступный чувствам материальный мир также постоянно меняется, но, в тоже время, в нем в определенной мере также присутствует и качество неизменности. Последнее служит основой постоянства и устойчивости, которые не позволяют материальному миру прийти в состояние хаоса. Сочетание и взаимодействие постоянного существа стихий и изменяемости их свойств служит разнообразию, гармонии и жизнедеятельности живой и неживой природы. Так, например, «не изменяющийся сам в себе дождь», сохраняя свои существенные признаки («он единовиден» – μονοειδς 48 ), производит своеобразное действие в разных растениях и цветах 49 . В качестве одного из аргументов премудрости и всемогущества Создателя мира Святитель приводит также рассуждение о многообразных изменениях в воздухе, облаках и воде 50 . Он указывает, что, превращаясь в лед, вода сохраняет свою сущность (πστασις), но приобретает свойства (действия – νργεια) камня 51 . Однако, тут же свт. Кирилл иным образом описывает это преображение, говоря, что сама вода, переходя в состояние льда, «превращается в каменную ипостась» 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Лития, это – моление, которое совершается в притворе, куда выходят из алтаря священник и диакон, при пении особых, так называемых стихир литии . Лития – слово греческое и значит общественное, всенародное моление. Для чего совершается лития в притворе? В память древнего обычая совершения ее тут для того, чтобы оглашенные и кающиеся, которым назначено стоять в притворе, могли принять участие в общем молении. О ком и о чем церковь молится на литии? На литии молится она о всех православных христианах, в особенности же о Государе и о всем Царствующем доме, местном епископе и всех пастырях, и о всякой душе христианской, скорбящей и озлобленной, о избавлении от голода, губительной, т. е. заразительной, болезни, землетрясения, потопления, огня, меча, нашествия неприятелей и междуусобной брани. После каждого прошения на клиросе поют «Господи, помилуй» много раз. В заключение литии священник читает молитву, в которой просит Господа, по молитвам Его Пречистой Матери и всех святых, даровать молящимся прощение грехов, помиловать и спасти всех их. Как совершается благословение хлебов? После литии священник и диакон входят из притвора в церковь и становятся на середине ее перед столом, на котором находится сосуд с 5-ю хлебами, пшеницею, вином и елеем. В это время на клиросе поют стихиры. Затем во время пения праздничного тропаря диакон кадит сосуд с хлебами, а священник после сего читает молитву об освящении хлебов, пшеницы, вина и елея, о умножении их во всем мире и освящении вкушающих от них верных. Для чего бывает это благословение? Это совершается в память следующего древнего обычая. Вдревле всенощные начинались с вечера и оканчивались к утру, что было утомительно для молящихся; потому среди всенощной, т. е. между вечерней и утреней, благословляли и предлагали молящимся хлеба и вина для подкрепления, и тут же молились о умножении этих и других веществ, необходимых для нашей жизни, как то: пшеницы, вина и елея. Чем заканчивается вечерня на всенощной? Благословением, которое преподает священник предстоящим, говоря: Благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и вовеки веков , и в это время бывает звон, – второй, как перед началом утрени 15 . О ЕКТЕНИЯХ

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Напрестольный крест На Престоле обычно кладется несколько Евангелией и Крестов. Кроме тех, что используются по ходу богослужения, на Престоле как на особо святом месте находятся малые, или требные Евангелия и Кресты. Их употребляют при совершении Таинств Крещения, Елеосвящения, Венчания, Исповеди, то есть по мере необходимости, они уносятся с Престола и вновь кладутся на него. Помимо антиминса, Евангелия и Креста, составляющих неотъемлемую принадлежность Престола, на нем находится дарохранительница, предназначенная для хранения Святых Даров. Дарохранительница – особый сосуд, изготовленный обычно из не окисляющегося, вызолоченного металла, имеющий вид храма или часовни, с небольшой гробницей. Внутри дарохранительницы в особом ящичке кладутся приготовленные для длительного хранения частицы Тела Христова, пропитанные Его Кровью. Эти частицы употребляются для причащения на дому тяжелобольных и умирающих людей. Символически дарохранительница изображает собой Гроб Христов, в котором покоилось Его Тело, или Церковь , как постоянно питающую православных Телом и Кровью Господней. Дарохранительница Дароносица – небольшой ковчежец, устраиваемый чаще всего в виде часовенки с дверцей и с крестом наверху. Внутри дароносицы находятся: 1 . Ящичек для положения частиц Тела, пропитанного Кровью Христовой. 2 . Ковшик (маленькая чаша). 3 . Лжица (серебряная ложка, используемая для Причащения). 4 . Иногда в дароносице есть сосуд для вина. Дароносица Дароносицы служат для перенесения Святых Даров и причащения больных и умирающих людей. Тот факт, что внутри дароносицы находятся частицы Тела и Крови Христовой, определил способ ношения этих сосудов священниками. Они носятся исключительно на груди в особых мешочках с лентой, надеваемой на шею. Сами дароносицы делаются обычно с ушками по бокам для тесемки или шнура. Сосуд со Святым Миром (благовонный состав из множества веществ: елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и др.) также часто находится на главном Престоле. Только в том случае, если в храме несколько приделов, дароносицы и сосуды с Миром полагаются обычно на одном из боковых Престолов. По традиции Святое Миро приготовляется и освящается Патриархом раз в несколько лет и используется для совершения Таинства Миропомазания, а также для освящения антиминсов и Престолов храмов. В древности в Византии и России Святым Миром также помазывали на царство православных государей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Вода имеет центральное значение в таинстве Крещения . Основные символы воды во всех традиц. культурах - жизнь и ее зарождение (ср.: Быт 1. 2), смерть (ср.: Быт 7. 17-22), очищение и омовение. Поэтому вода и используется для совершения таинства вступления в Церковь, где она символизирует очищение от грехов и погружение (греч. наименование Крещения - βπτισμα, т. е. погружение) в смерть Христову, чтобы совоскреснуть с Господом. Вода освящается не только в Крещении, но и в малом и великом водоосвящениях ; св. вода широко используется для окропления домов и различных предметов с целью их благословения, для вкушения и помазания с целью освящения повседневной жизни и получения исцеления. При освящении храма новосозданный престол омывают специально освященной водой, что является его символическим Крещением. При Крещении используются также елей, т. е. оливковое масло, и миро - благовонное масло, сваренное из елея, вина и различных ароматических веществ. Елей в античной средиземноморской культуре употреблялся и в пищу, и для лечения, и как горючее вещество для лампад. В Др. Израиле елеем помазывали священников (Аарон и его сыновья), царей (Саул, Давид), пророков (Елисей). Спасителя, Чьего пришествия ожидал ветхий Израиль, называли Мессией-Христом, т. е. «Помазанником Божиим» (Ин 4. 25). Помазание елеем символизирует невидимое помазание человека Божественной благодатью, а также привитие нового христианина к маслине-Христу (Рим II. 17). При Крещении елеем помазывают крещаемого, а также воду в купели. Сходную символику имеет и св. миро, но его благоухание более явно указывает на помазание даром Св. Духа, поэтому миро (к-рое в отличие от др. В. т. освящается только Главами Поместных Церквей или по их поручению епископами) употребляется при помазании новокрещеного (являя печать Св. Духа - см.: 2 Кор 1. 21-22; Еф 1. 13; 4. 30). Помазание св. миром также входит в чины принятия нек-рых инославных; им помазываются при поставлении правосл. цари. Также миро используют при освящении храмов, иногда икон и евхаристических сосудов (в совр. греч. практике); в католич. Церкви помазание св. миром входит также в чин рукоположения во пресвитера.

http://pravenc.ru/text/158330.html

Благовест – один из видов колокольного звона: мерные удары в один большой колокол, которыми верующие созываются на богослужения; Б. также оповещает о совершении таинства Евхаристии. Благовещение Пресвятой Богородицы ( греч. ευαγγελισμς – благая весть) – начальный момент вочеловечения Бога, «спасения нашего главизна», как поется в кондаке одноименного двунадесятого праздника, приходящегося на 25 марта (7 апреля н. ст.). В этот день воспоминается явление Деве Марии Архангела Гавриила, возвестившего ей о будущем рождении Иисуса Христа ( Лк. 1, 28 35). Уяснив, что речь идет об исполнении воли Божией, Мария отвечает: «Да будет Мне по слову Твоему». В евангельском тексте не сказано прямо, но предполагается, что миг, когда Мария произносит Свое согласие, есть миг Девственного (Непорочного) Зачатия: как при Сотворении мира слово Бога «да будет» приводило создания к бытию, так и Ее слово «да будет» низводит Бога в мир. Акт послушания, осуществленный Марией за все падшее и спасаемое человечество, противопоставляется в церковной традиции акту непослушания, составившего суть грехопадения Адама и Евы. Дева Мария как «Новая Ева» искупает грех «первой Евы», начиная возвратный путь к утраченной жизни в единении с Богом. Благовония – ароматические вещества, употребляемые в богослужении и при совершении церковных таинств. Возносящийся, как дым, фимиам, является символом хвалы, обращенной к Божеству: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» ( Пс. 140, 2 ), символом совершенного и бескровного поклонения, которое будут приносить все народы в последние времена ( Мал. 1, 11 ; Ис. 60, 6 ; ср. Мф. 2, 11 ). Это совершенное поклонение было осуществлено Христом: Он «предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» ( Еф. 5, 2 ). В свою очередь, христианин после помазания в таинстве Миропомазания миром, состоящим из смеси разных драгоценных ароматических веществ (ср. Исх. 30, 22–25 ), стал запечатленным сосудом Духа Святого, помазанником Христа. Он призван распространять благоухание Христово во всяком месте ( 2Кор. 2,14 ), внося даже в свои самые обыденные действия дух преданности Богу, любви и милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

На это указывают следующие четыре признака. 1) Елей сею молитвой освящали, по чину св. апостола Иакова, пресвитеры Церкви : епископ и священник, в предстоянии диакона 404 , – чего не требовалось при благословении елея для других целей, даже – для крещения 405 . Лишь, в крайнем случае, при отсутствии епископа, дозволялось этой молитвой освящать елей пресвитеру одному, в предстоянии диакона. 2) Сею молитвой елей освящался, по чину св. ап. Иакова, во имя Господне ; ибо в молитве читается: «Сам, Господи Саваоф, и ныне Христом освяти елей сей для принесшего, с славословием, в заключении св. Троицы. 3) Через освященный таким образом елей испрашивается принесшему сила, здравие соделовающая, отгоняющая болезни, прогоняющая бесов, гонящая всякий навет, и опять – Христом , упованием освящающих елей и принесшего. А это все и ныне испрашивается в молитвах Елеосвящения, даже – отгнание бесов и наветов, напр.: «буди елей сей... всякаго диавольскаго действа отгнание» 406 . 4) Молитва сия положена в «Постановлениях» после изложения чинов таинств: крещения, миропомазания, причащения и священства, и следовательно – отнесена к разряду сакраментальных священнодействий. Наконец, в некоторых наших догматических системах эта молитва , также, относится к священнодействию таинства Елеопомазания 407 . Что в молитве упоминается с елеем и  вода , это не может опровергать мысли, что елей освящался для исцеления больных в качестве таинства, а не обряда. В первые века христианства, сею молитвой освящались в отдельности: вода – от елея, и елей – от воды, и каждое из сих веществ имело свое назначение 408 . Может быть, эта же самая молитва «Постановлений», или, по крайней мере, сходная с ней, употреблявшаяся при Елеопомазании. приводится у св. Кирилла Александрийского (ум. 444 г.) в следующих словах к Палладию: «если ты подвергнешься телесной болезни и если веруешь в сии речения: Господь Саваоф  и другие божественные имена (а сими именами начинается молитва «Постановлений»), находящаяся в Писании, что они имеют силу прогонять от тебя зло, то молись, произнося сии слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010