Что же происходит, или что должно произойти? ...Загадка, тайна. Давид видит, что в мессианском царстве будет некое новое священство, не левитское, и служение новое. Служение и священник не по чину Левия, а по чину Мелхиседека ( Быт. 14:18 ). В ветхозаветные времена слова царя Давида так и остались загадочно оброненными словами. Пророки должны были изо всех сил обращать народ от идолопоклонства, от незаконного Иеровоамова служения Ягве Богу в виде поклонения тельцам Вефиля и Дана к истинному левитскому богослужению и священству. Еще не время было говорить о временном характере служения левитов, тогда израильтяне и вовсе не утвердились бы в Моисеевом законе и не оказались бы готовы к восприятию мессианского священства. Сама богослужебная жизнь Мессианского царства изображается у пророков как восстановление и подлинное служение левитского священства по Моисееву закону. Хотя употребленные левитские образы порой расплываются и приобретают уже новые вечные очертания. В пророческих прозрениях давалось, пусть отчасти и еще смутно, коснуться того нового и вечного священства по чину Мелхиседека. Что значит священник, коген или иерей, по чину Мелхиседека? Когда Авраам возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, освободив племянника своего Лота, произошла таинственная встреча. И Мелхиседек, царь Салимский, вынес (навстречу Аврааму) хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего. И благословил его, и сказал: Благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. (Аврам) дал ему десятую часть из всего ( Быт. 14:18–20 ). Авраам в то время – единственный поклонник Бога Всевышнего; кто же Мелхиседек? Ясно, он не от семени Авраамова. Мелхиседек и царь, и священник. Салим – думают, что это город, в будущем ставший Иерусалимом. Думают также, что встреча таинственного царя-священника и праотца произошла на Сионе. Мелхиседек вышел не с агнцем или тельцом, но с хлебом и вином. Как больший пред Богом Мелхиседек благословляет праотца Авраама, а тот приносит ему десятину. В Аврааме благословляются, как его потомки, как семя его, и Левий, и Аарон, и Моисей.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Что такое помянник и церковная записка Церковная записка, подаваемая " О здравии " или " О упокоении " , - это сравнительно недавнее явление. В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги. Помянник - это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон. Церковная записка, в сущности, - разовый помянник и требует к себе такого же уважения. Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения. Между тем, помянники и записки как по своему внешнему виду, так и по употреблению, могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом. В чем преимущество молитв о наших родных и близких в храме Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, совокупная, то есть молитва Церкви. Церковная молитва - эта та молитва, о которой Господь сказал: " Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них " (Мф. 18, 19-20). В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм - дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву. Еще в ветхозаветные времена молитвы сопровождались принесением в жертву животных во очищение от грехов и умилостивление Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1366...

Эта молитва раскрывает смысл литургии как таинства Нового Завета, соединяющего всю историю человечества от сотворения мира с эсхатологическим ожиданием Страшного Суда. Молитва устанавливает преемство между ветхозаветным культом всесожжений и жертв и новозаветной Евхаристией, прообразом которой эти жертвы являлись. В молитве упоминается пять сюжетов: принесение Авелем жертвы Богу (см.: Быт.4:4 ), жертвоприношение Ноя по окончании потопа (см.: Быт. 8:20–22 ), принесение Авраамом в жертву сына своего Исаака (см.: Быт. 22:1–14 ), священство Моисея и Аарона (см.: Пс. 98:6 ), «мирные жертвы», принесенные Самуилом (см.: 1Цар. 11:14–15 ). Все эти сюжеты в христианской традиции воспринимались как прообразы Евхаристии. Эти же и другие евхаристические сюжеты нашли отражение в раннехристианских фресках, мозаиках и иконописных изображениях, размещавшихся в алтаре. Например, на византийских мозаиках и фресках в качестве прообразов Евхаристии фигурируют: Авель, приносящий жертву Богу; Авраам, встречающий трех путников; Авраам, приносящий в жертву Исаака; Мелхиседек, выносящий хлеб и вино навстречу Аврааму; Моисей и Аарон в скинии. На боковых дверях русских иконостасов изображались Моисей и Аарон. Для понимания смысла приведенной молитвы и содержащихся в ней библейских аллюзий необходимо вспомнить учение апостола Павла о священстве и жертвах, содержащееся в главах 5–10 Послания к Евреям. Павел начинает с напоминания о том, что ни один ветхозаветный первосвященник не принимал священство сам от себя, но поставлялся на это служение; подобным образом и Христос стал Первосвященником по чину Мелхиседека не Сам от Себя, но потому, что был поставлен на это служение Отцом (см.: Евр. 5:1–10 ). Мелхиседек, царь Салимский, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда ( Евр. 7:1–3 ). Он – прообраз истинного Первосвященника, прошедшего небеса ( Евр. 4:14 ), пребывающего вечно и имеющего священство непреходящее (см.: Евр. 7:24 ). Ветхозаветная скиния состояла из двух отделений: в первое всегда входили священники для совершения богослужения, во второе же лишь однажды в год входил первосвященник с жертвенной кровью, которую приносил за себя и за грехи неведения народа (см.: 9,1–7). Христос же, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною... и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел венное искупление ( Евр. 9:11–12 ). Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи ( Евр. 10:4 ), ветхозаветные жертвы не могут истребить грехов (см.: Евр. 10:11 ). Христос же, принеся... жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога... ибо одним приношением навсегда сделал совершенными очищаемых (Квр. 10:12, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Кто поставил первых священно- церковнослужителей? В ветхозаветное время Сам Бог чрез Моисея поставил для служения в храме первосвященника, священников и левитов. В новозаветное время, право совершать богослужение на первый раз И. Христос вручил своим апостолам, когда заповедал им совершать таинство св. причащения, научать вере и крестить и пр. Св. апостолы передали потом власть священнослужения своим преемникам, епископам и, в помощь им, поставили пресвитеров, или священников, и диаконов. В помощь сим впоследствии поставлены были еще чтецы, певцы и др. На сколько чинов разделяются священно- церковнослужители? При отправлении богослужения обыкновенно мы видим, как поставили и св. апостолы, лица, совершающие богослужение, как то: епископов, священников и диаконов, которые носят название священнослужителей; на служение посвящаются они чрез таинство священства. Еще видим, как поставленных впоследствии, лица, прислуживающие при богослужении: чтецов и певцов, которые носят название церковнослужителей; на служение поставляются они по благословению архиерейскому. Так лица, отправляющие богослужение, разделяются на священнослужителей: епископов, священников и диаконов, и церковнослужителей: чтецов и певцов, иначе называемых причетниками, псаломщиками и дьячками и пономарями. Кто такие между священнослужителями епископы? Ответ на этот вопрос составить по сказанному на вопрос: на сколько чинов разделяются священно-церковнослужители? Что значит название епископ? Не называются ли епископы еще как, и что значат сии названия их? Название епископ с греческого значит надзиратель; так как дело епископа не только отправлять богослужение, но иметь духовное наблюдение над вверенным ему народом: напр. за верою и нравственностью его, за преподаванием слова Божия в церквах и закона Божия в училищах, и пр. – Епископы называются иначе архиереями, или архипастырями, т. е. начальниками над иереями, или священниками; иерархами, т. е. священноначальствующими; святителями, т. е. осветителями своей паствы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

1. Что называют Таинством Евхаристии, и на каком богослужении это таинство совершается? 2. Каково значение слова «евхаристия»? Почему Таинство Причащения называют этим словом? 3. Какая богословская связь имеется между библейским описанием начала истории человечества, установлением Евхаристии Христом и описанием эсхатологического будущего у пророков? 4. Каковы ветхозаветные прообразы Евхаристии? 5. Какова символика вещества Таинства Евхаристии? 6. Что обычно понимают под евхаристическим сознанием Церкви? 7. Где в Священном Писании Нового Завета говорится об установлении Таинства Евхаристии? 8. В каких письменных памятниках I–III в. говорится о совершении Евхаристии? 9. Временные ограничения совершения Таинства Евхаристии. Когда это Таинство совершается вечером? 10. В каких богослужебных книгах говорится о времени совершения Таинства Евхаристии? 11. Каковы условия совершения Таинства Евхаристии? 12. Какие священные сосуды и предметы необходимы для совершения Евхаристии? Какова их символика? 13. Назначение колокольного звона. 14. Виды колокольного звона. 5. Вопросы к теме «Священнослужители и церковнослужители» (1) 1. Где в Священном Писании Нового Завета говорится о «царственном священстве»? 2. Как следует понимать «царственное священство» христиан? 3. Что Новый Завет говорит об особых полномочиях священнослужителей? 4. Какие степени священства существуют в Православной Церкви? 5. Кто такие священнослужители, и каковы их функции? 6. В чем заключаются особенности епископского служения? 7. Как в Русской Православной Церкви епископы различаются по чести? В чем отличие правящего епископа от викарного? 8. В чем заключаются особенности священнического служения? 9. Как по чести различаются священники в монашеском и женатом состоянии? 10. Каковы основные функции диакона? 11. Как по чести различаются диакона в монашеском и женатом состоянии? 12. Кого называют церковнослужителями? Виды церковнослужителей. 13. К какому типу одежд священнослужителей относится подрясник и ряса? Чем эти одежды отличаются? 14. Основные элементы богослужебных одежд диакона и их символика. 6. Вопросы к теме «Священнослужители и церковнослужители» (2)

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Следует отметить, что если ранние тексты говорят о возложении рук как о подтверждении учителем того, что ставленник достоин быть руководителем общины, знающим закон и умеющим применить его к любым жизненным обстоятельствам, то тексты более поздние упоминают о Духе Господнем, который сходит на посвящаемого, как некогда на семьдесят мужей, избранных Моисеем ( Чис.11:24–29 ). В ранней Церкви мы также видим рукоположение, понимаемое как преподаяние дара Божия через (δι) возложение рук апостольских ( 2Тим.1:6 ), но с (μετ) возложением рук пресвитеров (Синодальный перевод: «священства» – 1Тим.4:14 ) на тех, кого Бог избрал Себе ( Деян.13:1–3 ), что сравнимо с избранием первоначально первенцев ( Исх.13:1–2 ), а затем левитов ( Чис.8:15–17 ) на служение Богу Израилеву. Брак В конце своего доклада, посвященного анализу взаимозависимости ветхозаветной обрядности и новозаветных таинств, хочу сказать о совершении брака согласно Мишне. Состоял он из обручения (эрусин) и собственно брака (нисуин). Обручение первоначально совершалось заранее, обычно за год до брака, причем его расторжение требовало полной бракоразводной процедуры. Впоследствии эрусин и нисуин стали совершаться в один день, как мы видим это и в проследовании христианского обручения и венчания. Сходство имеется и в использовании обручальных колец, а также в обычае совместного испития чаши вина женихом и невестой. Придаваемый в христианском бракосочетании этим обрядам иной смысл можно считать характерным для соотношения ветхозаветной обрядности и новозаветных таинств: обряды ветхозаветной общины спасения, свойственные внехрамовому богослужению эпохи рубежа Двух Заветов, были приняты Новозаветной Церковью Христовой, но наполнены новым нравственным содержанием и направлены на осуществление чаемого Царства Мессии. Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Новозаветные корни православного учения о таинствах Понятие «тайны» в Священном Писании Слово «таинство», или «тайна», как термин в Священном Писании Ветхого Завета обозначает промысел или промыслительное деяние Бога. Эта «тайна» открывается Богом Его пророкам: «Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» ( Ам.3:7 ). «Даниил отвечал царю [Навуходоносору] и сказал: тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны» ( Дан.2:27–28 ). В последнем случае Бог, очевидно, открывает Свои тайны пророку Даниилу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В Христианском же Богослужении, особенно в таинстве Евхаристии, примирение достигло полного и действительного осуществления. В Ветхозаветном Богослужении жертва, определенная законом, а в языческом – невольно сознаваемая, как заглаждение вины человека, сама по себе не могла искупить греха и восстановить разрушенную грехом жизнь человека. Это сделала только искупительная смерть Иисуса Христа, которая, как дело вечное, неограниченное временам, предуготовленное, хотя и совершившееся в определенное время, простирает свое действие как на будущее, так в равной мере и на прошедшее время. Ветхозаветная жертва, как не имущая сама по себе примиряющей силы и заимствующая её от того, что предуказывала на смерть Иисуса Христа, повторялась по закону Моисееву, а чрез повторение, как несовершенная, предуказывала на будущую совершенную, достаточную для всех грехов и, поэтому, ни в каком случае неповторяющуюся. Об отменении в христианстве обрядового ветхозаветного Богослужения С появлением на земле нового Христианского Богослужения, которое, по предначертанию самого Иисуса Христа, должно состоять в поклонении Богу в духе и истине, очевидно, Иерусалимское ветхозаветное поклонение Богу должно было уступить место более совершенному. И как сама христианская религия, по преимуществу, есть религия духа и свободы, так и созданное ею Богослужение, по преимуществу, является духовным не только по существу, но и по форме в том смысле, что оно есть свободное произведение возрожденного духа человеческого под руководством Духа Божия и отличается своим характером и назначением. Поэтому с появлением на земле Христианского Богослужения, как Богослужения духовного и благодатного, ветхозаветное Богослужение не могло войти сюда целиком; но только некоторыми своими частями; притом так, что и вошедшее должно было несколько измениться и преобразоваться. Так как Ветхий Завет и ветхозаветный закон были сенью грядущего завета, то и предписания ветхозаветного закона относительно ветхозаветной жертвы, как начала, из которого возникло ветхозаветное Богослужение и которое оно раскрывало в себе, а также и предписания относительно ветхозаветного священства должны были уступить свое место благодати искупления, сообщающейся верующим, в своих благодатных плодах, и новозаветному священству.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Славянское выражение «потребится помазание» имеет то же значение, что и русское «предан будет смерти Христос». Славянское «суд не будет в нем»=русскому «и не будет», где слова «суд» нет. Смысл обоих выражений тот, что Христос будет предан смерти безвинно и без справедливого суда, и уже не будет принадлежать еврейскому народу, как первоначально (ср. Мф.15:24; 10:56 ), а будет принадлежать всем народам (ср. Мф.8:11–12 ; Лк.13:30 ; Кол.3:11 ). Следствием этого будет то, что «град и святое» (русское «святилище»=«храм») будут разрушены «со старейшиною грядущим» (РБ – «народом вождя, который придет») и это разрушение будет сопровождаться неописуемыми бедствиями, о которых говорится во второй половине стиха. Здесь содержится пророчество о судьбе Иерусалима и храма, исполнившееся в 70-м году по Р.Х. Это событие хронологически не входит в период 70 седмин, но является следствием указанных в них событий. Последняя, семидесятая седмина назначена для заключения завета со многими и для отмены ветхозаветного богослужения в середине этой седмины, вследствие чего Иерусалимский храм потеряет свое прежнее значение и запустеет. «И утвердит завет мнозем седмина едина: в пол же седмины отъимется жертва и возлияние и во святилище мерзость запустения будет и даже до скончания времене скончание дастся на опустение», т.е. окончание этому запустению положено будет к концу времени, в последние времена мира. В МТ и РБ конец стиха другой: «окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя». В середине последней седмицы, через 3,5 года после крещения, Кровью Христа Спасителя утвержден Новый Завет ( Лк.17:20 ) «для многих», то есть для уверовавших, а не для всех. Вместе с установлением таинства Евхаристии отменены ветхозаветные «жертвы и приношения», в том смысле, что они стали уже бессмысленны, ибо предъизбрали Великую Жертву Мессии. Видимым свидетельством отмены ветхозаветного богослужения и храма явилось раздрание завесы, отделявшей Святое святых от святилища в момент крестной смерти Искупителя. Недоступное всем Святое святых отныне предстало пред всеми и, таким образом, исполнились слова Спасителя, сказанные не уверовавшим в Него иудеям: «Се оставляется дом ваш пуст» ( Мф.24:38 ), в смысле потери всякой привилегии пред прочими народами мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Чтобы нагляднее показать самостоятельность таинства миропомазания, Тертуллиан сравнивает его с ветхозаветным помазанием священников и с внутренним таинственным, помазанием Иисуса Христа. Литургическая форма совершения таинства миропомазания, созданная продолжительною практикою и теперь являющаяся общецерковною, представляет некоторое развитие, сравнительно с апостольскою практикою, хотя в сущности остается верною последней. В состав миропомазания входят: помазание миром, знаменование крестным знамением и возложение рук. Каждому из этих актов приписывается, кажется, специфическое действие. Помазание елеем или миром было как бы посвящением на служение Христу, таинственным освящением нового, омытого от грехов человека, выделением его и обыкновенной среды на всецелое служение Богу: саго ungitur – говорит Тертуллиан – ut anima consecretur. Потому-то Тертуллиан и ставит это помазание в параллель с ветхозаветным помазанием на священство. Помазание удержали и еретики. Веществом помазания служил елей (oleum) т. е. растительное или оливковое масло. У еретиков употреблялся бальзамъ (βλσαμος). Может быть в противодействие им возник в позднейшей церковной практике обычай – приготовлять миро из разных веществ 543 . Но одно посвящение человека Богу и освящение его существа могло остаться простою потенциею, не имело бы реального значения, если бы человек был предоставлен собственным силам, самому себе исключительно; для того, чтобы быть действительно достойным высокого звания, на которое он посвящён, ему нужны сверхъестественные, благодатные силы. Эти силы и подаются ему посредством крестного знамения: саго signatur, ut et muniatur. Quum perfectissimo custode apposito Christi videlicet signagulo (τν σφρα- γεδα του κυρου) juvenem communisset, разсказывает Климент Алекс. ’). Под signaculum разумеется, нужно полагать, как крестообразное помазание, так и крестное знамение. Крестное знамение таким образом имеет здесь особенное значение. Оно служит печатью, утверждающего помазуемого в богодарованных правах и предохраняющею от греха, а также источником новых сил. Что такое значение приписывается крестному знамению, это очень понятно. Крест, на котором принесена всеудовлетворяющая жертва, для сознания церкви есть источник божественной жизни и благодатных сил, а потому естественно, что знамение крестное является средством сообщения этих сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

3, стр. 138–139; ч 2, стр. 111). Но может быть, братие, кто-нибудь заметит, что указанные примеры относятся к храму иерусалимскому ветхозаветному, который в новом завете перестал быть нужным, почему и был упразднен тою же волею Божиею, которою прежде был устроен. Это правда, братие. Однако это не препятствует нам, братие, из божественного установления ветхозаветного храма выводить заключение о важности и потребности храма во времена новозаветные. Вы знаете, братие, что Сам Господь Иисус Христос приходил в храм иерусалимский на праздники, учил народ в нем и ревновал о святости его, как дома молитвы. Это Он делал, без сомнения не для того, чтобы поддержать храм, которого скорое падение. Сам он предсказал, но для того, чтобы сохранить и в христианстве мысль о святости храма Божия и о должном к нему благоговении (2 ч стр. 42). Кроме сего, братие, Сам же Господь Иисус Христос положил начало собственно христианскому богослужению, когда в собрании учеников установил таинство Св. Причащения и заповедал совершать его, и та горница велия ( Лк.22:12 ), в которой Он в первый раз совершил это таинство, сделась первым христианским храмом. Правда, Господь Иисус Христос не установил во всех подробностях христианского общественного богослужения. Но это, братие, потому, что, во-первых, до окончания искупительного дела – спасения людей, ради которого воплотился Иисус Христос, нельзя было и указывать все подробности общественного богослужения, а во-вторых, совершение богослужения – есть дело и обязанность самих людей, а потому ими самими и должно быть устроено. Господь Иисус Христос показал Свой пример отношения к общественному богослужению и положил начало собственно христианскому богослужению, а затем сами люди и должны были устроить его во всех подробностях. После Иисуса Христа Апостолы, посещая храм иерусалимский для молитвы по нужде, на время, в то же время для совершения таинства причащения и молитвы с верующими собирались в домах, и первенствующие христиане, по свидетельству Св. Писания, пребывали в учении Апостолов, в общении, преломлении хлеба и в молитвах ( Деян. 1:13–14, 2:1–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010