Приведенное пророчество взято из Ам.9:11–12 , и относится оно, безусловно, к Новому Завету. Христос пророчествовал об иерусалимском храме: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» ( Мф.24:2 ), и данное пророчество сбылось. Это событие, падение скинии Давидовой (и вообще иудаизма), и прозревал Амос. И Господь обещает, что иерусалимский храм будет воссоздан и исправлен, причём уже не для одного еврейского, но для всех народов, о чём и говорят слова: «чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое». И христианские храмы являются исполнением этого пророчества 358 . Уместно также вспомнить здесь слова Христа: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить » ( Мф.5:17 ). «Исполнить» значит: «дополнить». Это относится и к ветхозаветному Богослужению: Церковь , под водительством Духа Святого, дополнила то, чего недоставало ветхозаветному Богослужению, и исправила то, что было в нём ветхим и временным, и главное из этого, конечно же, то, что Церковь отменила жертвоприношения животных, заменив их приношением «безкровной жертвы» 359 , то есть Евхаристии. Именно об исправлении, а не полной отмене ветхозаветного Богослужения, говорится и в «Апостольских Постановлениях»: «Омовение, жертву, священство и богослужение местное Он преобразовал : вместо омовения каждодневного, дал одно только погружение, в смерть Его; вместо одного колена повелел избирать в священство наилучших из всякого народа и рассматривать не пороки на теле, но веру и жизнь; вместо жертвы кровавой установил жертву разумную, безкровную и таинственную, совершаемую в смерть Его ради образов, жертву тела и крови Своей, а вместо богослужения местного повелел и признал справедливым прославлять Его «от востока до запада на всяком месте владычества Его» (кн. 6/23), то есть определил христианам иметь не один, а много храмов, и созидать их не на одном, а на всяком месте. Таким образом, Церковь , согласно со Священным Писанием, воссоздала , исправила (преобразовала) и дополнила (усовершила) ветхозаветное Богослужение, а не тотально его отвергла, как протестанты.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

противопоставлял бы им Невидимого Христа, сидящего одесную Бога. У евреев в храме приносились ежедневные жертвы на неугасимом огне жертвенника, а в праздники – многочисленные целодневные, а ап. Павел стал бы пред ними хвалиться величием с внешней стороны таинственного вкушения под видом хлеба и вина Тела и Крови Христовых? Неужели этим было бы убедительно доказываемо евреям превосходство с внешней стороны христианского богослужения пред ветхозаветным? Не наоборот ли? Вообще-то св. ап. Павел не говорил о внешнем величии христианской религии, какого тогда и не было, а всегда говорил о любви Божией, проявившейся в послании в мир Своего Сына, как Искупителя и о величии искупительного дела, совершенного Христом для спасения всего мира. И в послании к Евреям не отрицает значимости ветхозаветного жертвенного богослужения, но значимости только до Христа, как подготовительного к Нему богоугодного средства. Мне неловко было бы приводить в сем письме к Вашему Высокопреосвященству свидетельство самого св. ап. Павла по рассматриваемому здесь вопросу, если бы книга иером. Тарасия не была рассылаема под Вашим авторитетным именем, поставленным под предисловием в книге. Но в виду этого и решаюсь привести целиком, хотя в некоторой части его, ибо послание все говорит против иером. Тарасия. «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих (с ними). Иначе перестали бы приносить (их), потому что, приносящие жертву, бывши очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему, Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовил Мне Всесожжения и жертвы за грех не угодны Тебе. Тогда я сказал: се, иду, как в начале книги написано о Мне исполнить волю Твою Боже» ( Пс.39:7–9 ). Сказав прежде, что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжения, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил, потом прибавил: «вот иду исполнить волю Твою, Боже».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Традиция праздника Как уже говорилось, праздник Пятидесятницы отмечался уже в ветхозаветной Церкви. Поскольку день праздника выпадал на то время, когда окружающая человека природа изобиловала зеленью, сложился обычай украшать дома ветвями, цветами и травой. Предполагают, что возникновение этого обычая связано с явлением Аврааму Бога в виде трех странников у дуба Мамврийского, в том месте, где был раскинут шатер патриарха. Украшая ветвями свои жилища, ветхозаветные иудеи подчеркивали таким образом свою причастность к «семени Аврамову». Предполагают также, что и Сионская горница в день Сошествия Святого Духа на апостолов была украшена по ветхозаветному обычаю зеленью. Христианская Церковь также восприняла эту традицию с самых первых времен своего существования. Письменные свидетельства этого находим во второй беседе на Пятидесятницу святителя Иоанна Златоуста : «Станем праздновать сообразно с достоинством дарованных нам благ, не венки возлагая на ворота, но украшая души; не площадь убирая покровами, но просветляя душу одеждами добродетелей». Этот призыв был услышан, и устойчивый образ весеннего возрождения природы становится в Новозаветной Церкви образом таинственного обновления человеческой души, совершаемого силою Святого Духа. Особенности богослужения праздника Особенности великой вечерни После малого входа читаются три паремии. 1 .11-я глава книги Чисел, стихи с 16-го по 17-й и с 24-го по 29-й. В этой паремии говорится об избрании семидесяти старейшин Израилевых в помощь пророку Моисею для управления народом. 2 . 2-я глава книги пророка Иоиля, стихи со 23-го по 32-й. В этой паремии Господь обещает своему народу утешение в бывших скорбях и Утешителя, Который придет в свое время. 3 . 36-я глава книги пророка Иезекииля, стихи с 24-го по 28-й. В этой паремии Господь дает народу утешительное обетование: «И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу…. И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   Умыв ноги ученикам, Иисус Христос надел одежду Свою и, возлегши опять, сказал им: «знаете ли, что Я сделал вам? Вот, вы зовете Меня Учителем и Господом и правильно зовете. Итак, если Я, Господь и Учитель ваш, умыл ноги вам, то и вы должны поступать так же. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».    Этим примером Господь показал не только Свою любовь к ученикам Своим, но и научил их смирению, т. е. не считать за унижение для себя служить кому бы то ни было, хотя бы и низшему себя человеку.    После вкушения ветхозаветной Пасхи еврейской, Иисус Христос установил на этой вечери таинство Святого Причащения. Потому и называется она «тайною вечерею».    Иисус Христос взял хлеб, благословил его, переломил на части и, подавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов», (т. е. за вас предается на страдание и смерть, для прощения грехов). Потом взял чашу с виноградным вином, благословил, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, и, подавая ученикам, сказал: «пейте из нее все, это Моя Кровь Нового Завета, за вас проливаемая во оставление грехов».    Слова эти означают, что под видом хлеба и вина Спаситель преподал Своим ученикам то самое Тело и ту самую Кровь, которые на другой день после этого Он предал на страдания и смерть за наши грехи. Как хлеб и вино стали Телом и Кровью Господа, — это тайна, непостижимая даже для ангелов, почему и называется таинством.    Причастив апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это таинство, Он сказал: «сие творите в Мое воспоминание». Таинство это совершается у нас и теперь и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургиею или Обеднею.    Во время тайной вечери Спаситель объявил апостолам, что один из них предаст Его. Они этим очень опечалились и в недоумении, смотря друг на друга, в страхе стали спрашивать один за другим: «не я ли, Господи?» Спросил и Иуда: «не я ли, Равви?» Спаситель тихо сказал ему: «ты»; но никто этого не слышал. Иоанн же возлежал рядом со Спасителем. Петр сделал знак ему, чтобы он спросил, о ком говорил Господь. Иоанн, припадши к груди Спасителя, тихо сказал: «Господи! кто это?» Иисус Христос так же тихо ответил: «тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». И, обмакнув кусок хлеба в солило (в блюдо с солью), Он подал его Иуде Искариотскому, сказав: «что делаешь, делай скорее». Но никто не понял, для чего это Спаситель сказал ему. А так как у Иуды был ящик с деньгами, то ученики подумали, что Иисус Христос посылает его купить что-либо к празднику или раздать милостыню нищим. Иуда, приняв кусок, тотчас вышел. Была уже ночь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Итак, если Я, Господь и Учитель ваш, умыл ноги вам, то и вы должны поступать т к же. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам " . Этим примером Господь показал не только Свою любовь к ученикам Своим, но и научил их смирению, т. е. не считать за унижение для себя служить кому бы то ни было, хотя бы низшему себя человеку. После вкушения ветхозаветной Пасхи еврейской, Иисус Христос установил на этой вечери таинство Святого Причащения. Потому и называется она " тайною вечерею " . Иисус Христос взял хлеб, благословил его, переломил на части и, подавая ученикам, сказал: Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов " , (т.. за вас предается на страдание и смерть, для прощения грехов). Потом взял чашу с виноградным вином, благословил, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, и, подавая ученикам, сказал: " пейте из нее все, это Моя Кровь Новаго Завета, за вас Проливаемая во оставление грехов " . Слова эти означают, что под видом хлеба и вина Спаситель преподал Своим ученикам то самое Тело и ту самую Кровь, которые на другой день после этого Он предал на страдания и смерть за наши грехи. Как хлеб и вино стали Телом и Кровью Господа, это тайна, непостижимая даже для ангелов, почему и называется таинством. Причастив апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это таинство, Он сказал: " сие творите в Мое воспоминание " . Таинство это совершается у нас и теперь и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией или Обедней. Во время тайной вечери Спаситель объявил апостолам, что один из них предаст Его. Они этим очень опечалились и в недоумении, смотря друг на друга в страхе стали спрашивать один за другим: " не я ли Господи? " Спросил и Иуда: " не я ли, Равви? " Спаситель ихо сказал ему: " ты " ; но никто этого не слышал. Иоанн же возлежал рядом со Спасителем, Петр сделал знак ему, чтобы он спросил, о ком говорил Господь. Иоанн, припадши к груди Спасителя, тихо сказал: " Господи! кто это? " Иисус Христос так же тихо ответи : " тот, кому я, обмакнув кусок хлеба, подам " .

http://zavet.ru/ssedm-sl02.htm

Этим примером Господь показал не только Свою любовь к ученикам Своим, но и научил их смирению, т. е. не считать за унижение для себя служить кому бы то ни было, хотя бы и низшему себя человеку. После вкушения ветхозаветной Пасхи еврейской, Иисус Христос установил на этой вечери таинство Святого Причащения. Потому и называется она " тайною вечерею " . Иисус Христос взял хлеб, благословил его, переломил на части и, подавая ученикам, сказал: " Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов " , (т. е. за вас предается на страдание и смерть, для прощения грехов). Потом взял чашу с виноградным вином, благословил, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, и, подавая ученикам, сказал: " пейте из нее все, это Моя Кровь Нового Завета, за вас проливаемая во оставление грехов " . Слова эти означают, что под видом хлеба и вина Спаситель преподал Своим ученикам то самое Тело и ту самую Кровь, которые на другой день после этого Он предал на страдания и смерть за наши грехи. Как хлеб и вино стали Телом и Кровью Господа, - это тайна, непостижимая даже для ангелов, почему и называется таинством. Причастив апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это таинство, Он сказал: " сие творите в Мое воспоминание " . Таинство это совершается у нас и теперь и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургиею или Обеднею. Во время тайной вечери Спаситель объявил апостолам, что один из них предаст Его. Они этим очень опечалились и в недоумении, смотря друг на друга, в страхе стали спрашивать один за другим: " не я ли Господи? " Спросил и Иуда: " не, я ли, Равви? " Спаситель тихо сказал ему: " ты " ; но никто этого не слышал. Иоанн же возлежал рядом со Спасителем. Петр сделал знак ему, чтобы он спросил, о ком говорил Господь. Иоанн, припадши к груди Спасителя, тихо сказал: " Господи! кто это? " Иисус Христос так же тихо ответил: " тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам " . И, обмакнув кусок хлеба в солило (в блюдо с солью), Он подал его Иуде Искариотскому, сказав: " что делаешь, делай скорее " . Но никто не понял, для чего это Спаситель сказал ему. А так как у Иуды был ящик с деньгами, то ученики подумали, что Иисус Христос посылает его купить что-либо к празднику или раздать милостыню нищим. Иуда, приняв кусок, тотчас вышел. Была уже ночь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

2 . Установил Таинство Причащения Сам Иисус Христос и причастил в первый раз Своих учеников-Апостолов на Тайной вечере накануне Своих страданий. Сначала совершил Он с ними в последний раз ветхозаветную пасху, и затем установил это Таинство, как новозаветную пасху, или бескровное жертвоприношение, которое всегда напоминало бы верующим о Его спасительных страданиях и смерти и чрез которое они могли бы пребывать в теснейшем общении с Ним и чрез это освящаться. Установил Господь Таинство Причащения следующим образом. Он взял хлеб, благословил его, преломил и, подавая ученика, сказал: Приимите , ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое (т. е. которое за вас и за весь род человеческий приносится в жертву) во оставление грехов. Затем взял чашу с вином и подал ученикам, говоря: пейте от нее все, сия бо есть Кровь Моя Нового Завета (т. е. возобновляемого с Богом чрез страдания и смерть), яже (которая) за вы и за многия (всех людей) изливаемая (проливаемая на кресте) во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ). Затем Господь прибавил: сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ). 3 . Таинство Причащения составляет главную часть христианского Богослужения, так называемую Литургию, и совершается в храме или церкви на престоле. 4 . Литургия – слово греческое и значит „общественное Богослужение“. Храм, где совершается Литургия, как равно и другие христианские Богослужения, называется церковью, потому что в него для молитвы собираются верующие, которые составляют Церковь . Престол, это – трапеза или стол, устраиваемый в храме, в алтаре, для совершения Таинства Причащения. Престолом называется этот стол потому, что на нем Иисус Христос, как царь, таинственно присутствует. 5 . По заповеди Спасителя, Апостолы собирались ежедневно с верующими для совершения Таинства Причащения и, несомненно, установили чин совершения его – названный Литургией. Святой апостол Иаков, бывший первым епископом Иерусалимским, записал чин совершения литургии. Но в первые три века христианства, когда оно подвергалось гонениям со стороны иудеев и язычников, чин этот передавался устно и заучивался на память, из боязни обнаружить тайну христианского Богослужения язычникам. В IV веке уже открыто явились написанные чины литургии: святителя Василия Великого , сокращенный из чина литургии апостола Иакова, и святителя Иоанна Златоустог о, сокращенный из чина литургии Василия Великого , а в VI веке явился третий чин литургии Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова , папы Римского, который совершается Великим постом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

И тогда Господь сказал: «Нехорошо быть человеку одному: сотворим ему помощника, соответственного ему» ( Быт. 2:18 ). Одиночество могло тяготить Адама, лишать его самых близких и понятных средств для всестороннего развития его личности в любви и послушании Богу. И тогда «создал Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. И сказал человек: «Вот кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего)… и будут (два) одна плоть» ( Быт. 2, 22–24 ). Поступив так, Господь благословил их, сочетав в единый брачный союз. «Плодитесь и размножайтесь, – сказал он им, – и наполняйте землю» ( Быт. 1:28 ). Благословенное соединение мужа и жены в одном существе и единстве жизни составило тайну брака. «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» ( Быт. 2:24 ), – так определил Господь суть этой тайны. Богоучрежденный союз брака, таким образом, явился необходимым условием единения Адама и Евы. Глаголом «прилепится» Священное Писание отобразило тесное объединение их физических и духовных интересов на основе любви к Богу, Его заповедям и благословению. Такая двуединая любовь несла им радость и единство совместной жизни. При первом браке в раю наметились и внешние формы созидания союза брачного. 219 Бог приводит Еву к Адаму и тем, по Иоанну Златоусту , являет Себя Другом жениха. Адам со своей стороны с готовностью принял Еву, сказав: «Она будет называться женою» ( Быт. 2:23 ). Жизнеутверждающим моментом этой формы стало благословение Божие людям. Причем благопожелания Господа Бога сочетавшимся столь значительны, что человек не смеет коснуться их жизненно важной сути, по слову Христа: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мк. 10:9 ). История ветхозаветного человечества показывает, что верующие люди ценили благословение Божие на брак, которое воспринимали из уст родителей, а потом и священников. В тайну супружеской жизни они стремились проникнуть подобным благословением, ибо им утверждалась естественная природа брака – единый и непрекращающийся союз двух лиц разного пола. На протяжении веков формировались сложные брачные обряды, которыми сопровождалось вступление в брак. Сюда относились: добровольное согласие жениха и невесты, родительское благословение на брак, подарки невесте и ее родителям со стороны жениха, составление брачного договора при свидетелях, брачный пир с соблюдением предписанного этикета. Такими обрядами руководствовались древние народы – евреи, греки, римляне и другие, из которых образовалась Церковь Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Итак, возведение в ту или иную степень духовного служения совершается в Церкви через литургическое посвящение, которое осуществляется двумя способами: либо посредством Таинства Священства, рукоположения (хиротонии), либо посредством иного церковного священнодействия (хиротесии), руковозложения. Понятия «хиротония» и «хиротесия» греческие. Слово «хиротония» (греч. χειροτονα) изначально означало подачу в народном собрании голосов посредством поднятия руки. Понятие «хиротесия» происходит от греческих слов «χερ» (хеир, рука) и «τθημι» (титеми, класть); его смысл – назначать, возлагая руку. Церковнослужители, в отличие от священнослужителей, как вы уже поняли, не обладают благодатью священства; они принадлежат к низшим степеням клира, во всех своих действиях в Церкви подчиняясь священнослужителям. Итак, хиротесия, в отличие от хиротонии, не является Таинством. Поставление в чтеца, певца, иподиакона совершается через архиерейское благословение и руковозложение. Оно сопровождается облачением в соответствующие священные одежды. Прообразом новозаветного священства являются ветхозаветные левиты, священники и первосвященники. Левиты предваряли собой новозаветных диаконов, священники – наших христианских священников, а первосвященники были прообразом епископов. В Ветхозаветной Церкви все они оказались специально отделены Богом, «чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его» ( Втор.10:8 ). Ветхозаветное богослужение с его многочисленными священнодействиями и жертвами предуказывало на будущее искупительное служение Господа Иисуса Христа, Который, «принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» ( Евр.10:12 ). Ветхозаветные священники, в сравнении с жрецами древних языческих культов, в нравственном плане отличались от них самым заметным образом. Уже тогда, в ветхозаветной среде, родилось понимание необходимости святости, духовной чистоты для всякого Божьего служителя. Ветхозаветный священник должен был обладать исключительной праведностью и верностью уставам своей Церкви, неукоснительно исполнять Закон. Вместе с тем Ветхозаветная Церковь , существовавшая в мире еще до спасительного Воплощения Сына Божьего, была лишена присутствия полноты той благодати, что явлена нам сегодня – в Церкви Христовой. Эта немощь Закона, его несовершенство могли быть преодолены лишь одним Христом – в Завете Новом. О победе над этой немощью ветхозаветного Закона и о торжестве подлинного духа христианской свободы в Новом Завете неоднократно свидетельствует апостол Павел: «… но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» ( Рим.7:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Итак, православное учение о богослужении основано и на Слове Божием, и на истории Церкви, а следовательно воистину необходимо. Восстающие против этой истины сектанты только обличают сами себя в непоследовательности, ибо и сами без богослужебных обрядов не обходятся. 29. О новозаветных жертвоприношениях «Он же (Иисус Христос) однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею... Однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих...» ( Евр. 9:26–28 ). Вот главнейшая и величайшая новозаветная жертва за род человеческий, заменившая все ветхозаветные жертвы. Эта едннократно принесенная жертва верующим христианам преподается в виде беспрерывной жертвы – в таинстве святого Причащения Тела и Крови Христовой. Понятие об этой жертве – таинстве Тела и Крови – подтверждается словами апостола: «Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр. 13:10 ). Если у христиан есть жертвенник наружный, то, очевидно, должна быть и жертва; она столь высокого достоинства, что «служащие скинии», т. е. не уверовавшие во Христа, не имеют права питаться от нее. Эту жертву апостол в другом месте называет «Трапезою Господнею» ( 1Кор. 10:21 ; 1Кор. 11:23–26 ; Мф. 26:26–28 ; Ин. 6:51–55 ). В сознании величайшего милосердия Божия к роду человеческому за искупительную жертву Богочеловека каждый христианин, хотя отчасти, должен подражать Искупителю своими посильными жертвами для Бога и ближних: а) «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» ( Рим. 12:1 ). «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор. 6:20 ). б) «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею... возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 22:37–39 ). Отсюда и жертвы бывают: 1) для Бога: подобные жертве вдовицы, принесшей последние две лепты ( Лк. 21:2–4 ); или дар от Марии, сестры Лазаревой ( Ин. 12:3 ); или служение Господу от имения своего ( Лк. 8:2–3 ); 2) для ближнего: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ); или: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен... в темнице был, и вы пришли ко Мне» ( Мф. 25:35–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010