Подпишитесь на наш Телеграм Почему мы читаем Книгу Откровения в Рождественский пост ? Потому что это книга встречи. Встречи не ветхозаветной, а новозаветной — которая поможет нашей личной встрече с Господом. Если вы посмотрите сейчас на экран презентации, то вы увидите картину Серафины из Санлиса, Серафины Луи, художницы, которая рисовала какие-то таинственные невероятные картины. Глаза, которые на нас смотрят и которые как будто бы нас пронизывают, сила и красота, может быть, что-то райское и вместе с тем что-то нездешнее — вот это то настроение, которое, у меня по крайней мере, связывается с этими четвертой и пятой главой. После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. Мы очень часто смотрим на нашу окружающую действительность и задаемся вопросом, где же Бог, где Он, где Он. Представьте, что как будто завеса спала, и мы вдруг оказались перед Престолом Божьим. Мы очень часто сконцентрированы на себе. Евангелист, оказываясь перед этим удивительным видением, смотрит только на Бога, и это видение его захватывает, и это то, что можно почувствовать на самом деле, если полностью отдаться молитве, Литургии, молитве Евхаристии. Анафора во многом вдохновлена вот этими словами и образами из четвертой и пятой глав Книги Откровения, и наоборот, возможно, что эти главы повлияли как раз на наше православное богослужение — хвала, славословие и понимание, что тот мир, в котором мы живем, — это не последняя реальность. Когда-то завеса уйдет, и мы увидим Божий мир, где Господь — Господин и Творец всего. И давайте об этом почитаем: И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; Автор Книги Откровения даже не решается назвать это, Того Кого он видит, Богом: «Сидящий». и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; — что-то такое золотистое, может быть, красное. и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.

http://blog.predanie.ru/article/ya-vzgly...

После этого Петр произнес первую проповедь рожденной в этот день христианской Церкви. Он рассказал собравшимся о том, что сошествие Святого Духа было предсказано еще ветхозаветным пророком Иоилем. Также он рассказал о том, что Иисус Христос, Которого распяли иудеи, не умер, а воскрес из мертвых, вознесся на небо и послал Своим ученикам Утешителя. В завершение своей проповеди к народу апостол Петр сказал тяжелые для всех иудеев слова: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян. 2, 36). Слова святого Петра были настолько сильны и убедительны, что многие из собравшихся уверовали в Иисуса как в Сына Божия. При этом они стали спрашивать апостолов: «что нам делать, мужи братия?» На это апостол Петр предложил им покаяться в совершенных грехах, принять крещение во имя Иисуса Христа и получить дар Святого Духа. Как свидетельствует Священное Писание, в этот день к Церкви присоединилось около трех тысяч человек. Жизнь во Христе После событий дня Пятидесятницы, который считается днем рождения христианской Церкви, для последователей Христа началась совершенно другая жизнь. Ученики Христовы постоянно пребывали в общении, молитве и преломлении хлеба – то есть уже тогда, по повелению Самого Христа, совершалось Таинство Евхаристии или Причастия. У первых христиан было общее имущество, они продавали свои имения, всю свою собственность, а деньги распределяли среди нуждающихся. Священное Писание свидетельствует о том, что  в эти дни апостолы совершили в Иерусалиме множество чудес и знамений, тем самым подтверждая истинность своих слов. Поэтому число новых учеников увеличивалось каждый день. Через некоторое время апостолы разошлись по разным странам, чтобы рассказать и другим народам о Спасителе всего мира. Преемники апостолов Перед тем как отправиться с проповедью к язычникам, апостолы избрали себе помощников из числа верующих. Эти люди должны были в их отсутствие совершать богослужения и таинства и проповедовать учение Церкви уже обращенным ко Христу. В специальном обряде – рукоположении – апостолы посвятили избранных в особые церковные степени – епископство, священство и диаконство.

http://foma.ru/den-kogda-rodilas-tserkov...

Последнее видение (главы 21–22) переносит взор с неба на землю, где все обновилось. Тайнозритель видит новое небо и новую землю, видит новый Иерусалим, сходящий с неба, украшенный подобно невесте, видит новую скинию Божию, водворяющуюся среди людей (21:1–3). Это видение разумно прилагать к христианскому богослужению, а именно к Литургии. Ведь новая скиния уже не ветхозаветный храм, который при всем своем великолепии был лишь отблеском божественного величия, это — скиния, в которой Бог лично и постоянно будет жить с людьми. И в этом видении Церковь Христова как новый Иерусалим и новая скиния противопоставляет себя Иерусалиму древнему и древней ветхозаветной скинии, а все новозаветное богослужениеветхозаветному храмовому. Неслучайно о преобразившейся скинии говорится уже в послании апостола Павла к Евреям, где она называется скинией “истинной, которую воздвиг Господь, а не человек” и которая иного устройства ( Евр8:2; 9:11 ). В новом Иерусалиме не будет больше рукотворного храма, “ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец” (21:22). И в город этот “не войдет… ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни” (21:27). Город разделяет река, а “по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов” (22:2). Это есть подтверждение обетования, данного Ангелу Ефесской Церкви (2:7). В этом городе ангелы — сослужители, пророки — братья христиан (19:10; 22:9). Всматриваясь в общее содержание описанных видений, нельзя не видеть в них изображения Церкви Христовой с ее богослужением, в особенности это касается чина Литургии. Тайнозритель, созерцая и представляя живую связь и единство Церкви земной и небесной под образами, какие были известны в современной ему церковной, богослужебной жизни первого поколения христиан, хотел представить идеальный образ Церкви Христовой, как великого всемирно-исторического Царства. Апостол Иоанн стремится показать, что задача Церкви состоит в преобразовании, в искуплении и освящении мира, в воссоединении его с горними обителями. Эту великую задачу Церковь совершает посредством богослужения, совершением таинств, в особенности Евхаристии. От исполнения этой великой задачи зависят судьбы мира и самой Церкви. При таком понимании Апокалипсиса литургическая сторона этой книги получает более широкое значение. “Именно значение богооткровенного образца, сообщавшего санкцию богослужебной апостольской практике и в то же время дававшего величественную идею для дальнейшего развития и образования священнодействия Евхаристии с одной стороны, с другой — значение действительно литургической практики конца апостольского века, в том простом еще виде“ 13 , какой имела она при апостоле Иоанне Богослове.

http://azbyka.ru/apokalipsis/liturgiches...

Праведный Иов, изнемогая от скорбей, подозрений друзей и непонимания причины своих бедствий, обратился с молитвой к Богу, прося у Него свидетельства своей невиновности и объяснения всему происходящему. Тогда Бог явил Себя в бурном вихре, укорив Иова за то, что он пытался проникнуть своим разумом в тайны судеб Божиих. Господь показал Иову Свое всемогущество и премудрость, явленные в устроении видимого мира, также указал на источник зла − на диавола и, наконец, таинственным образом научил, по словам свт. Иоанна Златоуста , Иова тайне Христовой, т.е. открыл, что избавление от зла может прийти только через Крест Христов. Праведник всем сердцем раскаялся в своих чисто человеческих понятиях о справедливости, которые потеряли всякий смысл перед тайной Креста, и сказал: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:5–6). На этом закончилось испытание Иова. Бог, показав в Своем угоднике образец веры и терпения, щедро вознаградил его: исцелил от болезни, обогатил вдвое больше прежнего, и у Иова родились еще сыновья и дочери. История многострадального Иова, этого величайшего ветхозаветного праведника, не теряет своего значения и в новозаветное время. Она свидетельствует, что не всегда земное счастье сопутствует добродетельной жизни человека, и что несчастья Бог посылает не только в наказание, но и для испытания веры и добродетели человека, для еще большего утверждения праведника в терпении и уповании на Бога. Книга Иова учит, что человеку во всей полноте невозможно постичь замысел Бога о смысле происходящего, но возможно предаться воле Божией, всеблагой и премудрой, и благодарить Бога за все, в том числе и за горести. Кроме нравственного книга имеет еще и мессианское значение. В беседе с друзьями Иов пророчествовал об Искупителе и о будущем воскресении мертвых: “Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, а не глаза другого, увидят Его” (Иов.19:25–27). Более того, сам Иов своими невинными страданиями и терпением прообразовал Господа Иисуса Христа. И поэтому некоторые главы из книги Иова читаются во время богослужения на Страстной Седмице, когда вспоминаются Спасительные Страсти Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Приходящих ко Крещению приходится спрашивать, молятся ли они Богу. Очень часто получаешь ответ: " нет " . Некоторые даже добавляют: " Как можно молиться некрещеному? " Вот именно, некрещеному надлежит, может быть, даже больше молиться, чтобы Бог сподобил его святого Крещения. Из житий святых Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Константина Великого, великомученика Пантелеймона и многих других мы видим, как долго молились они перед Крещением, посещали богослужения в храме, изучали догматы святой веры; еще до таинства Крещения своей горячей молитвой они совершали чудеса. Итак, перед Крещением необходимо изучение истин святой воры, чтение Евангелия. Христос заповедал апостолам: Идите, научите все народи, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28,19). Правило 78 Шестого Вселенского Собора говорит: " Готовящимся ко Крещению надлежит обучаться воре и в пятый день седмицы (недели) давать ответ (известное испытание) епископу или пресвитерам (священникам) " (Епископ Никодим Милаш, m.I, с.509). Пять дней научения даны как минимум, ранее это изучение, или оглашение, длилось до трех лет. Цель Крещения должна быть одна: соединение с Богом, получение благодати Его. Не следует здесь искать здоровья, ума, способностей к ученью. Это - второстепенное, оно не должно заслонять главного. Христос сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6,33). Святой князь Владимир пришел к купели Крещения, желая получить это Царство Божие, но получил не только его, но и прозрел очами, исцелился от слепоты, как говорят о том летописи. Помните или, лучше, осознайте, куда вы пришли! За тысячу лет до Христа евреи приступили к горе Божией, имея ходатаем за себя Моисея, Но и то ветхозаветное " видение " было столь. страшно, что Моисей сказал: " я в страхе и трепете " (Евр.12,21). Что же сказать о том, к чему приступаете вы?! Об этом говорит святой апостол Павел: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр.12,22-23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/342/...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Свет Его ярче лучей солнечных Продолжаем рассматривать мессианские места Книги пророка Иезекииля, свидетельства о Пришествии в мир Иисуса Христа, о некоторых важных моментах, раскрывающих нечто важное в Пришествии Иисуса в этот мир. Таких откровенных пророчеств в Книге пророка Иезекииля немного. В ней много, как я уже говорил, присутствует символики храма, и специалистам, знатокам храмовой жизни эти пророчества, наверное, что-то говорят. А в целом они очень таинственные и подробно рассматривать их не будем. Коснемся только одного. Это пророчество, используя определенным образом символику храма, раскрывает очень важные особенности и современной жизни, и христианского вероучения, раскрывающие некоторые факты домостроительства, спасения Божия. Пророчество небольшое. Это глава 44, самое начало 1 – 2 стихи: «И привел Он меня обратно ко внешним вратам святилища, обращенным лицом на восток. И они были затворены. И сказал мне Господь: «Ворота сии будут затворены и не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены». Для начала надо понять, что иудейский храм в городе Иерусалиме вратами был открыт на восток. Не так, как большинство наших храмов смотрят алтарем на восток, а именно вратами он смотрел на восток. В этом есть смысл, потому что ветхозаветный храм – это храм прообразовательный, храм, ожидающий Спасителя. Если мы сейчас строим храм, который вмещает в себя Пришедшего Спасителя, то все храмовое богослужение ветхого Израиля устремляло человека на ожидание. Известно, что образы Ветхого Завета имеют продолжение в Новом Завете, в православном богослужении, в христианской поэзии, в мыслях, писаниях святых отцов о том, что Христос есть Восток. Об этом замечательный светилен Рождеству Христову «Посетил нас Восток свыше!» – Христос именуется Востоком и Солнцем. Если вдуматься, открывается очень красивая, величественная и очень глубокая картина. Во-первых, восток означает собой зарождение солнца, зарождение дня. То есть Пришествие в мир Христа понимается как зарождение нового дня. Фактически так оно и есть, ведь Пришествие в мир Христа начинает собой особую эпоху.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/87

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Олег Стеняев Проповедь на притчу о званных на вечерю " loading="" decoding="" title=""/> Во имя Отца и Сына и Святого духа! Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной литургией — Евангелие от Луки 14 гл. с 16 стиха и ниже. Здесь мы находим следующие слова: “… услышав это некто из возлежащих с Ним сказал Ему: Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием. Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих и когда наступило время ужинать послал раба своего сказать: званные, идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал Ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее, прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их, прошу тебя, извини меня; третий сказал: я женился и потому не могу прийти. И возвратившись раб тот донес о сем господину своему”. Вот здесь мы видим, что сотворен пир, который является таинственным прообразом мессианского пира ветхозаветной церкви в которой все было преуготовано для человеческого праведного существования. Был храм на горе Мориа, были писания закона Тора, пророки Набиим, писания катувим, были обширные комментарии Мишны, составленные уже где-то в этот период, было священство, были очень активно действующие миряне, фарисеи, которые не принадлежали к священству, но активность которых даже опережала активность священства, были разные религиозные группы, партии, т.е. это была динамичная ветхозаветная церковь. Сейчас бы ее нам поставили в образец, и сам Христос говорит: если ваша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царствие Небесное. Казалось бы все хорошо и ничто не предвидело, что эта церковь доживает последние дни. Святитель Игнатий Брянчанинов часто говорил: не смотрите красоту архиерейского богослужения, стройность церковных хоров. Это дерево, да, оно шумит листвою, но внутри изъедено червями. Пройдет незначительное время и все это рухнет. Святитель жил и умер незадолго до революционных потрясений двадцатого века, но в Духе Святом ему было открыто, что все великолепие, внешнее великолепие уже новозаветной церкви оно было обречено.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-na-p...

Священнодействия учреждены также самим Иисусом Христом. Так, взамен ветхозаветных жертв, составлявших главную часть ветхозаветного богослужения, Он установил таинство плоти и крови Своей, заповедав через Апостолов совершать его в Церкви во все времена, как жертву нового завета, в Церковь свою повелел принимать через крещение, согрешающих разрешать или связывать уполномочил в лице Апостолов, тем, кому даруется для этого особое благодатное право и сила ( Ин. 20:22–23 ), и воообще, в тех беседах, которые имел с Апостолами по воскресении Своем, говоря им о царствии Божием ( Деян. 1:3 ), сообщил им без сомнения все необходимое для богослужебного устройства Своей Церкви. При Апостолах действительно христианское богослужение установилось раз навсегда. В подробностях оно, конечно, впоследствии восполнялось и изменялось, и настоящий состав его принадлежит не одному времени, но, по существу и духу своему оно, как и все в православной Церкви, есть совершенно апостольское, а важнейшие чинопоследования его, каковы, например, чины совершения таинств, даже большей частью буквально те же, какие образовались при Апостолах. 3)Для охранения церковного порядка от своеволия человеческого, в Церкви учрежден суд. Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата своего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви. А если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18:15–17 ): вот главное правило суда церковного. Здесь указываются, хотя в самых общих чертах, отличительные свойства этого суда. Судятся им только лица, принадлежащие к Церкви, братья по вере, внешних же, по слову Апостола, судит Бог ( 1Кор. 5:12–13 ). Веденью его подлежат согрешения верующих друг против друга, а тем больше, против самой Церкви и вообще против законов христианского поведения, дел гражданских он не касается (слич. Лук.12:14 ). Суд предоставляется всей Церкви, или тем, кого она уполномочивает на такое дело, а частные лица, во взаимных отношениях между собой, должны заботиться об исправлении, по возможности, друг друга и только в случае нужды привлекать к суду виновных. Цель суда церковного – созидание, а не разорение ( 2Кор. 13:10 ), то есть, возбуждение в согрешившем раскаяния и решимости возвратиться на путь доброй жизни, а не возмещения за грехи его. В случае решительного непослушания или упорства грешника, Церковь имеет право и долг отсечь его от себя, так как он не хочет жить по ее духу и правилам, но эта крайняя мера есть мера, вынуждаемая самим виновным и потому, с одной стороны, нс противна христианской любви, с другой – не исключает милости и прощения, если отлученный, оставив свое упорство, будет искать снова общения с Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Скачать epub pdf 9. Неделя пятая Великого поста Ebp. IX, 11–15 11. Братия! Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть, не такового устроения, 12 , и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. 13. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, 14. то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! Немного времени осталось и до Страстной, Великой недели. На ней Православная Церковь усиливает пост, удлиняет богослужение, увещевает христиан глубже почувствовать ту любовь, какую Христос явил к нам в Своих страданиях, распятии и смерти. Мало того, святая Церковь и заблаговременно приготовляет нас к сей неделе. Так, она и сегодня возвещает нам, что Христос, а не кто другой, есть наш Спаситель, наш Заступник, Ходатай пред Богом и наш Первосвященник. Гл. IX, И. Христос Сын Божий, пришедший с небес из-за нас и для нас, есть Первосвященник будущих благ. Кто называется первосвященником, это уже объяснено было вам недавно. Христос называется Первосвященником будущих благ. Что это значит? Это значит, что хотя Христос от вечности предопределил Себя, по благоволению Бога Отца, спасти грешного человека, созданного по Его образу, но однако, будучи предуказан и прообразован в служении ветхозаветного первосвященника, явился в мир во плоти спустя пять тысяч пятьсот восемь лет от создания мира. Пришедши же примирить человека с Богом, искупить человеческий род от власти диавола, Иисус Христос живет на земле в течение тридцати трех с половиною лет, приготовляет учеников Себе и только по смерти Своей и воскресении окончательно образует особое царство на земле, особую, сильную и славную Церковь , и наделяет ее всеми благодатными дарами. Потому-то Он, прежде чем принес Себя в жертву, и называется у св. апостола Павла Первосвященником будущих благ. Под будущими благами, которыми уже теперь мы пользуемся, разумеются все те спасительные плоды от искупительной смерти Христовой, все те милости, какие мы получаем чрез Христа от Бога Отца во Святом Духе. Таковы дары Духа Святого: возрождение в новую, лучшую жизнь чрез крещение, освящение другими таинствами, особенно святым приобщением Пречистого Тела и Крови Христовой, примирение с Богом, единение с Ним, добродетельная жизнь, правда, честность, мир и любовь с ближними и, наконец, еще ожидаемое, еще предстоящее наследие вечной, бесконечной, блаженной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Скачать epub pdf Предисловие Накануне крестных страданий Господь и Спаситель наш Иисус Христос торжественно входит в Иерусалим. «И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их, – пишет апостол и евангелист Матфей. – Видев же первосвященники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (21:14–16). Господь ссылается тут на псалом пророка и царя Давида (8:3). И евангелист доносит это до нас. А вспомните момент, когда после Тайной Вечери ученики шли с Господом в Гефсиманский сад. Они тогда пели псалмы. Ещё один эпизод. Воскресший Спаситель явился апостолам Луке и Клеопе на дороге в Еммаус. Христос упрекал их, ведь они сомневались в Его воскресении: «О несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказано пророками» ( Лк.24:25 ). Тут Он имел в виду и псалмы. А вечером, обращаясь к одиннадцати апостолам, снова объяснял: исполнилось написанное «обо Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» ( Лк.24:44 ). Псалтирь удивительно соединяет Ветхий и Новый Завет . В ней раскрывается высокий смысл поиска Бога и служения Ему. Апостолы, воспитанные в ветхозаветной церкви, употребляли псалмы в богослужении, – и эта традиция продолжается теперь. Даже таинства начинаются псалмами. С глубокой древности святые отцы единодушно относились к псалмам как к духоносному источнику. И почитали их выше и важнее, чем иные богословские трактаты. Почему? Да потому, что псалмы – это боговдохновенные гимны, живые слова, приносимые Творцу. Их могли составить только носители Божественной благодати, находившиеся в состоянии обращённости к Создателю. И для нас Псалтирь является высшей школой духовного просвещения. Прежде всего, молитвенной. Псалмы дают нам то, что не сможет дать самое высокое чисто человеческое вдохновение. В болезни, скорби, грехе, унынии, даже отчаянии мы обращаемся к ним. Таково свойство псалмов: в них заключено знание глубин страждущего человеческого духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010