Икона Крещения или Богоявления Господня изображает Иисуса Христа, сошедшего в воды Иордана и принимающего Крещение от Иоанна. Рядом с Иоанном изображено дерево. На многих других иконах Крещения рядом с деревом изображается секира (топор). Дерево символизирует Израильский народ — Церковь ветхозаветную: Сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Мф.3:8–10 ), — пророчески возглашал Иоанн. И человек, и народ, не приносящий плодов благочестивой жизни, обрекает себя на уничтожение и вечные страдания. С одной стороны, принимая Крещение, Иисус Христос берет на Себя всю тяжесть человеческого греха. С другой стороны, освящая Самим Собою воды Иордана, Господь устанавливает Таинство Крещения, в котором, совершая покаяние, многие языческие народы войдут в Новозаветную Христову Церковь ( из камней сих воздвигнуть (сотворить) детей Аврааму — иудеи считали язычников подобными бездушным камням). Луч света, снисходящий с небес ко Христу, изображает и явление Духа Святого, и голос Бога Отца, свидетельствующий о Своем Сыне. В утренней хвалитней стихире праздника воспевается: «Небесные силы ужаснулись, видя чудное таинство; море увидело Его и побежало; Иордан, увидев, обратился назад» (русский перевод). «Когда Избавитель наш — Христос Спаситель — был крещен от Своего раба Иоанна и был засвидетельствован сошествием Святого Духа, видя это, Ангельские силы пришли в ужас» (стихира на «Господи воззвах» праздника Крещения в русском переводе). На иконе праздника эти Ангелы изображаются стоящими в благоговении и трепете справа от фигуры Спасителя. В стихах 113-го псалма, используемых в праздничном богослужении, говорится: Что с тобою, море, что ты побежало, и с тобою, Иордан, что ты обратился назад? ( Пс.113:5 ). В псалме 113м вспоминается переход израильтян через Красное море и Иордан. Эти стихи псалмов вошли и в тексты стихир, изображая ужас и трепет земной природы при погружении Творца мира в воды Иордана.

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

Итак, книжник, несмотря на то что, казалось бы, не считал себя еще учеником Спасителя, а испытывал Его, однако теперь настолько убедился в истинности учения Господа, что воскликнул: Хорошо, Учитель! Истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв 125 . То есть больше всех обрядов. Это не значит, что мы отрицаем обряды. И Спаситель участвовал в обрядах своего времени, пока ветхозаветное богослужение было действительно, пока оно не отменилось, не стало ненужным. Он ходил в храм и совершал все, что было необходимо верующим того времени. Так же должны совершать обряды и мы. Мы должны помнить, что обряды и даже таинства – это средства, а любовь – это цель; чтобы у нас не получилось так, что внешнее у нас препятствует внутреннему. И в нашей православной среде, к сожалению, существует фарисейство. Люди ходят в храм, всё исполняют и мнят, что от одного этого исполнения, без нравственного совершенствования, они уже спасаются. Для того мы и участвуем в таинствах, в особенности в таинстве евхаристии, чтобы развить в себе любовь к Богу и ближнему. И если обряды нам не помогают, то получается, что они напрасны. Мы должны всегда помнить, что любовь больше всех всесожжений и жертв, то есть как самых уважаемых обрядов в Ветхом Завете, так и самых уважаемых обрядов и таинств в наше время. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия 126 . То есть когда человек понимает, что таинства и обряды – это лишь средства к стяжанию добродетелей, и что добродетели, в особенности любовь, выше нашего внешнего поведения, тогда он действительно, подобно этому книжнику, недалеко находится от Царствия Божия. Но, еще раз повторю, Спаситель говорил так книжнику, утверждая только ветхозаветные заповеди. Конечно, мы можем и обязаны понимать их в духе Нового Завета, но иногда Спаситель и откровенно показывал, что Его учение выше, чем учение Моисея. Это будет темой нашей следующей беседы о любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Их вечерние собрания, таким образом, были посвящаемы евхаристии. Что же делает Киприан? опровергает ли он сектантов со стороны времени указанием на то, что они избирают для законной евхаристии незаконное время, именно вечер? Нет. Не порицая выбора времени, он замечает лишь то неудобство для совершения евхаристии вечером, что на эти собрания нельзя сзывать весь народ, всё братство, а потому и не для всех становится ясной сила законного таинства. Из продолжения полемики Киприана с идропарастами видно, однако, что в его время обычной порой для евхаристии был не вечер, а утро. Сократ в своей истории (V, 22; ср. Созомена Ц. И. VII, 19) отмечает следующий любопытный факт: у египетских христиан, живших в соседстве с александрийскими, и у жителей Фиваиды существовал в его время обычай совершать евхаристию по субботам вечером и приобщаться тайн по окончании трапезы с самыми разнообразными яствами. Хотя Сократ и признаёт этот обычай исключением из общего правила, но в нём нельзя не видеть отголоска первохристианской практики, которая, однако, в IV веке была уже заменена почти повсеместно обычаем приобщаться нато- заветных книг, Пение свящ. песней (ψαλμς, μνος, δ) и поучение или проповедь (διδαχ). Что молитва, без которой немыслимо никакое богослужение, входила в состав первохристианской евхаристии, это ясно даёт понять Дееписатель, когда говорит о первых верующих, что „они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах“. Хотя нет в новозаветных книгах прямых и ясных указаний на чтение священного писания на апостольской литургии, но оно так естественно, так согласно с примером церкви ветхозаветной, в состав богослужения которой обязательно входило чтение закона и пророков, что не допускать или оспаривать его нет оснований. Что псалмопение было также в составе первохристианской евхаристии, в этом заверяют нас и пример Самого Спасителя, Который, по совершении новозаветной тайной вечери, пошёл с учениками на гору Елеонскую, воспевше, и слова апостола: „когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом ( 1Кор.14:26 ), или ещё: „научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу “ ( Кол.3:16 ; сн.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К Нему-то, Господу Иисусу Христу, и стремитесь всей душою вашею и всеми помышлениями вашими, как камню живому, т. е. имеющему жизнь в самом себе и источающему эту жизнь всем жаждущим ( Ин.1:4; 7:37 ). Вожди народа Еврейского не признали, отвергли Его, но Господь Бог избрал Его как самый драгоценный, незаменимый камень при создании Церкви на земле, и Он лег во главу угла, т. е. в основание всего духовного здания Церкви Божией на земле, а потому и вы, христиане, образуя собою духовный храм на земле, должны быть живыми камнями в здании Церкви Божией, так как вы, некогда мертвые, теперь, чрез веру в Иисуса Христа и общение с Ним в таинстве Тела и Крови Его, стали живыми, одухотворены и оживлены Духом Святым, пребывающим в Церкви. Будучи живыми камнями, христиане устрояют из себя храм духовный. Веществом связующим эти живые камни Церкви являются вера, надежда и любовь. Вы священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом. В ветхозаветном, рукотворенном храме, сложенном из бездушных камней, богослужение, совершали особо на то поставленные лица; они же приносили и жертвы вещественные. В новозаветном же нерукотворном храме, в смысле новозаветной Церкви, не только лица на то особо поставленные, но и все верующие, как живые, духовные камни Церкви, являются священством святым и с дерзновением, как дети к Отцу, могут приступать к небесному престолу чрез Иисуса Христа со своими духовными жертвами: мира, хвалы и благодарения; под этими же духовными жертвами, которые должен приносить Богу всякий христианин, разумеются и дела милосердия и любви. 6 ст.      Ибо сказано в Писании: „вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится“ ( Ис.28:16 ). Духовный новозаветный храм имеет своим основанием, своим краеугольным камнем Христа. На это значение Христа некогда указывал пророк Исаия. Ибо сказано есть в писании: „вот Я полагаю в Сион камень краеугольный, избранный, драгоценный и верующий в Него не постыдится“ ( Ис.28:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Как последний по времени служения пророк-писатель, Малахия у евреев назван «печатью пророков». Память в Православной церкви 3 января (16 января). Состав и содержание книги. Книга пророка Малахии состоит из 4 глав и содержит одну пророческую речь, изложенную в диалогической форме, которая всё же может быть разделена по-своему содержания на две части: обличительную (1–2 глл.) и пророческую (3–4 глл.). В первой главе пророк говорит о том, что Господь возлюбил потомков Иакова, а Исава отверг ( Мал 1:2–5 ). Но потомки Иакова не проявляют взаимной любви к Господу. «Сын славит отца, и раб боится господина, но где ваша ко Мне любовь и где страх?» – говорит Господь. Далее пророк от лица Божия обличает священников и народ за то, что они оскверняют трапезу Господню тем, что приносят на жертвенник порочных животных (хромых, слепых и больных) и нечистый хлеб. «Поднеси это князю! Будет ли он доволен…» ( Мал 1:6–9 ). Нечестивые жертвы неугодны Богу, пусть лучше затворятся двери храма и не поддерживается огонь на жертвеннике ( Мал 1:10 ). «Ибо от востока и до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему и жертву чистую» ( Мал 1:11 ). Многие экзегеты видят в этом стихе пророческое указание на повсеместное богослужение в новозаветные времена (о котором пришедший Мессия-Христос возвестил в беседе с самарянкой) и пророчество о замене ветхозаветной жертвы новозаветной, т.е. таинством Евхаристии. Формально это пророчество исполнилось в 70 г. по Р.Х., а фактически раньше, – со времени установления Евхаристии на Тайной Вечери и принесения Голгофской Жертвы. Во второй главе пророк сначала от лица Божия обличает священников и угрожает им проклятием и крайним унижением за нарушение завета с Господом их родоначальника Левия и неблагоговейное отношение к жертвеннику ( Мал 2:1–9 ). Далее в Мал 2:10–16 пророк порицает иудеев за то, что они отступили от завета отцов, отвергают законных жён и вступают в брак с иноплеменницами, «дочерьми чужого Бога». «Господь был свидетелем между тобой и женой юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя», – говорит пророк. В конце главы обличается греховное настроение соотечественников пророка, которые, видя временное благополучие нечестивых (т.е. язычников), отрицали правосудие Божие, роптали и говорили: «Всякий делающий зло хорош пред очами Господа» и ещё: «Где Бог правосудия?» ( Мал 2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

(масленица), Светлая (Пасхальная) и Троицкая (седмица после Пятидесятницы). Семисвечник – особый светильник из семи ветвей, укрепленных на одной высокой подставке, который ставится в алтаре за престолом; ветви светильника имеют чашечки для семи лампад или подсвечники для семи свечей. С. знаменует собой семь таинств Православной Церкви, прообразом С. был ветхозаветный светильник из семи лампад в Моисеевой скинии. Серафимы ( евр. – пылающие, огненные) – название одного из 9-ти чинов ангельских, упоминаемых в Священном Писании; по общепринятому пониманию занимают 1-е место в иерархии ангельских чинов, однако, по толкованию прел. Максима Исповедника к названию 7-й главы соч. «О небесной иерархии», входящего в корпус «Ареопагитик», занимают место 3-го чина 1-й степени после Херувимов и Престолов. Изображаются в соответствии со словами пророка Исаии: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли С.; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летали. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» ( Ис.6, 1–3 ). Силы ( греч. δυνμεις) – в христианской ангелологии, согласно автору «Ареопагитик», 5-й из 9-ти чинов ангельских, образующий с Господствами и Властями вторую (среднюю) триаду. Символ веры – краткое изложение основных истин христианской веры. В древней Церкви существовало несколько кратких С. в. В IV веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость пополнить и уточнить прежние С. в. – так возник современный Никео–Константинопольский (Никео–Царьградский) С. в., составленный отцами I Вселенского Собора (Никея, Малая Азия, 325 г.), а в 381 году расширенный и дополненный II Вселенским Собором (Константинополь). С. в. разделяют на 12 членов: в 1-м говорится о Боге Отце, в следующих членах по 7-й включительно – о Боге Сыне, в 8-м члене – о Боге Духе Святом, в 9-м – о Церкви, в 10-м – о Крещении, в 11-м и 12-м – о воскресении мертвых и о вечной жизни. С. в. входит в состав многих богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут (и должны) быть прочитаны у одра умирающего мирянином. Нужно лишь все возгласы священника заменить на: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь», а также опустить молитвы, предназначенные для чтения только иереем. Краткий устав-схема канона молебного на разлучение души от тела Возглас иерея: «Благословен Бог наш…». «Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш…». «Господи, помилуй» (12 раз). «Приидите, поклонимся…» (трижды). Псалмы: 69-й, 142-й и 50-й. Канон молебный. После 6-й песни канона: кондак Великого канона; икос Великого канона. Молитва иерея «о разрешении души умирающего от всяких уз». Молитва иерея о долго страждущем пред смертью . Подготовка усопшего к погребению Тело человека – это храм его души. В своей земной жизни человек прибегает к различным благодатным Таинствам Церкви, которые освящают не только его душу, но и тело. Как в ветхозаветной, так и в новозаветной Церкви к телу усопшего относились с любовью и почтением, поскольку тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор. 15; 53 ). Поэтому его тело приготавливали к погребению определенными действиями. Сейчас такая подготовка включает в себя: 1) омовение тела; 2) облачение усопшего; 3) положение тела в гроб; 4) чтение и пение погребальных молитв. Омовение тела. Символическое значение омовения – будущее воскресение усопшего в чистоте и непорочности. Обычай омовения тела усопшего – древнего происхождения, – свидетельство об этом находим в книге Деяний святых апостолов, где упоминается святая Тавифа, ученица апостола Петра: Она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли (п/ж. – ред.) и положили в горнице ( Деян. 9; 36, 37 ). Тела мирян омывают миряне. Умершего мирянина освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на ровном месте – на лавке или на полу, подстелив ткань. В наше время обмывают обычно пожилые женщины, но лучше, чтобы мужчины обмывали мужчин, а женщины – женщин.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Обычно омовение совершается в конце богослужения. Верующие – мужчины и женщины – по отдельности собираются в комнаты, где приготовлены стулья и тазы с теплой водой. Здесь они выстраиваются попарно и один другому омывает ноги. При этом буквализм сектантов доходит до того, что они перевязывают «чресла свои» полотенцем, уподобляясь тем самым Иисусу Христу. После окончания омовения все идут в зал, где совершается хлебопреломление. Во многих общинах перед вечерей устраивают собрание покаяния, где верующие, кто вслух, кто про себя, просят у Бога прощения. Многие перед вечерей накладывают на себя пост – день ничего, кроме воды, не вкушают. Величайшее значение Евхаристии Православная Церковь видит в том, что в этом Таинстве Божество соединяется со Своим творением. Этим свидетельствуется любовь Творца к людям и повергается всякая ересь, унижающая человека – образ и подобие Божие. О том, что хлеб и вино в Истинной Церкви, среди верных чад Божиих, пресуществляется в Тело и Кровь Христовы, нас учит Писание. Сам Господь во время Тайной вечери «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: Приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И взял чашу и, благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26, 26 – 28 ). Как известно, во все времена хлеб и вино были общечеловеческим символом жизни и веселия, и ветхозаветная Пасха являла акт вкушения пасхальной жертвы, хлеба и вина. А Христос для нас – новая жертва. «Христос заклан за нас», – пишет апостол Павел. На кресте страдал Богочеловек. Вкушая пречистые Тело и Кровь Спасителя, мы становимся участниками жизни Нового Адама. Именно в этом состоит существо жертвенного характера Евхаристии. О том, что Причастие есть вкушение истинного Тела и Крови, писал апостол Павел: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от единого хлеба» ( 1Кор. 10, 16 – 17 ). Здесь под хлебом разумеется Христос – глава Церкви, которая есть Тело Христово. И мы, составляющие Церковь Христову, приобщаемся и питаемся благодатными дарами своего главы – Иисуса Христа. Если бы христиане в Причастии принимали просто хлеб и вино, а не Тело и Кровь, то не стал бы уточнять и апостол Павел, говоря, что все христиане причащаются от одного хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Он открывается перед созерцающим и молящимся как видение. Тайнозритель Иоанн свидетельствует, что он видел " новое небо и новую землю " (Откр. 21:1). Основные христианские догматы - Воскресение Господа Иисуса Христа и Его Вознесение на небеса, общее воскресение мертвых и жизнь " будущего века " (и как подтверждение этих догматов взятие на небо ветхозаветных пророков Еноха и Илии, а также взятие на небо Богоматери) - возможно мыслить лишь при допущении изменений как в составе нашего тела, наших чувств, а также и в общей метафизической картине мира. Вознесение Христа постижимо лишь на основании веры в таинственное изменение и прославление Тела Христа в Воскресении. Оставаясь Богочеловеком, Христос по Воскресении был уже в преображенном теле. Он является среди апостолов, " когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты " (Ин. 20:19). Его не узнала Мария Магдалина, " думая, что это садовник " (Ин. 20:15); явившись ученикам, " Иисус стоял на берегу, но ученики не узнали, что это Иисус " (Ин. 21:4). Его встретили апостолы Лука и Клеопа на пути в Эммаус, но " глаза их были удержаны, так что они не узнали Его " . И лишь " когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них " (Лк. 24:30-31). Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира дольнего в иной мир. Но поскольку этот таинственный мир не доступен нашему чувственному взору, а лишь мыслим, то зрительное выражение его - мнимо. Икона есть видимое невидимого, по слову святого Дионисия Ареопагита. Икона - это окно в горний мир Духа, или, точнее, - из мира Духа в наш мир. Поэтому мнимость и деформация иконописного изображения должны пониматься не как признак ирреальности изображаемого, но лишь как свидетельство его перехода в другую действительность. Следовательно, мир иконы по-своему реален и конкретен. Во всем формальном строе иконы наглядно выражены основные догматические истины христианства и его космологические идеи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2162...

Подобно Ветхозаветному принесению новорожденных младенцев во храм Божий, бывшему по обрезании, Христианское Воцерковление бывает после Крещения, коим собственно совершается посвящение Богу присоединяемых к Церкви. Так соблюдается Воцерковление от первых времен Христианской Церкви. «После того, как омоется уверовавший и давший обет верности, говорит св. Мученик Иустин II века 207 , мы ведем его к так называемым братиям в собрание для того, чтобы совершить усердное общее моление, как о себе, так и о просвещенном и о всех других, повсюду находящихся, дабы удостоиться нам, познав истину, и по делам быть добрыми гражданами и исполнителями заповедей, для получения вечного блаженства». Совершая воцерковление, Священник, по благословении и молитвах о младенце и матери, приемлет его на руки, начертывает им образ Креста пред вратами храма, и Крестом осеняя шествие свое с младенцем, вносит его внутрь храма Божия, и в самый св. жертвенник, т. е. В алтарь, если младенец мужеского пола, и таким образом воцерковляет его во имя Отца и Сына и святого Духа, сим действием освящая младенца входить вкупе с прочими верующими в дом Господень, поклоняться в нем, воспевать Господа и служить Ему духовно. Посему воцерковление есть введение крещенного в общество верующих, для совершения с ними священного жребия служения. Младенцев женского пола не вносят внутрь алтаря; ибо Богослужение, для которого Христиане посвящаются, и в Ветхом Завете возлагалось и в Новом возлагается собственно на мужей. Муж образ и слава Божия есть, говорит св. Апостол Павел; жена же слава мужу есть ( 1Кор.11:7 ). Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви ( 1Кор.14:34–35 ). Попечение Церкви о детях неизвестных родителей Православная Церковь приемлет под свое попечение не только младенцев известных Христиан, но и тех детей, кои, как говорит Бл. Августин 208 , по сокровенным путям Промысла достаются ей, как общей матери, быв брошены родителями, или выкуплены от неверных, или взяты во время войны. И этих сирых детей, коих родители неизвестны, равно как неизвестно и то: крещены ли они, Церковь призывает под свой благодатный кров, постановив крестить их, когда нет достоверных свидетелей Крещения их, а сами они, по своему возрасту, не могут удовлетворительно отвечать о преподанном им таинстве 209 . Попечение Церкви о возрастных, вступающих в нее

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010