Ветхозаветное богослужение, определенное законом, перед пришествием Спасителя, делилось на два вида: на богослужение храмовое и богослужение синагогальное. Первое отправлялось в храме и состояло оно из чтения десятословия и некоторых других избранных мест ветхозаветного Священного Писания, из приношений и жертв и, наконец из песнопений. Но, кроме храма со времени Ездры, начали устроять синагоги, в которых чувствовали особую нужду иудеи, лишенные участия храмового богослужения и не желавшие оставаться без общественного религиозного назидания. В синагоги собирались иудеи по субботам для молитвы, пения, чтения Священного Писания, равно как и для перевода и объяснения богослужения для рожденных в плену и не знавших хорошо священного языка. С пришествием в мир Мессии, Христа-Спасителя, принесшего Себя в жертву за грехи всего мира, обрядовое ветхозаветное богослужение потеряло всякое значение и оно сменяется новозаветным, в основу которого легло величайшее Таинство Тела и Крови Христовой, установленное на Тайной Вечери Самим Господом Иисусом Христом и носящее название Святой Евхаристии, или Таинства благодарения. Это — Бескровная Жертва, Которая сменила собою ветхозаветные кровавые жертвы тельцов и агнцев, только прообразовавших собою Единую Великую Жертву Агнца Божия, вземлющего на Себя грехи мира. Сам Господь Иисус Христос заповедал Своим последователям совершать установленные Им таинства (Луки 22:19; Матф. 28:19), творить молитву частную и общественную (Матф. 6:5-13; Матф. 18:19-20), проповедовать повсюду в мире Его Божественное Евангельское учение (Матф. 28:19-20; Марка 16:15). Из этого совершения таинств, молитвословий и проповеди Евангелия и составилось новозаветное христианское богослужение. Состав и характер его полнее определили св. Апостолы. Как видно из книги Деяний Апостольских, при них уже стали являться особенные места для молитвенных собраний верующих, называвшиеся по гречески ???????? — «церквами,» потому что в них собирались члены Церкви. Так Церковь собрание верующих, объединенных в единый организм Тела Христова, дало свое название месту, где происходили эти собрания. Как в Ветхом Завете, начиная с времен Моисея, богослужения совершались определенными, установленными на то лицами: первосвященником, священниками и левитами, так и в Новом Завете богослужение стало совершаться особыми поставленными через возложение рук Апостолов священнослужителями: епископами, пресвитерами и диаконами. В кн. Деяний и Посланий Апостольских мы находим ясные указания на то, что все эти основные три степени священства в новозаветной Церкви ведут свое начало от самих Святых Апостолов.

http://pravmir.ru/o-bogosluzhenii/

В религии древнейшего этапа богослужение, как правило, понималось по образу и подобию человеческих взаимоотношений. Здесь имели место и корысть, и претензии, и ссылки на свои заслуги, и лесть. Но не следует думать, что весь древний богослужебный культ сводился к этому. Даже в религии первобытных людей было заключено некоторое духовное ядро. Человек смутно инстинктивно сознавал, что он оторван от Божественной жизни, что он нарушил веления Божии. Смысл древних жертвоприношений состоял в том, что человек исповедовал свою преданность, раскаяние, любовь к Богу и готовность следовать Его путем. Тем не менее вокруг этой чистой основы наросла уродливая кора магии. На жертву стали смотреть, как на механический способ заслужить расположение таинственных сил, заставить их служить себе; считалось, что определенные ритуалы с естественной необходимостью влекут исполнение желаемого. «Я дал Тебе, Ты дай мне» – такова общая формула языческого культа. Гомер утверждал, что жертвы и аромат курений приятны богам и они благосклонны к усердным жертвователям. Это было всеобщее убеждение, свойственное всем народам. Первый важнейший сдвиг в этой сфере произошел за много веков до Рождества Христова. В эту эпоху во всех странах тогдашнего цивилизованного мира появились пророки, философы и мудрецы, которые провозгласили бессмысленность магического подхода к богослужению. Они учили, что служение Богу должно заключаться прежде всего не в жертве, приносимой на алтарь, а в очищении сердца и следовании Воле Божией. Видимое богослужение в храмах должно быть выражение богослужения духовного. Самым лучшим выражением такого именно смысла дохристианской жертвы являются слова из книги Левит: «Душа тела в крови; и Я назначил ее (кровь) вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, потому что кровь сия душу очищает» (17, 11). Так уже в патриархальный период сообразно с обетованием, которое потом было выражено в Законе Моисееве, Самим Богом была установлена примирительная жертва. Вследствие этого богоизбранный народ образовал собою религиозную общину, Ветхозаветную Церковь , которой было дано богослужение, и в центре его находилась жертва.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie-sl

Ирмос – начальный стих каждой песни канона. Темы для ирмосов задают ветхозаветные гимны. Для тропарей, следующих за ним в каноне, ирмос является связкой и образцом стихотворного размера, мелодии и – в идеале – содержания, которое должно представить новозаветное осуществление ветхозаветных прообразов. Канон – обширное песнопение в составе утрени, посвященное празднику или святому, состоящее из ирмосов и тропарей, которые соединяются по определенному правилу и образуют песни. Кондак – краткое песнопение в честь святого или праздника. За кондаком во многих последованиях следует икос, в котором более подробно раскрывается мысль кондака. Кондак и икос поются на один глас и оканчиваются (кроме тех, что в акафистах) одними и теми же словами. Крестобогородичен – тропарь, в котором воспоминается плач Божией Матери при Кресте Господнем. Литургия – богослужение, на котором совершается таинство Евхаристии, причащение Тела и Крови Христовых. Занимает главное место в дневном круге богослужений. Остальные ежедневные службы лишь предшествуют литургии и приготовляют к ней. Минея месячная – богослужебная книга, содержащая в себе изменяемые молитвословия церковных служб на каждый день года, посвященные воспоминаемым в этот день праздникам или святым. Октоих – букв. «осмогласник». В православном богослужении используются восемь главных напевов – гласов. На каждый глас имеется недельная служба, в которой стихиры, каноны и проч. поются именно на этот глас, а не на другой. Книга, содержащая недельные службы восьми гласов, и называется Октоихом. Повечерие – буквально – богослужение, совершаемое после ужина, по вечери. Повечерие бывает малое и великое. Первое совершается ежедневно, последнее только по определенному указанию Устава. Характер повечерия – покаянный, в нем ярко выражено сознание немощи человеческой, тягости, несовершенства человеческой жизни. Полунощница – богослужение, именуемое так по времени, в которое должно совершаться, чему соответствуют и песни его, напр.: «Се, Жених грядет в полуночи...». Это богослужение по своей тематике обращено к памятованию смерти, воскресению мертвых и второму пришествию Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Читая Житие прп. Саввы Освященного, нельзя не заметить, с каким вниманием относился преподобный к вопросам совершения уставных служб, что свидетельствует о придании им большого значения общей молитве в Московский митрополит Трифон (Туркестанов) часто говорил, и эти слова увековечены на его надгробном памятнике: «Дети, дети, любите храм Божий. Храм Божий — это Небо на земле». Монастырский храм – это сердце обители, это «источник жизни и бессмертия», – по слову преподобного Амвросия Монастырское богослужение соединяет монахов с живым Богом, с Вечностью и друг с другом, когда «единым сердцем и едиными усты» воспевается и прославляется «Божественное Как солнце на небосклоне сияет и греет, и дает жизнь существующему, так и монастырское богослужение просвещает, согревает, оживляет, одухотворяет жизнь монахов. Однажды в стенах этой прославленной Академии митрополит Минский и Белорусский Филарет/Вахромеев/воскликнул: «Вы в Лавре преподобного Сергия! Дышите воздухом вечности!» Как кислород очищает легкие и несет жизнь каждому органу, каждой клетке, так и дивные, боголепные службы очищают, оживотворяют жизнь каждого брата, каждого монаха, как члена Тела Христова. Ибо в храме Духом Святым вещают древние, премудрые Пророки и Ветхозаветные праведники, проповедуют Апостолы, читаются святые отцы и древние патерики, толкуют Слово Божие богомудрые святители, назидают духоносные игумены и иереи Божии. Святой праведный Иоанн Кронштадтский восклицал: «Богослужение есть райское жительство, пребывание с Богом и святыми, чистое, любовное, ничем не развлекаемое с ними собеседование, посильное благодарение и славословие бренными устами Господа и предначатие вечного славословия с ангелами, прославление св. угодников Божиих, училище благочестия всякой добродетели, приятие высшей благодати в молитве и в таинствах, и соединение с Богом и 297]. Когда у отца Иоанна спросили, откуда у него такая вера, он ответил: «От частого служения Литургии и вседневного чтения Миней, богослужебных книг, служб нашим святым и

http://pravoslavie.ru/74658.html

Содержанием молитвы служили: славословие, прошение, благодарение 3 . Из священных книг при апостольском богослужении читаемы были как ветхозаветные писания: закон и пророки 4 , так и новозаветные. Апостол Павел писал фессалоникийцам: «заклинаю вас Господом прочесть сие послание пред всей святой братией» 5 .·Колоссянам он внушает, чтобы его послание было прочитано и в Лаодикийской церкви 6 . Требование апостола всего удобнее могло быть исполнено при общественном богослужении. В самих писаниях апостольских находим предписание, чтобы при общественном богослужении, рядом с чтением свящ. писания употребляемо было пение. Ап. Павел предписывает ефессянам и колоссянам, чтобы они вразумляли друг друга псалмами, гимнами и песнями духовными. Ефессянам писал он: «исполняйтеся духом, глаголюще себе (оглашая друг друга) во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви» 7 . Колоссян убеждает: «слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости: учаще и вразумляюще себе самех во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви» 8 . Примечание . К временам апостольским надобно отнести происхождение малого славословия: «Слава Отцу и Сыну и Св. Духу», часто употребляемого в писаниях апостольских. По крайней мере, бл. Феодорит говорит, что это славословие предано зрителями и служителями Слова, т. е. апостолами Самыми важными действиями апостольского богослужения были таинства Вступление в церковь Христову возможно было не иначе, как чрез крещение . О совершении этого таинства известно следующее. Из «Деяний апостольских» видно, что ап. Филипп требовал от евнуха веры, как необходимого условия для крещения, и крестил его только тогда, когда тот произнес исповедание веры: «верую, что Христос есть Сын Божий». После чего они сошли в воду оба, и Филипп крестил евнуха. Сошествие в воду указывает на погружение, как на первоначальную форму крещения. По заповеди Спасителя 9 апостолы, всегда верные Его слову, без сомнения крестили с произнесением слов «во имя Отца и Сына и Св. Духа», чему с полной вероятностью можно полагать соответствовало троекратное погружение в воде, оставшееся доныне в церковной практике.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это видно из совета св. ап. Павла, обращенного к ефесским христианам: «Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями, и песнопениями духовными ( Еф.5:18–19 ). Это обстоятельство объясняется отчасти тем, что первоначальными членами церкви Христовой были по большей части иудеи, а они привыкли услаждать свою душу псалмами еще в ветхозаветном богослужении. Пение в ветхозаветном богослужении составляло видную его часть. Вот почему псалмопевец Давид так часто говорит о пении: «Пойте Богу нашему, пойте; пойте Цареви нашему, пойте“ ( Пс.46:7 ), или: «Пою Богу моему, дóндеже есмь“ ( Пс.145:2 ). Из псалмов употреблялись преимущественно те, которые имели отношение к Новому Завету и прообразовали или спасение Христово, или новозаветное состояние церкви Христовой. Например, употреблялся псалом 136-й: «На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом“... Этот псалом, составленный пророком Иеремией, пели Иудеи на развалинах Иерусалима, а также и в плену Вавилонском. Христиане одухотворили этот псалом и пели, относя его значение к небесному Иерусалиму, которого они лишаются, благодаря своим грехам. И теперь, пред наступлением великого поста мы употребляем этот псалом с тем же смыслом, пением его умиляем свою душу и располагаем ее к покаянию. Кроме псалмов, христиане времен апостольских воспевали и другие ветхозаветные песни, применяя их смысл к новому завету. Так, употреблялась песнь Моисея, воспетая после чудесного перехода через Чермное море. Эта песнь, милая сердцу иудеев по ветхозаветным воспоминаниям, была применена и к новозаветным чувствованиям. Спасение от рабства египетского и от власти фараона применялось к избавлению от рабства диаволу, а чудесный переход через воды моря, послуживший к спасению Израиля, относился к водам крещения. Употребляя и другие ветхозаветные песнопения, древние христиане также применяли смысл их к новозаветным обстоятельствам. Так, обличительная песнь Моисея, в которой он напоминает евреям о благодеяниях Божиих в пустыне: манне небесной и воде из камня, христианами применялась к таинству причащения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ветхозаветные тексты продолжают рассказывать о страданиях еврейского народа в египетском плену и о праведнике Иове. Все они говорят, что скорбь не напрасна, и готовят верующих к достойному соучастию в Страстях Господних. Богослужения Великой Среды УТРОМ: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров ВЕЧЕРОМ: Утреня. 1-й час. Третий страстной день посвящен двум событиям — обеду в доме фарисея Симона и предательству Иуды. Богослужебные тексты противопоставляют блудницу, которая помазала ноги Христу благовонным миром, и ученика, соблазнившегося деньгами и выдавшего Учителя врагам. Ветхозаветный блок продолжает рассказывать о тяжкой судьбе еврейского народа и о судьбе Иова, который на сей раз по воле Божьей заболел проказой, но при этом остался до конца верным Богу, без ропота перенося трудности. В этот день последний раз в году совершается Литургия Преждеосвященных Даров . Богослужения Великого Четверга УТРОМ: Часы. Вечерня. Литургия Василия Великого ВЕЧЕРОМ: Чтение 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа . Утреня Великого Пятка Этот день начинает собою собственно страстной цикл. В четверг вечером Христос установил Таинство Евхаристии, в котором вот уже две тысячи лет верующие могут максимально возможным для человека образом соединиться со Христом. В  четверг служится полная Литургия Василия Великого. Она является продолжением вечерни. В принципе, и служиться она должна вечером, однако в современной практике ее перенесли на утро. Наиболее важные тексты этого дня — тропарь «Егда славнии ученицы» и гимн «Вечери Твоея Тайныя днесь» . В этих удивительных по своей красоте молитвах христиане исповедают Христа Богом и просят сделать их достойными единения с Ним в Таинстве Евхаристии. В соборах и храмах, где служит архиерей, после Литургии совершается особый чин — омовение ног. По примеру Христа, который после Вечери умыл ноги ученикам, архиерей моет ноги своим братьям-сослужителям. В четверг уже не читается Псалтирь (вплоть до воскресенья Фоминого) и не кладутся земные поклоны (их совершают только перед Плащаницей).

http://foma.ru/strastnaya-sedmitsa.html

Мы, христиане, составляем единое тело Церкви, единый дом Божий. «Христос как Сын в доме Своем; дом же Его мы» ( Евр. 3:6 ). Вот, мир иной, отличный от мира суеты, соблазнов и земных забот. Вот мир святой, достояние Божие. Он есть Церковь Христова. Этот иной мир, дом Божий на земле, мир молитвы, единения в Боге, мы находим в храме. Христианский православный храм есть преддверие на земле небесного храма, описанного в Откровении св. ап. Иоанном Богословом. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним», слышим в великопостной молитве. Когда в храме приносится бескровная Жертва, тогда «Силы небесные с нами невидимо служат», и сливаются тогда в одно небесный храм с земным. А каждому из нас остается соединиться с небесно-земной Церковью в богослужении в храме всей душой, умом и сердцем. Но чтобы этого достигать, очень важно и необходимо вникать в содержание богослужения, углубляться в него. Богослужение имеет возвышающую, таинственную великую силу. Воспринимаемое сознательно и с любовью, оно очищает сердца, укрепляет волю в добре, совершенствует, наполняет душу верой и любовью к Богу и соединяет с небом в единой хвале Божией. 1. Понятие о православном богослужении Под именем православного богослужения разумеется ряд церковных служб, совершаемых священными лицами. Во время этих служб молящиеся выражают Господу чувства своей веры, надежды и любви, и через это входят с Ним в невидимое, духовное общение, получая помощь Божию для благочестивой жизни на земле, а через Таинства – и спасительную благодать для достижения Царства Небесного. Если же таких чувств у молящихся пока не имеется, то через богослужение они призываются св. Церковью к таким чувствам и научаются переживать их в сердце. 2. Характер православного богослужения Как известно из ветхозаветной истории, не все люди сохранили истинную веру в Бога. Напротив, после грехопадения и вавилонского столпотворения большинство людей забыло истинную веру. Потому и богослужение не у всех народов сохранило свой первоначальный, богоустановленный смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Расхождение между синоптиками и Иоанном в научной литературе объясняют по-разному. Наиболее распространенное объяснение исходит из того, что, поскольку в год распятия Иисуса 14 нисана выпадало на субботу (см.: Ин. 19:31 ), Иисус мог совершить пасхальную вечерю не накануне субботы, а на один вечер раньше – накануне пятницы. Тем не менее по форме и содержанию это была именно пасхальная трапеза, даже если за ней еще употреблялся квасной хлеб. Частью пасхальной трапезы и стала Евхаристия, совершенная Христом. Из рассказа евангелистов следует, что Христос преподал ученикам Свои Тело и Кровь в завершение вечери; по апостолу Павлу – даже после вечери ( 1Кор. 11:25 ). Таким образом, сначала была совершена традиционная ветхозаветная пасха, а потом Христос совершил новую пасху – Таинство Евхаристии. Новая пасха была вправлена в формат пасхальной вечери, содержавшей воспоминание об исходе Израиля из Египта, однако ее основным смысловым фокусом стало распятие и воскресение Христа. И Спаситель заповедал ученикам совершать Пасху не в воспоминание об исходе, а в воспоминание о Нем (см.: Лк. 22:19 ; 1Кор. 11:24 ). Евхаристия в ранней Церкви Евхаристическое богослужение в раннехристианской Церкви сохранило многие черты еврейской пасхальной вечери (так же как христианская Пасха сохранила символизм еврейской пасхи). По форме каждая Евхаристия была подобием еврейской пасхальной трапезы. Она начиналась вечером и могла продолжаться до утра (см.: Деян. 20:7–11 ). Трапеза носила торжественный, ритуально-литургический характер. Ее основным тоном было благодарение. За ней читались книги Ветхого Завета, произносились продолжительные поучения (см.: Деян. 20:9, 11 ), исполнялись псалмы, славословия и «духовные песни» (см.: Кол. 3:16 ), славословия и песнопения (см.: Еф. 5:19 ). Сама Евхаристия – преломление хлеба в воспоминание Иисуса – совершалась в конце трапезы, после того как вся основная пища была уже съедена. Что подразумевает апостол Павел под славословиями, духовными песнями и песнопениями, сказать трудно, но очевидно, что, помимо псалмов, уже в его времена начала складываться собственно христианская гимнография. Кроме того, раннехристианское богослужение знало феномен говорения на языках, впоследствии вышедший из употребления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Храмовое богослужение, в котором мы каждый день участвуем, является для нас, с одной стороны, делом привычным, с другой – событием очень важным и требующим постоянного осмысления и глубокого восприятия. Обращая взор в далекое прошлое, мы видим, что Храм богоизбранного народа был делом не человеческого измышления, но Божественного откровения – Господь показал устроение ветхозаветной скинии Моисею во всех деталях, и заповедовал сотворить в точности по образу, показанному на Синайской горе. Описание скинии занимает в Ветхом Завете несколько глав (Исх. 28–31). Обращая же взор в то будущее, которого ожидаем и которого надеемся приобщиться, из Апокалипсиса видим, что в Небесном Иерусалиме, как ни странно, храма не будет – «ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец» (Отрк. 21, 22), но богослужение будет непрерывным и повсеместным. Всё Откровение Иоанна Богослова наполнено литургическими образами, там мы встречаем и славословие людей и Ангелов, и поклонение Престолу Божию величественных старцев, и благоуханный дым, который есть молитвы святых (См.: Откр. 5, 8). Мы уже находимся не под Законом и не обязаны приносить многочисленные жертвы овнов и тельцов, но еще и не вернулись в свое истинное Небесное Отечество. Наше время – это время Нового Завета, и как «род избранный, царственное священство» (1 Пет. 2, 9), мы должны приносить поклонение Богу «в Духе и истине» (Ин. 4, 24). Всюду, где есть верные, совершается поклонение Богу и Агнцу, приносится бескровная жертва. Это поклонение мы приносим в первую очередь искренней сердечной молитвой, но наиболее ярко это поклонение выражается в совместной молитве и в совместном совершении Таинства Евхаристии. Ибо «где двое или трое (а не только один молящийся) собраны во имя Мое, – говорит Господь, – там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Можно также говорить и о том, что совместное богослужение – это исполнение сразу обеих главнейших заповедей: «возлюби Бога» и «возлюби ближнего». Ведь даже малая нелюбовь и небольшое огорчение, нанесенное брату, не допускают нас приступить к Богу. Так и литургические молитвы свидетельствуют о том, что все стоящие в храме, возлюбив друг друга, единомыслием, «едиными усты и единым сердцем» славят Нераздельную Троицу и причащаются единого Тела. «Итак если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-либо против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23–24).

http://pravoslavie.ru/74653.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010