Скачать epub pdf Слово на день св. Пасхи. Истолкование второго тропаря девятой песни пасхального канона 99 «О, Пасха велия и священнейшая, Христе... подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего». Вот слова пасхальной песни, которые мы так часто слышим с вами, мои возлюбленные о Христе братия и сестры, во дни пасхальных богослужений. Спасительно нам знать, в каком смысле Господь наш Иисус Христос называется Пасхою? Это наименование Христа станет для нас вполне понятным, если мы вспомним установление пасхи в Ветхом Завете при освобождении израильского народа от египетского рабства. Перед десятою египетскою казнью сказал Господь Моисею и Аарону: «Скажите всему обществу Израиля... пусть возьмут себе каждый агнца... и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня этого месяца: тогда пусть заколет его все собрание... к вечеру. И пусть возьмут от крови его, и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его... А Я пройду по земле Египетской в эту самую ночь и поражу всякого первенца... от человека до скота... И будет у вас кровь знамением на домах... и увижу кровь, и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной... И да будет этот день вам памятен и празднуйте его... в роды ваши; как установление вечное» ( Исх. 12:1, 3, 6–7:12–14 ). Как видим, праздник пасхи был установлен в память избавления Богом ветхозаветного Израиля посредстном крови пасхального агнца от смертоносной язвы. Но пасха ветхозаветная была прообразом Пасхи новозаветной. Только здесь Господь избавляет нас от смерти не кровию агнца, а кровию Своего Единородного Сына, Господа Иисуса Христа. Своею смертию и воскресением Господь попрал смерть и даровал нам вечную жизнь, почему в пасхальном тропаре и сказано: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Хотя смерть еще действует в мире, но сила ее уже попрана, и при всеобщем воскресении она окончательно и навсегда будет уничтожена. Тогда во всей полноте осуществятся слова Ап. Павла: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор. 15:55 ; ср. Ос. 13:14 ) Впрочем, новозаветная Пасха является для нас избавлением не только от смерти телесной, но и от смерти духовной, или от власти греха. Это избавление даруется нам также кровию и смертию новозаветного пасхального Агнца, и мы получаем его в таинствах Церкви, когда воспринимаем внутреннюю возрождающую благодать Святого Духа. При помощи этой благодати мы не только избавляемся от порабощения греху, но получаем возможность неуклонно соблюдать спасительные заповеди, достигать святости, быть сынами Божиими по благодати и наследниками небесного Царства. Вот в каком смысле Господь Спаситель наш называется священнейшею Пасхою.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Сокроешь лице Твое – я в страшном смятении; возьмешь от меня дух – умру и в прах свой возвращусь» 119 . Личное мое приобретение, полная моя собственность – грех и беззаконие! И вот когда сравню: с одной стороны – Твои чудные, неизреченные, в каждую минуту ниспосылаемые мне милости, с другой – все мои противления Твоей воле, все мои дерзкие, возмутительные попрания Твоих заповедей, то какой суд будет достаточно строгим, какой приговор вполне достойным над таким злым, неблагодарным, отчаянным существом! О, Господи! На какие бы муки Ты ни осудил меня, к каким бы казням ни приговорил – все «Ты праведен в слове Твоем и чист в суде Твоем»; потому что все это я заслужил, вполне, безусловно заслужил. Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Ведь вот еще, кроме личных моих приобретений, – на мне тяготеет прародительский грех; с самым зачатием моим легло на меня то осуждение, которое постигло первых грешников на земле, и передано ими всему их несчастному потомству. Какая непроходимая бездна греха! Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. А Ты, Господи, любишь истину; правда – основа судов Твоих, не скрыл Ты от меня этого. Не могу я сказать, что согрешил по неведению, по незнанию. Нет, внутри меня Ты поставил судию неусыпного, неподкупного и настолько мудрого, что он вполне умеет различить между добром и злом. Совесть моя положительно, не обинуясь, высказывает мне, чтó грех , и всячески предостерегает от него. Но что пользы? Напрасны все ее указания, предостережения, угрозы – все было напрасно для меня! Я грешил и грешил, не обращая ни на кого и ни на что никакого внимания. Теперь, что же мне остается? Одно и единственное: надежда на Твое неизреченное милосердие. Как в ветхозаветной Церкви прокаженные окончательно очищались семикратным окроплением жертвенной водой, так и теперь Ты, таинственно, окропи меня – и я буду чист, омой меня – и буду белее снега. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя, отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. И как скоро совершится надо мной недостойным чудо Твоего милосердия, отвратишь лице Твое от грехов моих, изгладишь все беззакония, то какой будет это радостной вестью для меня! Воспрянет, оживет все существо мое, доселе страдавшее, изможденное, сокрушенное лежащей на нем тяжестью! Но и затем, что еще ждет меня в будущем? Раз помилованный, сумею ль я воспользоваться чудной милостью? О, как мало надежды! Зная свое прошлое, как страшусь за будущее! О нет, мой Боже! Не на себя, на Тебя единого все надежды мои! Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови, во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего святого не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом владычним утверди мя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Таинство Священства Священство — это таинство, в котором христианину, надлежащим образом избранному на определенную степень церковной иерархии, через епископское рукоположение преподается благодать Святого Духа, облекающая властью совершать таинства и богослужения, учить догматам Христовой веры и наставлять верующих в исполнении нравственного христианского закона (т. е. жизни по заповедям Божиим). Полноценная христианская жизнь невозможна без духовного руководства и участия верующих в богослужении и таинствах, совершать которые могут не все без исключения, но только особо уполномоченные на это лица — священная церковная иерархия. Священство было установлено еще в Ветхом Завете, когда Господь заповедал Моисею посвятить на служение при скинии, месте богослужебного собрания, первосвященника, священников и левитов (помощников при священнодействиях) через возложение рук. Эта ветхозаветная иерархия стала прообразом иерархии новозаветной: первосвященники — прообраз нынешних епископов (также именующихся еще и архиереями), священники — новозаветных христианских священников, левиты — диаконов. С началом Нового Завета, после Искупительного подвига Сына Божия и сошествия Святого Духа на апостолов, когда уверовавшее во Христа человечество возродилось к новой жизни, ветхозаветное священство сменилось новозаветным. Возведение лиц в степени священной иерархии совершается через архиерейское рукоположение с молитвой. Эта форма посвящения выражает благословение и дарование особой Божественной благодати избранному лицу на предстоящее служение, а также наделение его определенными полномочиями. Практика поставления в священный сан через рукоположение, заимствованная из Ветхого Завета (Быт. 48:14–15; Втор. 34:9), употребляется в Церкви с апостольских времен до сегодняшнего дня. Она именуется еще хиротонией. Вот как описывает книга Деяний первые хиротонии: В Антиохии, в тамошней церкви, были некоторые пророки и учители: Варнава и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, еовоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13:1–3). Апостолы Варнава и Павел, проповедав Евангелие… и приобретя довольно учеников… обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян. 14:21–23).

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Так Святая Церковь, подобно «человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая» ( Мф.13:52 ), выносит 92й псалом на свое богослужение и в первоначальном ветхозаветном смысле на Вечерне, и в новозаветном освещении – при подготовке к Таинству Евхаристии. Аминь. Слово на тему: «Бог – Отец» 3 февраля 1988 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В Библии (в Ветхом Завете) только два раза Бог называется Отцом: у Пророков Исаии и Иеремии, т. е. в сравнительно позднее время. До этого Он всегда и для всех – Бог милосердный, любящий, но не Отец. В Него нужно веровать, и эта вера наследственна. Он «Бог Отца моего» ( Исх.15:2 ). В Него надо веровать и Его надо любить ( Втор.6:5 ). Во время деятельности святого Пророка Исаии Бог впервые называется Отцом: «Только ты – Отец наш… Ты, Господи, – Отец наш» ( Ис.63:16 ). Заметим, что здесь Отец еще не личный, а для всего народа – общий Отец. В том же смысле говорит и святой Пророк Иеремия. У этого Пророка прямо приведена речь Божия к народу: «Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением; поведу их близ потоков вод дорогою ровною, на которой не споткнулся; ибо Я – Отец Израилю» ( Иер.31:9 ). Господь наш Иисус Христос развивает это понятие дальше; Он говорит о Боге как об Отце каждого человека: «Отец твой, видящий тайное, воздает тебе явно» ( Мф.6:4 ). Далее, в той же Нагорной проповеди, Он, для того чтобы люди чувствовали себя братьями, предлагает им великую молитву, начинающуюся словами: «Отче наш, сущий на небесах!» ( Мф.6:9–13 ). Теперь обратим внимание на то, что Христос Спаситель неоднократно говорит Своим ученикам о Своем особом отношении к этому Общему Отцу. «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ). «Отец во Мне, и Я в Нем» ( Ин.10:38 ). К Богу, как к Своему личному Отцу, Христос Спаситель часто обращается в дни перед Своими страданиями, а в особенности в Своей беседе и Первосвященнической молитве, произнесенных уже после Тайной Вечери ( Ин.12:28; 17, 26 ). Притом Он сообщает своим ученикам, что Он Сам составляет путь к Отцу, и говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» ( Ин.14, 6 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Тринитас (поклонный крест) перед пещерой Даниила Отшельника в окрестностях монастыря Путна (Румыния). Фото Игоря Зыбина/Православие.Ру Сегодня Православию не нужна секуляризация, чтобы подстроиться под современного человека. Напротив, совершенно ясно, что, ступив на путь секуляризации, оно упустит человека из виду и больше не сможет откликаться на главные вопросы о спасении, продолжающие жечь самые глубины человеческого бытия. Безусловно, Православие всегда соотносилось со временем. Оно всегда помогало своим верным чадам во всех обстоятельствах, во всех их начинаниях, в их стремлении сохранить свою национальную принадлежность, в их желании освобождения от иностранного господства. Так, Румынская Православная Церковь, более трех столетий назад введя в обиход богослужение на родном языке, способствовала этим и созданию румынского литературного языка. Но, подстраиваясь под время, Православие ни в коем случае не подразумевало, что оно перестает быть тайной, равно как это не означало и замену тайны идеологией той или иной эпохи. Православие делало все это, в полной мере уважая ценность творения. Оно всегда останется тайной понятий простых, но главных и необходимых для религиозной жизни. Православие всегда шло этим путем и до сих пор продолжает идти им. Оно несет Христа верующим, Христа, Который «вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13: 8). И это Сам вечно неизменный Христос отвечает им и сегодня таким же совершеннейшим образом, как и вчера. Ветхозаветный закон подлежал изменению: начиная с его откровения его значение все ширилось, но в конце концов он был полностью заменен Христом. Отмена закона была вызвана его несовершенством как таинства для спасения: «Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства» (Евр. 7: 18–19). Все человеческие идеологии проходят по тому же пути. Каждая умирает и заменяется другой; их так же, как «тех священников, было много» (Евр. 7: 23), «а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7: 24–25).

http://pravoslavie.ru/41577.html

Тропарь праздника Пятидесятницы раскрывает смысл этого события: «Егда снисшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа». Здесь содержится напоминание о вавилонском столпотворении, когда Бог, увидев безумие людей, вознамерившихся построить башню до небес, сошел и смешал их языки, чтобы они перестали понимать друг друга и прекратили строительство столпа, который все равно рухнул бы и похоронил их всех под своими обломками ( Быт. 11:1–9 ). Разрушенное по вине людей единство человеческого рода восстанавливается в Церкви, где нет различия по национальному и языковому признаку, но всем дается «новый язык» – язык веры и молитвы, единомыслия и любви. Всякий раз, когда вавилонская башня рушится (а она вновь и вновь рушится на протяжении всей истории), происходит «смешение языков», обостряются противоречия между нациями, возрастает непонимание и недоверие. И только Святой Дух, который есть «Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия» ( Ис. 11:2 ), Который живет и действует в Церкви, может примирить всех, призвать к соединению и согласию. Церковная иерархия В Древнем Израиле священниками могли становиться только лица, принадлежащие по рождению к колену Левия: для всех остальных священство оказывалось недоступным. Левиты были посвященными, избранными для служения Богу – они одни имели право приносить жертвы, воскурять фимиам, возносить молитвы и петь в храме; участие народа в богослужении сводилось к пассивному присутствию. Но ветхозаветные жертвы, как говорит апостол Павел, не могли избавить человечество от рабства греху: «Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи... Всякий священник ежедневно стоит в служении и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов» ( Евр. 10:4–11 ). Поэтому Христос принес в жертву Самого Себя, чтобы раз и навсегда избавить человечество от рабства диаволу: «Освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Установление таинства Евхаристии произошло во время Тайной вечери и описано в трех синоптических Евангелиях ( Мф.26:17–30 ; Мк.14:12–26 ; Лк.22:7–39 ) и у ап. Павла ( 1Кор.11:23–25 ). Согласно этим описаниям, Господь Иисус взял хлеб, благословил, преломил и подал ученикам, сказав: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое» (текст приведен по Мк.14:22 ); затем Он также подал и чашу, сказав: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (текст приведен по Мк.14:24 ; эти слова Христа над хлебом и чашей принято называть установительными). Установительные слова прямо указывают на связь Евхаристии с добровольными страданиями Спасителя: образ изливаемой крови и отделения ее от тела является символом смерти; обозначение крови как крови Завета говорит о жертве – поскольку заключенный при Моисее Завет между Богом и Его народом был утвержден жертвоприношением и окроплением людей жертвенной кровью (ср.: Исх.24:4–8 ); слова о том, что Тело «предается» за учеников ( Лк.22:19 ), подчеркивают добровольность страданий. На это же указывают общий контекст Тайной вечери, которая в одно и то же время была и вкушением ветхозаветной пасхальной жертвы (ср.: Мф.26:17 ; Мк.14:12–16 ; Лк.22:7–16 ), и началом Страстей Христовых (непосредственно за Тайной вечерей, согласно всем четырем Евангелиям, произошли Гефсиманское моление и затем взятие Господа Иисуса под стражу). У ап. Луки и Павла установительные слова Христа содержат заповедь: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ; 1Кор.11:24–25 ); ап. Павел поясняет, что Евхаристия является воспоминанием Смерти и Воскресения Спасителя: «Всякий раз, когда вы едите Хлеб сей и пьете Чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор.11:26 ). По свидетельству Книги Деяний свв. апостолов, первые христиане «постоянно пребывали в... преломлении хлеба» (2:42). Евхаристия с самого начала стала центральным богослужением христианской Церкви, будучи одновременно как общинной трапезой 5 , совершаемой предстоятелем (апостолом, епископом или – по распоряжению епископа – пресвитером), так и воспоминанием Смерти и Воскресения Господа, во исполнение слов Христа: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ; 1Кор.11:24 ), причем ранняя Церковь понимала евхаристическое воспоминание не как напоминание о прошедших событиях, а как подлинное и действенное приобщение к ним. Заповедь «Сие творите в Мое воспоминание» выражает волю Христа о совершении Евхаристии до Его Второго Пришествия, как об этом говорит ап. Павел: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор.11:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Христос завещал нам любить друг друга, Он сказал, что по этой любви будут узнавать Его учеников . И эта святая, заповеданная Им любовь действует в Церкви, соединяющей Небо и землю, Богородицу, Ангелов, святых и нас с Возлюбившим и Усыновившим нас Богом. И именно эта любовь и Благодать Святого Духа побуждают Пресвятую Богородицу, Ангелов и святых, видящих наши нужды, помогать нам, грешным. И эта любовь должна побуждать нас обращаться не только к Богу, но и к пребывающей вместе с Ним Его Пречистой Матери и святым. Если нет в нас любви, мы должны жаждать ее обрести, так как без нее нет и Бога, ибо Он есть Любовь. Господь сказал, что идущего к Нему Он не прогонит. Но если мы, со своими нераскаянными грехами, и особенно лицемерием, будем скрываться от Света в темноте и отлучать себя от любящего Бога, то нам никто не сможет помочь, так как это наш личный выбор – страшный суд над своей несчастной душой. Человек призван переродиться, приближаясь к Богу. Изменение и есть содержание и смысл покаяния. С призывом к покаянию вышел на проповедь великий пророк Иоанн Предтеча. Это был необычный человек, недаром Церковь называет его земным Ангелом. Он был призван приготовить людей к Пришествию Спасителя. Иоанн приходился родственником Пресвятой Богородице. И они во многом схожи друг с другом: оба родились у святых и престарелых родителей, перед рождением обоих небесный посланник – Ангел возвещал родителям о причастности их детей к Тайне спасения мира. О сослужении этих людей Спасителю предсказывали ветхозаветные пророки. И Мария, и Иоанн воспитывались вне родительского дома: Она в Иерусалимском храме, он в пустыне. И в роскоши храма, и среди лишений пустыни в становлении личностей этих детей принимали участие Ангельские Силы. Каждый из них в дальнейшем старался умалиться перед Христом, обоих Бог возвеличил особенным образом, что отражено в Предании, Богослужении и иконографии: в иконостасе они всегда возле Господа Иисуса Христа, по правую и левую руку от Него . Иоанн вел жизнь аскетическую и праведную, он был известен и почитаем среди людей в Иудее, многие становились его учениками. Ветхозаветный пророк Исаия говорил об Иоанне, что ему надлежит приготовить путь Господу, прямыми сделать пути Ему. Это составляло главный смысл служения Иоанна, его второе имя – Предтеча, что значит – Предшественник. Он крестил людей в водах реки Иордан , при этом они исповедовали Богу свои грехи. Это еще не было тем благодатным Новозаветным Таинством Крещения, через которое мы входим в Церковь Христову теперь. Нет. Это было подготовкой к принятию людьми Спасителя. Иоанн говорил приходящим к нему людям: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3: 11).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

«Царственное священство» В Древнем Израиле священниками могли становиться только лица, принадлежащие по рождению к колену Левия: для всех остальных священство оказывалось недоступным. Левиты были посвященными, избранными для служения Богу – они одни имели право приносить жертвы, воскурять фимиам, возносить молитвы и петь в храме; участие народа в богослужении сводилось к пассивному присутствию. Но ветхозаветные жертвы, как говорит апостол Павел, не могли избавить человечество от рабства греху: «Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи… Всякий священник ежедневно стоит в служении и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов» ( Евр.10:4-11 ). Поэтому Христос принес в жертву Самого Себя, чтобы раз и навсегда избавить человечество от рабства диаволу: «Освящены мы едино-кратным принесением тела Иисуса Христа… Он… принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога… Он одним принесением навсегда соделал совершенными освящаемых» ( Евр.10:10-14 ). Христос стал одновременно и Священником, и Жертвой. Не принадлежа по рождению к колену Левия, Он стал единым истинным «Первосвященником во век по чину Мелхиседека» ( Пс.109:4 ). Мелхиседек, некогда встретивший Авраама, принесший хлеб и вино и благословивший его, – священник «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» ( Евр.7:3 ) – был ветхозаветным прообразом Христа. Отдав Свое Тело на смерть и пролив Кровь за людей, преподав в таинстве Евхаристии это Тело и эту Кровь верным под видом хлеба и вина, создав Свою Церковь, которая стала Новым Израилем, Христос упразднил ветхозаветную церковь с ее жертвами и левитским священством, снял завесу, отделявшую Святое святых от людей, разрушил непреодолимую стену между сакральным левитством и просранным народом. В Церкви Христовой все люди являются «царями и священниками» ( Откр.1:6 ), все вводятся во Святое святых, все становятся «родом избранным»: «И вы сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы… Вы род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, чтобы возвещать совершенства призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда непомилованные, а ныне помилованы» ( 1 Пет.2:5-10 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/vo-chto-ve...

Церковь Христова разделяется на две части: на паству и иерархию. Паству составляют все верующие в Господа Иисуса Христа. Священноначалие же Господь уполномочил быть в Церкви учителями, священнослужителями и духовными управителями, которым все прочие христиане должны повиноваться в делах веры. В Древнем Израиле священниками могли становиться только лица, принадлежащие по рождению к колену Левия; для всех остальных священство оказывалось недоступным. Левиты были посвященными, избранными для служения Богу – они одни имели право приносить жертвы, воскурять фимиам, возносить молитвы и петь в храме; участие народа в богослужении сводилось к пассивному присутствию. Но ветхозаветные жертвы, как говорит ап. Павел, не могли избавить человечество от рабства греху: «Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи... Всякий священник ежедневно стоит в служении и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов» ( Евр.10:4–11 ). Поэтому Христос принес в Жертву Самого Себя, чтобы раз и навсегда избавить человечество от рабства диаволу: «Освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа... Он... принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога... Он одним принесением навсегда соделал совершенными освящаемых» ( Евр.10:10–14 ). Христос стал одновременно и Священником, и Жертвой. Не принадлежа по рождению к колену Левия, Он стал единым истинным «Первосвященником во век по чину Мелхиседека» ( Пс.109:4 ). Мелхиседек, некогда встретивший Авраама, принесший хлеб и вино и благословивший его, – священник «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» ( Евр.7:3 ) – был ветхозаветным прообразом Христа. Отдав Свое Тело на смерть и пролив Кровь за людей, преподав в таинстве Евхаристии это Тело и эту Кровь верным под видом хлеба и вина, создав Свою Церковь , которая стала Новым Израилем, Христос упразднил ветхозаветную Церковь с ее жертвами и левитским священством, снял завесу, отделявшую Святое Святых от людей, разрушил непреодолимую стену между сакральным левитством и профанным народом. В Церкви Христовой все люди являются «царями и священниками» ( Откр.1:6 ), все вводятся во Святое Святых, все становятся «родом избранным»: «И вы сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы... Вы род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, чтобы возвещать совершенства призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда непомилованные, а ныне помилованы» ( 1Пет.2:5–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010