«Блажен человек, слушающий меня, бодрствующий каждый день у ворот моих, стоя на страже у дверей моих, потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа...» Конечно, – скажем, – эти возвышенные образы не выдает автор книги за некие свои мистические видения или откровения свыше. В первых же словах этой своей книги он предупреждает, что будет говорить причтами, а это значит аллегориями: «Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление..., простым дать смышленость, юноше – знание и рассудительность; послушает мудрый – и умножит познание, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их...» Хотя слова призывов в книге аллегоричны, но духовное созерцание писателя книги выражает полноту его веры, созерцания истины. Это дает ему право или долг перейти к деяниям Премудрости на земле. Здесь его духовный взор преображается в богодухновенный . «Премудрость создав себе Дом, и утверди столпов семь. Закала своя жертвенная, и раствори в чаши Своей вино, и уготовав Свою Трапезу. Посла своя рабы, созывающие с высоким проповеданием на Чашу глаголющие: иже есть безумен да уклонится ко мне, и требующим ума рече: Придите, едите мой хлеб и пейте вино, еже раствори вам. Оставите безумие, и живи будете. И взыщите разума, да поживете, и исправите разум в ведении...» Приводим этот отрывок в церковно-славянском его чтении, так как чтение его введено в наше богослужение в Богородичные праздники. А это применение его указывает на то, что здесь отцы Церкви видят действительно облагодатствованное пророчество о Новом завете: Ипостасная Премудрость есть воплотившийся Сын Божий; Дом Премудрости – Церковь Христова; Трапеза – таинство Тела и Крови Христовых. А при этом и Сама Богородица – первый на земле дом Сына Божия. В богослужении Церковь пользуется и другими чтениями из книги Притчей. Так в христианском сознании плод художественного олицетворения, принадлежащий ветхозаветному верующему мыслителю, возвышается в степень пророческого видения, превышая, к чести писателя, точку зрения его самого на достоинство его творения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас». Девять заповедей блаженств гармонично дополняют ветхозаветный Декалог. Но если десять предписаний Моисеева Закона говорят в основном о внешней форме поступков и категорично запрещают делать нечто, то в заповедях блаженств речь идет о внутреннем настрое человеческой души, сами же заповеди преподносятся не в качестве нравственного императива, а как условия, выполнив которые, человек обретает подлинное счастье и вечное блаженство. Таким образом, Христос говорит нам о том, что для того, чтобы достигнуть Царствия Божия уже на земле, человеку необходимо в первую очередь переродиться внутренне: осознать в полной мере свою духовную нищету и смириться; плакать о своих грехах и в итоге обрести душевный мир и утешиться; видя свою греховность, сделаться кроткими, незлобивыми и наследовать землю в жизни вечной; стремиться исполнить правду Божию и достигнуть праведности; подражать Милостивому Господу в делах милосердия и получить высшее оправдание; сокрушаясь о своих грехах и совершая добрые дела, очистить свое сердце и духовным оком узреть Самого Бога; подражая Сыну Божьему, примирившему мир с Богом, стремиться водворять везде мир и врачевать вражду и разделения; утверждая же правду Божию, претерпеть скорби от мира, который будет изгонять из своей среды такого человека, но и это переносить стойко и мужественно, надеясь обрести высшую награду на небесах. V. Православное богослужение и практика личного благочестия Церковные Таинства и обряды Понятие «Таинства» имеет долгую историю в восточно-христианской Церкви. В современном православном словоупотреблении Таинством называется одно из священнодействий, в которых верующему подается благодать Святого Духа .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Блаженный Иероним Стридонский пишет: «После того, как совершена была пасха, имеющая значение прообраза, и после вкушения вместе с апостолами плоти агнца, Он взял хлеб, – который укрепляет сердце человека, – и совершает переход к истинному священнодействию Пасхи, чтобы подать истинное Свое Тело и Свою Кровь» 509 . – Здесь мы видим настоящий сакрально-богослужебный переход в один вечер от ветхозаветного богослужения к новозаветному богослужению. Сказано: «Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона» ( Евр.7:12 ) – то есть «закона» нового литургического обряда, для нового новозаветного священства. И апостолы – как живые свидетели того, что происходило на Тайной вечере, – через порядок предания донесли до нас, как надо совершать это Таинство. Вечеря называлось «Тайной» не только ради страха иудейского – конечно, нет! Но прежде всего потому, что через нее мы все, верующие в Иисуса Христа как Сына Божия, входим в мир Святых Таинств, совершаемых Духом Святым. Сказано: «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче (то есть тем более. – О.С.) Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» ( Евр.9:13–14 ). – То есть все ветхозаветные обряды и ритуалы относились только к плоти и не могли довести до совершенства душу. Сказано: «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов» ( Евр.10:1–2 ). Христос именно освобождает нас от ответственности за грех и в Святом Причастии попаляет и саму склонность ко греху, чтобы освобожденные от власти греха «не имели бы уже никакого сознания грехов». Ибо осознание прежних грехов не способствует духовному росту и ввергает душу в уныние.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В ветхом завете храм был дан только еврейскому народу, в новом же завете он сделался достоянием всех народов. Дом Мой, домом молитвы наречется для всех народов, сказал Христос Спаситель ( Мк.11:17 ); поэтому новозаветные храмы устроятся не в Иерусалиме только ( Ин.4:21 ), но на всяком месте среди верующих. Как ветхозаветный храм во всех своих богослужебных приспособлениях устроен был по образу, показанному Моисею Самим Богом ( Исх.25:1, 8:9 ), так и новозаветные храмы с главнейшими предметами богослужения устрояются по образу храма небесного, показанного Богом тайнозрителю Иоанну ( Откр.11:1, 19, 15:5–8, 4:2–11 ). Храмы, как места особенного присутствия Божия и места молитвы, будут существовать на земле до второго пришествия Христа Спасителя. Апостол Павел, говоря о втором пришествии Христа Спасителя, замечает, что день Христов не наступит, доколе не придет прежде человек греха, сын погибели, т.е. антихрист, противящийся и превозносящийся выше всего... так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога ( 2Фес.2:1–4 ). По Слову Божию, пребывание рукотворенного святилища-храма среди народа означает пребывание там Самого Бога ( 3Цар.9:3 ; Иез.43:5–7 ; Лев.26:11–12 ). Следовательно, наоборот, отсутствие святилища, храма у известного народа есть верный признак того, что этот народ отступил от пути Божия, и Господь оставил его. б) Об иконах Почитая храмы Божии, мы должны почитать все святыни храма: св. иконы, честный крест, св. мощи, ибо все это установлено Самим Богом. В частности, относительно свящ. изображений, или икон, Богом даны следующие повеления: И сказал Господь Моисею, говоря: сделай из золота двух херувимов чеканной работы, сделай их на обоих концах крышки и положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе ( Исх.25:1, 18:19–22 ; читай также Исх.26:1–31 ). В храме иерусалимском, заменившем скинию, также были поставлены св. изображения херувимов. И поставил он (Соломон) херувимов среди внутренней части храма... И на всех стенах храма кругом сделал резныя изображения херувимов... На двух половинах дверей из масличнаго дерева он сделал резных херувимов... ( 3Цар.6:23–27, 29:32 ). И хотя Соломону не было особого повеления от Бога сделать эти изображения, Господь не только не осудил его за это, но даже выразил особое благоволение к нему. Я услышал молитву твою, – говорил ему Господ, – и прошение твое, о чем ты просил Меня. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни ( 3Цар.9:3, 8:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

В. Признают ли сектанты таинство елеосвящения? О. Нет не признают, потому что они не Апостольскую веру приняли, как православные, а людскую, выдуманную по диавольскому обольщению. 21. О вещественной святыне и о святых храмах В. Какая у христиан есть вещественная святыня? О. У христиан есть святые храмы, св. крест Христов, св. иконы, св. мощи и священные предметы для богослужения. В. Почему христиане имеют вещественную святыню? О. Потому что и в Ветхом Завете, и в Новом Завете всегда была вещественная святыня, и будет она в Церкви Христовой до скончания века. В. Были ли у христиан св. храмы, или церкви? О. Сначала христиане молились в Ветхозаветном Иерусалимском храме. После Вознесения апостолы «пребывали всегда в храме, прославляя Бога» ( Лк.24:53 ). После у христиан появились свои храмы или церкви. О христианах передается в св. Писании: " целый год собирались они в Церкви и учили не малое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» ( Деян.11:26 ). В. Отличался ли храм или церковь у первых христиан от жилого дома? О. Отличался. Ап. Павел пишет: «Жены, ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей, ибо неприлично жене говорить в церкви " ( 1Кор.14:34–35 ). В. Всегда ли будут храмы у христиан? О. Всегда, до второго пришествия Спасителя. Свящ. Писание передает, что перед Страшным Судом придет антихрист «откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог , выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:3–4 ). Значит, храмы будут до второго пришествия. В. Признают ли сектанты христианские храмы? О. Нет, не признают и отвергают их, потому что сектанты – приспешники и служители антихриста и предтечи его. Они и глумятся над храмами, как антихристы. 22. О святом кресте Христовом В. Чем является для христиан честный Крест Господень? О. Крест Христов является внешним, видимым отличием христиан: кто имеет крест Христов и чтит его, тот, значит, верит во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

В Церкви христианин познает истину и освящается благодатью Духа Святого. В таинстве Причащения он входит в реальное общение с Христом, воплотившимся Сыном Божиим, через Него делается причастником Божеского естества. В этом таинственном общении с Богом человек получает силы бороться с грехом и любить Бога и ближних. Сделав это вступление, рассмотрим теперь подробнее учение Спасителя и апостолов о Церкви. Раскрытие природы Церкви в образных сравнениях Образные сравнения (притчи) помогают понять природу Царства Небесного. Каждая притча о Церкви раскрывает какую-нибудь сторону ее жизни, в своей же совокупности они учат об единстве Церкви: один овечий двор, один виноградник, одна лоза, один Ноев ковчег, одно Тело, одно здание и т.д. Как Бог един, а душа неделима, так и истинная Церковь должна быть единой и неделимой, сохраняя свою сущность на протяжении всего своего существования и не подвергаясь дроблению. Церковь – зерно , выросшее над землей в могучее дерево ( Мф. 13:31, 32 ). Здесь показывается внутренняя жизненная сила Царства Божия, как прообраз быстрого роста Церкви. «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян... когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится большим деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» ( Мф. 13:31, 32 ). Проходя стадии своего развития, дерево несколько меняет свой вид, но не сущность. Подобным образом и Церковь на своем историческом пути проходила через разные фазы изменения внешней церковной жизни и богослужебной практики: менялись формы управления поместных церквей, совершенствовались богослужения, появлялись новые благочестивые обычаи, праздники и посты, возникали новые молитвы и церковные мелодии, уточнялась формулировка христианских истин с использованием новых философско-религиозных терминов, но суть учения Христова и сила благодати остались теми же, что и при апостолах. Церковь – виноградник : Мф. 20:1–10 ; Мф. 21:33–46 , 1Кор. 3:6–9 (также смотри Песн. 1:5 , Ис. 5:1–7 , Ис. 27:2 , Иер. 12:10 ). Это образное обозначение Царства Божия возникло еще в Ветхом Завете. Цель виноградника приносить Богу плоды веры и добрых дел. Нужны труженики-виноградари, заботящиеся об умножении плодов в саду, т.е. нужна церковная иерархия, священство. Ветхозаветные виноградари оказались неверными. «Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим» ( Лк. 20:15, 16 ). Христос заменил ветхозаветное священство новозаветными пастырями и учителями (об этом будет сказано подробнее). Уподобление, близкое предыдущему, Церковь – сад: «Я (Павел) насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог растящий» ( 1Кор. 3:6, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

в) Через премудрых ловцов – апостолов Христос Бог наш «уловил вселенную». Это значит, что евангельское учение через них распространилось по всему миру, так что еще при жизни апостолов «по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» ( Рим.10:18 ). И на сие была воля Христа Спасителя. Он сказал апостолам: «Идите по всему миру и протоведуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ). «Идите, научите все народы» ( Мф.28:19 ). Посему и Церковь Христова именуется вселенской: в противоположность Церкви ветхозаветной, заключавшей в себе один избранный народ, она имеет в своем составе верующих всех мест и времен, из иудеев и язычников. Это не значит, однако, чтобы все члены Церкви Христовой спаслись единственно потому, что они члены ее. Христос Спаситель в одной из притчей Своих Царство Небесное, т. е. Церковь Свою – это Царство Небесное на земле – уподобляет «неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет, – прибавляет Спаситель, – при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.13:47–50 ). Итак, не все члены Церкви земной, воинствующей, войдут в Царство Небесное, в Церковь торжествующую, потому что не из одних праведных состоит Церковь земная. Христианин! Размышлял ли ты о страшном отлучении злых от праведных, имеющем быть при кончине века? И при этом размышлении приводила ли тебя в страх возможность не попасть в число оправданных? Ведь много званых, мало избранных ( Мф.22:14 ). Много рыб попадается в невод, закинутый в море, но не все годны в пищу, не все отбираются в сосуд. Все мы, как православные христиане, принадлежим к одному церковному обществу, и все, как члены его, пользуемся одинаковыми правами, все – и праведники, и великие грешники – приступаем к Таинству Тела и Крови Христовой и к прочим Таинствам, все участвуем в одних и тех же молитвах церковных, все внемлем одному и тому же Слову Божию; но можем ли быть уверены, что при кончине века, на Страшном Суде ангелы не отделят одних из нас от других, что все мы вместе поставлены будем одесную престола славы, как все вместе стоим в храме перед престолом благодати? Ведь дело не в том, чтобы принадлежать к Православной Христовой Церкви, а в том, чтобы быть истинными сынами ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Важно также осознавать, что у Бога на небесах есть храм, где Он восседает на престоле, и где Ему поклоняются Ангелы и святые. Так, в Апокалипсисе говорится о мучениках за Христа: «За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его , и Сидящий на престоле будет обитать в них» ( Откр.7:15 ) 361 . Сидящим в храме Господа видит и Исаия: «...видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм » ( Ис.6:1 ). Церкви же дана заповедь: «подражайте Богу, как чада возлюбленные» ( Еф.5:1 ). Вот поэтому, в подражание Богу, Ангелам и святым, служащим Богу в храме, Церковь на земле также строит и обустраивает храмы. И как ветхозаветная скиния (а затем и иерусалимский храм) была устроена по образцу небесному – «по образу, который показал Господь Моисею» ( Числ.8:4 ); «сделай всё по образу, показанному тебе на горе» ( Евр.8:5 ) – то так же устраиваются и новозаветные храмы – по образу, показанному Иоанну Богослову в Откровении, Моисею на горе Хорив и Исаии и другим пророкам в видениях. И Православная Церковь воспринимает храм и всё совершаемое в нём Богослужение, прежде всего, как присоединение к служению Ангелов и небесной Церкви, как сослужение с ними – в церковных песнопениях эта мысль утверждается постоянно, когда говорится, например, что верные на литургии «таинственно изображают херувимов» 362 ; что «силы небесные с нами невидимо служат»; что с Ангелами – «с сими блаженными силами» и мы «вопием и глаголем», и т.п. Св. Иоанн Златоуст , например, говорит: «Священнослужение совершается на земле по чиноположению небесному. Ибо не человек, не Ангел, не Архангел, и не другой кто-либо из сотворенных, но Сам Утешитель учредил сие служение, и людей, ещё облечённых плотию, соделал представителями служения Ангелов» . О том же говорит и св. Григорий Богослов в слове к готовящимся креститься: «Предстояние твоё великому алтарю, к которому будешь допущен тотчас после крещения, есть предизображение тамошней (небесной) славы, псалмопение, с которым тебя ведут, есть начало тамошнего песнопения» [ 4 ] . Итак, на православном Богослужении поистине небо встречается с землёй.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Вопросы: 1. Каков был смысл принесения в жертву пасхальных агнцев в ветхозаветное время? 2. Почему не погибли еврейские дети в Египте? 3. Почему Моисей заповедал есть пасхального агнца, не переламывая костей? 4. Почему эта пасхальная Вечеря в Сионской горнице называется Тайной? 37. «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое ( Мф.26:26 ). Евангелист Лука прибавляет еще такие слова: которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ). И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:27–28 ). Когда мы участвуем на Литургии в Таинстве Причащения и принимаем в себя часть Святого Евхаристического Хлеба — Тела Христова, — мы не кусочек Христа принимаем, а Его Самого целиком. В Ветхом Завете члены ветхозаветной Церкви (Израильского общества) ели мясо ягненка — пасхального агнца, который был прообразом Истинного Агнца Божия — Иисуса Христа. Христовы ученики приобщаются уже не символического, как древние евреи, а Самого Агнца Божия, соединяют свою жизнь с жизнью Воскресшего Богочеловека Христа. Происходит величайшая и важнейшая встреча со Христом и соединение с Ним. Он входит в нашу жизнь, а мы в Его, очищая и освящая свою душу. Христос говорит о Новом Завете. Новый Завет — это новые семейные отношения с Богом. Они рождаются через соединение человеческой жизни со Христом. В конце Тайной Вечери Спаситель мира устанавливает Святейшее Таинство Евхаристии (Благодарения), или иначе — Святого Причащения. В молитве перед Причащением есть такие слова: «Вечери Твоея тайныя днесь (сегодня), Сыне Божий, причастника мя приими». Мы просим Бога принять меня сегодня — «днесь» — причастником Его Тайной Вечери, то есть участвующим в ней. Таинство Евхаристии — Святого Причащения, — как и другие Таинства в Православной Церкви, совершает наш Господь Иисус Христос, священник же — служитель Таинств — священнодействует. В церковных богослужениях и Таинствах мы встречаемся с вечностью. Причащаясь на Литургии, мы через священника из рук Самого Иисуса Христа принимаем Его Тело и Кровь, Которые Он на Тайной Вечери преподал апостолам.

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

Все члены Церкви разделяются на два состояния: священство (или клирики) и миряне (или паства). Быть священником может не каждый, но тот, кто получил особый дар в таинстве возложения рук священства, или хиротонии. Оно должно совершаться лишь над теми, кто призван Богом и обладает качествами, необходимыми для такого служения (см.: 1Тим.3:1–8 ). Чтобы вкратце представить учение Православной Церкви о священстве, обратимся сперва к ветхозаветной истории, а затем к Новому Завету и закону благодати. Бог обещал народу израильскому, что тот будет Ему царственным священством и Церковью Божией, если сохранит заключенный с Ним завет: если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым ( Исх.19:5–6 ); вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего ( Ис.61:6 ). При этом Он Сам еще в Ветхом Завете установил священство особого рода (см.: Исх.40:12–15 ). И ясно, что всеобщее священство, о котором говорят тексты, где все израильтяне названы царственным священством и народом святым (см.: Исх.19:5–6; 28:41–43 ; Ис.61:6 ; 1Пет.2:9 ), не то же, что священство, учрежденное Богом для духовного руководства народом и избранное Им только из рода Ааронова, откуда оно и поставлялось на служение до скончания Ветхого Завета. Это второе священство имело Божие призвание (см.: Исх.28:1–3 ); на него поставляли через освящающее богослужение и обряд, прямо заповеданные Богом: И приведи Аарона и сынов его ко входу в скинию собрания... и помажь его, и освяти его, чтобы он был священником Мне. И сынов его приведи... и помажь их, как помазал ты отца их, чтобы они были священниками Мне, и помазание их посвятит их в вечное священство в роды их ( Исх.40:12–15 ; ср.: Лев.8:12–13 ). Итак, через помазание и освящение Аарон был посвящен в первосвященника, а сыновья его в священники. Впоследствии, по Божию повелению, как помощники священникам за богослужением назначены были левиты ( Числ.3:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010