Владыке было 77 лет   4 июня. ПРАВМИР. На 78-м году скончался находящийся на покое епископ Аркадий (Афонин). Он был настоятелем храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках г. Москвы. Епископ Аркадий (в миру — Александр Петрович Афонин) родился 15 июля 1943 года в селе Чекалино Сергиевского района Куйбышевской области в крестьянской семье. В 1964-68 годах  учился в Московской духовной семинарии. 5 октября 1966 года зачислен в братию Троице-Сергиевой лавры. 21 апреля 1991 хиротонисан во епископа Магаданского и Камчатского. В 1993 году назначен епископом Южно-Сахалинским и Курильским. В 1997 году назначен епископом Томским и Асиновским, с 6 октября 1998 г. — епископ Ветлужский, викарий Нижегородской епархии, с 29 декабря 1999 г. — епископ Южно-Сахалинский и Камчатский. С 2001 года находится на покое. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/skonchalsya-episkop-ar...

1016 Кантата «Хвала Тебе, Создатель» – написана на стихи воспитанника Вифанской ДС (выпуска 1880 г.) Д.М. Минервина, впоследствии преподавателя Московской ДС (см.: Там же. С. 10–11). 1017 См.: Введенский Д.И. Заслуги Вифанской духовной семинарии для отечественной Церкви и просвещения. Речь, произнесенная на торжестве Вифанской духовной семинарии по случаю столетия со дня ее основания (26 сентября 1900 г.)/БВ. 1900. Т. 3. 10. С. 274–307. Введенский Дмитрий Иванович (1873–1954) – профессор МДА, доктор богословия. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1898), оставлен профессорским стипендиатом. Преподаватель библейской и церковной истории Вифанской ДС (1899), магистр богословия (1901), преподаватель еврейского языка (1905). Преподаватель словесности и истории русской литературы в Московской ДС (1906). Доцент МДА по кафедре библейской истории (1909), экстраординарный профессор (1909–1914). Доктор богословия (1914), ординарный профессор (1914), член Правления МДА (1916). Директор Сергиево-Посадского приюта для сирот офицерских чинов (1916); преподаватель Сергиево-Посадского городского училища и его заведующий (1919–1922). В мае 1928 г. арестован и выслан в Нижний Новгород (г. Горький). Консультант на Постоянной Нижегородской ярмарке (1928–1931); в кустарно-промышленной кооперации (1931); научный сотрудник Горьковского краевого НИИ промышленности (1933); заместитель директора по учебной части Ветлужского педагогического техникума (1935). Магистерская диссертация «Учение Ветхого Завета о грехе» (Сергиев Посад, 1900), докторская диссертация «Патриарх Иосиф и Египет: (Опыт соглашения данных Библии и египтологии)» (Сергиев Посад, 1914). О Д.И. Введенском см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 546. Личное дело студента МДА; Там же. Д. 5036. Личное дело преподавателя МДА. 1018 Постников Петр Никифорович (1877–1937), протоиерей, выпускник МДА (1901), кандидат богословия (см.: Там же. Д. 3241. Личное дело студента МДА). Преподавал географию и арифметику в Волоколамском духовном училище (1901). Настоятель храма вмч. Екатерины в Москве (1916). 26.11.1937 г. арестован в д. Иванисово Ногинского района Московской обл. 01.12.1937 г. осужден тройкой УНКВД СССР по Московской обл. по ст. 58–10 УК РСФСР «активная контрреволюционная агитация», 11.12.1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне. Реабилитирован 15.07.1989 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Если мы будем идти дальше и дальше по пути сползания в сталинщину, то куда мы сползем? В нравственную деградацию, в экономический тупик? К новой крови? Историк Владимир Лавров полемизирует с епископом Городецким и Ветлужским Августином в оценках роли и деятельности Иосифа Сталина. «Сталин стал автором военной доктрины, научной доктрины, культурной доктрины» Владимир Лавров Газета «Завтра» опубликовала статью епископа Городецкого и Ветлужского Августина. Прежде всего, о самой газете «Завтра», где была эта публикация. Газета «Завтра» выходила сначала под названием «День» и была запрещена как экстремистская газета – был суд, было решение суда. Однако затем она продолжила выходить под названием «Завтра», тот же главный редактор, те же сотрудники, то же направление. Если бы у нас в полной мере сложилось правовое государство, то экстремистская газета, конечно, не продолжила бы выходить. Но она продолжила. И главный редактор этой газеты, сталинистской и прокоммунистической газеты, на днях предложил канонизировать Сталина. Я уверен, что это не произойдет, но идет целый поток соответствующих просталинских публикаций, в том числе, и этот монолог или статья епископа Августина. Сказанное Августином характерно для сталинистов. То есть он говорит обо всем, вообще обо всем – от древних славян, о том, что было 950 лет назад, до, скажем, бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. И так, перепрыгивая с одного на второе, на третье, – обо всем. Столько поверхностно затронутых тем, что обо всем сказать мне в ответ невозможно… Я хочу остановиться только на нескольких принципиально важных положениях, высказанных епископом Августином. Цитирую Августина: «Сталин стал автором военной доктрины, научной доктрины, культурной доктрины».  Давайте разбираться. Сталин стал автором военной доктрины, это что за доктрина? Согласно сталинской доктрине, мы должны были воевать малой кровью и на чужой территории. Это было или этого не было? Епископ говорит об этом в положительно-утвердительном плане. Но этого, конечно, не было – ни малой крови, ни чужой территории, и отступали аж до Москвы, Ленинграда и Сталинграда.

http://pravmir.ru/istorik-vladimir-lavro...

Лубянка. Сталин и Главное управление госбезопастности НКВД. Архив Сталина. Документы высших органов партийной и государственной власти 1937-1938. М. 2004. С.112. Не предать забвению. Книга памяти жертв политических репрессий, связанных судьбами с Ярославской областью. Т. 4. Ярославль. Из-во «Верхняя Волга». 1997. С. 18,19. В 1936 году Ивановская промышленная область, в состав которой в апреле 1929 году вошла Костромская губерния, была поделена между Ярославкой и Ивановской областями. Ярославская область была представлена 14 районами будущей Кострмоской обалсти в составе Антроповского, Буйского, Галичского, Костромского, Красносельского, Молвитинского, Нейского, Нерехтского, Палкинского, Парфеньевского, Солигаличского, Судайского, Судиславского, Чухломского. Область состояла из 36 районов с 906 сельсоветами, имела 15 городов, в том числе 3 города областного подчинения — Кострома, Рыбинск и Ярославль, и 11 рабочих посёлков. Кропачев С. А. От лжи к покаянию. Отечественная историография о масштабах репрессий и потерях СССР в 1937-1945 годах. СПб., Антей. С.22. Нифонт (Коробов, 1878-1937), в 1929-37 гг. епископ Ветлужский. 6 августа 1937 года Владыка со всеми священниками Ветлужской округи был арестован. Его обвиняли в том, что он «проводил активную подрывную работу, направленную на свержение Советской власти и реставрацию капитализма в СССР», и что им была «создана церковно-фашистская, диверсионно-террористическая, шпионско-повстанческая организация… с общим числом свыше 60 участников». На основании этих обвинений 11 ноября 1937 года Тройка УНКВД приговорила епископа к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в тот же месяц. Епископ Неофит был похоронен на кладбище Горьковской тюрьмы рядом со старообрядческой церковью. Суворов В. Ледокол. Кто начал вторую мировую войну? М.: ООО «издательство АСТ»,  2003. С. 19, 23; Суворов В. Очищение. М.: ООО «издательство АСТ»,  2003. Зачем Сталин обезглавил армию? С. 35-37. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале:

http://bogoslov.ru/article/4850091

Среди них оставшиеся в живых свидетели тех событий: З. А. Виноградова (д. Шулево), О. В. Левашова (д. Завражьево), В. П. Крылова (д. . В 1937 году в Халабужской волости началась активная кампания по дискредитации духовенства. 6 августа был арестован епископ Ветлужский Нифонт, затем и все духовенство Ветлужской округи, числом 60 человек. 11 октября 1937 года был арестован о. Александр Полленский. У священника были изъяты книги духовного содержания, переписка, церковные предметы и деньги: одни рубль царской чеканки и 14 советских полтинников, дароносица, кадило, 3 креста, риза и епитрахиль, золотое кольцо. Все изъятое, как мы понимаем, возвращено семье не было. Пошло ли оно государству или в карманы следователям, тоже неизвестно. Последнее вероятнее всего, т.к. аналогичные случаи происходили с большинством арестованных. Да и могли ли позолоченные кресты и серебряные деньги служить вещественными доказательствами контрреволюционной и фашисткой деятельности подследственного? Уже на первом допросе следователем была озвучена причина ареста: «священника обвиняли в создании на территории Мантуровского р-на контрреволюционной церковно-фашистской организации». Впоследствии к этому пункту обвинения будет добавлено «диверсионно-террористической». По делу о создании террористической организации были привлечены  все пять священников Мантуровского района , в том числе сын священника Н. Л. Вигилянский и церковный староста Л. И. Смирнов, служившие в Корьковской Воскресенской церкви. Приведем некоторые показания свидетелей по делу о контрреволюционной монархической организации, возглавляемой Полленским: «…работая в колхозе, мне с Полленским сталкиваться не приходилось, но я его знаю как служителя культа Георгиевской церкви. Он один раз был у меня дома. Была с ним беседа по вопросам политики партии. Я убедился, что он настроен контрреволюционно […] В 1933–1934 гг. приходил в гости к моему зятю, был религиозный праздник «Тихоновская», и в беседе стал доказывать, что колхозный строй породил ненормальность в сельском хозяйстве…».

http://bogoslov.ru/article/4850091

Посему неудивительно, что еще в XVII веке в поморских пределах мы встречаем расколоучителей из какого-либо казанского города, напр. из Свияжска, и наоборот, в Нижнем-Новгороде и в Казани видим расколоучителей поморских или выходцев соловецких. На юге, и во первых, в пределах ниже-городских, кажется, еще более было географических удобств для укрывательства расколоучителей и распространения раскола. Здесь, особенно в Заволжьи, в то время тянулись огромные, непроходимые леса. В обширных лесистых пространствах Заволжья, еще и ныне простирающихся верст на 150 в длину и верст на 100 в ширину, есть, как говорят, такие места, куда чрез трясины и болота еще никто никогда не пробирался. Здесь простирались глухие никем не посещаемые леса салавирские (в ардатов. и горбатов. уездах), отрасль знаменитых муромских лесов, леса поломские (в Семенов. уезде), лысковские (в том же), керясенские (в макарьев. уезде), каменские (там же), дорогучинские и ветлужские (на границах макарьев. и Васильев. уездов), гнилицкие (балахнянск. уезда) и другие. В этих лесах раскольники и нашли себе притон и доселе еще гнездятся. По раскольническим преданиям, в царствование Алексея Михайловича прибыл в керженские леса соловецкий выходец монах Арсений и основал здесь на болотистом глухом месте скит шарпанский: от этого скита произошло множество новых скитов в заволжских лесах, в глухих, непроходимых лесах керженских, чернораменских, салавирских, поломских, лысковских и других. Из этих лесов расколоучители пробирались в близ лежащие села и множество народа увлекали в свои лесные обиталища: к ним туда укрывались всякого рода беглые, толпами стекавшиеся со всех концов: келлии находились «в великих болотах и топях, где и пешем ходить с нуждою: оттого сыскать никак невозможно было». 372 Раскольнические сказания о невидимых монастырях, населенных пустынниками, здесь оправдываются действительностью. Приливу и умножению раскольников в нижегородской области, а также успеху проповеди расколоучителей много способствовали еще макарьевская ярмарка и географическое положение нижегородского края, находящаяся на перепутьи из внутренней России в восточные края и в Сибирь.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Но одну чрезвычайно важную идею от символистов и, говоря шире, от людей «начала века» Пришвин ухватил и воплотил гениально. Это была идея жизнетворчества, отношения к человеческой жизни как к произведению искусства – именно ее писатель и выстроил, переосмыслил, преобразил на свой лад («Я из себя живу, они – от судьбы» ). Он искал свой путь, хотел жить не чужим, но своим умом, и главный итог его исканий начала века был выражен им в самый первый год вступления в партию декадентов (хотя, используя термин чуть более поздних времен, он был скорее попутчиком, нежели действительным партийцем) – так что можно было дальнейший огород и не городить и никаких салонов не посещать, разве что из любопытства. Прирожденный охотник имел очень быстрый и цепкий ум и так же лихо, как с Олонецкой губернией на диво тамошним этнографам или с ветлужскими сектантами, к удивлению религиоведов, очень скоро разобрался и со своими духовными поисками и сомнениями едва ли афористическим образом: «По-мужицки верить нельзя… По Мережковскому тоже нельзя… По своему?.. Но я не религиозный человек. Мне хочется самому жить, творить не Бога, а свою собственную, нескладную жизнь… Это моя первая святая обязанность». И через несколько лет, в 1914 году, закрывая свое декадентство и объявляя его изжитым: «Моя натура, как я постиг это: не отрицать, а утверждать; чтобы утверждать без отрицания, нужно удалиться от людей установившихся, жизнь которых есть постоянное отрицание и утверждение: вот почему я с природой и с первобытными людьми». Глава X. Слепая Голгофа Первобытные люди – это скорее всего о «Черном арабе» – пожалуй, наиболее удачной и совершенной в художественном отношении пришвинской дореволюционной книге. Писатель отправился на сей раз в киргизские степи, откуда намеревался привезти большой трехчастный роман-очерк вроде «Колобка», но вместо растянутого аморфного повествования создал энергичный, яркий и сжатый рассказ о степных жителях, который привел в восторг М. Горького – еще одного пришвинского товарища по цеху, с кем они вместе будут творить литературу советскую и говорить вслух многочисленные взаимные комплименты, в глубине души оставаясь друг о друге не слишком высокого мнения.

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

синода, в 31-й о числе архиереев для суда над лицами архиерейского сана, в 36-й о допущении к должности прокурора и лиц не имеющих юридического образования, в 82 прибавление о допросе свидетелей при апелляционном производстве чрез местных духовных судей; в 83-й простая отсылка к последующему: комитет в иных случаях был так неразборчив в выписке светских положений, что выписывал даже и такие, которые практически неосуществимы при проектируемой им организации духовных судов. Таково переписанное комитетом постановление о предоставлении прокурору права наблюдения за производством следствий (ст. 90). Прокурору светского окружного суда возможно наблюдать за производством следствия в округе сравнительно не очень обширном. Как будет наблюдать прокурор петербургского духовно-окружного суда за производством следствия в архангельской епархии, в олонецкой? Как будет наблюдать прокурор московского духовно-окружного суда за производством следствия в никольском, яренском, устьсысольском уездах вологодской епархии, или в ветлужском и кологривском уездах костромской и т. д. и т. д.? Статья должна остаться мертвою буквою. Подобная же участь ожидает и статью 124-ю, предоставляющую прокурорскому надзору право наблюдения за исполнением приговоров духовных судов. Статьи, проектированные комитетом в противность статьям светских основных положений 1862 года и судебных уставов 1864 г., имеют гораздо большую важность. Но эти отступления и противоречия допущены комитетом не в видах сближения проекта с церковными правилами, а совершенно по другим соображениям, или же только для видимого, призрачного сближения. Судебные уставы для производства следствий установляют особые органы; комитетский проект признает это излишним и соединяет должность следователя в одном лице с должностью дух. судьи (10). Мировой судья утверждается Сенатом, духовный не Синодом, как следовало бы для соответствия, а епарх. архиереем (16), который однако же при этом имеет власти менее, чем Сенат. Члены окружного суда назначаются Высочайшею властью по представлению министра юстиции, члены духовно-окружных судов назначаются выборным порядком, и получившие наибольшее количество голосов утверждаются епархиальным архиереем, для того, чтобы поэтому можно было назвать их уполномоченными архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

«Ванька Жуков, девятилетний мальчик», пишет письмо деду в ночь под Рождество. Самая отрадная картина, проступающая в памяти светлой иконой из кромешной тьмы его городского житья у сапожника, - Рождественская ночь в его родной деревне. «Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребренные инеем, сугробы. Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный путь вырисовывается так ясно, будто его перед праздником помыли и потерли снегом». Дети в рассказах Чехова Ванька Жуков, как любой человек, осознанно или подсознательно, несет в себе эдемскую память. Когда я прошу детей, впервые пришедших в нашу ветлужскую воскресную школу, нарисовать рай, они рисуют цветы, животных и Ангелов. «В лесу чувствуется присутствие Божества...» - строчка из письма Антона Павловича Е.М. Шавровой, 1892 г. Природа богодухновенна. Чехов знал это всей чистотой своей души. Рождественский или пасхальный воздух он воспринимал как ликование всей вселенной - и каждой снежинки, цветка или птахи. На Пасху (6 апреля 1892 г.) писал Н.М. Линтваревой: «Вчера во весь день сияло солнце... изумительно хорошо!.. А скворец может с полным правом сказать про себя: пою Богу моему, дондеже есмь. Он поет целый день, не переставая». Лучшее в человеке слиянно с природой, первородно, как природа, и если писателю суждено остаться в памяти поколений, то до той поры, «пока на Руси существуют леса, овраги, летние ночи, пока еще кричат кулики и плачут чибисы...» - из письма Чехова Григоровичу, 1888 г. Красота цветов священна, лампадна. Воплощенная в них любовь Спасителя со времен творения не осквернилась деяниями рук человеческих. Первозамысел Бога в них остался неприкосновенным. Чехов соединяет два понятия «цветы» и «любовь» в одно: «...и на земле из темной травы, слабо освещенной полумесяцем, тянулись сонные тюльпаны и ирисы, точно прося, чтобы с ними объяснились в любви» («Володя большой и Володя маленький»). И наоборот: состояние влюбленного человека родственно тайне прекрасного, заложенной в цветке. Это, видимо, состояние, несколько напоминающее райское блаженство. «То, что мы испытываем, когда бываем влюблены, быть может, есть нормальное состояние. Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть». (Из записных книжек Чехова.)

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/29/b...

30 августа исполняется 85 лет со дня рождения замечательного актера театра и кино Анатолия Солоницына. Он вошел в историю мирового кино ролью преподобного Андрея Рублева в великом фильме Андрея Тарковского. Этот фильм, по опросам многих киноакадемий стран Европы, Азии и Америки, входит в число ста лучших фильмов всех времен и народов. О пути Анатолия к вере, о том, как он понимал назначение искусства в нашей жизни, вспоминает родной брат артиста, писатель Алексей Солоницын . Спасти и сохранить Мне приходится выступать в вузах, школах, куда меня время от времени приглашают, как писателя и киносценариста, и когда я спрашиваю, видели ли они фильм «Андрей Рублев», знают ли, кто такой Андрей Тарковский, – даже студенты творческих вузов редко поднимают руки. Что уж говорить о школьниках. На некоторых посещаемых и даже популярных сайтах написано, что Анатолий Солоницын «из поволжских немцев, настоящее его имя Отто». Я не один раз писал и в статьях для Интернета, и для центральных газет и журналов, и в «Повести о старшем брате», которая выдержала уже пять изданий, что да, имя Отто родители дали брату при рождении. Отец наш, в ту пору корреспондент «Известий», был романтик, эпопея челюскинцев его волновала так, что имя своему первенцу он дал в честь Отто Юльевича Шмидта, научного руководителя по спасению полярников. Да, детство наше действительно прошло в Саратове, на родине мамы, но к «поволжским немцам», как пишут некоторые «знатоки», наша семья не имеет никакого отношения. Более того, и в повести, и в фильме «Захарова тропа» о династии Солоницыных, и в ряде эссе я говорил, что наш пращур, Захар Солоницын, – летописец и иконописец второй половины XVIII века, который упоминается в «Истории» Карамзина как «ветлужский летописец». Об этом отцу написали нижегородские краеведы, с которыми я встречался, когда делал фильм и когда устанавливалась мемориальная доска памяти брата в городе Богородске Горьковской (Нижегородской) области, где мы родились. Имя Анатолий брат взял еще в юности, когда пошел работать на вагонзавод в Саратове. И к этому имени мы быстро привыкли.

http://pravoslavie.ru/123417.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010