КОРЕЛЬСКАЯ, обн. 02(15)07.1931 (? ВЛАДИМИРСКАЯ, обн. 1931?) Николай Гирченко СРЕТЕНСКАЯ, обн. 22.01(04.02)1927 ИМАНСКАЯ, обн. в/у ВЛАДИВОСТОКСКАЯ, обн. 10.1930 11(24)09.1932 в/у СПАССКАЯ, обн. 11(24)08.1932 11(24)09.1932 КАНСКАЯ, обн. 10.1933 17(30)05.1934 Николай Голубев ВЕТЛУЖСКАЯ 10.1926 20.01(02.02)1928 КИНЕШЕМСКАЯ 06.1929 22.11(05.12)1929 Николай (Микулина) Грек ЯРОСЛАВСКАЯ ПОЛОЦКАЯ Св. Николай Грек ВСЕРОССИЙСКАЯ Николай Грох в/у КОВЕЛЬСКАЯ 01(14)07.1992 02(15)07.1992 КОВЕЛЬСКАЯ 03(16)07.1992 16(29)07.1992 ИВАНО-ФРАНКОВСКАЯ 16(29)07.1992 ЗВЕНИГОРОДСКАЯ 31.07(13.08)1921 ВЛАДИМИРСКАЯ (27.11(10.12)1925) 1932 Николай Доброхотов ТАМБОВСКАЯ 27.04.1841 07.04.1857 Николай Елпидинский ТИХВИНСКАЯ, обн. 12(25)05.1933 ПСКОВСКАЯ, обн. 13(26)02.1936 21.06(04.07)1936 ЧЕРЕПОВЕЦКАЯ, обн. 21.06(04.07)1936 10(23)08.1937 Николай Еремин КЛИШИСКАЯ 04(17)12.1953 23.12.1959 05.01.1960) КОРСУНСКАЯ 23.12.1959 05.01.1960) 01(14)01.1963 ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ 02(15)10.1954 01(14)01.1963 Николай Заркевич ХЕРСОНСКАЯ 10.06.1884 06.06.1885 Николай Зиоров АМЕРИКАНСКАЯ 29.09.1891 14.09.1898 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 14.09.1898 26.03.1905 ТВЕРСКАЯ 26.03.1905 08.04.1905 ВАРШАВСКАЯ 05.04.1908 20.12.1915 Николай Ипатов ЗЛАТОУСТОВСКАЯ 28.05.1917 11.1922 в/у УФИМСКАЯ 10.1922 11.1922 УФИМСКАЯ, обн. 11.1922 03(16)11.1922 УФИМСКАЯ, обн., паки 09.1923 1924(?) ЗЛАТОУСТОВСКАЯ, паки 1924(?) 03(16)09.1927 МЕЛЕКЕССКАЯ 03(16)09.1927 ВОТКИНСКАЯ 02.1930 ИЖЕВСКАЯ 02.1930 06.1931 ИЖЕВСКАЯ, паки ИЖЕВСКАЯ, 3-й раз 16(29)08.1938 Сщмч. Николай Караулов ВЕЛЬСКАЯ 08(21)10.1923 04(15)01.1924 в/у ВОЛОГОДСКАЯ 08(21)10.1923 04(15)01.1924 ТАЛЛИННСКАЯ 30.03.1880 24.03.1906 ЯПОНСКАЯ ПАЦ 30.03.1880)/ 24 .03.1906 03.02.1912 Николай Кедровский АМЕРИКАНСКАЯ, обн. 05.1944 Николай Кенарский ЛУКОЯНОВСКАЯ 01.1920 Сщмч. Николай Клементьев СЕСТРОРЕЦКАЯ 10(23)06.1924 09(22)03.1933 в/у ОХТЕНСКАЯ 10(23)06.1924 09(22)03.1933 НИКОЛЬСКАЯ 09(22)03.1933 29.07(11.08)1933 в/у ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 09(22)03.1933 29.07(11.08)1933 ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 29.07(11.08)1933

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ТАЛЛИННСКАЯ 26.08.1845 25.02.1850 СТАРОРУССКАЯ 25.02.1850 19.12.1850 ПОЛТАВСКАЯ 19.12.1850 13.09.1860 АРХАНГЕЛЬСКАЯ 13.09.1860 16.08.1871 ЧЕРНИГОВСКАЯ 16.08.1871 04.03.1875 Нафанаил Селицкий-Белицкий ПОЛОЦКАЯ 09.1595 Нафанаил Соборов ХЕРСОНСКАЯ 15.08.1872 23.05.1879 АРХАНГЕЛЬСКАЯ 23.05.1879 06.03.1882 ПСКОВСКАЯ 06.03.1882 16.02.1885 АРХАНГЕЛЬСКАЯ, паки 16.02.1885 03.06.1890 Нафанаил Троицкий МИЧУРИНСКАЯ 29.02.1904 31.10.1908 УФИМСКАЯ 31.10.1908 17.04.1912 АРХАНГЕЛЬСКАЯ 17.04.1912 27.12.1919 09.01.1920) в/у ХАРЬКОВСКАЯ 27.12.1919 09.01.1920) ХАРЬКОВСКАЯ 30.10(12.11)1927 в/у ВОРОНЕЖСКАЯ 08.1927 30.10(12.11)1927 Нектарий ЧЕРНИГОВСКАЯ Нектарий Грек ВОЛОГОДСКАЯ 25.06.1613 ВОЛОГОДСКАЯ, паки 05.1625 03.06.1626 Нектарий Григорьев ПЕТРОЗАВОДСКАЯ 16(29)06.1947 21.05(03.06)1948 ТИРАСПОЛЬСКАЯ 21.05(03.06)1948 25.05(07.06)1949 в/у КИШИНЕВСКАЯ 21.05(03.06)1948 25.05(07.06)1949 КИШИНЕВСКАЯ 25.05(07.06)1949 24.02(09.03)1969 Нектарий Коробов в/у САРАТОВСКАЯ 12(25)03.1994 САРАТОВСКАЯ 13(26)03.1994 06(19)11.1994 Нектарий Надеждин ВЫБОРГСКАЯ 13.09.1859 22.09.1860 НИЖЕГОРОДСКАЯ 22.09.1860 21.01.1869 ХАРЬКОВСКАЯ 21.01.1869 07.09.1874 Св. Нектарий Теляшин ТОБОЛЬСКАЯ 07.02.1636 07.01.1640 Нектарий Трезвинский ВЕЛИЖСКАЯ 12(25)05.1924 12.1924 в/у ВИТЕБСКАЯ ЯРАНСКАЯ 12.1924 19.02(03.03)1928 в/у ВЯТСКАЯ 12.1924 31.10(13.11)1925 (КУРСКАЯ 1928 ?) Неофит ЧЕРНИГОВСКАЯ 1080(1072) в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ (1072) Неофит Грек ЧЕРНИГОВСКАЯ Неофит Докучаев-Платонов АРХАНГЕЛЬСКАЯ 15.08.1821 08.06.1825 Неофит Коробов ГОРОДЕЦКАЯ 12(25)04.1927 19.07(01.08)1929 ВЕТЛУЖСКАЯ 19.07(01.08)1929 24.07(06.08)1937 Неофит Неводчиков КИРОВОГРАДСКАЯ 10.08.1880 06.08.1883 АСТАНАЙСКАЯ 06.08.1883 21.11.1892 КИШИНЕВСКАЯ 21.11.1892 26.01.1898 Неофит Следников ИЗМАИЛЬСКАЯ 10.03.1913 13.11.1914 ПРИЛУКСКАЯ 13.11.1914 16.10.1917 СТАРОБЕЛЬСКАЯ 16.10.1917 в/у ХАРЬКОВСКАЯ 17.05.1918 Неофит Соснин СТАРИЦКАЯ 15.09.1836 23.04.1838 ВЯТСКАЯ 23.04.1838 29.03.1851 ПЕРМСКАЯ 29.03.1851 05.07.1868 Нестор в/у НОВГОРОДСКАЯ (1149–1156) ЯРОСЛАВСКАЯ 20.07.1149

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 14.00 начнется работа круглого стола, посвященного отдельным направлениям работы, после которого состоится заключительное заседание секции. Еще одно мероприятие конференции в этот день — секция «Основы православной культуры как средство воспитания, образования и развития: опыт работы Кубанской митрополии по УМК А.В. Бородиной» — начнется в конференц-зале в 10.00. Секция организована при участии Института развития образования Краснодарского края. Ее возглавят руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринодарской епархии протоиерей Александр Игнатов и президент Межрегионального общественного фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры», кандидат культурологии, член Союза писателей России, автор учебных пособий по Основам православной культуры А.В. Бородина. В рамках секции будут показаны презентации и видеоролики об опыте региона. Также состоится семинар для руководителей и педагогов дошкольного уровня образования «Основы православной культуры для дошкольного уровня образования по ФГОС и проекту А.В. Бородиной». 29 января В этот день в рамках конференции результаты своей работы представит Севастопольское благочиние Симферопольской епархии . Секция «Представление регионального опыта духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в г. Севастополе» начнется в 12.30 в Зале церковных соборов. В рамках секции будет показана литературно-музыкальная композиция «Молодежь: свобода и ответственность», подготовленная ресурсным центром по духовно-нравственному и семейному воспитанию детей и молодежи Департамента образования города Севастополя совместно с Отделом религиозного образования Севастопольского благочиния. Ребята из Севастополя уже в третий раз порадуют участников Чтений спектаклем. Литературно-музыкальная композиция начнется в 13.10 на сцене Зала церковных соборов. В 15.00 также в Зале церковных соборов епископ Городецкий и Ветлужский Августин возглавит работу секции «Православная гимназия. Ступень­ки к Богу. Портрет выпускника. Опыт Городецкой епархии ». В ходе секции будет показан фильм «Один день из жизни православной гимназии». Завершится работа секции Рождественским представлением, которое покажут учащиеся нескольких православных гимназий епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/5360894.ht...

Локчимлаг организован ГУЛАГом в 1938 году на неосвоенных эксплуатацией лесных массивах и поэтому их освоение требует значительных капиталовложений. За 1938 и 1939 гг. в освоение лесов Локчимлага уже вложено 26 млн. рублей. Техническая вооруженность Локчимлага: Строящаяся узкоколейная железная дорога протяжением 15 км, оснащенная 2 паровозами и 50 вагонами с годовой мощностью 350 тыс. кубометров. Пять тракторно-ледяных дорог, общим протяжением 105 км, оснащенных 25 тракторами и 780 тракторными санями, с сезонной программой вывозки 460 тыс. кубометров. Девять автолежневых дорог общим протяжением 98 километров, на которых работает 46 автомашин, с годовой мощностью всех дорог в 840 тыс. кубометров. Для сплавных работ Локчимлаг имеет: катеров 24, глиссеров 7, сплоточных агрегатов 20. Кроме того, по деревообработке: восемь переносных однорамных лесопильных завода, с годовой производительностью по выпуску пиломатериалов в 132 тыс. кубометров; шесть шпалорезных установок, с годовой производительностью по выпуску шпал 350 тыс. штук. За 1939 год Локчимлаг заготовил 1.663 т. ф/м древесины, вывез 1.997 т. ф/м и сплавил 1.167т. ф/м. План на 1940 г.: заготовка – 1.700 т. ф/м, вывозка – 1.800 т. ф/м, сплав – 1.514т. ф/м. УНЖЛАГ Унжлаг производит лесозаготовительные работы в лесах водоохранной зоны Ветлужского лесхоза Горьковской области и Макарьевского лесхоза Ивановской области, годичная лесосека в которых определяется в 2000 тыс. кубометров. Лесопродукция, заготовляемая Унжлагом направляется: деловая древесина – для удовлетворения потребителей европейской части Союза, дрова – для снабжения гор. Москвы и Балахнинского бумкомбината. Эксплуатируемые Унжлагом лесные дачи отдалены от транспортных путей на расстояние 45–120 км; для полной эксплуатации всех лесных дач, закрепленных за Унжлагом, постепенно строится вглубь лесного массива железнодорожная лесовозная ветка нормальной колеи. Техническая вооруженность Унжлага: Железнодорожная ветка нормальной колеи общим протяжением 150 км, из них главного пути 71 км, погрузочных усов 79 км, на веже работает 13 паровозов и 120 вагонов; пропускная способность ветки по вывозке – 2600 тыс. кубометров в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подводя итог исследованию постановления Политбюро «о мощах Варнавы», можно с определенной точностью утверждать, что данное решение было принято в результате рассмотрения пришедшей из Костромы шифротелеграммы, которая стала по сути инициативным документом. Получив эту шифродепешу, Бюро Секретариата, следуя за распоряжением Сталина, направило ее с соответствующим сопроводительным письмом на экспертное заключение в VIII отдел НКЮ РСФСР Красикову. После чего и саму шифротелеграмму и полученный от Красикова документ по распоряжению все того же Сталина направили из Бюро Секретариата в адрес Троцкого, снабдив документы еще одним сопроводительным письмом за подписью Назаретяна. После знакомства Троцкого с шифротелеграммой и с заключением Красикова, Бюро Секретариата посчитало возможным передать полученные от особоуполномоченного СНК документы на обсуждение Политбюро, внеся вопрос в повестку дня заседания высшего партийного органа. В результате рассмотрения Политбюро данного вопроса было зафиксировано решение об одобрении заключения Красикова, которое из подготовительного документа после незначительной переработки превратилось в приложение к постановлению высшего органа ЦК РКП(б) и уже как его составная часть рассылалось ответственным лицам 332 . Из всего массива приведенных материалов остановимся дополнительно на одном из двух канцелярско-технических документов – на сопроводительном письме от 2 мая 1922 г., направленном Троцкому для предварительного просмотра инициативного и подготовительного документов к предполагаемому постановлению Политбюро. Несомненно, это письмо довольно красноречиво говорит о том, что под контролем особоуполномоченного СНК были не только значимые «поворотные» «церковные» вопросы, как шуйский и московский процессы, но и казалось бы частные случаи, связанные с местными нюансами проведения кампании по изъятию церковных ценностей, как костромское сообщение «о вскрытии мощей» преподобного Варнавы Ветлужского. Следующее «церковное» постановление Политбюро вновь касалось деятельности в данной области Троцкого и было по своему характеру скорее организационно-административного свойства. Очередным восьмым пунктом в «подлинный» протокол 5 заседания высшего органа партийной власти от 4 мая 1922 г. был вставлен лист линованной бумаги, на котором, как уже отмечалось, имелись два других «церковных» пункта – седьмой и девятый 333 . В левой колонке «Слушали» восьмого пункта черными чернилами рукой сотрудника Бюро Секретариата было вписано: «8. – О помощнике т. Троцкому по изъятию ценностей», а в правой «Постановили» соответственно: «Поручить Оргбюро в 3-х дневный срок подыскать двух помощников т. Троцкому для работы по изъятию ценностей». Под первой колонкой теми же черными чернилами был зафиксирован адрес рассылки выписок этого пункта: «Оргбюро. Троцкому».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23–40 Постановление Политбюро ЦК РКП(б) о мощах преподобного Варнавы Ветлужского. Из протокола заседания Политбюро 5, п. 7 от 4 мая 1922 г. СТРОГО СЕКРЕТНО 7 . – Сообщение из Костромы о мощах Варнавы. Одобрить заключение т. Красикова. СЕКРЕТАРЬ ЦК – Л. 57. Машинописная копия выписки позднейшего времени на бланке ЦК ВКП(б) – РКП(б) 1930-х гг. – АПРФ, ф. 3, оп. 1, д. 274, л. 7. Черновой протокол заседания Политбюро. Рукописный подлинник на листе линованной бумаги. В колонке “Слушали” ошибочно сначала написано “Заключение” вместо “Сообщение”, затем первое зачеркнуто, рядом написано правильное слово. Слева внизу запись о рассылке: “Красикову”. Л. 2: “Присутствовали: члены Политбюро т.т. Ленин, Троцкий, Сталин, Каменев, Зиновьев, Рыков. Кандидаты: т.т. Молотов, Калинин. Член ЦК: т. Фрунзе”. 23–41 Постановление Политбюро ЦК РКП(б) “о помощнике т. Троцкому по изъятию ценностей”. Из протокола заседания Политбюро 5, п. 8 от 4 мая 1922 г. СТРОГО СЕКРЕТНО 8 . – О помощнике т. Троцкому по изъятию ценностей. Поручить Оргбюро в 3-дневный срок подыскать двух помощников т. Троцкому для работы по изъятию ценностей. СЕКРЕТАРЬ ЦК – Л. 61. Машинописная копия выписки позднейшего времени на бланке ЦК ВКП(б) – РКП(б) 1930-х гг. Внизу рукописные пометы, отсылающие к постановлению Секретариата ЦК РКП(б), протокол 14, п. 2 от 5 мая 1922 г. и к постановлению Оргбюро ЦК РКП(б), протокол 15, п. 4 от 8 мая 1922 г. (см. примеч. к 23–41). – АПРФ, ф. 3, оп. 1, д. 274, л. 7. Черновой протокол заседания Политбюро. Рукописный подлинник на листе линованной бумаги. Слева внизу запись о рассылке: “Оргбюро. Троцкому”. Список присутствовавших см. 23–40. 23–42 Постановление Политбюро ЦК РКП(б) о ходе кампании по изъятию церковных ценностей. Из протокола заседания Политбюро 5, п. 15 от 4 мая 1922 г. СТРОГО СЕКРЕТНО 15 . – О кампании по изъятию церковных ценностей. (т. Троцкий). Заслушав сообщение о ходе кампании по изъятию ценностей, Политбюро констатирует крайнюю медленность и вялость ее проведения и ставит это на вид всем ее участникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выставка «В защиту жизни и семейных ценностей» прошла в городе Шахунья Нижегородской епархии 25 февраля 2009 г. 19:29 Выставочно-лекционное мероприятие «В защиту жизни и семейных ценностей» впервые прошло в Шахунье. Оно было организовано Отделом по взаимодействию с медицинскими и социальными учреждениями Нижегородской епархии . Сам проект существует уже второй год; выставка работает в школах, техникумах и вузах Нижнего Новгорода и области. «Аборт — это страшно, невыносимо, — поделились своими впечатлениями от увиденного старшеклассницы. — Женщина никогда не сделает этого, если она любит и любима. Ведь должна же быть любовь в нашем жестоком мире...». Слушатели сожалели, что подобные лекции в их районе — большая редкость. Они не охватывают старшеклассников и студентов всего Шахунского района. Именно поэтому с представителями Ветлужского благочиния решено было продолжить выставочно-лекционный проект «В защиту жизни и семейных ценностей» в апреле 2009 года. «Эта проблема очень актуальна в наше время. И стоит больше проводить подобных лекций для всех школ», — к такому выводу организаторы выставки пришли и 24 февраля, когда лекция прошла в Вознесенском (бывшем Краснобаковском) благочинии. А сегодня мероприятие «В защиту жизни и семейных ценностей» с успехом прошло в Павловском благочинии. «Очень радует, когда в зале собирается 300-500 человек, как было, например, в Урене, Кстово и ряде других городов Нижегородской области, — говорит специалист Отдела по взаимодействию с медицинскими и социальными учреждениями Марина Дружкина. — Таким образом, за одну поездку рассказать о вреде аборта, о традиционных семейных ценностях — любви, многодетности, целомудрии — получается для нескольких тысяч школьников и студентов. И жаль, когда в зале только 50-60 человек, как было в последних поездках». Организаторы выставки-лекции отмечают, что готовы работать с любой аудиторией, даже с одним человеком. Но эффективность мероприятия при этом снижается. «Нас радует и то, что педагоги и старшеклассники, даже те, кто сначала достаточно настороженно встречает любую информацию православной тематики, потом благодарят за «актуальный проект для современной молодежи»«, — поясняет Дружкова.

http://patriarchia.ru/db/text/567642.htm...

Стихотворные эпитафии в н. XV в. можно было встретить в самых глухих уголках России. Такие эпитафии представляли собой особую отрасль погребального ремесла, и в деревню проникали прежде всего излюбленные городские шаблоны вроде следующих: Куда наш друг любезный скрылся, Нас оставил сиротам, На веки с нами ты простился, Чего бы не хотел и сам... Или: Прощайте, дети, не скучайте. Да будет с вами благодать. Меня к себе не ожидайте, А я к себе вас буду ждать. В Коворнине на одной из могил была такая эпитафия: О человече! Не возносись много, Смерть у порога. Здесь, как не ликовать, А по смерти гроба не миновать. Интересно, что вторая часть этой эпитафии повторяла буквально народную пословицу: «Как не ликовать, а гроба не миновать», и, по-видимому, была заимствована из духовного стиха «Гробы» – «сколь я в мире не ликую, тебя, гроба, не миную», в свою очередь представлявшего отголосок мотивов, входивших в состав др. известных стихов. В могилу колдуна было принято для ограждения людей от покойника вбивать кол. «Колдуна в могилу нужно класть книзу лицом – тогда не встанет: как оживет, начнет царапать руками землю, а сам все глубже проваливаться будет». Рассказывали, что в Ветлужском у. кто-то разрыл могилу крестьянина д. Горлова, чтобы отнять правую руку, т. к. с правой рукой мертвеца легко воровать – нужно обойти с ней дом, который хотят ограбить: ни хозяин не проснется, ни собака не взвизгнет. У кладбища в позднее время и ночью боялись ходить и ездить, т. к. местопребывание умерших насильственной смертью, по народному понятию, связано с местами их могилы и смерти. Здесь «чудилось», пугала нечистая сила, раз уж навредившая человеку, или сама погибшая душа, тоже перешедшая в разряд «нечисти». Вообще ходить через кладбище ночью до пения петухов боялись. См. также: Погребение умерших, Похоронные обряды. Ист.: Смирнов В. Народные похороны и причитания Костромской губернии. Кострома, 1928; Беловинский Л. В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории. М., 2003. Кладенец-Меч

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что касается числа сектаторов, то оно, как и естественно по самому существу дела, не было, да и не могло быть точно определено членами следственно-судной Комиссии. Их в одной Ярославской губернии приблизительно насчитывали до 500 человек, а пристанодержателей – 463; —412— во всех же других губерниях, где давались пристанища странникам, пристанодержателей насчитали 676 1981 . Во времена, последующая за действиями следственно-судной Комиссии странники преимущественно, стремятся к Астрахани, в эту обетованную землю бродяг и беспаспортных, где особенно широко распространился раскол беспоповщинский 1982 . Роль посредника в данном отношении играют Нижегородцы. По своему географическому положению, Нижний-Новгород и вся приволжская часть его уездов представляют собою самое лучшее и самое удобное место для стечения всякого сброда людей, в том числе и странников с целию отправиться в астраханские камыши вместе с ежегодными весенними сплавами отсюда рыболовных принадлежностей, а также Унженского и Ветлужского леса. Одни из странников приходят сюда ко времени ярмарки, другие собираются зимою, а весною из Чернорецкой волости и Гнилиц (Балахнинского уезда), из Избыльца (Горбатовского уезда), из Безводного (Нижегородского уезда) и из самого Нижнего-Новгорода указанным путем стремятся к Астрахани, где водворяются на берегах волжского низовья, на ватагах Каспийского моря, уходят даже, как говорят, на низовья Уманя, Эмбы, в Закавказский край и даже будто бы бродят по восточным берегам моря и пробираются к Сальянским промыслам в Персии. Остающиеся же в губернии нижегородские странники летом уходят в леса Макариевского уезда – Гнилицкий и Салавирский. При этом в Нижегородской губернии преобладающим элементом являются „странноприимцы“, действительных странников предполагается небольшое число 1983 . Кроме того, также помимо данных следственной комиссии, есть сведения, что со второй четверти минувшего XIX столетия секта Странников появилась в Нагавской станице —413— Донской епархии и, в частности, в числе до 25 семейств утвердились в хуторах: Минаевом, Черепашьем и Киреевском 1984 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О. I, 381). Так как Исидор космодемьянский, по свидетельству Ионы, умер на Керженце (стр. 187), то не бежал ли на Дон Исидор поп московский? 45 Имя Капитон в истории раскола признается очень известным, но сообщаемые о его личности и деятельности сведения не отличаются полнотой и точностью. Соловьев только упоминает о Капитоне (История России, т. XI, стр. 244. М. 1880). Макарий не имел документальных данных (История раскола. Спб. 1855, стр. 243–4). Полнее статья прот. М. Я. Диева: Яросл. Губ. Вед. 1890, 11–12 (ср. ст. А. Лебедева; Яросл. Епарх. Вед. 1860, 19). Со своей стороны можем сопоставить следующие данные. Прежде всего о Капитоне говорят два лица XVII века – инок Евфросин и сибирский митрополит Игнатий, и два XVIII – известный выговец Семен Денисов и келейник инока Корнилия Пахомий. По Евфросину – Капитон жил «в пределах вологодских» (Отразит. писан. о самоуб. смертях. Спб. 1895, стр. 10); по Игнатию – в пределах костромских (Пр. Соб. 1855, кн. 2: 3 посл., стр. 97); по Денисову – в пределах вязниковских (Виноград Российский, гл. 3, ст. 1); по Пахомию – в лесах ветлужских (Житие Корнилия: Ркп. Публ. библ. Q. I, 401, л. 152). Такое разногласие объясняется, прежде всего, тем, что известия имеют в виду разные, т. е. разновременные места жительства Капитона: Капитон жил более ста лет и не раз имел нужду селиться то тут, то там. Кроме того, известие Пахомия, не смотря на то, что передано им со слов инока Корнилия, самолично навестившего Капитона, – нуждается в подтверждении из других источников, хотя, в тоже время, само по себе оно не заключает нечего невероятного. Именно, Пахомий передает, что Корнилий был у Капитона в то время, когда Капитон жил в лесах на Ветлуге. Старец окружен был учениками. Корнилий прожил у него более двух месяцев. По расчету выходит, что это было еще в конце XVI века, именно: Корнилий умер в 1695 году, прожив 125 лет; пострижение получил 18-ти лет от роду; а у Капитона Корнилий был до пострижения (Житие Корнилия, лл. 152–3, 173–4). Затем, у Евфросина и Игнатия, видим, есть неточность в сведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010